Реферат: Особенности документирования несчастных случаев в государственных учреждениях

Название: Особенности документирования несчастных случаев в государственных учреждениях
Раздел: Промышленность, производство
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет филологии и межкультурной коммуникации

Кафедра документной лингвистики и документоведения

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

тема: Особенности документирования несчастных случаев в государственных учреждениях на примере ГУСО «БКЦСОН»

Выполнила:

студентка 4 курса

группы ДЗс-061

Е.Г. Кочкина

Проверила:

Нестерова А. Г.

Волгоград 2010

I Глава. Организация охраны труда в государственных учреждениях: теоретические аспекты .

1.1 Нормативно-правовые основы документирования несчастных случаев на производстве .

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [ст. 209 ТК РФ].

Успех решения проблем охраны труда на предприятиях в большей степени зависит от качества подготовки специалистов, от их понимания принципов организации и управления охраной труда, выявления и устранения производственных опасностей и умения принимать правильные решения по обеспечению безопасных условий труда в сложных производственных условиях.

Правовые и нормативно-технические акты являются основой для создания организационной структуры и внедрения системы управления охраной труда на предприятии, а также проведения организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий по созданию на предприятиях безопасных условий труда.

Система управления охраной труда включает в себя область производственной деятельности и оказываемых социальных услуг, необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Одна из основных задач, которая решается при внедрении системы управления охраной труда – донести до каждого работника знания и ответственность за исполнения требований безопасности.

Развитие правового регулирования по вопросам охраны труда в России отвечает общим тенденциям международного права. Ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ) посвящены вопросам охраны труда, инспекциям труда и содержат требования по безопасности и гигиене труда, отдельные акты посвящены труду женщин и подростков.

Конституция РФ гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [ст. 37], и охрану государством труда и здоровья людей [ст. 7]. Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется через систему трудовых норм по охране труда и надзор за их исполнением. Основные положения законодательства о труде в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, Трудовом кодексе РФ (ТК), утвержденном 30 января 2001 г. № 197-ФЗ.

В Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяются и формулируются:

– сфера действия закона и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

– полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда;

– права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

– системы управления охраной труда, как на государственном уровне, так и на уровне организаций;

– обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника в области охраны труда;

– основные принципы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, проведения обучения по охране труда, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

– основные функции государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

– ответственность за нарушение требований охраны труда и случаи приостановки производственной деятельности предприятий (структурных подразделений) или их закрытия за нарушение нормативных требований по охране труда.

Действие закона распространяется, прежде всего, на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях, а также членов кооперативов, студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику.

Содержание прав работника на охрану труда закреплено положениями Закона об основах охраны труда в РФ (ст. 8) и ТК РФ (ст. 219). Каждый работник имеет право на:

– рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

– отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) до устранения такой опасности;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведение проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

– обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

– личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

– внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

– компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Обязанности работодателя и работника в области охраны труда регламентируются Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. (ст. 14, 15) и ст. 212, 214 ТК РФ. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

– безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

– применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

– режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

– приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

– обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

– организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

– проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

– проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

– недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

– предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

– принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

– расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

– беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

– обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– ознакомление работников с требованиями охраны труда;

Работник обязан:

– соблюдать требования охраны труда;

– правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

– проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

– немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

– проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

В правовых нормах по обеспечению безопасных условий на предприятии особое внимание уделяется требованиям к организации труда женщин.

Особенности организации труда женщин законодательно определены в Трудовом кодексе Российской Федерации. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 253 – 263 ТК). Список таких работ утверждается в установленном порядке. В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.

Государство гарантирует работникам охрану здоровья и безопасные условия труда через систему государственного надзора и контроля исполнения требований охраны труда.

Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда

В Трудовом кодексе РФ (ст. 353 – 369) определены основные органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; принципы деятельности; основные задачи органов; основные полномочия; порядок инспектирования.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом горного и промышленного надзора в Российской Федерации. Органы федерального горного и промышленного надзора осуществляют контроль и надзор за соблюдением норм по охране труда:

– в организациях угольной, горнорудной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности;

– при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

– объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа;

– при ведении взрывных работ в промышленности.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического надзора. Основной задачей государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью. Лица, осуществляющие надзор, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения правил пожарной безопасности в организациях.

Работники органов при осуществлении надзора независимы от деятельности инспектируемых организаций и подчиняются только закону.

Федеральные органы надзора разрабатывают и представляют в правительственные органы утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Взаимодействие государственных органов надзора осуществляется в порядке, установленном соответствующими правовыми и нормативными актами.

При выявленных нарушениях требований безопасности и охраны труда администрация организаций несет ответственность в соответствии с действующими законами Российской Федерации.

Органы надзора и контроля за исполнением законодательства по охране труда

Государственная противопожарная служба
Орган, ответственный за надзор за ядерной и радиационной безопасностью
надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Орган горного и промышленного надзора РФ

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение требований охраны труда закреплена ст. 24 Федерального закона об основах охраны труда в Российской Федерации. В действующем законодательстве РФ определены административная, уголовная, дисциплинарная, материальная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 143) предусматривает за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда наказание:

– штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда;

– штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев;

– исправительными работами на срок до двух лет;

– лишением свободы на срок до одного года.

Наказанию в случае нарушения правил техники безопасности подвергается лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Если эти нарушения повлекли по неосторожности смерть человека, то это деяние наказывается лишением свободы на срок да трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 – ФЗ предусматривает:

– наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Нарушение законодательства должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет за собой дисквалификацию от 1 года до трех лет.

– за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению, или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков проведения указанных переговоров, необеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки возможно наложение штрафа на лиц, уполномоченных на ведение переговоров, в размере от десяти до тридцати МРОТ;

– ответственность за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, наложение штрафа на лиц, виновных в непредставлении информации, в размере от десяти до тридцати МРОТ;

– необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения наложения штрафа на лиц, уполномоченных заключить коллективный договор, соглашение, в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ;

– ответственность за невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению наложение штрафа на лиц, виновных в невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, в размере от тридцати до пятидесяти МРОТ.

За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, в том числе правил и инструкций по охране труда, администрация предприятия применяет следующие дисциплинарные взыскания:

– замечание;

– выговор;

– увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Материальная ответственность проявляется в возмещении ущерба стороной трудового договора (работодателем или работником), причинившей ущерб другой стороне (ст. 232 ТК РФ).

? Нормативно-технические акты по охране труда

Выполнение и соблюдение нормативных требований охраны труда сторонами трудового договора (работодателями и работниками) является основой в создании здоровых и безопасных условий труда и предупреждении производственного травматизма.

Законодательство обязывает все федеральные органы исполнительной власти и предприятия при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов; конструировании машин, механизмов и оборудования; разработке технологических процессов; организации производства соблюдать единые нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных актах.

Виды нормативных правовых актов по охране труда, действующих на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда» от 23 мая 2000 г.):

– межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые инструкции по охране труда (ТИ Р М). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Минтруд России.

– Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О). Утверждают документ – Федеральные органы исполнительной власти.

– Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России.

– Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госстандарт России, Госстрой России.

– Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Госстрой России.

– Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН)), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ – Минздрав России.

1.2 Организация работы специалиста по охране труда в государственном учреждении .

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовову договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Очень важно, что у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда, которая является самостоятельным структурным подразделением организации, образованным с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением. Состоит такая служба из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы охраны труда.

Структура и численность работников службы определяются работодателем в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов. Численность работников службы охраны труда рассчитывается на основании Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организации, утвержденный постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

Трудовой кодекс допускает введение должности специалиста по охране труда у работодателя, численность работников у которого не превышает 50 человек. Решение о создании службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда принимает работодатель, который должен учитывать при этом специфику деятельности организации.

Положение о службе охраны труда разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из заместителей.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий (организация рабочих мест, оснащение необходимой оргтехникой и нормативно-правовой литературой).

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями организации, с органами государственного управления, контроля и надзора, а также с органами общественного контроля.

Основными задачами службы являются:

– организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

– контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;

– организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, а также работа по улучшению условий труда;

– информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя по вопросам охраны труда;

– изучение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу возлагаются следующие функции:

– учет и анализ состояния причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;

– оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования;

– организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;

– проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов проверок, обследования технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требований охраны труда;

– участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструируемых объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке и ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

– согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

– разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению охраны труда, предупреждению производственного травматизм, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

– участие в составлении разделов условий и охраны труда коллективного договора, соглашений по охране труда;

– оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков и должностей для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– организация расследований несчастных случаев на производстве и участие в комиссии по расследованию несчастных случаев;

– оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

– участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

– составление отчетности по охране труда и условиям труда по установленным формам;

– разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу;

‪ – составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

– оказание методической помощи руководителям подразделений организации по разработке и пересмотру инструкций и стандартов по охране труда;

– обеспечение подразделений организации локальными нормативными правовыми актами, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

– организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях;

– проведение совещаний, а также ведение пропаганды по вопросам охраны труда;

– доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, содержащих нормы об охране труда;

– рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

Служба охраны труда может осуществлять контроль за:

– соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, соглашений, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов;

– обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

– соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

– выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом по охране труда коллективного договора, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производств, выполнением предписаний органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

– наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

– проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

– своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин, механизмов;

– эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

– состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

– своевременным проведением обучения по охране руда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

– организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

– санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

– организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

– правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

– своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

– использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством;

– анализом и обобщением предложений по расходованию средств фонда охраны труда и их наиболее эффективным использованием, подготовкой обоснований для выделения организации средств из территориального фонда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Для реализации указанных функций работники службы имеют право:

– в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения работодателя, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

– предъявлять руководителям, другим полномочным представителям работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

– требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

– направлять работодателю предложения о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требования охраны труда;

– запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

– привлекать по согласованию с руководителем организации и ее подразделений соответствующих специалистов к проверкам состояния условий и охраны труда;

– представлять работодателю предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

– по поручению работодателя представлять его интересы в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

? Комитеты по охране труда

В организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты по охране труда. В их состав на паритетной основе (паритет состоит в распределении голосов для принятия решения) входят представители работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете по охране труда утверждается федеральным органом представительной власти по труду. Комитет по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда.

Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Работа комитета строится на принципе социального партнерства. Численность комитета определятся в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников.

Представители работников выдвигаются в состав Комитета на основании решений выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя выдвигаются работодателем.

Комитет избирает из своего состава председателя и заместителей. Председателем, как правило, является ответственный представитель работодателя или работодатель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа. На должность секретаря назначается работник службы охраны труда.

Члены Комитета должны проводить обучение в порядке, установленном законодательством. Обучение осуществляется за счет средств работодателя.

Задачей комитета является контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда в организации (на предприятии) и нахождение способов устранения имеющихся нарушений безопасности труда и нарушения прав и законных интересов работников по охране их труда.

II Глава Документирование несчастных случаев в государственных учреждениях

2.1 Особенности формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан).

Несчастный случай – увечье, повлекшее за собой снижение, утрату либо прекращение трудоспособности, полученное в процессе трудовой деятельности.

Несчастные случаи бывают – легкие, тяжелые, со смертельным исходом, групповые и групповые с тяжелыми последствиями.

Несчастные случаи на производстве – события, в результате которых были получены:

• телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;

• тепловой удар;

• ожог;

• обморожение;

• утопление;

• поражение электрическим током, молнией, излучением;

• укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;

• повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.

Расследование несчастных случаев проводится комиссиями, по расследованию не­счастных случаев образуемыми и формируемы­ми в соответствии с положениями статьи 229 ТК РФ и требованиями Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организации, в зависимости от обстоятельств происшест­вия, количества пострадавших и характера полученных ими повреж­дений здоровья. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.

Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), происшедших в организации или у работодателя – физического лица, в результате которых пострадавшие получили повреждения, от­несенные в соответствии с установленными квалифицирующими при­знаками к категории легких, проводится комиссиями, образуемыми работодателем (его полномочным представителем) с учетом требований, установленных Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организации. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой постра­давшего, в состав комиссии не включаются.

Несчастные случаи, происшедшие с лицами, направлен­ными в установленном порядке для выполнения работ к другому рабо­тодателю и работавшими там под его руководством и контролем, расследуются комис­сией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его пред­ставителем). В состав комиссии включается полномочный предста­витель организации или работодателя – физического лица, напра­вивших упомянутых лиц. Неприбытие или несвоевременное их прибы­тие не является основанием для изменения сроков расследования.

Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполне­нии ими трудовых обязанностей или задания направившего их рабо­тодателя (его представителя), расследуются комиссией, форми­руемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). При необходимости в состав комиссии могут включаться представите­ли организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его пред­ставителя) на выделенном в установленном порядке участке другой организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя организации, на тер­ритории которой производилась эта работа.

Несчастные случаи, происшедшие с работниками при вы­полнении работы по совместительству, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), у которого фактически производилась работа по совместительству. В этом случае комиссия, проводившая расследование, информирует о результатах расследования и сделанных выводах работодателя (его представителя) по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений соответствующего уровня, проходящими в организациях производственную практику или выпол­няющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглав­ляемыми этим работодателем (его представителем). В состав комис­сии включаются представители образовательного учреждения.

Расследование несчастных случаев со студентами или уча­щимися образовательных учреждений, проходящими производствен­ную практику на выделенном для этих целей участках организации и выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии включаются представители организации.

Расследование происшедших в организации или у рабо­тодателя – физического лица групповых несчастных случаев, в ре­зультате которых один или несколько пострадавших получили повре­ждение здоровья, относящиеся в соответствии с установленными ква­лифицирующими признаками к категории тяжелых либо со смертельным исходом, тяжелых несчастных случаев, несчастных слу­чаев со смертельным исходом проводится комиссиями, состав кото­рых формируется в соответствии с требованиями и в порядке, установленными статьей 229 ТК РФ. При расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии также включаются представители исполнительных органов страховщика (по месту регистрации страхователя).

Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими рабо­ту на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представ­лять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полно­мочия которых подтверждены в установленном порядке. При необходимости к расследова­нию таких несчастных случаев могут привлекаться представители со­ответствующего исполнительного органа Фонда социального стра­хования Российской Федерации и других заинтересованных органов.

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелы­ми последствиями с числом погибших пять человек и более проводит­ся комиссиями, формируемыми в порядке и в соответствии с требованиями статьи 229 ТК РФ, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья.

Расследование обстоятельств исчезновения работников и других лиц при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работода­телем либо совершаемых в его интересах, дающих достаточные осно­вания предполагать их гибель в результате несчастного случая, проводится комиссиями, формируемыми в соответствии с требова­ниями, в порядке и в сроки, установленные статьей 229 ТК РФ.

Особенности проведения расследования несчастных случаев, происшедших в организациях и у работодателя – физического лица.

Расследование несчастных случаев, происшедших в орга­низации или у работодателя – физического лица, проводится в соот­ветствии с общим порядком и в сроки, установленные статьей 229 ТК РФ. В зависимости от обстоятельств происшествия и характера по­вреждений здоровья пострадавших расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, от­несенные в соответствии с установленными квалифицирую­щими признаками к категории легких, проводится в течение трех дней. Расследование иных несчастных случаев проводится в тече­ние 15 дней.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в ка­лендарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

При возникновении обстоятельств, объективно препятствую­щих завершению в установленные сроки расследования несчастного случая, в том числе по причинам отдаленности и труднодоступности места происшествия (труднодоступные станции и обсерватории, гео­логоразведочные и иные экспедиции и отряды, буровые платформы на шельфе морей, при выполнении отдельных работ за границей, включая международные перевозки и т.п.), а также при необходимости дополнительного получения соответствующих медицинских и иных документов и заключений, установленные сроки расследования несча­стного случая могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.

В случае необходимости дополнительной проверки обстоя­тельств группового несчастного случая с тяжелыми последствиями, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, в том числе с проведением соответствующих медицинских, технических и иных экспертиз, решение о дополнительном продлении срока его расследования принимается руководителем органа, пред­ставителем которого является должностное лицо, возглавляющее ко­миссию, с последующим информированием об этом соответствующего правоохранительного органа.

Несчастные случаи, о которых не было своевременно со­общено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются в установлен­ном порядке по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. В случае невозможности завершения расследования в указанный срок в связи с объективными обстоятельствами председатель комиссии обя­зан своевременно информировать пострадавшего или его доверенных лиц о причинах задержки сроков расследования.

В случаях изменения формы собственности (собственника имущества) организации без сохранения (установления) правопреем­ственности либо ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством, расследование несчастных случа­ев проводится по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц государственными инспекторами труда с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика (по месту ре­гистрации прежнего страхователя) и территориального объединения организаций профсоюзов.

При обращении пострадавшего или его доверенных лиц с за­явлением о несогласии с результатами ранее расследованного несча­стного случая, происшедшего с ним до 1 февраля 2002 года, в соот­ветствии со статьей 424 ТК РФ дополнительное расследование укa­занных в заявлении обстоятельств и причин несчастного случая про­водится с учетом требований правовых норм, действовавших в период его происшествия законодательных и иных нормативных правовых актов, регулировавших в то время порядок расследования несчастных случаев на производстве.

В ходе расследования каждого несчастного случая комис­сия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно – ­распорядительными документами (коллективными договорами, уста­вами), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обес­печения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную не­обходимую информацию и по возможности – объяснения от постра­давшего по существу происшествия.

При необходимости председатель комиссии привлекает к рас­следованию несчастного случая должностных лиц органов государ­ственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях полу­чения заключения о технических причинах происшествия, в ком­петенции которых находится их исследование.

Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их до­веренными лицами и членами семей в целях ознакомления их с ре­зультатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов.

Конкретный объем ма­териалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного про­исшествия.

Перечень и объем материалов расследования групповых не­счастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проис­шедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств, определяется председателем комиссии с учетом имеющихся материалов расследования происшествия, проведенного в установленном порядке соответ­ствующими полномочными государственными органами надзора и контроля или комиссиями и владельцем транспортного средства.

Комиссией принимаются к рассмотрению только оригиналы подготовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с неправильно оформленны­ми поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.

На основании собранных материалов расследования ко­миссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обу­словлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной, деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая квалифицирует несчастный слу­чай как несчастный случай на производстве или как несчастный слу­чай, не связанный с производством.

Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством:

– смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здра­воохранения и следственными органами;

– смерть или иное повреждение здоровья, единственной причи­ной которых явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) работника (по заключе­нию учреждения здравоохранения), не связанное с наруше­ниями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества;

– несчастный случай, происшедший при совершении постра­давшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовное правонарушение (преступление).

Решение о квалификации несчастного случая, происшедшего

при совершении пострадавшим действий, содержащих признаки уго­ловного правонарушения, принимается комиссией с учетом офици­альных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного ре­шения председателем комиссии оформление материалов расследо­вания несчастного случая временно приостанавливается.

В случаях разногласий, возникших между членами комис­сии в ходе расследования несчастного случая (о его причинах, лицах, виновных в допущенных нарушениях, учете, квалификации и др.), ре­шение принимается большинством голосов членов комиссии. При этом члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписы­вают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.

Особое мнение членов комиссии рассматривается руководи­телями организаций, направивших их для участия в расследовании, которые с учетом рассмотрения материалов расследования несчастного случая принимают решение о целесообразности обжалования выводов комиссии в порядке, установленном статьей 231 ТК РФ.

При выявлении несчастного случая на производстве, о ко­тором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные статьей 228 ТК РФ, поступлении жалобы, заявления, ино­го обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогла­сии их с выводами комиссии, а также при поступлении от работодате­ля (его представителя) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нару­шении установленного порядка расследования (отсутствие своевре­менного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая), государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование несчастного случая, как правило, с участием профсоюзного инспектора труда, при необходи­мости – представителей иных органов государственного надзора и контроля.

2.2 Особенности оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан).

Несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их рассле­дование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформле­нию актом о несчастном случае на производстве по форме 2, пре­дусмотренной приложением № 1 к настоящему постановлению (акт формы Н-1).

Акт формы Н-1 (Н-1 ПС) составляется комиссией, проводив­шей расследование несчастного случая на производстве, в двух эк­земплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русским языке и государственном языке субъекта Российской Федерации. При несчастном случае на производстве с застрахован­ным лицом составляется дополнительный экземпляр акта формы Н-1 (Н-1 ПС). При групповом несчастном случае на производстве акты формы Н-1 (Н-1 ПС) составляются на каждого пострадавшего отдельно.

Акты формы Н-1 (Н-1 ПС) подписываются всеми членами ко­миссии, проводившими в установленном порядке расследование не­счастного случая. Подписи членов комиссий, проводивших расследо­вание несчастных случаев на производстве, заверяются соответственно судовой печатью либо печатью соответствующего представительства (консульства).

Содержание акта формы Н-1 (Н-1 ПС) должно соответст­вовать выводам комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование несчастного случая на производстве. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного слу­чая на производстве, а также указываются лица, допустившие нару­шения установленных нормативных требований, со ссылками на нарушенные ими правовые нормы законодательных и иных норматив­ных правовых актов.

В случае установления факта грубой неосторожности застра­хованного, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в пункте 10 акта формы Н-1 (пунк­те 9 акта формы Н-1 ПС) указывается степень его вины в процентах, определенная лицами, проводившими расследование страхового слу­чая, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации.

По результатам расследования каждого группового несча­стного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом составляется акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смер­тельным исходом) по форме 4, предусмотренной приложением № 1 к настоящему постановлению, в двух экземплярах, которые подписываются всеми лица­ми, проводившими в установленном порядке его расследование.

Оформленные и подписанные акты о расследовании несчаст­ного случая и (или) составленные акты формы Н-1 (Н-1 ПС) вместе с материа­лами расследования направляются председателем комиссии или го­сударственным инспектором труда, проводившим расследование, для рассмотрения работодателю (его представителю), с которым в момент несчастного случая фактически состоял в трудовых отношениях по­страдавший либо в производственной деятельности которого он уча­ствовал, обеспечивающему учет данного несчастного случая на производстве. По несчастным случаям, происшедшими с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем, копии оформленных в установленном порядке актов и материалов рассле­дования направляются также работодателю (его представителю) по месту основной работы (службы, учебы) пострадавшего. По несчаст­ным случаям, происшедшим на территории организации с работниками других организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя, а также несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя на выделенном в установленном порядке участке другой организации копии оформленных в установленном порядке актов и материалов рассле­дования направляются – работодателю (его предста­вителю), на территории которого произошел несчастный случай.

Если в ходе расследования несчастного случая, происшедше­го с лицом, выполнявшим работы на основании договора гражданско-­правового характера, были установ­лены сведения, дающие достаточные основания полагать, что указан­ным договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то акт о расследовании несчастного случая вместе с другими материалами расследования направляется государственным инспектором труда в суд в целях установления ха­рактера правоотношений сторон упомянутого договора. Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от существа указанного судебного решения.

Результаты расследования случаев исчезновения работ­ников или других лиц при исполнении ими трудовых обязанностей ли­бо работ по заданию работодателя (его представителя), оформляются комиссией актом о расследовании данного происшествия, который должен содержать сведения о пострадавшем, включая сведения о его обучении по охране труда, о наличии опасных производственных факторов на его рабочем месте (предположительном месте исчезновения) и другие установленные обстоятельства происшествия, а также заклю­чение комиссии о предполагаемых (возможных) причинах исчезнове­ния и виновных в этом лицах. Оформленный и подписанный всеми членами комиссии акт о расследовании случая исчезновения вместе с другими материалами расследования направляется председателем комиссии в соответствующий орган прокуратуры, а их копии – в госу­дарственную инспекцию труда.

Решение о квалификации и оформлении данного происшест­вия как несчастного случая (связанного или не связанного с произ­водством) принимается соответствующей государственной инспекци­ей труда с учетом полученных в ходе его расследования сведений по­сле принятия в установленном порядке решения о признании пропавшего лица умершим.

Работодатель (его представитель) в трехдневный срок по­сле завершения расследования несчастного случая на производстве по несчастным случаям, происшедшим в организации, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких – после получения материалов расследова­ния обязан выдать один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью акта формы Н-1 (Н-1 ПС) пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – доверенным лицам пострадавшего (по их требованию).

При отсутствии у работодателя - физического лица печати, его утверждающая подпись в акте по форме Н-1 заверяется в устано­вленном порядке. Вторые экземпляры утвержденного и заверенного печатью акта формы Н-1 (Н-1 ПС) и составленного в установленных случаях акта о расследовании несчастного случая с копиями материа­лов расследования хранятся в течение 45 лет работодателем (юриди­ческим или физическим лицом), осуществляющим по решению комиссии или государственного инспектора труда, проводивших рас­следование, учет несчастного случая.

При страховых случаях третий экземпляр утвержденного и за­веренного печатью акта формы Н-1 (Н-1 ПС) работодатель (его пред­ставитель) направляет в исполнительный орган страховщика (по мес­ту регистрации в качестве страхователя).

Акты формы Н-1 (Н-1 ПС) по несчастным случаям на про­изводстве, расследование которых проводилось без образования ко­миссии оформляются работодателем (его представителем) или уполномочен­ным им лицом на основании и в соответствии с заключением (актом о расследовании несчастного случая), составленным государственным инспектором труда, проводившим в установленном порядке расследо­вание несчастного случая, о чем в акте формы Н-1 (Н-1 ПС) делается соответствующая запись (вместо подписей членов комиссии).

Оформленный акт о расследовании несчастного случая с прилагаемыми к нему материалами расследования и копией (копиями) составленного в установленных случаях акта формы Н-1 в трехднев­ный срок после их представления работодателю направляются пред­седателем комиссии (государственным инспектором труда, проводившим расследование несчастного случая) в прокуратуру, куда ранее направлялось извещение о несчастном случае. Копии указан­ных документов направляются также в соответствующую государст­венную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора (по несчастным случаям, происшедшим в под­контрольных им организациях (объектах), а при страховом случае ­также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя).

Копии актов о расследовании несчастных случаев вместе с ко­пиями актов формы Н-1 направляются председателями комиссий (го­сударственными инспекторами труда, проводившими расследование несчастных случаев) также в Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации и соответствующие федеральные органы исполнительной власти по ведомственной принадлежности (при их наличии) для проведения в установленном порядке анализа состояния и причин производственно­го травматизма и разработки предложений по его профилактике.

Каждый оформленный в установленном порядке несчаст­ный случай на производстве, включая несчастные случаи на произ­водстве, происшедшие с работниками, заключившими трудовой договор на срок до двух месяцев либо занятыми на сезонных работах, а также лицами, заключившими договор о выполнении работы на дому (надомниками), регистрируются работодателем (юридическим или фи­зическим лицом), осуществляющим в соответствии с решением ко­миссии его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на произ­водстве

Все зарегистрированные в организации (у работодателя ­физического лица) несчастные случаи на производстве включаются в годовую форму федерального государственного статистического на­блюдения за травматизмом на производстве, утверждаемую Го­сударственным комитетом Российской Федерации по статистике и на­правляемую в органы статистики в установленном порядке.

Групповые несчастные случаи на производстве (в том числе с тяжелыми последствиями), тяжелые несчастные случаи на производстве и несчастные случаи на производстве со смертельным исходом регистрируются соответствующими государственными ин­спекциями труда, а несчастные случаи на производстве, происшедшие с застрахованными, – также исполнительными органами страховщика (по месту регистрации страхователя), в установленном порядке.

Акты о расследовании несчастных случаев, квалифициро­ванных по результатам расследования как не связанные с произ­водством, вместе с материалами расследования хранятся работода­телем (юридическим или физическим лицом) в течение 45 лет. Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследования направляются председателем комиссии в соответ­ствующую государственную инспекцию труда.

По окончании временной нетрудоспособности пострадав­шего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершению расследования) работодатель (его представи­тель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях – в соответствующий территориальный орган федерального надзора.

О несчастных случаях на производстве, которые по про­шествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и тер­риториальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных тер­риториальным органам федерального надзора), а о страховых случа­ях – в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

Если при осуществлении надзорно-контрольной деятель­ности государственным инспектором труда установлено, что утвер­жденный работодателем (его представителем) акт формы Н-1 (Н-1 ПС) составлен с нарушениями установленного порядка или не соот­ветствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работода­теля (его представителя) внести в него необходимые изменения и до­полнения.

В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости, с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов госу­дарственного надзора и контроля, представителей страховщика). По результатам проведенного дополнительного расследования государ­ственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастно­го случая установленной формы и выдает соответствующее предпи­сание, которое является обязательными для исполнения работодате­лем (его представителем). При этом прежний акт формы Н-1 (Н-1 ПС) признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя профсо­юзного или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на произ­водстве.

Результаты расследования групповых несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случа­ев на производстве и несчастных случаев на производстве со смер­тельным исходом, происшедших в организациях железнодорожного транспорта, рассматриваются также руководителями соответствую­щих отраслевых органов управления с участием представителей со­ответствующих территориальных объединений отраслевого профсоюза.

В случае ликвидации в соответствии с действующим зако­нодательством организации или прекращения работодателем – фи­зическим лицом предпринимательской деятельности до истечения установленного срока хранения актов о происшедших несчастных слу­чаях на производстве, оригиналы указанных актов подлежат передаче на хранение в установленном порядке правопреемнику, а при его от­сутствии – соответствующему государственному органу, осуществ­ляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда

В соответствии с законодательством Российской Федера­ции ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производст­ве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчаст­ных случаев на производстве, возлагается на работодателя (его представителя).

Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, а также объективность выводов и реше­ний, принятых ими по результатам проведенных расследований не­счастных случаев.

Контроль за соблюдением работодателями (юридически­ми и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчи­ненных (подведомственных) организациях осуществляется в соответ­ствии со статьей 353 ТК РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами и состоящими в их ведении инспекто­рами труда в отношении организаций, в которых имеются первичные органы этих профессиональных союзов.

Государственный надзор и контроль за соблюдением установ­ленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется органами федеральной ин­спекции труда.

Приложение № 1

Извещение

о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом)

1. __________________________________________________________________________________

(наименование организации, ее ведомственная и отраслевая принадлежность

_________________________________________________________________________________________

/ОКОНХ основного вида деятельности/, место нахождения и юридический адрес;

_________________________________________________________________________________________

фамилия и инициалы работодателя – физического лица, его регистрационные данные,

_________________________________________________________________________________________

вид производства, адрес, телефон, факс)

2.____________________________________________________________________________

(дата и время/место несчастного случая, выполнявшаяся работа,

_____________________________________________________________________________________________

краткое описание места происшествия и обстоятельств,

_____________________________________________________________________________________________

при которых произошел

_____________________________________________________________________________________________

несчастный случай)

3.___________________________________________________________________________________________

(число пострадавших, в том числе погибших)

4.___________________________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы и профессиональный статус пострадавшего/пострадавших,

_____________________________________________________________________________________________

профессия/должность, возраст – при групповых несчастных случаях указывается

_____________________________________________________________________________________________

для каждого пострадавшего отдельно)

5.___________________________________________________________________________________________ (характер и тяжесть повреждений здоровья, полученных пострадавшим

_____________________________________________________________________________________________

/пострадавшими – при групповых несчастных случаях указывается

_____________________________________________________________________________________________

для каждого пострадавшего отдельно)

6.___________________________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы лица, передавшего извещение, дата и время передачи извещения)

7.___________________________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы лица, передавшего извещение, дата и время получения извещения)