Реферат: Нотариат 4

Название: Нотариат 4
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

ПЛАН.

Введение. 3

1.Действующее законодательство о нотариате и становление современного российского нотариата. 4

2.Нотариат в России в начале ХХI века. 7

3.Функции нотариата. 10

3.1.Функции нотариата, вытекающие из публично – правого характера нотариальной деятельности. 11

3.2.Функции, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности. 15

4.Место нотариата в юридической системе российской федерации. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы 25

Введение.

В современную правовую терминологию прочно вошло понятие «нотариат». Оно происходит от латинских слов «notae», что означает особые стенографические знак, используемые в письме под диктовку, или «notarius» – писец, секретарь.

В данной контрольной работе я хочу рассмотреть вопросы возникновения нотариата – как составную часть правовой системы любого правового государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества; функции, выполняемые нотариусами, которые объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина являются задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов гражданского общества и место нотариата в юридической системе российской федерации.

1. К началу 90-х гг. в России насчитывалось 4,5 тыс. государственных нотариусов. В 1992 г. число их увеличилось ещё на 600[1] . Но проблема обслуживания населения нотариальными конторами без многочисленных очередей в период существования государственного нотариата в РСФСР так и не разрешилась до реформы нотариата, которая была осуществлена после введения в 1993 г. Верховным Судом Российской Федерации Основ законодательства о нотариате.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) были приняты 11 февраля 1993 г. и без каких – либо изменений и дополнений действуют по настоящее время. Нормы Основ подразделяются на два раздела: "Организационные основы деятельности нотариата" (ст.1-34) и "Нотариальные действия и правила их совершения" (ст.35-109). И если нормы раздела II (ст.35-109) претерпели незначительные изменения по сравнению с нормами ранее действовавшего Закона о Государственном нотариате РСФСР 1974 г., посвящёнными непосредственно нотариальными действиями и правилами их совершения, то в нормах раздела I Основ (ст.1-34) закреплены совершенно новые принципы организации нотариата в России.

Главное изменение заключалось в появлении негосударственного, или как его называют в России, частного (свободного) нотариата: наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариальные действия в Российской Федерации стали совершать и нотариусы, занимающиеся частной практикой. С этого времени общественный интерес к профессии нотариуса чрезвычайно возрос. Сразу же после введения Основ многие бывшие государственные нотариусы перешли на частную практику. Для этого государственному нотариусу достаточно было подать в орган юстиции лишь заявление. Не позднее чем через две недели после подачи такого заявления государственный нотариус в соответствии с подп. "б" п.5 Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" назначался же нотариальном округе, где находилась государственная нотариальная контора, в штате которой он состоял.

Однако нотариусам, работающим в государственных нотариальных конторах и не имевшим высшего юридического образования, лицензии на право нотариальной деятельности не выдавались. В соответствии с п.5 Постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" органы юстиции субъектов РФ вправе были продлевать действие трудовых договоров на срок не более одного года с момента вступления в силу Основ. Но по приказу Министерства юстиции РФ от 14 марта 1994 г. "О продлении сроков трудовых договоров с нотариусами", лица, не имевшие высшего юридического образования, оставались работать в государственных нотариальных конторах фактически до конца 2000 г., а где – то и дольше, пока после отмены этого приказа[2] не закончились сроки их трудовых договоров.

В первые годы формирования негосударственного нотариата в некоторых регионах России стала складываться практика наделения полномочиями нотариуса, не соответствующая требованиям закона. Так, органы юстиции принимали по трудовому договору работника на должность нотариуса в государственную нотариальную контору. Через какое-то время этот нотариус заявлял в орган юстиции о своем желании заниматься частной практикой. Через две недели он получал все в том же органе юстиции лицензию на право нотариальной деятельности и без конкурса назначался на должность, после чего откры­вал свою контору. Для пресечения подобных явлений Министерство юстиции РФ в своем инструктивном письме от 11 ноября 1994 г. № 09-12/144-94 разъяснило: подп. б) п. 5 постановления Верховного Совета РФ не может быть применен к лицам, принятым на должность нотариуса в государственную нотариальную контору после принятия Основ законодательства РФ о нотариате, поскольку постановление о порядке введения в действие Основ распространяется только на лиц, являвшихся государственными нотариусами на момент принятия закона.

Реформа нотариата в Российской Федерации проходила без какого-либо давления со стороны государства. При проведении реформы был использован опыт стран Восточной Европы, где такие же реформы были осуществлены немного раньше. Бывшие государственные нотариусы сами для себя решали, остаться ли им работать в государственной нотариальной конторе или стать нотариусами, занимающимися частной практикой, и работать в своей конторе.

Негосударственный нотариат сформировался в России за короткий период. При этом государство не затратило каких-либо своих средств на организацию его деятельности: за счет оплаты физическими и юридическими лицами нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, были открыты частные нотариальные конторы, расположенные в благоустроенных помещениях, оснащенные современной техникой и хорошо оборудованные. Правда, нельзя не отметить роль государства в становлении свободного нотариата. Для того чтобы нотариусы, занимающиеся частной практикой, имели возможность создать достойные условия для своей профессиональной деятельности, Верховный Совет Российской Федерации при введении в действие Основ законодательства о нотариате обязал Правительство РФ:

-совместно с Центральным и Сберегательным банками РФ рассмотреть вопрос о предоставлении Федеральной нотариальной палате, нотариальным палатам и нотариусам, занимающимся частной практикой, долгосрочных и льготных кредитов на материально-техническое обеспечение их деятельности, в том числе на аренду, покупку и строительство помещений;

-обеспечить передачу Федеральной нотариальной палате надлежащего помещения, необходимого для выполнения возложенных на нее функций, поручить органам исполнительной власти на местах в трехмесячный срок передать нотариальным палатам пригодные для использования помещения.

Органам исполнительной власти было рекомендовано предоставлять нотариусам, занимающимся частной практикой, право пользования на льготных условиях помещениями, в которых размещались государственные нотариальные конторы, а также содействовать выделению помещений для нотариусов, занимающихся частной практикой, с предоставлением льгот по арендной плате.

После принятия Основ законодательства о нотариате нотариусы в своей деятельности, а также при выполнении отдельных нотариальных действий, правила совершения которых не установлены Основами, продолжали руководствоваться и нормами Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР от 6 января 1987 г. в той части, в какой она не противоречила вновь принятому законодательству. Эта Инструкция с изменениями, внесенными в нее приказом министра юстиции № 34/11-3-23 от 23 апреля 1990 г., действовала, как уже было отмечено, до 26 апреля 1999 г.

После признания утратившей силу Инструкции от 6 января 1987 г. в связи с отсутствием законодательных актов, регулирующих процедурные вопросы нотариальной деятельности, Министерство юстиции РФ утвердило 15 марта 2000 г. Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Однако в этих рекомендациях освещен порядок совершения далеко не всех нотариальных действий. Одних же Основ законодательства о нотариате для осуществления нотариальной деятельности явно недостаточно. Принятие нормативного акта, регламентирующего порядок совершения всех нотариальных действий, осуществляемых в Российской Федерации, — первоочередная задача.

В соответствии с Основами законодательства о нотариате была разработана и принята Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г.

2. В настоящее время нотариат в Российской Федерации не входит в систему органов исполнительной власти, а нотариус не является должностным лицом, как это было до 1993 г. В период существования советского нотариата государственный нотариус считался должностным лицом, на что было указано в ч. 1 ст. 3 Закона РСФСР «О государственном нотариате» 1974 г. Не является нотариус и представителем государственной власти, хотя он совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации. Сегодня нотариус - независимый представитель государства, наделенный им в установленном законом порядке правом совершать, нотариальные действия. Вместе с тем свободный статус нотариуса, занимающегося частной практикой, предполагает личную ответственность за каждое совершаемое им нотариальное действие (ст. 17 Основ).

Отмеченные особенности современного российского нотариата — новеллы в нотариальном законодательстве. С появлением их статус российских нотариусов стал соответствовать требованиям латинского нотариата, основанного на романо-германской системе права. Нотариат же, построенный по системе латинского, в мировом нотариальном сообществе считается свободным. Почти сразу же после создания свободного нотариата Российская Федерация в 1995 г. была принята в Международный союз латинского нотариата (МСЛН), объединяющий свободные нотариата 70 стран.

«Уникальность» института нотариата (имея в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства».

Современный нотариат России представлен нотариусами, занимающимися частной практикой, и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственнойнотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы в соответствии с ч. 3 ст. 2 Основ законодательства о нотариате имеют одинаковую юридическую силу.

Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальные палаты. Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге. Все нотариальные палаты РФ, в свою очередь, объединяются в Федеральную нотариальную палату.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации вся ее территория разделена на нотариальные округа. Нотариальный округ, в который нотариус назначен на должность, является территорией его деятельности. Самостоятельно изменить территорию своей деятельности нотариус не вправе. Однако на основании совместного решения органа юстиции и нотариальной палаты территория деятельности нотариуса может быть изменена.

Отличительной особенностью современного российского нотариата является то, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают не органы государства, как это было в советский период, а конкретные люди – нотариусы, занимающиеся частной практикой или работающие в государственных нотариальных конторах.

Нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделённый властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий.

Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов го сударственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и закон ных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости.

Данное определение является более узким по сравнению с первым, поскольку из всех элементов института нотариата выделяет важнейший - совокупность нотариусов. Зато это определение позволяет акцентировать внимание на профессионализме, беспристрастности и независимости (в том числе и от государства) при осуществлении нотариусами своей деятельности, что является важнейшей гарантией реальности защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Можно привести и определение нотариата, содержащееся в проекте Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации». Статья 4 проекта определяет нотариат как институт предупредительного правосудия, призванный обеспечивать охрану и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и оказывать им квалифицированную юридическую помощь в сфере гражданско-правовых и иных отношений

3. Функции нотариата представляют собой основные направления его деятельности и отражают его особенности как уникального правового института, имеющего своей задачей защиту субъективных прав граждан и юридических лиц в частноправовой сфере и осуществляющего свою деятельность на принципе публичности.

Рассмотрение функций нотариата имеет большое значение для решения вопроса, имеют ли нотариальные функции специфику, вытекающую из отличий нотариата от государственных органов, а также негосударственных органов и организаций; насколько особенности, присущие нотариальным действиям, определяют необходимость их осуществления только нотариусами иисключительно в рамках нотариального производства.

Функции нотариата могут быть классифицированы по различным основаниям.

Как уже было рассмотрено, с одной стороны, нотариат является институтом гражданского общества, а с другой - представляет собой механизм по осуществлению отдельных полномочий государства по реализации одной из его функций. Такая двойственная природа нотариата предопределяет подразделение его функций по критерию наличия или отсутствия властного, императивного момента в деятельности на две категории:

1).функции, вытекающие из публично-правового характера нотариальной деятельности, характеризующие нотариат как наделенный государственно-властными полномочиями орган. Рассмотрение функций данной группы важно для определения места нотариата в правовой системе России;

2).функции, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности, отражающие специфику нотариального производства и нотариальной деятельности в сфере гражданского оборота, характеризующие содержательную, «внутреннюю» сторону нотариальной деятельности в отношенииучастников нотариального производства.

3.1. Выделяются следующие функции нотариата, отражающие его специфику как органа, наделенного государственно-властными полномочиями: правоохранительная, правоприменительная, предупредительно-профилактическая, фискальная. При осуществлении данных функции, так или иначе проявляется публичный характер нотариальной деятельности, то есть органы нотариата выступают в правоотношения на принципе диспозитивности и равноправия - характерном для института гражданского общества, а как органы, наделенные властными полномочиями, делегированными им государством с целью императивного принуждения другой стороны правоотношения к определенному поведению (как, например, при совершении исполнительной надписи на документе, устанавливающем задолженность), предоставления возможности действовать без учета ее мнения (например, в случае сообщения налоговому органу стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения). Условно можно сказать, что функции указанной группы реализуются в рамках правоотношений между государством и субъектами гражданского оборота.

Правоохранительная функция нотариата характеризует его в целом как институт, осуществляющий публично-правовую деятельность по обеспечению законности и правомерности юридических действий граждан и юридических лиц в сфере гражданского оборота, то есть, по сути - правоохранительную деятельность.

Правоохранительная деятельность представляет собой властно-распорядительную оперативную работу органов государства (а также негосударственных органов и организаций, каким является нотариат) по защите норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

Инструментом осуществления правоохранительной деятельности являются акты применения норм права, служащие целям восстановления нарушенного права, профилактике преступлений и других правонарушений и в итоге - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

Нотариат реализует функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность нотариата осуществляется путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий.

Правоохранительная функция нотариата играет важную роль в предупреждении как гражданских, так и уголовных правонарушений.

В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает целый ряд задач: во-первых, значительно сокращает количество правонарушений в гражданском обороте, особенно в сфере собственности; во-вторых, облегчает раскрытие преступлений; в-третьих, способствует снижению уровня преступности, обеспечивает юридическую безопасность граждан и организаций.

Публично-правовой характер нотариата, четкая процедура совершения нотариальных действий, необходимость исследования достаточно широкого круга доказательств являются одним из эффективных средств преодоления криминогенности в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов собственности, подлежащих регистрации. При совершении сделок в простой письменной форме, без нотариального удостоверения, значительно увеличивается опасность нарушений гражданских прав.

Правоприменительная функция нотариата наиболее ярко отражает сущность нотариата как органа, наделенного государственно-властными полномочиями, но осуществлению публичной функции.

Правоприменительная функция нотариата проявляется при реализации нотариусом права в форме применения.

Применение права - это особая форма правореализации, властная правовая деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), направленная на реализацию правовых предписаний, происходящая в особом проце­дурном порядке и имеющая результатом издание правоприменительных актов.

Субъектом правоприменительной деятельности нотариус является лишь в тех случаях, когда ему предоставлено право разрешать юридические дела в отношении конкретных фактических ситуаций.

Например, нотариус применяет правовые нормы при совершении исполнительных надписей на документах, устанавливающих задолженность. При совершении исполнительной надписи нотариусу предоставлены полномочия по санкционированию принудительного осуществления нарушенных прав. Нотариальный акт при этом приобретает правовую природу акта применения права - он имеет силу исполнительного документа в рамках исполнительного производства. При этом нотариус одновременно применяет нормы, как материального права, так и процессуальные, регламентирующие порядок совершения нотариальных действий.

Предупредительно-профилактическая функция нотариата приобретает особое значение в условиях судебно-правовой реформы в России и для поиска оптимальной модели взаимодействия нотариата и судебных органов гражданской юрисдикции.

В рамках выполнения предупредительно-профилактической функции нотариат осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

- облегчение процесса доказывания в суде при рассмотрении гражданско-правовых споров, поскольку нотариальные акты имеют огромное значение в качестве доказательств, позволяющих суду яснее выявить истинную волю сторон и фактические обстоятельства дела. Оптимизируя процесс доказывания, нотариат играет важную роль в осуществлении публичной властной деятельности государства по реализации правосудия;

- разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера, уменьшая количество их в судах. Следует отметить высокую экономичность снижения загруженности судов делами бесспорного характера, которые могут быть разрешены органами нотариата;

- предупреждение возможных споров между потенциальными участниками сделки уже на стадии согласования её условий в процессе заключения, тем самым снижается количество судебных гражданско-правовых споров.

Отнесение к компетенции нотариата бесспорных дел в области гражданского оборота, несомненно является фактором, способствующим повышение эффективности судебной реформы. Процесс создания новых судов (мировых судей, уставных (конституционных) судов субъектов РФ, специализированных федеральных судов, что предусмотрено Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»), бесспорно, - ее важнейшая составляющая, однако необходимо и развитие несудебных органов гражданской юрисдикции. К их числу следует отнести помимо создания органов административной юрисдикции, наделенных правом разрешения споров, развития третейских судов также и более полное использование позитивного потенциала института нотариата в сфере гражданского оборота. Обобщая сказанное, будет правильным согласиться с мнением, что на современном этапе развития института нотариата его следует признать органом превентивного, предупредительного правосудия. Вся нотариальная деятельность направленана предупреждение возникновения конфликтов иобращения в суд, что в итоге делает нотариат инструментом обеспечения стабильности и безопасности в обществе.

Фискальная функция нотариата призвана способствовать решению целого ряда государственных задач.

Всеобщая обязанность платить законно установленные налоги и сборы установлена ст. 57 Конституции РФ. Нотариат способствует решению такой государственной задачи, как привлечение всех обязанных лиц к уплате налогов. В соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ нотариусы обязаны сообщать государственным налоговым инспекциям обудостоверении договоров дарения и выдаче свидетельств о праве на наследство, что позволяет государству отслеживать данные гражданские акты с целью взимания налога на имущество, переходящее в порядке дарения или наследования. При удостоверении договора дарения иностранному гражданину требуется предварительная уплата налога.

Фискальная функция нотариата играет важную роль в связи с увеличением значения налогообложения имущества как одного из источников формирования бюджетов. Нотариат является рациональной формой, позволяющей фиксировать сделки с недвижимостью, иные юридические действия участников гражданского оборота и вести учет налогоплательщиков.

3.2.Функции нотариата данной группы отражают специфику нотариальной деятельности в сфере гражданского оборота. К ним относятся структурные функции: правореализационная, право-установительная, консультационная, регулятивная, охранительная, контрольная и др. Они характеризуют содержательную сторону нотариальной деятельности в отношении участников нотариального производства. Специфика состоит в том, что деятельность, реализуемая в рамках данных функций, распространяется на правоотношения субъектов гражданского оборота и их осуществление строится на принципах диспозитивности и равноправия, характерных для гражданского оборота в условиях правового государства.

Правореализационная функция нотариата является важнейшей его функцией, так как деятельность нотариусов в рамках этой функции обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц, способствует воплощению предписаний правовых норм в конкретные субъективные права и обязанности путем правомерного поведения (действия или бездействия) субъектов общественных отношений.

Традиционно способы реализации права подразделяются на соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдение права - это пассивная форма реализации права, предполагающая воздержание субъектов права от совершения действий, запрещаемых правом.

Исполнение нрава означает активное выполнение субъектом права возложенных на него юридических обязанностей.

Использование права - это активная форма реализации права, заключающаяся в выборе субъектом права одного из предоставляемых ему вариантов поведения, совершение или несовершение дозволяемых правом действий.

Выполнение правореализационной функции нотариусом происходит различными путями.

Во-первых, нотариус создает необходимые предпосылки для правомерного поведения субъектов, в отношении которых совершается нотариальное действие. Например, при выдаче свидетельства о праве на наследство наследники, принявшие наследство, используя свои правомочия по наследованию, одновременно исполняют свои обязанности, связанные с предоставлением необходимых документов (о наличии отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство - и т.п.), соблюдают требования правовых норм в связи с имеющимися юридическими запретами. На нотариусе лежит обязанность обеспечить надлежащие правовые условия для правореализационной деятельности участников нотариального действия. Во-вторых, сам нотариус исполняет, использует и соблюдает требования правовых норм (материального и процедурного характера) в связи с предоставленными ему полномочиями. Например, нотариус при удостоверении сделки по купле-продаже недвижимою имущества обязан исполнять требования нотариального производства (проверить принадлежность имущества продавцу), использует предоставленные ему правомочия, например по проверке достоверности представленных ему документов, соблюдает установленные запреты, например, отказывает в удостоверении сделки при противоречии ее содержания действительным намерениям сторон или несоответствии содержания предполагаемой сделки требованиямзакона.

Правоустановительная функция нотариата связана с установлением в нотариальном производстве больших групп юридических фактов, чаще всего объединенных между собой в различные по степени сложности фактические составы. В соответствии с Основами законодательства о нотариате обязанность проверки наличия необходимого фактического состава, истребования необходимых документов лежит на самом нотариусе.

Правоустановительная деятельность нотариуса, как правило, является необходимой предпосылкой для совершения последующих нотариальных действий, например, удостоверения сделки, совершения исполнительной надписи и т.д. Однако правоустановительная деятельность может иметь и самостоятельное значение. Например, при установлении нотариусом факта недееспособности гражданина, обратившегося за удостоверением завещания, требуемое нотариальное действие не может быть совершено, однако установленный в процессе нотариального производства факт недееспособности физического лица влечет серьезные правовые последствия, а именно исключает гражданина из числа субъектов гражданских правоотношений.

Консультационная функция нотариата состоит в том, что при совершении нотариального действия нотариус в соответствии со ст. 16 Основ обязан разъяснить физическим и юридическим лицам их права и обязанности, предупредить о последствиях совершения нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Например, при обращении граждан к нотариусу за совершением нотариального удостоверения, договора купли-продажи квартиры или иного объекта недвижимого имущества нотариус обязан разъяснить сторонам все последствия, которые в будущем может повлечь занижение действительной стоимости недвижимого имущества в договоре. В случае если между сторонами договора возникнет спор по поводу данного имущества, иск о возмещении стоимости недвижимости будет удовлетворен лишь в той сумме, которая была указана сторонами в нотариально удостоверенном договоре купли-продажи.

Консультационная функция нотариата имеет большое значение для защиты прав граждан и юридических лиц в процессе осуществления ими своих прав и в конечном итоге способствует повышению уровня юридической грамотности граждан и правовой культуры общества в целом.

Нотариат обладает всеми необходимыми функциями для эффективной деятельности в двух направлениях: по обеспечению выполнения государственно-властных полномочий в сфере осуществления государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и по созданию условий для самостоятельной реализации субъектами гражданского общества своих прав и обязанностей в защищенной от произвольного вмешательства государства сфере гражданского оборота.

Помимо рассмотренной классификации возможно подразделение функций нотариата и по иному критерию, а именно в зависимости от характера, содержания воздействия на общественные отношения.

По данному критерию функции нотариата можно подразделить на регулятивные, охранительные иконтрольные,

В рамках регулятивной функции нотариусами осуществляются действия по регулированию, закреплению в той или иной форме прав и законных интересов субъектов гражданского оборота. К данной функции относятся, например, нотариальные действия по удостоверению сделок. Производя данное нотариальное действие, нотариус в соответствии со ст. 54 Основ сначала разъясняет сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверяет, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям законодательства, тем самым, помогая сторонам сделки точно определить объем и содержание их прав и обязанностей по сделке. Затем нотариус удостоверяет сделку, то есть придает юридическую силу правам и обязанностям сторон, вытекающим из удостоверяемой сделки.

Охранительная функция, нотариата состоит в принятии мер по защите или принудительному осуществлению прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Например, осуществляемые нотариусом меры по охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства (ст. 64 Основ), способствуют предупреждению возможных нарушений прав и законных интересов заинтересованных лиц. Еще одним примером охранительной функции нотариата может служить совершение исполнительной надписи на документе, устанавливающем задолженность, в частности на подлинном экземпляре нотариально удостоверенной сделки (ст. 89 Основ). В данном случае объем и содержание прав, принадлежащих стороне по сделке, не меняются, однако в результате совершения исполнительной надписи эти права защищаются от недобросовестного неисполнения другой стороной по сделке корреспондирующих им обязанностей.

Контрольная функция нотариата реализуется нотариальными органами при осуществлении ими действий по «наблюдению» за правильностью и своевременностью исполнения физическими и юридическими лицами своих обязанностей. Например, нотариусы сообщают государственным налоговым инспекциям об удостоверении договоров дарения и выдаче свидетельств о праве на наследство, что позволяет контролировать правильность уплаты налогов на имущество, переходящее в порядке дарения или наследования.

Следует, однако, отметить, что зачастую трудно провести четкую границу между регулятивной, охранительной и контрольной функциями нотариата. При производстве одного нотариального действия могут проявляться элементы всех трех функций, сменяя и дополняя друг друга. Например, при нотариальном удостоверении договора дарения квартиры или иного объекта недвижимости нотариус реализует охранительную функцию при проверке соответствия содержания проекта сделки требованиям законодательства, регулятивную - непосредственно при удостоверении сделки, придавая юридическую силу правам и обязанностям, вытекающим из сделки, и контрольную функцию - информируя налоговые органы о недвижимом имуществе, переходящем в порядке дарения.

Все нотариальные функции тесно связаны между собой и оказывают системное воздействие на нотариальную деятельность. Совокупность рассмотренных функций в конечном итоге обеспечивает выполнение нотариатом общей функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

4.Анализ функций нотариата показал, что обеспечивающая их выполнение организационная структура должна представлять собой орган, которому, как уже отмечали, свойственна двойственная правовая природа. Уникальность этого органа предопределяет сложность поиска его места в правовой системе Российской Федерации. Однако решение вопроса о месте нотариата в совокупности явлений и институтов юридической действительности России необходимо для разрешения таких важных проблем, как статус и компетенция нотариусов, их численность, полномочия нотариальных палат и органов юстиции в сфере организации деятельности нотариата и т.д.

На данный момент среди исследователей нет единого мнения относительно места нотариата в правовой системе России. Высказываются порой диаметрально противоположные точки зрения. Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Разделяя точку зрения о государственной природе нотариата, другие ученые определяют нотариат как систему органов юстиции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации «О нотариате» предоставлено право совершать нотариальные действия. По мнению ученых, данной группы, вполне логично и правомерно отнесение нотариата к ведению органов юстиции, так как значительная часть органов бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющих удостоверительные, правореализационные и регистрационные полномочия (нотариат, система принудительного исполнения, органы регистрации актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество, юридических лиц, общественных объединений), ведет свою деятельность в рамках органов юстиции.

В современной России в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отнесение нотариата к судебной системе неправомерно, поскольку суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе. Суды в системе разделения властей осуществляют правосудие в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, нотариат же действует в сфере бесспорной юрисдикции. Непосредственное организационное руководство системой нотариата судебные органы также осуществлять не могут, так как нотариат не входит в судебную систему. Это не значит, что суды не могут воздействовать на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действийв связи с рассмотрением жалоб на действиянотариусов, а также при рассмотрении споров в исковом порядке, связанных с оспариванием нотариальных сделок. Но это воздействие не является организационным руководством, а относится к правоохранительной деятельности судебных органов.

Организационное руководство нотариатом со стороны судебных органов не только не «вписывается» в систему разделения у властей, но и нарушило бы принцип независимости и беспристрастности нотариусов.

Нотариат не является и составной частью системы органов юстиции. Нотариат обладает публично-правовым характером, проявляющимся в его организации и содержании деятельности. Однако это не дает оснований считать нотариат государственным органом и частью, пусть и особым образом действующей, государственного аппарата, входящей в систему органов государственной власти. По ряду внешних признаков нотариат похож на государственные органы: от имени государства осуществляет государственные функции, имеет четкую организационную структуру и территориальный масштаб деятельности, однако это не является достаточным основанием считать нотариат государственным органом. Следовательно, нотариат не может организационно входить ни в систему органов юстиции, ни в любую иную государственную структуру.

Традиционно многими исследователями нотариат относится к системе органов гражданской юрисдикции. Под гражданской юрисдикцией при этом понимается деятельность всех органов, которые наделены полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера всфере гражданского оборота. При этом значимым критерием отнесения нотариата к системе органов гражданской юрисдикции является то, что деятельность нотариальных органов происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности.

Итак, нотариат представляет собой негосударственный орган, осуществляющий делегированную ему государством публичную функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц - правоохранительную функцию. В силу этого нотариат занимает самостоятельное место в системе правоохранительных органов Российской Федерации, не входя организационно ни в одну из иных правоохранительных государственных структур (суд, прокуратура, органы юстиции).

Заключение.

Следует сделать вывод, что специфика нотариальных функций, отражающих правовую природу нотариата как органа, с одной стороны, осуществляющего деятельность публично-правового характера, а с другой являющегося институтом гражданского общества, не позволяет осуществлять передачу его функций иным органам или организациям. Государственные органы, деятельность которых подкрепляется возможностью государственно-властного принуждения, в соответствии с принципами правового государства не вправе вмешиваться в функционирование гражданского общества в целом и в гражданский оборот в частности (а это как раз та сфера, где осуществляется деятельность нотариата), а негосударственные органы и организации, являясь полноправными субъектами гражданского об­щества, не имеют возможности обеспечить принудительное исполнение своих решений, что лишает данные решения реальной эффективности.

Таким образом, только нотариат с его уникальной двойственной правовой природой способен эффективно исполнять те функции, которые возложены на него государством в соответствии с законодательством.

Кроме того, не следует недооценивать важность процессуальной стороны нотариальной деятельности - четко определенной законодательством процедуры совершения нотариальных действий. Не стоит считать оправданным удостоверение доверенностей организациями связи и банками - коммерческими организациями, не обеспечивающими соблюдение удостоверительной процедуры, а, кроме того, не являющимися независимыми и беспристрастными арбитрами в тех отношениях, правомочия в рамках которых будут переданы по доверенности. В конечном счете, это может привести и уже приводит к нарушению прав граждан и организаций, возникновению правовой неопределенности и конфликтных ситуаций.

Список использованной литературы.

1. Основы законодательства Российской Федерации о Нотариате ( утвер ВС РФ 11.02.1993 г № 4462-10).

2. Р.И.Вергасова «Нотариат в России», М.: 2005 г.

3. К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалёв «правоохранительные органы». М.:1998.

4. Г.Г.Черемных, И.Г.Черемных «Нотариальное право Российской Федерации», М.: 2004 г.

5. Ю.С.Васильев «Нотариальное право Российской Федерации», М.: 2003г.

6. Н.И.Полтавская «Нотариат (курс лекций)», М.: 1999 г.


[1] Репин В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика).М., 1994.С.10.

[2] Приказ от 30 сеняьря 1999 г. № 346 "Об отмене приказов, распоряжений и писем Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению деятельности нотариата"//БМЮ. 1999. № 12