Эволюция управленческой мысли
|
№
|
Название школы
|
Дата
|
Представитель
|
Основные направления школы
|
1 |
Школа научного управления
|
(1885-1920) |
Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. |
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
|
2 |
Классическая школа управления
|
(1920 —1950) |
Тейлор и Гилбрет,
Анри Файоль,
Диндалл Урвик,
Джеймс Д. Муни,
А. К. Рейли,
Алфреда П. Слоуна
|
1.Целью классической школы было создание универсальных принципов
управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
2. Описание функций управления. Разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры
организации и управления работниками.
3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
|
3 |
Школа человеческих отношений и поведенческих наук
|
(1930—1950)
(1950 — по настоящее время)
|
Мери Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо.
Абрахамом Маслоу, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга.
|
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
Исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда
будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
|
4 |
Школа науки управления
|
(1950 — по настоящее время) |
Фредериком У. Тейлором |
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.
|
5 |
Процессный подход
|
С 1980х-настоящее время |
Анри Файоль |
Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Функций планирования, организации, мотивации и контроля.
Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. |
6 |
Системный подход
|
С 1980х-настоящее время |
Подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. |
7 |
Ситуационный подход
|
в конце 60-х годов – настоящее время |
Мери Паркер Фоллетт, Ральф Стогдилл |
Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. |