Реферат: Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов

Название: Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат

Согласно положениям Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Таким образом, защита человека, охрана его жизни и здоровья от отрицательного влияния окружающей среды является приоритетным направлением государственной политики, в том числе и в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Конституция Украины определяет как обязанность государства сохранение генофонда украинского народа, обеспечение экологической безопасности для человека и всего животного мира, преодоление особо негативных для Украины последствий Чернобыльской катастрофы. Выполнение требований ст. 16 Конституции Украины возможно лишь при условии правильной политики государства в области использования и охраны природных ресурсов.

Нужно различать использование и охрану природных ресурсов. При использовании природных ресурсов достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т. п.). Цель охраны — предотвратить экологически вредное влияние хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, защитить ее от загрязнения, порчи, истощения или разрушения, создать безопасную окружающую среду для жизни и здоровья людей.

Названные цели взаимозависимы и взаимообусловлены, так как рациональное использование природных ресурсов предполагает бережное к ним отношение, недопущение необратимых для них последствий, то есть их охрану.

Определение экологической политики в Украине осуществляет Верховная Рада Украины, которая утверждает общегосударственные программы охраны окружающей среды, устанавливает основания использования природных ресурсов.

Экологическая политика Украины направлена на усовершенствование природоохранного законодательства и регламентацию режимов природопользования с целью их адаптации к условиям реформирования экономики, изменения форм собственности; внедрение программно-целевых методов реализации экологической политики путем разработки различного уровня программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; усовершенствование экономического механизма природопользования в соответствии с осуществляемыми экономическими реформами; последовательный переход на международные экологические стандарты технологических процессов переработки и производства продукции; организация единой системы надзора и контроля за состоянием природных ресурсов и объектов окружающей природной среды; гарантирование экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды, сведение к минимуму вредного влияния последствий аварии на ЧАЭС; улучшение экологического образования и воспитания, усовершенствование информирования населения о состоянии окружающей природной среды.

Основными законодательными актами в данной области являются Законы Украины «Об охране окружающей природной среды» (от 19.02.91.), «Об экологической экспертизе» от 09.02.95, «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94. и ряд других. Вместе с тем, отдельные аспекты природопользования и природоохранной деятельности находят свое отражение в отраслевом законодательстве (земельном, водном, лесном, о недрах, о животном мире и т. п.).

Кабинет Министров Украины координирует работу органов государственного управления по общему природопользованию, проведению природоохранных мероприятий и реализации значительных экологических программ государственного и международного значения через систему органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

31.2. Органы государственного управления экологией

Реализуют государственную политику Украины в области экологии органы общей компетенции: Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым и местные государственные администрации, а также центральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Кабинет Министров Украины, как вышестоящий орган центральной исполнительной власти, согласно ст. 116 Конституции Украины и Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» осуществляет реализацию определенной Верховной Радой Украины экологической политики; обеспечивает разработку государственных, межгосударственных экологических программ; координирует деятельность министерств, других учреждений и организаций Украины по вопросам охраны окружающей природной среды; устанавливает порядок создания и использования внебюджетного фонда охраны окружающей природной среды; устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов, лимитов использования ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного влияния на нее; принимает решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда; организует экологическое воспитание и образование граждан; принимает решение о временной отставке или прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчинения, в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды; руководит внешними связями Украины в области охраны окружающей природной среды.

Правительство Автономной Республики Крым реализует общегосударственные экологические программы, утверждает и реализует программы АР Крым по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, обеспечивает эффективное использование природных ресурсов, осуществляет организацию управления и контроля в области охраны окружающей среды, согласовывает вопросы размещения на территории АР Крым предприятий и других объектов независимо от форм собственности, организует работу относительно ликвидации экологических последствий аварий и т. п.

Местные государственные администрации на соответствующих территориях обеспечивают эффективное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов; согласовывают вопрос размещения на своей территории новых предприятий и иных объектов независимо от форм собственности; осуществляют финансирование мероприятий, связанных с охраной окружающей среды; разрабатывают и выполняют программы по рациональному использованию земель, лесов, повышению плодородия земель, находящихся в государственной собственности; осуществляют мероприятия по приватизации земель и их изъятию для государственных нужд; разрабатывают и обеспечивают выполнение местных экологических программ и вносят предложения в региональные и государственные экологические программы; принимают меры по возмещению убытков, причиненных нарушением законодательства об охране окружающей среды, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами; вносят предложения соответствующим органам местного самоуправления по организации территории и объектов природно-заповедного фонда местного значения; информируют население об экологически опасных авариях и ситуациях, состоянии окружающей среды, а также о мероприятиях, которые осуществляются для ее улучшения; организуют работу по ликвидации экологических последствий аварий, привлекают к этим работам предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности; вносят предложения в установленном законом порядке об остановке деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей среды и санитарных правил; разрабатывают и обеспечивают реализацию правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения питьевых, бытовых и иных нужд населения; определяют зоны санитарной охраны источников водоснабжения, ограничивают или запрещают использование предприятиями питьевой воды в промышленных целях. На сегодняшний день существуют две главные организационно-правовые формы государственного управления в этой области: система управления природными ресурсами и система управления их охраной. Непосредственное управление в сфере экологии осуществляет Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минэкоресурсов Украины) — специальный уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. Министерство образовано на базе Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Государственных комитетов Украины по вопросам геологии и использования недр и по вопросам гидрометеорологии, Государственной администрации ядерного регулирования в Украине, Главного управления геодезии, картографии и кадастра. Минэкоресурсов Украины — главный орган системы центральных и иных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности.

Свои полномочия министерство осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы. Положение о Минэкоресурсов Украины утверждено Указом Президента Украины от 29 мая 2000 года.

Соответствующая роль в управлении использованием и охраной природных ресурсов отведена иным государственным органам, к компетенции которых относится осуществление функций по организации рационального использования и охраны природных ресурсов (Государственный комитет по водному хозяйству Украины, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, Государственный комитет лесного хозяйства Украины).

Минэкоресурсов Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов (земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, морская среда и природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины), экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности, создает условия для стабильного развития экономики Украины.

Министерство осуществляет комплексное управление и регулирование в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности, гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности.

Министерство также осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональным использованием природных ресурсов, экологической безопасностью, гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельностью, осуществлением государственного надзора за состоянием ядерной и радиационной безопасности. Значительное количество своих полномочий Минэкоресурсов реализует во взаимодействии с иными государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления.

Таким образом, Минэкоресурсов объединяет функции управления использованием природных ресурсов с функциями по их охране. Основным объектом управления являются фонды недр и вод.

Министерство уполномочено: предоставлять обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений установленного режима использования природных ресурсов; ограничивать, временно запрещать или прекращать деятельность предприятий, учреждений, организаций и объектов независимо от форм собственности, если она проводится с нарушением норм и правил охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической, ядерной и радиационной безопасности.

Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем Украины) является центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины, который реализует государственную политику в области земельных отношений, оказывает содействие структурной перестройке экономики, формирует систему мероприятий по обеспечению экономической самостоятельности Украины, обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его усовершенствованию и вносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Согласно своему Положению Госкомзем Украины координирует проведение земельной реформы, создает условия для равноправного развития всех форм собственности на землю; организует проведение работ, связанных с разгосударствлением и приватизацией земель, оказывает содействие по распаеванию земель в коллективных сельскохозяйственных предприятиях, развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; разрабатывает и реализует государственные и региональные программы рационального использования и охраны земель, восстановления плодородия грунтов, улучшения природной среды; обеспечивает ведение мониторинга земель, государственного земельного кадастра, проводит землеустройство.

Госкомзем Украины, в пределах своей компетенции, издает приказы, организует и контролирует их выполнение, в необходимых случаях вместе с иными центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления принимает общие акты.

Руководит Госкомземом председатель, который назначается на Должность Президентом Украины. Председатель Комитета в то же время является главным государственным инспектором Украины по использованию и охране земель. Значительное место в системе органов государственной власти, которые руководят использованием и охраной природных ресурсов, занимает Государственный комитет лесного хозяйства Украины (Госкомлесхоз), осуществляющий государственное регулирование и государственный контроль в сфере лесного и охотничьего хозяйства.

Госкомлесхоз Украины, согласно своему Положению, которое утверждено Президентом Украины 14 августа 2000 года, обеспечивает государственную политику в порученной ему сфере; разрабатывает нормы, правила и прочие нормативные документы в сфере охраны, защиты, рационального использования лесных ресурсов и воспроизводства лесов; определяет основные положения и организует проведение лесоустройства, приведение в порядок охотничьих угодий; ведет государственный лесной кадастр, учет лесов, мониторинг и государственный кадастр животных, на которых разрешена охота; выдает разрешения на специальное использование лесных ресурсов государственного значения; принимает участие в разработке лимитов и норм использования охотничьих угодий; устанавливает, согласно законодательству, сроки охоты, сезонные сроки начала и окончания заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочного лесного пользования; выдает удостоверение охотника, разрешение на использование охотничьих угодий; обеспечивает функционирование и координацию работы государственной лесной охраны; определяет категории работников лесного хозяйства, службы лесной охраны, которым предоставлено право ношения форменной одежды установленного образца, оружия и специальных средств.

Госкомлесхоз принимает участие в подготовке международных договоров Украины, в границах своей компетенции заключает международные договоры Украины в сфере лесного и охотничьего хозяйства; осуществляет мероприятия по сотрудничеству Украины с Европейским Союзом; обеспечивает адаптацию законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, иные мероприятия по интеграции Украины в Европейский Союз.

Госкомлесхоз выполняет и значительное количество правоохранительных функций: осуществляет в границах своей компетенции комплекс мероприятий по предотвращению нарушений налогового законодательства, соблюдению законодательства о борьбе с коррупцией и организованной преступностью; принимает участие в формировании и реализации антимонопольной политики; рассматривает, согласно законодательству, дела об административных правонарушениях и принимает соответствующие решения.

Функции по развитию водного хозяйства и мелиорации земель, регулированию водных ресурсов, обеспечению водой потребностей населения и отраслей экономики, выполнению актов законодательства Украины в данной области осуществляет Государственный комитет Украины по водному хозяйству (Госкомводхоз), который формирует и реализует вместе с Минэкоресурсов Украины, Госкомземом Украины, Госкомлесхозом Украины, иными министерствами и ведомствами государственную политику по развитию водного хозяйства и мелиорации земель Украины.

Деятельность Госкомводхоза регулируется Министерством аграрной политики Украины и направлена на изучение потребности в водных ресурсах, определение приоритетных направлений развития водного хозяйства и мелиорации земель, осуществление мероприятий по обеспечению рационального использования водных ресурсов.

Госкомводхоз разрабатывает долгосрочные прогнозы водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, ведет Государственный водный кадастр и учет использования вод, вместе с Госкомводхозом, иными государственным органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляет мероприятия по улучшению состояния рек, водохранилищ и прибрежных зон морей, проводит мероприятия по охране рек, водохранилищ, подземных вод и сельскохозяйственных угодий от радиоактивного загрязнения, эксплуатирует водохозяйственные объекты комплексного назначения, межхозяйственные оросительные и осушительные системы, осуществляет радиологический контроль и контроль качества воды в водохозяйственных системах комплексного назначения, в системах межотраслевого и сельскохозяйственного снабжения, в зонах влияния атомных электростанций.

Государственное управление в области ведения рыбного хозяйства осуществляет Государственный департамент рыбного хозяйства, который является преемником Государственного комитета рыбного хозяйства и входит в состав Минагрополитики Украины. Госрыбхоз формирует концепцию развития рыбного хозяйства и сохранения рыбных ресурсов Украины, выдает в границах своей компетенции разрешения на промышленную добычу рыбных запасов исключительной (морской) экономической зоны и рыбы в водах, размещенных на территории более чем одной области Украины, информирует природопользователей о лимитах использования рыбных запасов, вместе с органами местной исполнительной власти, местного самоуправления и общественными объединениями осуществляет контроль за охраной рыбных ресурсов.

31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов

Задачи контроля в области охраны окружающей природной среды состоят в обеспечении соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения. Государственный экологический контроль и надзор состоят в наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это административный контроль и надзор, так как их задачи и соответствующие им функции на практике реализуются исполнительными органами и их должностными лицами. Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля и надзора, экологического мониторинга и экологической экспертизы.

Мониторинг окружающей среды — это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, охраны и анализа информации о состоянии окружающей среды, прогнозирование ее изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предупреждении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдение требований экологической безопасности.

Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля, целью которого является предупреждение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Экспертизе подлежат проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, созданию угрозы здоровью людей. Объектами экологических экспертиз могут быть экологические ситуации, которые имели место в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, имеющие значительное отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье людей. Экологическая экспертиза проводится согласно требованиям Закона Украины «Об экологической экспертизе» от 5 февраля 1995 года.

Экспертный вывод содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку материалов по объекту и направление их на повторную экспертизу.

Экологический контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды. В связи с реорганизацией системы центральных органов исполнительной власти в настоящее время названную государственную службу представляют Минэкоресурсов, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерство аграрной политики, Министерство здравоохранения, Госкомлесхоз, Госком-водхоз, Госкомзем, их органы на местах, а также предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере их управления, и являются субъектами системы мониторинга по общегосударственным и региональным (местным) программам, программ реализации соответствующих природоохранных мероприятий, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды в результате реализации хозяйственной деятельности.

Указанные органы осуществляют, в пределах своей компетенции, государственный геологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных объектов; ведут наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивают контроль за использованием недр пользователями и водопользователями за выполнением условий лицензий и пресекают самовольное использование недр и водных объектов; осуществляют государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр; осуществляют надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод; обеспечивают контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведут государственный мониторинг водных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов; участвуют в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и влиянием на природную среду; проводят государственный надзор за состоянием ядерной и радиационной безопасности в государстве, контролируют разработку и реализацию мероприятий, направленных на предупреждение аварий на ядерных установках и обеспечение готовности к ликвидации их последствий.

Госкомзем организует работу по ведению мониторинга земель и государственного земельного кадастра, проведению землеустройства и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов, проводит государственную землеустроительную экспертизу программ, схем и проектов по осуществлению земельной реформы и землеустройства; контролирует соблюдение требований земельного законодательства проектными учреждениями и организациями при разработке проектной документации на строительство и реконструкцию предприятий и иных объектов; проверяет на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе на военных и оборонных объектах, соблюдение требований земельного законодательства по охране земель.

Госкомлесхоз осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов, ведением охотничьего хозяйства и охоты, а также применением пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве, на землях лесного фонда, проводит в установленном порядке через отраслевые научно-исследовательские учреждения их апробацию; обеспечивает функционирование и координирует работу службы государственной лесной охраны; выдает ежегодные контрольные карточки учета добытой дичи и нарушений правил охоты.

Госкомводхоз контролирует соблюдение стандартов и патентно-лицензионных требований, проводит сертификацию продукции, работ, услуг и экспертную оценку программ и проектов по вопросам развития водного хозяйства и мелиорации земель; создает комплексные лаборатории радиологического и гидрохимического контроля; проводит систематический анализ и информирует органы исполнительной власти, органы местного и регионального самоуправления, а также население об уровне загрязненности вод, вносит предложения по их улучшению.

Должностным лицам органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной природных ресурсов, предоставлены широкие полномочия по применению мер административного принуждения: личного досмотра правонарушителя и досмотра его вещей, изъятия предметов и средств совершения правонарушения, привлечения правонарушителей к административной ответственности и др.

Надзор за использованием и охраной природных ресурсов осуществляет природоохранная прокуратура. Основные направления ее деятельности: надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране окружающей природной среды и ее объектов; осуществление досудебного следствия по уголовным делам о нарушении природоохранного законодательства; возмещение причиненного окружающей природной среде вреда; пропаганда законов об охране окружающей природной среды.

31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов

Нарушение природоохранного законодательства и невыполнение правил охраны окружающей природной среды сегодня является крайне опасным, поэтому законодательством Украины за правонарушения в этой области предусмотрена дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность в зависимости от вины, экологического риска, степени экологической опасности деяний лиц.

Административная ответственность за проступки в области использования и охраны природных ресурсов предусмотрена Кодексом Украины об Административных правонарушениях и отдельными законодательными актами («Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине» от 5 декабря 1996 года, «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года, «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16 мая 1995 года) и применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.

Глава 7 КоАП и названные законодательные акты предусматривают более 100 составов административных правонарушений. Особенности актов, предусматривающих ответственность за экологические проступки, проявляются в применении наиболее суровых санкций к правонарушителям, в некоторых случаях в размере, эквивалентном 6600 необлагаемым минимумам доходов граждан (ст. 24 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»).

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в действии (бездействии) физических и юридических лиц в области охраны окружающей природной среды, в том числе в области землепользования (ст.ст. 52-56 КоАП), использования недр (ст.ст. 57, 58 КоАП), водопользования (ст.ст. 59-62 КоАП), лесопользования (ст.ст. 63-77 КоАП), правил охраны атмосферного воздуха (ст.ст. 78-79 КоАП), правил охраны окружающей среды (ст.ст. 791-81, 901-912 КоАП), правил пользования промышленными отходами, пестицидами, токсичными веществами (ст.ст. 82-83, 913 КоАП), правил пользования растительным и животным миром ст. 85-912 КоАП), правил деятельности в исключительной (морской) экономической зоне Украины (ст.ст. 22-26 Закона Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины»).

Основными актами, регулирующими вопрос рационального использования и охраны земель, являются: Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года; Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года; Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 года; другие законодательные и нормативные акты.

К правонарушениям в сфере землепользования относятся: порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст. 52), нарушение правил использования земель (ст. 53), самовольное занятие земельного участка (ст. 531), сокрытие или искажение данных земельного кадастра (ст. 532), несвоевременное возвращение временно занятых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54), и прочие правонарушения.

Целью перечисленных правовых норм является обеспечение охраны земли как элемента окружающей природной среды; соблюдение земельного законодательства; порядок временного пользования землей; недопущение нанесения экологического вреда землям.

Статья 53 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил использования земель. Содержание упомянутой статьи имеет целью обеспечение охраны земли как самого важного фактора жизнеобеспечения населения и средств производства, необходимых для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими его образующими — водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.

Статья содержит несколько составов административных правонарушений: 1) использование земли не по целевому назначению, 2) невыполнение природоохранного режима использования земель, 3) размещение, проектирование, строительство, введение в действие объектов, которые отрицательно влияют на состояние земель, 4) неправильная эксплуатация, уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель.

С объективной стороны указанные правонарушения характеризуются умышленной виной.

Субъектами могут быть граждане и должностные лица. Дела об этих административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов земельных ресурсов (ст. 2381) и Минэкоресурсов (ст. 2421).

Правила охраны водных ресурсов регламентируются Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» от 19 февраля 1991 года, Водным кодексом Украины от 6 июня 1995 года и подзаконными актами.

Нарушение таких правил (ст. 59 КоАП) возможно только в случаях действия (бездействия) водопользователей. Цель данной статьи — обеспечение административно-правовыми средствами охраны вод, их природных качеств, соблюдение порядка водопользования и недопущение отрицательного влияния на иные элементы окружающей среды. Статья содержит несколько составов административных правонарушений.

Объектом данных правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, производственной и иной деятельности, связанных с их влиянием на воды.

Правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 59 могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 2 ст. 59 характеризуются умышленной виной.

Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 59, могут быть как должностные лица, так и отдельные граждане, а субъектами ч. 2 — только должностные лица.

Дела об этих правонарушениях рассматриваются органами Минэкоресурсов и органами охраны водных ресурсов.

Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» за нарушение законодательства об исключительной (морской) экономической зоне Украины предусматривает административную ответственность физических и юридических лиц.

Ст. 26 «Загрязнение морской среды» предусматривает административную ответственность юридических лиц за незаконное загрязнение любым способом морской среды исключительной (морской) экономической зоны Украины веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, иными отходами, материалами и предметами, которые могут причинить ущерб или создать препятствия для правомерной деятельности на море, а также иные нарушения правил предотвращения загрязнения морской среды.

Цель вышеуказанной статьи — обеспечение охраны морской водной среды исключительной (морской) экономической зоны Украины от загрязнения.

Такие действия юридических лиц в зависимости от того, совершены они впервые или повторно в течение года влекут за собой наложение штрафа от 660 до 6600 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией морского, воздушного судна или сооружения, использование которых причинило вред, или без конфискации.

Материалы о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 22—26 Закона, рассматриваются органами Минэкоресурсов, погранвойск Украины, районными (городскими) судами в зависимости от вида правонарушения.

Применение административных взысканий к лицам, которые совершили правонарушения в области использования и охраны природных ресурсов, является эффективным средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим правонарушение, так и иными лицами. Обоснованное применение административных взысканий оказывает содействие укреплению законности, воспитанию граждан в духе соблюдения законов Украины.