Реферат: Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практи

Название: Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практи
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа

на тему:

«Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике»

Выполнил:

студент группы 536

факультета ГМУ

Артемов А. А.

Научный руководитель:

к. ф. н., доцент

Швец Л. Г.

г. Ростов-на-Дону

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления

1.1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов………..5

1.2. Система принципов управления, их классификация..…….…….…........8

Глава II. Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

2.1. Особенности и содержание законов и принципов государственного управления……………………………………………………………….………13

2.2. Оценка соответствия современной практики государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления, пути совершенствования государственного управления……...................................21

Заключение………………………………………..…………..…………….……28

Список использованной литературы………...…………………….…………...30


Введение

Реалии существования нашего общества, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любой стране между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества в нынешней ситуации является достаточно затруднительной. Следует подчеркнуть, что государственные структуры во многом обладают неадекватными для решения этой задачи системами управления. Такое плачевное положение дел является следствием неспособности руководителей и государственных органов планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с наиболее важными законами и принципами государственного управления.[1] От того, насколько точно и правильно соблюдаются законы и принципы управления в деятельности государственного учреждения напрямую зависит эффективность функционирования данного учреждения. Отсюда можно сделать вывод, о том, насколько важна проблема исследования законов и принципов государственного управления. А это, в свою очередь, подтверждает актуальность данной курсовой работы.

Разработанность темы «законы и принципы управления» достаточно велика: изучением данной темы занимались многие отечественные и зарубежные ученые, исследователи, философы: Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М., Атаманчук Г.В., Бурганова Л.А., Граждан В.Д., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Швец Л.Г., Киселев А.Г., Кнорринг В.И., Курашвили Б.П., Паркинсон С.Н., Радченко А.И., Рыкунов В.И., Слепников И.М., Аверин Ю.П., Слепцов Н.С., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А., Ирхин Ю.В.

Однако следует отметить, что исследования в данной области все-таки не закончены, а, следовательно, имеет смысл их продолжение.

Объектом исследования курсовой работы являются общие законы и принципы управления.

Предмет исследования – законы и принципы управления, применяемые в государственном управлении.

Цель курсовой работы – анализ и оценка соответствия законов и принципов функционирования современного государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления.

Достижение этих целей предопределяет постановку и решение следующих задач :

1. Исследовать основные законы и закономерности управления, привести их классификацию.

2. Выявить сущность и перечислить основные виды принципов управления.

3. Дать характеристику законам и принципам управления, применяемым в государственном управлении

4. Оценить современное состояние государственного управления, в рамках соответствия законам и принципам управления.

5. Проанализировать основные пути совершенствования системы государственного управления.

В соответствии с поставленной целью, задачами и логикой исследования структуру данной работы составляют введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, отражаются цели и задачи исследования, дается краткая характеристика работы.

В первой главе представлена информация об общих законах и закономерностях управления, а также обозначены основные понятия, выделены виды и раскрыта сущность принципов управления.

Вторая глава посвящена анализу законов и принципов государственного управления, дана оценка эффективности функционирования современного государственного управления.

В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются основные выводы по работе.


Глава I . Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления.

1.1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.

В науке управления также имеются свои законы и закономер­ности.

Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) зако­нов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и уп­равляемым объектом, между системой управления и социальной средой.

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, ко­торые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.

Закономерные (законом обусловленные) структурные и функ­циональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реали­зуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конк­ретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Ре­ализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способнос­тей, но также и от управляемого объекта[2] .

Роль законов управления выражается в том, что они:

1. образуют теоретический фундамент науки;

2. способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

3. позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

4. позволяют анализировать зарубежный опыт;

5. выражают качественные свойства и связи процессов и явле­ний, характеризующих отношения управления и направления их развития.

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, струк­туре системы управления, в механизме и методах управления; в про­цессе управления.

Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) меж­ду процессами и явлениями[3] .

В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» сис­темы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризую­щих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».

Как законы, так и закономерности устанавливают общие, суще­ственные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

В управлении понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретичес­кого исследования или как часть закона.

Виды законов управления

Исходя из понятия и сущности законов и закономерностей управления, ряд ученых выделили основные виды законов управления.

Например, Э. А. Смирновым сформулировал законы организации. Это закон синер­гии, закон самосохранения, закон развития, закон информирован­ности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, за­кон композиции и пропорциональности[4] .

Важно отметить, что законы организации и законы управления - в сущности, идентичны[5] . С той лишь разницей, что теория орга­низации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.

М.Г. Лапуста в свою очередь выделяет законы управ­ления при использовании информационных систем управ­ления.

· Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством на­бора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.

· Во-вторых, это закон перехода информированности в ком­петентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эф­фект, скачкообразно повышающий компетентность и по­требность в получении новой информации.

· В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет при­менения эффективных технологий управления.

Основу организационных методов управления, согласно дан­ной концепции, составляют планирование и организация (напри­мер, это бизнес-план или организационное проектирование)[6] .

Основываясь на вышеизложенном мы бы хотели отметить, что законы и закономерности управления играют важнейшую роль в организации процесса управления. Это теоретическая база, на основе которой выстраивается вся практическая деятельность руководителей. Но не стоит забывать и о важности принципов управления. Их сущность мы постараемся раскрыть в следующем параграфе.

1.2. Система принципов управления, их классификация.

Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффек­тивности управления. Таким образом, возникает вопрос об использовании законов управления в практике управления.

В теории управления этим ключевым фактором разрешения этого вопроса считаются прин­ципы управления.

Принцип (от лат. «начало, основа») – это:

1. основное исходное по­ложение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, по­литической организации и т.д.;

2. внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности;

3. основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления[7] .

Приступая к исследованию принципов управления, необходи­мо подчеркнуть, что данное понятие может иметь достаточно большое количество определений, и в науке управления не существует единого универсального определения принципов управления.

Авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к определению их сущно­сти, классификации, эволюции[8] .

И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это об­щие закономерности, отражающиеся при постановке практичес­ких задач управления[9] .

В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определя­ют закономерности формирования управляемой системы, ее струк­туры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию ­поведения его членов, учитывают особенности технологии и тех­нического оснащения управленческого труда[10] .

Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его зак­лючительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».

В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учеб­ника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в кото­ром под принципами управления следует понимать правила, ос­новные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сло­жившихся в обществе.

Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятив­ной нормы).

Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.

Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной ис­тиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контро­лируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы в управлении это не есть нечто раз и навсегда дан­ное. Они изменяются[11] . Время меняет и язык науки, и терминоло­гию, и формулировку принципа.

Но все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления. В каждом принципе проявляются политические, организационные и техни­ческие начала, но не в равной степени. В одних превалируют поли­тические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.

Принципы управления должны являться отражением выявлен­ных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражаю­щих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребнос­ти практики.

В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления це­лесообразно использовать виды деятельности, которые в совокуп­ности составляют управление как социальное явление. Компонен­тами управления, с его точки зрения, являются работа с информа­цией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала[12] .

Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-пер­вых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вто­рых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с пер­соналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формули­ровать предъявляемые к этой деятельности требования.

Другие ученые, например В.Д. Граждан, предлагают несколько иную классификацию принципов управления. Они выделяют четыре основных вида принципов управления, в соответствии с тем в какой области функционирования организации применяется управление:

1. Принципы принятия управленческих решений

2. Принципы государственного управления

3. Карьерные принципы

4. Организационные принципы[13]

Отсюда можно резюмировать, что принципы управле­ния - это теоретический фундамент науки управления, обращен­ный на практику.

Для любой отрасли управленческой деятельности необходимо в первую очередь уста­новить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явления­ми, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспериментов определить законы, принципы, которым подчиня­ются эти сложные процессы и, зная которые можно предвидеть ре­зультаты предпринимаемых действий.

Таким образом , исследовав основные законы и закономерности управления, приведя их классификацию, выявив сущность и перечислив основные виды принципов, мы можем переходить непосредственно к анализу законов и принципов государственного управления, а также оценке эффективности функционирования современного государственного управления.


Глава II . Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

2.1. Особенности и содержание законов и принципов государственного управления

Государственное и муниципальное управление осуществляется в соот­ветствии с присущими ему объективными законами и закономерностями.

В литературе по государственному управлению некоторые авторы раз­деляют законы государственного управления на законы функционирова­ния и законы развития. К первым относится закон оптимального дополне­ния и уравновешивания государственных полномочии полномочиями ор­ганов общественного самоуправления. Ко вторым — закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности[14] .

Указанные законы свойственны любому демократическому государ­ству, в котором также проявляется действие закона участия граждан в государственно и муниципальном управлении, вытекающего из самой сущности демократии как власти народа[15] .

Реализация закона участия граждан в государственном и муници­пальном управлении является одним из важнейших условий совершен­ствования демократии. Этот закон устанавливает органическую связь демократия с дальнейшим развитием творческой инициативы граждан и их участия в управлении государством или территориальным образо­ванием, укрепления организованности и дисциплины, повышением ответственности органов управления и должностных лиц перед народом строжайшим соблюдением законности.

В соответствии с действием этого закона граждане принимают участие в государственном и муниципальном управлении, путем волеизъявления на референдумах, выборах президента и глав органов государственного и муниципального управления, опросах по различным важнейшим для жизни государства или территориального образования вопросам, подачи своих предложений в органы управления по совершенствованию деятельности этих органов, повышению эффективности функционирования отраслей народного хозяйства, борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан и другим вопросам.

Французский специалист по государственному управлению профессор Р. Драго к законам государственного управления относит знаменитый закон Паркинсона, сущность которого заключается в том что «всякая административная единица склонна жить для себя самой и увеличивать как объем своих задач, так и число работников, необходимых для их выполнения»[16] . Из этого общего закона следуют два частных: закон роста подчиненных и закон роста объема работ.

Закон роста количества подчиненных заключается в том, что любая адми­нистрация, которая получила новое задание, считает, что его выполнение воз­можно только в том случае, если количество работников будет увеличено.

Закон роста объема работ состоит в том, что каждый чиновник считает своим долгом увеличить объем своей служебной деятельности.

Следует отметить, что проф. Р. Драго несколько трансформировал понятие закона Паркинсона. Норткот Паркинсон формулирует свой закон следующим образом: «Количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой. Число служащих возрастает по закону Пар­кинсона, и прирост не изменится от того, уменьшилось ли, увеличилось или вообще исчезло количество дел»8 . Паркинсон считает, что в среднем прирост штатов равен 5,76% в год[17] .

К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

— единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях государственного и муниципального управления: федеральном, субъектов Федерации, муниципальных образований. Единство методов управления вытекает из единства их мотивационной основы. Единство основных функций социального управления (планирование организация, контроль и учет, регулирование и координирование) определяется единством процесса управления на всех его уровнях, который проявляется в единстве этапов осуществления управленческого цикла каждый на которых выполняется посредством реализации соответствующей основной функции;

— единство общих и частных функций государственного и муни­ципального управления и образуемых на основе их реализации про­цессов управления на каждом уровне управления;

— оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов государственного и муниципального управления. Эта закономерность определяется разнообразием условий объектов государственного и муниципального управления. Практическая реали­зация этой закономерности заключается, во-первых, в передаче феде­ральными органами исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий последним, если это не противоречит Конституции Россий­ской Федерации[18] . Во-вторых, в передаче органами исполнительной влас­ти субъектов российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий им[19] . В-треть­их, в наделении органов местного самоуправления отдельными государ­ственными полномочиями федеральными законами и законами субъек­тов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий контролируется государством в соответствии с условиями и порядком контроля, определяемыми соответственно федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Федерации[20] . В-четвертых, в пе­редаче полномочий органов местного самоуправления органами террито­риального общественного самоуправления[21] .

Наряду с законами и закономерностями государственного управления принципы также являются его основными элементами.

Под принципами государственного и муници­пального управления понимаются объективные основы, на которых базируются структура и процесс управления и в которых абстрагиро­ваны закономерности построения, функционирования и совершен­ствования управления[22] .

Принципы государственного и муниципального управления разделя­ются на общие и частные, а также построения и совершенствования сис­тем государственного и муниципального управления .

Требования общих принципов должны учитываться как при функци­онировании систем государственного и муниципального управления, так и при их построении и совершенствовании.

Частные принципы относятся к отдельным элементам управления и как правило не применимы ко всей системе государственного управления в целом. Это, например, принципы орга­низации и контроля исполнения управленческих решений.

Мы же подробно рассмотрим общие принципы государственного и муниципального управления. К этим принципам относятся:

1. Верховенства конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Народовластья . Устанавливает, что источником государственной власти в России является ее народ , волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти , а также органы местного самоуправления.

3. Ответственности . Требует установления четкой ответственности должностных лиц и органов государственного и муниципального управления за невыполнение или некачественное и несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий.

4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина . Требует от должностных лиц и работников органов государственного и муниципального управления неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации.

5. Разделения властей . Сущность принципа заключается в необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

6. Федерализма [23] . Сущность принципа заключается в обеспечении территориально-политического единства Российской Федерации в сочетании с децентрализацией государственной власти на основе конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации при обеспечении равноправия субъектов между собой в их отношении с федеральными органами власти. В качестве составляющей механизма реализации принципа федерализма используется административный договор как правовая форма регулирования отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации[24] .

7. Демократического централизма . Сущность этого принципа заключается в сочетании в государствен­ном и муниципальной управлении демократизма как полновластности народа, его инициативы, выборности органов власти, их подотчетности населению, обеспечивающего развитие самостоятельности и твор­ческой активности органов местного самоуправления с централиза­цией как приоритетом интересов большинства, позволяющей осуще­ствить единую общегосударственную политику в основных вопросах государственного и муниципального управления, с ответственностью каждого государственного и муниципального органа и должностно­го лица за порученное дело. Нарушение оптимального сочетания централизма и демократизма ведет либо к усилению централизации в государственном управлении, либо к стихийно-митинговой демократии[25] .

8. Сочетания централизации и децентрализации управления . Сущность принципа заключается в обеспече­нии согласования государственных и местных интересов посредством четкого разделения компетенции федеральных органов государствен­ного управления, органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов муниципального управления.

9. Гласности . Этот принцип в государственном и муниципальном управ­лении имеет решающее значение. Он обеспечивает защиту общества от проявлений вседозволенности и безнаказанности орга­нов государственного и муниципального управления, а также долж­ностных лиц. Принцип гласности в государственном и муниципаль­ном управлении требует обеспечения информированности граждан, доступности обсуждения важнейших государственных и муниципаль­ных вопросов, компетентного участия населения в принятии управ­ленческих решений на основе изучения и учета общественного мне­ния.

10. Законности . Означает, что государственное и муниципальное управление, с одной стороны является подзаконным, то есть основывается на законодательных актах, с другой стороны, органы управления создаются на основе законов.

11. Сочетания единоначалия и коллегиальности . Сущность принципа заключается в том, что в государственном управлении осуществляется и единоначальное, и коллегиальное управление. Выбор каждого из них определяется характером объекта управления.

12. Ситуационного управления . Сущность принципа заключается в осуществлении управления объектом в процессе поддержания его функционирования на заданном уровне. Этот принцип означает управление, исходя из сложившейся ситуации в объекте, которая подлежит изменению для вывода объекта на заданный уровень.

13. Программно-целевой . Сущностью этого принципа является осуществление управления социально-экономическим развитием объекта управления на основе целевых программ.

14. Плановости . Этот принцип предусматривает необходимость разработки прогнозов, программ планов социально-экономического развития соответствующего тер­риториального образования, а также планов работы органов управ­ления.

15. Научности . Данный принцип необходимость, во-первых, осуще­ствления, построения и совершенствования государственного и му­ниципального управления на основе науки управления; во-вторых, выполнения работы по поиску оптимальных управленческих реше­ний с использованием научных методов.

16. Делегирования полномочий . Сущность принципа делегирования полномочий заключается в предоставлении руководителем органа управления своим непосредственным подчиненным – заместителям, нижестоящим руководителям части своих прав и обязанностей для самостоятельного решения ими четко определенных вопросов, ответственность за которые остается на руководителе органа управления.

Таким образом , государственное и муниципальное управление как и другие сферы деятельности обладает присущими ему законами, закономерностями и принципами, в соответствии с которыми и строится деятельность органов управления. Поэтому все руководители, менеджеры и специалисты обязаны знать эти законы и принципы, и что важнее – планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с ними.


2.2. Оценка соответствия современной практики государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления, пути совершенствования государственного управления

Реализация эффективного государственного управления в современной России — одна из наиболее труднопреодолимых проблем на сегодняшний день. Проводя анализ путей разрешения существующих противоречий, мы сталкиваемся с парадоксом: государственное управление в России существует уже очень давно, наработан огромный опыт ведения управленческой деятельности, имеются хорошо подготовленные профессиональные кадры, существует огромный ресурсный потенциал – но, в общем, качество государственного управления оставляет желать лучшего. Мы видим причину данного парадокса в несоблюдении государственными органами и их руководителями в процессе осуществления управленческой деятельности основных законов и принципов управления[26] .

Отсюда можно сделать вывод о необходимости совершенствования системы государственного управления и приведения ее в соответствие законам и принципам государственного управления.

Основная проблема заключается в том, что оптимальный вариант совершенствования до сих пор не разработан. При этом невозможно использовать и различные шаблоны, поскольку государственное управление России — не инертная система и опыт одной страны с одними социально-экономическими условиями, а следовательно специфическими законами и принципами управления, не может быть полностью применен в другой стране с совершенно иными условиями жизнедеятельности. Государственное управление в нашей стране, как и муниципальное, сегодня находится в стадии становления, поиска и апробирования различных его моделей. Процесс этот происходит в трудной, постоянно изменяющейся среде. Стратегический курс проводимых реформ общества направлен, прежде всего, на формирование рыночных отношений в экономике и порой не учитывает специфики законов и принципов государственного управления, что, в свою очередь, вносит новые проблемы, отражаясь на политических и социальных институтах общества.

Разумеется, основу государственного управления составляет человек — чиновник или управленец. Но, к сожалению, на сегодняшний день мы не можем с уверенностью сказать, что все, или хотя бы большинство чиновников, являются компетентными и профессиональными кадрами. Число управленцев сильно возросло при образовании новых учреждений, но повсюду ощущается крайний дефицит способных государственных служащих, которые могли бы эффективно выполнять свои полномочия и нести ответственность за их выполнение. Такое положение дел противоречит принципу демократического централизма. Удачно по этому поводу выразился известный государствовед профессор Атаманчук Г.В.: “Жаждущих власти не счесть, а способных управлять почти не видно”. Подтверждение мы видим на практике. Наиболее способные и деятельные из управленцев работают именно в средних и низших чинах управлений, отделов, канцелярий[27] .

К вышеизложенному также важно добавить, что определяя сегодняшнее кадровое обеспечение как “наиболее значительный вызов, стоящий перед государственной службой”, профессор Слепцов Н.С. процесс управления рассматривает как составную часть общей государственной политики формирования корпуса российских государственных служащих. Одной из названных им проблем является преодоление, прежде всего, стихийности в подготовке кадрового резерва в администрациях в связи с нестабильностью аппарата и всего корпуса управленцев. Это проявляется в следующем:

1) неопределенность с выборами глав администраций и представителей органов власти;

2) неясность механизма аттестации государственных служащих;

3) противоречивость и медлительность процесса формирования государственной службы в Российской Федерации в целом[28] .

Мнение же экспертов — самих госслужащих складывается несколько иным образом. Они считают, что, прежде всего, могут улучшить деятельность государственного управления следующие направления:

1. привлечение в органы власти квалифицированных специалистов (66,8% опрошенных);

2. привлечение к руководству профессионалов, грамотных людей (62,0%);

3. сокращение числа чиновников и упрощение структуры аппарата (56,6%);

4. увольнение недостойных, позорящих власть людей (52,9%);

5. усиление общественного, народного контроля деятельности (38,1%):

6. борьба с бюрократизмом, бумаготворчеством, канцелярщиной (34,8%);

7. выборность руководителей всех уровней (22,7%);

8. повышение зарплаты управленцам (11,4%).

Вместе с вышеперечисленными интервьюеры выделяют причины негативных проявлений в кадровой сфере:

· нестабильность государственных учреждений, частую их реорганизацию (80%);

· низкий престиж государственной службы и слабый авторитет ее институтов (76%);

· слабость нормативно-правовой базы государственной службы, отсутствие действенного контроля и ответственности чиновников за некачественную и недобросовестную работу (60%);

· отсутствие объективных, независимых от воли начальников информационных технологий кадровой работы (40,4%);

· непродуманность прохождения службы: по мере повышения в должности ответственность возрастает быстрее, чем служебные возможности и мате-риальное вознаграждение (23%);

· коррумпированность властных структур (20%);

· отсутствие справедливой и гибкой системы оплаты труда (12,5%);

· влияние на карьерный рост в национальных республиках этнических и “семейных” факторов, политических ориентаций (11,8%).

Итак, проблема стабильности государственного аппарата и корпуса государственных служащих, скорейшее обеспечение органов власти государственно-мыслящими, квалифицированными кадрами является ключевой задачей управления. Поэтому первым шагом на пути к приведению современного государственного управления в соответствие с законами и принципами должно стать реформирование кадровой политики государственного управления, введение системы учета продуктивности деятельности чиновников и системы мер по продвижению наиболее компетентных из них.

Но помимо недостаточной профессиональной подготовки и компетенции кадров проблема низкой эффективности современного государственного управления заключается еще и в несовершенстве самой системы управления. Решение этой проблемы мы видим в реализации концепции «нового государственного управления» или «государственного менеджмента», которая возникла в девяностые годы ХХ века в качестве теоретической основы проводившихся за рубежом административных реформ.

Данная концепция была разработана учеными Д. Осборном и Т. Гилбертом. В своих исследованиях они раскрывают принципы, на которых основывается эта теоретическая модель:

1) в большей степени руководить подчиненными, чем выполнять их функции;

2) в большей степени предоставлять гражданам возможность выбора, чем обслуживать их;

3) предоставлять услуги на основе конкуренции;

4) управлять скорее постановкой задач, чем определением правил;

5) вкладывать капиталы в результаты, а не в намерения;

6) всемерно ориентироваться на потребителя услуг;

7) поощрять предпринимательский дух зарабатывания денег, а не их бюрократическую трату;

8) предпочитать профилактику лечению;

9) осуществлять структурную децентрализацию и налаживать сотрудничество децентрализованных структур;

10) добиваться перемен посредством рыночно ориентированных усилий.

Для описания данной управленческой модели используется термин "предпринимательское управление". Предприниматель (управленец) использует ресурсы новыми способами для того, чтобы максимизировать производительность и эффективность[29] .

Также важным шагом на пути совершенствования государственного управления должно стать введение системы «электронного правительства». Реализация данной программы может стать тем ключевым моментом, который приблизит современное государственное управление к «идеальному состоянию», приведет его в соответствие законам и принципам.

Но важно учитывать, что для реорганизации системы государственного управления в парадигме "электронного правительства" необходим ряд важных условий и предпосылок. Среди них:

1) Наличие соответствующей политической воли и усилий "правящего класса" и элит, принятие соответствующих государственных решений;

2) Достаточный уровень "интернетизации" общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов);

3) Разработка рациональной, реализуемой концепции "электронного правительства" и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства;

4) Учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь, традиций развития общества, особенностей его управления, бюрократии и т.д.;

5) Решительное преодоление узко-технологических подходов при формировании и деятельности "электронного правительства" ("информационные технологии решат все проблемы"), понимание и преодоление возможностей и тенденций его использования в корпоративных и антиобщественных целях;

6) Рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта, его сравнительный анализ[30] .

Сущность программы «электронного правительства» в России заключается в повышении качества предоставляемых населению услуг, иными словами, она направлена на повышение эффективности реализации ключевой функции государственного управления. Согласно положениям программы построение инфраструктуры электронного правительства должно основываться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России[31] .

Таким образом , проанализировав основные проблемы в сфере современного государственного управления, выявив ключевые несоответствия законам и принципам управления, а также дав характеристику наиболее эффективным, на наш взгляд, путям разрешения этих проблем, мы можем говорить, что в нашей стране существует огромный потенциал для решения любых управленческих задач. Поэтому главной целью нынешних руководителей должно стать выведение системы государственного управления Российской Федерации на такой уровень, на котором оно могло бы соответствовать основным законам и принципам государственного управления, а также реализовываться согласно ним.


Заключение

Подводя итог проделанной работе, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время государственное управление является многогранной системой. Оно организуется и функционирует в соответствии с целым комплексом законов и принципов. Основой, ядром государственного управления выступает современный государственный служащий. Именно он должен знать все законы и принципы государственного управления, уметь планировать и реализовывать свою деятельность в соответствии с ними.

Современный чиновник не должен забывать старую проверенную временем истину: “Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач”. Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто берет на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством при трудном движении по неизведанному пути и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности[32] .

К сожалению, как показал анализ социологических исследований, сегодняшний государственный служащий в Российской Федерации, несмотря на все его плюсы и минусы, как центральное звено в управляющей системе, потребитель и источник информации, не готов ни в организационном, ни в экономическом, ни в социальном плане к внедрению новых информационных технологий в повседневную деятельность госаппарата. А, значит, он не способен и к совершенствованию государственного управления.

Поэтому, для того чтобы сдвинуться с «мертвой точки» в управлении государством, повысить эффективность государственного управления, необходимо, в первую очередь, добиться изменений в сознании руководителей и тех чиновников, которые осуществляют это самое управление.

Государственные служащие всех уровней управления должны осознавать ответственность, которая на них лежит. Они должны в совершенстве знать законы, закономерности и принципы управления, на основе которых строится вся их деятельность. Должны ставить интересы государства и общества выше своих собственных. Только таким образом, концентрируя управленческие функции в руках компетентных профессионалов и отстраняя от власти неквалифицированных чиновников, мы сможем добиться эффективной реализации реформ в сфере государственного управления.


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993.

2. Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», ст. 3 – Российская газета. 1997. 23 декабря.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19, 27 – Российская Газета, 2003. 8 октября

4. Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М. Административное право в Российской Федерации. – М.: Зеркало, Теиси, 1996.

5. Атаманчук Г.В. Жаждущих власти не счесть, а способных управлять почти не видно /Российская газета. 2004.

6. Атаманчук Г.В. Общая теория управления - М., 1994.

7. Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование).

8. Граждан В.Д., Теория управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.

9. Гречикова И.Н. Менеджмент [Текст]: Учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / И.Н. Гречиква. 4-е издание., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2008.

10. Драго Р. Административная наука / Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1982.

11. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»).

12. Киселев А.Г. Авторитет и сила власти / Менеджмент в России и за рубежом №2, 2000.

13. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: Учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / В.И. Кнорринг. 3-е издание., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.

14. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. – М.: Наука, 1987.

15. Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. М., 2004.

16. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

17. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ «Март»; г. Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.

18. Рыкунов В.И. Основы управления. М. 2000.

19. Слепников И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. – М.: Высшая школа, 1990.

20. Слепцов Н.С. Проблемы формирования государственной региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих//Социологическое обеспечение государственной службы. — М.: РАГС, — 2001. — № 10.

21. Смирнов Э.А., Теория организации. М.: Инфа – М, 2008.

22. http://ru.wikipedia.org/wiki/E-government // Электронная энциклопедия «Википедия», Электронное правительство., - 2010.

23. http://viperson.ru/wind.php?ID=291079 - Ирхин Ю.В.: Новое государственное управление, национальные проекты и проблемы эффективности госслужбы в современной России // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON., - 2007.


[1] Атаманчук Г.В. Общая теория управления - М., 1994. – С85

[2] Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»), стр.73

[3] Граждан В.Д., Теория управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – С. 167-190

[4] Смирнов Э.А., Теория организации. М.: Инфа – М, 2008 – С98.

[5] Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»), стр.75-76

[6] Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. М., 2004 – С112.

[7] Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование). Стр.120.

[8] Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»), стр.77

[9] Гречикова И.Н. Менеджмент [Текст]: Учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / И.Н. Гречиква. 4-е издание., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2008.

[10] Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]: Учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / В.И. Кнорринг. 3-е издание., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.

[11] Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»), стр.78

[12] Рыкунов В.И. Основы управления. М. 2000 – С81.

[13] Граждан В.Д., Теория управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – С. 167-190

[14] Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. – М.: Наука, 1987, С. 225-270

[15] Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ «Март»; г. Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – С. 94.

[16] Драго Р. Административная наука / Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1982 – С. 7.

[17] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989 – С. 12-16.

[18] Пункт 2 ст. 78 Конституции Российской Федерации

[19] Пункт 3 ст. 78 Конституции Российской Федерации

[20] Пункт 2 ст. 19 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. – Российская Газета, 2003. 8 октября

[21] Пункт 11 ст. 27 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. – Российская Газета, 2003. 8 октября

[22] Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ «Март»; г. Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – С. 97.

[23] Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», ст. 3 – Российская газета. 1997. 23 декабря.

[24] Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М. Административное право в Российской Федерации. – М.: Зеркало, Теиси, 1996. – С. 133-134.

[25] Слепников И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. – М.: Высшая школа, 1990. С. 83-87.

[26] Киселев А.Г. Авторитет и сила власти / Менеджмент в России и за рубежом №2, 2000.

[27] Атаманчук Г.В. Жаждущих власти не счесть, а способных управлять почти не видно /Российская газета. 2004.

[28] Слепцов Н.С. Проблемы формирования государственной региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих//Социологическое обеспечение государственной службы. — М.: РАГС, — 2001. — № 10.

[29] http://viperson.ru/wind.php?ID=291079 - Ирхин Ю.В.: Новое государственное управление, национальные проекты и проблемы эффективности госслужбы в современной России // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON., - 2007.

[30] http://viperson.ru/wind.php?ID=291079 - Ирхин Ю.В.: Новое государственное управление, национальные проекты и проблемы эффективности госслужбы в современной России // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON., - 2007.

[31] http://ru.wikipedia.org/wiki/E-government // Электронная энциклопедия «Википедия», Электронное правительство., - 2010.

[32] Киселев А.Г. Авторитет и сила власти / Менеджмент в России и за рубежом №2, 2000.