Реферат: Методы измененного состояния сознания

Название: Методы измененного состояния сознания
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Методы измененного состояния сознания

Практическое исследование состояло в изучении и описании людей и их высказываний о своих переживаниях таких состояний.

Методы исследования: наблюдение и беседа.

Описания-характеристики людей

1.Иван С., 38 лет, среднеспециальное, не женат, в настоящее время не работает, относится к этому спокойно, интерес к оккультным наукам появился в юношеском возрасте.

В течение двух лет занимается изучением Бхагавад-гиты. Считает, что это есть «истинное знание». За это время он понял, что «все академические знания, моя эрудиция, статусное положение в обществе бесполезны при решении жизненных проблем, помощь в этом может оказать лишь духовный учитель, подобный Кришне. Проблемы материального существования, болезни, старость, смерть не могут быть разрешены путем накопления богатства. Оно не может устранить тревоги, связанные с семьей, обществом, всем человечеством. Материальное благополучие, власть в любой момент могут быть уничтожены, разрушены, и ты опять на дне жизни. Поэтому необходимо искать прибежище у Кришны, следуя примеру Арджуны. За это время я обрел спокойствие и умиротворение».

2. Светлана З., 45 лет, образование высшее, замужем, двое детей, работает в школе. Занялась изучением Бхагавад-гиты по совету подруги 3 года назад после переживания депрессивного состояния. Долго не понимала сути происходящего вокруг, потому что «была поглощена собственной скорбью, сосредоточена на своем теле». На одном из занятий «вдруг на меня снизошло, простерлось вокруг такое чувство покоя и мира, такое всеведение, выше любой человеческой мудрости, и я поняла, что Бог - мой брат, и что его душа - родная мне, и что центр Вселенной – Любовь. Люди помешаны на чувственных наслаждениях и не знают, что их тело, прибежище страданий, есть результат их собственной кармической деятельности в прошлом. Хотя тело и преходяще, оно причиняет его обладателю множество беспокойств. Человек живет напрасно, если он не пытается выяснить свою истинную сущность».

3. Лариса К., 42 года, образование высшее, разведена, сыну 21 год. Художница, рисованием и танцами занималась с детства. Полгода назад расставшись с мужем, она «обрела Кришну». Считает это «великим счастьем, которое послано мне за все мои страдания. Из множества страдающих людей лишь немногие действительно задаются вопросом о своем положении, о том, кто они и что, почему их существование полно трудностей. Только те, кто спрашивает себя, почему они страдают, или откуда они пришли, и куда они направляются после смерти, способны понять «Бхагавад-гиту» и обрести счастье и вечное блаженство». Произошла смена основной тематики в картинах. Раньше это «было лишенное всякого смысла рисование обыденного, низменного. Сейчас высшая сила управляет моей рукой, создавая исполненные Знания картины». Картины передают основные моменты битвы Арджуны.

4.Александр Ф., 37 лет, образование среднетехническое, работает в охранном предприятии, разведен. 4 года находится в сознании Кришны. Считает, что достиг уравновешенности ума, «я свободен от привязанности и ненависти, от всех тревог. Мой ум, разум, вера и надежда всегда сосредоточены на Кришне, и поэтому я могу спокойно продвигаться к освобождению». Лицо Александра практически лишено мимики, отсутствует какая-либо суетливость в движениях и речевая активность.

Приводим его рассказ о способе концентрации внимания: «При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это – полное поглощение, растворение - "дхиана". Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают. Прекращается доступ всякой информации через органы чувств, нет обычного восприятия своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность».

5. Александра В., 39 лет, среднее образование, замужем, две дочери. Знакомство с «Бхагавад-гитой» состоялось полгода назад. Считает, что стала намного спокойней, уравновешенней. Во время медитаций так описывает собственное состояние: «растворение в море блаженства, ощущение невесомости, быстротечности времени». После нескольких занятий осознала, бессмысленность собственного существования до сих пор, счастлива, что имеет возможность все изменить.

6. Елена С., 45 лет, высшее образование, бухгалтер, незамужем. После посещения сеансов "свободного дыхания" отмечает снижение собственной тревожности, считает, что выросли качества, связанные с самоценностью и уверенностью в себе, говорит о «втором рождении и обретении нового смысла».

По возвращении в обычное состояние сознания часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отношение к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью.

7. Виктор С., 25 лет, образование среднетехническое, не женат. Использование наркотических веществ с 18 лет, 3 года ремиссии.

Наркотики использовал для стимуляции собственной творческой активности. Слуховые галлюцинации, возникающие в измененном состоянии сознания, превращал в музыку для собственных текстов песен. «Музыка из этого состояния имеет особый, ни с чем не сравнимый смысл и звучание. Ощущение полета и невесомости поднимают над суетой и ненужностью».

8. Надежда С., 43 года, высшее образование, замужем, имеет дочь 20 лет. Тревожно-мнительный тип личности. Потеряв работу, совсем было отчаялась, потеряв всякий смысл жизни. Занятия йогой в течение года изменили ее.

«Я смогла стать другой благодаря познанию «Бхагавад-гиты». Это источник моей жизненной силы. В один из дней моего познания на меня сошел мощный поток жизненной энергии, он вошел прямо в меня, наполняя меня изнутри благодатью, силой и сверхзнанием. Теперь я знаю, что каждое живое существо есть индивидуальная душа, постоянно меняющая свое тело, проявляясь, то в ребенке, то в юноше, то в старике. При этом духовная сущность всегда одна и та же и не претерпевает изменений. Индивидуальная душа, в конце концов, покидает тело в момент смерти и переселяется в другое тело. Поэтому нет места скорби. С новым телом мы получаем и новую возможность страдать и наслаждаться, в зависимости от нашей деятельности в прежней жизни».

9. Борис Ф., 41 год, среднетехническое образование, женат, двое детей, работает по специальности на заводе. Интерес к философским и оккультным наукам проявился в юношеском возрасте. Всегда считал себя больше обращенным вовнутрь, на собственные переживания. Поэтому обращение к «Бхагавад-гите» вполне закономерно и естественно. Занятия медитацией помогли обрести спокойствие и уверенность в собственных силах и возможностях, улучшили способности к взаимодействию с окружающими. «Обретение себя способствует пониманию других». Во время занятий расширились воспоминания из детства, что дало пищу для размышления.

Таким образом, можно выделить четыре основных типа переживания измененного состояния сознания, сходные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальности:

1. Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинестетической, слуховой, зрительной.

2. Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера.

3. Перинатальные - переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Гроффу, в "системы конденсированного опыта" - динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами.

4. Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения.

Таким образом, открываются обширные перспективы использования ИСС. С этой точки зрения, очень плодотворным оказывается обращение к восточным философско-психологическим учениям.