Реферат: Гуманизация управления
Название: Гуманизация управления Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
Гуманизация управления – процесс, в результате которого все внимание уделяется человеку, как личности, необходимость существования в системе управления организацией психологических факторов оригинального подхода, базирующегося на системе отношений «работник — организация» Не раз было доказано, что в центре всех организаций стоит персонал – именно он в конечном счете определяет качество работы всей организации, её эффективность и дальнейшее развитие. Понимание этого привело к тому, что появился новый подход к управлению – гуманизация. Говоря о практическом значении этого процесса, стоит отметить несколько ключевых моментов: · Гуманизация управления поворачивает лицом субъекта управления к объекту – заставляет учитывать потребности, интересы работника и рассматривать их удовлетворение как залог успешной деятельности всей компании · Учёт личностных характеристик работника становится важным пунктом для руководителя – так как помимо профессиональных качеств и деловых навыков важно, чтобы человек прижился в коллективе, так как конфликты и неблагоприятная обстановка затрудняет деятельность, в результате либо теряются ценные кадры, либо снижается эффективность работы всего отдела(организации) · Гуманизация управления привела к усложнению процесса, так как личность – сложное понятие, и индивидуализированный подход к каждому работнику, особенно в крупных организациях, довольно-таки сложно осуществим · Гуманизация управления подразумевает гуманизацию труда – улучшение условий труда, социальное обеспечение работников, а также и другие направления данной формы В условиях развития рыночных отношений и их формирования в РФ произошли процессы децентрализации управления предприятиями и их самостоятельное развитие (без непосредственного участия государства). Это требует от руководителей предприятий принимать самостоятельные решения в условиях острой конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг. Для достижения конкурентных преимуществ следует рассматривать человека - работника любого предприятия, как важнейший фактор производства и ресурсом, который обуславливает рост требований к: квалификации, мотивации, организации труда и т.д. В таких условиях управление персоналом становится одним из главных звеньев в системе управления не только трудовым коллективом, но и предприятием в целом. Это обусловлено такими факторами, как: изменения в характере и содержании труда под влиянием постоянного обновления техники и технологий, совершенствование организации производства и труда, структурные изменения производства, возникновение потребности в специалистах с новыми теоретическими знаниями и практическими навыками и т.д. Среди ученых-экономистов есть несколько определений самого понятия «управление персоналом », среди которых можно выделить следующие. 1. Управление персоналом - это деятельность организации, направленная на эффективное использование людей (персонала) для достижения целей, как организации в целом, так и индивидуальных (личных) каждого работника (Виноградский М.Д., Украина). 2. Управление персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, включающая разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации (Басаков М.И., Российская Федерация). 3. Управление персоналом - это управленческие действия руководителей и сотрудников кадровых служб организации, которые направлены на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию и стимулирование к выполнению задач, стоящих перед организацией (Уманский А.М., Украина, г. Луганск). Исходя только из этих трех определений можно представить, что управление персоналом выступает одновременно как система организаций, процесс и структура. Итак, как вид деятельности управления персоналом можно представить следующим образом (рис. 1). Рис. 1 Управленние персоналом, как вид деятельности Главной целью управления персоналом является вклад в прибыль организации (предприятия), которая достигается благодаря обеспечением высококвалифицированными и заинтересованными работниками через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражения, комфортность межличностных отношений и т.д.). Следовательно, само понятие «управление персоналом » в некоторой степени условно, поскольку предполагает не командование людьми, а создание условий для эффективного использования человеческих ресурсов и каждого работника в отдельности. Из этого следует, что понятие «управление персоналом » имеет два основных аспекта. Функциональный аспект, который предусматривает выполнение таких важных элементов процесса, как: · определение общей стратегии; · планирование потребностей организации в персонале с учетом кадрового потенциала; · привлечение, отбор и оценка персонала; · повышение квалификации персонала и его переподготовка; · управление карьерой (продвижение по службе); · увольнение персонала; · построение и организации работы на основе организации рабочих мест, функциональных и технологических связей, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда; · организацию оплаты труда, стимулирования и социальных услуг; · управление затратами на персонал. Организационный аспект, предусматривающий охват всех работников и всех структурных подразделений в организации, которые несут ответственность за работу с персоналом. Исходя из поставленных целей и аспектов в центре внимания управления персоналом должно быть сосредоточено решения ряда вопросов, а именно: · разработка научно обоснованных количественных и качественных параметров персонала; · повышение профессионализма персонала; · обеспечение профессионального роста персонала; · максимальное использование способностей персонала; · планирование и обеспечение карьерного роста персонала; · стимулирование качества и результатов труда персонала; · социально-экономическая и правовая защита персонала. |