Курсовая работа: Техника и технологии в СКС и Т

Название: Техника и технологии в СКС и Т
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: курсовая работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И

КУРОРТНОГО ДЕЛА

ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

Специальность: 100103, Социально-культурный сервис и туризм

Курсовая работа

по дисциплине:

«Техника и технологии в СКС и Т»

Тема:

1. Архитектурно-планировочные решения гостинично-туристских комплексов

2. Автоматизированные системы управления в ресторанном бизнесе

Выполнила студентка 4-ого курса

Группа 05-ЗСТ-ДО

Хома Яна

Проверила: к.э.н. Дюжева Е.Л.

г. Сочи 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

1. Архитектурно-планировочные решения гостинично-туристских комплексов……4

- назначение гостиниц и их размещение в планировочной структуре города…………8

- гостиница как основной вид предприятий сферы туризма…………………………..11

- формирование предметно-пространственной среды гостиничных

предприятий………………………………………………………………………………15

2. Автоматизация ресторанного и складского учета

в гостинице……………………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………………….22

Введение.

Функциональная организация здания любого гостиничного комплекса, прежде всего, зависит от типа гостиницы и ее вместимости. Вместимость гостиниц определяется числом постоянных спальных мест. Диф­ференциация гостиниц по вместимости во многих стра­нах мира различна. Например, в Швейцарии и Авст­рии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми; 100-200 мест - средними; более 200 мест­ - крупными. В США гостиницы до 100 номеров счита­ются малыми, до 500 номеров - средними, свыше 500 - крупными.

В России не принята официальная дифферен­циация гостиниц по вместимости, но распространена следующая их градация: до 100 мест – гостиницы малой вместимости, от 101 до 500 мест – средней вместимости, более 500 мест - большой вместимости.

Мировой гостиничный фонд размещен, в основ­ном, в малых и средних гостиницах, но намечается тенденция к увеличению мест в гостиницах: «Хилтон» (Нью-Йорк, США) - 2150 номеров, «KOCMOC» (Москва, Россия) - 3354 места.

Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую очередь экономическими соображе­ниями. При увеличении вместимости гостиниц появ­ляется экономическая целесообразность применения более мощного и современного технологического инженерного оборудования, сокращается подсобная площадь, а также площадь коридоров, холлов по отно­шению к площади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приводит к сокращению у дельно-строительных затрат.

Имидж гостиницы – понятие сложное и многогранное, он становится результатом воплощения в жизнь концепции отеля, той идеи, которая ложится в основу его создания. Можно сказать, что положительный имидж появляется при гармоничном единстве формы и содержания. При этом архитектурное решение гостиницы является формой, а работа сервисных служб – содержанием.

Архитектура отеля или гостиничного комплекса – понятие сложное и многогранное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна и самостоятельна, но только в комплексе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее отеля.

1. Архитектурно-планировочное решение гостинично-туристских комплексах.

Имидж гостиницы – понятие сложное и многогранное, он становится результатом воплощения в жизнь концепции отеля, той идеи, которая ложится в основу его создания. Можно сказать, что положительный имидж появляется при гармоничном единстве формы и содержания. При этом архитектурное решение гостиницы является формой, а работа сервисных служб – содержанием.

Архитектура отеля или гостиничного комплекса – понятие сложное и многогранное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна и самостоятельна, но только в комплексе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее отеля.
Роль архитектуры в формировании имиджа гостиниц необычайно важна. Выразительный архитектурный облик становится тем визуальным фактором, который производит самое первое и сильное впечатление на клиента. Анализируя многообразие существующих на сегодняшний день в мире отелей и гостиничных комплексов, можно сделать вывод, что практически все современные архитектурные направления и течения нашли здесь свое отражение. Это связано с тем, что являясь сложным и комплексным по своему назначению объектом, сочетающим в себе наряду с жильем общественно-развлекательные функции, гостиница позволяет архитектору воплотить самые смелые новаторские идеи, создать выразительный и запоминающийся образ.

Именно создание такого яркого образа, а не просто сооружения, и является той целью, которую ставит перед автором проекта заказчик-инвестор. При этом важно, чтобы объект был гармонично вписан в существующую застройку или окружающий природный ландшафт. Выразительный пластический облик, самобытный, запоминающийся интерьер, использование национальных особенностей местной архитектуры и традиционных материалов – вот те архитектурные средства, которыми создается неповторимая атмосфера – неотъемлемая часть имиджа отеля.

Архитектурно-планировочные решения гостиниц часто диктуются природно-климатическими факторами, культурно-историческими особенностями определенного региона, его архитектурными традициями. Именно использование традиционных для данной местности планировочных приемов и строительных материалов в сочетании с неожиданными новаторскими идеями обеспечивает гостинице столь привлекательный для приезжих национальный колорит. Применение в декоре и оформлении интерьера специфических деталей – произведений искусства или авторского дизайна, антикварной мебели или изделий ремесленного творчества завершает формирование цельного и яркого художественного образа гостиницы, запоминающегося клиенту на эмоциональном уровне. Кроме этого огромное значение имеет рациональная функциональная организация пространства гостиницы – разделение его на гостевую и служебную зоны и обеспечение удобной связи между ними, а также современное инженерное оборудование. Таким образом, еще на стадии проектирования, а затем и строительства формируются основы благоприятного имиджа предприятия и закладывается база для его процветания.

По функциональному назначению различные гостиничные помещения объединяют в жилую, общественную и служебно-хозяйственные части. За счёт различного взаиморасположения и решения этих частей создаются различные объёмно-пространственные структуры гостиниц.

1. Жилая и общественные части расположены в одном здании. Общественная часть находится в нижних, 2-3-х этажах, а жилая – над ними. Имеет широкое применение. Ограничивает площадь застройки, что является экономично выгодным при строительстве. Требует обязательного устройства технического этажа между жилой и общественной частями.

2. Жилая и общественная части гостиницы расположены в разных, но взаимосвязанных между собой зданиях.

Жилая Жилая часть имеет меньшую часть застройки, но

большую этажность, чем общественная.

Обеспечивается чёткое функциональное и

конструктивное разделение гостиничного

предприятия.

Общественная

Более дорогая застройка, так как требуется больше площади.

3. Жилая и общественная части расположены в различных, самостоятельных зданиях, не связанных между собой.

ОБЩЕСТВЕННАЯ


Обеспечивает более чёткое функциональное и конструктивно-планировочное решение, требует максимальной площади застройки. Применяется, в основном, в гостиничных комплексах и в санаторно-курортных учреждениях.

4. Комбинированный – сочетание двух или трёх видов застройки.

Вестибюльная группа помещений

В состав гостиниц (в соответствии с МГСН 4-16-98) могут входить следующие группы помещений и служб: приемно-вестибюльная, жилая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, медицинского обслуживания, бытового обслуживания, предприятий питания, предприятий торговли, деловой деятельности, администрации и служб эксплуатации, помещений обслуживания, встроено - пристроенных предприятий и учреждений.

Наличие жилой и приемно-вестибюльной групп помещений является обязательным. Состав дополнительных помещений, повышающих комфорт гостиницы, не нормируется и принимается в соответствии с заданием на проектирование или с проектом.

Приемно-вестибюльные помещения

Вестибюльная группа помещений. Основные функции этих помещений – прием, оформление и размещение клиентов, хранение их багажа, расчеты с проживающими, выдача справок по гостинице, выполнение услуг по обеспечению проживающих билетами в зрелищные предприятия города, а также на авиа и железнодорожный транспорт, вызов такси, аренда (прокат) автомашин, иногда заказ и бронирование номеров в гостиницах других городов – страны, выполнение почтово-телеграфных услуг, денежные операции.

В связи с этим в состав вестибюльной группы помещений входят: вестибюль, бюро приема и регистрации, бюро бронирования, пункт оперативной и факсимильной связи, комнаты дежурного персонала, служебный санитарно-гигиенический блок, комната дежурного администратора, сейфовая, швейцарская и помещения носильщиков, камера хранения, помещения охраны, помещения посыльных, отделения связи, телефонный переговорный пункт междугородной связи, отделения банков, пункт обмена валюты, бюро обслуживания (включая кабинет заведующего, операционный зал, комнату переводчиков, стенографов, машбюро, бюро множительной техники, кассы и др.), гардероб, помещения портье, багажный вестибюль, кладовая уборочного инвентаря и медпункт.

Набор и площади этих помещений во многом зависят от назначения гостиницы, ее вместимости и комфортабельности.

Вестибюль – помещение многофункциональное. В нем расположен главный вход в гостиницу, осуществляется прием и оформление клиентов, расчеты с проживающими. Через вестибюль по вертикальным коммуникациям – лестницам и лифтам – проживающие и посетители гостиницы попадают на жилые этажи, иногда через вестибюль проходят в предприятия общественного питания (ресторан, кафе, бар), в конференц-зал и т.д. Часто вестибюль используют для встреч и отдыха.

Планировочное решение вестибюля каждой гостиницы индивидуально.

Решаются вестибюли компактными, вытянутыми вдоль фасада здания или имеющими глубинную или смешанную композицию. Вокруг вестибюля или вблизи него располагают основные помещения вестибюльной группы. Приемы их взаиморасположения различны: они могут размещаться вдоль одной, двух или трех сторон вестибюля. Во всех случаях размещения помещений должно быть таким, чтобы максимально сократить перемещение потоков движения клиентов и персонала по вестибюлю.

Бюро приема и регистрации – рабочее место сотрудников гостиницы, занятых приемом и оформлением гостей. Вблизи от бюро приема и регистрации для удобства заполнения документов размещают кресла и столы. За стойкой бюро предусматривают небольшие комнаты, где располагают шкафы для документов, сейфы для ценных бумаг и т.д.

Обычно в вестибюле организуют специальную зону отдыха и ожидания, которую размещают вне основных потоков движения, где располагают мебель для отдыха.

Отделения связи и отделения банка обычно размещают в самом вестибюле либо в изолированном помещении, удобно связанном с вестибюлем.

Камера хранения служит для хранения ручной клади и оборудуется стеллажами. Ее размещают вблизи вестибюля, нередко смежно с гардеробом, что позволяет одному сотруднику совмещать функции гардеробщика и дежурного в камере хранения.

В гостинице при вестибюле предусматривают помещения для швейцаров и подносчиков багажа, а также помещения для временного хранения багажа, доставляемого в гостиницу при переезде клиентов.

Назначение гостиниц и их размещение в планировочной структуре города

Здания гостиниц предназначены для кратковре­менного проживания людей с целью осуществления различных видов деятельности. Это могут быть деловые контакты во время командировок (производ­ственные на различных предприятиях и коммерческие с целью осуществления различных сделок), участие в работе совещаний, конференций, симпозиумов и др., туристические поездки с целью ознакомления с при­родными достопримечательностями, историческими и архитектурными памятниками (города, региона, стра­ны); поездки с целью отдыха, курортного лечения, оздоровления, а также для осуществления спортивных соревнований и др.

Функциональное назначение гостиниц оказывает большое влияние на их размещение в планировочной структуре города. Градостроительный анализ разме­щения гостиниц в планировочной структуре больших, крупных и крупнейших городов позволяет выделить несколько характерных приемов их размещения.

Главной тенденцией послевоенного периода было размещение больших гостиниц в центре города. Они являлись неотъемлемым планировочным элементом центральных площадей города (, размещались на центральных магистральных улицах. Эта тенденция сохранилась и в настоящее время. Практика эксплуа­тации гостиниц показывает, что наиболее эффективно их расположение в центре города по многим причинам. Центр любого города, как правило, хорошо связан в транспортном отношении со всеми его районами и основными коммуникациями - вокзалами (железно­дорожным, автовокзалом, аэровокзалом). На территории центра города находятся, как правило, архитектурные и исторические памятники, что создает комфортные условия для туристов, т.к. объек­ты их интересов находятся в зоне пешеходной доступ­ности. Расположение гостиницы в центре города ­важный фактор экономии времени для многих приез­жающих людей. Поэтому строительство гостиниц будет продолжать осуществляться в центральной части города.

Но стоимость земли в этих зонах непрерывно рас­тет и все сложнее выделить участок для строительства. Возникает необходимость сноса существующих зда­ний, что еще больше увеличивает стоимость нового строительства. Затруднены подъезды, отсутствуют места для строительства стоянок и др. Объем затрат достаточно высокий.

В связи с этим намечается тенденция децентра­лизации сети городских гостиниц. Гостиничные зда­ния чаще всего располагают в зоне, прилегающей к центру. Здесь значительно больше пригодных для строительства территорий, стоимость земли ниже, ком­фортность среды выше, шумовое загрязнение относи­тельно невелико. Такое расположение наиболее опти­мально и наиболее распространено. В этом варианте несколько ухудшается транспортная доступность гос­тиниц по отношению к центру, но экономические пока­затели эффективности строительства несравненно выше.

В связи с тем, что современные лучшие гостиницы представляют собой многофункциональный комплекс, в который включены и собственно гостиничный фонд, и залы (выставочные, банкетные, для конференц-залы и др.), и многочисленные пищевые блоки. Поэтому в отечественной и зарубежной практике, учитывая воз­растающее общественное значение гостиниц, в послед­нее время развивается тенденция строить новые гости­ницы как композиционные центры жилых районов и микрорайонов.

В качестве примера можно привести новые гости­ницы в США, Германии, Италии, Скандинавии, Рос­сии, Украине и др.

Размещение гостиниц на «пороге» города и за его пределами имеет свою специфику. Такие гостини­цы, как правило, предназначены для автотуристов. Они, в основном, размещаются на основных автомаги­стралях города, в зоне въезда в большие города.

Неотъемлемым условием участка должны быть удобные съезды с транспортных артерий и хорошая видимость здания на далеких подступах к нему.

Загородное расположение гостиниц также порож­дает известные сложности, связанные с доступностью центра города и работой отдельных блоков гостиницы, таких, например, как ресторан, парикмахерская, рас­считанных и на обслуживание городского населения.

Гостиничные комплексы представляют собой сложные, зачастую уникальные сооружения. Их раз­мещение в планировочной структуре города является сложным и ответственным процессом. Выбор участка для размещения гостиничного комплекса предопреде­ляется целым рядом факторов.

Участок, выбранный для строительства гостинич­ного комплекса, прежде всего, должен обладать доста­точной площадью территории с учетом специфики эксплуатации гостиничного комплекса и его емкости. Желательно, чтобы участок имел прямоугольную фор­му и не более чем с двух сторон был ограничен маги­стральными улицами. Не целесообразно размещение гостиничных комплексов на участках с острыми угла­ми, что усложнит процесс проектирования и строитель­ства гостиничного здания.

Участок должен обладать хорошей транспортной доступностью, удобной связью с центром города и вокзалами. Он должен также иметь свободные терри­тории для устройства подъездов и стоянок для пасса­жирских, экскурсионных автобусов, автомашин.

Помимо этого, служба снабжения многочисленных и разнообразных групп помещений комплекса(рестораны, торговля) имеет целый ряд своих специ­альных подсобных и складских зон, которые требуют индивидуального подъезда грузового транспорта и организацию независимой их загрузки, разгрузки, хранения товаров.

К участкам для размещения гостиничных комп­лексов следует предъявлять и архитектурно-ланд­шафтные критерии: наличие озеленения, водных по­верхностей, рельефа. Желательно, чтобы рядом с гостиницей располагался парк, сад или сквер.

При проектировании гостиниц необходимо пра­вильно использовать рельеф и ландшафтное окруже­ние для достижения органической связи внешнего и внутреннего пространства. Особенно целесообразно размещать гостиницы на террасах, холмах. Так, на­пример, крупнейшая американская гостиница «Хилтон» расположена на холме и органично вписана в его планировочную структуру. Так же решен отель «Кавальери» в Риме, при строительстве которого вели­колепно использован рельеф холма Монте-Марко.

В нашей отечественной практике эта тенденция приобретает все большее распространение. Рельеф и природное окружение являются основными компонентами для достижения эстетической выразительности гостинич­нoгo комплекса. Поэтому необходимо сохранять и усиливать ландшафтные особенности участков за счет закрепления при родных доминант холмов, мысов, террас и др. Их ни в коем случае нельзя разрушать.

Одним из обязательных условий, которым должен обладать участок для строительства гостиничного комплекса, является его экологическая комфортность. Он ни в коем случае не должен размещаться в эколо­гически кризисных зонах городов. Его санитарно­-гигиенические параметры (чистота воздушного бас­сейна, уровень шума, аэрация, инсоляция) должны соответствовать нормативным требованиям.

При выборе участка следует также учитывать наличие городских инженерных коммуникаций (водо­провод, канализация, электрокабель), возможность телефонизации и подключения к существующим инже­нерным городским сетям с учетом их мощности и размещения, что значительно снижает объем стоимости строительства гостиничных комплексов.

Гостиница как основной вид предприятий сферы туризма.

Проектирование и строительство гостиниц. Современная гостиница призвана организовать комфортные условия для ночлега клиента и предложить ему ряд дополнительных услуг.

Строительство или реконструкция корпуса гостиницы требуют больших вложений. Например, стоимость реконструкции гостиницы «Интурист» (Москва) оценивается в 120-150 млн долл. В инвестиционный охват организации гостиницы входят создание инвестиционного портфеля, доказательство необходимости основания гостиницы, инженерная подготовка участка строительства, производство строительно-монтажных и пусконаладочных работ, освоение и сдача объекта в эксплуатацию.

Раньше здание гостиницы возводилось в виде массива, отдельно размещаемого или сопряженного с прилегающими общественными и жилыми домами. Продолжительный поиск оптимальных планировочных решений привел к пространственной композиции, специализированной для деятельности, осуществляемой в гостиницах. Здания для ночлега туристов отделяются от корпусов, связанных с обеспечением других услуг. Корпуса делятся на разнообразные конструктивные (архитектурные) блоки.

Строительство зданий гостиниц базируется на следующих основополагающих принципах:

- корпус (или комплекс зданий) должен органично вписываться в окружающую среду, сохраняя при этом черты городского или сельского пейзажа;

- следует учитывать природно-климатические условия, среднюю температуру и влажность воздуха, количество осадков, инсоляцию, скорость и направление ветра и т.д.;

- архитектурное, функциональное и планировочное решения здания не должны быть слишком дорогостоящими. Планировка помещения должна соответствовать его дальнейшему экономичному применению. Проектировщикам следует ориентироваться на целесообразное комбинирование текущих и единовременных расходов;

- при проектировании сооружения особое значение имеют рекламные представления: оформление фасада здания должно подчеркивать престижность и авторитет гостиницы; полезно указать на рекорды обусловленной ориентированности (строительство высотного сооружения, самого экзотичного помещения и т.д.), определить местоположение витрин гостиничных торговых центров и т.п.;

- планировка сооружения должна обеспечивать рациональную систему обслуживания и надлежащий комфорт, соответствовать определенным требованиям и запросам;

- здание должно отвечать эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим, экологическим нормам и назначениям.

Стоит заранее предусмотреть вероятность реконструкции помещений;

- необходимо добиваться экономичности хода строительства здания.

Проектирование гостиниц выполняется на базе документов нормативного и рекомендательного характера. Структура и содержание таких документов различаются по странам.

В проекте гостиниц регламентируются такие показатели, как размер помещений, участков застройки, цены строительства, материалов, конструкций, приспособлений, инженерного оснащения, предприятий питания, дополнительных услуг туристам, определяется количество мест и номеров, а также баланс мест в номерах различной вместимости.

Выявление потребностей в гостиницах является сложной задачей. Для ее решения важно обладать определенными технологиями, выяснять причины, изменяющие сложившийся

спрос в гостиницах, прогнозировать перспективы изменения спроса и предложения. Потребность в гостиницах определяется количеством и пропускной способностью зон (территорий, на которых расположены гостиницы), численностью туристов, наличием гостиниц в районе и уровнем их загрузки. Основными ориентирующими факторами в расчетах одновременной вместимости гостиниц выступают динамика доходов людей, роль региона, специфика регионального развития, деловой активности, наличие объектов развлечений и отдыха, развитие транспортной структуры.

Классификация гостиниц

Здания гостиниц различаются по многим параметрам, таким, как разновидность конструкций, вместимость, этажность, направление, режим использования и др. При прочих непременных условиях технологические требования практически всегда допускают несколько возможных строительных решений.

В зависимости от вида конструкций здания гостиниц подразделяются на каркасные, блочные, монолитные, а также на здания из местных строительных материалов и др. Так, здание

общеизвестной московской гостиницы «Космос» — монолитное, гостиницы «Интурист» — каркасное.

По системе эксплуатации выделяют гостиницы круглогодичного, сезонного и смешанного функционирования.

По зоне местоположения выделяют гостиницы, размещенные в городе; за городом; придорожные гостиницы; гостиницы, расположенные на воде; деревенские гостиницы.

Гостиницы также делятся по этажности зданий. Например, 70-этажная башня «Пичтри Плаза Отель» (Сан-Франциско, США) является самой высотной гостиницей на Тихоокеанском побережье США.

Гостиницы различаются по вместимости — количеству постоянных спальных мест. В американской и отечественной практике принята такая классификация гостиниц по вместимости: менее 100 мест — малые гостиницы, от J00 до 500 мест — средние гостиницы, более 500 мест — крупные гостиницы. Например, вместимость московской гостиницы «Космос» составляет 3354 места.

По степени комфортности в международной практике выделяются гостиницы по звездам; от низшей — «одна звезда» к высшей — «пять звезд». Степень комфортности определяется с

учетом не только материально-технической базы гостиницы, но и эффективности работы служащих гостиничного комплекса. В настоящее время некоторые московские гостиницы предлагают следующие уровни комфортности: гостиница «Президент-отель» - «четыре звезды», гостиничный комплекс «Измайлово» - «три звезды».

Интерьер и внешний вид гостиницы должны быть эстетически и художественно выразительными. Значительную роль в интерьере гостиничных комнат играют мебель, шторы, ковровые покрытия ит.п. Для увеличения выразительности интерьера комнат служат используемые при строительстве гостиниц отделочные материалы более 200 наименований. Цветовое и

световое решение: одновременно с системами естественного освещения (верхнего, бокового, смешанного) функционирует система искусственного освещения.

Зарубежные классификации гостиниц .

Среди зарубежных классификаций гостиниц наиболее распространенными являются следующие:

- система звезд (Франция, Австрия, Турция, Египет, Китай, Венгрия и др.);

- система букв (применяется в Греции);

- система корон (Великобритания);

- система категорий, или разрядов (Италия, Израиль).

В современной индустрии туризма самой распространенной системой классификации гостиниц является французская национальная система, согласно которой туристские отели делятся на шесть категорий (среди них пять категорий - с присвоением определенного количества звезд: 1*, 2*, 3*, 4*, 5*).

Согласно немецкой классификации (по типу французской), гостиничные предприятия стран Европы делятся на пять классов: туристский класс — 1*; стандартный класс - 2**; комфортный класс — 3***; первый класс - 4****; люкс —5*****.

Французская и немецкая классификации считаются традиционными в международном туризме. Кроме традиционных систем классификации гостиниц в Европе применяются системы букв и корон. Все гостиницы в Греции делятся на четыре категории: А, В, С, D. Соответственно гостиницы «А» - это четырехзвездочный уровень, гостиницы «В» - трехзвездочный,

«С» - двухзвездочный. Греческие гостиницы высшего уровня относятся к категории «de Luxe».

Принятая в Соединенном Королевстве система классификации гостиниц основывается не на звездах, а на коронах.

Стандартная классификация отелей (по звездам) связана с английской следующим образом: п звезд = (п + 1) корона.

Однако наиболее верной считается следующая система классификации гостиниц, предложенная Ассоциацией британских туристских агентств:

- бюджетные гостиницы (1 звезда) находятся в центре города, в них предоставляется минимум удобств;

- гостиницы туристского класса (2 звезды) снабжены рестораном и баром

- гостиницы Среднего класса (3 звезды) обладают достаточно высоким уровнем сервиса;

- гостиницы первого класса (4 звезды): высокое качество как проживания гостей, так и обслуживания персоналом;

- для гостиниц высшей категории (5 звезд) характерны обслуживание и проживание экстра-класса.

В Испании средства размещения классифицируются отдельно:

- гостиницы —категории 1—5 звезд;

- дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты — 1—4 звезды;

- постоялые дворы - 1-3 звезды;

- пансионы - трех категорий.

Кроме того, в Испании функционируют предприятия приема туристов, которые находятся в ведении министерства по туризму. Такие предприятия представляют собой старые крепости, замки, дворцы, оборудованные по типу отелей «люкс».

Таким образом, в каждой отдельно взятой стране принята своя классификация гостиниц, при этом гостиницы одной и той же категории, но расположенные в разных государствах,

имеют значительные различия.

Формирование предметно-пространственной среды гостиничных предприятий

Функциональная организация зданий гостиниц

Функциональная организация здания любого гостиничного комплекса, прежде всего, зависит от типа гостиницы и ее вместимости. Вместимость гостиниц определяется числом постоянных спальных мест. Диф­ференциация гостиниц по вместимости во многих стра­нах мира различна. Например, в Швейцарии и Авст­рии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми; 100-200 мест - средними; более 200 мест­ - крупными. В США гостиницы до 100 номеров счита­ются малыми, до 500 номеров - средними, свыше 500 - крупными.

В России не принята официальная дифферен­циация гостиниц по вместимости, но распространена следующая их градация: до 100 мест – гостиницы малой вместимости, от 101 до 500 мест – средней вместимости, более 500 мест - большой вместимости.

Мировой гостиничный фонд размещен, в основ­ном, в малых и средних гостиницах, но намечается тенденция к увеличению мест в гостиницах: «Хилтон» (Нью-Йорк, США) - 2150 номеров, «KOCMOC» (Москва, Россия) - 3354 места.

Строительство гостиниц большой вместимости вызвано в первую очередь экономическими соображе­ниями. При увеличении вместимости гостиниц появ­ляется экономическая целесообразность применения более мощного и современного технологического инженерного оборудования, сокращается подсобная площадь, а также площадь коридоров, холлов по отно­шению к площади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей, что приводит к сокращению у дельно-строительных затрат.

Вместе с тем, отечественные и зарубежные специа­листы в области строительства и эксплуатации гости­ниц отмечают, что увеличение вместимости гостиниц целесообразно в разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управляемыми. Этим пределом, в основном, считают вместимость около 2000 мест.

Современная гостиница средней и большой вмес­тимости и высокого уровня комфорта является слож­ным комплексным объектом, в состав которого входит значительное число помещений разного функцио­нального назначения: жилые помещения, приема и обслуживания, общественного питания (с развитым составом производственных помещений и сложным технологическим оборудованием), помещения куль­турно-массового назначения, бытового обслуживания, административные, развитой состав служебных, хозяйственных помещений, подсобных, технических и др.

В состав некоторых гостиниц включают также помещения для деловых контактов (конференц-залы или залы многофункционального использования), бизнес-центры, киноконцертные залы, бассейн, сауны, спортзалы, кегельбаны, помещения для организации выставок, предприятия торговли, гаражи и пр.

Для эффективной планировочной организации различные помещения гостиницы группируют по функциональным признакам, позволяющим организо­вать между ними четкие технологические взаимосвязи, отвечающие санитарно-гигиеническим и противопо­жарным требованиям, способствующие удобству экс­плуатации гостиницы, а также повышающие комфорт проживания в ней.

Сложность организации правильной взаимосвязи различных помещений состоит еще и в том, что прожи­вающие в гостинице не должны видеть повседневную работу всех вспомогательных служб.

Функциональные схемы гостиниц строятся с уче­том сложных технологических процессов, протекаю­щих в гостиницах. Принципиальные схемы функцио­нальной организации гостиниц различной вместимости приведены на рис.

Для функциональной организации гостиницы су­щественное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта обычно имеют не менее 3-4 входов.

Гостиницы малой вместимости нередко ограничи­ваются двумя входами в здание (главным и в служеб­но-бытовое помещение), а также погрузочно-разгру­зочной площадкой в хозяйственном дворе.

Автоматизация ресторанного и складского учета

в гостинице

Для автоматизации ресторанного и складского учета в гостинице используются системы FIDELIO F&B и" MICROS, которые могут взаимодействовать между собой.

Система FIDELIO F&B позволяет:

- работать с поставщиками (заказы, поставки);

- вести учет товаров на продовольственных складах;

- вести меню, используемое в ресторанах и барах;

- проводить калькуляцию рецептов блюд;

- производить расчет банкетного меню;

- производить инвентаризацию на складах гостиницы;

- на основе данных о. продажах проводить автоматическое списание товаров со склада в соответствии с заведенными в систему рецептами;

— получать отчеты о работе складом

Система FIDELIO F&B является программой для продуктового склада, но Нет никаких ограничений для использования ее и для непродовольственных складов.

В системе есть несколько основных понятий:

Склад

Склад заводится в системе с определенным именем и номером.. В системе указывается, является ли он основным (куда осуществляется приход от поставщиков) или складом точки продажи (с него автоматически будут списываться товары, проданные через данную точку продажи).

Товар.

Товар описывается в системе как объект прихода от поставщиков. Он может принадлежать той или иной группе товаров, входить или. не входить в калькуляцию рецептов, для него определяются складские и рецептурные единицы.

Блюдо.

Блюдо - объект продаж, имеет название и номер. Для каждого блюда имеется рецепт приготовления. Любое блюдо, имеющее рецепт, может входить в рецепт для другого блюда как составляющая (подрецепт).

Рецепт .

Рецепт - список товаров или подрецептов с указанием количества потребления. Рецепт однозначно привязан к блюду, без блюда рецепт существовать не может. Рецепт имеет себестоимость. В

рецепте могут быть указаны для каждого товара фактор потерь, склад для списания, а также способ приготовления блюда.

Точка продажи.

Точка продажи - бар, ресторан, кафе или столовая, где будут продаваться блюда. Точке продажи может быть определен склад для списания.

Система FIDELIO F&B имеет интерфейсы с системами FIDELIO FO и FIDELIO ENG, а также с системой MICROS.

Наибольший интерес представляет программный интерфейс с системой MICROS, который позволяет переносить данные о продажах блюд в систему FIDELIO F&B.

После проведения ночного аудита в системе MICROS данные о проданных блюдах в ресторанах и барах копируются в систему FIDELIO F&B. Далее, используя функцию автоматического списания, пользователь запускает программу для расчета потребления. Товары, входящие в рецепты к проданным блюдам, автоматически списываются со складов в количестве, указанном в рецепте и в соответствии с количеством продаж.

Данные о продажах, о потреблении товаров с детализацией по точкам продажи и по складам можно получить из отчетов системы FIDELIO F&B.

В системе предусмотрено наличие программного интерфейса с бухгалтерскими программами, в которые переносятся данные о:

- приходах товаров на склад;

- возвратах товаров поставщику;

-передаче товаров в производство;

- возврате товаров из производства;

- списании испорченных товаров;

- списании себестоимости проданных блюд.

Система MICROS как программа является программной частью программно-аппаратного комплекса, производимого американской фирмой MICROS, которая недавно купила компанию

FIDELIO.

Система MICROS предназначена для автоматизации управления процессами реализации товаров и услуг и состоит из аппаратной (кассовые аппараты) и программной частей (программа).

Кассовый комплекс представляют собой портативные компьютеры (кассовые аппараты (IBM-совместимые), ролл- и слип-принтеры). Клавиатура (в зависимости от версии системы) может

подключаться отдельно, или экран служит активной клавиатурой - на экране отображаются функциональные кнопки и служебная информация. Нажимая на кнопки на экране, пользователь

активизирует те или иные функции.

Программная часть комплекса работает под операционной системой UNIX (ее разновидность SCO), которая является одновременно и сетевой оболочкой. Так как в большинстве случаев все

остальные программные приложения, используемые в гостинице (бухгалтерские системы, гостиничные системы, например FIDELIO FO, и т. д.) работают под операционной системой MS

DOS, то для системы MICROS требуется свой сервер.

Через центральный терминал системы заводится следующая информация:

- определяются точки продажи;

— настраиваются меню пользователей;

- заводятся пользователи системы;

- идентифицируются все кассовые терминалы;

- определяются объекты продаж (блюда, услуги и т. д.);

— определяются цены на них;

- определяются периоды продаж (например, завтрак, обед, ужин);

-определяются различные виды налогов с продаж;

- данные по продажам проходят через основной терминал (сервер), где они могут анализироваться;

- система представляет большое количество отчетов на основе данных о продажах.

Разграничение доступа во всех системах достигается путем идентификации пользователя и соответствующим для него списком разрешенных операций. Каждый пользователь прикрепляется к

какой-либо группе, которой определены права в системе.

Вход в систему возможен следующими способами:

- для системных администраторов и настройщиков - традиционный, ввод персонального имени и пароля,'

- для непосредственно пользователей системы (барменов, официантов, кассиров) идентификация осуществляется путем считывания кода с персональной карточки, которую, они перед началом работы в системе проводят через специальную щель в кассовом аппарате.

Система MICROS позволяет принимать следующие виды оплат:

- наличные;

- кредитные карты (система считывает вид карты, номер, фамилию владельца, а при наличии соответствующего интерфейса автоматически через процессинговый центр списывает нужную

сумму со счета клиента);

- отнесшие суммы счета на счет номера клиента в гостинице (если в гостинице установлена система FIDELIO FO и работает интерфейс между этими системами).

Как и в системе FIDELIO FO, в системе MICROS перевод даты (закрытие операционного дня) производится путем проведения специальных процедур. Для начала проведения ночного аудита в системе MICROS необходимо, чтобы закрылись все кассиры (сверили наличие денег у них и по системе, распечатали свои отчеты по смене и т. д.).

Во время проведения ночного аудита печатаются отчеты о прошедшем дне (отчеты о проданных блюдах, видах оплат, выручке и т.д.), кроме этого, если есть интерфейс с системой

FIDELIO F&B, готовятся данные о продажах для проведения автоматического списания ингредиентов проданных блюд в соответствии с заведенными рецептами.

К основным преимуществам систем FIDELIO и MICROS относятся следующие возможности:

- возможность интегрирования многих отдельных участков в один глобальный комплекс;

- наличие версий программ на русском языке;

- широкая функциональность данных систем;

- удобство и быстрота работы для пользователей;

- удобство и быстрота обслуживания, наглядность и различные формы выставленных счетов для клиентов;

- конфиденциальность хранения информации.

Данными преимуществами не обладает ни одна из систем, присутствующих на российском рынке.

Заключение.

Раньше здание гостиницы возводилось в виде массива, отдельно размещаемого или сопряженного с прилегающими общественными и жилыми домами. Продолжительный поиск оптимальных планировочных решений привел к пространственной композиции, специализированной для деятельности, осуществляемой в гостиницах. Здания для ночлега туристов отделяются от корпусов, связанных с обеспечением других услуг. Корпуса делятся на разнообразные конструктивные (архитектурные) блоки.

Строительство зданий гостиниц базируется на следующих основополагающих принципах:

- корпус (или комплекс зданий) должен органично вписываться в окружающую среду, сохраняя при этом черты городского или сельского пейзажа;

- следует учитывать природно-климатические условия, среднюю температуру и влажность воздуха, количество осадков, инсоляцию, скорость и направление ветра и т.д.;

- архитектурное, функциональное и планировочное решения здания не должны быть слишком дорогостоящими. Планировка помещения должна соответствовать его дальнейшему экономичному применению. Проектировщикам следует ориентироваться на целесообразное комбинирование текущих и единовременных расходов;

- при проектировании сооружения особое значение имеют рекламные представления: оформление фасада здания должно подчеркивать престижность и авторитет гостиницы; полезно указать на рекорды обусловленной ориентированности (строительство высотного сооружения, самого экзотичного помещения и т.д.), определить местоположение витрин гостиничных торговых центров и т.п.;

- планировка сооружения должна обеспечивать рациональную систему обслуживания и надлежащий комфорт, соответствовать определенным требованиям и запросам;

- здание должно отвечать эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим, экологическим нормам и назначениям.

Стоит заранее предусмотреть вероятность реконструкции помещений;

- необходимо добиваться экономичности хода строительства здания.

Проектирование гостиниц выполняется на базе документов нормативного и рекомендательного характера. Структура и содержание таких документов различаются по странам.

Список литературы.

1. Зорин И.В., Квартальнов В.А, Энциклопедия туризма :Справочник.-М.:Финансы и статистика, 2000.-368 с.

2. Биржаков М.Б.Введение в туризм. –М-СПб «Невский фонд», 2002 г.320 с

3. Сенин В.С.Организация международного туризма: учебник.- М.:Финансы и статистика, 1999.- 400 с.

4. Козырев В.М.Туристская рента: Учебное пособие. - М.Финансы и статистика 2001 г.

5. Менеджмент туризма:Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.:Финансы и статистика, 2001.- 272 с.

6. Квартальнов В.А, Иностранный туризм.- М.:Финасы и статистика, 1999Квартальнов В.А, Колесник Н.В.Введение в специализацию: Менеджмент иностранного туризма: Учеб. Пособие.-М.: советский спорт, 2000 г.