Реферат: Проблемы социальных внебюджетных фондов и пути их решения
Название: Проблемы социальных внебюджетных фондов и пути их решения Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ Введение....................................................................................................... 3 1. Характеристика социальных внебюджетных фондов РФ...................... 5 1.1. Пенсионный фонд Российской Федерации.................................. 5 1.2. Фонд социального страхования Российской Федерации............ 8 1.3. Фонд обязательного медицинского страхования...................... 12 2. Анализ доходов и расходов Государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2006 – 2008 годы........................................ 16 2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации................................ 16 2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации.......... 24 2.3. Фонд обязательного медицинского страхования...................... 36 3. Проблемы социальных внебюджетных фондов и пути их решения... 42 3.1. Отмена ЕСН как основного источника формирования доходов Государственных внебюджетных фондов.................................. 42 3.2. Новый порядок уплаты взносов во внебюджетные фонды....... 43 Заключение................................................................................................ 47 Список используемой литературы........................................................... 49 В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации [1]. Согласно БК РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации (ст. 13), бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (ст. 14). Таким образом, внебюджетные фонды являются частью Государственных финансов и предназначены для финансирования соответствующих социальных расходов РФ. Темя является актуальной, поскольку социальная защита населения – одно из приоритетных направлений государства. Целью работы является рассмотрение особенностей социальных внебюджетных фондов. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: 1) дать характеристику социальных внебюджетных фондов Российской Федерации, 2) провести анализ доходов и расходов Государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2006 – 2008 г.г., 3) выявить основные проблемы организации работы Государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и предложить варианты их решения. Предметом исследования являются нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность социальных внебюджетных фондов Российской Федерации. Объектом исследования являются: - Пенсионный фонд Российской Федерации, - Фонд социального страхования Российской Федерации, - Фонд обязательного медицинского страхования. Результаты курсовой работы могут быть широко использованы в практической деятельности специалистами Государственных внебюджетных фондов, а также лицами, заинтересованными в деятельности названных фондов. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающий 17 источников. Общий объем курсовой работы составляет 50 машинописных страниц, включая 7 таблиц. 1. Характеристика социальных внебюджетных фондов РФ 1.1. Пенсионный фонд Российской Федерации В соответствии с Положением «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», утверждённом Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации [2]. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. ПФР обеспечивает: - целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов; - организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; - капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; - организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России); - межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; - изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию; - проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; - разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР (доходы) формируются за счёт следующих источников: - страховых взносов работодателей; - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; - страховых взносов иных категорий работающих граждан; - ассигнований из бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; - средств, возмещаемых ПФР в связи с назначением досрочных пенсий безработным; - средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; - добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Средства ПФР направляются на: - выплату пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; - выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; - оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; - финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; - другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. Правление ПФР: - несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР; - определяет перспективные и текущие задачи ПФР; - утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты; - назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений; - утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР; - издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР; - решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР. 1.2. Фонд социального страхования Российской Федерации В соответствии с Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. №101, Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации [3]. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Основными задачами Фонда являются : [3] 1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; 3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; 4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; 5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; 6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Средства Фонда (доходы) образуются за счёт: - страховых взносов работодателей; - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; - страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; - доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; - добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; - ассигнований из федерального бюджета; - прочих поступлений. Средства Фонда направляются (расходуются) на: - выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; - оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; - частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); - частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; - частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); - оплату проезда к месту лечения и обратно; - создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях; - обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; - финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; - проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; - осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; - участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: · региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; · центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; · филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. 1.3. Фонд обязательного медицинского страхования Согласно Устава Фонда обязательного медицинского страхования, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №857, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением [4]. Основными задачами Федерального фонда являются: 1) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; 2) аккумулирование финансовых средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счёт: - части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации; - взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; - ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; - добровольных взносов юридических и физических лиц; - доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда; - нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда; - поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансовые средства в Федеральный фонд перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда могут быть использованы на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением [5]. Территориальный фонд является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный фонд подотчетен соответствующим органам представительной и исполнительной власти. Финансовые средства Территориального фонда образуются за счёт: - части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Верховным Советом Российской Федерации, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения; - доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда; - финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований; - добровольных взносов физических и юридических лиц; - иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансовые средства в Территориальный фонд перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, а также органами исполнительной власти в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Выравнивание финансовых ресурсов, направляемых на проведение обязательного медицинскою страхования, производится путем передачи средств Территориального фонда филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива. Норматив финансовых средств, выделяемых Территориальным фондом на выполнение им управленческих функций, устанавливается исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда. Временно свободные финансовые средства Территориального фонда в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда могут быть использованы на следующие цели: 1) на пополнение фондов Территориального фонда; 2) на выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования; 3) на экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений; 4) на организацию мероприятий по снижению рисков заболеваний среди граждан. 2. Анализ доходов и расходов Государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2006 – 2008 годы 2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации Рассмотрим состав и структуру доходов и расходов бюджета пенсионного фонда РФ. В таблицах 1 и 2 отражены основные показатели бюджета пенсионного фонда РФ за 2006-2008 гг. Таблица 1 Структура доходов бюджета пенсионного фонда РФ за 2006-2007 гг. [6;7]
Таблица 2 Структура расходов бюджета пенсионного фонда РФ за 2006-2008 гг. [6;7;8]
В целом бюджет Фонда за 2006 год исполнен по доходам в сумме 1637,6 млрд.руб., из них в части его распределительной составляющей - в сумме 1537,0 млрд.руб., по расходам в сумме 1537,3 млрд.руб., из них в части распределительной составляющей - в сумме 1529,6 млрд.рублей. Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда за 2006 год составили 100,6 млрд.рублей, расходы - 7,7 млрд.рублей. По расходам бюджет Фонда за 2006 год исполнен в сумме 1537,3 млрд.руб., из них на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан, а также дополнительного пенсионного обеспечения и дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан с учетом затрат на доставку направлено 1307,2 млрд. руб., что составляет 85,0% от общих расходов бюджета Фонда по распределительной составляющей, на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) - 182,1 млрд.руб., или 11,8 процента. Затраты Фонда на обязательное пенсионное обеспечение составили за 2006 год 1287,9 млрд.руб., или 102,6% к годовым назначениям по Закону о бюджете, из них затраты по финансированию выплаты трудовых пенсий - 1202,8 млрд.руб., или 103,1процента. Расходы на базовую часть трудовой пенсии, включая расходы на ее доставку, составили 502,9 млрд.руб., или 41,8% от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий. Расходы на страховую часть трудовой пенсии, пособия и компенсации, включая расходы на доставку, составили 699,9 млрд.руб., или 58,2% от суммарных затрат на выплату трудовых пенсий. Бюджет Фонда за 2007 год исполнен по доходам в сумме 1946,8 млрд. рублей, из них в части распределительной составляющей - в сумме 1806,1 млрд. рублей. Доходы от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сильно выросли и составили 1009,9 млрд. рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 874,6 млрд. рублей, что на 185,1 млрд. рублей, или на 26,8% выше уровня 2006 года, на накопительную часть трудовой пенсии - 130,3 млрд. рублей, что на 39,8% выше уровня 2006 года, страховых взносов в виде фиксированного платежа в следующих суммах: на страховую часть трудовой пенсии - 4,0 млрд. рублей, на накопительную часть трудовой пенсии - 1,05 млрд. рублей. Доходы Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по состоянию на 1 января 2008 года составили 140,7 млрд. рублей. По расходам бюджет Фонда за 2007 год исполнен в сумме 1 786,5 млрд. рублей, из них в части распределительной составляющей - в сумме 1769,9 млрд. рублей, с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей. Расходы на капитальный ремонт и проектные работы по строительству объектов для размещения органов Фонда составили 1 758,7 млн. рублей, или 109,9% от годовых назначений. Всего за 2007 год на повышение уровня пенсионного обеспечения было направлено около 120 млрд. рублей, из них 69 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета. За 2007 год бюджет Фонда исполнен с текущим профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей по распределительной составляющей и 124,2 млрд. рублей по накопительной составляющей бюджета. В целом превышение доходов над расходами составило 160,4 млрд. рублей. Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2008 год исполнен с профицитом в сумме 120,4 млрд. руб. по текущим обязательствам и с превышением доходов над расходами в сумме 252 млрд. руб. по накопительной составляющей бюджета. Фактическое исполнение бюджета Пенсионного фонда за 2008 год по доходам составило 2 трлн. 730,2 млрд. руб. (104,2 процента к бюджетным назначениям) и по расходам - 2 трлн. 357,8 млрд. руб. (99,4 процента). В 2007 г. бюджет фонда был исполнен по доходам на 101,7 процента, по расходам - на 100,2 процента. [3] Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду, в соответствии с законодательством РФ, на финансирование выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций, перечислены фонду в полном объеме в сумме 153,1 млрд. руб., что составляет 6,5 процента от общих расходов фонда (в 2007 год - 5,3 процента). Средства федерального бюджета, направленные на покрытие дефицита бюджета фонда, перечислены в размере 197,1 млрд. руб. Средства федерального бюджета, передаваемые фонду на осуществление ежемесячных денежных выплат и выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (инвалидам, ветеранам, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и другим категориям граждан), поступили в сумме 250,3 млрд. руб. (100 процентов от плана). Доходы бюджета фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по состоянию на 1 января 2009 года составили 269,9 млрд. руб. (104,6 процента к бюджетным назначениям), из них доходы от временного размещения пенсионных накоплений - 13,8 млрд. руб. Объем пенсионных накоплений увеличился за отчетный период в 1,5 раза и по состоянию на 1 января 2009 года составил 725 млрд. руб., в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 312,9 млрд. руб., из них государственной управляющей компании (ВЭБ) - 302,4 млрд. руб. Расходы по финансированию затрат на обязательное пенсионное страхование возросли против 2007 года на 27,39 процента и составили за 2008г. 2 трлн. 19,4 млрд. руб. (100 процентов от плана), из них затраты на выплаты трудовых пенсий - 1 трлн. 877,4 млрд. руб., или 99,9 процента от плана. Соотношение размера трудовой пенсии по старости на конец 2008 года и прожиточного минимума пенсионера составило 125,6 процента против 110,4 процента в 2007 года. На конец 2008 года уровень доходов с учетом установленных ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения составил в среднем у инвалидов вследствие военной травмы - 15 тыс. 254 руб., участников Великой Отечественной войны - 15 тыс. 151 руб., вдов военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, - 11 тыс. 248 руб.
2.2.Фонд социального страхования Российской Федерации Рассмотрим состав и структуру доходов и расходов фонда социального страхования РФ. Таблица 3 Структура доходов Фонда социального страхования за 2006-2008 гг.[9;10;11]
Таблица 4 Структура расходов фонда социального страхования за 2006-2008 гг. .[9;10;11]
Бюджет ФСС за 2006 год по доходам исполнен в сумме 218,9 миллиарда рублей (105,7% к утвержденному показателю), расходы были профинансированы в сумме 208,1 миллиарда рублей (97,7% по отношению к утвержденной сумме). Превышение доходов над расходами составило 10,7 миллиарда рублей. Исполнение бюджета Фонда по доходам за 2007 год составило 295368256,4 тыс. рублей, или 104,1 % от объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда (в абсолютном размере в бюджет ФСС получено доходов на 76473204,4 тыс. рублей больше, чем в 2006 году). В 2007 году в доход бюджета Фонда поступили налоги и взносы на социальные нужды в размере 228339108,7 тыс. рублей, или 106,8 % от утвержденной суммы (77,3 % от общей суммы доходов). Основу доходной части бюджета сформировали налоговые доходы, которые составили 189113564,4 тыс. рублей, или 106,6 % к утвержденным показателям (64,0 % от общей суммы доходов). Доходы за счет поступлений ЕСН составили 181331957,1 тыс. рублей (106,4 % от утвержденных объемов). Задолженность страхователей, перечисляющих ЕСН в бюджет Фонда, в 2007 году уменьшилась на 335885,4 тыс. рублей и на 1 января 2008 года составила 4762984,6 тыс. рублей. Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, подлежащая реструктуризации на 2007 год, сложилась в размере 1363437,8 тыс. рублей. В 2007 году фактическое поступление денежных средств в погашение реструктурированной задолженности составило: по страховым взносам - 1615250,9 тыс. рублей, начисленным пеням и штрафам - 255819,5 тыс. рублей, в том числе по графикам погашения в 2006 году -337935,0 тыс. рублей и 169697,6 тыс. рублей, соответственно. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступили в бюджет ФСС в размере 47007151,6 тыс. рублей (108,4 % от утвержденных объемов), что в абсолютном размере по сравнению с 2006 годом больше на 9133016,8 тыс. рублей. Доходы от поступлений платежей по налогу на совокупный доход составили 7781607.3 тыс. рублей (110,4 % от утвержденных объемов). Доходы от размещения временно свободных средств Фонда составили 214102,9 тыс. рублей (100,6 %), из них доходы от размещения временно свободных средств, сформированных за счет поступления ЕСН, - 209456,7 тыс. рублей (99,7 %). Доходы от размещения временно свободных средств ФСС, сформированных за счет поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сложились в размере 4646,2 тыс. рублей (171,0 процента). Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили 9993,1 тыс. рублей (114,9%), в том числе: в части реализации основных средств Фонда - 9984,5 тыс. рублей и материальных запасов - 8,6 тыс. рублей. В доходы бюджета ФСС поступили денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) в объеме 206529,8 тыс. рублей. Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба составили 442,0 тыс. рублей (0,2 процента). Прочие неналоговые доходы сложились в объеме 2031552,7 тыс. рублей (103,0%). Расходы бюджета Фонда по разделу «Общегосударственные вопросы» сложились в размере 9753,5 тыс. рублей. Расходы бюджета ФСС по разделу «Образование» составили 15749612,7 тыс. рублей (101,8 %). Расходы бюджета Фонда по разделу «Социальная политика» составили 287302870,2 тыс. рублей (98,8 %). Расходы по статье «Строительство объектов общегражданского назначения» составили 667848,8 тыс. рублей (99,7 %). В структуре расходов бюджета Фонда выплаты по социальному страхованию составили 72,7 % (в 2006 году - 75,1 процента). Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию (оплачено 387,9 млн. дней) сложились в размере 104564427,4 тыс. рублей (101,2 %) и по сравнению с 2006 годом увеличились на 31,0 %. Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 1893333,5 тыс. рублей (118,1 %) и по сравнению с 2006 годом увеличились на 25,3 %. Расходы по выплате пособий по беременности и родам составили 29521314,7 тыс. рублей (108,2 %) и по сравнению с 2006 годом увеличились в 1,5 раза. Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составили 32748925,4 тыс. рублей (103,8 %) и по сравнению с 2006 годом увеличились в 4,3 раза, выплачено 11938,7 тыс. пособий. Расходы по оплате 1441,7 тыс. пособий при рождении ребенка составили 12624099,3 тыс. рублей (96,0 %), что на 1247797,1 тыс. рублей больше, чем в 2006 году. Расходы по статье «Другие пособия и компенсации» составили 776331,0 тыс. рублей (93,0 процента). Расходы по статье «Единовременные страховые выплаты» составили 569268,3 тыс. рублей (101,5 %), что на 20730,4 тыс. рублей ниже уровня 2006 года. Расходы на ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний составили 25322432,8 тыс. рублей (97,0 %), что на 2995469,5 тыс. рублей больше, чем в 2006 году. Увеличение объема ежемесячных страховых выплат по сравнению с 2006 годом связано с произведенным с 1 января 2007 года перерасчетом на 7,5 % размеров ежемесячных страховых выплат в пределах максимального размера ежемесячной страховой выплаты и, соответственно, повышением максимального размера ежемесячной страховой выплаты до 36,0 тыс. рублей (в 2006 году - 33,0 тыс. рублей). Расходы по доставке и пересылке страховых выплат составили 338056,4 тыс. рублей (87,5 %), или на 24936,7 тыс. рублей больше, чем в 2006 году. В 2007 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 6459453,7 тыс. рублей (87,8 процента). Бюджет Фонда за 2008 год исполнен по доходам в сумме 360 476,3 млн. рублей, или 98,5 процента, и расходам в сумме 379 384,9 млн. рублей, или 97,4 процента. В целом бюджет Фонда в 2008 году исполнен с превышением расходов бюджета Фонда над доходами в сумме 18 908,6 млн. рублей. За 2008 год в целом доходы бюджета Фонда возросли по сравнению с 2007 годом на 22,0 процента и составили 360 476,3 млн. рублей, или 98,5 процента к утвержденному плану. Недовыполнение доходов сложилось в основном за счет снижения поступлений по обязательному социальному страхованию в части единого социального налога. Доходы по обязательному социальному страхованию составили 233 930,1 млн. рублей, или 79,6 процентов от общей суммы фактически полученных доходов, без учета средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, переданных Фонду в 2008 году. Основная доля (более 95,0 процента) доходов по обязательному социальному страхованию формируется за счет доходов от единого социального налога, которые зачислены в бюджет Фонда в 2008 году в сумме 222 643,5 млн. рублей, что на 3,7 процента ниже запланированных, но на 22,8 процента выше уровня прошлого года. Доходы от налогов на совокупный доход выросли по сравнению с 2007 годом на 30,4 процента и составили 10 149,8 млн. рублей, или 101,3 процента по сравнению с запланированным. Доходы от недоимки, пеней и штрафов по взносам в Фонд поступили в сумме 131,7 млн. рублей, или 117,9 процента к запланированным. По сравнению с 2007 годом снижение поступлений данных доходов составило 1,8 процента. По обязательному социальному от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2008 году доходы составили 60 163,6 млн. рублей. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы в 2008 году составили 59 096,0 млн. рублей, что на 25,7 процента больше уровня 2007 года. В доходы Фонда поступило 268,8 млн. рублей - денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах. Доходы от размещения временно свободных средств Фонда поступили в сумме 33,2 млн. рублей. Прочие неналоговые доходы составили 1 787,8 млн. рублей, или 109,1 процента годовых назначений. Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составили 66 510,8 млн. рублей. Расходы Фонда в 2008 году составили 323 879 347,3, и выше уровня 2007 года на 25,2 процента. Исполнение бюджета Фонда по основным направлениям расходования средств характеризуется следующими показателями: Расходы по обязательному социальному страхованию составили 267 230,3 млн. рублей. Фактические расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности выросли на 26,4 процента к расходам 2007 года и составили 132 122,7 млн. рублей. Расходы по материнству и детству выросли на 39,6 процентов по сравнению с 2007 годом и составили 104 822,4 млн. рублей. На выплату пособий по беременности и родам расходы составили 44 417,1 млн. рублей, или 99,2 процентов к установленным бюджетной росписью и 150,5 процентов к указанным расходам 2007 года. Расходы на выплату пособий при рождении ребенка сложились в сумме 14 549,2 млн. рублей, что составило 98,8 процента к запланированным расходам или 115,3 процента к расходам 2007 года. Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 45 636,4 млн. рублей, или 99,9 процентов к запланированным и на 39,4 процента больше по сравнению с 2007 годом. В 2008 году расходы на выплату других пособий и компенсаций составили 807,3 млн. рублей. На оздоровление детей в 2008 году было израсходовано 16 467,0 млн. рублей. По сравнению с 2007 годом расходы на оздоровление детей увеличились на 7,9 процента, за счет средств обязательного социального страхования было оздоровлено 5,1 млн. детей застрахованных граждан, или 37,6 процента детей школьного возраста. На оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников (долечивание) израсходовано 4 343,2 млн. рублей, и на 19,8 процентов больше, чем в 2007 году. По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 46 655,1 млн. рублей. Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 2 393,9 млн. рублей. Расходы на единовременные страховые выплаты в 2008 году составили 587,8 млн. рублей, или 97,6 процента от утвержденной суммы ассигнований. На обеспечение ежемесячных страховых выплат направлено 27 676,4 млн. рублей, или 92,3 процента от ассигнований предусмотренных бюджетной росписью. Неполное освоение расходов на оплату единовременных и ежемесячных страховые выплат обусловлено сокращением числа страховых выплат, а также снижением производственного травматизма в 2008 году. В 2008 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний увеличились на 23,0 процента по сравнению с 2007 годом и составили 7 948,4 млн. рублей, или 99,0 процента к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью. Фонду на 2008 год на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, выделено средств федерального бюджета в сумме 8 989,7 млн. рублей. Расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, составили 13,8 млн. рублей и использованы на 39,2 процента в связи с уменьшением численности граждан, имеющих право на получение данных пособий. На финансирование пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, было выделено из федерального бюджета 32 000,0 млн. рублей. Фактические расходы составили 31 971,1 млн. рублей, или 99,9 процентов. Органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации были выплачены указанные пособия 1,5 млн. гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. Расходы на оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовый период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни, составили 15 748,0 млн. рублей, или 94,9 процента к ассигнованиям, предусмотренным бюджетной росписью, и на 16,3 процента больше, чем в 2007 году. Расходы на содержание аппаратов органов управления в 2008 году составили 12201042,6 тыс. рублей. Таким образом, Фонд в 2008 году обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по социальному страхованию и всех государственных функций, делегированных Фонду. 2.3.Фонд обязательного медицинского страхования
Проанализируем состав и структуру доходов и расходов Фонда обязательного медицинского страхования в РФ за 2006-2008 гг. Таблица 5 Структура доходов ФОМС за 2006-2008 гг. .[12;13;14]
Таблица 6 Структура расходов ФОМС за 2006-2008 гг. .[12;13;14]
В целом бюджет ФОМС в 2006 году по доходам был исполнен в сумме 125,5 миллиарда рублей (108,3% к утвержденному уровню), по расходам - 119,4 миллиарда рублей (103% к утвержденной сумме). Профицит составил 6,1 миллиарда рублей. Главной отличительной особенностью бюджета Федерального фонда ОМС 2006 года является то, что удельный вес средств федерального бюджета в общей сумме доходов ФОМС составляет 50%. Бюджет Фонда на 2007 год исполнен по доходам в сумме 157 817 143,1 тыс. рублей, по расходам в сумме - 158 176 868,7 тыс. рублей, с превышением расходов над доходами в сумме 359 725,6 тыс. рублей. Из средств субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования, предусмотренных бюджетом Фонда на 2007 год в сумме 41 823 300,0 тыс. рублей, было направлено на финансирование этих программ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования 41 098 356,4 тыс. рублей и на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами - 724 943,6 тыс. рублей. Бюджет Фонда за 2008 год исполнен по доходам в сумме 162 620 885,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета в сумме 73 175 016,2 тыс. рублей (45,0 процентов от общего объема доходов Фонда), из них: - на реализацию мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" 23 061 783,7 тыс. рублей; - на финансирование расходов на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов 30 857 207,8 тыс. рублей (100 процентов от бюджетных назначений на 2008 год); - на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) 3 538 700,0 тыс. рублей (100 процентов от бюджетных назначений на 2008 год); - на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 721 343,0 тыс. рублей (100 процентов от бюджетных назначений на 2008 год); Поступление единого социального налога в бюджет Фонда за 2008 год составило 88 273 682,6 тыс. рублей, что превысило расчетный показатель на 1,2 процента. Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет Фонда в сумме 1 005 455,6 тыс. рублей (99,0 процентов к расчетному показателю). Прочие доходы с учетом возврата в федеральный бюджет 8 455,6 тыс. рублей и бюджеты территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) 20,2 тыс. рублей в 2008 году составили 152 394,8 тыс. рублей. Расходование средств Фонда осуществлялось во исполнение возложенных на него задач и в соответствии с утвержденным бюджетом. Расходная часть бюджета Фонда за 2008 год исполнена в сумме 168 706 056,3 тыс. рублей. Расходы на реализацию мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году составили 26 682 007,9. На финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в 2008 году и на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2007 году в бюджеты территориальных фондов направлены денежные средства в сумме 53 907 858,6 тыс. рублей. В 2008 году в бюджеты территориальных фондов направлены средства федерального бюджета на ОМС неработающего населения (детей) в сумме 3 538 700,0 тыс. рублей (рост на 4,0 процента к 2007 году). Расходы на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2008 году составили 498 625,5 тыс. рублей. На выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов по финансированию территориальных программ ОМС бюджетам территориальных фондов в 2008 году предоставлены дотации Фонда в сумме 71 279 396,2 тыс. рублей. В 2008 году из бюджета Фонда на оплату услуг государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни Фонду социального страхования Российской Федерации перечислены средства в сумме 16 600 000,0 тыс. рублей (в 2007 г. - 15 144 051,2). Таким образом, как показал анализ доходов и расходов Государственных внебюджетных фондов, бюджеты фондов преимущественно являются профицитными, исключения составили: фонд социального страхования в 2007г. и фонд обязательного медицинского страхования в 2007г. и в 2008г. 3. Проблемы социальных внебюджетных фондов и пути их решения. 3.1. Отмена ЕСН как основного источника формирования доходов Государственных внебюджетных фондов В настоящее время появилась тенденция к появлению дефицитности внебюджетных фондов. Для решения этой проблемы было принято решение об отмене Единого социального налога и его замене на страховые взносы в соответствующие фонды. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменяется. Вместо него придется платить взносы во внебюджетные фонды - в ПФР, ФСС, ФОМС. Контролировать уплату взносов будет не налоговая служба, а территориальные органы Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Регулировать отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, будет Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Он вступает в силу со следующего года (за исключением отдельных положений). Следует отметить, что обязательных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поправки не коснулись. Поэтому в 2010 году (если не будет принято каких-либо новшеств относительно этих взносов) их придется платить в том же порядке, что и теперь. Система налогового администрирования внебюджетных взносов себя не оправдала. Поэтому от нее решили отказаться, вновь вернув «раздельный» порядок, действовавший ранее. ЕСН был введён с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ, заменив собой страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды. Целью введения налога было упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей за счет сокращения оформляемых документов и уменьшения числа контролирующих органов. Таким образом, просуществовав девять лет, механизм обязательного государственного страхования (аккумулирующий огромные средства) вновь подвергнут радикальным переменам. По официальной версии – это было сделано в связи с проводимой пенсионной реформой.
3.2. Новый порядок уплаты взносов во внебюджетные фонды В 2010 году размер взносов по сравнению с 2009 годом не изменится: для компаний, работающих по общей системе налогообложения, он составит 26 процентов, для компаний на упрощённой системе налогообложения и ЕНВД - 14 процентов. Перечислять платежи в федеральный бюджет больше не придётся. Однако уже с 2011 года совокупный размер взносов возрастет до 34 процентов для всех строительных компаний независимо от применяемого режима налогообложения (общего, упрощенного или ЕНВД - по отдельным видам деятельности). Переходный период и пониженные тарифы установлены лишь для отдельных категорий налогоплательщиков (в частности, для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, организаций, использующих труд инвалидов и т. д.). В 2011-2012 годах общий размер взносов для них составит 20,2 процента, в 2013-2014 годах - 27,1 процента. Размеры страховых тарифов для обычных компаний на ближайшие два года приведены ниже. Таблица 7 Размер страховых взносов в связи с отменой ЕСН
Определение базы для начисления страховых взносов в целом совпадает с базой по ЕСН. Это выплаты по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. С вознаграждений по гражданско-правовым договорам в 2010 году, как и в настоящее время, не придется платить взносы в ФСС России. Отменена регрессивная шкала. С 2010 года установлен предел облагаемой базы - 415 000 руб. на каждого работника (нарастающим итогом с начала года). При превышении этой суммы начисление взносов прекращается (п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). С 2011 года указанный лимит будет ежегодно индексироваться. Выплаты, не учитываемые в расходах при налогообложении прибыли, от взносов не освобождены. То есть взносами будут облагаться в том числе и выплаты из чистой прибыли строительной компании, которые в 2009 году не подлежат обложению ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ (например, «непроизводственные» премии и выплаты к праздникам, не предусмотренные трудовыми договорами). Кроме того, нужно отметить и такой момент. В 2009 году на основании приведенной нормы не подлежала обложению единым соцналогом любая материальная помощь, оказываемая работодателем работникам (так как налогооблагаемую прибыль компании она не уменьшает). С 2010 года суммы материальной помощи не будут облагаться взносами только в пределах 4000 руб. на одного работника в год (подп. 11 п. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ). Правда, для отдельных чрезвычайных случаев (при выплате материальной помощи в связи со смертью членов семьи работника и т. д.) освобождение от взносов предусмотрено в полной сумме. Льгот для работающих инвалидов нет. В законе № 212-ФЗ отсутствуют льготы для инвалидов, которые были предусмотрены по ЕСН статьей 239 Налогового кодекса РФ. Таким образом, после завершения переходного периода (с 2011 по 2014 год), во время которого для организаций, использующих труд инвалидов, предусмотрены пониженные тарифы, с выплат инвалидам взносы будут начисляться в общем порядке. Срок уплаты страховых взносов такой же, как и ЕСН, - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 5 ст. 15 закона № 212-ФЗ). Платежи в ФСС по-прежнему нужно будет уменьшать на сумму расходов компании, связанных с выплатой социальных пособий по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Обязанность компании перечислить страховые взносы будет считаться исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения при условии, что на ее счете достаточно денежных средств (подп. 1 п. 5 ст. 18 закона № 212-ФЗ). Такое же правило действует и сейчас в отношении налоговых платежей. Однако обратите внимание на важное уточнение: при ошибке в КБК (а не только в счете Федерального казначейства и наименовании банка получателя) обязанность по уплате взносов не будет считаться исполненной. На это указано в пункте 6 статьи 18 закона № 212-ФЗ. Во многом правила зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов воспроизводят положения статей 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Однако есть и отличия: если налоги можно зачесть между собой по соответствующим видам, то зачесть переплату по страховым взносам, перечисленным в один фонд, в счет платежей, причитающихся в другой фонд, не получится (п. 21 ст. 26 закона № 212-ФЗ). Также нельзя будет зачесть переплату в счет налоговых платежей. Отчетными периодами так же, как и теперь, будут: I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (он же - расчетный период). Заключение В работе рассматривалась сущность социальных внебюджетных фондов Российской Федерации. В первой главе рассмотрены организационные основы функционирования Государственных внебюджетных фондов, источники образования доходов и направления расходования средств. Вторая глава посвящалась анализу доходов и расходов Государственных внебюджетных фондов. Как показал анализ доходов фондов – основную часть поступлений средств обеспечивал единый социальный налог, который отменяется с 01.01.2010. Расходы всех фондов направлялись в соответствии с целью деятельности фонда. ЕСН будет заменен страховыми взносами, которые в переходный период в сумме не превысят ЕСН, однако, начиная с 2011 года составят 34% не зависимо от того, к какому налоговому режиму относится организация. Регрессивная шкала налога по ЕСН уже с 2010 года будет заменена единой плоской ставкой страховых взносов. Что сильнее всего скажется на средних зарплатах (от 18 и до 30 тыс. рублей). Для з/п в размере 30000 рублей увеличение эффективной ставки из-за отмены регрессии будет самым значительным с 22,4 до 34%. И если сейчас при регрессивной шкале ЕСН зарплаты от 280 тыс. до 600 тыс. рублей в год облагаются по ставке 10%, то в 2010 году они же будут облагаться уже по 26%. Увеличение налоговой нагрузки для таких компаний по этому налогу произойдет примерно на 9% при существующей шкале предприятие с зарплаты 415 тысяч рублей в год на одного сотрудника платит ЕСН в размере 86,3 тысяч рублей, а будет 107,9 тысяч рублей. Переход на страховые взносы уже в 2010 году, по имеющимся оценкам, обойдётся российскому бизнесу в 92 млрд. рублей. В результате увеличение нагрузки на бизнес начиная с 2011 года составит уже 350 млрд. рублей в год по оптимистичной и 1 триллион по пессимистичной оценкам. И особенно сложно будет малому бизнесу, в отношении которого законопроектом предусматривается отмена льгот при уплате страховых взносов. Сейчас предприятия, работающие по упрощённой системе налогообложения платят ЕСН по льготной ставке 14%. А с 2011 они будут платить такие же страховые взносы, как и все остальные: 34%. В правительстве подумали хоть о каком-то текущем реальном послаблении для малого бизнеса, работающего в высокотехнологичных секторах и сельском хозяйстве, где высока доля заработной платы и поэтому увеличение налоговой нагрузки будет особенно чувствительно. Им предоставляется переходный период до пяти лет, в течение которого увеличение налогов будет компенсироваться из федерального бюджета. Потери для бизнеса от введения страховых платежей, по разным подсчетам, оцениваются от 850 млрд. до 1,2 трлн. рублей в 2011 году. НДС, который будет собран в этом году, меньше этой цифры. Так что если снизить НДС до 12% (а это в какой-то момент предлагалось в качестве компенсационной меры) или даже вообще отменить его, все равно потери бизнеса компенсировать не удастся. Причем больше всего реформа ударит как раз по тем предприятиям, которые мы постоянно хотим поддержать: наукоемким, перерабатывающим и тому подобным. Одновременно можно с уверенностью прогнозировать серьезные потери для бюджета по подоходному налогу и сокращение (а не увеличение) объема страховых взносов по сравнению с ЕСН. Цифру этих потерь, по самым скромным подсчетам, можно оценить примерно в 0,6–0,8% валового внутреннего продукта. Но самое главное: заявленная цель — сбалансированность пенсионной системы — не достигается. Удар же по бизнесу обязательно проявится уже в краткосрочной перспективе: сокращением рабочих мест и налогов, поступающих в бюджетную систему, отсутствием средств на техническое перевооружение предприятий и стимулов для повышения уровня заработной платы. Список используемой литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации 2. Положение «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», утверждённое Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №2122-1. 3. Положение «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. №101. 4. Устав Фонда обязательного медицинского страхования, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №857. 5. Положение «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования» утверждённое Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 г. №4543-1. 6. Федеральный закон Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 38-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006 год" // Российская газета от 09.04.2008.7. Федеральный закон от 03.12.2008 N 232-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год" // Парламентская газета", N 84-86, 16.12.20088. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов // РГ от 25.07.2007.9. Федеральный закон от 03.04.2008 N 39-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год" // Собрание законодательства РФ", 07.04.2008, N 14, ст. 1358. 10. Федеральный закон от 03.12.2008 N 239-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007 год" // Собрание законодательства РФ, 08.12.2008, N 49, ст. 5737. 11. Федеральный закон от 21.07.2007 N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, N 30, ст. 3798/ 12. Федеральный закон от 03.04.2008 N 37-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год" // Собрание законодательства РФ", 07.04.2008, N 14, ст. 1356. 13. Федеральный закон от 03.12.2008 N 241-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год" // Собрание законодательства РФ, 08.12.2008, N 49, ст. 5739. 14. Федеральный закон от 21.07.2007 N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, N 30, ст. 3798. 15. Статья: Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации (Конюхова Т.В.) ("Журнал российского права", 2008, N 2) 16. Статья: Россия в мировой финансовой системе (Начало) ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2008, N 10) 17. Статья: Россия в мировой финансовой системе (Продолжение) ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2008, N 11) Дата выполнения курсовой работы Подпись студента 24. 12. 2009г. |