Курсовая работа: Фотография как метод визуальной социологии

Название: Фотография как метод визуальной социологии
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

ФОТОГРАФИЯ КАК МЕТОД ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Курсовая работа

Стасевич

Ольги Юрьевны

студентки 2 курса отделения

социологии дневной

формы обучения

Научный руководитель:

доктор социологических наук,

профессор Рубанов А.В.

Минск, 2010

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Визуальная социология как специальная социологическая теория. 3

Раздел 1.1 Объект, предмет и методы визуальной социологии. 3

Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории. 3

Глава 2. Фотография как метод визуальной социологии. 3

Раздел 2.1 Теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии. 3

Раздел 2.2 Практика использования фотографии как метода визуальной социологии 3

Заключение. 3

Библиографический список. 3


Введение

В последние 25 лет в науках гуманитарного цикла произошел так называемый «визуальный поворот». Своему возникновению он обязан интересу к изучению проявлений визуальной культуры, а именно исследования кино, массовой культуры, телевидения с позиции современных философских и социальных теорий. Эти культурные изменения, в свою очередь, поменяли расстановку исследовательских акцентов. Теперь визуальность имеет совершенно другой статус в культуре. Ввиду этого требуется и иное отношение к данным изменениям и со стороны социологического знания. Визуальная культура является актуальным вызовом для социологии.

Визуальная социология является попыткой разработки методологических оснований исследования визуальной культуры. Данный дисциплинарный проект в настоящее время активно разрабатывается и на Западе, и на постсоветской территории. Но он сталкивается с трудностями в определении достоверных научных оснований для исследования визуальной культуры.

Цели данной курсовой работы:

1) выяснить, возможна ли визуальная социология как специальная социологическая теория,

2) изучить является ли фотография достоверным, эффективным методом социологического исследования.

Задачи данной курсовой работы:

1) Определить объект, предмет и методы визуальной социологии.

2) Обозначить проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории.

3) Изучить теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии.

4) Изучить практической использование фотографии как метода визуальной социологии.


Глава 1 Визуальная социология как специальная социологическая теория

Раздел 1.1 Объект, предмет и методы визуальной социологии

В структуре социологического знания выделяют чаще всего три уровня: теоретический (общие социологические теории), эмпирический, а между ними особое место занимают специальные социологические теории. «Специальные социологические теории – определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Каждая специальная социологическая теория рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности общества, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития.» [7] В этой работе речь будет идти только о такой специальной социологической теории, как визуальная социология.

Объектом изучения социологии традиционно считается общество. Соответственно для определения объекта визуальной социологии, как отмечает П. Штомпка, «отправным пунктом было то, что в современном обществе, особенно в период позднего модерна, в окружающем нас большом мире все более важными становятся визуальные элементы. Общество становится все более «видимым», поскольку оно все больше структурируется «образно»» [8]. Наблюдение становиться основным методом исследования. Тогда предметом изучения становятся закономерности, т.е. определенные регулярности социальной жизни, которые отслеживаются с помощью наблюдения визуальных объектов.

Взгляд на объект визуальной социологии у О. Запорожец схож с мнением П. Штомпки, т.е. она говорит об изучении социального с помощью визуального. Однако она выделяет в качестве объекта еще и само визуальное как социальный продукт, который произведен и используется обществом. В этом заключается особенность понимания объекта визуальной социологии у О. Запорожец.

Если говорить о направлениях исследования визуальной социологии, то мы сталкиваемся с их двойственностью: с одной стороны, мы изучаем социальное посредством визуального, а с другой, само визуальное выступает как социальный конструкт. Т.е, с одной стороны с помощью визуальных объектов происходит изучение социальности, а с другой стороны, само визуальное, будучи свидетельством социальности, является продуктом, конструктом, который производится в социальных условиях. Иначе говоря, визуальное есть способ представления социальности для себя самой.

Объектом визуальной социологии тогда является культура производства и потребления визуальных объектов.

В качестве предмета изучения в визуальной социологии выступает социальная обусловленность производства и потребления визуальных объектов. Визуальная социология изучает «визуальные данные социальной жизни» [2 с. 43-63].

Это фотографии, журналы, кинофильмы, видео, живопись, медиа, реклама, визуальные СМИ, мода, семейные фото- и видеоальбомы, татуировки, позы и т.д. Они интересны для исследователей и в качестве культурных текстов, и как репрезентации социального знания.

Многие явления нашей жизни невозможно выразить словами. Для того, чтобы их лучше понять, их нужно визуализировать, снять на камеру, сфотографировать, потому что по полноте, точности и объективности отображения реальности, аудиовизуальным средствам ничто не может составить конкуренции.

Долгое время визуальное считали отражением социальности. Так как это отражение было «чистым», то ученые обращались к визуальному, например, за подтверждением наличия социальных проблем в обществе. Тем самым социологами анализировались и реконструировались социальные порядки и практики. Таким образом, визуальные материалы становятся зеркалом, в котором отражается социальная реальность.

Но в последние десятилетия этот взгляд на специфику визуального подвергается критике, особенно со стороны постмодернистских концепций. Учеными признается собственная сущность визуального, которое уже является не просто второстепенным отражением культурной реальности, а собственно реальным продуктом культуры, доминирующих в ней взглядов, идеологий. Создание, понимание и потребление визуальных изображений обусловлено также и социальными условиями и символическими кодами, смыслами визуальной культуры.

Поэтому в визуальной социологии визуальное изображение трактуется «как множество смыслов, культурных кодов, символов, норм и т.д. При этом постулируется, что многие фрагменты социальной реальности не могут быть выражены словами, а только визуальными образами» [2; 44]. Яркий пример этому – фотография. Процесс ее создания и она сама начинают восприниматься как продукт культуры. Причем признается то, что фотография является отражением не только снимаемого, но и снимающего. Таким образом, фотография рассматривается как специфический способ восприятия и представления мира.

Методы визуальной социологии

Важной частью визуальной социологии как эмпирической дисциплины выступает ее методология. Признается значимость зрительного восприятия визуальных образов, его культурная обусловленность. С помощью визуального мы сегодня все больше изучаем социальность.

Впервые методы визуальной социологии были применены английскими и американскими учеными. Они изучали культуры «примитивных народов», образ жизни различных сообществ с помощью фотографий и кинофильмов, причем использовали они метод наблюдения. Это один из простейших и самых распространенных методов визуальной социологии. Все, что делает человек «видимо», а это значит, что все поддается наблюдению. Но также существуют и другие методы изучения визуального.

Например, контент-анализ. Традиционно этот метод используется при анализе письменного текста. Здесь важно понять сам текст, а затем выделить определенное количество идей, фраз, которые после сопоставляются между собой. Тот же метод можно применить и при работе с фотографиями. Например, рассматривая фотографии, можно отслеживать изменения каких-либо социальных процессов в газетных фотоматериалах в течение определенного периода времени. Например, как часто то или иное явление иллюстративно появляется на страницах газет в течение определенного времени. Посмотреть и сравнить, как это было десять, пять лет или год назад: сопровождались ли сообщения визуальным материалом. Таким образом, проводя особый тип контент-анализа, социолог может обнаружить некоторую тенденцию в трансформации того или иного социального феномена.

Следующий метод – это классическое социологическое интервью. Социолог может взять фотографии какой-либо социальной ситуации, в которой существуют люди, и показывать их им. При этом он может обсуждать эти фотографии с людьми, стараясь обнаружить интересные детали о самом сообществе, взаимоотношениях, царящих в нем, выявить, кто лидер, а кто — маргинал в этом сообществе. Это достаточно просто. Гораздо проще получить необходимую информацию от респондентов, имея под рукой фотографии, чем просто задавать вопросы.

Также существует метод, который Ф. Знанецкий назвал методом анализа личных документов. Сюда входит изучение оригиналов документов людей, например, писем, дневников, мемуаров, которые содержат эмоции людей. Можно использовать целые коллекции фотографий, которые могут стать очень продуктивными для понимания реальной жизни людей: что для них было важным, как тогда выглядела обстановка, чем они занимались, как осуществлялись их профессиональные карьеры и т.д.

Методы визуальной социологии позволяют не только запечатлеть современное состояние реальности, но и попытаться интерпретировать прошлое. Они дают возможность нам догадываться о нормах, моде, взглядах прошлого и настоящего.

Самым главным отличием между визуальной и классической социологией является специфика производства и представления знания. Традиционная социология использовала в основном текстовые или устные источники. Визуальная социология же ориентирована на использование визуальных методов сбора (фото и видео наблюдение) и специфических видов анализа данных (контент-анализ, дискурс-анализ и др.). В представлении результатов исследования акцент делается на знаковые визуальные формы (коллекции фотографий или фильмы), причем присутствие текста не исключается.

Итак, сегодня визуальная социология – это «поле социологии, отличающееся особой перспективой исследования, производства и представления знания, находящееся в стадии формирования и расширения собственных границ» [3] Обращаясь к работам Р.Барта, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Лакана, Г.Дебора, М.Шапиро, Т.Дж.Митчелла, Ж. Бодрийяра, Г. Поллок , социология выходит сегодня на новый уровень интерпретации визуального, стремясь к изучению повседневной жизни, способов и идеологий производства визуальных образов. Визуальная социология предлагает совершенно иной взгляд на изучение общества, делая акцент на использование визуальных методов сбора (фото и видео наблюдение, контент-анализ, дискурс-анализ). В то же время визуальная социология сталкивается с рядом проблем, решение которых поможет ей до конца оформиться как научной дисциплине.


Раздел 1.2 Проблемы развития визуальной социологии как специальной социологической теории .

Сегодня визуальная социология все больше и больше развивается, при этом она претендует на статус дисциплинарного знания. Это ее желание не находит поддержки со стороны научного сообщества, которое скептически к этому относится и даже отказывается вообще обсуждать этот вопрос. Основной их аргумент: термин «визуальная социология» предельно однозначен, предмета для дискуссии не существует. Эта позиция объясняется тем, что визуальные исследования все еще воспринимаются как маргинальное поле, которое изолировалось от «настоящей текстовой социологии». Поэтому необходимо социологизировать визуальные исследования, поместить их в плоскость социологии.

Визуальная социология и по сей день остается крайне изолированной от других дисциплин, занимающихся проблематикой визуального: искусствознания, визуальной антропологии, Cultural Studies. Эта ситуация, обрекает социологов на повторение собственных ошибок и затрудняет поиск решений многочисленных проблем.

Также в перечень основных проблем визуальной социологии входят вопросы съемки, анализа и представления результатов исследования .

Рассматривая проблему производства визуального, т.е. самого процесса съемки, необходимо дать ответы на следующие вопросы: «для чего и для кого снимать?», «как снимать?» и «кто должен снимать?».

Любое визуальное исследование начинается с вопроса: «для чего и для кого снимать?». Автор сам выбирает, чем будет являться съемка: простой иллюстрацией гипотезы или материалом для последующего анализа. Причем здесь нет четкой границы в использовании съемки: материал, снятый для подтверждения гипотезы, в последствие может превратиться в самостоятельный предмет анализа и наоборот. Ответ на вопрос «для кого снимать?» во многом определяется качеством съемки. Если это любительский стиль съемки, который предназначен для анализа материалов, то здесь главным становится не форма, а содержание. Если же трансляция осуществляется на более широкую аудиторию, любительская съемка встречается с такими проблемами, как низкие технические характеристики отснятого материала, неудачно смонтированные кадры фильма, нарушение правил композиции в фотографиях и др. Во многих случаях это становятся препятствиями к распространению и восприятию визуальных образов.

Как снимать? – это вопрос о выборе открытого или скрытого характера съемки. Ответ на него зависит от предмета исследования, представлений социолога о влиянии камеры и его этических установок. Чаще всего вопрос о характере съемки поднимается при изучении эмоций и интеракций. Позиция социолога определяет его выбор типа съемки. Скрытая съемка, не привлекая к себе внимания, минимально искажает ход событий в отличие от открытой вида съемки. Этические принципы социолога также оказывают большое влияние на выбор характера съемки.

Кто должен снимать? Во всякой съемке есть присутствие снимаемого и снимающего. С первых дней визуальных исследований автор монополизирует право съемки, превращая собственную версию событий в единственно возможную. Поиск альтернативных способов установления диалога в визуальном исследовании ведется на протяжении второй половины 20-го века. Сегодня существует несколько таких способов. Первый - это обучение членов изучаемого сообщества правилам съемки, когда они представляют свой вариант повседневности и окружающего мира. Второй способ - консультации с информантами в процессе работы об основных фокусах съемки. Возможно также использование социологами ранее отснятых фото и видео материалов. Но достижение такого равноправия проблематично, поскольку исследователь все равно сохраняет роль ведущего. Даже обучая членов сообщества обращению с техникой или играя основную роль в отборе визуальных материалов, право принимать решение о ведении съемки остается за исследователем.

Следующая проблема связана с анализом полученных данных . Способы решения этой проблемы определяются представлениями о природе визуального. В первом случае, визуальное лишается специфики и редуцируется к текстовым формам. Во втором случае, его особенность сохраняется, предопределяя обращение к нетрадиционным для социологии аналитическим процедурам: дискурс-анализу, иконографии, семиотике и др. Сегодня признается, что привычным для социологии становится редукция визуального к тексту, когда анализ превращается в простой пересказ увиденного. Сегодня социологии необходимо отказаться от такого анализа, а чаще использовать визуальные данные в своих исследованиях, так как «современное общество становится все более и более «видимым» (визуально насыщенным) [8].

Фотографии, фильмы – основные способы представления результатов исследования в визуальной социологии. Может ли социолог самостоятельно создавать качественные визуальные продукты? Исследователь чаще всего ограничивается любительской фотографией или съемкой, так как он лишен необходимых навыков и финансовой поддержки. Решением этой проблемы может стать признание любительской съемки каноном жанра, либо приобретение соответствующих навыков социологом и создание профессионального продукта исследователем самостоятельно или в соавторстве с профессионалами.

Таким образом, несмотря на актуальность и всю возрастающую популярность визуальность социологии, она и по сей день остается изолированной от других дисциплин, занимающихся проблематикой визуального: искусствознания, визуальной антропологии, Cultural Studies. Остается нерешенной проблема анализа полученных данных, так как привычным для социологии становится редукция визуального к тексту, когда анализ превращается в простой пересказ увиденного. И пока эти проблемы не будут решены, социологи обречены, ходить по кругу и повторять свои прежние ошибки. Кроме вышесказанного актуальной проблемой для визуальной социологии является проблема финансовой поддержки. Возможно, именно решение этой проблемы позволит визуальной социологии развиваться и распространяться более быстрыми темпами.


Глава 2. Фотография как метод визуальной социологии.

Раздел 2.1 Теоретические основания фотографии как метода визуальной социологии.

Каждый, кто фотографирует, исходит из своих более или менее сознательных предпосылок, что фотографировать и как. То же самое можно отнести к человеку, который рассматривает фотографии. Он каким-то образом определяет для себя, какие фотографии смотреть, какие более интересны и значимы, а какие менее. Пьер Бурдье объяснял это наличием «простых теорий», «принятой философии фотографии» [9. с80-81], в соответствии с которой только некоторые объекты достойны фотографирования.

Когда мы переходим на исследовательский уровень эти «простые теории» заменяются принятыми исследователем, вполне осознанными научными теориями. Теория преобразовывает разрозненность зрительных явлений в социологические визуальные данные. Мы накладываем теоретическую рамку на мир визуальных объектов, тем самым систематизируем его, выделяем, что важно для изучения, а что находится за его пределами, в каком направлении мы будем и должны анализировать визуальные данные. Однако существует не одна теоретическая рамка, не одна теория визуального мира, которая может представлять этот мир совершенно по-другому.

Поэтому визуальная социология находит инспирацию только в некоторых течениях социологической теории и могла появиться только тогда, когда благоприятствующие ей теоретические течения приобрели сильное влияние на социологическое мышление [9. с102].

В отношении теории фотография может выполнять 2 функции: эвристическую (выдвижение новых гипотез, идей, понятий) и проверочную (предоставление эмпирических доказательств, подтверждающие или опровергающие утверждения, гипотезы и т.д.). Однако эффективно выполнять свои функции фотография может только в отношении определенной теории, а не по отношению ко всем теориям вообще. Существуют теории, для которых фотография не будет иметь никакого значения.

Поэтому важно определить какими чертами должна обладать теория, чтобы использование фотографии было правомочным. В истории социологии существует разделение на первую и вторую социологию (это разделение имеет и хронологический и аналитический смысл). К первой социологии относят Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Она занимается изучением больших общественных систем (организмов), которые носят надындивидуальный характер и объясняются абстрактными понятиями. К примеру, сегодня в социологии продолжением первой социологии является структурно-функциональный анализ Талкотта Парсонса.

Зарождение второй социологии связано, прежде всего, с Максом Вебером. Предметом второй социологии становится деятельность людей, их поведение, интеракции. Всякие общественные системы и образования рассматриваются как вторичные по отношению к коллективной деятельности человека, которая рассматривается как первичное в обществе. По Томасу Лукманну фундаментом общественных наук являются элементарные повседневные значения человеческих действий. Причем большую роль начинают играть психологические, культурологические или герменевтические интерпретации действий. В настоящее время вторая социология превалирует над социологией первой. Она содержит в себе такие теории, как гуманистическая социология Флориана Знанецкого, символический интеракционизм Джорджа Мида, феноменологическая социология Альфреда Шютца, драматургическая социология Ирвинга Гофмана и этнометодология Гарольда Гарфинкеля.

Если искать теории, в которых фотография может наиболее полно раскрыть свой потенциал, то их мы найдем именно во второй социологии. Как уже писалось выше, предметом второй социологии являются люди, их действия и взаимодействия, а не абстрактные общественные системы. Поэтому мы может это наблюдать, это может быть фотографически запечатлено. Мы можем фотографировать людей, их действия, материальные эффекты человеческой деятельности и т.д. То, что невозможно в рамках первой социологии. Скажем, мы не можем сфотографировать общественный организм, его рост, развитие и гибель, так как это всего лишь абстракция, то, что зрительно не наблюдаемо, то, чего нет в реальной жизни. А использование фотографии в рамках теорий второй социологии не только возможно, но и может принести познавательную пользу (эвристическая функция фотографии). Поэтому только второй тип теорий важен для визуальной социологии.

Следующим теоретическим основанием для визуальной социологии является социология повседневной жизни. Ее следует трактовать не как отдельную отраслевую социологическую теорию, а как точку зрения, применяемую в каждом социологическом исследовании [9. с105]. Социология повседневности пронизывает другие специальные отраслевые теории. Например, труд, работа, семья, отдых, медицина – все это, кроме того, что они является объектом изучения отдельных ССТ, они также является частью повседневной жизни, изучением которой и занимается социология повседневности.

Быть может повышение интереса к визуальной социологии связано с повышением интереса к социологии повседневности, а также с изменениями позиций в разных областях общественных наук, которые иногда называют субъективистским возвратом или культурологическим поворотом. И здесь фотография как метод визуальной социологии является наиболее удачным для исследования повседневной жизни. Это может быть изучение семейных альбомов, интерьера квартир, домов, моды и т.д.

Существует еще одно различение социологических теорий, важное в данном контексте, - теории макро- и микроуровня. Объектом теорий макроуровня являются государства, нации, классы, армия и т.д. Теории микроуровня концентрируются на изучении объектов небольших размеров: малые социальные группы, коллективы, локальные общности. Человеческий глаз и объектив фотоаппарата имеют свои ограничения шкалы, в которой они воспринимают или регистрируют. [9. с 106] В макросоциологии предметом фотографической регистрации могут быть только косвенные фрагменты или элементы целостных объектов. В то время как в микросоциологии нам доступна вся область для наблюдений и фоторегистрации.

Таким образом, социологические теории, которые могут быть использованы в визуальной социологии и одновременно сами использовать эвристически фотографии, должны выполнять следующие условия:

1) Принадлежать ко второй социологии;

2) Принадлежать к социологии повседневной жизни;

3) Размещаться в рамках микросоциологии; [9. с107]

Наиболее полно эти 3 условия выполняют следующие теории: феноменологическая социология Альфреда Шютца, этнометодология Гарольда Гарфинкеля и драматургическая социология Ирвинга Гофмана.

Считаю необходимым привести краткий обзор этих теорий.

Феноменологическая социология Альфреда Шютца.

Альфред Шютц – ведущий представитель феноменологической социологии. Его работы являются попыткой синтеза философских концепций Эдмунда Хассерла и социологической теории Макса Вебера.

Феноменологическое изучение мира начинается с вынесения за скобки утверждений о том, что мир существует либо не существует, что он объективен и един для всех существ и т. д. Феноменологическая социология с позиций «чистого» сознания описывает остающийся за скобками жизненный мир. «Жизненный мир – это мир, к которому мы принадлежим в нашей естественной дофилософской установке. Естественная установка – это наивная точка зрения практически действующих индивидов, в рамках которой существование природного и социального мира не подвергается сомнению, просто принимается на веру.» [6. с54-60] Феноменологическая социология так же как и феноменологическая философия воздерживается от естественной установки, но при этом пытается ее изучить и понять, какую роль эта установка играет в повседневном конструировании социального мира.

Шютц в своем основном труде «Феноменология социального мира» (1932) выдвинул собственную концепцию понимающей социологии, пытаясь решить применительно к сфере социального знания поставленную Гуссерлем задачу - восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Его амбицией является построение социологии как науки, которая была бы способна объективно понять субъективный, по сути, мир социального опыта людей. [9. с108]

Каждая личность создает свой жизненный мир. Его форму определяют три фактора [9. с108]:

1) Ситуационные обстоятельства. Это внешние детерминанты, которые могут ограничивать возможные действия или стимулировать их. В сферу деятельности включены другие люди, общие нормативные требования, правила, предписания.

2) Наличие уникального собственного опыта. Определяет цель, намерения личности.

3) Запас знаний. Позволяет личности оценивать свой прошлый и настоящий опыт.

Все три детерминанты мира личность черпает из общества, культуры, преобразуя их индивидуально и придавая им собственную интерпретацию. Мир повседневной жизни не является частным миром, он всегда интерсубъективный, то есть разделяемый другими людьми. Шютц наряду с устной коммуникацией выделяет коммуникацию с помощью экспрессивных жестов и визуальной презентации. [9. с110] Особое внимание обращается на «жесты приветствия», выражения уважения, одобрения, осуждения и т.д.

Некоторые составляющие мира жизни вытекают из биологической кондиции человека. В каждом обществе можно обнаружить дифференциацию по полу, возрасту, увидеть разделение труда и т.д. Но большинство из составляющих нашего мира жизни опосредовано культурой и определяется ей. Поэтому существование типичных линий поведения, которые не осознаются людьми и применяются в определенных ситуациях, будет отличаться в зависимости от рассматриваемой культуры.

Из всей концепции Шютца прослеживается идея важная для визуальной социологии: повседневная жизнь зрима, непосредственно доступна и наблюдаема. Не случайно он уделял большое внимание методу наблюдения. Огромная часть того, что делается в мире повседневной жизни, воспринимается зрительно, и, по крайней мере, потенциально доступна для фотографической регистрации. [9. с113]

Следовательно, фотографический снимок может указать [9. с113]:

1) Вид действий, в особенности разные стороны труда, «телесная активность».

2) «Телесные движения» - состояния покоя, движения, действия.

3) Материалы мира жизни, т.е. разнообразные предметы, используемые людьми.

4) Ситуационные обстоятельства.

5) Запас подручных знаний, который можно определить по уровню сложности выполняемой профессии.

6) Сигналы смысла, принимаемые личностями в виде знаков и символов.

7) Акты межчеловеческой коммуникации (жесты, мимика, позы тела и т.п.)

8) Культурные рецепты и типологизации (стереотипы поведения, которые можно воссоздать с помощью серии снимков).

9) Диссонанс культурных рецептов между участниками культуры и аутсайдерами, что найдет выражение в нелогичности и несвязности наблюдаемой сцены.

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля.

Этнометодология, основанная Гарольдом Гарфинкелем, разделяет многие идеи символического интеракционизма и феноменологической социологии. Само название «этнометодология» происходит от слов «этнос» (люди, народ) и методология (наука о правилах, методах) и обозначает «науку, исследующую правила повседневной жизни людей». В этнометодологии речь идет о методах описания и конструирования социальной реальности, которые используются людьми в их повседневной обыденности.

Гарфинкель ввел понятие «фоновые практики», под которым понимал совокупность привычных, не всегда осознаваемых способов (методов) поведения, взаимодействия, восприятия, описания ситуаций. Изучение фоновых практик и составляющих их методов, а также объяснение того, каким образом на основе этих практик возникают представления об объективных социальных институтах, иерархиях власти и других структурах – основная задача этнометодологии. Следовательно, предметом этнометодологии является мир повседневной жизни, «обычное общество».

«Обычное общество - это категория, охватывающая все уровни общественной жизни, от наиболее сложных, макрообщественных до наиболее простых, микрообщественных.» [9. с116] И для того, чтобы понять макрообщественные явления, необходимо изучить локальные практики, своеобразные для различных общественных ситуаций. Этнометодологов интересует не содержательная сторона общественного порядка, а то, каким образом он конструируется. Внимание акцентируется на процедуре создания порядка и смысла в разных общественных ситуациях. «Процедуры создания порядка и смысла имеют, главным образом, нерефлексивный характер, выполняются спонтанно участниками общественных ситуаций, а сам конструируемый ими порядок приобретает признаки реальности.» [9. с116]

Гарфинкель писал о том, что социальная реальность субъективна и иррациональна. «Однако применяемые людьми методы ее интерпретации, язык описания таковы, что свойства объективности и рациональности неизбежно привносятся в них. Вербальное выражение придает описываемому опыту рациональный, связный и систематический характер, делает его осмысленным и рациональным. Согласованная социальная жизнь возможна лишь потому, что люди готовы переносить неопределенность и интерпретировать свои и чужие иррациональные поступки в качестве осмысленных.» [6 с54-60] Гарфинкель проводил эксперимент, в котором на вопрос «Как дела?» отвечал совершенно абсурдным образом. Например, говоря, свою группу крови. Тем саамы вводя собеседника в изумление и негодование. Другой представитель этнометодологии Харви Сакс, исследуя патрулирование улиц полицией, заметил, что у полицейских складывается определенный образ нормального внешнего вида района. «Только на этом фоне, трактуемом как очевидная ситуация их могут удивить отклонения, когда что-то происходит не так, как обычно. Неосознанно они применяют в своей работе этнометодологическую стратегию поиска несвязности». [9. с117]

Таким образом, только возмущение порядка позволяет показать, что социальный порядок не является чем-то данным, а это лишь достижение членов общества, которое постоянно воспроизводиться в обществе в их конкретной коллективной практике.

«Общество – не скрытая абстракция, а конкретное явление здесь и сейчас.» [9. с118]. Поэтому фотография действительно может помочь при этнометодологических исследованиях.

Фотографии могут наглядно показать [9. с119]:

1) Что делают люди в данных ситуациях, придавая им порядок и смысл.

2) В рамках каких общественных ситуаций они действуют.

3) Какими указателями пользуются при взаимном согласовании смысла ситуации.

4) Как выглядят разные общественные сцены в момент нарушения порядка: анархия на улице, паника в театре и т.д.

5) Как происходит репродукция практик через поколения в обществе, что может быть замечено на серии снимков, сделанных в разное время.

Драматургическая социология Ирвинга Гофмана.

Предметом драматургической социологии является «порядок взаимодействия» - все то, что делается в обществе, когда люди вступают в непосредственные взаимные контакты. Все, что бы ни делали люди, так или иначе касается других людей, то есть все наши действия являются социально обусловленными. И, поняв простейшие социальные действия и явления, мы сможем понять более сложные.

Как писал П. Штомпка, интеракция имеет два важных свойства. Во-первых, это повсеместное явление, встречаемое везде, во всех областях общественной жизни. А во-вторых, интеракция – универсальное явление, которое встречается во всех обществах в разное время. Элементарной единицей интеракции, по мнению Гофмана, является встреча – физическое присутствие участников. То, что происходит во время встречи, Гофман рассматривает по аналогии с театром. Во время встречи каждый человек спонтанно и нерефлексивно моделирует свое поведение так, чтобы произвести впечатление на окружающих. «Суть этих действий является презентация самого себя». [9. с122]

В театре повседневной жизни театральными залами являются различные общественные ситуации: местный бар, место работы, жилище и т.д. Кроме этого в театре существует «фасад». Это декорации, пространственное расположение, различные устройства, которыми пользуются люди. Кроме этого каждый человек располагает персональным «фасадом». К нему относятся возраст, рост, пол, раса, выражения лица, макияж и т.д.

«С помощью действий, используя декорации и персональный фасад, человек стремится показать другим свое лицо, т.е. образ самого себя, сформированный в соответствии с общественно признанными атрибутами» [1]

Действия людей происходят в рамках определенного пространства. «Каждая личность занимает в пространстве определенное место, на которое приписывает себе право и к которому ограничивает доступ другим» [9. с124]. Гофман называл это собственной территорией. Он выделял несколько разновидностей территорий:

1) Территория, которая отчетливо размещена в пространстве и которая остается в продолжительном пользовании личности. Это недвижимость: дома, квартиры, дачи и т.д.

2) Территория, которая имеет публичный характер, доступна для всех, но которой некоторое время владеют те, кто ее использует в данный период времени. Это найм, аренда и т.д.

3) Эгоцентричная территория. Это подвижное пространство, которое окружает личность и перемещается вместе с ней. В пределах границ этой территории люди пользуются разными личными предметами: сумки, папки, зонтики и т.д.

За фасадом находятся кулисы, за которыми скрывается сфера приватности. Именно здесь человек является самим собой, именно тем, кто он есть.

Гофман большое значение уделяет намерениям личности. То, каким образом личность демонстрирует свои намерения, готова ли участвовать в определенных общественных ситуациях, является ли личность одиночкой, какова степень вовлеченности в происходящие события и т.д. Намерения личности могут появляться в жестах, позах, мимике. А все это зримо и внешне наблюдаемо. Поэтому использование фотографии здесь является не просто возможным, но и необходимым для получения более полных, глубинных социологических данных.

Таким образом, в отношении теории фотография может выполнять 2 функции: эвристическую (выдвижение новых гипотез, идей, понятий) и проверочную (предоставление эмпирических доказательств, подтверждающие или опровергающие утверждения, гипотезы и т.д.). Однако фотография будет иметь смысл только в рамках определенных теорий. Существуют теории, для которых фотография не будет иметь никакого значения. Поэтому самым важным было определиться какими чертами должна обладать теория, чтобы использование фотографии было правомерным и эффективным. Теория должна располагаться в рамках второй социологии, относиться к социологии повседневности (которую стоит рассматривать не как специальную социологическую теорию, а как определенный взгляд на общество, определенный угол зрения) и теория должна относиться к микроуровню.


Раздел 2.2 Практика использования фотографии как метода визуальной социологии

Практическое использование фотографии как метода визуальной социологии позволяет достичь две главные цели. Первая цель позволяет раскрыть существенные особенности общества, его культуры или общественной структуры по внешним проявлениям, признакам. Однако цель не сводится к простому описанию, а направлена на выявление глубоких скрытых сущностей под фотографируемой поверхностью явлений. Такова наиболее частая, но и наиболее реальная цель визуальной социологии. Вторая цель заключается в выявлении существенных, регулярных, повторяющихся зависимостей между общественными явлениями. Для того чтобы добиться этой цели нам необходима не одиночная фотография, а серия снимков, упорядоченных по времени. Сравнения фотографий, сделанных в разный период времени, позволяют лучше увидеть произошедшие изменения.

При использовании фотографии как метода, социолог сталкивается с вопросом «Что фотографировать?», «Какие объекты будут иметь социологический смысл?». Ответы на эти вопросы дает П. Штомпка: «Для визуальной социологии существенны только визуальные данные в узком смысле – социологические визуальные данные.… То есть только те явления и объекты, которые связаны с деятельностью человека, а точнее те, на которых человек и коллективы оставили отпечаток своей активности или присутствия» [9. с30]. Для социолога не важен богатый образами мир природы. Однако ровно настолько, насколько фотография фиксирует их в нетронутом состоянии. Если на природе заметны отпечатки человеческой деятельности, то такие фотографии несут, по крайней мере, потенциально, социологическую информацию и могут попасть в поле зрения социолога (например, следы мазута в океане, вырубка лесов в Южной Америке и т.д.).

П. Штомпка составил списки визуально доступных объектов и явлений, которые давали бы наибольшую возможность социологического познания, а также составил матрицу, где по строкам располагались выделенные им 15 наиважнейших общественных контекстов, а по столбцам 6 аспектов: действующие личности, их действия, взаимодействие (и общественные отношения), коллективность (и ее структура), культура и окружение (среда). Контексты Штомпка разделял на те, которые являются базовым жизненным опытом каждого человека: дом, работа, потребление, путешествия, болезнь, смерть. И те, которые встречаются в большинстве человеческих культур и которые отражают либо общественные формы человеческого бытия, либо драмы коллективного существования: образование (воспитание), религия, политика, отдых, природные катастрофы.

Теперь немного подробней о каждом аспекте. Первый аспект - человеческие личности. Прежде всего, нас интересует пол, возраст и раса. Затем телесные характеристики – рост, фигура, растительность на лице. Само по себе тело является богатым источником информации. Мы замечаем одежде, прическу, орнаментацию тела, мимику, позы и т.д. Мы можем наблюдать определенные символы, присвоенные личности коллективом, в котором она состоит. Также символы общественного статуса – тога, костюм, галстук, символы признания и престижа – ордена, медали, знаки отличия. Мы можем заметить проявления особых примет отторжения обществом, например, неопрятность внешнего вида, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т.д. аспект внешнего вида отражен в цикле Филлиса Ивена «Ритуал красоты» [9. с34]. Он показывал женщин в косметическом салоне, показывая разницу в подходе к своей красоте, которая проявляется у женщин черной и белой расы, а также в различных возрастных группах.

Второй аспект - действия. В общественной жизни люди проявляют разнородную активность. Внешне поведение людей наблюдаемо, оно разнородно и выполняет различные функции в различных контекстах общественной жизни. Можно выделить ритуальное поведение, рутинное поведение, девиантное, типичное поведение, церемониальное.

Третий аспект – социальное взаимодействие (интеракция) . Можно выделить простейшие интеракции – разговор, столкновение и т.д. и сложные интеракции. Сложные интеракции Д.Г Мид определил как совокупную деятельность людей, входящих одновременно в большое количество перекрещивающихся или параллельных интеракций (например, дискуссия на научном семинаре, заседание «круглого стола»). Для протекания интеракции очень важно пространственное положение партнеров. Анализируя его, мы можем делать выводы об идентичности, социальном статусе и общественной компетенции того или иного человека. Примером использования фотографии может служить проект Эварда Холла, который занимался изучением пространственной дистанции. На основе анализа фотоматериалов он выделил в интеракциях интимную дистанцию (до 45 см), индивидуальную (до 1,2 м), общественную (до 3-4 м) и публичную (более 7 м), а также определил, что значения дистанций различны для разных культур.

Четвертый аспект – коллективность и коллективные действия . При фоторегистрации людских коллективов, прежде всего, нас интересует численность, форма или пространственная структура коллектива, вид, различные проявления неравенства – полового, расового или имущественного. Кроме этого по внешним признакам часто удается определить цель коллектива, характер предпринимаемых действий. С помощью серии снимков можно запечатлеть изменяющийся ритм коллективной активности, проявляемый в разные периоды времени (в праздничные и будние дни, в период отпусков или в рабочий период). Большой интерес представляют уличные выступления, демонстрации, катастрофы, войны. Показателен социологический проект, составленный из фотографий, посвященных наиболее массовому общественному движению XX века – негритянское движение за гражданские права в США под предводительством Мартина Лютера Кинга [9 с38].

Пятый аспект – культура . Непосредственно наблюдаемым является материальная культура. Это орудия труда, предметы домашнего быта, оформление домов, одежда. Важным являются места, в которых можно найти массовые основы общественного сознания – церкви, кладбища, книжные магазины, памятники, музеи и т.д. Мы можем запечатлевать насыщение нашего окружения визуальными образами (реклама, логотипы, билборды, плакаты, которые проявляют разными способами внешние существенные ценности культуры).

Шестой аспект – окружающая среда общества . Предметом наблюдений может быть локализация отдельных людей и коллективов в пространстве. Речь идет об экологии, которая существенно влияет на человеческую активность. В городах существенным является пространственное расположение, насыщение зеленью: парки и сады. Также важным обстоятельством является климат, тип поселения, вид дорог и дорожная сеть, эстетика окружающей среды. Отдельным пунктом стоит техническая цивилизация людей или инфраструктура. Она включает в себя структуру населенных пунктов, организация жилого пространства, украшения, типичные предметы (книги, газеты, сувениры и т.д.). Проводился огромный международный сравнительный проект, который основывался на фотографировании выбранных самими жителями важных в их понимании элементов оборудования, которые выносились перед домом и трактовались как сценографический фон для коллективных портретов. Шестнадцать фотографов оформили 30 таких семейных коллективных портретов в окружении предметов домашнего обихода. Эти портреты были сделаны в 30 странах. Самым поразительным оказалось то, что на всех снимках присутствует телевизор – своеобразный «культурный универсалий» [9. с41]. Много характерных визуальных особенностей демонстрирует производственная среда. Здесь нас интересует организация рабочего места, характер орудий и используемое оборудование. Отдельно следует сказать об области, занимающей в современном мире значительную часть человеческой активности – потреблении. Богаты визуальной информацией всякие потребительские товары, внешний вид, упаковка и т.д.

Из всего вышесказанного очевидно, как необычайно богаты и разнообразны визуальные проявления шести выделенных аспектов общества и насколько огромны возможности фотографической регистрации, приспособленной к социологическим вопросам и проблемам.

Заключение

Визуальная социология – это дисциплина с будущим. Визуальная социология – это «поле социологии, отличающееся особой перспективой исследования, производства и представления знания, находящееся в стадии формирования и расширения собственных границ» [3]. Социология выходит сегодня на новый уровень интерпретации визуального, стремясь к изучению повседневной жизни, способов и идеологий производства визуальных образов. Несомненно, окружающий нас мир с каждым годом будет становиться более визуально насыщенным, зрелищным и разноцветным. Большое значение начинает приобретать метод наблюдения. Поэтому обиходная визуальная компетенция, как и визуальное воображение, будут все более важными для исследующих общество социологов. Визуальная социология предлагает совершенно иной взгляд на изучение общества, делая акцент на использование визуальных методов сбора (фото и видео наблюдение, контент-анализ, дискурс-анализ). Использование фотографии как метода визуальной социологии является не просто правомерным, но и порой одним из эффективных методов, позволяющих получить наиболее полную и точную информацию об изучаемом явлении или предмете. Фотография не просто позволяет вскрыть существующие структуры и порядки в обществе, но отследить закономерности, происходящие в нем на основании серии снимков.

Но будущее визуальной социологии – это использование, кроме фотографии, других технических средств (видеосъемка, сотовая телефония с передачей изображений через интернет и т.д.), это выход за дисциплинарные границы, а также сближение и взаимодействие с такими науками, как визуальная антропология и культурология. Современная социология все полнее должна опираться на визуальные методы и данные, выходящие за рамки фотографического метода.

Таким образом, несмотря на актуальность и всю возрастающую популярность визуальность социологии, она и по сей день остается изолированной от других дисциплин, занимающихся проблематикой визуального: искусствознания, визуальной антропологии, Cultural Studies. Остается нерешенной проблема анализа полученных данных, так как привычным для социологии становится редукция визуального к тексту, когда анализ превращается в простой пересказ увиденного. И пока эти проблемы не будут решены, социологи обречены, ходить по кругу и повторять свои прежние ошибки. Кроме вышесказанного актуальной проблемой для визуальной социологии является проблема финансовой поддержки. Возможно, именно решение этой проблемы позволит визуальной социологии развиваться и распространяться более быстрыми темпами.


Библиографический список.

1. Абельс Х. Ирвинг Гофман: Техники презентации [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.soc.pu.ru Дата доступа: 27.03.2010

2. Давыдов, А.А. Конкурентные преимущества системной социологии/ А.А. Давыдов. – Москва, 2008. – 278 с.

3. Запорожец, О. Н. Визуальная социология: в поисках границ. Самарский государственный университет. [Электронный ресурс] Режим доступа:

4. Захарова, Н.Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа/ Н.Ю. Захарова//Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Том XI. - №1. – С. 147-161.

5. Малес, Л. В. Фотография в социологических дисциплинах [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sociologist.nm.ru Дата доступа:02.05.2010.

6. Сериков, А.Е. Социология: Курс лекций/ А.Е. Сериков. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.phil63.ru Дата доступа: 27.03.2010.

7. Соколова, Г.Н. Словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://slovari.yandex.ru Дата доступа: 27.03.2010.

8. Штомпка, П. Введение в визуальную социологию [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sociologist.nm.ru Дата доступа: 27.03.2010.

9. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования/ П. Штомпка. – Москва: Логос, 2007. – 168 с.