Реферат: Избирательная система в Республике Беларусь в контексте идеологических процессов

Название: Избирательная система в Республике Беларусь в контексте идеологических процессов
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

Тема: «Избирательная система в Республике Беларусь в контексте

идеологических процессов»

Выполнила: слушатель

группы БУз-109

Вишнякова Наталья Петровна

Проверила: Кошелева И.В.

Барановичи, 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….........3

Основная часть

1. Избирательное право: принципы, виды ……………………………………..4

2. Избирательная система: понятие, виды ……………………………………..6

3. Идеология избирательных кампаний..……………………………………….8

4. Средства массовой информации в избирательных процессах …………....14

5. Стадии избирательного процесса ………………………………..…………16

Заключение ……………………………………………………………………..22

Список использованных источников …………………………………………23

Введение

Демократическая политическая система базируется на том простом основании, что все субъекты политического процесса стремятся к обладанию властью в государстве. В свою очередь, государство должно создавать и гарантировать оптимальные условия для того, чтобы их устремления могли быть реализованы на основе равной, честной, открытой и ненасильственной политической борьбы, то есть посредством участия в выборах всех уровней. Подобные условия – фундамент избирательного законодательства и избирательной системы в стране, которые должны уравновешивать конкурирующие устремления субъектов политического процесса. Другими словами, смена власти в демократическом обществе не является разрушительной, если она построена на указанных принципах, а выборы, как правило, усиливают легитимность власти, эффективность действия государственного механизма.

Согласно статье 38 Конституции Республики Беларусь, право свободно избирать и быть избранным в государственные органы относится к числу основополагающих прав граждан. Посредством свободных выборов граждане могут отобрать наиболее достойных людей для управления страной.

В статье 21 Всеобщей декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Основой власти правительства должна быть воля народа, находящая своё выражение в периодических демократических выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном праве путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

1. Избирательное право: принципы, виды

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путём, признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать проблемы мирными политическими средствами.

Для эффективных выборов необходимо наличие избирательной системы и гражданского общества.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны и отражает идеологию избирательных кампаний. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования [1, с. 52].

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных, свободных и равных выборов. Они присутствуют и в избирательном праве Республики Беларусь (ст. 64-68 Конституции Республики Беларусь). Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, вероисповедания, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, т.е. никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие определённого возраста, без каких либо имущественных и иных ограничений. Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом избирательном округе также должно быть примерно равным. Принцип свободы выборов означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать [1, с. 53].

Принципы избирательного права никогда не соблюдались в полной мере. Происходило так потому, что политическая элита стремилась не выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент собственного воспроизводства, как выборы. Существует множество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права, и в первую очередь через цензы. Наиболее известными цензами являются возрастной, оседлости, гражданства, образовательный, имущественный, пола, моральный, религиозный и др.

В Беларуси действуют следующие цензы:

1) возрастной – право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет; право быть избранным на пост Президента – граждане не моложе 35 лет, членом Совета Республики Национального собрания – не моложе 30, депутатом палаты представителей – не моложе 21 года;

2) оседлости – Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь при условии постоянного проживания на территории Беларуси не менее десяти лет;

3) моральный – в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, и др.;

4) гражданства – избирать и быть избранными в Беларуси имеют право только граждане нашего государства, а чтобы быть избранным на пост Президента, необходимо быть гражданином Республики Беларусь по рождению.

Выделяют два вида избирательного права: активное (избирать, участвовать в выборах) и пассивное (избираться, быть избранным) [1, с. 54].

2. Избирательная система: понятие, виды

Под избирательной системой чаще всего подразумевают совокупность правил и приёмов, обеспечивающих участие граждан в формировании выборных (прежде всего представительных) органов государственной власти, а в некоторых случаях ещё и систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Конституция Республики Беларусь и Избирательный кодекс устанавливают, что в стране действует мажоритарная избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей в одномандатном избирательном округе, то есть базовой идеологией избирательных компаний в Беларуси является идеология выбора абсолютного большинства.

Следует различать мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства, относительного большинства и квалифицированного большинства. При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, которая применяется в Беларуси, кандидат считается избранным, если он получил более половины всех голосов по округу или стране. При мажоритарной системе относительного большинства, чтобы быть избранным, кандидату достаточно получить относительное большинство голосов по округу сравнительно с другими кандидатами. При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства кандидату, чтобы быть избранным, необходимо получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов – 2/3, 3/4, 4/5 [2, с. 273].

Наряду с мажоритарной к числу основных избирательных систем относят пропорциональную, которая представляет собой такой порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в законодательные органы власти, производится в соответствии с полученными ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе формируются максимально большие округа, в которых каждая партия, избирательный блок или избирательное объединение выдвигают свой список кандидатов, а избиратели отдают свои голоса за соответствующий их интересам и убеждениям список. При этом под избирательным объединением подразумевается общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах в государственные представительные органы посредством выдвижения кандидатов. В свою очередь, избирательный блок – объединение двух или более политических партий, общественных движений для совместного участия в выборах в законодательные органы власти и органы местного самоуправления с правом избирательного объединения. При пропорциональной системе представительства устанавливается избирательная квота (может также называться избирательным метром, избирательным частным, избирательной средней) – наименьшее число голосов, необходимых для избрания одного депутата в данном избирательном округе. Хотя следует отметить, что избирательная квота может устанавливаться как для каждого избирательного округа в отдельности, так и для всей страны в целом. При этом распределение мандатов внутри списка партии осуществляется обычно согласно тому порядку, в котором кандидаты расположены в ранжированном списке.

Нередко к основным избирательным системам – мажоритарной и пропорциональной – добавляют смешанную, полупропорциональную и единственного передаваемого голоса. Наиболее распространённой из трёх последних является смешанная избирательная система, которая строится на сочетании основных принципов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем [2, с. 274].

3. Идеология избирательных кампаний

Исходным принципом анализа идеологии избирательных кампаний является рассмотрение выборов прежде всего как политической и следовательно, идеологической деятельности. В свою очередь, идеологическая деятельность – это деятельность более или менее ограниченных количественно политически активных групп граждан, которые в соответствии со своим мировоззрением, политическими и идеологическими ценностями, установками, ориентациями образуют политические партии, движения, другие политические организации (группы политического давления и политического лоббирования). В соответствии с этим идеология избирательной кампании – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права, характером, содержанием и направленностью избирательного процесса.

Идеология избирательных кампаний имеет два основных среза – внешний и внутренний. Внешняя идеология избирательных кампаний сформулирована в статье 21 Всеобщей декларации прав человека, утверждённой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., в которой сказано: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Позднее это утверждение было подтверждено и закреплено в статье 25 Международного Пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1966г. и вступившего в силу в 1976г. (участниками пакта являются 127 государств). Наконец, в окончательном виде внешняя идеология избирательных кампаний была сформулирована в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), принятом 29 июня 1990г.: «Воля народа, выраженная свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства».

Структура внешней идеологии избирательных кампаний состоит из международных избирательных стандартов, изложенных в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой единогласно 112 странами на 154 сессии Совета Межпарламентского союза в Париже 26 марта 1994г., а также в Руководстве по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ. В последнем документе постулированы семь основных элементов демократической идеологии избирательных кампаний – выборы должны быть всеобщими, равными, справедливыми, тайными, свободными, открытыми и ответственными. В свою очередь, каждый из этих элементов имеет внутреннюю структуру.

Кроме международных избирательных стандартов, идеология избирательных кампаний включает права и обязанности государства в избирательном процессе. Эти положения изложены в разделе 4 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов 1994г. и предусматривают, что государство и его органы во время избирательных кампаний должны обеспечивать: свободу передвижения кандидатам; свободу кандидатам и партиям в распространении их взглядов среди избирателей и возможность равного доступа к государственным и общественным СМИ; гарантировать объективность в освещении избирательной кампании СМИ [2, с. 280] .

Таким образом, с позиции международных избирательных стандартов отступлением от демократической идеологии избирательных кампаний являются следующие действия: непредоставление в полном объеме и своевременно избирателям всей информации о кандидатах и процедуре голосования; отказ в регистрации отдельным кандидатам, или аннулирование регистрации без достаточных оснований; поддержка отдельных кандидатов исполнительной властью; вмешательство в работу наблюдателей, ограничение полномочий наблюдателей на последней стадии избирательного процесса; нарушение процедуры голосования со стороны избирательных комиссий, избирателей, наблюдателей; отсутствие полной гласности в избирательном процессе, связанной с административными ограничениями деятельности журналистов и СМИ; преднамеренное создание условий для использования отдельными кандидатами административного ресурса, например, за счет сокращения численности представительного органа и резкого укрупнения избирательных округов при сохранении мажоритарной избирательной системы; назначение, а не избрание определенной части представительного органа.

В то же время следует четко различать отступления от демократической идеологии избирательных кампаний, связанные с наблюдением только в какой-то части международных избирательных стандартов, и политические избирательные технологии, используемые в ходе конкретного избирательного процесса кандидатами и их командами [2, с. 281].

Избирательные кампании на постсоветском пространстве за последнее время породили так называемые «серые», «черные», «чистые», «грязные» избирательные политтехнологии, которые при формальном соблюдении международных избирательных стандартов позволяют «обходить» их и добиваться необходимого результата.

«Петля Мавроди». Возле избирательных участков активисты того или иного кандидата встречают представителей маргинальных групп (например, безработных, алкоголиков, наркоманов и т.п.) и просят их за соответствующую плату вынести с участка свой незаполненный бюллетень. Затем в этом бюллетене выбирается необходимый кандидат и следующему маргиналу предлагают опустить в избирательную урну этот бланк, а вынести незаполненный.

Аннулирование результатов по негативно настроенному к конкретному кандидату избирательному участку. Эта технология предусматривает покупку и накапливание активистами кандидата незаполненных бюллетеней. Перед окончанием голосования они подбрасываются на избирательный участок, где наиболее реальный противник кандидата рассчитывает на максимальный результат. При подсчете в избирательной урне оказывается бюллетеней больше, чем выдано комиссией по спискам, и результат голосования по данному участку аннулируется.

Подмена избирательных урн. Для этого на участках для голосования после окончания отключают электроэнергию. Во время этой «тёмной паузы» реальная избирательная урна подменяется на другую, заранее заготовленную и заполненную бюллетенями в поддержку своего кандидата.

В отдельных случаях во время выборов на постсоветском пространстве использовались избирательные урны с двойным дном, где находились заранее заполненные бюллетени, которые затем присоединяли к общему массиву.

Иногда подбирают кандидата, который является так называемым двойником наиболее сильного соперника, то есть у них должны полностью совпадать в бюллетене фамилия, имя и отчество.

Негативная агитация, суть которой состоит в том, что активисты кандидата глубокой ночью звонят по телефонам избирателей и агитируют за кандидата-соперника.

За определенную плату нанимают представителей маргинальных групп (например, бомжей и т.п.), которые ходят по квартирам избирателей, представляются родственником кандидата-соперника и просят одолжить небольшую сумму денег.

В ходе избирательной кампании на двери и капот автомобилей граждан наклеиваются рекламные листовки с именем кандидата соперника. Для этого используют клей, который снимается только со слоем краски.

В семьи, где есть недавно умершие избиратели, от имени кандидата-противника им присылается приглашение на выборы и благодарность «за активное участие в избирательной кампании» [2, с. 282].

Вместе с тем разделение избирательных технологий на «серые», «черные», «чистые», «грязные» имеет место только в исключительно переносном смысле и условно возможно только по нравственным критериям. Потому что каждая из технологий – это не более чем набор техник, приёмов, средств, методик, способов и процедур ведения избирательной компании, допустимость применения которых определяет сам для себя субъект избирательного процесса. Не следует забывать, что закон разрешает агитацию против, в том числе в средствах массовой информации. И если эта агитация направлена против конкретного кандидата с целью формирования к нему отрицательного отношения со стороны общественного мнения, то это вовсе не означает, что используемые при этом политтехнологи являются грязными. Тем более что «истерия вокруг «грязных технологий» сама по себе используется как технология. То есть любая критика в адрес политика, любые факты его биографии, способные вызвать общественное осуждение, сразу объявляются «грязными технологиями». Сама нравственность как таковая стала технологией, к простым нормам которой апеллируют уже сами технологи, ибо и такая аппеляция и тем более следование в политике нормам нравственности стали одним из факторов успеха на выборах [2, с. 283].

Внутренняя идеология избирательных кампаний базируется на внешней, но её содержание обусловлено особенностями политического процесса в конкретной стране. Внутренняя идеология избирательных кампаний в Беларуси имеет три структурных уровня.

1) Высший уровень – общенациональная, или государственная идеология избирательных кампаний, которая изложена в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе, законах, регулирующих порядок создания и деятельности политических партий и объединений, и отражает особенности политической системы и официальной модели социально-экономического и культурно-национального развития страны.

2) Средний уровень – его содержание включает в себя идеологию избирательных кампаний, представленную в постановлениях Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, а также идеологию каждого из шести элементов избирательного процесса: назначение выборов; регистрация избирателей в установленном порядке; организация избирательных округов и образование избирательных участков; выдвижение кандидатов; проведение голосования; определение результатов и проведение по необходимости повторного голосования и повторных выборов по определённым избирательным округам.

3) Прикладной уровень – состоит из программных документов политических партий и избирательных объединений, программ кандидатов на пост президента, в депутаты парламента или органов местного самоуправления. Самостоятельным компонентом идеологии избирательных кампаний прикладного уровня является идеология электорального поведения.

Можно выделить пять моделей идеологии избирательных кампаний:

1) избирательная кампания с неструктурированной идеологической компонентой (обычно к ней относят избирательные компании так называемых независимых кандидатов, которые рассчитывают на собственный имидж и эффективную организационную работу своей команды и не предлагают избирателям какую-либо чётко выстоенную идеологическую программу);

2) избирательные кампании с рыночной идеологией, суть которых в том, что кандидат или избирательное объединение рассматриваются как товар, который нужно “продать” на политическом рынке, основной ресурс – не идеи, идеологические документы, а деньги и политические технологии;

3) избирательные кампании с административной идеологией, они строятся на использовании кандидатами властно-распорядительных ресурсов, как правило, при их собственной принадлежности к управленческому аппарату;

4) избирательные кампании с партийной идеологией, в их основе идеология партии, её организационные, финансовые и информационные ресурсы;

5) избирательные кампании с комплексной идеологией – предполагают использование в различных сочетаниях элементов четырёх вышеперечисленных типов [2, с. 285].

4. Средства массовой информации в избирательных процессах

Средства массоврй ищформации – учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К средствам массовой информации относятся пресса, справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, электронные и кабельные тексты, индивидуальные средства накопления и печатания информации (кассеты, дискеты, диски, принтеры и т.д.).

Средства массовой информации выполняют следующие функции: информирование граждан, образование и социализация, критика и контроль, артикуляция и интеграция общественных интересов, мобилизационная, формирование общественного мнения и т.д. [1, с. 57].

Под воздействием средств массовой информации:

1) повышать информированность электората относительно идеологии избирательной кампании, политических приоритетов ее субъектов;

2) влиять на корректировку идеологической позиции избирателей;

3) способствовать изменениям в оценке электоратом тех или иных идологических моделей, предлагаемых субъектами избирательного процесса;

4) углублять понимание идеологических проблем, возникающих в рамках конкретной избирательной кампании;

5) формировать решение электората участвовать или не участвовать в избирательной кампании в целом и в процедуре голосования в частности.

Вместе с тем влияние средств массовой информации на формирование электорального поведения тесно связано с ценностями избирателей. Следует понимать, что средства массовой информации могут усилить предрасположенность избирателей к тем или иным идеологическим ценностям и кандидатам, чем сформировать за время кампании другие и тем более противоположные по содержанию.

Среди факторов, ограничивающих воздействие средств массовой информации на электоральный процесс, называются следующие особенности личности:

1) индивидуальный запас политических знаний, оказывающий непосредственное влияние на восприятие и усвоение личностью любой политической и идеологической информации;

2) критическое отношение или невосприятие информации из средств массовой информации, противоречащей установкам и ценностям избирателя;

3) минимальный набор политических образов и стереотипов, использующихся гражданином при принятии решения, за кого голосовать на выборах [1, с. 58].

Существует два базовых способа усвоения электоратом идеологической информации: центральный – рациональное голосование (на основе выбора идеологических приоритетов) и периферийный – это экспрессивное голосование (может изменяться под воздействием средств массовой информации).

Для белорусского электората доминирующим является экспрессивное голосование. Это объясняется тем, что у белорусского электората нет устойчивых идеологических приоритетов. Причинами могут быть: молодость многопартийности; искусственный характер появления политических партий (создавались не снизу, а сверху – под личность); идея членства в политических партиях непопулярна в белорусском обществе, но это не национальная особенность, это характерно для многих стран.

Идеология избирательных кампаний должна строиться на том, что избиратель – главное действующее лицо, представитель народа, что его нельзя заставить проголосовать за того или иного кандидата, его надо побудить к этому шагу. Осуществить это можно лишь путем информационного воздействия на потенциальных избирателей, т.е. путем создания в их сознании такого образа кандидата (избирательного объединения), который отвечал бы их ожиданиям, которого они могли бы поддержать на выборах [2, с. 287].

5. Стадии избирательного процесса

Проведение выборов в органы государственной власти связано с разнообразными событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикациями в средствах массовой информации и т.д. Это и есть избирательный процесс – комплекс разворачивающихся в стране событий, связанных с выборами. Частью единого избирательного процесса является избирательная кампания.

Каждая избирательная кампания ведётся в условиях острого соперничества за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за доступ к ресурсам, за возможность влиять на массы. Чтобы соперничество не выливалось в противостояние и кризисы, в каждой стране создаются законодательные нормы, регламентирующие ход избирательного процесса. Создаются определённые правовые рамки, выход за которые влечёт применение к нарушителю различных санкций.

Правовую основу избирательной системы, референдума составляют Конституция Республики Беларусь, избирательный кодекс Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов [4, с. 17].

Избирательный процесс включает следующие стадии: назначение выборов; регистрация избирателей в установленном законом порядке; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов; предвыборную агитацию; порядок голосования; подсчёт голосов.

В Республике Беларусь действует Избирательный кодекс, принятый в 2000 году. Особое значение в законе придаётся открытости и прозрачности избирательного процесса. Законом предусматривается, что на заседаниях комиссий, заседаниях депутатов базового уровня во время выборов членов Совета Республики, при проведении досрочного голосования и голосования на дому, а в день проведения голосования в отведённых для него помещениях с момента опечатывания урн для бюллетеней до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели. В качестве наблюдателей могут быть представители политических партий, трудовых коллективов, общественных объединений, избирателей, средств массовой информации, депутаты всех уровней и члены Совета Республики, а в качестве международных наблюдателей – представители иностранных государств и международных организаций.

В Избирательном кодексе определяется система комиссий по проведению выборов, референдума и отзыва депутатов, и регламентируется порядок их создания, компетенция и порядок работы. Комиссии образуются из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов и представителей граждан. Комиссии в пределах своих полномочий, установленных законодательством, независимы от государственных органов и органов общественного самоуправления. Возглавляет систему комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Так, в выборах депутатов Национального Собрания принимает участие Центральная комиссия, 110 окружных избирательных комиссий и участковые комиссии [3, с. 204].

Для подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь образуются следующие комиссии: Центральная комиссия; областные и Минская городская комиссия; районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах; участковые комиссии.

Законодательством определён порядок формирования избирательных комиссий, гарантии и сроки их деятельности, подотчётность, подконтрольность и ответственность. Закон возлагает на избирательные комиссии не только процедуру проведения выборов, но и защиту избирательных прав граждан. В частности, комиссии рассматривают заявления о нарушении избирательных прав граждан и принимают решения по этим заявлениям. Вышестоящие избирательные комиссии могут отменить решения избирательных комиссий, противоречащие законам.

В системе избирательных комиссий особое место отводится Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Она осуществляет контроль за исполнением избирательных законов на всей территории республики; направляет деятельность избирательных комиссий; распределяет денежные средства по избирательным комиссиям; устанавливает формы избирательных бюллетеней; подводит итоги выборов по республике, регистрирует избранных депутатов; решает ряд других вопросов в соответствии с законодательством.

Избирательные комиссии должны обеспечить открытое, гласное, честное проведение выборов. Они обязаны информировать граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождении и времени работы избирательных комиссий, списках избирателей. Они знакомят население с избирательными программами политических партий, сообщают гражданам сведения о кандидатах в депутаты, о результатах голосования.

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку. В список включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании. Один и тот же человек не может быть включён в списки избирателей на нескольких избирательных участках. По закону Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Кроме того, некоторые люди лишаются права голоса в силу житейских обстоятельств, скажем, отсутствия прописки, жилья.

Право выдвижения кандидатов в президенты Республики Беларусь принадлежит гражданам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвинуть в депутаты Палаты представителей могут избиратели в количестве не менее 1000 человек, проживающих на территории данного округа, причём подписи должна собрать инициативная группа, сформированная самим кандидатом в составе не менее 10 человек. Сохранено традиционно применяющееся в Республике Беларусь выдвижение от избирателей, работающих в одном трудовом коллективе. При этом количество работающих должно быть не менее 300 человек, а организация должна обладать правами юридического лица. Также правами по выдвижению кандидатов в депутаты Палаты представителей наделены политические партии, которые вправе выдвинуть кандидатов во все 110 округов при условии, что на территории округа имеется созданная не позднее, чем за 6 месяцев до дня назначения выборов первичная партийная организация. Сама партия должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции не позднее указанного срока.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам.

В законе содержатся определённые требования к лицам, выдвигаемым кандидатами в президенты, в депутаты, в члены Совета Республики. Так, президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Беларуси не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутатом палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а депутатом местного Совета – достигший 18 лет.

Кандидаты в депутаты парламента регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по представлению политических партий, избирательных блоков, организаций, трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, а также избирателей, выдвинувших кандидатов в депутаты путём сбора подписей. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат в депутаты может иметь доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании. Кандидат сам определяет доверенных лиц и сообщает о них для регистрации в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдаёт им удостоверения. Кандидаты в депутаты со времени их регистрации имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, в печати, по телевидению, радио. Государственные органы обязаны обеспечивать организацию встреч кандидатов с избирателями, предоставлять необходимые справочные и информационные материалы.

Важное значение в избирательном процессе имеет предвыборная агитация – комплекс пропагандистских мероприятий, направленных на избрание того или иного кандидата. В программах кандидатов, их выступлениях, листовках не должно быть пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды, оскорблений и клеветы в адрес других кандидатов, должностных лиц. Помогают кандидату в проведении избирательной кампании его доверенные лица, которые ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями. Государственные средства массовой информации обязаны обеспечивать равные возможности для выступлений кандидатов, обнародования их программ.

Лица, препятствующие путём насилия, угроз, обмана, подкупа свободному волеизъявлению граждан, ведению предвыборной агитации, совершившие подлог документов, заведомо неправильный подсчёт голосов и другие нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ответственность за организацию голосования, обеспечения тайны волеизъявления, поддержание порядка несёт участковая комиссия. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избиратель вправе проголосовать досрочно, но не ранее пяти дней до выборов, не объясняя причин, в присутствии не менее двух членов участковой комиссии. По просьбе избирателей, которые не могут прийти в день выборов на избирательные участки, участковая комиссия должна организовать голосование по месту нахождения этих лиц.

Подсчёт голосов избирателей должен проводиться членами участковой комиссии. К протоколу, направляемому в вышестоящую комиссию, прилагаются заявления доверенных лиц кандидатов или других граждан о нарушениях, если они имеются, и принятые по ним решения комиссии.

В Республике Беларусь возможно проведение повторных выборов, если в первом или втором туре выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, а также в иных случаях (выбытие всех кандидатов, не было набрано необходимое количество голосов одним или двумя кандидатами). Повторные выборы проводятся в срок, установленный территориальной избирательной комиссией, и в соответствии с Избирательным кодексом [3, с. 210].

Заключение

Таким образом, выборы – это своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определённых должностей предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, на право принимать решения, которым избиратели должны подчиняться. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, ложь, спекуляция на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны лишь тогда, когда в стране действует избирательное право как система законов, регулирующих процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований (партии, общественные организации и движения, клубы избирателей и т.д.). Все участники выборов должны иметь свободный доступ к средствам массовой информации, чтобы пропагандировать свои программы и взгляды, чтобы получать достоверную информацию о жизни в стране. Тем самым общество получает реальную возможность выбора и смены того или иного политического курса, контроля за проведением выборов, достоверностью их результатов, отказа от услуг обанкротившихся политиков. Выборы, проводимые с нарушением прав человека, прав оппозиции, с подтасовкой результатов, не считаются свободными и демократичными. Получив власть путём таких выборов, её обладатели рано или поздно теряют доверие граждан и отвергаются ими.

Именно через выборы тех, кому вручат бразды правления государством, народ реализует свои властные полномочия. Те же, кто правит страной в демократическом обществе, не являются собственниками власти.

Таким образом, избирательная система призвана выражать и защищать интересы граждан своей стране, их демократические права, важнейшие из которых – право избирать и быть избранным в государственные органы власти. Выборы – это проверка, оценка народом деятельности правящих и оппозиционных политических сил. Выражая доверие или недоверие, избиратели воздействуют на содержание государственной политики, партийных программ, корректируя их в том или ином направлении.

Список использованных источников

1. Основы идеологии белорусского государства: практикум / Я.С. Яскевич, Д.Б. Белявцева. – Минск: БГЭУ, 2006. – 178 с.

2. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие / Под общ. ред. Г.А. Василевича, Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004. – 477 с.

3. Основы идеологии современного государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491 с.

4. Избирательный кодекс Республики Беларусь.– 2-е изд., с изменениями и дополнениями. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2001. – 176 с.

5. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2006. – 64 с.

6. Методические рекомендации «Организационно-правовые вопросы работы участковых избирательных комиссий по выборам депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь» утверждены постановлением Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов от 12.10.2006г. №52. – Минск, 2006. – 51 с.

7. Методические рекомендации «Организационно-правовые вопросы работы участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвёртого созыва» утверждены постановлением Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов от 24.04.2008г. №8. – Минск, 2008. – 68 с.

8. Выборы в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать пятого созыва (сборник документов). – Минск, 2006. – 64 с.

9. Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвёртого созыва (сборник документов). – Минск, 2008. – 74 с.