Курсовая работа: Стратегический маркетинг 9

Название: Стратегический маркетинг 9
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: курсовая работа

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Пензенский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Маркетинг

Тема

Стратегический маркетинг

Фамилия студента

Имя студента

Отчество студента

№ контракта

Содержание

Введение………………………….………………………………………..........................3

1 Понятие стратегического маркетинга и его стратегии..................................................5

1.1 Понятие стратегического маркетинга …………..…………………………….5

1.2 Стратегии маркетинга ………………………………………………………....6

2 Процесс стратегического планирования на предприятии..........................................11

2.1 Стратегические альтернативы предприятия в условиях перехода к ры­ночным отношениям ……………………………………………………………………11 2.2 Постановка целей и задач при выборе стратегии с учетом действия различных факторов …………………………………………………………………….14

2.3 Учет, анализ и прогноз внешних факторов при выборе стратегии……….16

Заключение…….…………………………….…………………………...........................21

Глоссарий………………………………………………………………………………...23

Список использованных источников……….………....…………………………..........25

Приложение А Процесс стратегического планирования/…………………………….26

Введение

Маркетинг это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя.

Маркетинговая политика фирмы основана на двух взаимодополняющих подходах – стратегическом и операционном. Стратегический маркетинг – это систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей, а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих компании обслужи бать выбранные группы покупателей лучше, чем

конкуренты, и тем самым обеспечивающих изготовителю устойчивое конкурентное пре имущество.

В 60-х годах стратегическая мысль концентрировалась на координации и интеграции функциональной деятельности с расчетом на системную ориента­цию. Затем внимание менеджеров сместилось к маркетинговым проблемам с упором на оптимизацию товарно-рыночных комбинаций, а в 70-х годах разра­батывается теория стратегии на базе моделирования фирменного опыта ("кривой обучения") с целью укрепления конкурентных позиций предприятий. На­учный подход выдвинул такие направления, как получение эффекта от расши­рения масштабов производства и оптимизации товарной номенклатуры.

В 80-х годах наметилось два подхода к выявлению конкурентных преиму­ществ, обеспечивающих конечный успех, - рыночная ориентация и ресурсная ориентация.

Очевидно, что при разработке принципов стратегии для хозяйственных областей наряду с анализом отрасли, конкуренции и рынка необходимы и обос­нованные оценки ресурсов, и ключевых компетенции. Лишь конкретная ситуа­ция может показать, какой ориентации следует отдать предпочтение — рыноч­ной или ресурсной.

Целью данной работы является рассмотрение стратегического маркетинга.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- рассмотреть понятие стратегического маркетинга и его стратегии

- рассмотреть процесс стратегического планирования на предприятии.

При решении этих задач использован целый ряд источников информации, среди которых, следует отметить разнообразные книги экономического содержания, сайты, журналы в которых публикуются интересные и независимые, на мой взгляд, статьи различных экономистов.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.

Основная часть

1 Понятие и методы оценки конкуренции

1.1 Понятие стратегического маркетинга

Стратегический маркетинг - это прежде всего анализ потребностей физических лиц и организаций. С точки зрения маркетинга покупатель не столько нуждается в товаре, сколько желает решения проблемы, которое может обеспечить товар. Решение может быть обретено с по мощью различных технологий, которые сами по себе непрерывно меняются. Роль стратегического маркетинга - прослеживать эволюцию заданного рынка и выявлять различные существующие либо потенциальные рынки или их сегменты на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении.

Выявленные товарные рынки представляют собой экономические возможности, привлекательность которых следует оценить. Привлекательность товарного рынка количественно измеряется понятием потенциала рынка, а динамически характеризуется длительностью своего существования, или жизненным циклом. Для конкретной фирмы привлекательность товарного рынка зависит от ее конкурентоспособности, иными словами, от ее способности удовлетворять потребности покупателей лучше, чем соперники. Конкурентоспособность будет существовать до тех пор, пока фирма удерживает конкурентное преимущество либо благодаря особым качествам, отличающим ее от соперников, либо в силу более высокой производительности, обеспечивающей ей преимущество по издержкам1 .

Роль стратегического маркетинга состоит в том, чтобы нацелить фирму на привлекательные экономические возможности, т.е. возможности, адаптированные к ее ресурсам и ноу-хау, обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности.

Процесс стратегического маркетинга имеет средне и долгосрочный горизонты; за дачей его является уточнение миссии фирмы, определение целей, разработка стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля эти две функции взаимно дополнительны в том смысле, что структура стратегического плана должна быть тесно увязана с операционным маркетингом. Операционный маркетинг делает акцент на таких переменных, как цена, система сбыта, реклама и продвижение товара, в то время как стратегический маркетинг направлен на выбор товарных рынков, на которых фирма обладает конкурентным преимуществом, и на прогноз общего спроса на каждом из целевых рынков. Исходя из этого прогноза, операционный маркетинг, устанавливает цели по завоеванию доли рынка, а также маркетинговый бюджет, необходимый для их достижения. Некоторые фирмы ограничивают стратегическое мышление управленческим аппаратом, окружающим управляющего директора и размещенным в штаб-квартире, вдали от оперативной работы. Но, чтобы быть эффективной, стратегия должна основываться на глубоком знании рынка, а осуществление ее требует соответствующих планов проникновения на рынок, а также политики сбыта, ценообразования и рекламы. Без этого даже самый лучший план имеет немного шансов на успех. Избранная организация маркетинга должна поэтому за счет меж функциональной координации обеспечить участие в процессе стратегического маркетинга всех уровней фирмы.

1.2 Стратегии маркетинга

Принято выделять: стратегию сегментирования рынка, стратегию ин­новации в области продукта, стратегию диверсификации, стратегию интернационализации, стратегию глобализации, стратегию коопера­ции, технологические стратегии1 .

Стратегия сегментирования рынка.

Согласно этой стратегии рынок рассматривается как образование, состоящее из отдельных групп потребителей — сегментов, которые имеют общие предпочтения, отличающиеся от предпочтений потре­бителей в другом сегменте. Поэтому для каждого сегмента требуются специфические маркетинговые действия. Эта стратегия чаще всего применяется к массовому рынку. При использовании этой стратегии прежде всего важно определить количество сегментов, которые будет обслуживать данная организация. Альтернативами являются: все сег­менты рынка, несколько сегментов, один сегмент. Выбор зависит от целей и ресурсов организации, поведения конкурентов, значения каждого сегмента для деятельности фирмы. При минимальном коли­честве сегментов появляется возможность сконцентрировать марке­тинговые усилия на главных направлениях и экономии в расходова­нии ресурсов. Однако в этой ситуации успех организации зависит от положения дел в выбранных сегментах, которое в значительной мере определяется внешней средой, независящей от организации.

Использование этой стратегии становится эффективным, если до­полнительная прибыль от ее использования будет превосходить за­траты, связанные дифференцированием маркетинговых действий применительно к каждому сегменту.

Стратегия инновации в области продукта.

Благодаря научно-техническому прогрессу многие потребитель­ские товары довольно быстро морально устаревают. Многие традици­онные рынки перенасыщены товарами, обостряется конкурентная борьба между производителями, поэтому развивающиеся организа­ции ориентируются на создание новых продуктов. Это связано, как правило, с большими затратами и рисками, однако успешное созда­ние новых продуктов способно обеспечить овладение рынком и при­нести колоссальные прибыли.

При выборе такой стратегии следует иметь в виду эмпирическое правило, согласно которому из 100 новых идей в области создания продуктов только 4—5 имеют успех на рынке.

Стратегия диверсификации.

Согласно этой стратегии организация включает в свою производ­ственную программу продукты, которые не имеют непосредственной связи с прежней ее сферой деятельности.

Различают горизонтальную, вертикальную и латеральную (от лат. lateralis — боковой) диверсификации.

Горизонтальная диверсификация подразумевает обращение к сво­ему кругу потребителей с новым товаром или услугой.

Вертикальная диверсификация подразумевает выпуск новых для организации продуктов, входящих в производственную цепочку ста­рого продукта и находящихся в ней выше или ниже его.

Латеральная диверсификация подразумевает уход в сторону от тра­диционных видов деятельности с целью закрепиться в растущей обла­сти с высокой нормой прибыли, уменьшить риски, получить налого­вые льготы. Однако при этом желаемая норма прибыли достигается далеко не сразу.

Стратегия интернационализации.

Согласно этой стратегии организация осуществляет планомерную и последовательную маркетинговую деятельность на зарубежных рынках. Основная трудность в реализации этой стратегии состоит в выборе таких стран, работа на рынках которых будет наиболее при­быльной как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Следу­ет учитывать, что экономическая и политическая ситуация во многих странах, имеющих перспективные рынки, может с течением времени существенно меняться. В большинстве случаев реализация этой стра­тегии сопряжена с большими затратами.

Стратегия глобализации.

Согласно этой стратегии определяют общие, не зависящие от осо­бенностей Отдельных стран характеристики рынков. Основной ин­струмент этой стратегии — стандартизация.

Целесообразность применения стратегии глобализации в настоя­щее время опирается на тот факт, что уровень запросов потребителей по многим позициям в разных странах стремительно выравнивается. Однако данная стратегия пригодна не для каждой страны, каждого рынка и продукта, практическая ее реализация опирается на прин­цип: стандартизация, где возможно, дифференцирование, где необ­ходимо.

Стратегия кооперации.

Согласно этой стратегии одни организации ищут взаимодействия с другими организациями с целью взаимного упрочения своего поло­жения на тех или иных рынках, в частности, путем согласованного проведения маркетинговых мероприятий. Особое значение эта стра­тегия имеет при выходе на зарубежные рынки.

Технологические стратегии.

В области технологии возможны следующие основные стратегиче­ские подходы.

Стратегия лидерства, которая позволяет достичь конкурентных преимуществ на рынке в результате монопольного владения прогрес­сивными технологиями, но она сопряжена с большими затратами на на­учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Стратегия следования за лидером. Ее суть состоит в том, что орга­низация не прибегает к инновациям до тех пор, пока это не сделают другие. Такой подход позволяет учесть в работе на рынке просчеты лидера и избежать возможных фатальных ошибок.

Стратегия имитации. В соответствии с ней организация копирует существующие хорошо отработанные технологии. Такой подход обес­печивает значительное сокращение затрат на исследования и марке­тинговые мероприятия, поэтому и себестоимость продукта может быть невысокой.

Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга реали­зуются в процессе управления маркетингом.

Концепции управления маркетингом.

В отечественной литературе по маркетингу-английский термин «mar­keting management» переводится как «управление маркетингом» или «управление маркетинговой деятельностью»1 .

Управление маркетингом базируется на ряде концептуальных под­ходов.

Концепция совершенствования производства исходит из того, что зна­чительная часть потребителей предпочтут товары, которые широко рас­пространены и доступны по цене. Следовательно, организация должна сосредоточить усилия на совершенствовании производства, повышении его экономической эффективности и снижении цены на продукцию.

Концепция совершенствования товара основывается на мнении, что часть потребителей заинтересована в товарах, отвечающих наивыс­шему качеству и обладающих лучшими эксплуатационными характеристиками. В этом случае организация должна сосредоточиться на постоянном совершенствовании товара. При этом реализация товара позволяет минимизировать усилия по стимулированию сбыта.

Концепция интенсификации коммерческих усилий исходит из того, что товары организации будут покупать в достаточных количествах только в результате значительных усилий в сфере сбыта и стимулиро­вания.

Концепция координации маркетинга отражает мнение, что главным условием достижения целей организации являются скоординированные действия, направленные на удовлетворение нужд своих потреби­телей более эффективными способами, чем у конкурентов.

2 Процесс стратегического планирования на предприятии

2.1 Стратегические альтернативы предприятия в условиях перехода к ры­ночным отношениям

Особенностью современных условий планирования для предприятия явля­ется поиск путей, направленных на создание конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях. Американский иссле­дователь М. Портер, отмечает, что к успеху в условиях жесткой конку­рентной борьбы могут привести следование одной из рыночных стратегий функционирования1 :

а) стратегия лидерства в снижении издержек;

б) стратегия дифференциации;

в) стратегия фокусирования.

Стратегия лидерства в снижении издержек ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных издерж­ках, Реализация такой стратегии на практике осложняется рядом обстоятельств, в частности, инфляцией, обесценивающей получаемую прибыль, отсутствием однозначной связи в современных условиях между ростом масштабов деятель­ности и снижением затрат, невозможностью зачастую быстро переориентиро­вать массовое производство следствие его инерционности, привлекательностью стратегии для конкурентов.

Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации предприятия своих усилий в нескольких приоритетных направлениях, где оно пытается дос­тичь превосходства над другими. Поскольку эти направления могут быть са­мыми разнообразными, то вариантов такой стратегии на практике существует бесконечное множество. В то же время дифференциация обычно связана со значительными затратами, поэтому даже при ориентации на нее предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преиму­ществ путем реализации одной из двух описанных, выше стратегий. Однако эти преимущества можно потерять вследствие высоких затрат, недостаточной диф­ференциации деятельности или продукта, а также возможности сравнительно легкого проникновения в этот сегмент конкурентов.

Предприятие не сумевшее направить свою стратегию по одному из этих направлений, оказывается чрезвычайно уязвимым в стратегическом отношении оно испытывает нехватку инвестиций и вынуждено сокращать масштабы своей деятельности.

Не менее важным в условиях выживания является необходимость следова­ния предприятия маркетинговым стратегиям. Можно выделить четыре основ­ных вида маркетинговых стратегий1 :

1. недифференцированный маркетинг,

2. концентрированный маркетинг,

3. сегментация (позиционирование) товара,

4. дифференциация товара.

Недифференцированный маркетинг включает такие характеристики как единообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров. Сле­дуя этой стратегии предприятие выпускает один или всего лишь несколько стандартных видов товаров, реализуемых на всех рынках однотипно. Преиму­ществами такой стратегии являются большая степень экономичности, так как издержки по производству товара и организации сбыта сведены к минимуму за счет больших масштабов производства. Недостатками является отсутствие возможности выйти на другие аналогичные сегменты рынка, то есть не исполь­зуются благоприятные условия рыночной конъюнктуры, при этом повышен уровень риска.

Концентрированный маркетинг включает такие характеристики, как еди­нообразная, стандартизированная, однородная номенклатура товаров. В этом случае предприятие концентрирует свою деятельность на одном сегменте рын­ка.

Преимущества: вследствие значительных масштабов производства затраты на производство товаров и рекламу сокращены (но в меньшей степени, чем при недифференцированном маркетинге).

Недостатки: как и в случае недифферен­цированного маркетинга, отсутствует распределение риска.

Сегментация (позиционирование) товара включает такие характеристики, как различная номенклатура товаров, имеющая дивергентный характер. Ком­пания производит разные виды товаров, каждый из которых направлен на удов­летворение соответствующего сегмента рынка со своими условиями конъюнктуры.

Преимущества: широкая зона охвата рынка, высокая степень распределе­ния риска.

Недостатки: значительные издержки на производство товарной единицы, большие расходы на рекламу.

Дифференциация товара - единообразная, стандартизированная, однород­ная номенклатура товаров с "псевдодифференциацией". Эта стратегия предпо­лагает ряд характерных моментов1 :

- компания производит в основном один и тот же товар, но с не­большими изменениями (например, с разной маркировкой, цветом и т.п.), в том числе в организации сбыта (в соответствии с сегментами рынка);

- компания производит один и тот же товар, но с изменениями в об­ласти организации его сбыта.

Преимущества: издержки на производство товарной единицы невысоки (в отличие от расходов на организацию сбыта), большая доля охвата рынка.

Недостатки: поскольку объявленные преимущества продукции могут не соответствовать действительности, покупатели могут менять одну марку товара на другую, стремясь получить выгоду от обмена. Поэтому успех этой стратегии зависит от того, насколько потребитель верит, что объявляемые преимущества реальны.

Для реализации маркетинговых стратегий большое значение имеет разра­ботка ее основных коммуникационных задач, которые сами могут быть сфор­мулированы как стратегические концепции предприятия.

Стратегии коммуникации и стимулирования.

Разрабатываются специалистом по планированию, работающим вместе с представителем предприятия, который будет отвечать за реализацию данного проекта.

Эти специалисты изучают все аспекты товара, рынка, каналов сбыта, плановое задание по прибыли и фонд ассигнований на рекламу товара; затем составляют план рекламной кампании. Стратегия - это результат долгих размышлений всех, кто имеет отношение к товару.

2.2 Постановка целей и задач при выборе стратегии с учетом действия различных факторов

При принятии решения о выборе маркетинговой стратегии на предприятии используется ряд методов, которые помогут с помощью диаграмм упорядочить и оценить цели, рассмотреть задачи, которые необходимо решить, и разместить их в порядке выполнения:

- диаграмма “оценка целей”;

- матрица определения проблемы;

- лист проверки воздействия;

- оценка степени зависимости от покупателей;

- оценка степени зависимости от поставщиков;

- анализ поля сил;

- и др.

Определение соответствующих целей для организации является ключом для разработки успешной стратегии. Цели не должны концентрироваться на решении проблем, не должны быть чрезмерно ограниченными. Все цели должны быть разумными SMART. Для их описания используется аббревиатура из первых букв английских слов: (Specific - конкретными, Measurable -измеримыми, Achievble - достижимыми, Relevant- соотнесенными с возможностями, Timed - ограниченными по времени). Точно так же цели должны казаться реальными тем, кто, как предполагается, будет работать для их достижения.

Метод “Анализ поля сил” отражает идею существования в организации сил, действующих “за” и “против” изменения. Данный метод поможет определить силы, которые содействуют проведению изменения, нужного для достижения поставленных целей, или мешают этому. Необходимо попытаться определить все силы, поддерживающие или поощряющие изменение, и оценить их относительную величину.

Cилы (или активы), работающие на изменения, могут включать в себя новые законы; изменения в экономической политике; новые возможности рынка; изменения в ожиданиях потребителей. Они сами по себе являются изменениями и, следовательно, предоставляют благоприятные возможности для тех, кто действует в их рамках. Затем необходимо выявить сдерживающие силы - силы, которые сопротивляются изменениям и могут препятствовать продвижению по направлению к целям. Это может быть, к примеру, эгоистический интерес; внутренняя политика на предприятии; недостаток понимания; страх перед технологией; нетерпимость к изменениям.

Одним из методов, к которому прибегают при выборе маркетинговой стратегии является диаграмма “оценка целей”.

Необходимо ясно представлять как сформулировать цели для создания моста между настоящей и будущей реальностями. Цели являются способом перехода к лучшей ситуации, а стратегии это основные направления движения. Один из методов определения проблемы - матрица определения проблемы.

Другой метод - лист проверки воздействия. Эта форма проверки включает в себя анализ запланированных шагов и возможных неприятностей, которых можно ожидать на каждом этапе. Это форма “запланированного предвидения”, показывающая, как запланированные проблемы могли бы быть решены. Существует ряд очевидных выгод от прогнозированных сбоев. Такой метод обеспечивает очень подробный контроль за развитием плана и набор практически готовых решений проблем, которые могут возникнуть.

2.3 Учет, анализ и прогноз внешних факторов при выборе стратегии

При выборе стратегии необходимо рассмотреть как воздействие этой стратегии на окружающую среду, так и действие на предприятие со стороны внешней окружающей среды.

При подготовке плана необходимо предусмотреть те события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели. Имеет смысл заранее знать, где это может произойти, и продумать способы предотвращения возможного ущерба. Для целей стратегического анализа применяется методика учета внешних факторов, названная “Анализ STEP - факторов”. Аббревиатура СТЭП (STEP) составлена из первых букв слов: Социальные (Social), Технологические (Technological), Экономические (Economic), Политические (Political). Это мнемоника - всего лишь простой способ запомнить факторы, воздействующие на организацию.

К социальным факторам относится, например, человеческий фактор, который характеризуется определенным числом индикаторов жизненного уровня , в том числе, среднедушевыми доходами, прожиточным минимумом, средней заработной платой. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На особенности социального уклада влияют, казалось бы на первый взгляд не имеющие существенного воздействия на экономику предприятия факторы1 :

- стойкая приверженность основным традиционным культурным ценностям;

- субкультура в рамках единой культуры;

- временные изменения вторичных жизненных ценностей;

- мнение супружеских пар о размере семьи;

- отношение людей к употреблению алкогольных напитков.

Первый из перечисленных факторов влияет на большинство организаций. Планирование с учетом изменения этого фактора имеет решающее значение.

Технологические факторы.

Одной из влиятельных сил, определяющих судьбу предприятия, являются техническая и прикладная наука. Отношение к научно-техническому комплексу зависит от того, восхищается ли человек его чудесами или скорее поражается его промахами. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Изменения в технологии оказывают влияние практически на все организации и предприятия, и требуют учета. Ниже перечисленые товары, не существовали еще 20 лет назад:

- персональные компьютеры;

- компакт-диски;

- цифровые аудио магнитофоны;

- видеокамеры;

- факсимильные аппараты;

- промышленные роботы;

- и др.

Эти достижения обязаны своим успехом прогрессу в микроэлектронике. Влияние технологий микроэлектроники значительно усилилось и на сферу розничной торговли. Многие ведущие специалисты в этой отрасли, отметили, что розничные торговцы, не шагающие в ногу с новинками технологии, будут вытеснены на обочину деловой жизни.

Руководитель предприятия должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса и учитывать следующие моменты при планировании деятельности предприятия:

- ускорение научно-технического прогресса;

- появление безграничных возможностей;

- рост ассигнований на НИОКР;

- повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующие товары;

- ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Экономические факторы.

Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов, а также: обменный курс национальной валюты, уровень оплаты по закладным, уровень инфляции, экономический цикл. Какой фактор важнее для определенного предприятия - обменный курс или процентная ставка - определяется профилем ее рынка. Безусловно, существенное влияние оказывает так называемый экономический цикл - период подъема или спада в экономике. Немногие компании могут противостоять общим тенденциям развития бизнеса. Повышение процентных ставок может сократить объем кредитов, а снижение уровня оплаты по закладным будет влиять не только на торговлю недвижимостью, но и на тех продавцов, предпринимателей, чей доход зависит от смены людьми своего жилья.

Политические факторы.

На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.

Макросреда фирмы включает также такие факторы как демографическая среда, правовая среда, природная среда.

Демографическая cреда.

Демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Для занимающихся маркетингом демографическая cреда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Наиболее существенные демографические тенденции:

- снижение рождаемости;

-старение населения;

- перемены в семье;

- миграция населения.

Природная cреда.

В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность в развитых государствах окружающую природную среду. Возникли группы и движения бдительности, а озабоченные законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей cреды. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку:

- дефицит некоторых видов сырья;

- вздорожание энергии;

- рост загрязнения cреды;

- решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Правовая среда.

На все мероприятия (в особенности в области маркетинга) в возрастающей мере влияет правовое окружение:

- законодательство по регулированию предпринимательской деятельности;

- повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов;

- рост числа групп по защите интересов общественности.

Учитывая важность учета СТЭП-факторов для планирования деятельности предприятия, необходим не только их анализ, но и целенаправленный их прогноз. Прогнозирование внешнего окружения или аудит внешнего окружения, приобрели важное значение в начале 80-х годов, особенно после того, как организации расширили рамки исследований в области прогнозирования, включая причинные факторы. Например, прогнозирование развития технологии приобрело особую важность с тех пор, как микроэлектроника проникла в большинство сфер производства.

В основе большинства прогнозов лежат четыре основных метода прогнозирования1 :

- изучение мнений,

- подсчет,

- экстраполяция статистических тенденций,

- поиск зависимости между двумя или более статистическими переменными.

Заключение

Выдвижение наиболее важных задач в области производственной, ценовой, сбытовой политики предприятия, определение генеральных направлений, повышения его деловой активности с использованием благоприятных внешних факторов и внутренних возможностей воздействия на покупателей (потребителей) и конкурентов составляют суть антикризисной стратегии маркетинга. Она осуществляется через стратегическое планирование, позволяющее привести в соответствие цели и возможности предприятия по их достижению. Процесс стратегического планирования состоит из выработки программы предприятия, формулирования его задач и целей, анализа хозяйственного портфеля и перспективного планирования роста организации.

Выявленные на основе анализа цели стратегического развития в первую очередь отражают направления деятельности по преодолению слабых и укреплению сильных конкурентных позиций предприятия. Поскольку составляющие стратегического потенциала непосредственно связаны со всеми видами ресурсов предприятия, расширение того или иного ресурса во взаимосвязи с другими позволит реализовать стратегические цели.

В современных условиях каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ему нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Таким образом, суть стратегического маркетинга заключается в опирающемся на современный инструментарий поиске решений, направленных на удовлетворение потребностей потребителей и на получение у них преимуществ по сравнению с конкурентами с помощью специальных рыночных мероприятий. Грамотное, обоснованное маркетинговое решение поможет предприятию выжить в неблагоприятной внешней среде.

Выбор стратегии зависит от ситуации, в которой находится предприятие, поэтому маркетинговые программы как краткосрочные, так и долгосрочные требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях максимально отвечала бы государственной экономической политике и в то же время обеспечивала коммерческим структурам необходимую эффективность, рентабельность и материальную заинтересованность в результатах труда. Использование методов маркетинга позволяет тесно стыковать интересы и цели предпринимательства, отдельных хозяйствующих структур с общественными целями и интересами, обеспечивать единство микро- и макроэкономического подходов к развитию экономики, что в конечном итоге способствует снижению риска банкротства.

Наиболее важной для вывода предприятия из кризиса является маркетинговая стратегия маркетинг микс. Эта стратегия как целостный процесс представляет собой теорию и практический инструмент управления рыночной экономикой на микроуровне. Она затрагивает такие аспекты как цена, методы продвижения, способы распределения, отличительные свойства продукта и степень сервисного обслуживания. Здесь стратегическое планирование непосредственно переходит в планирование тактических мероприятий маркетинга. В соответствии с современной концепцией маркетинга стратегия “4Ps+S” должна быть определена для каждого сегмента рынка. Грамотный выбор стратегий по всем компонентам стратегии маркетинг микс создает для предприятия дополнительные преимущества на рынке.

Для реализации любой из выбранных стратегий предприятием предпринимаются коммуникационные стратегии.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Классификация

Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека

2

Конкурентоспособность

Это относительная характеристика предприятия, которая характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции

3

Конкурентоспособность товара

Это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке

4

Маркетинговая стратегия

Элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям

5

Ценовая конкуренция

Метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня

6

Прибыль

Вид дохода от капитала, составляет разницу между продажной ценой товара и стоимостью или издержками производства

7

Продукция

Конечный продукт производственного процесса предприятия

1

2

3

8

Стратегия

Элемент деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям

9

Товар

Продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи

10

Ценовая конкуренция

Конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта

Список использованных источников

1

Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. - М.: Экономика, 2008. – 388с.

2

Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга. - СПб.: СПбЛФИ, 2007. -721с.

3

Бункин М. А. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 239с.

4

Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. – 2007. - № 7. – С.37.

5

Герасименко Н.М. Маркетинг. – М.: Норма, 2009. – 398с.

6

Данилов Э. А. Маркетинг. - СПб.: Дело, 2007. - 724с.

7

Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности товара. - М.: Банки и биржи, 2008. – С.45.

8

Корлюгов Ю.Ю. Маркетинг. - М.: Банки и биржи, 2007. - 460с.

9

Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Велес, 2008. -700с.

10

Красильников С.А. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 286с.

11

Романов А.Н. Маркетинг. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2009. - 560 с.

12

Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: ИКД «Маркетинг», 2007. – 378с.

13

Федько В.П. Маркетинг. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 256с.

14

Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 378с.

Приложени е А

А


1 Герасименко Н.М. Маркетинг. – М.: Норма, 2009. – С.97.

1 Бункин М. А. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2008. – С.81.

1 Федько В.П. Маркетинг. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С.67.

1 Романов А.Н. Маркетинг. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2009. – С.77.

1 Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха. - М.: ИНФРА-М, 2008. – С.197.

1 Корлюгов Ю.Ю. Маркетинг. - М.: Банки и биржи, 2007. – C.279.

1 Красильников С.А. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2007. – С.71.

1 Данилов Э. А. Маркетинг. - СПб.: Дело, 2007. – С.297.