Реферат: Эволюция первобытного общества

Название: Эволюция первобытного общества
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

3

Введение

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.

Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 тысяч лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим неосознанным первичным импульсам (ведь с тех пор прошло лишь около 100 поколений). Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Культура первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная, или архаическая культура насчитывает более 30 тысяч лет.

4

1. Предпосылки возникновения первобытной культуры

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тысяч лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века.

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества Оно возникло в позднем палеолите около 33 000 лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развивалось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культуры, особые традиции и обряды.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением Нomo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так называли этих людей по месту первой находки их останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80м),

5

стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т.д.

Условия возникновения искусства:

- физическое развитие человека;

- умственное развитие человека (способность к абстрактному мышлению для воссоздания предметов искусства);

- определенное техническое развитие, обеспечивающее некоторую устойчивость общества (люди объединяются в роды и племена, разделение труда), и как следствие этого – наличие досуга.

Характерная черта первобытного искусства – однородность его форм (сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере изображения) независимо от местонахождения.

Синкретизм первобытной культуры проявляется в том, что искусство, религия, игры – все это было соединено воедино. Обряд, песня, танец, ритуал были неразрывны, не было исполнителей и зрителей – все были участниками ритуальных действий, творцами и потребителями культуры одновременно. Танцы имитировали сцены охоты, рыболовства, собирательства, военные действия.

Постепенно из этой синкретичной культуры выделяется как самостоятельная ветвь – искусство.

Различают искусство верхнего палеолита, искусство мезолита и искусство неолита.

6

В эпоху верхнего палеолита появляется наскальное искусство: «макароны» - серии прямых и волнистых параллельных линий, проведенных пальцем на сырой глине; ритуальные животные.

Искусство мезолита (наскальное искусство бытовых сцен): черные изображения бытовых сцен (группы людей на охоте, рыбной ловле), передающие движение (показаны длинные ноги, шпагатные прыжки). Изображения связаны композиционно. Отсутствуют изображения женщин. Люди и животные изображаются часто силуэтом или тонкими линиями. Изображения стилизованы, более абстрактны, обобщены.

Искусство неолита (наскальное искусство – орнамент; культовая архитектура; керамика) характеризуется символизмом, абстракцией, которые выражаются через орнамент.

В целом, первобытное искусство носит внеличностный характер, сочетает смешение фантазии и реальности, реалистического и символического.

7

2.Эволюция первобытного общества

Возникновение брака и семьи

Матриархат и патриархат

Неолитическая революция

Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная скорость общественного развития привела к неравномерности темпов исторического формирования разных народов. У всех народов была общая исходная точка развития – первобытное, или примитивное, общество . Но даже на рубеже XX-XXI столетий народы достигали разных его уровней, что обусловлено различными причинами. И даже сегодня нашу планету населяют племена, живущие в условиях первобытного общества.

Первобытное общество – первая форма бытия человеческого общества или первая стадия его исторического развития . Видимо для этой формы жизнедеятельности людей были характерны коллективизм для обеспечения жизненных условий и относительное социальное равенство членов общества.

В развитии первобытного общества четко прослеживаются две стадии:

- стадия ранней первобытной общины;

- стадия поздней первобытной общины.

На первобытной стадии развития люди из камня, кости, рога, дерева и возможно других природных материалов создавали орудия, но пищу еще производить не умели. Основными способами добывания средств для обеспечения жизни являлись собирательство и охота, позднее рыболовство. Избыточный продукт был крайне мал, либо добывать его не удавалось. Скорее всего сообщества людей создавало продукта не больше, или не на много больше, чем его требовалось для физического обеспечения

8

существования всех его членов. Этот тип ведения хозяйства называют присваивающим .

В условиях присваивающего ведения хозяйства скорее всего существовала общая собственность на средства производства и предметы потребления, особенно в пищу, которая распределялась между членами общества независимо от участия или неучастия в ее добывании. Такое распределение называют уравнительным .

Начав осознанно трудиться, человек вынужден был вести учет добычи, результатов труда, создание запасов. По мере развития человека шел процесс накопления знаний – он начал учитывать время, смену времен года, движение ближайших небесных тел (Солнца, Луны, звезд). Стали появляться члены общины, которые способны вести учет и им создавались условия для такой деятельности, поскольку учет помогал поддерживать порядок и давал возможность выжить.

Исходя из накопленных знаний можно было уже делать первые необходимые для выживания прогнозы: когда следует начинать делать запасы, как и сколько времени их хранить, когда начинать ими пользоваться, когда и куда можно и нужно мигрировать т.д. Тогда же, вероятно, появился учет реально воспринимаемых предметов, планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Появление излишков продуктов могло привести к обмену, который мог осуществляться как обмен натурального продукта на натуральный продукт, так и с использованием обменного эквивалента (украшений, раковин).

Учет потребовал ведения записей. Ими могли быть зарубки, насечки, обнаруженные археологами. К доисторическому периоду можно отнести появление вариантов учета, при котором значение имели цвет, форма знака, его длина. Так складывалась экономика в примитивных обществах.

Первобытное объединение людей первоначально полностью совпадало с материнским родом. В силу характерной для общинно-родового строя

9

экзогамии (запрет браков между близкими родственниками) род не мог существовать вне связи с другим родом, что привело к возникновению

парного брака и парной семьи, но еще неустойчивой. Совместное поселение супругов привело к тому, что новое объединение людей перестало совпадать с родом.

Парный брак начал формироваться у древнейших ископаемых людей. Начинает складываться родство по определенной линии, запрещается кровосмешение, что в конечном итоге приводит к общественной регуляции брака, появлению рода и семьи.

Теперь в состав общины стали включать людей, принадлежащих другому роду. Тем не менее определяющую роль в каждой общине выполнял один определенный род, и в этом смысле община продолжала оставаться родовой, в большинстве своем материнской. Что касается современного человека, то он является результатом перехода от коммунальной общины к дуальной организации общины. Племя состояло из двух родов, и браки совершались между женщинами и мужчинами, которые принадлежали разным родам.

Появление дуальной организации племени было связано с матриархатом , который характеризовался доминирующим положением женщины. В общественном создании и ритуальных обрядах матриархат нашел отражение в культе богине-матери и других женских божествах. Женщина стала символом продолжения рода и плодородия. Утверждение женщины во главе рода и приоритет женских видов труда привел к изменению мировосприятия. Дуализм племени отразился на дуальном восприятии мира – дуализм неба и земли. Причем мать-земля имела приоритетное значение.

В период позднего палеолита происходит своего рода социальная инновация – исключение из брачных отношений близких родственников . Все происходящие изменения можно охарактеризовать как палеолитическую

10

революцию (здесь понятие «революция» означает коренное качественное изменение).

Развитие земледелия привело общество еще к одному важному явлению – к неолитической революции . Примерно с IX тыс. до н.э. на Ближнем Востоке начинается переход к производящему хозяйству, который можно назвать неолитической революцией. На европейском континенте первые следы производящей экономики относятся к рубежу VII – VI тыс. до н.э. (на юге Балканского полуострова). В VI – III тыс. до н.э. присваивающее хозяйство сменилось производящим.

Наметилось первое разделение труда – земледелие и скотоводство; возникают ремесла (прядение, ткачество, гончарное производство). Развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, ремесел подняло роль мужчин в хозяйственной деятельности, в обществе и семье. В результате возрастания роли мужчин осуществляется переход от матриархальных отношений к патриархальным . Этот переход повлек за собой переустройство уклада жизни, появлению новых традиций, норм, ценностей. Эпоха патриархата – это время разложения первобытного общества. Община превращается из первобытной в сельскую, соседскую.

11

3.Возникновение ранних форм культуры

Возникновение культуры было не единовременным актом, а длительным эволюционным процессом, не имеющим точной даты зарождения. Об истории культуры можно судить по памятникам материальной культуры, дошедшим до наших дней, но они молчат. Поэтому ученые археологи, этнографы, этнологи, антропологи, психологи могут только делать предположения, проводить сравнения с аналогами. Вместе с тем, имеются неопровержимые свидетельства, которые дошли до нас от далеких цивилизаций. Это письменные источники, в которых цивилизованные народы рассказывают о «варварах», которые доставляли им немало неприятностей. Поэтому время, о котором нет письменных источников, ученые называют доисторией .

Однако исключать дописьменный период из истории культуры нельзя, поскольку в то время были заложены основы культурного бытия человека. Именно в этот период происходит становление человека разумного (Homo sapiens), способного к абстрактному постижению мира, созидательной и разрушительной деятельности, то есть к созданию своей человеческой среды. У всех народов появилась возможность устной передачи информации с помощью живой речи.

Человек осваивает систему навыков, которая передается от одного поколения к другому и которую можно назвать передачей социального опыта. Иначе человек не научился бы осознанно пользоваться орудиями и огнем, строить жилье и совершенствовать среду своей жизнедеятельности.

В науке первобытную эпоху человечества называют каменным веком . В этот период орудия труда и оружие изготавливались в основном из камня, дерева и кости.

В эпоху палеолита человек научился изготавливать десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурами животных (появилась примитивная одежда).

12

Наконец, первобытный человек овладел огнем, то есть научился не только пользоваться природными загораниями, но и добывать огонь. В конце палеолита появились вкладыши из кремневых пластинок, украшения из рога и кости. Были изобретены рыболовный крючок, гарпун, игла, нож, жировой светильник с фитилем.

13

4.Ранние формы религиозных верований

Члены общины еще не выделяли себя из окружающей среды и все то, что их окружало, мыслилось ими как единое целое (территория обитания, люди, животные, растения). Люди считали себя тождественными природе и поэтому стремились переносить свои качества и свойства на природу. Так возникают представления, затем названные тотемизмом, анимизмом и магией.

Тотемизм (от индейск. «тотем» - род) - вера в то, что существует связь между родом и определенным видом животных или растений. Тотем считался «отцом» рода, старшим братом, который во всем помогает его членам. Каждый род имел свой священный центр, посвященный определенному тотему. Члены рода верили в то, что тотем может воплощаться в новорожденных и что, воздействуя на него, можно добиться изобилия растений и животных на их территории.

Анимизм ( от лат. anima – душа) был первоначальной формой религиозных верований. Одушевление природы, материальных объектов, вещей животных, вера в духовных существ – характерные черты первобытного восприятия мира. Вера в управляющие божества, подчиненных им духов, а так же в душу и будущую жизнь – это то, что впоследствии стало важнейшими элементами религии. Появление анимизма было значительным шагом в духовном развитии человечества. Анимистические представления сыграли большую роль в познании человеком себя как «части мира», но эти же представления позже стали основой для их превращения в религиозные догмы о бессмертии души, о «потустороннем мире».

Магия (от греч. mageia – колдовство) – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Человек полагал, что с помощью магических приемов

14

(действий, слов) можно вызвать дождь, обеспечить успех в охоте, помочь больным людям. Со временем исполнителями магических приемов стали колдуны, знахари шаманы.

Фетишизм (от португ. – зачарованная вещь) – это направление мышления, стремившееся придать сверхъестественное значение природным вещам. Фетишами становились орудия труда, деревья, плоды, камни и т.д. Фетишам поклонялись, приносили жертвы, требовали от них выполнения тех или иных желаний в зависимости от того «типа» духов, который «вселился» в данный предмет. Этот предмет как бы противопоставлялся сознанию и наделялся особыми, то есть сверхъестественными свойствами, что отражало новый, более высокий уровень развития сознания человека и общества.

15

5.Наскальная живопись и миниатюрная скульптура

Геометрический орнамент

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда – почти на миллион лет.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникли примерно в такой временной последовательности:

- каменная скульптура;

- наскальная живопись;

- глиняная посуда.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами – они удобнее в переноске. Глиняная посуда – признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре ( поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил

16

примерно 10-15 тысяч лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тысяч

лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Звериный стиль – условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве ранне классических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура – трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением – техникой передачей объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы,

17

поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались – огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVIв.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещиваются ноги,

оказывается, изображали животное на бегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Культ матери - продолжательницы рода – один из древнейших культов. Культ животного - анимического родоначальника рода – не менее

18

древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй –

духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного – орла, медведя, змеи).

Поскольку изображение животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5 – 2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Особая область первобытного искусства - геометрический орнамент .

Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены украшенные таким способом костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Однако подлинного расцвета геометрических орнамент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика.

Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали

19

воду. Треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света.

Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.

Таким образом, на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду.

Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

20

6. Появление первых цивилизаций

С первых тысячелетий существования Homo sapiens начинает осваивать мир и добивается немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур. Первые три – речь, орудие труда и умение пользоваться огнем – превратили дикаря в человека, который научился передавать приобретенные навыки.

Мощный импульс развитию новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой полосе Земли, начиная примерно с IV тысячелетия до н. э. Располагались они на территориях Северо - Восточной Африки, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан и Китайской равнине. Древние цивилизации занимали зоны с благоприятным для жизни и развития субтропическим климатом.

Великие культуры Древнего Востока – Древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана, государства хеттов и Урарту, культуры древнейших периодов Китая и Индии – при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины, деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.

Древний Египет, Шумер и Вавилон, древние Индия и Китай – это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизаций Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась древнеегипетская цивилизация, в междуречье Евфрата и Тигра – шумерская (которую последовательно сменили другие цивилизации), в

21

долине реки Инд – индская, а в долине реки Хуанхэ – древнекитайская цивилизация.

Итак, цивилизация – глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ.

22

Заключение

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса: «Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказываются скорее кажущимися, в действительности основные черты ума – одинаковы. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества».

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.