Реферат: Отчет о прохождении практики в Турфирме психология

Название: Отчет о прохождении практики в Турфирме психология
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пятигорский Государственный Лингвистический Университет

Отчет

об учебной практике студента-практиканта Коровушкиной Е.А.

4 курса 403 группы (ТиП)

факультета французского и английского языков

место прохождения практики и наименование предприятия –

ООО «Лайт»

с 17 января 2011 года по 12 февраля 2011 года

Руководитель практики

Кандидат психологических наук, доцент

Мищенко Л.В

Пятигорск 2010


Содержание

I. СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИИ

1.1. Общие сведения о предприятии…………………………………………….3

1.2. Общая характеристика профессии………………………………………….3

1.3. Производственная характеристика профессии…………………………...10

1.4. Характеристика необходимых общих и специальных знаний, умений, навыков……………………………………………………………………...11

1.5. Психологическая характеристика трудовой деятельности……………...13

1.6. Характеристика условий труда……………………………………………14

1.7. Сведения о востребованности данной профессии……………………….15

II. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОГРАММЫ ……………………………………17

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА …..…………….19

IV. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………..22

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...23

I. СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИИ

1.1. Общие сведения о предприятии

Учебная практика проходилась в туристической фирме «Ла йт». Офис фирмы находится по адресу Дзержинского, 41, район Детского мира.

1.2. Общая характеристика профессии

Дорога, перемена мест, отдых, новые впечатления, новые места… Путешествия… Вот к чему стремятся большинство людей. Путешествие – термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового. Человечеству на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей. За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма. Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д. С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений. Таким образом, туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями делового мира, которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и географические материалы, отчёты и дневники. Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах. Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

I этап – предыстория российского туризма. В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были “любопытство посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, т.к. “…возвышался тот, кто был в Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство). Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали одним из распространённых видов туризма в России. В результате путешествий, связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввёл обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского, французского. Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время. Таким образом, первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов.

Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы. Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом. Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII в.

С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Это послужило началом изучения целебных свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Поэтому строились бальнеологические и грязевые курорты Ялты, Кавказских Минеральных вод и др.

Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II. К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России. Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год», был написан библиотекарским помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне можно назвать туристским.

Отличительными чертами I этапа развития туризма в России являлись:

· примитивизм средств передвижения;

· путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

· элитарность путешествия.

Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Основным препятствием для путешествий XVIII-начала XIX в. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.
В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.

Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877 г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и флоре Кавказа и Закавказья. Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую поддержку и просуществовал недолго. Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы. В 1888 г. в Тифлисе был издан “Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его составитель Е. Вейденбаум дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти маршрутов с изложением главнейших населённых пунктов, городов, природных и исторических достопримечательностей.
В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885 г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.

В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район – Крым, до которого легко было добраться как по суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью своих высот, близостью тёплого моря. Крым также стал известен своим лечебным климатом, благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.

К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и другие страны, привлекавшие россиян.

В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.

Таким образом, туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях: путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями; паломнические путешествия; поездки с целью лечения и оздоровления; образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий.

Согласно прогнозам DISCOVERY Research Group, рентабельность туристического бизнеса повысится примерно через пять лет. Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка: выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления. Турбизнесмены заявляют, что в ближайшие год-два цены на туры за рубеж окончательно стабилизируются. Туры со скидкой можно купить лишь на одном-двух направлениях. Снижение интереса к дешевым турам сами турбизнесмены объясняют ростом спроса на качественные туристические услуги. Усложнение туристских потребностей приводит к дальнейшей диверсификации туризма. В настоящее время в структуре потребительских расходов российского населения статья “Отдых и путешествия” занимает одно из последних мест. Отдыхом жертвуют всякий раз, как только возникают финансовые затруднения. В целом невысокий уровень жизни населения, высокие цены на транспорт ориентирует на низкозатратный отдых, не требующий дополнительных средств на переезды, дорогую инфраструктуру крупных туристических центров. По мнению экспертов, Россия сможет по-настоящему выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма. В настоящий момент сохраняется тенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, является устоявшийся в мире образ России как страны, неблагоприятной для туризма, действующий порядок выдачи российских виз, неразвитая туристическая инфраструктура (в первую очередь, малое количество мест в отелях), отсутствие благоприятных условий для инвестиций, недостаточная государственная реклама туристических возможностей страны и невысокое качество обслуживания туристов.

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран – самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.

1.3. Производственная характеристика профессии

Основной чертой всех, кто работает в сфере туризма, является постоянное общение с людьми со всеми его положительными и отрицательными аспектами. Поэтому тот, кто хочет работать в сфере туризма, должен обладать такими качествами, как терпение, общительность, доброжелательность, терпимость, выносливость. По роду своей деятельности, людям, работающим в индустрии туризма, приходится много общаться с людьми. При этом могут возникнуть трудности в коммуникации с различными группами людей, что связано с различиями в социальном положении, возрасте, половыми и религиозными различиями коммуникантов. Как уже было отмечено выше, работники туристической сферы имеют дело с представителями разных конфессий и разных национальных групп, что может привести к недопониманию и даже конфликтам. Однако, благодаря высокой квалификации кадров, а так же толерантности и терпимости сотрудников фирмы, удаётся избегать ситуаций непонимания и конфликтов. Во многих профессиях, связанных с туризмом, необходимо знание иностранного языка. Уровень владения иностранными языками может варьироваться в зависимости от профессий и места нахождения работы, но то, что языковые навыки являются неотъемлемой частью работы в туризме, не вызывает сомнений.

1.4. Характеристика необходимых общих и специальных знаний, умений, навыков

Немаловажная роль отводится профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики туристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых тенденций и способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма ориентироваться в конъюнктуре и динамике туристского рынка. Только образованный, соответствующим образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный продукт и реализовать его на рынке туристских услуг. В обязанности менеджера по туризму входят контакты с туристическими агентствами, маркетинг рынка, в ходе которого он находит наиболее выгодные по оплате, срокам и качеству работы фирмы; взаимодействие с авиакомпаниями для приобретения авиабилетов; контакты со страховым агентом; принимающей стороной. Он проводит беседы с клиентами, бронирует для них авиабилеты, отель, оформляет страховку и все необходимые документы. Менеджер по туризму должен знать массу информации о стране, в которую направляет людей. Для повышения уровня квалификации кадров, внутри некоторых фирм существует разделение, когда менеджер ведет только одну или несколько стран, при этом он периодически ездит в обучающие туры, в ходе которых изучает достопримечательности страны и ее отели.

Специалисту сферы туризма необходимо иметь высокую устойчивость к стрессам и уметь оперативно разрешить сложившуюся ситуацию, не выходя при этом из рабочего ритма, т.к. в работе туристических агентств часто встречаются различные форс-мажорные обстоятельства, неувязки, транспортные проблемы и т.д. Часто люди, работающие в таких фирмах, являются «фанатиками» этой области и не уйдут работать в другую сферу даже за большую заработную плату. Наиболее подходящим для представителей данной профессии является гуманитарное образование, желательно углублённое знание иностранных языков. Успешное развитие туризма зависит от эффективности профессиональной деятельности кадров. В связи с этим большое значение приобретает вопрос подготовки кадров для сферы туризма. Подготовка специалиста в области туризма требует высокой общей культуры, знаний в области литературы, искусства, ораторского мастерства и коммуникативной культуры. Профессионально значимыми качествами будущего специалиста является эрудиция, знания человеческой психологии, культура речи и умение использовать приобретенные знания.

Таким образом, задача туристского вуза – в процессе обучения сформировать высокопрофессионального и конкурентоспособного специалиста для развивающегося рынка туристских услуг, творчески компетентную, саморазвившуюся мультикультурную личность.

Проблема межкультурного общения в условиях многоязычия, характерного для земной цивилизации, является одной из древнейших и до сих пор не получила своего удовлетворительного решения. Результаты имеющихся исследований по проблемам межкультурной коммуникации свидетельствуют о том, что они являются одними из наиболее актуальных в контексте современной социальной действительности. Это объясняется не только их многоаспектностью, но и новым социальным заказом к разработке этих вопросов. Система образования призвана формировать социально значимые характеристики личности и отвечать актуальным социокультурным потребностям личности и общества. И одним из наиболее важных аспектов этой проблемы является формирование такой личностной характеристики, как способность и готовность к межкультурной коммуникации для личностного и профессионального социального взаимодействия, а в целом речь идет о межкультурной коммуникативно-профессиональной компетентности как факторе подготовки квалифицированных специалистов. При этом компетентностный подход не случаен, так как компетентность как качество подготовленности специалиста становится доминирующим фактором в системе образования, позволяет прогнозировать более гибкое социальное поведение индивида, предполагает эффективность исполнения им определенных социальных ролей, определяет конкурентоспособность личности и является залогом ее успешного функционирования в социуме. Проблема межкультурной коммуникативно-профессиональной компетентности студентов в настоящее время представляет собой отражение объективных потребностей общества в подготовке специалистов. Коммуникация и компетентность в современном обществе и в подготовке специалистов становится движущей силой развития общества.

1.5. Психологическая характеристика трудовой деятельности

В сфере туризма новые рабочие места в географическом плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики. Специалисту сферы туризма необходимо иметь высокую устойчивость к стрессам и уметь оперативно разрешить сложившуюся ситуацию, не выходя при этом из рабочего ритма, т.к. в работе туристических агентств часто встречаются различные форс-мажорные обстоятельства, неувязки, транспортные проблемы и т.д. Часто люди, работающие в таких фирмах, являются «фанатиками» этой области и не уйдут работать в другую сферу даже за большую заработную плату. Наиболее подходящим для представителей данной профессии является гуманитарное образование, желательно углублённое знание иностранных языков. Успешное развитие туризма зависит от эффективности профессиональной деятельности кадров. В связи с этим большое значение приобретает вопрос подготовки кадров, для сферы туризма. Подготовка специалиста в области туризма требует высокой общей культуры, знаний в области литературы, искусства, ораторского мастерства и коммуникативной культуры. Профессионально значимыми качествами будущего специалиста является эрудиция, знания человеческой психологии, культура.

Основными научными направлениями являются: культурология, общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика, психология, социопсихология, прикладная культурология, культурная антропология, социология, регионоведение, практикум по культуре речевого общения, философия, концепции современного естествознания, стилистика русского языка и культура речи, страноведение, древние языки и культуры. Я считаю, что обозначенные мною навыки, умения и теоретические познания необходимы каждому работнику сферы туризма.

1.6. Характеристика условий труда

Так как диапазон профессий в туризме очень широк, условия труда работников так же различны. Что касается низко квалифицированных кадров – горничных, официантов, аниматоров и так далее – то эта работа, требующая много движения, постоянной активности. Работники среднего звена (менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по бронированию билетов) часто страдают гиподинамией, их работа малоподвижна, чаще всего они работают в помещениях, а не на открытом воздухе. Особая категория работников туризма - туристические гиды. Они вынуждены часто перемещаться, сопровождая туристов, иногда им приходится работать на открытом воздухе, иногда в помещениях. В целом данный вид активности требует много движений и большой психологической устойчивости.

1.7. Сведения о востребованности профессии

По данным агентства «Персонал-Сервис» в регионе Кавказских Минеральных Вод профессии, связанные с тризмом, очень мало востребованы. Статистика по Ставропольскому краю, опубликованная в газете «Кавказская здравница» (№ 3 от 19 января 2007 г) так же подтверждает эту информацию. В целом по стране, туризм входит в 10 самых востребованных профессий, но занимает там последние строчки. «РБК.Рейтинг» провел исследование спроса и предложения на рынке труда совместно с крупнейшими компаниями по подбору персонала «Kelly Финансовые Ресурсы» и «АНКОР». Туристские профессии не попали ни в списки самых высокооплачиваемых, ни в списки самых востребованных профессий. По этим же данным, в сфере туризма востребованы прежде всего менеджеры по работе с клиентами (41,6%). Зарплата — $600—2500. Основная часть доходов — проценты с продаж.

Можно устроиться в компанию-туроператор, например, менеджером по бронированию билетов. Зарплата — $500—1000. Руководителем направления можно стать уже через два-три года. Зарплата — $1000—2000.
Преимущество сферы туризма — большое количество вакансий на стартовые позиции и не слишком серьезные требования к новичкам: сюда можно попасть практически с любым высшим образованием.

Тройка лидеров: Российская международная академия туризма (РМАТ), Институт туризма и гостеприимства при Московском государственном университете сервиса (МГУС), Институт гостиничного бизнеса и туризма при Российском университете дружбы народов (РУДН).

Однако, туристический бизнес в России стремительно набирает обороты. Ему прочат большое будущее, поэтому специальность «Гостиничный сервис и туризм» можно назвать одной из самых перспективных и потому востребованных на сегодняшний день.

II. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОГРАММЫ

Стремительный поток перемен, рост напря­женности и даже экстремальности бытия человека в изменяющемся мире - все это требует высокого уровня его психологической готовности к социаль­ной и профессиональной деятельности.

Психограмма – это те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к психическим осо­бенностям человека, включенного в указанную деятельность. Это и особен­ности характера, и коммуникативная компетенция, и необходимые навыки для построения эффективной коммуникации в профессиональном кругу си­туации межличностного взаимодействия, и своеобразие познавательной сфе­ры, и способность к рефлексии и другие индивидуальные характеристики. Дальнейшее исследование предполагает поочередное включение тех или иных методик в соответствии с решаемой в данный момент задачей, в про­цессе изучения, диагностики, вышеозначенных качеств у представителей из­бранной профессии.

Общие способности (интеллектуальный уровень, причем не только уровень умственных способностей, но и синтетическая, концептуальная направленность мышления); трудовая и социальная адаптобильность, способность справляться с задачами социальной и профессиональной деятельности.

Специальные способности:

а) коммуникативные способности: умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение; умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера; умение психологически точно определить точку завершения общения; умение максимально использовать социально-психологические харак­теристики коммуникативной ситуации; умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации; умение прогнозировать реакции партнеров на акты ком­муникативных действии; умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партне­ров по общению.

б) Способности, связанные с самомобилизацией, самонастройкой, саморегулированием: умение преодолевать психологические барьеры в общении; умение снять излишнее напряжение; умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения; умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения; умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

в) Организаторские способности: умение осуществлять мобилизацию, координацию и взаимосвязь совместно действующей группы людей; умение организовать совместную деятельность людей, рационально распределив обязанности между работниками и целесообразно исполь­зуя их возможности, способности и опыт; умение рационально использовать рабочее время; умение рационально и целесообразно планировать и прогнозировать; умение обеспечить высокий уровень работоспособности работников и создать благоприятную здоровую атмосферу в коллективе.

г) Творческие способности: умение решать нетрадиционные проблемы; способность оригинально подходить к любым задачам; альтернативное (многовариантное) мышление, способность видеть про­блемы там, где для других все ясно; способность распознавать недостатки в хорошо работающих системах на данном этапе, но которые в перспективе будут давать сбои; склонность к усовершенствованию; умение психологически перестраиваться, когда меняются условия или возникает принципиально новые задачи; способность действовать вопреки мнению людей и убеждать их в своей правоте.

д) Личностные качества: уверенность в себе; стрессоустойчивость; стремление доминировать; надежность; социальная зрелость; решительность; тактичность; приветливость; оптимизм.


III. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Коллектив - это живой социальный организм, в котором есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость. Психология группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются: общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения); социальные чувства и коллективные настроения; коллективные привычки, обычаи, традиции; различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные оценки, требования, авторитет).

От того как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).

Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.

1. Информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.

Хорошо организованная информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. В таких случаях меньше остается равнодушных, пассивных работников.

2. Дисциплина– это установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него.

Дисциплинированность личности в коллективе – это прежде всего показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе.

3. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью не столько в силу необходимости выполнения служебно-должностных обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании.

Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива.

4. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. Она проявляется в характере реакций данного коллектива на изменения внешней среды, на внутреннюю и внешнюю информацию. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины.

5. Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива.

Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.п.

У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия.

Для того, что бы выяснить, соответствует ли коллектив агентства “Елена Тур” предъявляемым этим видом деятельности требованиям, были проведены следующее методики: методика определения структуры темперамента, методика изучения творческого потенциала, методика изучения свойств темперамента, методика функциональной ассиметрии мозга, диогностика свойств нервной системы.

Эти методики были отобраны для того что бы проверить наличие необходимых работникам качеств (решительность, терпеливость, умение контролировать себя, коммуникативные и организаторские способности).

Проведя методики, изучив и исследовав их, я пришла к выводу, что все сотрудники компании “Елена Тур” соответствуют по своим личным качествам требованиям, предъявляемым к работникам туризма. Однако мои показатели часто ниже, чем показатели персонала агентства, что я связываю с отсутствием опыта работы в данной сфере.

У всех работников агентства сформированы представления о том, что именно и в какой последовательности должен делать каждый из работников коллектива, разработан круг обязанностей каждого сотрудника. Очень важным является так же и то, что сотрудники агентства имеют общие интересы и цели, у них наблюдается сближение оценок и позиций в вопросах, значимых для коллектива. Лидер и руководитель предприятия воплощены в одном лице. Руководитель предприятия является как функциональным лидером, который сосредоточен на поставленной задаче, борется за достижение поставленных групповых целей, так и аффективным лидером, всеми любимым, интересующимся взаимоотношениями членов коллектива.

IV. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В ходе прохождения практики в агентстве «Елена Тур» я сделала некоторые выводы о том, какими знаниями и умениями должен обладать человек, вовлечённый в сферу туристического бизнеса.

Необходимы знания в сфере коммуникации, например, такие как средства вербальной и невербальной коммуникации и обладание рядом коммуникативных способностей: умение поддерживать общение и психологически стимулировать активность партнёра; умение максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; умение прогнозировать реакции партнера на собственные коммуникативные акты; умение овладеть и удержать инициативу в общении; умение адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения; умение спровоцировать «желаемую» реакцию партнёра по общению.

Также необходимы следующие личностные качества: стрессоустойчивость, приветливость, оптимизм, трудолюбие, спокойствие.

Что касается трудового коллектива компании, то здесь следует сказать, что во многом именно благодаря его слаженной работе, согласованности функционально-речевых ожиданий, единства целей и позиций агентство «Елена Тур» занимает лидирующее положение в своем сегменте рынка. Все сотрудники агентства соответствуют требованиям, предъявляемым данной профессией.

За время прохождения практики в агентстве «Елена Тур» я познакомилась с разными людьми, что позволило мне приобрести необходимые навыки для построения эффективной коммуникации; я познакомилась с работой трудового коллектива и коммуникацией внутри коллектива и поняла, что это социальный живой организм, в котором есть полномочия, ответственность и взаимосвязь.


V. БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гостиничный и туристический бизнес. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998

2. Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. - М: Финансы и статистика, 1998

3. Методическое пособие по психологии для студентов-практикантов 4-5 курсов с квалификацией «Лингвист, специалист по межкультурному общению».- Пятигорск, ПГЛУ, 2004 г.

4. Туризм – практика, проблемы, перспективы №10/99 1 октября 1999 г.

5. http://alfakmv.ru

6. http://www.businessrest.ru/content/section_r_5D4A6DEC-830F-441D-A7C2-2DAAF04D84A9.html

7. http://www.travelgroup.ru/index.htm

8. http://www.ElenaTour.ru