Реферат: Истоки нравственности 2

Название: Истоки нравственности 2
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

КАФЕДРА: Экономика, математика и информатика.

ИСТОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

Выполнила:

студентка группы

Специальность Экономика и управление

на предприятии (в городском хозяйстве)

Проверил: к. ф. н;

Старый Оскол 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……...3

1. Разрушающее и созидающее поведение…………………..……4

1.1 Условия для здоровой продуктивной жизни…………….……4

1.2 Добро и зло…………………………………………………….....4

2.Ступени нравственных систем………..…………………………..5

2.1 Нравственные системы…………………………………………..5

2.2 Естественная нравственность…………………………………...5

2.3 Нравственность древне-еврейская……………………………...6

2.4 Нравственность христианская………………………………….8

2.5 Нравственность православная………………………………...10

2.6 Нравственность инославная…………………………………...13

2.7 Нравственность противоестественная……………….……….14

2.8 Нравственность общечеловеческих ценностей………..…….14

3. Направленность культуры…………………………………..…..15

3.1 Направленность русской культуры…………………………...15

3.2 Направленность западной культуры…………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….....….18


Введение

В течение всей истории человечества у всех людей всегда существовало понимание о правильном и неправильном поступке, о том что можно делать и что нельзя - что не полагается, о хорошем и о плохом, о добре и о зле. На этих основах построена вся культура и цивилизация человека и его общества. На эти постулаты и равняется человек со своим поведением.

Хороший и объективный наблюдатель замечает разницу в поведении и мышлении у разных народов. На поверхностном уровне кажется все одинаково, но при более подробном наблюдении видится большая разница.

Откуда все это появилось и где истоки этих знаний? Какая разница у разных народов и почему? На эти вопросы очень важно иметь ответы, так как крайне-либеральная культурная революция, которая разрушает все существующие культуры и устои и которая началась на Западе, постепенно захватывает Восточную Европу и весь остальной мир.


1 Разрушающее и созидающее поведение

1.1 Условия для здоровой продуктивной жизни.

Инженеры разработали автомобиль, и он хорошо работает при определенных условиях, скажем, бензин и масло должны быть как указано. Когда эти условия удовлетворены, то машина будет работать хорошо и долго. Если эти условия нарушаются, скажем, в бензин попадает вода и т.п., то машина будет работать, но не так эффективно и ее рабочая жизнь будет короткой.

Господь Бог есть Творец всего мира, видимого и невидимого, природы, животных и нас самих. Он сам и есть Творец и Разработчик нас всех. Так вот, Он нам и дал Закон Божий и сказал, чтобы мы жили по нему и тогда наша жизнь будет нормальной и без перебоев. Если же мы этого не будем придерживаться, то, конечно, тогда у нас и появятся затруднения.[1]

1.2 Добро и зло.

Разрушающее поведение давно принято называть грехом и осуществлением зла. Оно приносит беду, боль, травму людям, обществу и самому грешащему. Грех и зло это язва, мор, чума. Созидающее поведение называется добродетелью и осуществлением добра. Это все противоположное греху - радость, вдохновение и все хорошее.

По требованию науки, все это можно доказать экспериментальным способом. Но эти истины настолько очевидны человеку с жизненным опытом, что не требуют никаких доказательств.

Из такого определения добра и зла довольно очевидно, что человек или общество, которые стараются исключить греховное и разрушающее из своей жизни, будут преуспевать. Другой человек или общество, которые не смогли это сделать, взращивают разрушительные процессы, которые в конце концов должны привести к кризису. То есть человек или общество саморазрушается. Об этом Церковь учит уже 2000 лет. Она учит нас познавать, что такое грех и изгонять его из нашей жизни.[3]

2 Ступени нравственных систем

2.1 Нравственные системы.

Основываясь на выше сказанном Божественном откровении, можно условно различить пять систем нравственности. Нравственность: (1) естественную, (2) древне-еврейскую, (3) христианскую инославную (не православную), (4) христианскую православную и (5) противоестественную. Все эти нравственные системы имеют большое влияние на людей, которые в них родились, выросли и живут, а также и на всю культуру страны. Можно взять качества народного характера и мы увидим большую его согласованность с соответствующей нравственной системой.[2]

2.2 Нравственность естественная.

Естественная нравственность - это нравственность откровения. В совести каждого человека вписан естественный нравственный закон. Поэтому, человек инстинктивно чувствует что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, что полезно и что нет. На этих чувствах основываются все языческие и нехристианские системы нравственности во всем мире.

Основываясь на этом внутреннем законе, у всех народов существуют понятия о добре и зле. Но, из-за греховности человека, эти понятия не совершены. Человек не видит свои ошибки и постоянно себя оправдывает. Например, в культуре может существовать рабство, человеческие жертвоприношения, ужасная жестокость, месть и т.п. Человек ко всему этому привыкает, оправдывает и считает нормальным.[5]

Древний мир достиг много в науке, искусстве, философии и т.п., но нравственно он был примитивен и блуждал. Хорошо известный разврат был в Риме до пришествия Иисуса Христа

Хорошую иллюстрацию морали тех времен можно найти в описании казней христианских святых. Там часто встречаются мученики и даже «великомученики», что означает жестокие казни христиан, впоследствии признанные святыми. На иконах они пишутся с крестами в руках. Вспоминаются девочки святые Вера, Надежда и Любовь и мать их София, святая великомученица Екатерина и многие, многие другие.[3]

2.3 Нравственность древне-еврейская.

Более высокие, чем естественная человеческая совесть, нравственные постулаты были даны Господом Богом древним евреям. Это произошло, когда Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова) пророку Моисею на горе Синай на пятидесятый день Исхода евреев из Египта.

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов.

2. Не делай себе идолов и не служи им.

3. Не говори имя Господа Бога если не нужно.

4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу.

5. Почитай отца и мать твоих.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не говори неправду про других.

10. Не желай ничего чужого; не завидуй.

Кроме заповедей у древних евреев были и священные книги Библии, в которых находились и другие поучения. Таким образом, можно сказать, что «Древнееврейская нравственность» - это есть нравственность сверхъестественного откровения (Ветхо-Заветная). Она получена от Господа Бога сверхъестественным путем - путем откровения во время Ветхого Завета (до Рождества Христова). Он ее открыл им и она гораздо выше естественной, но менее совершенна, чем христианская.[4]

Здесь уже есть вера в одного Бога - создателя всего мира, всемогущего, праведного, всезнающего и т.п., почитание родителей, запрещение убийства, святость брака, запрещение кражи, лжи, и даже зависти.

Поэтому древние евреи очень отличались от язычников своей высокой моралью. Но, они, а с ними и теперешние евреи, понимали и понимают эти заповеди буквально и считают, что в них сказано все, что нужно было сказать и ничего нет недоговоренного.[1]


2.4 Нравственность христианская.

Христианская нравственность - это нравственность сверхъестественного откровения (Ново-Заветная). Новозаветное сверхъестественное откровение есть вершина нравственного закона. Ее открыл нам Сам Господь Иисус Христос. Во-первых, Иисус Христос учил понимать десять Заповедей не буквально, а более глубоко. Во-вторых, Он высказал Заповеди Блаженства и, в-третьих, Он еще высказал много других поучений.

Как было уже сказано, Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею на горе Синай на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. Когда древние евреи Его обвинили, что Он учит что-то другое, то Он им ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить». Таким образом, евреи разделились на две группы. Первая группа последовала за Иисусом Христом. Вторая группа не только не последовала за Ним, но и считала Его опасным бунтарем.

Древние евреи и их потомки теперь толкуют заповеди буквально, а Иисус Христос толкует их широко. Грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок, который прямо или косвенно ведет к нарушению заповеди. Другими словами, заповеди толкуются не буквально, а соблюдается и их дух. В этом и есть основная разница между Ветхим Заветом и Новым Заветом и людьми, которые придерживаются первого или второго.

Учение Господа Иисуса Христа находится в Священном Писании (Библии) в Новом Завете - в Евангелии и Апостоле. Четыре Евангелия написаны апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Апостол - это собрание сочинений апостолов, которые проповедовали христианство после вознесения Господа Иисуса Христа. Заповеди Блаженства поются на Литургии во время Малого входа.

Кроме Заповедей блаженства Господь Иисус Христос еще многое что учил. Он учил, что Господь Бог заботится обо всем и о всех и особенно о людях -- каждом из нас. Он учил молиться, учил не осуждать, любить всех, включая врагов, что каждый человек твой брат, не делать другим то, что мы не хотим, чтобы нам делали, делать добрые дела, быть скромным, не быть материалистами, стремиться быть лучше и многое другое. Он учил, что первая и самая большая заповедь это любить Господа Бога, Его учение Закон Божий и исполнять Его волю, и вторая, созвучная с первой, это что нужно любить всех людей и помогать им.

Десять Заповедей вместе с Заповедями блаженства являются основой Христианского учения о жизни. Десять заповедей описывают заповеди, по которым мы должны жить, а Заповеди блаженства учат нас, какие душевные расположения мы должны иметь. Заповеди Блаженства не нарушают десять Заповедей, а пополняют их.

Десять заповедей и Заповеди Блаженства в течение почти 2000 лет являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы отражают влияние этих заповедей. Заповеди нам указывают, какое поведение человека разрушительно для него и для общества, а какое созидательно. Соблюдение заповедей создает мир, тишину, любовь и благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение.

В Заповедях Закона Божия и Священном Писании, а также в учебниках, которые созданные на их основе - все глубоко, мудро, логично, проверено многими поколениями и легко понимаемое - если мы станем на «комплексную точку зрения» или точку зрения «по большему счету». Закон Божий в своем учении дает нам «всесторонний, комплексный взгляд» на всю жизнь и поступки человека. Он принимает во внимание наш поступок, его влияние на нас и других сегодня, завтра и в будущей жизни (после смерти). Человек же по своей слабости, греховности, «близорукости» и недальновидности видит и понимает в основном только настоящий момент. Но если стать на «всестороннею, комплексную» точку зрения, то все заповеди становятся совершенно логичными и последовательными. Некоторые авторы, недодумав до конца пишут что в Заповедях есть противоречие.

Христианство оказало благотворное влияние на весь мир. Языческий мир - где господствовала сила, богатство, гордость, жестокость, нравственная распущенность - под влиянием христианства постепенно переродился. Основными ценностями стали доброта, любовь, милосердие, скромность, прощение, чистота нравов. Христианство повлияло на всю жизнь человека, на все отрасли его сложной жизни и постепенно омыло все и вся. Христианские правила и нормы для жизни стали основой законов всех цивилизованных стран. Христианское учение стало колыбелью новой очищенной христианской культуры.[4]

Нужно отметить, что последнее время во многих странах наблюдается постепенный отход от христианских начал и ценностей в жизни.

2.5 Нравственность православная.

Православная нравственность - это нравственность сверхъестественного откровения. Как уже было сказано выше, новозаветное сверхъестественное откровение есть вершина нравственного закона. Ее открыл нам Сам Господь Иисус Христос. Во-первых, Иисус Христос учил понимать Десять Заповедей не буквально, а более глубоко. Во-вторых, Он высказал Заповеди Блаженства и, в-третьих, Он еще высказал много других поучений.[5]

Митрополит Антоний (Храповицкий), Киевский и Галицкий (позднее первый первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) пишет, что активная и плодотворная работа над изменением себя к лучшему есть самая главная отличительная черта православия:

«И в основании всех заблуждений лежит неразумение простой истины, что христианство есть религия аскетическая, что христианство -- учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепеннаго усвоения добродетелей; условия эти -- внутренния, заключающияся в подвигах, и -- отвне подаваемыя, заключающияся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых едино назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству».
Чем отличается прав. вера от западных исповеданий (Мит. Антоний Храповицкий) [3]

Другими словами, Митрополит Антоний говорит, что в основании всех заблуждений неправославных вер лежит непонимание, что христианство это есть учение о постепенном перевоспитании себя в более доброго, мягкого, отзывчивого, любвеобильного и т.д. человека и о том, как это достигается. Достигается это молитвами, духовными подвигами, нашей верой и нашими священнодействиями. У всех у них одно и то же назначение: исцелить и изменить человека и от греха направить его к добродетели.

Есть более узкое понимание учения Иисуса Христа и более широкое. В более узком центр внимания на внешних добрых делах. В более широком говорится о внешних и внутренних добрых делах - то-есть и о духовном самовоспитании. Таким образом, в Православии очень развиты внутренние добрые дела. У инославных о них очень мало говорится. Считается, если вы молитесь и делаете добрые дела, то Господь Бог пошлет вам в награду изменение в вашем характере. Этот факт оказал колоссальное влияние на культуру Запада.[2]

  • Например, в английском языке нет слов воспитание, перевоспитание, самовоспитание и т.п. Как было сказано выше, основное в Православии - это изменение себя в лучшую сторону. На Западе как раз наоборот есть что-то вроде поговорки «человека невозможно изменить». Поэтому такое понимание или, лучше сказать, непонимание, человека приносит много бед. В особенности в области воспитания детей, сглаживания брачных проблем, расовых конфликтов и т.п.
  • Результатом непонимания внутренних добрых дел является злоба среди католического духовенства и монашества. Например, злобные монашки - учительницы и воспитателницы в школах и приютах очень частое явление. Среди духовенства широко известна злоба к православным и всякие извращения. Их духовенство также плохо проявило себя в некоторых странах во время Второй мировой войны.
  • В Православии учение Иисуса Христа берется как цель, к которой мы все должны стремиться. Это и есть определение «нормального» поведения. У инославных теперешняя жизнь и поведение берется как норма и Церковь должна приспособиться к жизни. Хорошим примером такого мышления является отношение к содомистам (извращенцам). Православные считают их больными, грешниками, а их поведение ненормальное. Они должны молиться, каяться и изменить свой образ жизни. Инославные считают, что они такими родились и поэтому они нормальные и даже не больные. Православные отвечают, что даже если у них есть предрасположение к этому греху, они должны исправиться. То же самое, если у детей алкоголика есть предрасположение к алкоголю, они не должен следовать по этой разрушительной дороге.

Православно-христианская нравственность хорошо описана и исследована святыми отцами и писателями Православной Церкви в их трудах. В них они описывают добро и зло в человеке, их динамику, рост, упадок и методику лечения души, то есть это и есть «Святоотеческая психология» или «Психология добра и зла». Это ценнейшее учение находится в разбросанном виде по всей православной духовной литературе и особенно в книгах: Невидимая брань, Лествица, Добротолюбие, а также произведения Аввы Дорофея, Ефрема Сирина и многих других. У русских авторов оно в книгах: свв. Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского и других. Многие из этих трудов уже находятся на интернете. Все это собрано нашими богословами и описано в учебниках нравственности. Внизу приводим несколько самых известных:[4]

2.6 Нравственность инославная.

Как было уже сказано выше, в наше время христианство разбилось на много групп с разными учениями. Некоторые из этих церквей и обществ далеко ушли от христианства. Таким образом, можно сказать, что инославное христианство -- это разжиженное (разбавленное) христианство. В своей гордыне они считают себя правыми и занимаются миссионерской работой среди незнающих, включая русских.

Кроме того, инославные церкви и группы находятся под большим влиянием нравственного упадка на Западе, о котором говорится в следующем параграфе. Дело дошло до того что, нравственность западных христиан стала на много хуже, чем в нехристианских странах. В результате этого, многие язычники (нехристиане) в ужасе от поведения так называемых христиан и шарахаются от них.

2.7 Нравственность противоестественная.

Противоестественная культура видна на Западе. Западное христианство постепенно дегенерируется, его культура становится противоестественной и она постепенно разрушает фундаменты страны. Культура саморазрушается. Смотрите работу «Крайне-либеральная культурная революция»

Нужно предупредить читателя, что в каждой культуре и цивилизации есть свой «фон», свое «течение», которое захватывает всех жителей, включая православных. Поэтому православный человек тоже подается влиянию и постепенно усваивает местные нормы поведения и поведенческую культуру. Чтобы этому противостоять, нужно хорошо понимать, что происходит и не поддаваться местному влиянию - это не так просто.[6]

2.8 Нравственность общечеловеческих ценностей.

В атеистическом Советском Союзе ввели такой термин, который не означает ничего. Изучая теперешнее человечество, мы видим, что существует большая разница в «ценностях» в разных странах. Скажем богатство. В некоторых культурах это очень важно, в других нет, и т.д. и т.п. Дело в том, что христианские ценности стали достоянием всего мира, но атеисты не могут признать что они христианские, так как это ведет к признанию что Господь Бог есть. Поэтому они и придумали такой термин, который ни они и никто другой не может хорошо объяснить и определить.[1]

Православному христианину, знающему и живущему по своей вере, предложенные программы по общечеловеческим ценностям покажутся детским лепетом. Церковь уже 2000 лет занимается воспитанием верующих и у нее не превзойденный опыт в этой области.

3 Направленность культуры

Если мы понаблюдаем за направленностью культуры любого народа, то можно прийти к каким-то общим знаменателям. Чувствуется какой-то тон, который может хорошо или плохо действовать на человека и на все общество. Направленность культуры имеет большое влияние на характер и мировоззрение людей, которые живут в ней. Она зависит от нравственной системы, которая находится в основе всей народной жизни.[6]

3.1 Направленность русской культуры.

В течение 1000 лет русский человек всегда стремился к справедливости, человеколюбию и Боголюбию. Направленность всей жизни, культуры и цивилизации была вверх: к добру, истине, правде, красоте и т.п. Как было уже сказано выше, традиционные русские ценности не разрушают человека, общество и культуру. Они как камень на котором построен дом из Евангельской «Притчи о благоразумном строителе». Этот дом устоит, несмотря на все бури. Этим и объясняется тот факт, что после ужасных испытаний, которые пришли на долю русских людей, Россия и ее народ продолжают существовать и жить. Основные здоровые христианские качества продолжают жить в народе, даже в атеистах. Некоторые из них даже и говорят, что они «православные атеисты». То есть, православное учение принимают, но не могут сделать последний шаг - прийти к Богу.

Недавно молодой русский философ Александр Дугин очень хорошо подметил, что, несмотря на атеизм и неукрощенный капитализм, основные народные ценности и направленность жизни и культуры оставались во время царской, советской и постсоветской России одни и те же вверх.

Направленность русской культуры и языка «вверх» глубоко чувствуется эмигрантами, у которых есть дети. Они всегда всеми силами стараются передать своим детям и внукам русский язык и культуру. Для этой цели создаются церковные и другие школы, детские организации и т.п. Иногда люди буквально надрываются, чтобы достичь эту цель. Первая эмиграция создала в Югославии кадетский корпус, женский институт, гимназию и другие школы. Школы были в Чехословакии, Франции и других странах. В местах, где не было школ, сами родители, бабушки и дедушки занимались и занимаются с детьми.[2]

Сравнивая направленность русской и западной культур, мы увидим, что традиционные русские ценности не разрушают, а созидают человека, общество и культуру и поэтому они более здоровые чем западные.

3.2 Направленность западной культуры.

На Западе мы видим направленность всей жизни, культуры и цивилизации вниз: к эгоизму, грубому материализму, расизму, русофобии, лжи, сексуальной вседозволенности, криминалу, убийствам, краже, безбожию и т.п. Под эгидой свободы слова проталкивается очевидное зло. Эти «ценности» медленно, но верно подтачивают фундамент, на котором стоит все западное общество. Это можно легко проверить, сравнивая фильмы пятидесятлетней давности с теперешними и изучая динамику криминала, который из года в год растет. Что Запад саморазрушается и совершает медленное самоубийство, об этом предупреждают многие мыслители и писатели. Слава Богу, что люди заняты работой, учебой, семейными обязанностями и это немного ослабляет развращающий эффект.[6]


Заключение

Вестернизация жизни и культуры в России или в любой стране - это шаг к медленному разрушению и самоубийству, которое сейчас происходит на Западе. Русские люди должны строить свою страну и жизнь, исходя из своего исторического опыта. Как раньше, так и сейчас русская культура и вся жизнь в стране должна иметь направленность к хорошему, красивому, к правде и истине, к справедливости, к Богу. От других стран нужно брать только то, что подходит и что созвучно русскому духу. Кроме того, все изменения должны происходить постепенно и ни в коем случае реформами.


Список использованных источников:

1. Антонов, М.Ф. Нравственность / М.Ф. Антонов – М: 1984 – 284с.

2. Мотяшов, В.П. Богатство духа и дух богатства / В.П. Мотяшов – М: 1985 – 426с.

3. Спасибенко, С.Г. Социально-психологические основы / С.Г. Спасибенко – М: 2001 – 356с.

4. Козлова, О.Н. Нравственное воспитание / О.Н. Козлова – М: 2005 – 544с.

5. Фролов, И.Т. Этика науки / И.Т. Фролов – М: 2000 – 387с.

6. Юдин, Б.Г Проблемы и дискуссии / Б.Г. Юдин – М: 2003 – 288с.