Реферат: Взаимодействие с гиперактивными детьми 2

Название: Взаимодействие с гиперактивными детьми 2
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки

Кафедра «Педагогики и психологии»

РЕФЕРАТ

Тема: «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Выполнил (а) Прокопенко Е. Л.

Педагог – психолог

г. Знаменск ДОУ № 6

Проверил (а)

г. Знаменск

20008г.

Содержание

1. Введение

2. Понятие гиперактивности -

3. Работа с родителями гиперактивного ребенка -

4. Коррекционная работа с гиперактивными детьми -

5. Особенности проведения занятий с гиперактивными детьми -

6. Игры и упражнения с гиперактивными детьми -

7. Работа с педагогами по проблеме с гиперактивными детьми -

8. Используемая литература

1.Введение

Если вы увидите ребенка, способного подолгу сидеть или лежать без дела, то
наверняка (и справедливо!) встревожитесь: здоров ли он? Ведь дети, как
правило, очень подвижны, активны—такова их природа, физиологическая
закономерность их развития.

Овладев навыками ходьбы, ребенок начинает энергично пользоваться этими
увлекательными возможностями. Он будет влезать на скамейки и диваны,
прыгать с них, протискиваться во все уголки, шлепать по лужам.
Особенно большие непоседы—малыши 3—4 лет. Стремление к познанию
окружающего мира побуждает их к постоянному действию. Им хочется все
посмотреть, потрогать, даже поломать, чтобы заглянуть вовнутрь.
Не следует ограничивать естественную подвижность ребенка. Но как быть с
подвижностью чрезмерной? И, главное, что считать чрезмерным?
Конечно, норму здесь определить нелегко: многое зависит от
индивидуальных особенностей организма, от характера, темперамента. И все
же есть дети, которых врачи называют гиперактивными. Они буквально не
знают ни минуты покоя, если не бегают, не суетятся сами, то в движении их
руки, что-нибудь вертят, расстегивают; в движении голова, то и дело
поворачивающаяся туда и сюда; в движении даже рот, ребенок то жует, то
язык высунет, то чуть прикусит его. Чрезмерная подвижность—не
единственная их особенность. Они бывают плаксивы, беспокойны, капризны.
Это про них говорят - «стихийное бедствие». Это они выводят из себя даже
самых спокойных и терпеливых взрослых. Это их постоянно одергивают,
стыдят и ругают. Это они не могут спокойно ходить, тихо сидеть, молча чем-
то заниматься. Они все время бегают, прыгают, шумят, болтают, начинают
что-то делать и очень быстро бросают начатое, теряют вещи, проказничают -
в общем, они очень и очень неудобны. Им характерна чрезмерная
подвижность, сочетающаяся с неусидчивостью, повышенной

отвлекаемостью, нарушением концентрации внимания. Такие дети иногда
бывают негативистами, подчас агрессивными. И все бы было ничего, только
бы нам - взрослым - добавить побольше сил и терпения, если бы сами
гиперактивные дети не испытывали столько трудностей самого разного рода
и в общении, и в учебе. Пик проявления гиперактивности приходится на 5-7
лет. Именно в этом возрасте, когда у взрослых появляется ощущение
неуправляемости ребенка, чаще всего обращаются к врачу или психологу.
И там ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности
(СДВГ)

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика говорит о том, что в России
таких детей 4-18 %, в США - 4 - 20 %, Великобритании - 1 - 3 %, Италии -
3 - 10 %, В Китае - 1 - 13 %, в Австралии - 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9
раз больше, чем девочек.


2. Понятие гиперактивности.

«Активный» — от латинского «activus» —деятельный, действенный. « Гипер» — от греческого « Нурег » — над, сверху — указывает на превышение нормы.
«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального,
соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью,
отвлекаемостью. импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический
словарь, 1997, с. 72).

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого
развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет. В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. П., 2000).

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления
гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная
двигательная активность (Шевченко Ю. С. 1997; Заваденко Н. Н., 2000 и др.).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как
правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.
Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых,
имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности (по: Заваденко Н. П., 2000).

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая
дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных
проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С, 199.7,
Кэмпбелл Р., 1997. Заваденко Н. Н., 2000). Несмотря на то, что этой проблемой
занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи.
психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист, При этом диагноз ставится только после проведении специальной диагностики, а никак, не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов (Заваденко Н. Н., 2000)


Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность,
является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у
взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в
перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его
контроле.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является
цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7
минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок
«выпадает» и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и
не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно
постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности - вертеть
головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у
такого ребенка снижается уровень активности мозга. (Сиротюк А.Л.,2003)

Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна
физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он
справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если
он созрел лнчностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные
функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая
патология.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы
полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные
действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при
излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.

Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то
гиперактивность может быть не проявлена. Но, попадая в условия, где
много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь
набор признаков СДВГ.

Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация,
характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них
характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при
несформированности внутренней речи, контролирующей социальное
поведение.

Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными
способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий
интеллект,
но развить его в полной мере мешают нарушения развития.

3.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей
при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами
бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные
способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за
малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не
обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют
ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для
него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и за-
мечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он
такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое,
в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих
случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком.
Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную
работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам,
что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные
меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций
не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже
ухудшат его. Для этого целесообразно организовать постоянно действующий
лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы
специалистам, а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В
процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга.

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если
взрослый выполняет вместе с ним учебное, задание, то желательно, чтобы не
было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально
приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и
восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению.
Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных
действий.

Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными
способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают»
информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная
программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако
завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок
зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.

Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику .вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.


Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество
замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его
самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже
самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала
неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо
чувствительные), быстро « раскусят» вас и перестанут доверять.

Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления
уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя
забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное
выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не
слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок
выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него.
Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более
10 слов, В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас.
Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например:
«Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол...»
Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после
того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были
выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение
необходимо проконтролировать.

В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо
запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то
надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны
быть, заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и
непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции
будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь.
родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций. В
противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или
папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой
неожиданной «эмоциональной бури». Все это приведет лишь к тому, что
ребенок начнет стараться скрывать происшествия от родителей, и детско-
родительские отношения ухудшатся.

В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны
избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя».
Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреаги-
рует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае,
во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы
что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет»,
а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок «носится как вихрь»
по квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия:
побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко
кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если
ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой,
которые описаны в разделе «Игры, в которые играют...» (например, «Шариковые
бои»).


В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому
требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой.
Иногда лучше, за несколько минут до начала новой деятельности, пре-
дупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родителям надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 минут мы выключает телевизор. Хорошо?» Причем чтобы, не вызвать агрессии ребенка, лучше если по истечении этих 10 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или кухонного таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

Очень часто родители гиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не устают: «В воскресенье Валера побывал в зоопарке, в Петропавловской крепости, в Летнем саду, съездил на салют, а вечером просился гулять во дворе. Он был очень веселый, активный и подвижный. Даже спать не хотел долго. Уснул в 12 часов ночи», — рассказывает мама. На самом же деле Валера, конечно же, очень устал. И именно эта усталость проявилась в виде двигательного беспокойства, которое родители часто принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию ги-
перактивности, от которой страдают и они сами, и их родители, и все
окружающие. Поэтому, чтобы не Допустить перевозбуждения, родителям
рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из
важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным
ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий
необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы
предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил;,(в каждом конкретном случае родителиопределяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно
способствующих его эмоциональному возбуждению.

Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают их в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям и ограничениям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будетспособствовать только нарастанию гиперактивности. Если секцию посещает большое количество, детей, они заняты только групповыми видами занятий (например, игра в волейбол, футбол), и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли
успокоится, а после занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся

энергию. Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом и др.
видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться
к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные
с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.

Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед
сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине
поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный
шаг помогут ребенку успокоиться.

4. Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Цель коррекционной работы с гиперактивными детьми в следующем:

• Научить концентрировать внимание;

• Доводить начатое дело до конца;

• Контролировать свои движения;

• Снимать мышечное напряжение;

• Контролировать свои эмоциональные проявления;

• Расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми
и сверстниками. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач.
Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень
быстро становятся манипуляторами. Гиперактивным детям должны даваться

В работе с гиперактивными детьми используют три основных
направления: во-первых, развитие дефицитарных функций (внимания,
контроля поведения, двигательного контроля); во-вторых, отработка
конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; в-
третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно
или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно
приоритетное направление. Например, отработка навыков взаимодействия с
окружающими.

Рассмотрим подробно каждое направление.

Развитие дефицитарных функций.

При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться
следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить
поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем,
что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и
спокойным, и неимпульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

На основе такого понимания особенностей психокоррекционной работы с тревожными, агрессивными и гиперактивными детьми, мною составляется план, индивидуальная программа. Которая зависит от состояния
ребенка, от особенностей его развития и поведения, от его возможностей.

Например, план работы с гиперактивным ребенком в общем виде
может быть составлен примерно так:

1. Подготовительный этап.

1). Определение запроса.

-знакомство с медицинской картой

-анкетирование родителей (опросник)

-анкетирование педагогов (основных и дополнительных)

-беседа с родителями

-беседа с педагогами

-знакомство с ребенком, наблюдение
2). Составление программы.

-составление перечня проблем

-выделение первоочередной задачи

-координация планов всех специалистов
3). Диагностика состояния ребенка на основании:

-наблюдений

-психодиагностических методик.

2. Коррекционная работа.

1) Индивидуальная.

2) Групповая.

3. Заключительный этап.

1). Диагностика состояния ребенка

2). Беседа со специалистами

3). Беседа с родителями

4). Выдача рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию

с ребенком.

Приведенный план коррекционной работы с гиперактивными детьми
носит условный характер, он лишь отмечает основные этапы работы с
ребенком. В каждом конкретном случае он будет корректироваться, решается
какое количество занятий необходимо провести, с индивидуальных или
групповых форм следует начать и т.д.

Следуя рекомендациям В. Оклендер, иногда полезнее не стремиться,
во что бы то ни стало выполнить план проведения занятия, а прислушаться к
потребностям самого ребенка.

5.ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Работа с гиперактивным ребенком строится с учетом его сильных и слабых
сторон: быстрая отвлекаемость, неустойчивая работоспособность, короткий, но,
возможно, очень продуктивный период работы без отвлечений.

• Ничто в комнате (особенно при занятиях дома) не должно отвлекать ребенка:
ни младшие или старшие члены семьи, ни домашние животные, ни звуки
радио или телевизора и т. п.

• На столе, за которым работает ребенок, не должно быть ничего лишнего,
отвлекающего внимание.

• Говорите подчеркнуто спокойно, без раздражения. Речь должна быть
четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной. Ребенок
не поймет сложный инструкций и длинных предложений. Сначала
убедитесь сами, что в инструкции (задании) понятно каждое слово.
Прежде чем давать задание, привлеките внимание своего ученика.

• Для того чтобы сконцентрировать внимание ребенка, можно использовать
систему жестов, мимику, другие средства (например, положить свою руку на
руку ребенка, поднять карточку с кружком или восклицательным знаком !
•). Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша. Важно,
чтобы это был один и тот же знак и чтобы он не раздражал ребенка.

• Обязательным является зрительный контакт, работа «глаза в глаза». Такой
прием позволяет ребенку сосредоточиться, не отвлекаться, особенно в тот
момент, когда дается задание.

• В ходе работы можно использовать четкие и короткие указания: «слушай,
запомни, не торопись, подумай» и т. д., но они не должны звучать как
военные приказы, тон педагога должен быть доброжелательным,
спокойным, мягким.

• Если задание большое, разделите его на части и к каждой давайте новую
инструкцию. Причем начинайте объяснение следующей только после того,
как выполнена предыдущая часть.

• Если необходимо что-то задать на дом или в случаях, когда часть работы
переносится на следующий день, стоит записать это задание (его прочтет
взрослый или сам ребенок, если он уже читает). Кстати, дети, даже не
читающие, умеют «записывать» задания рисунками.

• Многим гиперактивным детям необходимо подбадривание и поддержка по
ходу выполнения задания. Это придает им уверенность и стимулирует
продолжение работы.

• В случае неадекватного поведения (раздражение, слезы, крик,
агрессивность) не делайте грубых замечаний, категорически запрещается
кричать, использовать резкие движения. Отвлеките малыша, отведите в
спокойное место, умойте прохладной водой, приласкайте. Пока ребенок не
успокоится, он не слышит замечаний и фактически не понимает, чего
хочет от него взрослый. Только тогда, когда ребенок успокоится, его
поведение

можно с ним обсудить и объяснить, что конкретно вас огорчает. Следует
помнить, что, как правило, это дети ранимые, с повышенной тревожностью,
они очень быстро устают не только от отрицательных, но и от
положительных эмоций.

6. Игры и упражнения с гиперактивными детьми.

Для коррекционного воздействия на гиперактивных детей мы используем
следующие приемы и технологии, рекомендуемые психологами:

• Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций,
визуализаций.

• Обучение самомассажу.

• Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

• Игры для развития тактильного взаимодействия.

• Пальчиковые игры.

• Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

• Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению
эмоционального состояния.

• Работу с глиной, водой, песком, тестопластика.

Поговорим подробнее о каждом приеме.

Итак, использование релаксаций, визуализаций.

Упражнения на релаксацию и развитие воображения мы берем из работы
Л.И.Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками»
(Все упражнения на релаксацию, по возможности, выполняются под
спокойную расслабляющую музыку)
«ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»

Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги
прямые, слегка раздвинуты.

Воспитатель: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и
спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный
летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку,
порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Эти
движения очень легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что
он — бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как
ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь
ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь
взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на
нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно
начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего
цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку
цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о
своих ощущениях».

«ТИХОЕ ОЗЕРО»

Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте

глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце

ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы

чувствуете, что солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и

стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух

чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и

неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и

счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела

наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо

отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут

нас в течение всего дня.

«ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос.
Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем
ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо.
Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми. Высоко в небе вы видите
птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими
перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время
от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук
крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что
это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в
стороны. Ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и
прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая
крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза.
Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и
прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Лягте удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много
деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая
каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам и
насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит
запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим
ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия.
Пусть оно будет с вами весь день.

Следующий прием - обучение самомассажу.

Массаж рук ребристым карандашом, массаж пальцев рук, точечный массаж на улучшение иммунитета по Уманской , массаж спины друг-другу после сна, который несет в себе много функций - закаливание, развитие дружелюбных отношений с помощью тактильных ощущений и легкое расслабляющее действие.

Как известно, на мочке уха находятся точки, которые связаны со всеми
нашими органами. Если ребенок никак не может успокоиться и уснуть,
воспитатель может сделать ему легкий массаж мочки уха. Через 5-10
минут успокаиваются даже самые шаловливые дети.

Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

«Кулак - ладошка», гладить себя по голове прямыми движениями, а по
животу - круговыми, поочередное выполнение движений руками вверх и
вниз, игра «Внимание», «Третий лишний», «Бездомный заяц» и т.д.

Игры для развития тактильного взаимодействия.

Я уже говорила, что к нам приходят дети, языковые возможности которых
ограниченны. Совершая любые действия, они накапливают опыт. У них
пока преобладают чувственные впечатления, вызываемые активностью
любого рода. К сожалению, взрослые зачастую не разделяют детской
радости от чувственных впечатлений и ждут от своих малышей большей
разумности. А если ребенок еще и гиперактивный, то у него часто
проявляется агрессия, потому, что ребенок еще не умеет управлять своими
эмоциями. Для коррекции таких проявлений есть игры, которые условно
можно назвать «ласковые». Они учат ребенка относиться друг к другу
альтернативно.

Ласковые игры - это игры с прикосновениями, когда можно прикасаться
друг к другу. Их можно проводить прямо на ковре.

«СЛОН НА СПИНЕ»

Все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат на ковре на животе и
закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их
спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов, букв, цифр. Кто
угадал, что нарисовано - водит сам. Если детям это окажется слишком
трудно, можно «пустить им» побегать по спине разных животных: кошку,
муравья, слона и т.д.

«ЛАСКОВЫЙ КУБИК»

Дети садятся на ковер. По очереди выбрасывают кубик. Выпадет 1 надо
погладить соседа, 2-обнять, 3- сделать массаж спины, 4- поцеловать в
носик, и т.д. Все, что хотите придумать из ласковых жестов. Дети
постарше могут стесняться проявлять ласку. Надо им объяснить, что
стесняться надо ударить кого-нибудь, а ласкать не стыдно.

«ПОГЛАДЬ СТАТУЮ»

Один ребенок выходит из комнаты, остальные прячутся под покрывала.
Когда водящего позовут обратно, надо молчать и не шевелиться - быть
как статуи. Водящий ощупывает статуи одну за другой. Если водящий
догадался кого именно он нащупал, то этот ребенок водит. Или водить
может тот, кого узнали последним.

«ЛАСКОВАЯ МАШИНА»

Все сидят друг за другом. Последний - организатор игры. Он шепчет на
ушко сидящему перед ним ребенку команду. Например: «Погладь по
головке». Ребенок выполняет команду. Сидящий перед ним ребенок
реагирует соответственно и тоже начинает гладить того, кто впереди. Так
поглаживания по головке, как цепная реакция, доходит до конца цепочки.
Теперь, когда уже все играющие активно позанимались поглаживанием,
следует какая-нибудь новая команда.

«СПРЯТАННАЯ ИГРУШКА»

Каждый ребенок выбирает себе небольшую плюшевую игрушку. Ее надо
спрятать на себе и накрыться покрывалом. Спрятать есть куда - под
свитер, в штанину или под попу и т.д. Один ребенок или два, если
играющих детей много, должны на ощупь найти игрушку. Движения
должны быть ласковыми.

Пальчиковые игры.

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые
отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки.
Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из
головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на
то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика)
быстрее развивается речь, мышление, а в дальнейшем формируется
письмо.

Тренировку пальцев рук нужно начинать как можно раньше. К нам дети
попадают в среднем возрасте и мы начинаем с первых дней заниматься
развитием мелкой моторики. На начальном этапе обучения пальчиковую
гимнастику лучше проводить с опорой руками о стол или другую
поверхность, а потом уже в положении с согнутыми перед собой на
уровне груди руками.

Упражнения пальчиковой гимнастики можно классифицировать так:
1 .Работа мышц пальцев рук в различных направлениях:

-сгибание пальцев в кулак и разгибание;

-пальцы врозь - вместе;

-вращательные движения кистью и каждым пальчиком;

-растягивание мышц пальцев с помощью другой руки;

-расслабление мышц пальцев пассивными и активными движениями
(раскачивание рук, встряхивание кистями);

-упражнения на координацию движений пальцев рук: выставление
одного, двух пальцев рук, соединение большого пальца с другими,
сцепление пальцев;

Все упражнения этой группы можно выполнять двумя руками
одновременно или поочередно каждой рукой.

2.Движение пальцев по различным частям тела и поверхностям.

3.Построение фигурок из пальцев («домик», «очки» и т.д.)

4.Построение фигурок из палочек, различных мозаик с мелкими
деталями, размазывание пластилина, собирание различных бус, шнуровка,
застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, шнуровка(подушки).

Мы эту работу стараемся сопровождать стихами, речетативами или
потешками, что создает положительный психологический и
эмоциональный настрой у детей.

Так как основная задача детского сада подготовить ребенка к
обучению, мы еще занимаемся конкретно подготовкой руки к письму. В
средней группе учим детей раскрашивать крупные картинки с четким
контуром цветными карандашами. Учим правильно держать карандаши,
закрашивать мелкими штрихами, не выходя за контур и без пробелов. В
старшей группе - это штриховка в специальной тетради, учим видеть
направление штриховки по стрелочке, развиваем глазомер при написании
линий на одинаковом расстоянии. В подготовительной группе рисование
по клеточкам - умение ориентироваться в тетради, видеть клетки, считать
клетки и т.д.

Сейчас очень много книг с пальчиковыми играми. Я расскажу о тех,
которые встречаются редко.

«КОНСТРУКТОР ИЗ СПИЧЕК»

Надо взять немного спичек без серных головок, пластилин, который
используется как соединительный материал. Из пластилина скатать
маленькие шарики. Попробуйте из спичек построить кубик, дом и т.д.
Можно дать задание, что бы дети сами придумали какую-нибудь
геометрическую конструкцию, а потом рассказали, что у них получилось.

«БИРЮЛЬКИ»

Сложить 20 спичек в кучу в беспорядке на столе. Играющие
поочередно по одной осторожно берут из кучки палочки так, чтобы не
пошевелить другие. Палочки посчитать. Кому удастся собрать большее
количество палочек, тот и выиграл.

«ОХОТНИКИ»

Левую руку нужно положить на стол, согнув ее в локте. Сложить
четыре пальца вместе, большой палец отвести в сторону - это «берлога
медведя». Одну палочку поставить у входа в «берлогу», слегка прислонив
один ее конец к большому пальцу. Это - «медведь».Отмерить от
«медведя» расстояние, равное длине шести палочек. На таком расстоянии. положить четыре палочки - «пули». Мизинец, безымянный, средний и
указательный пальцы - это охотники. Щелчками каждого из этих пальцев
о палочки постараться сбит палочку (убить медведя).

Чьи четыре «охотника» убьют медведя меньшим количеством
«выстрелов», тот и побеждает.

Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

Этот вид игр обычно используется во время прогулки. И, конечно же, у
каждого из вас в запасе достаточно таких игр. Поэтому не буду утомлять
вас описанием их, ограничусь перечислением: «Раз, два, три - фигура
замри» - надо изобразить какую-либо геометрическую фигуру(шар, круг,
кубик, квадрат и т.д.), «пятнашки-елочки», «различные шаги», «палочки-
выручалочки», различные эстафеты и т.д.

Психогимнастические этюды для обучения пониманию и
выражению эмоционального состояния.

В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной
сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими,
развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но
сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо
развивать. Знакомим детей на примерах сказочных героев с пятью
эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением. При чтении
сказки происходит первичное знакомство с эмоцией. Затем, когда дети
репетируют роль, они проживают эмоциональные состояния, вербализуют
свои переживания, знакомятся с культурным наследием
человека(литература, музыка). Помогает детям развивать умение видеть
эмоциональные переживания у других такая игра, как «передай лицо».
Учит видеть . добрые и злые поступки такой вид деятельности, как
сочинение небольшого рассказа по картинке, на которой изображены
различные дети, животные в веселом, грустном, плачущем состоянии.
Надо придумать историю о том, что произошло и как можно помочь тем,
кто плачет. Очень часто провожу с ними игру на РТВ «Эмпатия» на
прогулках. Предлагаю им «превратиться» в растущее дерево, неполитый
цветок, сломанную ветку, брошенную игрушку и т.д. и рассказать о своих
мыслях, эмоциях, переживаниях. В результате расширяется круг
понимаемых эмоций, дети становятся способными к более глубокому
пониманию себя и других людей, у них чаще проявляются эмпатийныс
проявления по отношению к окружающему миру.

Работа с глиной, водой, песком, тестопластика.

Игры с водой, песком, крупами развивают не только тактильные
ощущения, успокаивают детей, т.к. действуют на кончики пальцев как
микромассаж, но и помогают дошкольникам не бояться совершения
ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы
наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что-то нарисовал на
листе неправильно. Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть
ошибку или зачеркнуть так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с
песком, крупами все проще: если ты сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно
детям с задержкой психического развития.

«ЧТО СПРЯТАЛОСЬ В ПЕСКЕ?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется.
Это могут быть цифры, формочки различной величины или палочки,
камушки и т.д. Затем взрослый просит выложить эти цифры на песке по
порядку, палочки, камушки, формочки в порядке возрастания - убывания.
Можно продолжить игрой «Чего не стало?» или «Что изменилось?»

«УГАДАЙ, ЧТО ТЕБЕ ПОПАЛОСЬ В РУКИ?»

Ребенка предлагается опустить руки в песок, найти мелкий предмет, и не

доставая его из песка, определить что ему попалось в руку.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Можно придумать сначала какую-нибудь сказку, а потом начинать игру с

водой.

«Теплая - холодная»

Сначала показать ребенку и дать потрогать две миски с теплой и холодной

водой. Затем завязать глаза и попросить угадать, где какая вода. Руку

ребенка в воду опускает воспитатель.

«Узнай по вкусу»

Перед ребенком стоят три одинаковые кружки с водой. Он пробует ее на
вкус - обычная. Затем в одну кружку добавим сахар, дать попробовать, в
другую -соль, тоже попробовать, в третью - лимонный сок. Затем завязать
глаза и попросить угадать водичку на вкус.

«Узнай по запаху»

Так - же проводить, как и предыдущие. Можно взять одеколон,

фруктовый сок, кофе и другие жидкости с яркими запахами.

Выбор методов коррекции детей с СДВГ достаточно большой. Можно выбрать для работы следующие:

Игровая психотерапия

Песочная терапия

Арттерапия
Музыкотерапия

Об игровой и песочной я уже рассказала. Сейчас поговорим о музыке в
нашей жизни. Ученые провели несколько экспериментов по изучению
воздействия музыки на человека. Взяли 2 стакана обычной водопроводной
воды, поставили их в разные помещения. Около первого стакана крутили
магнитофонную запись с нецензурными выражениями, а около другого
играла спокойная классическая музыка. Через некоторое время в первом
стакане вода покрылась плесенью, а в другом удивила даже ученых – она осталась прозрачной и даже стала пахнуть ландышами. Поскольку наш
организм в основном состоит из воды - делайте выводы сами. Еще один
эксперимент провели, изучая воздействие различной музыки на живые
организмы. На трех пшеничных полях поставили столбы с динамиками. На
одном поле играли рок, на другом - классику, на третьем - индийскую
классическую музыку. Итог был таким. На первом поле пшеница стала
склоняться в противоположную сторону от столба, даже корни росли от
столба, как будто пшеница хотела убежать; на втором поле - росла хорошо,
ровно, на третьем - склонялась к столбу, а та, что росла ближе к столбу даже
обвивала его. Я читала, что в Германии на вокзалах и аэропортах все время
передают тихую классическую музыку, поскольку заметили, что наркоманы
не переносят классической музыки. В головном мозге центры отвечающие за
наркоманию и удовольствие от классической музыки находятся в разных
полушариях. Поэтому, приучая детей слушать классическую музыку, мы
уменьшаем риск асоциального поведения детей.

Мы в своей группе, кроме слушания музыкальных отрывков во время
занятий, всегда ставим кассету со спокойной классической музыкой перед
дневным сном. Дети быстрее успокаиваются и засыпают. Иногда
классической музыкой сопровождаем настольные игры.

И, наконец, арттерапия.

Это обычная театрализованная деятельность, которой занимаются
практически все воспитатели в своих группах. У нас она идет как часть
работы по обучению детей сочинению сказок. В комплекс этой работы
входит знакомство детей со сказками разных народов и литературными
сказками. Подготовка и показ этих сказок различными видами театра. Игры
на развитие творческого воображения. В ходе этих занятий дети учатся
контролировать свои эмоции, развивают речь. У них развивается
уверенность в себе, потому что в этих занятиях не бывает неправильных
ответов. Учатся подбирать к спектаклям костюмы, музыку, атрибуты. Не
боятся переделать сказку на новый лад или придумать свою. Учатся
социальному поведению и т.д. но самое главное, что им очень нравится
показывать сказки, которые они подготовили, малышам. И, конечно, участие
в сказке является стимулом для контроля за своим поведением.

'Найди отличие'

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает
ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько
деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в
рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди
рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом
возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает
несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие
изменения произошли.

'Ласковые лапки'

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности,
развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между
ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек-
меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается
на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет,
что по руке будет ходить 'зверек' и касаться ласковыми лапками. Надо с
закрытыми глазами угадать, какой 'зверек' прикасался к руке - отгадать
предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: 'зверек' будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно
поменяться с ребенком местами.

'Кричалки-шепталки-молчалки'

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой
регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый,
синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь -
'кричалку' можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - 'шепталка'

- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал 'молчалка' - синяя ладонь

- дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
Заканчивать игру следует 'молчанками'.

'Гвалт'

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь.
Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни,
которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем
входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко
повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня,
собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил
вслух доставшееся ему слово.

'Менялки'

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и
выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один
меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: 'Меняются местами те, у
кого ... (светлые волосы, часы и т. д.)'. После этого имеющие названный
признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время
водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без
стула, становится водящим.

'Разговор с руками'

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль,
можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней.
Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик,
раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять
беседу с руками. Спросите: 'Кто вы, как вас зовут?', 'Что вы любите делать?'.
'Чего не любите?', 'Какие вы?'. Если ребенок не подключается к разговору,
проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие,
они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не
слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно 'заключением договора'
между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней
(сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще
более короткого промежутка времени) они постараются делать только
хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный
промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить
договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

'Говори!'

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. 'Ребята, я буду задавать вам простые и сложные
вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду:
'Говори!' Давайте потренируемся: 'Какое сейчас время года.

7. Работа с педагогами по проблеме с гиперактивными детьми.

С педагогами также проводится мною разъяснительная работа, что гиперактивный ребёнок не « вредный» и не «плохой» , просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребёнком воспитателям предлагаю стараться соблюдать следующие правила:

— не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

-- при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите
ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;

—во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие
моменты;

—в середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь
поднять, принести, предложите протереть доску и т.п.;

—хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто
проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.

Также даю воспитателям рекомендации при подборе игр, так как необходимо
учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как
неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая
утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им
трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому
включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно.
Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребёнка к играм
в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

Для младшего возраста советую проводить йоговскую гимнастику для
малышей (книга ,стр.49); упражнения для развития общей и мелкой моторики
« Рассказываем и показываем» ( книга, стр.50 ); различные пальчиковые
гимнастики; глазодвигательные упражнения, которые улучшают восприятие,
активизируют процесс обучения; упражнения для языка и мышц челюсти;
дыхательные упражнения; упражнения для релаксации и т.д.

Для старшего возраста: функциональное упражнение «Послушай тишину», упражнение для развития мелкой моторики «Колечко», «Лезгинка», «Скорая помощь»; визуализация, релаксация и т.д.

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система
наказаний и поощрений, которая разрабатываются всей группой вместе с
воспитателем. Наказанием может служить выбывание из игры на « скамью
запасных», лишение роли лидера и т.д. В качестве поощрения могут служить
различные призы: это ведущая роль в игре, правая рука воспитателя на занятии
или в течение дня, выбор любимой музыки для сопровождения занятий или
выбор книги для чтения и т.д.


ЛИТЕРАТУРА

1. «Азбука общения» Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова.
Т.А. Нилова, «Детство-пресс» С.-Петербург, 2003

2. «Уроки добра» Семенака СИ., «Аркти» Москва, 2003

3. «Психогимнастика в детском саду» Алябьева Е.А., «Творчекий центр
«Сфера» » Москва, 2003

4. Статьи из Интернета

5. «Сказкотерапия»

6. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» Л.И. Катаева,
Линка-пресс, Москва 2000

7. «Танцы пальчиками» Ж.Е Фирилева, «Дошкольная педагогика»
№3/2005

8. «Умные игры, умные дети» О.Антонова, Новосибирск, 2007-10-29

9. «500 пятиминутных развивающих игр» Джеки Силберг, Минск 2004
10.«Игры для детей от 2 до 6 лет», Москва «Росмэн», 1999

11.«Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько, «ВАКО»

Москва 2005
12.«Чем бы дитя не тешилось» Козак О.Н., С-Петербург, 2004