Реферат: Вопросы и ответы к коллоквиуму по этике

Название: Вопросы и ответы к коллоквиуму по этике
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат

Вопросы и ответы к коллоквиуму по этике

1. Виды рукопожатий

В деловом разговоре рукопожатие играет очень важную роль, как в на­чале, так и в конце беседы. Жест, когда рука подается вперед прямо , а кисть служит продол­жением линии руки (при этом руки остаются в одинаковом положе­нии), говорит о том, что встретились равные люди, испытывающие друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.

Рука подается твердо и в то же время как-то ласково-галантно. Мы чувствуем, что она очень подходит к вашей. Так подает руку уверенный в себе человек, который знает, чего хочет, но может и приспосаб­ливаться к нам.

Если рука подается твердо, но в рукопожатии есть что-то застыв­шее , и нам приходится как бы приспосабливать свою руку, чтобы не чувствовать в пальцах кусок дерева - с нами здоровается жесткий че­ловек, знающий, чего он хочет, в критических ситуациях требующий приспособления лишь от других.

Когда партнер подает руку твердо, но в том, как он берет и держит нашу, есть что-то собственническое и нам приходится слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться от захвата, можно предположить, что этот человек хочет легкой добычи, и то, что «попало в его руки», не выпустит.

С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что та оказывается повернутой вниз своей ладонью — это властное рукопожатие. Оно свидетельствует о том, что вы хотите гла­венствовать в процессе общения с вашим партнером. В том случае, если перед вами женщина, которая также подает руку ладонью вниз, то это, наоборот, означает ожидание поддержки или является провоцирующим намеком на поцелуй руки и своего рода кокетством.

Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх , — это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чув­ствовать себя хозяином положения.

Пожатие кончиками пальцев напоминает пожатие прямой, несог­нутой рукой: вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, чтобы держать парт­нера по общению на удобном для себя расстоянии. Более мягкий вари­ант такого рукопожатия заключается в том, что партнер подает руку, кисть которой отклонена вниз от линии прямой руки.

При рукопожатии следует обратить внимание на положение кор­пуса здоровающихся людей. Если партнер, протягивая вам руку, пода­ется корпусом вперед, это свидетельствует о его заинтересованности в общении с вами, расположенности к вам. Если же при поданной руке его корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад , а го­лова слегка приподнята (подбородок задран вверх), то можно предпо­ложить несколько высокомерное отношение с его стороны.

Рукопожатие с использованием обеих рук (иногда его называют «перчаткой») встречается довольно часто. Его смысл заключается в де­монстрации того, что его инициатор честен и ему можно доверять. При таком рукопожатии вы берете руку партнера правой рукой и дополнительно охватываете ее левой. Другая форма этого жеста: пожимая руку парт­нера своей правой, похлопываете еще и левой. Для передачи переполненности чувств используется ле­вая рука, которая сверху кладется на правую руку. Степень глубины чувств зависит от того, на какое ме­сто кладется рука. Если рука кладется на локоть парт­нера, то это выражает больше чувства, чем при захватыва­нии запястья. Если рука кладется на плечо, то это означает больше чувства, чем когда она находится на предплечье.

Существует также несколько рукопо­жатий неформального общения. Прежде все­го, это жест, когда рука подается сбоку широ­ким движением . Если он характерен для данного человека, то это говорит о его стремлении к навязыванию себя или просто о простоватости его характера. Если такой жест в целом не типичен для данного человека, то это показатель (иногда демон­стративный) близости отношений.

Жест, когда в качестве рукопожатия делается быстрый взаим­ный хлопок по кончикам пальцев , используется обычно в ознаменова­ние успешного результата тесного взаимного сотрудничества в важ­ном для обоих собеседников деле. В некоторых случаях такое «руко­пожатие» носит характер установившейся традиции. Но чаще всего оно является своего рода игрой в молодежных коллективах.

Чтобы получить более исчерпывающую ин­формацию о человеке по его рукопожатию, нуж­но также учитывать его интенсивность и длитель­ность. Слишком короткое , вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о без­различии. Наоборот, длительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Чуть-чуть удлиненное по времени рукопо­жатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелю­бие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения — он как будто попал в капкан.

2. Открытые и закрытые позы

В процессе делового разговора надо обращать внимание на позы собеседника, ибо они, как и жесты почти не фиксируются сознанием и пото­му гораздо лучше слов передают его истинные мысли и настроения.

Как правило, человек поднимает плечи, ког­да он напряжен, и опускает, когда расслаблен .

Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.

Опущенная голова, поднятые плечи могут выра­жать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность.

Поза, которую собеседник принимает, когда садится, тоже говорит о многом. Так, посад­ка на стул за спинкой означает агрессив­ность и иногда превосходство. Если собеседник сидит скрестив ноги , то внутренне он уже «кипит», а если скрещены еще и руки , то его враж­дебность достигла предела. Собеседник, сидящий в позе «как вкопанный», с напряженно выпрямленным телом и «вросшими» в пол ногами, не отрываясь смотрящий на своего парт­нера, на самом деле его, как правило, не слушает и занят своими мыслями. Заинтересованный слушатель обычно сидит на краю кресла или стула, подавшись вперед, склонив го­лову вбок и опершись на руку.

Вообще наклон головы вбок — свидетель­ство заинтересованности, внимательного слежения за ходом мысли собеседника.

Агрессивность : насупленные брови, чуть наклоненная впе­ред голова, широко расставленные на столе локти, сцепленные и особенно сжатые в кулаки пальцы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первой встрече. Не видя глаз собе­седника, партнер может чувствовать себя нелов­ко, поскольку значительная доля информации, считываемой с глаз, оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена атмосфера общения.

Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии собеседника. Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, кото­рые мы называем однозначными. В таких случаях поза, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой ли­нией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сиг­налы, и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной.

3. Жесты открытости

Жесты открытости свидетельствуют об искренности собесед­ника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягива­ет навстречу вам руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблю­дается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жест «раскрытые руки» демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глу­бины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собе­седника.

Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытос­ти. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстеги­вают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках дос­тигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках, Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно раз­жимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положитель­ное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда созда­ется положительное впечатление от совместной работы, сидящие рас­стегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край сту­ла, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив собесед­ников (чаще всего партнеров по переговорам).

4. Жесты и позы защиты.

Жесты и позы защиты являются зна­ками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным же­стом этой группы являются руки, скрещен­ные на груди. Они могут занимать три ха­рактерных положения:

1. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим обо­ронительное или негативное состояние собе­седника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех или бо­лее человек вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ожи­дать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, данный жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда беседа не носит конфликтный характер.

2. Если помимо скрещенных рук на груди собеседник еще сжимает пальцы в кулак, это свидетельствует о его враждебности или наступа­тельной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то надо постараться сменить тему разговора.

3. Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы ста­новятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собе­седника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Он готов ринуть­ся в бой и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции. Поза скре­щенных рук нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник «на пределе». И если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.

5. Виды взглядов и сопутствующих им движений

Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собесед­ником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом на протяжении примерно 60-70% всего времени общения. Неудивительно, что скован­ный собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 вре­мени общения, редко пользуется доверием.

При деловом разговоре рекомендуется направить взгляд на вооб­ражаемый треугольник на лбу вашего собеседника. Собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.

ВИДЫ ВЗГЛЯДОВ, ИХ ТРАКТОВКА И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Взгляд

и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимо

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, подумаю

Контакт прервать

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Контакт усилить

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Контакт продолжить

Ритмичное

кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Контакт продолжить

Долгий; неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Выражаю пренебрежение

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Испытываю страх и желание уйти

Уйти от контакта

6. Каналы информации о свободных местах.

Для поиска информации о свободных рабочих местах у Вас есть несколько ка­налов. Ими всегда надо пользоваться одновременно.

1. Биржи труда (государственные и частные). Для начала обратитесь в центр занятости своего района: это и экономия времени, и вероятная близость места ра­боты. Кроме того, если вы увольняетесь по сокращению штатов, необходимо в двухнедельный срок обратиться туда, чтобы потом получать пособие по безрабо­тице. Здесь вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом, социальным работником, устроиться на учебу, найти временную или дополнительную работу. Кстати, на временное трудоустройство есть смысл согласиться, даже если вы вот-вот можете получить постоянную должность. Это приработок, новый опыт, новые люди, а значит - новые возможности. Однако поиски постоянной работы нужно продолжать. Вы можете обратиться и на частные биржи труда: пусть Ваши дан­ные будут в разных информационных банках. И при этом помните, что все услуги по трудоустройству должны оказываться бесплатно.

2. Объявления в газетах и журналах, специальных бюллетенях; реклама на ра­дио и ТВ, на улице (городская и у проходных предприятий). Для работы с печат­ной рекламой лучше всего выделить специальные часы в своем режиме дня или недели: так будет меньше уходить времени на поиск работы. Искать работу мож­но только по плану, и отмечать все сделанное надо на бумаге. Профессиональные издания, местные газеты, рекламные бюллетени, газеты бесплатных объявлений стоят денег, поэтому лучше работать с ними в читальном зале ближайшей библио­теки. Со временем в информационном потоке Вы научитесь распознавать рекламу мошенников и прожектеров. Но с самого начала не отвечайте на предложения (обычно очень заманчивые) немедленно помочь Вам за небольшую сумму - ника­кой помощи не будет.

3. Сообщения знакомых, коллег, друзей, бывших сослуживцев, соседей. До бирж труда доходит обычно не больше половины сведений о вакансиях. Чтобы узнать о второй половине, возьмите свои записные книжки и внимательно про­смотрите их, выписав на отдельный лист телефоны всех, кто вам может приго­диться. Вам предстоит обзвонить знакомых, построив беседу так, чтобы они не только ответили Вам, есть или нет у них на примете свободное рабочее место. Главное, чтобы они помнили о Вашей просьбе. Поэтому через некоторое время следует звонок повторить, и при информации о вакансиях они сразу подумают о Вас. Если они попросят помощи у своих знакомых, круг поиска расширится в геометрической прогрессии.

4. Информация по каналам профессиональных и общественных организаций. Комитет женщин проводит ярмарку вакансий, профсоюз собирает свой отрасле­вой банк данных, общественный фонд организует курсы переподготовки офице­ров запаса... Если этим специально не заниматься, Вы можете так и не узнать, что где-то есть организация, готовая помочь именно Вам.

5. Отделы кадров предприятий и учреждений, различных организаций, служб, расположенных в удобном для Вас районе. Визиты и деловые переговоры надо объединять в группы (по принципу "один день - один район"). Самые неожидан­ные предприятия, расположенные в Вашем районе, могут нуждаться в Вашей профессии. Театру может быть нужен плотник, магазину - машинистка, детскому саду - слесарь.

6. Ответы из различных источников на Ваши запросы или объявления в газетах. Активное поведение на рынке труда включает и способность правильно составлять объявления и письма. Главное содержание - данные о Вас и данные о работе, кото­рую Вы хотели бы получить. Письмо не стоит делать объемом больше одной-двух страниц машинописного текста, а объявления слишком не похожими на другие. Впрочем, "зацепить" работодателя - высокое искусство, и овладеть им можно толь­ко серьезно анализируя удачные объявления и полагаясь на опыт специалистов.

Несколько слов о технике поиска работы. Самое главное здесь - система­тичность, настойчивость и учет. Если Вы не будете отмечать в специальной тетради встречи, телефонные звонки, работу с объявлениями, Вы никогда не узнаете, действительно ли Вы ищете работу или несколько раз обратились в два-три места. Записанное легче поддается контролю и исправлению. Кроме того, у Вас появится законное ощущение выполненной программы.

7. Подготовка к собеседованию

Готовясь к нему, необхо­димо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собесе­довании должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не то, сколько она вам будет платить.

Потенциального работодателя, как правило, интересует определенный круг сведений о нанимаемом. Ниже приводятся самые распространенные вопросы, с ответов на них необходимо начинать подготовку к собеседованию.

Какое отношение Ваше образование и опыт профессиональной деятельности имеют к данной работе?

Почему Вы бы хотели работать именно по этой профессии?

Что Вы знаете об этой организации и этой работе?

Что Вы будете делать в случае возникновения на вашем рабочем месте какой-либо критической ситуации?

Каковы Ваши сильные и слабые стороны?

Какую работу Вы любите (не любите) делать больше всего?

Какого рода достижения доставляют Вам наибольшее удовольствие?

Когда вопросы к Вам будут исчерпаны, Вам предоставят возможность (или Вы сами о ней попросите) задать вопросы о Вашей потенциальной работе. В первую очередь они должны касаться следующих моментов.

Как примерно будет протекать мой рабочий день?

Кто будет моим непосредственным начальником и будут ли у меня самого подчиненные? Можно ли с ними встретиться?

Какие программы обучения и подготовки предоставляются работодателем? Ка­ковы возможности служебного и профессионального роста?

Почему это место оставил прежний работник и чем он занимается сейчас?

Размер жалованья рекомендуется оговаривать уже после того, как данная рабо­та будет Вам предложена.

8. Внешний вид делового мужчины

В деловом мире наибольшей популярностью пользу­ется костюм . В рабочее время принято носить не слишком светлые кос­тюмы. Тона костюмов в летнее время светлее, чем в зимнее время.

Темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску - наи­более распространенный тип костюма для каждого случая. Лучше всего в качестве «базовой модели» приобрести себе ко­стюм на каждый день, т. е. костюм из материала неброского цвета в мелкую клетку или полоску, и другой костюм, более строгий, из материала темно-серого, темно-синего или черного цвета, в котором подобает присутствовать на мероприятиях праздничных или тор­жественных.

Легкий костюм из хлопчатобумажной ткани или искусственно­го волокна для теплого времени года стал теперь непременным реквизитом мужского гардероба. Материал такого костюма может быть одноцветным либо с рисунком, светлых или темных тонов – это зависит от имеющихся в вашем распоряжении сорочек и ту­фель, которые должны гармонировать по цвету с костюмом.

Нужно учитывать, что любой цвет и его сочетания хороши применительно к конкретной внешности и ситуации. Так, полным не подходят светлые, так называемые «па­стельные» тона. Если они используются, то желательно выб­рать из них лишь «теплые» (например, оттенки слоновой кости), потому что холодные светлые тона - синеватый, зеленоватый - опти­чески увеличивают фигуру. Черный цвет рекомендуется, как пра­вило, для торжественных случаев. Он особенно идет светловоло­сым со свежей кожей. Черный цвет удачно сочетается и с другими цветами - белым, желтым, красным.

Однако контрасты хороши для молодых, а людям зрелого возрас­та лучше избегать подобных сочетаний. Коричневый цвет хорошо смотрится в шерстяных тканях, а его оттенки - шоколадный и кашта­новый — подходят к светлой коже. Зеленый цвет многими несправед­ливо отвергается, хотя его теплые оттенки - оливковый и липовый — неплохо освежают естественные краски лица. Желтый цвет избирателен, он хорош только для лета. Синий цвет более других подходит для повседневной одежды. В сочетании с белым он молодит в любом воз­расте, ведь белый цвет - король всех цветов.

Для мужчин среднего роста и нормального телосложения огра­ничений в одежде не существует. Не надо только злоупотреблять отделкой и украшениями. Высоким, стройным идет одежда из двух частей и из ворсистых тканей. Полная фигура требует осмотритель­ности при выборе, как материала, так и модели. В этом случае более приемлемы гладкие ткани неярких тонов и с рисунком в узкую полоску, расположенную вертикально.

Особо хочется обратить внимание на то, что в ансамбле мужской одежды велика роль сорочек. Можно иметь пару выходных костю­мов и пару пиджаков с брюками, и этого будет достаточно, чтобы смот­реться эффектно и свежо. Но при обязательном условии: иметь не менее дюжины различных сорочек. Чаще всего в деловом мире ис­пользуется белая или светлая (голубая, бежевая, в темную или мел­кую полоску, в чуть заметную клеточку) сорочка.

Сорочка всегда должна быть светлее самой темной нити в кос­тюме. Пестрые и клетчатые сорочки обычно носятся без галстука. Если же с галстуком, то лучше - гладким. Сорочки спортивного типа зас­тегиваются под горло.

Носить сорочки с короткими рукавами не следует, поскольку манжеты сорочки должны выступать из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра. На все виды приемов рекомендуется надевать белую (не трикотажную) сорочку с крахмальным ворот­ничком.

В костюме делового мужчины особая роль отводится галстуку. У англичан даже существует выражение: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но при этом у него должна быть дюжина галстуков. Однако универсальными цветами для галстука был и остается малиновый и бордовый. Черный галстук надевается только в знак траура или, если это поло­жено, к форменной одежде. К строгому деловому костюму подходят галстуки из натурального и искусственного шелка. «Бабочки» приняты только в официальных случаях. К костюму из ткани в мелкий рисунок подходит любой галстук. Будет правильно взять к пестрому костюму однотонный галстук, если они гармонируют по тону. При этом надо следовать двум правилам. Либо подбирают галстук так, чтобы он был одного тона с костюмом, но светлее его или темнее, в результате чего цвет галстука и костюма будут дополнять друг друга, либо костюм и галстук должны быть контрастных тонов. Но этот контраст дол­жен быть единственным в вашем туалете.

К однотонной сорочке идут галстуки с ри­сунком, к сорочке в полоску или клетку - однотонные, спокойной расцветки. С костю­мами светлых тонов принято носить яр­кие галстуки. Сложнее подобрать гал­стук к костюму из тканей в полоску или клетку. В этом случае предпочтительнее галстуки однотонные, чуть светлее костюма.

Галстук лишь тогда галстук, когда он правильно завязан, а не бол­тается на шее, как веревка. Зажимы на галстуках не говорят о хоро­шем вкусе, и их не носят те, кто одевается со вкусом. В крайнем случае, можно заколоть узел однотонного галстука булавкой.

Существуют всякого рода модные дополнения к костюму . Так, к праздничному темному костюму обязательны белая сорочка, чер­ные туфли и черные носки. Из нагрудного кармана должен выг­лядывать уголок или краешек белого платка. К сугубо строгому костюму необходимо иметь шляпу и перчатки, которые в жаркую летнюю погоду можно держать в руке. Однако не следует слиш­ком буквально истолковывать понятие «строгий костюм». В трид­цатиградусную жару даже на дипломатических приемах иногда можно появляться в светлых костюмах.

Днем на работе вполне приемлем костюм клубного стиля. чаще всего это темно-синий пиджак с блестящими пуговицами. Требования к сорочкам и галстукам сохраняются. Брюки могут быть либо светлого тона, либо темнее пиджака. Можно одеться и так: белый верх, темный низ, т. е. если у вас светлый клубный пиджак, носить его лучше с темными брюками. Водолазки пытались «пролезть» в деловой стиль (они очень идут к клубным пиджакам), но они в нем не прижились. Водолазку лучше носить по выходным дням.

Весьма значительна в мужской одежде роль шляпы , которую носят преимущественно с пальто или плащом для защиты от холо­да. Шляпа всегда должна соответствовать верхней одежде. Шля­пы весной и летом носят более светлые, осенью и зимой — темные. Не рекомендуется носить велюровые шляпы, а также черные шля­пы к пальто и костюму не черного цвета.

Что касается обуви , то надо знать, что для строгих костюмов рекомендуется надевать туфли или ботинки темно-коричневого или черного цвета. В летнее время к нетемному костюму можно надевать цветную обувь. На приемы нельзя надевать сан­далеты или сандалии. Лакированные туфли надеваются только к смокингу.

Перчатки лучше всего иметь светло-коричневые, поскольку они подходят к темно-коричневому или серому зимнему пальто. Чер­ные перчатки надевают только к совсем темному пальто. Надевая праздничный костюм, лучше всего подобрать к нему матерчатые или кожаные перчатки нейтральных тонов.

К деловому костюму следует подобрать и соответствующее паль­то . Пальто не приобретают так часто, как другие предметы одеж­ды, хотя бы по чисто финансовым соображениям. Покупая паль­то, помните, что «сей предмет» служит не только для вечерних выходов, но и предохраняет от дождя и снега.

У начинающего политика или средней руки бизнесмена должно быть в гардеробе, по крайней мере, два пальто. Одно пальто - из легкой ткани такого фасона, чтобы в нем было удобно ходить каж­дый день или в холодную погоду к нему можно было пристег­нуть теплую подстежку. Другое пальто - темного цвета - подой­дет для любых торжеств и официальных встреч. При выборе и по­купке костюма или пальто нужно не забывать простое, но мудрое правило: лучше и выгоднее иметь немного дорогих и разумно по­добранных, приобретенных на долгое время вещей, чем покупать вещи дешевые.

Мужчина, который любит одеваться со вкусом, не станет выс­тавлять напоказ ни дома, ни на улице свои подтяжки , даже если они узкие и вполне приличные по своему внешнему виду. Против подтяжек как таковых никто не возражает. Для мужчин, облада­ющих излишними накоплениями в области талии, они являются обязательной частью туалета. Однако появляться в общественном месте в подтяжках, когда они не прикрыты пиджаком, считается неприличным.

Во внешнем облике делового мужчины не должно быть много украшений. Он мо­жет надеть перстень, но не на ту руку, на которой носит обручальное кольцо (оно, кстати, украшением не считается).

В наше время многие молодые предприниматели стали носить це­почки . И это вполне нормально, когда цепочка невидима и но­сится под рубашкой. Но когда цепочку носят поверх одежды, это считается дурным тоном, осо­бенно если на ней висит нательный крест.

9. Внешний вид деловой женщины

Деловая женщина должна подчеркнуть в себе то, что некоторым мужчинам представляется несовмес­тимым: и женственность, и деловитость. Отсюда и ограничения в одежде женщины, желающей быть не­отразимой на работе.

Гардероб. В нем должны быть две-три юбки, жаке­ты, две-три блузки. Менять туалеты желательно часто, ведь одна и та же вещь, надеваемая каждый день, на­доедает и «гасит настроение». Деловую одежду отлича­ет классический покрой и многофункциональность.

Ткани на службе женщины. Особо ценится хороший вкус, который проявляется в умении подобрать для своей одежды ткани по структуре и расцветке.

Худым женщинам лучше всего шить или покупать одежду из легких «торчащих» тканей или из тканей с большим ворсом. Полным, наоборот, пойдут тяжелые, «падающие» ткани. К тонким фигурам хорошо подходят ткани ярких расцветок с крупным рисунком, с поперечными или косыми полосами, в крупную клетку, а также одно­тонные светлые ткани (белые, голубые, желтые и т.п.), иногда с блестящим отливом. Женщинам с полной фигурой более идут ткани с мелким рисунком, в продольную полоску и однотон­ные ткани темных расцветок. Такой подбор красок и рисунков объясняется их световыми эффектами: в пер­вом случае они как бы укрупняют фигуру, во втором — делают ее тоньше.

Цветовая гамма. Подбор тканей зависит от цвета и характера кожи, волос, лица. Ткани пастельных оттен­ков идут только к хорошему цвету лица и гладкой коже, не имеющей каких-либо изъянов (родинок и т.п.). Го­лубые ткани идут блондинкам с ярким цветом лица. Им также идут розовый и оранжевый цвета, варианты черного, белого, серого цветов! Рыжеволосым не идут розовый, оранжевый и желтый цвета. Им подходит ко­ричневый с фиолетовым оттенком, зеленый или голу­бой. Брюнетки могут носить платья ярких тонов. В ансамбле одежды не рекомендуется более трех цве­тов, причем они подбираются так, чтобы подчеркнуть основной, доминирующий цвет или контрастировать с ним. Удачны, например, такие сочетания цветов: черный, серый и фиолетовый; синий, серый и голу­бой; беж, коричневый и зеленый. Еще легче подобрать два тона: например, красный с черным, синий с бе­лым, серым, голубым, желтым.

Лучшими для делового платья считают темно-си­ний, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-корич­невый, серый, умеренно синий и светло-синий цвета.

Ограничения. В одежде делового стиля отдается пред­почтение не только гладкокрашеным тканям назван­ных выше цветов. Возможны и различные варианты полосок и клеточек в серых и серо-синих тонах. В то же время совершенно нежелательны геометрические, ра­стительные или абстрактные рисунки.

Имидж деловой женщины предполагает и другие ограничения. В частности, не стоит появляться на ра­боте в сверхмодной одежде «последний писк», в брю­ках, если вы работаете среди мужчин, и вообще оде­ваться в мужском стиле. Чрезмерно укорачивать юбку, повинуясь моде, тоже нельзя.

Туфли желательно носить простые, на среднем каб­луке, а чулки — телесного цвета. Пальто и плащ долж­ны закрывать юбку или платье. Для женской деловой одежды подходит платье в тон с жакетом. Блузка или блейзер могут контрастировать с юбкой, а свитер во­обще на работу, как мы уже говорили выше, надевать не принято.

Волосы. И хотя длинные волосы делают женщину более привлекательной, нужно не забывать, что они отрицательно сказываются на имидже дело­вой женщины.Лучше всего волосы средней длины, до плеч. Но они не должны напоминать прическу мальчика или мужчины. Женщины, как известно, красят волосы, чтобы вы­глядеть моложе и красивее. Седина добавляет солид­ности мужчине, но женщины борются с ней, как толь­ко могут, хотя (как считают некоторые) и не всегда оправданно. В психологическом плане темные волосы женщины говорят о ее властности, а светлые способствуют ее привлекательности.

Чересчур смелые эксперименты с волосами, осо­бенно с их цветом, «не работают» на имидж деловой женщины.

Прическа. Ее подбирают с учетом фигуры. Крупная и высокая женская фигура: средняя длина волос до мочки уха, увеличен их объем на височной части. Ма­ленькая и полная фигура: волны или легкие кудри, уходящие в теменную зону. Низкорослая и худая жен­щина: каре — короткий и удлиненный вариант, увели­чен объем волос около ушных областей и на висках.

Прическа зависит от типа лица. Нет особых проблем с выбором прически у тех, у кого овальное лицо. К круглому лицу подойдет каре классического или ро­мантического стиля. При квадратном лице не следует открывать лоб, рекомендуется челкой прикрывать верх­нюю лобную зону.

С помощью прически можно «корректировать» от­дельные части лица: длинный нос — напустить воло­сы, вздернутый — завить кудри. Скошенный подборо­док выправят зачесанные назад волосы или прическа с пробором.

При выборе прически следует принимать во внима­ние форму головы. Если заметно выражена теменная часть, то желательна стрижка, уменьшающая объем теменной части. Если скошена линия лба, то лучше всего длинная челка.

Макияж. Блондинкам, предпочитающим холод­ную гамму, рекомендуются розоватые, серые, сли­вовые и серо-голубые тени, бежевый или розовый тональный крем. Теплую гамму создают каштановые или медные тени для век при золотисто-бежевом тоне лица. Остальной макияж сдержанный, помада мо­жет быть яркой.- Черноволосым женщинам не следует использовать косметические средства ярких и так называемых чис­тых тонов. Серые и розовые тени «смягчают» взгляд.

Каштановые оттенки волос считаются нейтральны­ми. Их отлив может быть теплым (коричневым и крас­новатым с желтым) или холодным (пепельно-кашта­новым). Если волосы медно-каштанового оттенка, а глаза цвета лесного ореха, то предпочтение следует отдавать светло-бежевому тональному крему для лица. Глаза подчеркивают сочетанием теней коричневого и рыжеватого цветов или золотистого и цвета листвы. Румяна и губная помада в таком случае — медных и коричневато-оранжевых оттенков.

Если волосы пепельно-каштановые,- а глаза карие, голубые, тональный крем для лица — розовый. Маки­яж глаз — желто-каштановый, с бежевато-розовым.

Очки. Оправа очков должна быть средних размеров, пластмассовая или металлическая. Брюнеткам рекомен­дуется подбирать оправу в тон волосам, блондинкам и рыжеватым — избегать оправ, близких по цвету к во­лосам. Для них лучшая оправа — коричневого цвета.

Не рекомендуется носить темные и дымчатые очки. Хотя они и придают «солидности» деловой женщине, но наносят урон ее женственности.

Аксессуары. Цветной платочек (но не цветастый), брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, эле­гантная сумочка — эти и другие нехитрые детали туа­лета придают внешнему облику женщины индиви­дуальность. Стремление не остаться незамеченной — глубинная потребность любой женщины. Вот почему она постоянно изобретает средства для ее удовлетво­рения. И эффект аксессуаров — одно из таких средств.

Примечательно, что достижение нужного эффекта не требует сколько-нибудь значительных материаль­ных затрат, причем возможны различные комбина­ции аксессуаров. Они прекрасно играют роль до­полнительных деталей в создании имиджа деловой женщины.

Минимальный их набор следующий. Первый неза­менимый предмет — атташе-кейс: кожаный телесно-коричневый, простой, без ярких металлических украшений. Если женщина предпочитает пользоваться дам­ской сумочкой, то уж, конечно, только кожаной и высокого качества (внутри сумочки должен быть пол­ный порядок!). Бумажник и кошелек желательны од­ного цвета, без узоров.

Всегда при себе нужно иметь ручку и карандаш. Же­лательно, чтобы ручка была с надежным золотым или позолоченым пером.

Никогда не пишите дешевыми ручками и огрызка­ми карандаша: эта на первый взгляд мелкая деталь мо­жет навсегда испортить вашу репутацию!

10. Цель, миссия, девиз и миф компании

В построении корпоративной культуры важное значение имеет ее временное развертывание, включающее в себя: цель, миссию, девиз и мифы.

Цель – это идеальный будущий результат деятельности, который возникает до начала деятельности и, как закон, определяет ее ход. Цель должна быть великой, вдохновляющей сотрудников на большие дела. Проверка на "великость" простая. Если вы после озвучивания (понятно, что важно еще и как озвучить!) этой цели перед всем своим коллективом видите горящие глаза, гордо поднятые подбородки, выпрямленные спины, то будьте уверены - это то, что надо. Конечно, было бы неплохо, чтобы она еще и соответствовала вашим целям или, по крайней мере, вам было бы по пути. Чтобы создать цель, дающую "харизматическую силу", необходимо выполнить следующие условия:

1. Достижение цели сделает компанию и людей, в ней работающих, абсолютно уникальными. Этому правилу, например, отвечает цель "стать абсолютным лидером в каком-то сегменте рынка".

2. Цель достижима в принципе.

3. Цель не противоречит моральным ценностям сотрудников. Именно поэтому высокая текучесть кадров в таких сегментах бизнеса, как сетевой маркетинг и продажа тайм-шеров.

4. Цель нравится людям, они считают ее достойной. Очень важно не путать ВЕЛИКУЮ ЦЕЛЬ, которая стоит перед организацией, и конкретные цели, появляющиеся на этапе планирования. Перед ВЕЛИКОЙ целью не стоит задача подстегнуть логическую составляющую человека, поэтому конкретные цифры, факты в данном случае не нужны. Главная задача ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ - наполнить деятельность сотрудников энергией, воздействовать на их эмоциональную составляющую. И как раз с этой точки зрения цифры будут вредны, так как наличие фактов снимает с цели атрибут "ВЕЛИКОЙ".

Миссия

Миссия - краеугольный камень корпоративной политики. Однако миссию часто путают с целью, представляя ее какой-то суперглобальной надцелью, величайшей целью. Но цель у нас уже есть. Вполне великая и глобальная. Зачем же тогда миссия?

Еще древнекитайский философ Мо- Цзы считал, что истинной добродетелью является польза народа, а не польза личности. Поэтому-то нам необходимо видеть в своей деятельности пользу не только для себя и своей организации (эту пользу обеспечивает достижение цели), но и пользу общественную, выгоду, которую мы принесем всему обществу. Да, и лояльность окружения организации (клиенты, партнеры, государство и т.д.) также будут определяться тем, преследуем ли мы только свои узкие корпоративные (личные) цели или стремимся принести пользу и им, как частичкам общества.

Таким образом, миссия - цель организации с точки зрения общественной выгоды, наиболее активный, связующий внутренний и внешний имидж организации, элемент корпоративной культуры. Обязательным условием эффективности миссии в структуре внешнего имиджа является ее правдивость и глубокая укоренен­ность в имидже внутреннем. Только если всем членам организа­ции, включая руководство и рядовых сотрудников, понятна мис­сия организации, и все они ее разделяют, можно рассчитывать на эффективность ее как элемента внешнего имиджа.

Девиз

Девиз компании является неким аналогом рекламного слогана, формирующего впоследствии ее бренд. И предназначение у него такое же - позиционирование.

Все люди, которые контактируют с компанией, должны четко понимать: что это за организация, чем она занимается и какую пользу она может им принести. И речь здесь идет уже не об общественной выгоде, а о благах, которые может извлечь из сотрудничества с этой организацией сам человек. Еще одно предназначение девиза - напомнить сотрудникам, чего от них ждут клиенты и партнеры. Даже самые хорошие менеджеры под влиянием рутины начинают со временем это забывать. Теперь понятно, что ни формулировка цели компании, ни формулировка ее миссии на роль девиза не подходят. Цель отражает внутреннюю направленность организации и ничего не говорит о ее пользе для внешнего мира. Миссия - декларирует общественную пользу, не упоминая о выгодах конкретного человека. Поэтому без еще одного инструмента - девиза - эффективной организации не обойтись.

Как это бывает? Январь 2004 года. Российская компания готовится выйти на рынок со своей продукцией - средствами по уходу за руками. Есть уникальная

идея - это первая (и на сегодняшний день единственная) линейка продуктов, содержащая все популярные косметические средства по уходу за руками. Продукция готова поступить на склад. Есть продуманная система продаж. И тут генеральный директор понимает, что перед ним стоит еще одна непростая задача.

Как сделать так, чтобы менеджеры по продажам поверили в новую марку, в будущее своей компании? Как сделать так, чтобы все сотрудники молодой компании работали одной командой, как избежать внутренних трений в коллективе?

К этому моменту коллектива как такового еще не было. Были проведены предварительные переговоры с несколькими менеджерами. И большинство из них еще не дали окончательного ответа. Новорожденная компания начала свою деятельность с того, что заказала для сотрудников тренинг "Фирмообразование". В течение одного рабочего дня потенциальные сотрудники ставили перед компанией великую цель: определяли, чем компания может и будет полезна обществу - формулировали ее миссию. Предлагали, конструировали, вычеркивали, переписывали, начинали всю процедуру заново, наконец, сформулировали девиз свой компании. Да, да, уже своей, потому что к этому моменту компания стала для них родной. Вот что у них получилось.

Цель компании: Абсолютное лидерство в сегменте рынка косметики для рук.

Миссия компании: Обеспечить женщин профессиональной домашней косметикой для рук.

Девиз : Профессиональная забота о красоте женских рук.

Если бегло прочитать продукт их восьмичасового творчества, то на первый взгляд может показаться, что в этих словах нет ничего особенного. Однако во многом благодаря именно этому документу компания развивается так успешно (уже во второй месяц работы объем продаж вплотную подошел к миллиону, а число клиентов перевалило за пятьдесят).

Мифы

Организацию (с некоторыми оговорками) можно рассматривать как некоего посредника между лидером и управляемыми им людьми. А иногда, особенно если говорить о бюрократических системах, организация способна заменить собой лидера, стать им. Все это говорит о том, что в организации, помимо формальных средств коммуникации, необходимы еще и неформальные. Именно мифы и являются таким неформальным средством. Чтобы было понятней, о чем идет речь, приведем несколько определений мифов.

Миф (современный словарь) - фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека.

Миф (по Далю) - иносказание в лицах, вошедшее в поверье.

Именно через мифы передается корпоративная культура, именно они обеспечивают преемственность поколениям сотрудников. Количество мифов - атрибут возраста компании. Следовательно, чем больше в компании ходит мифов, тем выше ее харизма, тем больше ее авторитет и способность управлять людьми. Вы хотите превратить свою организацию в эффективное средство управления? - Займитесь мифотворчеством.