Реферат: Повышение содержательности и привлекательности труда

Название: Повышение содержательности и привлекательности труда
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Содержание

Повышение содержательности и привлекательности труда………………3

1. Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей…………………………………….. 3

2. Анализ различных видов труда…………………………………………….7

3. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации…………………………………………………………………… 10

4. Требования к системе “человек-среда обитания”……………………… ..12

5. Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда…………………………………………………………………………… 15

Список используемой литературы………………………………………….. .18

Повышение содержательности и привлекательности труда

1. Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей

Понимание личности как социального явления было обосновано еще К. Марксом, который указывал, что сущность особой личности составляет “не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества”.

В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить:

1) динамику ее психических процессов — темперамент;

2) психические возможности личности — способности;

3) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение;

4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности

Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность — это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида — тип его высшей нервной деятельности — закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.

Существует множество критериев классификации личностей. Возможна типизация на основе физической конституции, особенностей нервной системы. Наибольшее практическое значение для делового общения имеет деление по темпераменту, под которым понимается определённое соотношение степени эмоциональной стабильности и направленности либо на самого себя (интроверсия), либо во внешний мир, на окружающих (экстраверсия). По поведению в коллективе на основе этого люди делятся на:

Холериков – такие работники нетерпеливы, неуравновешенны, подвержены частым сменам настроения, неустойчивы в интересах и склонностях, стремятся к новому.

Сангвиников – они уравновешенны, общительны, выдержанны, быстро включаются в работу, инициативны.

Флегматиков – эти люди уравновешенны, малоподвижны, осторожны, рассудительны, инертны, в меру общительны, медленно переключаются с одного вида работы на другой.

Меланхоликов – работники такого типа неуравновешенны, малоподвижны, внешне эмоционально сдержаны, чувствительны, неуверенны в себе, нерешительны.

Другой критерий классификации типов личности – её социально-психические качества: социальные установки, стереотипы мышления, ценности ориентации.

Интересную классификацию предложил российский учёный В.М.Шепель:

- коллективисты – общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания;

- индивидуалисты – тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;

- претензионисты – работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;

- подражатели – сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;

- пассивные – слабовольные работники, не проявляющие инициативы;

- изолированные – работники с несносным характером.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

В процессе деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма: увеличивается объем легочной вентиляции, происходят изменения сердечно-сосудистой системы. Мышечная работа вызывает повышение максимального артериального давления. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается. Могут наблюдаться определенные изменения водно-солевого обмена при работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы.

Мышечная работа разной интенсивности может вызывать сдвиги разных отделов центральной нервной системы, в том числе коры головного мозга. Тяжелая физическая нагрузка нередко обуславливает нарушение условно-рефлекторной деятельности, а также повышение порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Напротив, умеренная работа улучшает условно-рефлекторную деятельность и снижает порог восприятия для указанных анализаторов. Умственный труд обычно вызывает замедление пульса и лишь иногда значительные умственные напряжения учащают его. При умственной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга. Продолжительная умственная работа приводит к падению условных сосудистых рефлексов и образованию парадоксальных реакций. Напряженный умственный труд вызывает отклонение от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца. Установлено, что умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, и она более плодотворно протекает в условиях тишины.

Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием выполнения работы.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности. Признаки утомления: снижение производительности труда, ощущение усталости, также нежелание или даже невозможность дальнейшего продолжения работы.

Переутомление развивается при длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды – это хроническое утомление. Причинами хронического утомления являются: несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха, неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

2. Анализ различных видов труда (популярные и непопулярные,

творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные), влияние на стабильность первичных коллективов

Труд — основное условие существования человека. Различают следующие основные формы труда:

1) требующие мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют повышения энергетических затрат. Напряженный физический труд, стимулирующие развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимость перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50 % рабочего времени;

2) механизированные механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемый в труде информации приводят к монотонности труда;

3)частично автоматизированные. От работника требуется постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок.

4)групповые — конвейерные: разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера. Одно из отрицательных последствий конвейерного труда — преждевременная усталость и нервное истощение работника;

5)интеллектуальный труд. Умственный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Различаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Различаю труд: популярный, непопулярный, творческий исполнительский, содержательный и малосодержательный.

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, - это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоциального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека.

К непопулярным профессиям относятся: программисты, рабочие промышленных предприятий, журналисты, турагенты, ювелиры, попали лошадиные слуги, сборщицы анализов, спарринг-партнеры в боксе. Объясняется это тем, что рост рабочих мест в журналистике в течение ближайших десяти лет составит 5%, и газеты вынуждены будут сокращать расходы и рабочие места из-за распространения интернета; министерство труда прогнозирует падение числа рабочих мест для турагентов на 6% из-за распространения интернет-услуг; человек, являющийся спарринг-партнером в боксе, тоже не может похвастаться особой востребованностью своей профессии. Этих людей еще называют "живыми грушами" - на них отрабатывают свои удары знаменитые боксеры. Обычно они получают около $50 в день или чуть больше. На ринге о них не заботятся, никто не подаст им воды и не наложит швы на рассеченную бровь. "Груши" должны все делать сами .

Одна профессия - на всю жизнь? Сегодня этот принцип морально устарел. Люди постоянно учатся и переучиваются, получая профессии, специализации и квалификации, наиболее востребованные в данный момент. Последние 2 - 3 года самый большой спрос - на секретарей, офис-менеджеров, менеджеров по продажам и страховщиков.

Содержательный труд — состав, характер, объем и разнообразие выполняемых работником трудовых функций. Содержательность труда определяется сложностью выполняемых работником трудовых функций, насыщенностью трудового процесса умственной деятельностью, творческими элементами, степенью самостоятельности работника при выполнении работы. Изменения в содержательности труда напрямую зависят от развития техники, технологии, организации производства и труда, от роста квалификационно-образовательного уровня работников. Научно-технический прогресс, возникновение новых отраслей и видов производства приводит к коренному изменению всей структуры совокупного труда, к новому соотношению между численностью занятых в различных отраслях, между категориями работающих внутри отраслей. Влияние научно-технического прогресса на содержательность труда неоднозначно. С одной стороны, по мере роста механизации и автоматизации производства происходит передача малосодержательных, тяжелых ручных работ машинам и механизмам, возникают новые профессии высокосодержательного и высококвалифицированного труда — специалистов в области электроники, проектировщиков автоматизированных систем управления, операторов по управлению автоматизированными системами итак далее. С другой стороны, на участках производства, где механизация и автоматизация осуществляются некомплексно, человеку отводится роль придатка к машине, его трудовая деятельность сводится к выполнению простейших операций по загрузке и разгрузке агрегатов, к перемещению предметов труда от одной машины к другой.

Исполнительский труд подразумевает, что работник будет действовать в более или менее предсказуемых ситуациях, по четко заданным правилам, инструкциям. Типичные примеры таких профессий: кассир, бухгалтер, работник справочной службы. Когда человек занимается подобной работой, проявления творчества с его стороны оказываются нежелательны, а иногда даже опасны.

3. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения организации

Привлекательность труда – означает условия труда, при которых человек положительно относится к работе и готов в дальнейшем трудиться на данном предприятии. Привлекательность труда складывается из благоприятных условий труда, заработной платы, поощрений и других льгот.

Благоприятные условия труда напрямую влияют на работоспособность человека, его здоровье, отношение к труду, повышают производительность труда.

Какие условия труда можно назвать благоприятными? Такие, при которых выполняются оптимальное соотношение режима труда и режима отдыха; оптимальный уровень механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, используется современная высокопроизводительная техника. Также высоким требованиям отвечает организация рабочих мест (его размеры, устройство, оборудование, освещенность и т. п.); темп работы; транспортное обслуживание рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда.

Также предусмотрено чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.); чередование работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими; чередование работ разной сложности и интенсивности. Используются следующие меры по повышению содержательности и привлекательности труда: оптимизация режимов труда и отдыха; ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены); компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности и другие.

Также на привлекательность труда большое влияние оказывают санитарно-гигиенические факторы условий труда: микроклимат, чистота воздушной среды, освещенность, шум, вибрация, ультразвук, различные излучения, биологические и другие воздействия. Поэтому все эти факторы должны быть в норме.

Далеко не последнее место в привлекательности труда играют эстетические факторы, воздействие которых может вызывать у человека соответствующее отношение к условиям труда с точки зрения художественного восприятия окружающей среды (имеется в виду использование цвета, формы, музыки в трудовой деятельности человека). Эти элементы находят свое применение в решении художественно-конструкторских качеств рабочего места, инструмента, рабочей одежды, вспомогательных средств, а также в архитектурно-художественном оформлении интерьера. Важными элементами в современных условиях являются функциональная музыка и окраска производственных помещений. Их применение положительно воздействует на состояние исполнителя работы и способствует его работоспособности.

Стоит упомянуть также о социально-психологических факторах. Они определяются составом и особенностями предприятия (социально-демографический состав персонала, интересы работников, стиль руководства в подразделениях предприятия и др.). Под действием этих факторов формируется морально-психологический климат на предприятии, выражающийся в уровне стабильности персонала, его сплоченности, характере взаимоотношений между группами работников, настроениях, дисциплине труда, трудовой активности и творческой инициативе.

Привлекательность труда в последнее время все больше определяется таким фактором, как деньги, однако, анализ показателей привлекательности труда подтверждает, что у женщин-работниц ориентация на содержательность труда, на интерес к работе как роду деятельности доминирует над материальными стимулами, интересом к заработку. Больше, чем для 60% работников возможность обучения, повышения квалификации, возможность самореализации - основные факторы, определяющие привлекательность труда.

4. Требования к системе “человек-среда обитания”

Среда обитания человека — это совокупность объек­тов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия его жизнедеятельности. Одна из целей, стоящих перед данной системой, — безопасность, т. е. ненанесение ущерба здоровью человека. Достижение безо­пасности системы «человек — среда обитания» возможно только в том случае, если будут системно учтены особенности каждого элемента, входящего в эту систему.

В понятие «среда обитания» входят все элементы природной, производственной, городской и бытовой среды, т. е. все то, что окружает человека и общество в целом.

Природная среда — это факторы чисто естественного или природно-антропогенного системного происхождения. К этим фак­торам относят: энергетическое состояние среды; химический и динамический характер атмосферы; водный компонент; физи­ческий, химический и механический характер поверхности земли; состав биологической части экологических систем; плотность насе­ления и взаимовлияние самих людей и т. д. Природная среда — это сложное и разнообразное сочетание и взаимодействие лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы в целом.

Литосфера — это внешняя сфера «твердой» земли, образованная осадочными и базальтовыми породами. Основная масса организ­мов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров.

Атмосфера — это газообразная оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли. Главными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон, углекислый газ.

С появлением промышленности и транспорта возникла про­блема сохранения чистоты атмосферы. Поэтому большое значение приобре­тают работы по очистке воздуха и его охране от вредных воздействий. Этими вопросами занимаются во всех странах с развитой промышленностью: издаются специальные законы, принимаются постановления местными органами власти.

Гидросфера — это совокупность всех вод Земли: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных), океанических, атмо­сферных. Гидросфера находится в непосредственной зависимости от состояния литосферы (подземные воды), атмосферы (парообразная влага) и живого вещества биосферы, поскольку является их обязательным компонентом.

Из общего количества воды на Земле пресная вода составляет немногим более 2% общего объема гидросферы, или примерно 28,25 млн км3 .

Россия по ресурсам поверхностных вод занимает ведущее место в мире. В целом на одного российского жителя приходится 31,9 тыс. м3 пресной воды в год.

Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее — недостаток чистой воды.

Биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Все объекты живого мира можно разделить на растительные и животные.

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда — это часть среды обитания человека, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными.

Опасными принято считать факторы, спо­собные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными - факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие професси­ональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором в разделе международного права и правовой охраны природы внутри государства содержатся юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования человека.

В России современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности нашли свое отражение в законодательных актах по всем сферам деятельности человека.

Самое главное свойство системы «человек — среда обитания» - безопасность , т.е. необходимость сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам. Безопасность жизнедеятельности может быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) или допустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека со средой. Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций. В структуре управления безопасностью жизнедеятельности (рис. 1) равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, головным органом управления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС РФ).

Рис. 1. Структура управления безопасностью жизнедеятельности

5. Предложения по повышению содержательности и привлекательности труда

Повышение содержательности и привлекательности труда должно включать следующие меры:

I. Меры по профилактике утомления и переутомления (оптимальный режим труда и отдыха). Необходимость чередования работы и отдыха является одной из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические уп­ражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Занятия физкультурой в организациях во время работы позволяют повысить производительность труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели физиологического состояния организма работающих. Необходимыми факторами для профилактики утомления, явля­ются надлежащие санитарное состояние производственных помеще­ний, микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

II. Меры по снижению физической и нервно-психической напряженности:

1. Повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, использование современной высокопроизводительной техники;

2. Совершенствование организации рабочих мест;

3. Организация приемов и методов труда;

4. Оптимизация темпа работы;

5. Улучшение транспортного обслуживания рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда;

6. Чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.);

7. Чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими;

8. Чередование работ разной сложности и интенсивности;

9. Предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;

10. Ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);

III. Меры по повышению работоспособности:

1. аэрация,

2. водные процедуры,

3. аэроионизация,

4. ультрафиолетовое облучение.

Аэрация - интенсивная вентиляция, при которой под влиянием разности удельных весов наружного и внутреннего воздуха и воздействием ветра на стены и кровлю удачно создается управляемый и регулируемый воздухообмен через открывающие фрамуги и створки окон.

Известно восстановительное воздействие на организм человека других оздоровительных методов - водных процедур (душ, обтирание, умывание, гигиенические ванночки и т.д.).

К оздоровительным средствам повышения работоспособности относится ультрафиолетовое облучение. Известно, что его дополнительное применение благоприятно влияет на организм человека, повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует снижению заболеваемости.

К оздоровительным средствам повышения работоспособности также относится ионизация воздуха на производстве.
Ионизация воздуха - процесс превращения нейтральных атомов и молекул воздушной среды в электрические заряженные частицы (ионы).

Список использованной литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/под ред. проф. Э. А. Арустамова – 9-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005, - 496 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. Санкт – Петербург: Лань, 2000.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Л.А.Муравья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. Экономика и социология труда: учеб/под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Р. Г. Мумладзе – М.: КНОРУС, 2007.

5. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Под ред. проф. П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2003.