Реферат: Государственное регулирование кризисных ситуаций 2
Название: Государственное регулирование кризисных ситуаций 2 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3 ГЛАВА I « Классификация кризисов»…………………………….4-7 ГЛАВА II «Задачи государственного антикризисного управления»…………………………………………………………8 - ГЛАВА III «Основные инструменты государственного антикризисного регулирования в России»………………………………………………11-20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………21-22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………23 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ВВЕДЕНИЕ Тема моей контрольной работы «Государственное регулирование кризисных ситуаций». История становления нашей цивилизации свидетельствует о том, что макроэкономические кризисы, проявляющиеся в неравномерности развития экономики, долгих периодах застоя и глубоких спадах производства, следует рассматривать как закономерность, они проявляются периодически. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут протекать с разной степенью остроты. Кризис в широком смысле – это перелом. Целью данной контрольной работы будет являться раскрытие содержания, целей, методов, форм и инструментов государственного регулирования кризисных ситуаций. ГЛАВА I « Классификация кризисов» Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции. Кризисы можно классифицировать следующим образом: · кризис как результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами; · циклический кризис. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесия, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах; · структурный (большой) кризис. Любой случай, когда экономическая и общественная динамика входит в противоречие со способом развития, который придает ей постоянный импульс, т. е. любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства системы в целом; · кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным; · кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм — форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики. Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций. Проблемы регулирования развития народного хозяйства широко обсуждались и в СССР. Однако само понятие «регулирование» применялось больше для обозначения государственной экономической политики. Например, государственное регулирование заработной платы выражалось в утверждении тарифных ставок и должностных окладов работникам, введении тех или иных систем оплаты труда. В принципе, централизованное планирование и управление было не чем иным, как формой государственного регулирования при осуществлении социально-экономической политики КПСС. Но государственное регулирование в директивно-плановой экономике и государственное регулирование в рыночной экономике как понятия имеют различия. Классифицировать кризисы можно по следующим критериям: 1) по масштабам проявления: 1.1. общие – охватывают всю социально-экономическую систему; 2) по проблематике кризиса: 2.1. макрокризисы – довольно большие объемы и масштабы проблем; 3) по структуре отношений в социально-экономической системе: 3.1.1. финансовые – характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы; кризисы денежного выражения экономических процессов (например, банкротство); 3.5. психологические – кризисы психологического состояния человека, проявляются в виде чувства неуверенности, страха; неудовлетворенность работой, социальным положением; стрессы; 4)по непосредственным причинам возникновения: 4.1. природные – вызваны природными условиями жизни и деятельности человека; 4.3. экологические – кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; 5)по характеру проявления: 5.1. предсказуемые (закономерные) – возникают как очередной этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами; 5.3.явные – протекают заметно и легко обнаруживаются; 5.4.скрытые (латентные) – более опасный вид кризиса; 5.5. глубокие – протекают сложно и неравномерно и часто разрушают структуру социально-экономической системы; 5.6. легкие – протекают более последовательно и безболезненно, их можно предвидеть и ими легко управлять; 6)по фактору времени: 6.1. затяжные – зачастую являются следствием неумения управлять кризисом, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий; 6.2. краткосрочные. Классификация кризисов имеет очень большое значение в их распознавании, а, следовательно, и в успешном управлении ими. ГЛАВА II «Задачи государственного антикризисного управления» Глубина кризиса, скорость преодоления переломов во многом определяются уровнем антикризисного управления – методами смягчения, предотвращения кризисных ситуаций, стабилизации экономических процессов. Последствиями кризиса могут быть оздоровление социально – экономической системы, ее обновление. В то же время обнаружение признаков кризиса на поздних стадиях, неэффективное антикризисное управление могут привести к разрушению системы, возникновению новых кризисов, наслаиванию одного кризиса на другой, как это имело место в последнем десятилетии XX века в России. Таким образом, разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и эффективностью антикризисного управления. Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного регулирования. В периоды подъема регулирование может сводиться преимущественно к фискальным функциям. В кризисной ситуации, как правило, нужна помощь, законодательная, а иногда и финансовая поддержка. Цель антикризисного государственного регулирования можно сформулировать как выявление и помощь тем компаниям, которые можно вылечить, и эффективное проведения банкротства тех, кого вылечить невозможно. Особенности государственного регулирования определяется: · общей для всех стран долгосрочной тенденцией (45-50 лет) развития повышательной или понижательной стадии циклов развития, теорию которых развил Н.Кондратьев; · господствующим общественно – экономическим укладом и национальными традициями; · степенью охвата кризисом предприятий по регионам и отраслям страны; · стадией кризиса; · политической ситуацией; · уровнем глобализации и степенью международного разделения труда; · уровнем концентрации и централизации капитала; · бюджетными возможностями государства; · кредитными возможностями финансово – банковской системы. Реформы, проводимые государством, и есть антикризисное управление на макроуровне. В настоящее время они направлены: · на преодоление убыточности предприятий; · создание высокоразвитой конкурентной экономики; · осуществление структурной перестройки экономики; · обеспечение социальной зашиты и увеличения уровня жизни населения; · увеличение устойчивости финансово-банковской системы; · укрепление положения страны в международном содружестве; · переобучение на всех уровнях – от высшего менеджмента на предприятиях для адаптации к рыночным условиям до рабочих, лишившихся своих мест из-за структурной перестройки экономики. Традиционно меры государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. К административным рычагам государственного регулирования обычно относят: · правовое обеспечение · разработку рекомендаций, пакету мер по выходу из кризиса; · контроль деятельности; · применение санкций. Среди экономических рычагов государственного регулирования обычно выделяют: · налоговую политику; · денежно-кредитную политику; · валютное регулирование; · отношение собственности; · участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности. Следует отметить, что зачастую бывает сложно строго разделить административные и экономические рычаги. Например, налоговая политика относится к мерам экономического регулирования, однако ее концепция закреплена законодательно – в Налоговом кодексе РФ. Аналогично в правовых актах сформулированы основы денежно-кредитной и валютной политики. Нередко в средствах массовой информации и даже в научной литературы указывается на отставание законодательной базы реформ как главной причины кризиса, однако глубинная причина – отсутствие концепции оказания помощи предприятиям в кризисной ситуации или предотвращения кризиса, запаздывание ее разработки. ГЛАВА III «Основные инструменты государственного антикризисного регулирования в России» Рассмотрим основные элементы концепции финансового оздоровления предприятий и их преломление в конкретных формах государственного регулирования в течение последних 10 лет. Правовое регулирование. Широко известно, что налоговая политика последнего десятилетия носила фискальный характер. Высокие Новый Налоговый кодекс РФ, вступивший в действие с 2002 г., исправил многие недостатки предыдущей правовой базы и воплотил в себе новую концепцию взаимоотношений государства и предприятий. Уменьшение налоговых ставок, снижение общего числа взимаемых налогов, отмена необоснованных льгот должны стать реальной формой поддержки предприятий, способствовать увеличению денежных средств в реальном секторе и созданию условий для его самостоятельного развития. Возможной мерой по повышению устойчивости банковской системы и ее повороту к реальному сектору экономики может стать увеличение доли участия государства своим капиталом в капитале банков. Подобный опыт есть во многих странах с развитой рыночной экономикой. Например, во Франции, Италии доля государственной собственности в банковской системе превышает 50%2, что придает финансовому рынку большую устойчивость. Отношения собственности могут быть важным стимулом возрождения экономики. История показывает, что развитие частной собственности приводит к усилению заинтересованности в результатах труда, пробуждает силы, дремавшие при других общественно-экономических укладах. Однако приватизация в России пока не создала класса эффективных собственников. Причины данного явления трудно точно идентифицировать, но скорее всего это синтез следующих факторов: малый срок реформы собственности; результат еще не может проявиться в масштабе страны; неудачная модель приватизации, передавшая собственность в руки бывших директоров, не готовых к работе в рыночных условиях, или в руки криминальных коррумпированных элементов; непродуманная система контроля со стороны государства. Первые нормативные акты, сформулировавшие условия и критерии банкротства, относятся к начальному периоду развития рыночных отношений в России. Так, в соответствии с Законом РФ от 19 ноября 1992 г. 1) несовершенством самой методики: для российских предприятий того периода выполнение требования о соблюдении критериальных условий, определенных нормативными актами, было почти невозможно, т. е. из-за недостатков методики объявлять банкротами можно было подавляющее большинство российских предприятий; 2) несовершенством финансовой бухгалтерской отчетности, ее искажениями и вуалированием, характерными для российской учетной практики. Определение несостоятельности по отчетному балансу могло привести к ликвидации "вполне живых" предприятий или, наоборот, к продолжению "агонии" уже безнадежного. Тем не менее с 1994 г. банкротство стало для предприятий реальностью, но основания для признания предприятия банкротом были другие: главным критерием стало наличие значительной и долговременной задолженности перед государством. Рассмотренная методика применялась преимущественно к этой группе предприятий. Таким образом, в первые годы становления рыночных отношений при банкротстве предприятий главную роль играли вертикальные связи "государство - предприятие", а горизонтальные, партнерские связи, как правило, не работали. Задолженность перед поставщиками служила причиной банкротства лишь в самых исключительных случаях. А как предприятия признаются банкротами в странах с развитой рыночной экономикой? Как правило, для предприятий малого и среднего бизнеса никакие критерии банкротства, основанные на бухгалтерской отчетности, неудовлетворительной структуре баланса, на практике не используются. Критерием несостоятельности служит просрочка налоговых платежей, а также платежей за товары и услуги, невыполнение договорных отношений с партнерами. Таким образом, основанием для банкротства является нарушение как вертикальных, так и горизонтальных связей - отношений с поставщиками и потребителями. И те и другие финансовые отношения равноправны. С 1 марта 1998 г. в России вступил в силу новый закон — Федеральный закон от 8 января 1998г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", учитывающий предыдущую негативную отечественную практику и позитивный опыт развитых стран. Главными преимуществами этого Закона являются: Следует отметить, что хотя критерии, основанные на неудовлетворительной структуре баланса, для принятия решений со стороны государственных органов отменены, в некоторых случаях их продолжают применять для аналитических целей. Однако, на наш взгляд, они не могут быть очень полезны и в аналитических целях ввиду отмеченных выше недостатков. Критерием признания банкротства могут служить лишь реальные неплатежи любой категории партнеров, включая государство, а для прогнозирования банкротства целесообразно использовать более комплексный подход: широкий набор индикаторов финансового состояния организации. 1) Закон вступил в силу непосредственно перед кризисом 1998 г., в пик неплатежей, и его применение во многих случаях оставалось выборочным; Тем не менее данный Закон оживил процедуру банкротства. Уже в 1998 г. в арбитражные суды поступило в 2,2 раза больше заявлений о признании должника банкротом, чем в предыдущий год. Законодательство о банкротстве в России продолжает развиваться и уточняться, сближаться с зарубежной практикой. Подтверждение этому — принятие нового Федерального закона от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Процедура банкротства начинается с принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В соответствии со ст. 7 нового Федерального закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с подобным заявлением обладают: сам должник, кредитор, уполномоченные органы. Дело о банкротстве может быть возбуждено при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. и соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Информация о принятии заявления арбитражным судом направляется в банки, налоговые и другие уполномоченные органы. Несмотря на то, что в настоящее время еще невозможно оценить данный Закон с точки зрения практики применения, его концепция и основные положения — важнейший шаг в развитии рыночных отношений в России. Некоторая ограниченность Закона, на наш взгляд, заключается в том, что на стадии конкурсного производства предполагается продажа не предприятия, а имущества, при чем без долгов. Это несколько противоречит западной практике, где предприятие даже на последней стадии банкротства обычно рассматривается не как совокупность имущественных ценностей, а как бизнес. Разработка рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса. Различные предприятия, находящиеся на схожих этапах развития, переживают сходные проявления кризиса. Обобщение опыта финансового оздоровления компаний, предвидения кризисов, методов корректировки ситуации на ранних стадиях развития кризиса и программ государственной поддержки для разных типов предприятий и организаций может стать одной из задач исполнительной власти. Однако Правительство РФ, соответствующие министерства, экономическая наука уделяют крайне недостаточное внимание исследованию проблем реструктуризации низкоэффективных промышленных производств, разработке экономических предложений преобразования их деятельности, адекватного хозяйственного механизма, типовых программ экономического реформирования. Лишь в 1997г. Министерством экономики РФ были подготовлены Методические рекомендации по реформе предприятий, однако с тех пор чего-либо значимого разработано не было, несмотря на изменение условий. Кроме того, основная направленность подобных разработок — создание элементов аппарата антикризисного управления при внешней санации. Это связано и с тем, что раньше на борьбу с кризисом бросались после того, как он начинался. В настоящее время назрела необходимость в комплексных системных рекомендациях по финансовому оздоровлению и преодолению кризиса на предприятиях. Имеющиеся Методические рекомендации по преодолению кризиса целесообразно дополнить разработкой методических подходов к опережающему выявлению кризисных ситуаций. Такие подходы должны предусматривать много вариантность схем, а предприятие должно иметь возможность отобрать ту схему, которая его удовлетворяет, и творчески ее доработать, адаптировать к конкретной ситуации. Рекомендации целесообразно разрабатывать для групп предприятий, 2) компании, основные виды деятельности которых относятся к низко прибыльным, "отмирающим" отраслям, однако положение в данной конкретной компании является нормальным; 3) финансово Неблагополучные компании, принадлежащие к слабой отрасли; Для каждой группы предприятий необходимо разрабатывать свои модели поведения и адаптации к конкретной ситуации. Для первой группы, как правило, характерны субъективные ошибки руководства, слабый менеджмент, и соответственно, рекомендации должны быть направлены на преодоление этих недостатков. Для компаний второй группы наиболее общей рекомендацией может быть диверсификация производства, проникновение в смежные области, для третьей группы, возможно, радикальным средством была бы ликвидация бизнеса. Менеджеры четвертой группы компаний должны владеть инструментарием предвидения негативных изменений, их быстрого преодоления и смягчения возможного ущерба. Контроль деятельности предприятий. Контрольная функция остается важнейшей функцией государства. Ее проявления общеизвестны, однако в условиях кризиса она имеет специфические черты. Наиболее сложной проблемой экономических преобразований в кризисных условиях последнего десятилетия является ограничение и вытеснение "теневой" экономики, доля которой в ВВП в середине 90-х гг. оценивалась в 40% и приближалась к мировому рекорду'. Теневая экономика выступает в двух основных формах: Лишь в самые последние годы исполнительная власть озвучила государственную концепцию по этим вопросам: регулирование должно идти по пути создания нормальных условий для предпринимательской деятельности за счет смягчения налоговой, кредитно-денежной, валютной политики и наряду с этим ужесточения борьбы с экономическими преступлениями, неотвратимости наказания за сокрытие и неуплату налогов, нарушение валютного, банковского законодательства и т. д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хотелось бы добавить, полезно задуматься над тем, что такое кризис, когда и почему он возникает, какова его структура? Тогда станет ясно, что кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. И это тенденция его периодического возникновения объективна. Возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного кризиса в другой, возможен выход из кризиса, который не исключает его опасность возвращения в настоящем и возникновения в будущем. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только тенденции развития экономики рождает кризисные ситуации. На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Существовало представление о том, что кризис в общественном развитии является всегда последствием природных явлений; согласно другой позиции кризис – это порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. К.Маркс доказывал, что источником кризисов является экономика, основанная на частной собственности и влияющая, таким образом, на структуру и столкновение интересов. Отсюда часто делался вывод, что если изменить экономические основы общества, исчезнут и кризисы. Но ведь не исчезнут природа, человек, развитие. Может измениться лишь характер кризиса, но он не может исчезнуть вообще. Каким бы совершенным не было всеобщее планирование, нельзя предусмотреть все, что определяет опасность кризиса – природные процессы, совершенствования человека, изменение интересов, а следовательно и отношений между людьми, истощение ресурсов, политическую обстановку в мире и пр. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». 2)Постановление Правительства РФ №498 от 20.05.94 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».3)Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.:Дело,2004. – 256 с. 4)Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г.Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 19965)Финансовое оздоровление предприятий. Теория и практика: ЮлияЧерникова Борис Юн, Владимир Григорьев. 6)Финансовое оздоровление предприятий. Теория и практика: А.И.Гончаров, С.В.Барулин,М.В.Терентьева2009.,544стр. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 |