Реферат: Функциональный логистический менеджмент управления заказами

Название: Функциональный логистический менеджмент управления заказами
Раздел: Рефераты по логике
Тип: реферат

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….

2

1. Основные логистические категории по теме исследования …………………………..

4

2. Эволюция теории и практики управления материальными и информационными потоками .………………………………………………………………………………...

11

2.1.

Развитие изучаемого процесса в логистике снабжения …………………….......

11

2.2.

Развитие изучаемого процесса в производственной логистике ………………..

13

2.3.

Развитие изучаемого процесса в логистике сбыта ………………………………

16

2.4.

Развитие изучаемого процесса в транспортной …………………………………

17

2.5.

Развитие изучаемого процесса в информационной логистике …………………

20

3. Преимущества логистического подхода в управлении движения потоками, пути оптимизации изучаемого процесса ……………………………………………………..

23

4. Практическое задание ……………………………………………………………………

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...

31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………...

33

Введение

В настоящее время логистике, помимо ее традиционного использования в качестве предпринимательской или бизнес – логистики, отводится особая роль. Логистика как наука и эффективный инструмент управления потоковыми воспроизводственными процессами приобретает решающее значение в формировании логистической общественной системы. Последняя, по мнению ряда зарубежных и отечественных ученых, играет роль «центральной нервной системы» в более сложных общественных организациях, которая определяет долговременные стратегические цели и оптимальную траекторию развития целостной общественной системы, отвечающие ее жизненным интересам, и одновременно поддерживает эффективность (рациональность и работоспособность) подчиненной ей «вегетативной системы» в виде рыночного механизма саморегулирования.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включа­ет управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. На современном этапе перед логистикой стоят следующие задачи: как вида деятельности – достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности фирм к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли и получение преимуществ перед конкурентами посредством создания эффективной интегрированной системы управления материальными, информационными и прочими потоками для обеспечения высокого качества поставки продукции. Логистика – это процесс непрерывного наблюдения за всем ходом производственного процесса. Это как бы «сквозная» функция, которая объединяет разные управленческие процессы, координируя и корректируя их, т.е. это сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось суще­ственной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наи­более важных функций экономической жизни.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые систе­мы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйство­вания самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и прини­мает решения.

Деятельность компаний на рынке обуславливается ее основной целью – миссией, определяющей ее деловую активность, поведение на рынке и ведущей к ее финансовому благополучию и стабильности. Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компаний. Многие устоявшиеся понятия и принципы работы, которые были вполне приемлемыми и устраивали руководство компании, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса и требуют детального анализа и пересмотра с целью их совершенствования. Для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов. Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повышения уровня качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компании с целью повышения эффективности бизнеса. Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические, и др.) аспекты деятельности людей.

Целью курсовой работы является рассмотрение развития теории и практики управления материальными и информационными потоками.

Задачей данной работы выявить категории и проанализировать эволюцию теории и практики управления материальными и информационными потоками, ее развитие в разных сферах. Выявить преимущества логистических подходов.

1. Основные логистические категории по теме исследования

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах. [2, 25]

Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем , в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.

В период развития логистики - 70-х гг., стало ясно, что решение проблемы координации управления материальными потоками от сырьевого источника до конечного потребителя найдено (сквозное управление материальным потоком по всей логистической цепи). Возникла необходимость в формировании широко развитой инфраструктуры, разработке соответствующих организационных форм, формировании высококвалифицированного административно-хозяйственного аппарата, т.е. новая область нуждалась в более глубокой теоретической проработке научных основ и положений.

На I Европейском конгрессе в 1974 г., логистике впервые было дано новое, с точки зрения ее применения в невоенной области, определение: логистика – учение о системном планировании и контроле материальных, энергетических, информационных и пассажирских потоков, а также об управлении ими.

Таким образом, логистику стали рассматривать как научное направление, цель которого состоит в разработке методов и организационных форм управления потоковыми процессами для максимального удовлетворения спроса на продукцию (товар, услуги, информацию, энергию) и доведение ее до потребителя в обусловленный срок с минимальными затратами.

Управление потоковыми процессами, их преобразование и интеграция являются новой формой управления, превосходящей традиционные как по уровню творческого потенциала, так и по степени эффективности конечных результатов. Оптимизация потоковых процессов стала возможной лишь благодаря переориентации с количественных критериев оценки хозяйственной деятельности на качественные.

С годами логистика как научное направление приобретает все более широкое распространение. В настоящее время она выделилась в специальную дисциплину, тесно связанную с математикой, статистикой и рядом экономических наук. [18]

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.

Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением, определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции».

Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение. [9, 45]

В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно – финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т.е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.
Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как М. Портер. Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.

Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней «способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения ... способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей». Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «...логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы».

К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.

Из приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может служить создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, такие английские исследователи, как М. Кристофер и Г. Уилс, считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов. [4, 36]

В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:

- логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика)

- производственная логистика сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика)

- транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).

Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.
Логистика является системой, содержащей функциональные области. Между областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.
Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. [4, 70]

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.

К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» –имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.
В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями. [18]

2. Эволюция теории и практики управления материальными и информационными потоками

2.1. Развитие изучаемого процесса в логистике снабжения

Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т. д.). Осуществление закупок и снабжения - одна из основных функций в каждой организации.

Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, например связанные с доставкой товара. Иными словами, при использовании понятия «закупка» имеют в виду фактическую покупку.

Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т.е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед – сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.

Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, полому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды. [3, 150]

Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение.

Место логистики снабжения в логистической системе

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой – управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами. Она предусматривает создание инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением.

В обобщенном виде цель снабжения – гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:

- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т.п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;

- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;

- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бугалтерией производится расчет с поставщиками;

- поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;

- поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;

- договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

- повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.

В основу определения организационной структуры управления снабжением должны быть положены принципы, которые обеспечивают все функции управления совокупностью подразделений. Это прежде всего: малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций. [6, 80]

Существуют две основные формы организации управления снабжением: централизованная и децентрализованная. Как именно организовано снабжение, зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и клерки. В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.

Преимущества централизованного подхода:

1. пользователь лучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой;

2. возможность более быстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах.

Недостатки децентрализованного подхода:

1. решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирования организации в целом;

2. недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения;

3. ни одно подразделение не может быть достаточно большим для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т.п.

2.2. Развитие изучаемого процесса в производственной логистике

Материальный поток на своем пути от первичного источ­ника сырья до конечного потребителя проходит ряд произ­водственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название произ­водственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

В процессе оперативного планирования и управления производством должно быть достигнуто строгое взаимодействие органов управления на всех стадиях производственного процесса (от получения сырья до реализации продукции) с целью выполнения плана поставок готовой продукции в необходимом количестве, нужного качества, в нужное время и место с минимальными совокупными затратами.

В основе оперативного планирования и управления лежит производственная программа, в рамках которой разрабатываются детализированные плановые задания для каждого производственного подразделения (цеха, участка, рабочего места) на определенный период времени, а также осуществляется текущее руководство производственным процессом и контроль его хода.

Для оперативного планирования характерно использование ряда методов плановых расчетов хода производства: календарный (аналог MRP I), объемно-календарный (используемый в концепциях MRP II и ERP) и перспективный объемно-динамический метод планирования .

1. Календарный метод планирования (КМ) – предназначен для определения конкретных сроков хода производства (запуска, выпуска изделий; опережений запуска, выпуска изделий, сборочных единиц относительно выпуска рассматриваемого изделия) каждого наименования выпускаемой продукции.

2. Объемно-календарный метод планирования (ОКМ) – обеспечивает одновременную взаимоувязку сроков и объемов производимых работ в производственной системе с возможной пропускной способностью производственных подразделений в целом на весь рассматриваемый временной период. Он сопровождается расчетами производственного цикла изделия и загрузки каждого производственного подразделения по видам работ и применяется при формировании месячных производственных программ.

3. Объемно-динамический метод, использующий динамическое представление о ходе производственного процесса (учитывающее объективные закономерности протекания производственного процесса), позволяет в полной мере спланировать сроки выпуска продукции с необходимой точностью.

Календарный и объемно-календарный методы основаны на типовых системах оперативно-календарных расчетов.

Объемно-динамический метод (ОДМ) является наиболее совершенным из рассматриваемого ряда, поскольку основан на маршрутной системе оперативно-календарных расчетов. Данный метод позволяет одновременно учитывать сроки, объем и динамику производства работ в соответствии с запланированной номенклатурой выпуска и полнее использовать имеющиеся производственные ресурсы (мощности), поскольку расчеты по данному методу придерживаются объективных законов, а не упрощенных I усредненных) нормативов хода производственного процесса. Он является наиболее перспективным и эффективным методом. [18]

Характерная черта объектов изучения в производственной логистике – их территориальная компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».

Участников логистического процесса в рамках производ­ственной логистики связывают внутрипроизводственные отно­шения (в отличии от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Логистические системы, рассматриваемые производствен­ной логистикой, носят название внутрипроизводственных ло­гистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские соору­жения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические си­стемы выступают в качестве элементов макрологистических си­стем. Они задают ритм работы этих систем, являются источ­никами материальных потоков. Возможность адаптации макро­логистических систем к изменениям окружающей среды в су­щественной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материально­го потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продук­ции.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические си­стемы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отно­шениях и связях друг с другом, образующих определенную це­лостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и ка­дры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных ло­гистических систем должно обеспечивать возможность постоян­ного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия. [10, 38]

2.3. Развитие изучаемого процесса в логистике сбыта

Рост конкуренции ведет к тому, что предложение только высококачественного продукта недостаточно для удовлетворения растущих требований клиентов. Клиенты ожидают от производителя предоставления дополнительных услуг с учетом ориентации на клиента, например в сфере сбытовой логистики. Эти услуги при наличии взаимозаменяемых однородных видов профессиональной деятельности могут стать решающим аргументом при продажах. Ниже будут приведены методы уточнения и унификации характеристик качества сбытовой логистики, представлены результаты эмпирических исследований по оценке показателей качества и представлены идеи по использованию отдельных методов управления качеством для целенаправленного влияния на самые важные показатели качества.

Сбыт (распределение) готовой продукции представляет собой промежуточное звено между производством материально-технических ресурсов и их потреблением, обеспечивающее непрерывность оборачиваемости оборотных средств в производстве и являющееся важным фактором процесса воспроизводства.

Сбытовая логистика охватывает те виды деятельности, которые направлены на снабжение клиентов готовыми изделиями или товарами. Однако логистические задачи на местах стыковки между поставщиком и клиентом возникают уже на этапе получения заказа и включают в себя вопросы складирования и грузоперевалки, упаковки и перевозки грузов. Эти задачи могут выполняться как системой сбытовой логистики производителя, так и снабженческой логистикой потребителя. Распределение задач между партнерами на рынке определяется соответствующей логистической сферой контроля.

Так как клиент непосредственно ощущает на себе воздействие услуг сбытовой логистики поставщика, то высококачественная организация сбытовой логистики может использоваться как инструмент маркетинговой политики для создания положительного образа у потребителя. [13, 20]

Если предприятие-поставщик использует в своей деятельности стратегию дифференциации, то оно стремится добиться для своего продукта особенного положения на рынке. Этого можно достичь в одном случае – добавив к продукту дополнительные, не предлагаемые конкурентами услуги, а в другом случае – расширив сферу логистического контроля, тогда предприятие-поставщик будет выполнять большую часть логистических задач на месте стыковки с клиентом гораздо эффективнее, чем его конкуренты.

Для предприятия, которое хочет выбрать стратегию дифференциации в предоставлении ориентированных на клиента услуг сбытовой логистики, возникает вопрос: чем же характеризуется высококачественная сбытовая логистика? Так как усилия поставщика должны быть нацелены на то, чтобы клиент воспринимал услуги сбытовой логистики своего поставщика как дополнительную прибыль, то вырисовывается и понятие качества, ориентированное на клиента. В соответствии с этим понятием, качество определяется объемом выполнения субъективных требований и индивидуальных желаний клиентов посредством услуг, предоставляемых поставщиком. В отличие от «удовлетворенности клиента» оценка качества представляет собой оценку выполнения требований и пожеланий клиентов за долгосрочный период.

Чтобы уточнить требования клиента к качеству сбытовой логистики, можно с помощью методов по уточнению и унификации вывести отдельные характеристики качества, а затем, используя опросы клиентов, определить их значимость. В представленном исследовательском проекте для уточнения и унификации сбытовой логистики использовался метод Донабедиана (Donabedian). В ходе лежащего в основе этого метода поэтапного рассмотрения показатели качества подразделялись на массивы «потенциал», «процесс» и «результат». Массив «потенциал» учитывает наличие всех ресурсов, необходимых для предоставления услуг сбытовой логистики, например способности и знания сотрудников или техническое оснащение. Массив «процесс» включает в себя общность всех видов деятельности, которые возникают при предоставлении услуг. Массив «результат» описывает степень достижения цели, т.е. качество полученного клиентом продукта по завершении процесса.

2.4. Развитие изучаемого процесса в транспортной логистике

Транспорт – это отрасль материального производства, осу­ществляющая перевозки людей и грузов. В структуре обще­ственного производства, транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движе­ния материального потока от первичного источника сырья до ко­нечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Существуют два основных принципа организации транспортировки:

- экономия за счет масштаба грузоперевозки;

Экономия за счет масштаба грузоперевозки происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта.

- экономия за счет дальности маршрута.

Экономия за счет дальности маршрута происходит за счет сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины этого те же, что и при экономии за счет масштаба грузоперевозки. [18]

При оперативном управлении транспортировкой, а также при проектировании транспортной составляющей логистической системы следует придерживаться этих двух принципов.

Задачи транспортной логистики, выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддер­жание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкрет­ной перевозки, служит информация о характерных особенно­стях различных видов транспорта.

- определение вида транспорта;

- определение типа транспортного средства;

- выбор поставщика транспортных услуг;

- совместное планирование транспортного и складского процессов;

- согласование транспортных и погрузочных работ;

- совместное планирование перевозки грузов разными видами транспорта;

- определение рациональных маршрутов доставки грузов;

- определение суммарных расходов доставки груза.

Экономические факторы транспортировки транспортной логистики:

- расстояние (чем больше расстояние, тем дешевле т/км);

- грузопереработка (возможность погрузки-разгрузки в процессе транспортировки, особенности грузоперерабатывающего оборудования в местах перевалки грузов оказывают влияние на стоимость перевозки);

- ответственность за сохранность груза (чем больше внимания уделяется сохранности груза, тем дороже перевозка):

- опасность повреждения груза; опасность утраты груза;

- опасность порчи скоропортящихся продуктов; опасность воровства;

- опасность самопроизвольного возгорания; опасность снижения удельной стоимости груза в расчете на килограмм веса;

- рыночные факторы (загруженность и сбалансированность рейсов вещественных перевозчиков, объем предложения на рынке транспортных услуг).

По назначению выделяют две основные группы транс­порта:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хо­зяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажи­ров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обра­щения и население. Его часто называют магистральным (ма­гистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной}, автомобильный, воз­душный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.

В том случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта не общего пользования), возникает ряд специфических задач, которые относят к задачам транспортной логистики. [11, 56]

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомо­бильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт. Одно из основных преиму­ществ – всокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспе­чивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта являет­ся сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта от­носят также срочность разгрузки, возможность хищения гру­за и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъем­ность.

Железнодорожный транспорт. Этот вил транспорта хоро­шо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обес­печивает возможность доставки груза на большие расстоя­ния, регулярность перевозок. Здесь можно эффективно органи­зовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспор­та является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.

Морской транспорт. Является самым крупным перевоз­чиком в международных перевозках. Его основные преимуще­ства низкие грузовые тарифы и высокая провозная способ­ность.

К недостаткам морского транспорта относят его низкую ско­рость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, ма­лую частоту отправок.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые та­рифы. При перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме ма­лой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, кото­рые накладывает конфигурация водных путей.

Воздушный транспорт. Основные преимущества – ско­рость и возможность достижения отдаленных районов. К не­достаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. [11, 60]

Экспертная оценка значимости различных факторов показы­вает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие [12]:

- надежность соблюдения графика доставки;

- время доставки:

2.5. Развитие изучаемого процесса в информационной логистике

В основе процесса управления материальными потоками ле­жит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Под логистическим информационный потоком понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение информации в определенном направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых из одного звена логистической системы (отдел закупок) – источника в другое (производственный отдел) - адресат).

Информационный поток – это совокупность циркулирую­щих в логистической системе, между логистической систе­мой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных доку­ментов. Информационные потоки при организации бизнеса должны формироваться исходя из особенностей производственно-хозяйственной деятельности всей цепи, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к конечному потребителю.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

- в зависимости от вида связываемых потоком систем: го­ризонтальный и вертикальный;

- в зависимости от места прохождения: внешний и внутрен­ний;

- в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом инфор­мационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

- опережающий информационный поток во встречном на­правлении содержит, как правило, сведения о заказе;

- опережающий информационный поток в прямом направле­нии - это предварительные сообщения о предстоящем прибы­тии груза;

- одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных пара­метрах материального потока;

- вслед за материальным потоком во встречном направле­нии может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, под­тверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в об­щем случае, может не совпадать с маршрутом движения мате­риального потока. Информационный поток характеризуется следующими пока­зателями:

- источник возникновения;

- направление движения потока;

- скорость передачи и приема;

- интенсивность потока и др.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

- изменяя направление потока;

- ограничивая скорость передачи до соответствующей ско­рости приема;

- ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в раздело кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица – бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт – это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ. [13, 41]

Применяются также производные единицы количества ин­формации: килобайт и мегабайт.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

- количеством обрабатываемых или передаваемых документов;

- суммарным количеством документо-строк в обрабатываемых или передаваемых документах.

Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочислен­ные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри мага­зина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%. В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в ма­газине информации может составлять информация, необходимая для управления и контроля логистических операций. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительнее.

Значимым элементом любой логистической системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем.

Так же как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элемен­тов и обладать некоторой совокупностью интегративных ка­честв. Декомпозицию информационных систем на составляю­щие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее ча­сто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

3. Преимущества логистического подхода в управлении движения потоками, пути оптимизации изучаемого процесса

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

- снизить запасы на всем пути движения материального потока;

- сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

- снизить транспортные расходы;

- сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока.

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

- в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

- большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);

- в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 – 30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин. [15, 105]

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5%.

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.

Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств; т.е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. продукт – нужный продукт;

2. качество – необходимого качества;

3. количество – в необходимом количестве;

4. время – должен быть доставлен в нужное время;

5. место – в нужное место;

6. затраты – с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами. [17, 198]

Взаимосвязь логистики и маркетинга

Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Исторически выйдя на экономическую арену в более поздний период, логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, технико-технологически и планово-экономически согласованную систему.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами. [16, 35]

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т. д. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в таблице 1

Таблица 1

Сравнение объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики

Сравниваемые характеристики маркетинга и логистики

Маркетинг

Логистика

Объект исследования

Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг.

Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках

Предмет исследования

Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг

Оптимизация процессов управления материальными потоками.

Методы исследования

Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам

Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами.

Итоговые результаты

Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды.

Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.

Существо логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Сложность здесь заключается в том, что в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т.е. субъектов с различными экономическими интересами.

4. Практическое задание

Задача 1

Тема: Контроль в сфере закупочной деятельности и принятия решения по размещению заказов.

Исходные данные:

Показатели

Усл
обознач

Значение

Доставка осуществляется оптимальными по размеру партиями.

Оборот МР равномерный и составляет в год, единиц

Q

4000

Затраты на доставку одного заказа, руб.

К

10000

Затраты на хранение единицы МР в год, руб. (от цены)

М

0,3

Цена единицы МР, руб.

Р

5000

Календарный период, дней

Дк

365

Задание: Рассчитать логистические издержки компании при доставке материальных ресурсов оптимальными партиями. Доказать, что любое отклонение размера заказа от оптимального увеличивает логистические издержки фирмы.

1. Определяем оптимальный размер заказа по формуле Уилсона:

Где Q – величина оборота МР, единиц за год;

К – транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой и размещением одного заказа, руб.;

М – размер тарифа на хранение единицы МР в год, руб.;

Р – цена единицы.

2. Рассчитываем количество доставок МР в год:

n = Q / Sопт = 4000 / 230.94 = 17,32

3. Определим срок расходования одной партии, период дней между заказами:

Т = Дк / n = 365 / 17,32 = 21,07 дней

4. Общие расходы Собщ на транспортировку и хранение (МР) при заказе партиями оптимального размера составят, руб.

5. Уменьшим оптимальный размер заказа на 100 ед., тогда:

6. Увеличим оптимальный размер заказа на 100 ед., тогда:

Вывод: Оптимальный размер заказа составляет 230,94 ед., при котором общие логистические издержки составят 346410 руб. Количество поставок в год – 17; период времени между заказами – 21 день. Любое отклонение (уменьшение или увеличение) величины заказа от оптимального вызывает повышение общих логистических издержек компании.

Задача 2

Тема: Управление запасами. Определение оптимального размера заказа

Задание: Произвести оценку поставщиков №1 и №2 по результатам работы для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков. Оценку произвести по показателям: цена, надежность, качество поставляемого товара. Исходные данные представлены в виде таблиц 1, 2, 3.

Таблица 1

Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик

Месяц

Товар

Объем поставки, ед./мес

Цена за
единицу, руб.

№1

январь

А

2000

10

№1

январь

Б

1000

5

№2

январь

А

9000

9

№2

январь

Б

6000

4

№1

февраль

А

1200

11

№1

февраль

Б

1200

6

№2

февраль

А

7000

10

№2

февраль

Б

10000

6

Таблица 2

Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

Месяц

Поставщик

Кол-во поставленного товара ненадлежащего качества, ед.

Доля товара в % ненадлежащего качества

Темпы
роста

1

2

3

4

5

январь

№1

75

2,5%

январь

№2

300

2,0%

февраль

№1

120

5,0%

февраль

№2

425

2,5%

Таблица 3

Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик№1

Поставщик№2

Месяц

Количество поставок

Количество опозданий, дней

Месяц

Количество поставок

Количество опозданий, дней

Январь

8

28

Январь

10

45

Февраль

7

35

Февраль

12

36

Темп роста среднего опоздания Тс.о.

Решаем по формулам:

Где Тцi – темп роста цены на i-ю разновидность товара.

di – доля i-ой разновидности товара в общем объеме поставок поставщика в текущем периоде.

Где Pi1 и Pi2 – цена i-ой разновидности товара в предшествующем и текущем периоде.

Где Si – сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде.

Поставщик 1

Поставщик 2

Товар А

Товар Б

Товар А

Товар Б

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен по товару

Тц А1 = 11 / 10*100 =110 %

Тц Б1 =6 / 5 *100 =120 %

Тц А2 = 10 / 9 *100 =111 %

Тц Б2 = 6 / 4 *100 =150 %

2. Рассчитаем суммы на которые поставляются товары А и Б от 1-ого и 2-ого поставщика за текущий период (февраль).

S А1= 1200*11 =13200 руб.

S Б1= 1200*6 =7200 руб.

S А2 = 7000*10 =70000 руб.

S Б2 = 10000*6 =60000 руб.

3. Найдем долю той разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода текущего периода

d А1 = 13200 / 13200 + 7200 = 0,65

d Б1 = 7200 / 13200 + 7200 = 0,35

d А2 = 70000 / 70000 + 60000 = 0,54

d Б2 = 60000 / 70000 + 60000 = 0,46

4. Рассчитаем средневзвешенный темп роста цены

Тц А1 = 1200/2000 * 100 = 60

Тц Б1 = 1200 / 1000 * 100 = 120

Тц А2 = 7000 / 9000 * 100 = 77,78

Тц Б2 = 10000 / 6000 * 100 = 16,67

Тц = (60 * 0,65) + (120 * 0,35) = 39 + 42 = 81 Средневзвешенный темп роста цен равен 81

Тц = (77,78*0,54)+(16,67*0,46)=42+ 7,68 = 49,68 Средневзвешенный темп роста цен равен 49,68

5. Рассчитаем долю товара ненадлежащего качества

Рассчитываем по формуле:

Где D1 и D2 – доля некачественных материалов в общем объеме поставок поставщика в предыдущем и текущем периоде, %

D1 янв1 = 75 /(2000+1000) * 100% = 2,5%

D2 фев1 = 120 / (1200 + 1200) *100% = 5 %

D1 янв2 = 300 / (9000+6000)*100 %= 2%

D2 фев2 = 425 / (7000+10000)*100% = 2,5%

5 / 2,5 = 2 % Темп поставки товаров надлежащего качества

2,5 / 2 = 1,25 % Темп поставки товаров надлежащего качества

6. рассчитаем показатель надежности – темп роста среднего опоздания

Рассчитываем по формулам:

Где О – среднее опоздание на одну поставку в текущем и предыдущем периодах

Где КП – число поставок поставщика

О1 = 28 / 8 = 3,5

О2 = 35 / 7 = 5

О1 = 45 / 10 = 4,5

О2 = 36 / 12 = 3

Тсо1 = 5 / 3,5 = 1,43 Темп роста среднего опоздания

Тсо2 = 3 / 4,5 = 0,67 Темп роста среднего опоздания

Расчет рейтинга поставщиков:

Показатель

Вес показателя

Оценка поставщика по данному показателю

Произведение оценки на вес

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 1

Поставщик 2

1

2

3

4

5

6

Цена

0,5

81

49,68

40,5

24,84

Качество

0,3

2

1,25

0,6

0,375

Надежность

0,2

1,43

0,67

0,286

0,286

Рейтинг поставщика

41,386

25,501

Произведение оценки на вес:

1. поставщик 0,5 * 113,5 = 40,5

2. поставщик 0,5 * 129 = 24,84

Произведение оценки на качество

1. поставщик 0,3 * 2 = 0,6

2. поставщик 0,3 * 1,25 = 0,375

Произведение оценки на надежность

1. поставщик 0,2 * 1,43 = 0,286

2. поставщик 0,2 * 0,67 = 0,134

Вывод: Поскольку в расчете учитывалось ухудшение показателей, а именно рост цен, рост доли качественных товаров, рост количества опозданий, то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей показатель ниже. У второго поставщика показатель рейтинга – 25,501 меньше, чем у первого поставщика – 41,386. То есть предпочтение надо отдать ему.

Заключение

С позиции бизнеса в целом логистика существует для того, чтобы товарно-материальные запасы поступали в нужное время в нужное место и с надлежащей пользой при наименьших общих издержках. Запасы сами по себе – великая ценность, пока они не размещены там и тогда, где и когда они требуются для обеспечения передачи собственности из рук в руки или создания добавленной стоимости. Если компании не удается постоянно соблюдать это условие места и времени, ей нечего будет продавать. Для того чтобы логистика приносила максимальные стратегические выгоды, все ее функциональные звенья должны работать на основе интеграции. Успехи в каждом таком звене имеют смысл только в том случае, если они способствуют повышению эффективности интегрированной системы логистики в целом. По сути дела, достижение стратегических целей любого делового предприятия зависит от интеграции функций логистики.

Состояние материальных запасов промышленного предприятия имеет определяющее значение для обеспечения его конкурентоспособности. В настоящее время на российских предприятиях отсутствует целенаправленная стратегия в области управления материальными запасами, что обусловлено объективными и субъективными причинами.

Управление материальными запасами относится к наиболее сложным задачам управления предприятием. Дополнительные трудности возникают из-за высокой неопределенности внешней среды, низкой хозяйственной дисциплины рыночных субъектов, разбалансированности финансовой системы, а также в силу необходимости принятия инвестиционного риска при формировании запасов. Для российских предприятий эти проблемы имеют принципиально новый характер, что вместе с повышенной нестабильностью экономической среды является главной причиной неэффективного управления материальными запасами. Таким образом, объективно возникает задача совершенствования управления материальными запасами для повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях, улучшения его финансового состояния, повышения финансовых результатов.

Библиографический список

1. Андрианов, В. Б. Перевозка грузов. Договоры. Претензии. Иски [Текст] / В. Б. Андрианов. М. : ИНФРА-М, 2000.

2. Аникин, Б. А. Логистика [Текст] : учебник для вузов / Б. А. Аникин. М. : ИНФРА-М, 2003. – 327 с.

3. Балашевич, М. И. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. И. Балашевич, И. М. Басно, Ф. П. Висюлин и др.; под общ. ред. Ф. П. Висюлина и Л. М. Михневича. М. : Высшая школа, 2001. – 271 с.

4. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика: Интегрированная цепь поставок [Текст] / Д. Дж. Бауэрсокс. СПб. : Олимп-Бизнес, 2001.

5. Гордон, М. П. Логистика товародвижения. Монография [Текст] / М. П. Гордон. Центр экономики и маркетинга, 1999.

6. Костоглодов, Д. Д. Распределительная логистика [Текст] / Д. Д. Костоглодов, Л. М. Харисова. Ростов-на-Дону, Экспертное бюро, 1997. – 127 с.

7. Леготина, Ю. В. Исследование существующих методик применения логистического подхода на производственном предприятии [Текст] / Ю. В. Леготина. / Управление организационным развитием социально-экономических систем: Сб. ст. участников Междунар. науч. -практ. конф., 25-26 апр. 2002 г. Челябинск : ЮУрГУ, 2002.

8. Неруш, Ю. М Логистика [Текст] : учебник для вузов / Ю. М. Неруш. М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

9. Николайчук, В. Логистика краткий курс [Текст] : учебное пособие / В. Николайчук. СПб. : Питер, 2001.

10. Новиков, О. А. Логистика [Текст] : учебное пособие / О. А. Новиков. М. : Бизнес – Пресса, 1999.

11. Плужников, К. Транспортное экспедирование [Текст] : учебник / К. Плужников. М. : 1999.

12. Родников, А. Н. Логистика [Текст] : терминологический словарь / А. Н. Родников. М. : ИНФРА-М, 2000.

13. Рыжова, О. А. Организация материальных потоков в «толкающих» и «тянущих» системах производства [Текст] : Конспект лекций / О. А. Рыжова. Саратов : СГТУ, 2003. – 50 с.

14. Семененко, А. И. Предпринимательская логистика [Текст] / А. И. Семененко. СПб. : Изд-во СПб УЭФ, 2004. – 4.1 – 124с., 4.2 – 175 с.

15. Сергеев, В. И. Логистика в бизнесе [Текст] : учебник / В. И. Сергеев. М. : ИНФРА-М, 2001.

16. Сивохина, Н. П. Логистика [Текст] : учебное пособие / Н. П. Сивохина. СПб. : Фирма Издательство АСТ, 2000. – 64 с.

17. Уваров, С. А. Логистика: общая, концепция, теория, практика [Текст] / С. А. Уваров. СПб. : Инвест-НП, 2005. – 232 с.

18. http://www.startlogistic.ru – [Текст] сайт логистика