Реферат: Характеристика банковских электронных услуг

Название: Характеристика банковских электронных услуг
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

«Банковские электронные услуги»

Вариант № 7

Выполнил: Сулимова К. С.

Факультет: ФК, 2ВО

Преподаватель: Тайдаев Р. М.

Воронеж

2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Требования, предъявляемые к автоматизированным банковским системам. Современное состояние рынка автоматизированных банковских систем в России.......................................................................................................................... 3

1.1. Автоматизированная банковская система - важнейший элемент информационного обеспечения внутреннего контроля.........................................3

1.2. Требования, предъявляемые к банковским электронным системам.......................................................................................................................8

1.3. Дополнительные требования, предъявляемые к банковским электронным системам.....................................................................................................................13

Задача.........................................................................................................................16

Литература.................................................................................................................25

1. Требования, предъявляемые к автоматизированным банковским системам. Современное состояние рынка автоматизированных банковских систем в России.

1.1. Автоматизированная банковская система - важнейший элемент информационного обеспечения внутреннего контроля

В условиях стремительного развития банковской розницы, когда на рынке уже определились лидеры и постоянно появляются новые сильные игроки, банки вынуждены все более серьезно задумываться о способах повышения конкурентоспособности своих продуктов. Одновременно с ростом популярности услуг кредитования и объемов выданных ссуд закономерно повышаются и требования клиентов как к финансовым условиям кредитов, так и к качеству обслуживания, выражающемуся в удобстве и быстроте получения и использования кредитных продуктов.

Финансовые организации, стремящиеся занять устойчивые позиции в розничном сегменте, предъявляют сегодня новые требования к технологической инфраструктуре, которая в современных условиях должна обеспечить полную поддержку кредитования и других розничных услуг. Закономерно, что, анализируя все аспекты автоматизации розничного бизнеса, банки начинают уделять особое внимание расширению функциональных возможностей автоматизированной банковской системы, которая является ключевым компонентом IT-комплекса любого банка.

В свете повышения сложности процессов, связанных с предоставлением и обслуживанием кредитов, и увеличения объемов розничных операций сегодня на первое место выходят следующие требования банков к автоматизированной банковской системе: способность обеспечивать быстрое формирование и вывод на рынок новых финансовых продуктов, возможность обслуживания больших потоков клиентов по различным каналам в режиме реального времени, потенциал для наращивания мощностей и расширения функциональности системы по мере роста бизнеса.

В связи с тем, что за последние годы банковский бизнес претерпел значительные качественные изменения, многие используемые банками автоматизированные банковские системы перестали соответствовать современным требованиям и оказались неспособны обеспечить поддержку растущих объемов розничных операций. В силу этих обстоятельств сегодня на российском рынке IT-решений, ориентированных на банковский сектор, открываются новые перспективы для российских и международных разработчиков банковских систем, продукты которых обладают широкими возможностями в области поддержки розничных услуг и уже доказали свою эффективность в процессе эксплуатации в крупнейших зарубежных финансовых структурах.

В настоящее время по мере того, как успешно функционирующие банковские структуры перестраивают свои системы финансового менеджмента, переходя от оценки деятельности банка исключительно с точки зрения законодательных и надзорных требований к оценке его бизнес-линий, продуктов и услуг, клиентской базы, развитию систем управленческого учета, появляется насущная потребность в программном обеспечении, ориентирующемся именно на эти тенденции в банковском бизнесе. Таким образом, от автоматизации отдельных рутинных операций банки переходят к информационным системам обеспечения широкого круга тесно связанных между собой бизнес-процессов, являющихся основными источниками прибыли для кредитных организаций.

В условиях быстро меняющейся внешней среды у банковских менеджеров возрастают потребности в эффективном управлении финансовыми, другими ресурсами, в оперативном получении информации обо всех сторонах банковской деятельности, о состоянии внешних рынков, удовлетворить которые в полной мере могут лишь современные автоматизированные информационные системы.

Все возрастающие требования к автоматизированным банковским системам привели к необходимости создания нового типа автоматизированных систем - управленческих информационных систем (УИС). Эти системы на качественно новом интеллектуальном и техническом уровне должны объединять протекающие в банке разрозненные процессы в единую, логически стройную систему, обеспечивающую комплексной информацией все звенья управленческого аппарата банка. Владение этой информацией позволит менеджменту наиболее полно реализовывать свои управленческие функции, такие как учет, контроль, анализ, планирование, регулирование и другие, в конечном итоге, принимать эффективные управленческие решения.

Основные направления автоматизации банковской деятельности в общем виде представлены на рис. 1.

Таким образом, совершенствование информационных технологий, развитие банковского бизнеса, изменение финансовой конъюнктуры - все это существенным образом влияет на развитие автоматизированных информационных систем.

Уровень автоматизации российских коммерческих банков в настоящее время сильно различается. Несмотря на то, что разработчики программного обеспечения приступили к созданию автоматизированных банковских систем нового поколения, позволяющих интегрировать программные продукты по всем

Рис. 1 Основные направления автоматизации
банковской деятельности

направлениям банковской деятельности, многие кредитные организации продолжают использовать программное обеспечение прошлого поколения, при этом не спешат переходить на современные АБС. Это обусловливается многими причинами, главными из которых являются: слабость российской банковской системы в целом, существенные различия в количественных и качественных параметрах коммерческих банков (таких как величина собственных средств, количество филиалов, численность клиентуры, виды предоставляемых услуг и т. д.), низкий уровень профессионализма отдельных менеджеров, слабая научно-методическая разработка проблем, связанных с автоматизацией.

Автоматизированная банковская система является важнейшим элементом информационного обеспечения внутреннего контроля, поскольку для современных условий развития информационных технологий характерно все более широкое использование высокоэффективных автоматизированных информационных систем.

Современные АБС должны решать следующие основные задачи:

· автоматизированное управление сбором информации, поступающей от разнообразных внешних и внутренних источников, ее хранение и обработка;

· обеспечение дистанционного оперативного доступа потребителей информации к данным системы;

· обработка документов, ведение учета, оперативное составление разнообразных отчетов;

· автоматизация всех банковских операций, технологических процессов, внедрение новых банковских продуктов и услуг (например, банковских карточек, банкоматов, услуг “банк-клиент” и др.);

· ведение анализа имеющейся информации на основе аналитических моделей;

· выдача рекомендаций менеджерам банка для принятия как оперативных, так и стратегических управленческих решений;

· обеспечение контрольных функций;

· охрана информации от несанкционированного доступа.

Техническое обеспечение АБС во многом определяет возможности программного обеспечения, которое становится все более сложным и многофункциональным, а потому требует высоко профессиональных подходов к его разработке. Если на первом этапе развития АБС решались, в первую очередь, задачи учетного и информационно-обеспечивающего характера, то на нынешнем этапе уже необходим комплексный подход к автоматизации. Именно такой подход позволит увязать все информационные потоки в единую технологическую цепочку, обеспечить информацией все участки банковской деятельности, в том числе ведение учета и составление отчетности, осуществление платежей, комплексное планирование, логистика и управление структурами, управление рисками, бюджетирование, осуществление контроля, анализ финансового положения банка и т. п.

Под информационным обеспечением АБС понимается представление и хранение в системе всей информации, необходимой и достаточной для эффективной работы ее пользователей. Информационное обеспечение должно не только содержать требуемую для деятельности подразделений банка информацию, но также быть представлено в максимально удобном виде. Автоматизированная банковская система должна включать в себя следующие основные блоки информации: нормативно-правовые документы, данные о состоянии финансовых рынков, клиентах банка, методическое обеспечение, справочно-банковскую информацию, сведения учетно-управленческого характера (о плановых показателях, результатах их выполнения и т. п.), данные о кадровом составе и т. п.

Автоматизированная банковская система должна строиться на основе модульности, предполагающей, что структура АБС состоит из программного ядра и нескольких независимых функциональных модулей, число которых может постепенно увеличиваться, за счет чего можно наращивать ее возможности. Программное ядро определяется как минимальный состав подсистем, при котором система сохраняет свою работоспособность. В ядро АБС, как правило, включаются подсистема бухгалтерского учета и отчетности, информационной безопасности, администрирования и т. п.

1.2. Требования, предъявляемые к банковским электронным системам

Интегрированность системы - другое важное требование, заключающееся в способности всех компонентов комплекса работать на единой базе данных таким образом, чтобы информация любой отдельно взятой подсистемы была доступна в режиме реального времени всем другим подсистемам. Интегрированную систему автоматизации многофилиального банка должно отличать, прежде всего, специфическое архитектурное построение, которое обусловливает особые требования к программно-аппаратной платформе и средствам коммуникации.

Расширение банковского бизнеса по предоставлению розничных услуг клиентам требует организации оперативной и удобной системы их обслуживания в любом филиале или отделении банка, возможности проведения самообслуживания клиентов из дома, офиса или мультимедийного киоска самообслуживания. Основными проблемами при этом являются недостаточная оперативность обслуживания клиентов в удаленных филиалах и отделениях, слабая поддержка различных каналов связи и периферийных устройств, высокая стоимость эксплуатации системы из-за отсутствия интегрированных решений, охватывающих всю систему функциональности в данной предметной области.

Выполнение требования интегрированности позволяет обеспечивать расширяемость системы, под которой понимается возможность естественным образом обеспечивать производство новых банковских продуктов без увеличения общих издержек на эксплуатацию, а также доступность - или возможность получать все банковские продукты в любом территориально обособленном подразделении банка, в результате чего увеличение числа обслуживаемых клиентов, как правило, не приводит к увеличению общих издержек на эксплуатацию АБС.

Интегрированное решение АБС дает банкам существенные преимущества, прежде всего, за счет использования единой программно-аппаратной платформы, общей базы данных нормативно-справочной информации, единых механизмов администрирования и настройки системы, единых средств подготовки отчетности, существующей возможности быстрой разработки банковских приложений в единой интегрированной среде. Интегрированный подход позволяет банкам не только расширять спектр совершаемых ими операций и предоставляемых услуг, но, что особенно важно, существенно повышать их качество.

Комплексность системы предполагает, что все направления многофункциональной деятельности коммерческого банка подлежат автоматизации. При этом комплексная АБС должна представлять связанный набор продуктов, каждый из которых разработан с использованием единых инструментальных средств и функционирует на единой программно-аппаратной платформе, обеспечивая за счет этого полную интеграцию продуктов при их совместном использовании.

Гибкость системы должна позволять легко менять (или перенастраивать) ее структуру для решения новых бизнес-задач, для адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Выполнение этого требования позволяет, в частности, через средства настройки оперативно модифицировать описания и правила выполнения конкретных банковских операций, создавать новые формы отчетности, вводить в систему новые алгоритмы и т. п. Можно отметить, что гибкость является важнейшей чертой модульных АБС.

Открытость АБС позволяет использовать ее для совместной работы с другими автоматизированными системами. Указанному требованию удовлетворяют современные открытые СУБД, поддерживающие сетевое взаимодействие в архитектуре “клиент-сервер”. Так, например, использование СУБД Oracle позволяет реализовывать в рамках АБС такие важные свойства, как переносимость АБС практически на все ЭВМ, возможность функционирования во всех коммуникационных сетях, высокую степень надежности хранения и обработки данных, высокую скорость обработки транзакций в многопользовательском режиме, высокую эффективность при работе на мультипроцессорных ЭВМ.

Масштабируемость системы дает возможность легко переходить от АБС, используемой небольшой рабочей группой, к распределенной системе практически неограниченного размера и сложности. Информационную основу такой системы должна составлять единая централизованная база данных, позволяющая, в частности, в широких пределах наращивать филиальную сеть банка или сеть других его подразделений.

Возможность работы в режимах “on-line” и “off-line”. Обработка всех операций в режиме реального времени получила за рубежом название OLTP (On-Line Transaction Processing - непосредственная обработка транзакций), при которой всей информацией банковской системы управляет единый сервер базы данных (БД), при этом все рабочие места обращаются в режиме реального времени к централизованному хранилищу информации. Таким образом, все пользователи системы работают на терминалах, связанных с центральной БД, куда однократно вводится вся поступающая в систему информация.

В режиме “off-line”, в отличие от OLTP, рабочие места в удаленных подразделениях банка имеют доступ лишь к локальным базам данных, расположенных, как правило, в самом филиале. По определенным правилам эти данные с некоторой временной задержкой передаются в Головную контору или региональный филиал для последующей их обработки и консолидации.

Безусловно, режим OLTP имеет массу преимуществ, поскольку все вводимые в систему данные сразу становятся доступными всем подсистемам, соответственно, сотрудникам банка. Это позволяет обеспечивать более оперативный уровень обслуживания клиентов. Однако режим OLTP требует и более высоких затрат на его реализацию в связи с необходимостью использования более сложного программного обеспечения, а также более качественных линий связи.

Учитывая специфику России (слабость банковской системы, отсутствие развитой инфраструктуры связи), АБС, обслуживающие многофилиальные банки, должны иметь возможность организовывать работу как в режиме “on-line”, так и в режиме “off-line”, поскольку даже в рамках одного банка для каких-то его территориально обособленных подразделений оптимальным будет один режим, а для других - другой.

Развитые возможности импорта-экспорта данных необходимы современным АБС для осуществления обмена данными с внешними приложениями (системами). В качестве таких данных могут выступать: текстовые файлы различных форматов, базы данных (Oracle, Sybase, Btrieve, Paradox, Dbase и др.), форматы электронных таблиц (Excel, DBF и др.), графические форматы(bmp, pcx, jpg, cdr и др.), формат данных сети Интернет (HTML). Механизм импорта-экспорта данных должен включать в себя ряд обеспечивающих функций, таких как осуществление автоматического контроля, диагностики, протоколирования ошибок при импорте-экспорте и т. п.

Единое информационное пространство. Эффективное управление коммерческим банком возможно лишь при наличии оперативной информации о деятельности всех его подразделений. В этой связи организация оперативного доступа к информации является сложной, а подчас непосильной задачей, если подразделения замкнуты в собственной информационной среде, работают с отдельными, несвязанными программными продуктами. Для решения данной задачи необходимо, чтобы все подразделения банка функционировали в едином информационном пространстве, что позволяет служащим банка (менеджерам, плановикам, аналитикам, контролерам и др.) получать прозрачный доступ ко всей ключевой информации, необходимой им для реализации возложенных на них функций.

Обеспечение консолидации данных является не только требованием к АБС, но и серьезной, многоплановой задачей. Для консолидации данных их необходимо, прежде всего, собрать с различных внешних и внутренних источников, включая отделения, филиалы, представительства банка, затем интегрировать разрозненную и разнородную информацию в единую базу данных таким образом, чтобы ее можно было использовать для оперативного получения ответов на многочисленные вопросы аналитиков и менеджеров.

Важнейшим требованием к автоматизированным системам, особенно в области банковского бизнеса, является защита информации, которая должна обеспечивать не только защиту информации от несанкционированного доступа (как от изменений, так и от просмотра), но также целостность и взаимосогласованность данных в любой момент времени. Задача информационной безопасности должна решаться на верхнем уровне АБС через строгую структурированность системы доступа к информации (использование паролей, других методов идентификации пользователей); полное восстановления всей истории происходящих в системе событий, с определением лиц, их совершавших (комплексный мониторинг действий пользователей); использования зафиксированной информации, для изменения которой требуются специальные полномочия.

Технология обеспечения безопасности, реализуемая в АБС, должна обеспечивать защиту от несанкционированного доступа к данным, как из программных продуктов самой системы, так и из других, внешних по отношению к ней, приложений. В этой связи важно отметить высокую степень надежности и безопасности, которую обеспечивают разработки в архитектуре “клиент-сервер” при использовании современных СУБД (как например, Oracle, SQL-сервер, Btrieve, DB_Vista).

Наконец, степень защиты информации в немалой степени зависит от наличия в системе полного набора средств администрирования, а также полноты и качества системной документации.

В числе важных требований к автоматизированным банковским системам необходимо отметить наличие развитой системы документооборота, которая позволяет требуемым образом настраивать документооборот, описывая схемы делопроизводства - от маршрутизации документооборота на уровне отдельных операций или групп операций до правил генерации проводок и составления разнообразной отчетности.

Современные информационные технологии способствуют развитию “безбумажной” технологии обработки информации. Важно отметить, что количество типов электронных документов, получивших тот же юридический статус, что и их бумажные аналоги, постепенно растет. Это дает возможность постепенно реализовывать концепцию полного электронного документооборота.

Основными преимуществами безбумажной технологии являются: практически мгновенная пересылка данных, уникальность хранения, улучшенная защищенность, резкое снижение трудоемкости обработки документов.

Автоматизированные банковские системы должны поддерживать режим мультивалютности, а также работу с альтернативными планами счетов, что позволяет вести параллельный учет в нескольких учетных системах, использующих как отечественные, так и международные стандарты бухгалтерского учета.

АБС должны иметь развитые встроенные средства получения самых разнообразных видов отчетов, как бухгалтерского финансового (официального), так и управленческого (внутреннего) характера. Несмотря на то, что автоматизированные системы содержат большое количество встроенных отчетов, необходимо иметь возможность оперативно создавать новые отчеты или редактировать старые. Программные продукты, реализующие эти функции, часто называют генераторами отчетов. Генераторы отчетов позволяют получать отчетные формы путем интерпретации шаблонов отчетов, доступных для модификации администратору системы.

1.3. Дополнительные требования, предъявляемые к банковским электронным системам

Прежде, чем формировать требования к какой-либо компьютерной системе, необходимо определить, кто использует систему, кто извлекает от нее пользу и какая информация будет извлекаться из этой системы.

Пользователями системы будут не специалисты в сфере информационных технологий. Исходя из этого, первое требование - защита от некорректных действий оператора.

Хранимая в банковских системах информациях является реальными деньгами, поэтому банковская электронная система должна быть защищена от сбоев и от действия злоумышленников.

К архитектуре банковской информационной системы можно предъявить следующие требования:

Архитектура должна быть такой, чтобы вероятность выхода ее из штабного режима была минимальной. Причины: выход из строя, разрушение данных, потери или искажение информации вследствие случайных или некорректных действий пользователя.

Оптимальное территориальное распределение.

Обеспечение информационного взаимодействия территориально разнесенных подразделений. Это позволит обеспечивать однократный ввод информации в систему.

Информационная достаточность - скорость ввода и обмена информацией должны соответствовать реальному протеканию процессов.

Изменчивость и адаптируемость к внешним условиям.

Жизнеспособность - т.е. запас по производительности, надежности и ремонтопригодности.

Надежность характеризует либо время наработки на отказ, либо вероятность наступления отказа. Эти величины связаны между собой распределением Пуассона.

Ремонтопригодность - это среднее время восстановления системы до работоспособного состояния.

К надежности банковской системы предъявляются повышенные требования, т.к. остановка автоматизации банковской системы приводит как к прямым финансовым потерям, так и к потере репутации.

Пути повышения надежности банковских электронных систем:

Подбор максимально надежных компонентов в банковских электронных системах.

При вводе в эксплуатацию провести полноценное тестирование электронной части и выявит критичные элементы системы и по возможность их продублировать.

Критические элементы могут быть определены путем математического моделирования.

Резервирования критических элементов делят на "горячее" и "холодное".

В случае "горячего" резервирования, резервированный элемент находится в дежурном состоянии, и его активация требует минимум времени.

При "холодном" резерве потребуется определенное время для его активации.

Мероприятия по повышению жизнеспособности системы весьма затратны материально, поэтому имеет смысл соотносить затраты на повышение жизнеспособности с реально возможным ущербом.

Задача

Оцените прибыльность операций с кредитными картами двух банков А и В, если известно, что банк А эмитировал 150 карт с кредитным лимитом 6.000$ и 50 “золотых” карт с лимитом 20.000$. Годовая плата за карты составляет 25$ и 50$ соответственно. Процент за пользование кредитом составляет 25% в год. Льготный период – 30 дней . В среднем каждый клиент пользовался кредитом в течении 330 дней, при этом сумма кредита составляла 5.000$ по обычной карте и 10.000$ по “золотой”. Оборот по картам составил 12.000.000$. Плата за кредитные ресурсы составляет 7%, это 32% всех расходов банка, связанных с карточным бизнесом. Для банка В эти же показатели следующие: 300 карт по 5.000$ и 40 с лимитом 15.000$. Годовая плата 20$ и 50$. Процент за пользование кредитом составляет 24% в год. Льготный период – 25 дней . В среднем каждый клиент пользовался кредитом в течении 325 дней, при этом сумма кредита составляла 4.000$ по обычной карте и 10.000$ по “золотой”. Оборот по картам составил 16.000.000$. Плата за кредитные ресурсы составляет 7,5%, это 35% всех расходов банка, связанных с карточным бизнесом. Плату за информационный обмен рассчитывать исходя из 1.5%

РЕШЕНИЕ

Чтобы определить прибыльность операций, надо сначала определить прибыль от операций. Прибыль есть разница между доходами и расходами. Доходы складываются из платы за информационный обмен, ежегодной платы за карты и процентов, получаемых за предоставленный по картам кредит. Расходы - это процент за кредитные ресурсы, который нам предстоит определить и прочие расходы, выраженные в определенной пропорции к плате за кредитные ресурсы.

Определим доходы.

Плата за информационный обмен исчисляется от оборота по карточкам, т.е. равна обороту по карточкам умноженному на процент комиссионных за информационный обмен.

Плата за информационный обмен банка А = 12000000*1,5% = 180000$

Плата за информационный обмен банка В = 16000000*1,5% = 240000$

Ежегодная плата равна количеству эмитированных карточек, умноженному на годовую плату за соответствующую карточку. Исчисляется для каждого вида карточек отдельно, поскольку годовая плата по ним разная.

Годовая плата за обычные карты банка А = 150*25 = 3750$

Годовая плата за обычные карты банка B = 300*20 = 6000$

Годовая плата за "золотые" карты банка А = 50*50 = 2500$

Годовая плата за "золотые" карты банка В = 40*50 = 2000$

Процентный доход по предоставленным кредитам исчисляется по формуле:

, где

II процентный доход;

CP – средний объем кредитного портфеля, вычисляется как сумма кредитов, предоставленных по обычным и золотым карточкам;

MC % по кредиту;

T с - время пользования кредитом. Время пользования кредитом для целей исчисления процентов равно времени, которое клиент пользовался кредитом за вычетом льготного периода, поскольку в льготный период проценты не начисляются;

TB базовый год.

Средний объем кредитного портфеля получается как сумма кредитов, предоставленных по обычным и золотым карточкам, т.е.:

, где

CP – средний объем кредитного портфеля;

NG – количество золотых карт;

NS - количество обычных карт;

CG - средний кредит по «золотой» карте;

CS - средний кредит по обычной карте.

Время пользования кредита для целей исчисления процентов равно времени, которое клиент пользовался кредитом за вычетом льготного периода, поскольку в льготный период проценты не начисляются.

Дни, за которые начисляются проценты по кредиту (А) = 330-30 = 300 дн.

Дни, за которые начисляются проценты по кредиту (B) = 325-25 = 300 дн.

Базовый год равен 360 дням.

Теперь перейдем к расходам. Точнее к плате за кредитные ресурсы. Рассмотрим несколько вариантов.

Вариант А (перестраховочный). Предполагается, что банк эмитировал все свои карточки утром 1 января и тут же привлекся на сумму лимита по эмитированным карточкам на целый год. В этом случае проценты за пользование будут исчисляться по формуле:

, где

CL – общий лимит по картам;

MF - % по кредитным ресурсам;

TB базовый год

При этом

, где

CL – общий лимит по картам;

NG – количество золотых карт;

NS - количество обычных карт;

CLG - кредитный лимит по «золотой» карте;

CLS - кредитный лимит по обычной карте.

Вариант Б (фантастический). Предполагается, что банк привлекся на сумму лимита по эмитированным карточкам, но не на весь год, а на время, которое клиенты пользовались кредитом (для банка А - это 330 дней). Льготный период здесь не вычитается, т.к. на рынке кредитных ресурсов не применяется. Фантастичность заключается в расчете времени, которое клиенты будут пользоваться кредитом. В этом случае проценты за пользование кредитом будут рассчитываться по формуле:

, где

CL – общий лимит по картам;

MF - % по кредитным ресурсам;

TK - среднее время пользования кредитом;

TB базовый год

Вариант В (оптимальный). Предполагается, что банк привлекается не на сумму лимита эмитированных карт, а на сумму среднего кредитного портфеля по этим картам. Причем привлекается на время пользования клиентами кредитными ресурсами. Это означает, что банк ежедневно кредитуется на межбанковском рынке на сумму реально выбранного клиентами кредита. В условиях ликвидного рынка достаточно нормальный вариант. В этом случае проценты за пользование кредитом будут рассчитываться по формуле:

, где

CP – средний объем кредитного портфеля;

MF - % по кредитным ресурсам;

TK - среднее время пользования кредитом;

TB базовый год

Вариант Г (рекомендуемый). Как и в предыдущем случае, банк привлекается на сумму среднего кредитного портфеля по эмитированным картам, но на весь год. При хорошо поставленной аналитической службе не составляет особого труда оценить средний объем кредитного портфеля по пластиковым карточкам. А для уменьшения риска банка целесообразно привлечь указанную сумму сразу на год, а небольшие «всплески» покрывать ежедневно на межбанковском рынке. В этом случае проценты за пользование кредитом будут рассчитываться по формуле:

, где

CP – средний объем кредитного портфеля;

MF - % по кредитным ресурсам;

TB базовый год

Общие расходы во всех четырех случаях будут рассчитываться исходя из расходов по кредитным ресурсам делением суммы расходов по кредитным ресурсам на их долю в общей сумме расходов.

Вариант А (перестраховочный)

Банк А = 133000/32% = 415625$

Банк В = 157500/35% = 450000$

Вариант Б (фантастический)

Банк А = 121917/32%= 380990$

Банк В = 142188/35% = 406250$

Вариант В (оптимальный)

Банк А = 80208/32% = 250651$

Банк В = 108333/35% = 309524$

Вариант Г (рекомендуемый)

Банк А = 87500/32% = 273438$

Банк В = 120000/35% = 342857$

Доходы банка А = 180000+3750+2500+260417 = 446667$

Доходы банка В = 240000+6000+2000+320000 = 568000$

Прибыль = Доходы – Расходы

Вариант А (перестраховочный)

Банк А = 446667-415625 = 31042$

Банк В = 568000-45000 = 118000$

Вариант Б (фантастический)

Банк А = 446667-380990 = 65677$

Банк В = 568000-406250 = 161750$

Вариант В (оптимальный)

Банк А = 446667-250651 = 196016$

Банк В = 568000-309524 = 258476$

Вариант Г (рекомендуемый)

Банк А = 446667-273438 = 173229$

Банк В = 568000-342857 = 225143$

Прибыльность будем определять как отношение прибыли к общему лимиту по карточкам и к среднему кредитному портфелю (два варианта). Следует заметить, что для вариантов А и Б наиболее корректной будет прибыльность по отношению к лимиту по карточкам, а для вариантов В и Г - прибыльность по отношению к среднему кредитному портфелю, т.к. прибыльность обычно вычисляется по отношению к величине вложенных средств.

ПРИБЫЛЬНОСТЬ к лимиту по картам:

Вариант А (перестраховочный)

Банк А = 31042/1900000*100 = 1,63%

Банк В = 118000/2100000*100 = 5,62%

Вариант Б (фантастический)

Банк А = 656877/1900000*100 = 3,46%

Банк В = 161750/2100000*100 = 7,70%

Вариант В (оптимальный)

Банк А = 196016/1900000*100 = 10,32%

Банк В = 258476/2100000*100 = 12,31%

Вариант Г (рекомендуемый)

Банк А = 173229/1900000*100 = 9,12%

Банк В = 225143/2100000*100 = 10,72%

ПРИБЫЛЬНОСТЬ к кредитному портфелю:

Вариант А (перестраховочный)

Банк А = 31042/1250000*100 = 2,48%

Банк В = 118000/1600000*100 = 7,38%

Вариант Б (фантастический)

Банк А = 656877/1250000*100 = 5,25%

Банк В = 161750/1600000*100 = 10,11%

Вариант В (оптимальный)

Банк А = 196016/1250000*100 = 15,68%

Банк В = 258476/1600000*100 = 16,15%

Вариант Г (рекомендуемый)

Банк А = 173229/1250000*100 = 13,86%

Банк В = 225143/1600000*100 = 14,07%

Результаты расчетов приведены в таблице 1.

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛЬ

Банк А

Банк В

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Количество обычных карт , шт.

150

300

Лимит обычной карты, $

6000

5000

Годовая плата за обычную карту, $

25

20

Средняя сумма кредита по обычной карте, $

5000

4000

Количество "золотых" карт, шт.

50

40

Лимит "золотой" карты, $

20000

15000

Годовая плата за "золотую" карту, $

50

50

Средняя сумма кредита по "золотой" карте, $

10000

10000

Процент за пользование кредитом

25%

24%

Льготный период(дней)

30

25

Среднее время пользования кредитом (дней)

330

325

База, дней

360

360

Оборот по картам, $

12000000

16000000

Плата за информационный обмен

1,5%

1,5%

Плата за кредитные ресурсы

7,0%

7,5%

Доля платы за кредитные ресурсы в общей сумме расходов по картам

32,0%

35,0%

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ДАННЫЕ

Общий лимит по эмитированным картам, $

1900000

2100000

Общий кредитный портфель по картам, $

1250000

1600000

Дни, за которые начисляются %% по кредиту

300

300

ДОХОДЫ

Плата за информационный обмен, $

180000

240000

Годовая плата за обычные карты, $

3750

6000

Годовая плата за "золотые" карты, $

2500

2000

%% по кредиту

260417

320000

ИТОГО ДОХОДЫ, $

446667

568000

ПЛАТА ЗА КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ , $

Вариант А(перестраховочный)

133000

157500

Вариант Б (фантастический)

121917

142188

Вариант В (оптимальный)

80208

108333

Вариант Г (рекомендуемый)

87500

120000

РАСХОДЫ , $

Вариант А (перестраховочный)

415625

450000

Вариант Б (фантастический)

380990

406250

Вариант В (оптимальный)

250651

309524

Вариант Г (рекомендуемый)

273438

342857

ПРИБЫЛЬ , $

Вариант А (перестраховочный)

31042

118000

Вариант Б (фантастический)

65677

161750

Вариант В (оптимальный)

196016

258476

Вариант Г (рекомендуемый)

173229

225143

ПРИБЫЛЬНОСТЬ к лимиту по картам (%)

Вариант А (перестраховочный)

1,63

5,62

Вариант Б (фантастический)

3,46

7,70

Вариант В (оптимальный)

10,32

12,31

Вариант Г (рекомендуемый)

9,12

10,72

ПРИБЫЛЬНОСТЬ к кредитному портфелю (%)

Вариант А (перестраховочный)

2,48

7,38

Вариант Б (фантастический)

5,25

10,11

Вариант В (оптимальный)

15,68

16,15

Вариант Г (рекомендуемый)

13,86

14,07

Таким образом, прибыльность банка Б выше, чем прибыльность банка А.

Литература

1. Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности: Учебное пособие / Под редакцией проф. Г.Л. Титоренко. – М: Финстатинформ, 2004.

2. Банковские информационные системы: учеб. / Под ред.В.В.Дика. М.: Маркет ДС, 2006.

3. Информационные системы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

4. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт, М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009.

6. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2005.

7. Тютюнник А.В., Шевелев А.С. Информационные технологии в банке. – М.: БДЦ-пресс, 2003.