Реферат: Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия

Название: Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

Билет №1

1. Риторика в России. Традиции древнерусского красноречия.

2. Речь «Я царь - я раб, я червь – я Бог».

1. Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства (988) византийские и южнославянские риторические образцы. До нас дошли тексты, свидетельствующие о высокой культуре речи; особенной высоты риторическая практика достигла в 11-13 веках, вплоть до монгольского нашествия, задержавшего развитие России на несколько столетий. Древнерусские произведения свидетельствуют о мастерстве ораторского искусства:
«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, произнесенное в присутствии Ярослава Мудрого;
«Золотое слово Святослава» (Слово о полку Игореве);
«Моление Даниила Заточника», обращенное к князю и пронизанное идеей защиты обездоленных ;
«Поучение» Владимира Мономаха.

Традиции 11-начала 13 веков получили продолжение в произведениях последующих столетий:
«Задонщина» (14в.);
«Житие Сергея Радонежского» (15в.);
«Переписка князя Андрея Курбского с Иоанном Грозным (16в);
«Житие протопопа Аввакума» (17в.).
На древнерусскую риторику влияла западноевропейская, пришедшая из Польши и Чехии.
Старинному русскому красноречию были присущи следующие традиции: высокое уважение к книжному слову, к мудрой речи; вера в божественную природу мудрого слова, в то что дар слова – Божий дар и великая благодать; крепость и смирение в публичной речи и беседе; высокий эмоциональный накал обращений и призывов; полное отсутствие подобострастия и лести. Древнерусские ораторы умели вы, брать достойного собеседника, способного понять обращенную к нему речь. Ораторы серьезно готовились к выступлениям, демонстрировали богатство языка и выразительность речи.

2. «Я Царь — я раб, я червь — я Бог.»

3. Несмотря на бесконечные попытки Человека понять свою сущность, назначение и смысл бытия, он и по сей день является загадкой и самой великой тайной для себя. Кто же ты ,Человек? Откуда ты и куда идешь?

Биологи считают человека «разумным животным», историки - «животным, делающим оружия труда». Человека боготворят, и, наоборот, говорят, что он «из праха произошел и в прах и возвратится». Его жизнь то ничего не стоит, то сравнивается с бесценными сокровищами. Одни считают, что Человек - царь земли и всей вселенной. Однако это не делает его могущественнее, а еще больше привязывает к обязанностям, возложенных на него как на правителя, делая его рабом своих желаний и собственного царства. Другие думают, что человек — это червь земли, рожденный лишь для того, чтобы жить, и что этого нельзя изменить - это заложено в его сущности. Есть и другое мнение - Человек должен отвергнуть «презренную мысль», что он «червь земли», и доказать свое право на свободу, добиться своих целей и высот.

У человеческой сущности нет граней, и это доказывается в произведении Уильяма Шекспира «Гамлет», где он анализирует ее, показывая все достоинства и недостатки на примере своих героев. Там мы встречаем человека и властного, и лживого, и простого. Я думаю что, благодаря его пьесе людям открываются многие секреты и горизонты собственного бытия. Все таки, Человек – уникальное создание, ключ от замка главного секрета которого пока еще не найден.

Билет №2

1. Первые книги по риторике в России (ранние риторики 17 века)

2. Речь - «сделав шаг вперед, подумай, сможешь ли ты отступить» (Цзычен)

1. Первые русские руководства по риторике появились в 17 веке, их авторы – церковные служители, писатели, ученые: вологодский епископ Макарий, один из создателей славяно-греческой академии Самсон Полоцкий, сподвижник Петра 1 Феофан Прокопович. Учебники риторики использовались в подготовке священнослужителей. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособиями для составления и произнесения церковных проповедей, для бесед с прихожанами, для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями.

Однако светские тексты, принадлежащие образованным государственным деятелям, носили следы риторического учения.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагают, что ее автор Митрополит Новгородский и Великолутский Макарий. В основу первой риторики «Риторики» положен перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона, который был напечатан на латинском языке и издан в 1577 году во Франкфурте. При переводе на древнерусский язык сделаны некоторые отступления от оригинала: убрана фамилия автора и некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в некоторых случаях введены новые примеры. Название «Риторика» Макария переписывалась 34 раза и изучалась втечение всего 17 века. До петровского времени – это основной учебник риторики в России. Книга получила распространение в Москве, Новгороде, Ярославле, в Соловецком монастыре.

В 1699 году появилась новая «Риторика». Предполагают, что ее автором был Михаил Иванович Усачев.

В начале 18 века было создано риторическое сочинение «О риторическом искусстве» Феофаном Прокоповичем ( 1681 – 1736 г.г), крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра 1, подтверждающим, что риторике следует обучать серьезно. Это сочинение представляет собой запись лекционного курса, прочтенного Ф. Прокоповичем на латыни в 1706-1707г.г в Киево - Могилянской академии.

2. «Сделав шаг вперед, подумай, сможешь ли ты отступить».

Человек живет, работает, учится, стремится к цели, совершает поступки. Однако не всегда мы задумываемся о последствиях нами сделанного. Ведь часто бывает так, что цель приводит в тупик, а пути к отступлению и нет. Что делать дальше?

Время нельзя вернуть вспять, нельзя исправить сделанных ошибок. Прежде чем что-то предпринимать, обдумай все возможные варианты своего действия, попробуй спрогнозировать результат и ответь на вопрос: сможешь ли ты достойно принять поражение в случае неудачи, не обозлишься, не начнешь ли искать виноватого. «Сделав шаг вперед, подумай, сможешь ли ты отступить», - мудро заметил Цзычен.

В произведении Дж. Лондона «Мартин Иден» главный герой мечтал стать писателем. Он потратил на осуществление своей мечты все свои силы и деньги, однако, никто не ценил его, как писателя. Мартина это не смущало он шел дальше, и в конце концов все-таки добился своей цели.

Прежде чем выбрать себе цель и начать к ней двигаться, лучше всего подумать, выполнима ли твоя миссия, и стоит ли она затраченных тобой средств. Как говорится в русской пословице: Семь раз отмерь, один раз отрежь».

БИЛЕТ № 3.

1. Развитие риторики в конце 18- начало 19 веков: «Краткое руководство к красноречию…» Ломоносова.

2. Понятие слова «справедливость».

1. Первый учебник на русском языке был написан М.В. Лермонтовым и напечатан 1848 году под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторик, общие правила обоего красноречия, то есть о ритории и поэзии сочиненная в пользу любящих словесные науки» Ломоносов определяет риторику, как науку о письменной и устной речи; это свод правил, ему предлагалось следовать в тех устных и письменных случаях, в которых затрагивались государственные, общественные и религиозно- философские темы. В своем труде он выделяет собственно риторику, то есть учение о красноречии вообще, касающиеся прозы и стихов; Ораторию, то есть наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, то есть наставление к сочинению стихов.

Риторика Ломоносова состоит из 3 частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения риторики в книге Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, средневековья, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

Все позднейшие русские риторики основывались на труде Ломоносова.

2. «Справедливость».

Все мы живем на одной планете, все подчиняются одним и тем же правилам и законам. Однако когда у нас что-то случается, нам кажется, что все против нас, везде царит несправедливость.

Справедливость – это честное, правильное отношение к чему-либо. Справедливым считается лишь тот человек, который действует беспристрастно, в соответствии с истиной.

Справедливость всегда на стороне правого человека. И даже если ситуация очень запутанная, рано или поздно справедливость будет на стороне того, кто этого достоин.

У меня справедливость ассоциируется с судьей, который защищает правого и наказывает виновного.

В произведении Дж. Лондона «Мартин Иден» главный герой дрался со своим старым врагом Масляной Рожей, у которого было оружие. Мартин тоже мог схитрить, однако поступил справедливо, выбрав путь честного боя с противником. Эту же мысль подтверждает и Менандр: «Справедливый лишь тот человек, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым». Я с ним полностью согласна.

БИЛЕТ №4.

1. Развитие риторики в конце 18 начало 19 веков.

2. Речь- «Человек прошлого – человек будущего».

1. Работа, оказавшая влияние на развитие риторики в России, это «Правила высшего красноречия», написанные известным государственным деятелем М.М. Сперанским ( 1772 – 1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы культуры публичного выступления , аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижение поставленной оратором цели.

В конце 18 века риторика широко преподавалась в гимназиях и других средних учебных заведениях, Следовательно, были созданы учебники: «Краткая риторика Мерзлякова», «Опыт риторики Рижского», Книги Галича, Когланского, Греча. В учебниках того времени видны следующие особенности: В значительной мере использовались традиции древнерусского красноречия, главенствовала идея величия русского народа и государства, использовалась героическая тематика из истории, прославлялся подвиг во имя Родины; риторика учила отвлекаться от повседневного, звала к высокому; сама риторика рассматривалась как наука высокой культуры речи, большой убеждающей силы, мастерства в разных условиях, в обращении к людям разного уровня образования.

2. «Человек прошлого – человек будущего».

Человек – это биологическое существо, рожденное для того, чтобы жить. Людям вех времен были присущи одни и те же ценности и идеалы.

Например, и в былине «Алеша Попович и Тугарин змей», и в «Слове о полку Игореве» мы видим патриотизм, важный и для тех, и для других времен.

С одной стороны, нельзя сказать, что человек прошлого и человек будущего абсолютно одинаковы, ведь с каждым поколение приобретаются все новые и новые особенности, люди становятся все более развитыми и в физическом, и в духовном плане. Это и приближает их к идеалу.

С другой стороны, сейчас человек снова возвращается к своему прошлому из-за того, что постепенно растеривает ценности и сокровища, накопленные прошлыми поколениями за века. Человечество деградирует, и если не задумается над этим, то может вернуться к «разбитому корыту».

Возьмем, например, историю театра. Он родился еще в Древней Греции, затем начал приобретать все новые и новые особенности, вскоре достигнув пики в своем развитии. Но что же происходит с ним сейчас? Человек придумывает все новые и новые развлечения, постепенно забывая о театре. Если он не задумается над его судьбой, то великое творение греков вскоре погибнет.

Но я, думаю, что все-таки нельзя забывать о прошлом. Если бы его не было, не было бы настоящего и будущего, поэтому человек прошлого это и есть человек будущего. Как сказал Герцен: «Полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего».

БИЛЕТ № 5

1. Развитие риторики в конце 19 – начале 20 веков.

2. Речь –«Слепец не то, кто не видит, а тот, кто не хочет видеть».

1. В конце 19 века риторика в России входит в эпоху кризиса. Но на фоне общего упадка риторики успешно развивались ее отдельные жанры.

Русское судебное красноречие во второй половине 19 века выдвинулась на первый план. Его расцвет связан с судьбой судебной реформы, которая была начата в 60-х годах, а также с введением суда присяжных.

2. «Слепец не тот, кто не видит, а тот, кто не хочет видеть».

Все мы живем в одном и том же мире, однако всем он видится по-разному, почему?

Да видимо потому, что каждый замечает и отмечает в нем только то, что ему желанно и близко, закрывая глаза на все плохое и чуждое. Это одно и свойств человека: как только нам что-то становится неприятным или ненужным, мы отворачиваемся, становясь слепцами.

Одни люди слепы в плане физической недостаточности, тогда как другие слепы духовно. Первые обычно обладают чутким сердцем, вторые же глухи к окружающим, закрыты от всего мира, людей, им важна только лишь их собственная персона.

Например, главный герой произведения Лермонтова «Герой нашего времени» был действительно слеп душой. Его не волновали чувства и мысли окружающих людей, он думал лишь о том, как развеселить себя.

Мысль этого текста подтверждает и Свифт, говоря, что: «Слепец не тот, кто не видит, а тот, кто не хочет видеть».

БИЛЕТ № 6

1. Академическое красноречие.

2. Речь –«Телевидение и искусство»

1. Академическую речь подразделяют на несколько видов: лекция (вузовская и школьная), научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.

Здесь рассматриваются новые или уже известные для слушателей факты, сообщается о проведенных исследованиях, результатов поисков, экспериментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.

В Росси зародилось в 19 веке. Президент Российской академии наук, в состав которой входил университет, Е. Р. Дашкова читала лекции, добилась открытия курсов на русском языке по всем отраслям наук для желающих.Это должно было способствовать распространению просвещения. Ежедневно втечение 4 месяцев крупнейшие специалисты читали лекции: С.А. Котельников, математика, Н.Я. Озерцковский- естественная история, Н.П.Соколов, Я.Д.Захаров- химия, В.М.Севергин - минералогия , А.К. Кононов, М.М. Гурьев – физика. Успех был огромен. В первой речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из академии по всему отечеству.

Расцвет академического красноречия в Росси приходится на 19 век и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Вузовская лекция становится наиболее популярной, превращаясь в публичную. Характер этих превращений таков: сначала лекции посещают только студенты других факультетов, затем и более широкая публика. В первой половине 19 века – это «дамы и господа»,а во второй – купцы, приказчики, мастеровые и т.д. Это было не только в Санкт Петербурге или Москве, но и в Казани, Одессе и др.

Со второй половины 19 века лекции читаются учеными для широкой аудитории, возникает научно-популярная лекция.

Первым становится Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета, специалист по истории средних веков. С его именем связывают развитие гражданских традиций в русской лекторской школе. Грановского называют идеальным профессором 40 годов. Он был прирожденным оратором. Традиции утвержденные Грановским получили дальнейшее развитие в лекторской деятельности ученых. Его младшим современником становится Ф.И. Буслаев, называемый «идеальным профессором» 60 годов. Многолюдные аудитории собирал на своих лекциях ученый историк Василий Осипович Ключевский, читающий свой курс в Московском университете во второй половине 19 начало 20 веков. Эти лекции легли в основу его многотомного «курса русской истории».

Во второй половине 19 начало 20 веков блистали на лекциях физиолог Иван Михайлович Сеченов, химик Д.И. Менделеев, биолог, основатель первой в России бактериологической станции Илья Ильич Мечников, анатом Петр Францович Лесгафт, ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев. Блистательные образцы речей принадлежали: геохимику Владимиру Ивановичу Вернадскому, минеарологу Александрович Евгеньевич Ферсман, биолог Николай Иванович Вавилов, физик Лев Давидович Ландау. За вторую половину 20 века сложился определенный тип русского лектора, читающего вузовские, научно популярные лекции. Для него характерно открытие нового в науке, стремление повернуть эти открытия лицом к человеку, гражданственность, народность поэзии, умении изложить свое открытие доступно и увлекательно.

2. «Телевидение и искусство».

БИЛЕТ № 7.

1. Понятие литературного языка и его признаки.

2. Речь –«Когда человек ладит с самим собой, он ладит с миром». (Шафтсбери)

1. Литературным языком называют сложившуюся высшую (образцовую) форму национального языка, обладающую богатым лексическим (словарным) фондом, стройной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Литературный язык обладает следующими свойствами:

-наличие определенных норм (правил), словоупотребление, потребление ударения, произношение и т.д., соблюдение которых имеет общеобразовательный характер независимо от профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка;

- стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия и литературно-книжных традиций.

2. «Когда человек ладит с самим собой, он ладит с миром».

Все мы люди, все мы радуемся и огорчаемся, отдыхаем и беспокоимся. В зависимости от нашего настроения, мы воспринимаем окружающий нас мир. Если у нас проблемы, мы замыкаемся в себе, пытаемся отгородиться от мира, принесшего нам эти неприятности. А если же в душе у нас царит спокойствие и гармония, если мы умеем сдерживать эмоции, мы ладим с миром. Мудро сказал Шафтсбери: «Когда человек ладит с самим собой, он ладит с миром».

Например, Мартин Иден, главный герой произведения Дж. Лондона, когда влюбился, понял самого себя, по-другому взглянул на мир, он показался открытым ему, доброжелательным, радостным.

Так что прежде чем винить в чем-то окружающих, нужно разобраться в себе

БИЛЕТ №8.

1. Понятие нормы литературного языка. Нормированная и ненормированная речь.

2. Речь- «реклама».

1. Норма- это одобряемое обществом правило, подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей. Норма опирается на следующие признаки:

- регулярная употребляемость данного способа выражения;

- общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения, причем роль судьи в этом случае обычно отводится писателям, ученым, образованной части общества.

Литературному языку противопоставлено ненормированная речь. Все, что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, принадлежит к ненормированной речи. К ней относятся:

- диалекты (плотит);

- архаизмы;

- неологизмы (непризнанные нормы);

- просторечия;

- жаргонизмы.

2. «Реклама».

Реклама – двигатель торговли, без рекламы в наши дни не обходится не один канал.

Реклама может быть забавной и веселой, но чаще всего она бесполезна и бессмысленна: смотря ее, человек не получает ни духовного обогащения, ни удовольствия. Вообще к великому сожалению, рекламы стало слишком много, она заполонила все телеканалы. Я думаю, что она дает телевидению большую прибыль.

Но существует и полезная реклама, несущая в себе смысл. Однако сейчас такой очень мало, чтобы перечислить ее, хватит и десяти пальцев рук. Примером может служить реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни.

Чаще всего рекламируют товары, которые плохо продаются, ведь в итоге спрос на них резко повышается. Зачастую люди, вдохновленные рекламой, покупают товар н, не задумываясь о его качестве. Из-за этого могут возникнуть проблемы даже со здоровьем, а ведь реклама не несет за это никакой ответственности.

Я считаю, что нужно создать один или несколько каналов, посвященных только рекламе и освободить центральные каналы от этого бремени.

БИЛЕТ №9.

1. Виды нормы. Нормы орфоэпические и лексические.

2. Речь – «Праздность – один из способов самоубийства». (Честерфилд)

1. Виды нормы подразделяются на синтаксические, морфологические, лексические и фонетические. Под орфоэпическими нормами понимается правильность произношения звуков, их сочетаний и выбора общепринятого ударения. Под лексическими нормами понимается правильность выбора слова и уместность его применения в общеизвестном значении и общепринятом сочетании.

2. «Праздность – один из способов самоубийства».

Все мы учимся, работаем, много трудимся и порой очень устаем от этого. Тогда и наступает время отдыха. Однако, не стоит расслабляться надолго, иначе может появиться лень, перерастающая в праздность. А ведь праздность убивает человека и в физическом, и в духовном плане.

Например, в произведении Гоголя «Мертвые души» нам представлена галерея помещиков, среди которых можно увидеть и праздных людей. Одним из них является Ноздрев. Он только и делает, что думает о собаках и о личной выгоде. Постепенно праздность берет над ним верх, губя его душу. Если бы всю свою энергию он направил в нужное русло, все могло бы быть иначе.

Пример физического воздействия праздности над человеком приведен в произведении «Обломов». Там мы встречаем Обломова – ленивого и праздного человека. Это безразличие вовсе не красит его, а даже наоборот ведет к гибели. Он ленится, поэтому бэстро набирает вес, а ведь это огромная нагрузка для сердца.

Честерфилд говорит про это так: «Праздность – один из способов самоубийства». Я с ним полностью согласна.

БИЛЕТ № 10.

1. Нормы синтаксические. Логичность речи.

2. Понятие слово «Добро»

1. Под синтаксическими нормами понимают правильность выбора управления и согласования. Нарушение синтаксической нормы ведет к речевым (грамматическим) ошибкам:
- нарушение порядка слов в предложении;
- нарушение норм согласования;
- ошибки в управлении;
- местоименное дублирование подлежащего;
- ошибочное оформление сказуемого;
- недочеты в употреблении однородных членов предложения. Объединение в качестве однородных разных частей речи;
- неправильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами;
- ошибки в построении сложного предложения. Смешение сочинительной и подчинительной связей;
- неправильное построение предложений с косвенной речью (смешение прямой и косвенной)

Логичной считается речь , в которой ясно и правильно выражена связь слов в предложении и связь отдельных высказываний в тексте.

Нередко требования логичности речи нарушаются в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. (В комнате стояли столы, стулья, мебель красного дерева.)

Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания являются стилистическим приемом создания комического эффекта.

На этом же приеме строится каламбур (пить чай с лимоном и с удовольствием). Иногда в каламбурах используются многозначные слова (шел дождь и два студента, один в университет, другой в калошах).

2. Мы живем в мире противоречий: любви и ненависти, верности и предательства; то есть добра и зла.

Добро – это все хорошее, положительное и полезное. Добро – это основа человечества, без которой оно бы разрушилось. На основе добра должны строиться все взаимоотношения. Однако сама собой доброта не возникнет, она воспитывается с детства. Сначала мы учимся заботиться о своей семье, доме. Затем учимся любить свою школу, родину, страну. Ведь только делая добро, можно получить добро взамен. Верно сказал Ч.Т.Айтматов: «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится».

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. У меня доброта ассоциируется со всем чистым и светлым. То может быть и солнечный свет, и хрусталь, и даже утренний воздух.

Например, в произведении Сервантеса «Дон Кихот» главный герой пытается творить добро. С одной стороны он похож на сумасшедшего старика, с другой – на рыцаря, ведь он пытается сделать мир благороднее, нравственнее и мягче, объединяя, ранне разъединяя людей.

Истинное бедствие света в том, что все хорошее не ценится, уходит в тень и, кажется, исчезает, а зло в это время выставляет себя напоказ. А ведь А.А.Блок мудро заметил, что: «Кто верит в свет, тот имеет силы пребывать и томиться во мраке».

БИЛЕТ №11

1. Стили литературного языка.

2. Понятие слова «Память»

1. Стиль речи – разговорный и книжный. Книжный – художественный, научный, публицистический, официально-деловой.

Разговорный стиль используется в непринужденных беседах обычно со знакомыми людьми. Его задача – общение. В нем обычно все высказывания бывают непринужденными, свободными в выборе слов и предложений (бытовая лексика, слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом, глаголы совершенного вида с приставкой за со значением начала действия, предложения различные по целям высказывания, восклицательные предложения, обращения, прямая речь и диалог, просторечные слова). Разговорный стиль характеризуется особой сферой применения, своим кругом тем. Прежде всего это бытовые обиходные темы: погода, здоровье, цены и др. новости.

В Художественном стиле эмоционально-экспрессивная и оценочная лексика. Это такие слова, которые не только называют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Экспрессивность значит выразительность. Экспрессивность выделяет слова торжественные (лик), шутливые (новоиспеченный), неодобрительные (самолюбивый), пренебрежительные (малевать), презрительные (наушничать). Экспрессивная лексика выражает положительную и отрицательную окраску.

Официально деловой стиль используется в деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах. Его цель сообщить точные сведении, имеющее практическое значение, дать точные рекомендации, указания. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные и прилагательные с суффиксами –ени, –ани, – ств , - ость.

В научном стиле используется лексика, термины, книжные слова и обороты, нейтральная лексика сложные предложения или простые, но осложненные.

В публицистическом стиле используется эмоционально-оценочная лексика, возвышенная лексика, слова, выражающие обращение, побудительные и восклицательные предложения.

2. «Память».

Всякое случается жизни: несчастья и радости, встречи и расставания – все это хранится в нашей памяти.

Память – это способность человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, события и опыт.

Память вечна, она хранит в себе всю нашу жизнь в мельчайших подробностях. Благодаря ей мы не теряем приобретенные опыт и впечатления. Память – словно сундук для драгоценностей, ведь каждый прожитый миг, воспоминание – бриллиант.

У меня память ассоциируется с вечностью, ведь она всегда остается, даже после смерти человека, она не подлежит времени.

Например, Великая Отечественная Война унесла много жизней, пострадавшие за родину, до сих пор остаются в нашей памяти.

Однако не каждый достоин вечной памяти, ее достоин лишь тот, кто оставил в жизни яркий, добрый след.

Красиво сказал И.А.Бунин: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней, - высшее, что обещают человеку над его гробом, это память вечную. И нет той души, которая не томилась бы в тайне мечтой об этом венце».

БИЛЕТ №12

1. Краткость речи и многословие.

2. Речь – «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед» (Берк).

1. Важным условием ораторского искусства является сжатость речи. Одну и ту же мысль можно выразить и коротким, простым предложением, и развернутым, сложным. Предпочтение той или иной синтаксической конструкции зависит, прежде всего, от формы речи (устной или письменной), он конкретных стилистических задач говорящего или пишущего и от индивидуального слога. Употребление сложных предложений – отличительная черта книжных стилей; в разговорной речи мы используем в основном простые предложения, причем очень часто – неполные.

Можно смело утверждать, что многословие – недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Многословие часто ведет к пустословию. Многословие принимает форму плеоназма (плеоназм – употребление близких по смыслу и потому лишних слов).

2. «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед».

Все мы в своей жизни делаем ошибки, однако, вскоре забываем о них, а зете снова наступаем на эти же грабли. Что же нужно сделать, чтобы этого не случилось?

Я думаю, что во-первых, нужно осознать свою ошибку, признать свою неправоту, а не винить окружающих тебя людей.

Во-вторых, вместо того, чтобы со стыдом забыть о промахе, лучше обдумать всю ситуацию, выяснить, в чем причина своей ошибки. Затем сделать для себя правильные выводы, запомнить их и идти дальше по дороге жизни.

Например, Печорин из произведения «Герой нашего времени» любил играть человеческими судьбами и знал, что так делать нельзя. Однако не обращал внимания на свои ошибки и промахи, продолжал свое развлечение, тем самым вообще не двигаясь по жизни. А ведь Берк сказал: «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед».

Если все время забывать о своих ошибках, то ты будешь делать их снова и снова. Тогда, вместо того чтобы идти по жизни вперед, ты будешь топтаться на одном месте.

БИЛЕТ № 13

1. Средства выразительности: аллегория и перифраз.

2. Понятие слова «Мир»

1. Перифраз – это описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Как и всякие тропы перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет, где о врачах пишут – «люди в белых халатах». Индивидуально-авторские перифразы дают возможность писателю обратить внимание на те черты описываемых явлений и предметов, которые особенно важны; ценность таких перифраз зависит от их самобытности и свежести.

Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, глупость и упрямство воплощаются в образе осла, трусость – в образе зайца, хитрость – в образе лисы. Есть много общеязыковых аллегорий, известных не только в русском, но и в других языках. Аллегорией может быть названо любое иносказательное выражение.

Однако есть и индивидуально-авторские аллегории.

2. «Мир».

Нас окружают люди и животные, растения и насекомые, которые и представляют собой мир.

Мир – это Земной шар, Земля со всем его населением. Однако существует и другое толкование этого слова.

Мир – это согласные отношения, спокойствие, отсутствие войны, борьбы ссоры. Миролюбивый человек- человек спокойный и уравновешенный.

Я думаю, что у каждого человека свой маленький мир, и о котором он заботится. Если же он не делает этого, то в его мире исчезают все цвета, жизнь становится скучной и бессмысленной. Об это также говорит и Антуан де Сент Экзюпери в произведении «Маленький принц», еще раз доказывая, что вся Вселенная состоит из маленьких миров. Если каждый престанет заботиться о своем мире, то погибнет вся Вселенная. Нужно жить с пользой не только для себя, но и для окружающих.

Я с этим полностью согласна.

БИЛЕТ № 14

1. Средства выразительности: каламбур и оксюморон.

2. Речь – «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью» (Берк).

1. В непринужденной беседе остроумные люди часто прибегают к словесной игре, которая очень оживляет речь.

Эффект достижения специально подобранным в юмористических целях словом, имеющим несколько значений. Такое обыгрывание значения слова называется каламбуром.

Каламбур – троп, состоящий в юмористическом использовании разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов.

Каламбур позволяет использовать слово сразу в прямом и в переносном значении. Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее, афористичнее. Неумелое использование многозначных слов ведет к речевой ошибке. В основе каламбура могут быть омонимы, омоформы, омофоны.

Существуют индивидуально-авторские каламбуры, когда писатели по-новому толкуют известные в языке слова. К каламбурам близки неожиданные переосмысления известных поэтических строк и т.д.

В основе оксюморона лежит использование антонимов. Оксюморон – риторическая фигура, состоящая в соединении несоединимых по смыслу слов, образно раскрывающем противоречивую сущность изображаемого.В основе оксюморона – столкновение антонимов, но чаще употребляются слова контрастные по значению, объединенные как определяемое и определяющее. Оксюморон остается излюбленным приемом публицистов при озаглавливании статей, очерков, репортажей.

2. «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью».

С самого детства взрослые говорят нам о том, что книга лучший друг и товарищ. «Скажи мне, кто твой друг, и скажу, кто ты», также и с книгами. Книги, которые мы читаем, могут многое рассказать о нас.

Сейчас много хороших книг, и каждая отвечает определенному вкусу. Однако все чаще встречаются книги, пущенные на поток. Они не несут никакого смысла и губят человеческую душу, вместо того чтобы обогащать, питать ее.

Однако дело не только в книге, но и в самом читателе. Настоящий читатель – сотворец и соавтор, ведь именно он должен узнать мысль, которую хотел донести до читателя автор, понять ее и развить дальше.

Я думаю, что в чтении важнее цель. Сейчас появилось такое понятие, как «модное чтение», синонимом которого является «пустое чтение». Однако остались и те люди, которые читают, для того чтобы питать душу, закаливать характер, воспитывать в себе нравственность и совершенствоваться. Мудро сказал Берк: «Гораздо важнее не то, что мы читаем, а как и с какой целью».

Примером правильного читателя может служить Ломоносов. Он за свою жизнь прочел множество книг, набрался знаний и опыта прошлых поколений. В итоге стал гениальным писателем и ученым.

БИЛЕТ № 15

1. Средства выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота.

2. Понятие слова – «Сила».

1. Эпитет – троп, заключающийся в образном определении предмета или действия. Чаще всего эпитеты – красочные определения, выраженные прилагательными.

Сравнение – троп, представляющий собой сравнение одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнения обычно выступают в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто.

Олицетворение – троп, представляющий собой наделение неодушевленных предметов свойствами и признаками человека. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей.

Метафора – троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии.

Метонимия – троп, состоящий в переносе с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет.

Синекдоха – троп, заключающийся в замене множественного числа единственным и, наоборот, в употреблении названия целого вместо части или части вместо целого.

Гипербола – троп, состоящий в преувеличении размеров, силы, красоты, значения и т.п.

Литота – троп, состоящий в преуменьшении силы, красоты, значений и т.д.

2. «Сила».

Каждый из нас видит перед собой какую-либо цель, достичь которую стоит порой стоит огромных сил и возможностей.

Сила – 1. Физическая способность действовать, защищать себя;

2.Моральное качество, демонстрирующее стойкость, могущество, влияние и власть.

Сила – это наш стержень и наше начало во всем. У меня она ассоциируется с железом, так как сильного человека очень сложно сломать и заставить свернуть с правильного пути. Человек, обладающий этой способностью, живет и видит перед собой цель, без устали стремится к ней и верит в свою победу. Люди должны быть хорошо развиты не только морально, но и физически. Как сказал Максим Горький: «Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда ум без силы».

Я думаю, что на идеал силы похож герой произведения Лермонтова Мцыри. Он была не только огромная сила воли, но и физическая сила, ведь не каждый может победить в схватке барсом. Я восхищаюсь этим героем.

БИЛЕТ №16

1. Средства выразительности: антитеза, инверсия, риторический вопрос, градация, повтор, параллелизм, анафора, эпифора.

2. Речь – «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух» (Эмерсон).

1. Антитеза – фигура речи, представляющая резкое противопоставление предметов, явлений и их свойств.

Инверсия – необычный порядок слов.

Риторический вопрос – фигура речи, представляющая вопросительное предложение по структуре, но не по цели высказывания.

Градация – риторическая фигура, представляющая расположение близких по смыслу слов в порядке возрастания или уменьшения.

Повтор – фигура речи, заключающаяся в повторение звуков, слов, выражений в определенной последовательности.

Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

Анафора – риторическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи.

Эпифора – риторическая фигура, состоящая в повторении конечных частей двух или более самостоятельных отрезков речи.

2. «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух».

У каждого из нас друзья, которым мы привыкли доверять все свои мысли и чувства. Эмерсон сказал, что: «Друг – это человек, в присутствии которого можно думать вслух». Прав ли он?

Человеческая натура устроена очень сложно, и в ней нельзя разобраться до конца. Наши мысли словно воздух, они ускользают от нас также быстро, как и появляются, но даже если они и остаются у нас в голове, то чаще всего так и не доходят до наших собеседников. Самая большая проблема человека заключается в том, что он обычно говорит вовсе не то, что думает, боясь обидеть собеседника или остаться не понятым. Я думаю, что настоящий другу можно доверить все свои мысли, А чтобы они все-таки не уплыли, то можно и вслух подумать.

Например, у Татьяны Лариной из произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин» была няня, которая, на мой взгляд, заменяла ей настоящую подругу. Таня говорила при ней вслух, доверяла ей все свои самые сокровенные тайны, а та в свою очередь старалась понять, поддержать и поделиться своим опытом.

БИЛЕТ № 17

1. Психологическая культура оратора.

2. Понятие слова «Свобода».

1. Психологическая культура оратора – это единство знаний, отражающие закономерности психической деятельности человека и умение применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.

Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателей. Круг проблем, которые при этом возникают и которые помогает решить психология, таковы: как организовать и поддержать внимание слушателей; как установить контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социальные и психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.

2. «Свобода».

Каждый из нас живет, работает, учится, сам строит свою судьбу, время от времени принимая решения, в которых он абсолютно свободен.

Свобода – это то чувство, которое позволяет нам действовать самостоятельно, ни от кого не зависеть.

Свободный человек может делать все, что считает нужным. У меня свобода ассоциируется с ветром в поле, так как он также волен.

Свободу нужно заслужить, заработать доверием и умением действовать правильно. «Сделал дело - гуляй смело».

Но не всегда она так прекрасна. В избытке ее человек становится безудержным, престает слушать мнения окружающих его людей.

Например, в произведении Войнич «Овод» главный герой Артур не обращает внимание на то, что вокруг него одни католики, даже собственный отец и принимает другую веру, но то этой вольности они погибает. Он начинает забывать о мнении окружающих и доводит себя до безвыходной ситуации – смерти.

БИЛЕТ №18

1. Монолог особого типа. Эффект живой реакции.

2. Понятие слова «Совесть».

1. Ораторская речь – это монолог особого типа. Слово монолог значит речь одного. Монолог можно определить, как особую форму устной речи, представляющую собой развернутое высказывание одного лица. Оно завершено в смысловом отношении. Какова же специфика ораторского монолога?

Прежде всего, ораторская речь характеризуется однонаправленностью, т. е. есть оратор обращается к слушателям и говорит для них. Но он не просто говорит для них, он еще и беседует с ними. В свою очередь выступающий чувствует реакцию публики и соответствующим образом реагирует на нее. Происходит своеобразный диалог. Таки м образом с одной стороны, ораторская речь – монолог, обращенный к слушателям, а с другой – во время этого монолога происходит двустороннее общение. Создается некоторое сходство между монологом и диалогом. Поэтому называя речь монологом, мы добавляем, что это монолог особого типа, он адресован слушателю, т. е. диалогичен.

2. «Совесть».

Неправота и ответственность, воспитанность и несдержанность – все это спутники совести.

Это чувство присуще каждому человеку, но не все ему подчиняются. У кого-то оно развито сильнее, у кого-то слабее. Я думаю, что совесть – это то чувство, которое идет от души и подсказывает человеку, как нужно поступать. Именно она побуждает человека к действию, согласованному с истиной и правдой. Совесть направляет на нужный путь, не дает человеку завраться и запутаться в собственной лжи. У меня совесть ассоциируется с чем-то божественным, ведь она помогает нам выбраться из тьмы собственных деяний.

Многим известно произведение Дж.Лондона «Морской волк». Главный герой, Волк Ларсен, безразлично относится ко всему, даже к жизни. У него не было чувства долга, совести, Ларсен делал все, что хотел и считал нужным. Я думаю, что именно этот герой может стать антипримером совести.

БИЛЕТ №19

1. Педагогическая культура оратора: скрытая форма диалога, открытый диалог.

2. Понятие слова «Вера».

1. Необходимо то, что обеспечивает взаимодействие на протяжении всей речи. Это, прежде всего, скрытая форма диалога, проявляющаяся в самой структуре речи. Она позволяет достичь эффекта сопереживания.

Возможны разные формы сопереживания. Интеллектуальное сопереживание – это совместная мыслительная работа оратора и слушателей. Оратор излагает вою точку зрения и как бы «публично» мыслит, т. е. вслух при всех. Слушатели следят за его размышлениями и совершают ту же мыслительную работу, включаясь в процесс творческого восприятия. Эта манера публичной речи носит название « Мышление вслух».

Другой вид сопереживания – эмоциональное. Эмоциональный подъем оратора вызывает ответную реакцию слушателей. Здесь имеет значение личностный «эффект заражения». Можно согласится с утверждением опытных ораторов, что если выступающий подошел к аудитории и сам не волнуется, ему самому хочется спать, несомненно, и аудитория будет соответствовать его настроению. Эмоциональная речь действует на чувства в людей, будит их воображение.

Помимо скрытого диалога, который возникает между аудиторией и оратором во время выступления последнего, возможен и открытый диалог говорящего со слушателями. Формы этого диалога бывают различными. Наиболее распространены вопросы слушателей и ответы на них оратора. Такая форма общения с аудиторией требует от выступающего быстрой реакции, владения юмором, доброжелательности. Последнее особенно важно. Часто вопросы задают оппоненты, не согласные с оратором; кроме того вопросы иногда ставятся в некорректной форме. Многие ораторы особенно славились блестящими ответами на вопросы, например А.В.Луначарский. Однако остроумие не самое главное качество оратора, отвечающего на вопросы. Особенно это касается вопросов заданных не после выступления, а вовремя его слушания. Такие вопросы могут быть вызваны непониманием какой-либо мысли. Выступающий, отвечая на возникший вопрос, должен удовлетворит спрашивающего, в то же время не забыть об остальной аудитории. Ответ оратора предназначается не только спрашивающему, но и всем другим слушателям. Если выступающий предполагает, что вопрос интересен только тому, ко задал его, ответ должен быть краток. Если же задан вопрос, волнующий, по мнению оратора, всех, ответ должен быть обстоятелен. Помимо ответов на вопросы, задаваемы слушателями, формой открытого диалога являются ответы слушателей на вопросы.

2. Каждый имеет свои мечты, желания, но не все верят в их исполнение. Вера – это то, что вселяет в нас надежду, это то чувство, которое помогает нам жить. Вера – это наш дух. Для меня вера – это все. У меня она ассоциируется со звоном колоколов, так как вера так же чиста, прозрачна и светла. Без веры человек быстро бы менял свои цели и решения. Верующий человек живет, не теряя надежды. Он видит перед собой задачу, пытается ее решить и верит в свою победу. Но полагаться на веру целиком и полностью тоже нельзя, так как можно остаться с носом.

Например, Ассоль, героиня произведения «Алые паруса», верила в свою мечту и ждала ее исполнения, а затем все-таки получила то, что хотела.

БИЛЕТ №20

1. Этика оратора.

2. Понятие слова «Вкус».

1. Этика оратор- это совокупность нравственных норм, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

Личности оратора присущи такие свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. В этику оратора входит такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости. Нельзя использовать назидательный, поучающий тон и жесткие формулировки.

По законам этики речь должна произноситься, а не читаться по бумаге, т. к. именно живая речь воздействует на аудиторию, способствует установлению контакта и атмосферы доверия.

Особую роль играет речевой этикет, включающий в себя приветствия, обращения; учитываются пространственные отношения между говорящим и слушающим, продумывается система жестов и мимических движений. Не советуют злоупотреблять личным местоимением «Я» и бесконечными ссылками на личный опыт.

2. «Вкус».

В мире много интересных вещей, но не всем людям они нравятся одинаково, ведь каждый имеет свой характер, свои интересы, свой вкус.

Вкус – 1.это чувство понимания изящного; склонность пристрастие к чему-либо.

2.это свойство пищи, которое является источником этого ощущения.

Человек, обладающий хорошим вкусом тот, который знает толк в каком-либо деле, например в моде.

У меня вкусы ассоциируется с людьми, ведь каждый неповторим и уникален. Как говориться в русской пословице: «На вкус и цвет товарищей нет».

Однако человек за свою жизнь несколько раз меняется: меняются интересы, потребности и конечно же вкусы.

Например, Мартин Иден – главный герой произведения Дж.Лондона, в юности и детстве очень любил путешествовать, ему были интересны неизведанные земли, чужые нравы и культура. Когда же Мартин повзрослел, накопил много интересных воспоминаний, приобрел опыт, его стали интересовать книги, он решил стать писателем приключенческих рассказов.

Так что вкус понятие относительное и до конца не изведанное.

Меня часто спрашивают, вот ты симпатичный, начитанный, с тобой интересно общаться на любую тему, тебе ... лет, а почему ты до сих пор без девушки? - а потому что 70% женского населения это кто? Это - тусовщицы, которые даже яичницу сами пожарить не могут, если и могут, то сгорит - сто пудово, Это - расписдяйки, которые кроме как продавать сотовые телефоны ничего не умеют, Это - мечтательницы, которые ждут все своего олигарха на белом Лексусе до самой старости, Это - звезды, котороые считают, что кроме нее в принципе никого не должно существовать. Да спуститесь на землю, нас и так мало, а вы еще и убиваете нас своей безграмотностью, лживостью и меркантильностью. - Жить в кредит это не есть шик, настал кризис и все, зачем я за такого неудачника замуж вышла????? А что ты сделала для того, что бы как то поддержать человека??? Да ни нафига не сделала, дальше своего французского маникюра ничего не видишь. Романтика, романтика это не есть посиделки в каком-нибудь клубе попивая Ред Булл с водкой и удивляясь на следующее утро почему я плохо слышу!!!! Если парень не курит и не принимает ничего, это не значит что он лох или маменькин сынок-ботаник, потому что он думает, что у него будут нормальные здоровые дети, и не ходит в 20 градусный мороз с открытым пузом, потому что это, видите ли, сейчас модно!!! И хожу я с обычной прической, потому что хоть как то пытюсь остаться мужиком и выделиться от стада полуглупков с "Московскими" прическами, которых сзади не определишь парень это или девушка. И если я звоню постоянно, когда вы не берете трубку, потому что подружке папа купил новую машину, или торчала в пробке и не слышала, не потому что я ревную или навязываюсь, а потому что я переживаю, все ли нормально с моей любимой и не попала ли она, как обычно, в какую-нибудь жопу. -Я не буду готовить кушать или мыть посуду потому что у меня НОГТИ!!! ААААА а детей ты чем кормить будешь??? Ногтями??? Или Ред Буллом???? Маленькие дети не питаются пельменями "Морозко" !!!!! И "Дом-2" это не жизнь, это шоу!!!! И если там Рома бросил Лену, только потому, что она надела не розовые стринги, а черные, я так не поступаю у меня даже мыслей таких в самые мои пьяные дни нет!!!! И если я говорю, что люблю, значит так оно и есть и я не пытаюсь тебя тем самым раскрутить на секс, потому что я раскрутил тебя еще в первый день нашего знакомства.Вот так бы мне хотелось ответить, но не могу, потому что это очень долго) и это все печально. А оставшиеся 30%, а попробуй их встретить в этом сложном мегаполисе где каждый пытается выглядеть гламурным и на настоящие чувства нет времени!