Реферат: Харизматические лидеры в истории человечества

Название: Харизматические лидеры в истории человечества
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ

ПРОЕКТ ПО ПРЕДМЕТУ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

НА ТЕМУ: «ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Работу выполнила

студентка 5 курса, д/о,

специальности «Политология»

Хачатрян Ольга

Преподаватель: Бородинов

Валерий Дмитриевич

ДОНЕЦК – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1.

Политическое лидерство: природа, функции и типология.

Раздел 2.

Харизматическая группа. Харизматический лидер.

Раздел 3.

Харизматические лидеры в истории: краткие очерки.

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.

Институт лидерства возник очень давно в связи с потребностью у сложно организованных систем в сбалансированном развитии, т.к. их жизнедеятельность всегда требовала руководящего начала. Это связано с тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных, а часто и противоположных, экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей, которые включают в себя разнообразные группы, организации и индивиды.

В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.

Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом. Понятие харизмы в науке весьма расплывчато. Носитель харизмы - этакий вождь-спаситель, который лучше всех знает, что делать.

Таким образом, практическое значение проблемы лидерства связано с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.

Раздел 1. Политическое лидерство: природа, функции и типология.

Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируются в конкретных личностях - лидерах. Лидерство как социальное явление внутренне присуще природе человека. Уже на первых этапах развития человека его существование было немыслимо без формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников. От лидерства в личностном виде общество переходило к более сложным формам: к институтам лидерства, к групповому лидерству.

Нельзя утверждать, что для отечественной науки проблема лидерства является новой. Отдельные ее аспекты рассматривались историками, философами, политологами и представителями других общественных дисциплин. Но в плане исследования политического лидерства как самостоятельной темы отечественные политологи делают первые шаги: пока невелико количество публикаций.

Долгое время в отечественном обществознании господствовала точка зрения, что если ликвидированы антагонистические противоречия, то автоматически сняты проблемы политического лидерства. Однако проблема существовала и, более того, в условиях советского общества борьба за власть, внедрение и реализация политических программ, смена и утверждение политических лидеров часто оборачивались культом личности, беззаконием и массовыми репрессиями.

В условиях демократизации возрастает роль научного управления жизнью общества, значение изучения проблемы политического лидерства и политических элит. Лидерство рассматривается в политологии как один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Для понимания политического лидерства необходимо выяснить его природу. Приоритет здесь принадлежит зарубежным политологам. Общая линия исследования шла от анализа черт личности лидера, взаимоотношений лидера и его последователей к разработке классификации различных стилей лидерства.

"Теория черт" закономерно вырастает из анализа идеальных лидеров - героев. Важную роль в ее создании сыграл английский ученый XIX в. Ф. Гальтон, психолог и антрополог, который попытался перенести биологические законы на человеческое общество. Суть теории сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Был собран большой фактический материал. Однако выяснилось, что чисто эмпирическое обобщение личностных черт лидеров не дает ожидаемого эффекта: чем детальнее и подробнее становились перечни черт, тем точнее они совпадали с полным набором психологических и социальных черт личности вообще. В самих исследованиях обнаружились противоречия. Американский политолог Р. Стогдилл, обобщив результаты 124 исследований лидерства, столкнулся с большим разбросом мнений: не было ни одной черты лидера, с которой были бы согласны все авторы. Оспаривались даже такие необходимые лидеру черты как ум, сила воли, принципиальность. Некоторые авторы писали, что волевые и принципиальные люди, способные противостоять массовым настроениям, превращаются в изгоев общества, а лидером становятся те, кто идет на поводу у групповых ожиданий, уступает желанию большинства.

Приверженцы второй волны "теории черт" стали различать чисто личностные свойства лидеров и черты их поведения, связанные с выполнением определенных политических задач. В этом сказалось влияние бихевиоризма. Фокус понимания переносится на поведение лидера, вводится понятие "ситуации" и "стиля лидера". Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что различные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации. Американский политолог Ю. Дженнингс отмечал: "Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великий лидер "чувствует" ситуацию,... когда он ее может использовать..., обратить в свой актив [1].

Весьма близка ситуационному подходу теория определяющей роли последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. Природа лидерства в данном случае исследуется через призму анализа взаимоотношений "лидера" и "ведомых". Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее. Поэтому тайна лидера не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Сторонники этой теории считают, что определяющая роль ведомых оказывает на лидера негативное влияние. В этом они видят главную причину ослабления лидерства в настоящее время.

Современные западные политологи определяют лидерство как многогранное понятие. При его понятии выделяются:

а) характер самого лидера;

б) свойства его приверженцев, избирателей;

в) взаимосвязь его с избирателями (конституентами);

г) конкретные ситуации: в которых лидерство осуществляется [2].

Таким образом, у лидерства много аспектов и сводить все только к личностным факторам нельзя.

Политический лидер одновременно является субъектом и объектом политического процесса. Субъектом его делает то, что он по своим незаурядным качества становится во главе социально-политических движений с целью реализации интересов общностей, его выдвигающих. Ради этого лидер наделяется властными полномочиями, т. е. правом направлять усилия, волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми ценностями.

Политический лидер одновременно и объект политики. Различные эпохи, разные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными качествами, в основе которых постоянно действующий критерий - эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. Более того, в решении различных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их предложения и требований, к компромиссам.

Всякое лидерство уже изначально стремится заявить о себе, иметь как можно больше сторонников, формализоваться, войти в существующую политическую систему. Эволюция политического лидерства - это движение от простого к сложному. На практике оно чаще всего носит стадиальный характер. Сначала возникновение общественных движений и выделение их лидеров, далее образование партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства и, наконец, борьба за власть; приход к власти партий, участие и управление страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей. (Такую эволюцию раскрывает американский историк и политолог Р. Такер на примере советской истории) [3]. Политическое лидерство имеет определенные признаки:

1) наличие собственной политической программы, умение реализовать ее;

2) популярность, авторитет, ответственность. Только тот, кто способен взять на себя ответственность, и может выступать в роли лидера;

3) постоянно всей своей практикой доказывать право на лидерство и оправдывать кредит доверия.

Раскрывая сущность лидерства в политическом процессе, необходимо остановиться на роли политического лидера. Политические лидеры, выражая интересы определенных классов и партий, оказывают значительное воздействие на ход событий. Роли лидеров особенно велика в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что "сильный лидер" может решить все проблемы.

Действительно, на определенном этапе может возрасти эффективность деятельности при жестком, требовательном лидере. Но основная задача лидера вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать массу людей в решение назревших проблем общественной жизни.

В этой связи политическая наука считает необходимым особо выделить следующие черты лидера:

- умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной общественной группы;

- интересы общества для него должны быть выше личных интересов. Именно это создает ему в значительной мере авторитет;

- способность организовать активные действия людей;

- коммуникабельность и ораторские способности;

- высокая политическая культура;

- яркая личность, эрудированность, корректность (т. е. вежливость), высокие нравственные качества - честность и порядочность;

- политический лидер должен иметь собственную политическую программу и должен бороться за осуществление этой программы. Поэтому важны такие личные качества лидера как: воля, целеустремленность, настойчивость;

- важной чертой является популярность, т. е. умение завоевать массы.

Лидерами не рождаются, а становятся, их создает авторитет. Поэтому овладеть искусством лидера способен не каждый субъект политики. Им может быть только личность, которая отличается самостоятельностью мышления, выражает интересы масс. Принимая политические решения - уметь приспособить их к реальным условиям находить правильные управленческие решения.

Чтобы стать лидером, личности необходимо оправдать доверие объекта и завоевать тем самым авторитет. За субъектом-лидером идут не потому, что приходится идти, а потому что хочется идти.

Каждая эпоха нуждается в своем лидере. Он всегда детище своего времени, как бы отклик на его запрос. Так, Александр Македонский, Оливер Кромвель, Наполеон` и многие другие были порождением времени. Поэтому случайных лидеров не бывает, бывают случайные политики, даже на высших государственных постах. И хотя претендентов на лидерство бывает много, история выбирает того, кто отвечает ее потребностям.

С научной точки зрения представляет интерес типология лидеров. Различается формальная типология, основанная на функциональном анализе, связанном с масштабами функций лидера. Ведь лидер оппозиционной партии - это совсем не то, что лидер государства, или выразитель региональных политических интересов, или глава религиозного движения. В основе классификации лежат и такие критерии, как содержание, стиль деятельности лидера, его авторитет. Одна из первых типологий была предложена немецким социологом М. Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и вызвать повиновение", М. Вебер различал:

1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость : традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам "законно" (или легитимно) становится монархом;

2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность". В нем лидер - чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рацио-альной с точки зрения целостности системы (вспомним годы прав-ения Л. И. Брежнева и К. У. Черненко);

3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхественные способности вождя, на культе его личности. Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой. Харизматическое лидерство, по М. Веберу, возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит "рутини-зация харизмы".

Авторитет традиционного лидера, согласно М. Веберу опирается на многолетний обычай. Человек обладает "правом на лидерство" благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества.

Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности (хотя лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетентности), а с помощью законных бюрократических структур. Бюрократическое лидерство обезличено.

Среди отмеченных типов лидерства наиболее большой интерес вызывает харизматический. Понятие "харизма" означает "божия благодать". Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как святотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного.

В конце XX века стало очевидным, что и Запад, и Восток в последнее время столкнулись с процессом "харизматизации" политического лидерства. Кризисные явления создают в большинстве стран острую, неустойчивую обстановку, которая порождает в политическом сознании надежды на некое чудо, способное разом решить все вопросы бытия: знание и обоснованные ориентации начинают заменяться верой. Кризис административно-командной модели социализма в конце 80-х годов вызвал к жизни целую плеяду лидеров этого типа.

Порой харизматический лидер способен не только своими поступками, но и одной лишь силой морального воздействия, самим фактом своего существования преодолеть разобщенность общества. Но нельзя не видеть и негативных аспектов этого процесса, когда харизматический лидер с легкостью окружается ореолом незаменимого.

По стилю деятельности типы лидера выделяются как авторитарный и демократический.

Авторитарный - это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие - "железная требовательность", угроза наказания.

Демократические же лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди членов группы, создают атмосферу сотрудничества.

По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:

1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера;

2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определенной ситуации.

По содержанию типы лидерства выделяются как:

а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.

По видам деятельности различают "формальное" и "неформальное" лидерство.

Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения.

Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство - лидер и его последователи и коллективное лидерство - элита и массы.

Политическое лидерство приписывается обычно одному человеку, но его многочисленные роли выполняют другие люди, прежде всего ближайший штаб. Решения подготавливаются коллективами людей, профессионалами. В демократических обществах политические институты обладают высокой степенью автономии и управленческая машина работает независимо от смены лидеров. Например, в Италии с 1945 года сменилось более 50 глав правительств, но стабильность общества сохранилась. Так коллективное лидерство компенсировало отсутствие индивидуального.

Таким образом, феномен лидерства одна из центральных категорий современной политической науки, так как зародилось на заре цивилизации и присуще каждой стране и каждой эпохе по сей день.

Раздел 2. Харизматическая группа. Харизматический лидер.

На протяжении истории человечества в разных уголках мира появлялись самые разные «пророки», обладавшие достаточной харизмой, чтобы привлечь к себе последователей. Что такое харизма? Во-первых, это редкое качество или умение общаться, приписываемое тем людям, которые демонстрируют исключительную способность увлекать за собой толпу. Во-вторых, это божий дар или приобретенная в результате самообучения психическая способность вызывать чудесные изменения в человеческом поведении. Итак, чтобы «пророк» мог стать харизматическим лидером, он должен обладать даром убеждения и способностью побудить людей к выполнению некой трансцендентной миссии, используя все доступные ему средства (в том числе и телевидение).

По мнению социолога Макса Уэбера, если харизматический лидер хочет достичь успеха и сохранить непререкаемый авторитет на протяжении долгого периода времени, он должен создать упорядоченную социальную структуру и обслуживающую ее систему негласных законов.

Трансцендентность миссии типичной харизматической группы отражается в ее обрядах и ритуалах, поэтому лидер должен создать базовые групповые традиции. Эти традиции, в которых лидер объявляется воплощением святости, предписывают группе руководствоваться неким стандартом поведенческих норм, чтобы успешно выполнять групповую миссию. Эти нормы распространяются на личную жизнь каждого члена группы и на совместную групповую деятельность. Любая социальная структура жизнеспособна на протяжении длительного периода времени только тогда, когда она организована, создает новые инициативы, следит за соблюдением порядка и разрешает повседневные конфликты. Поэтому в харизматической группе необходимо создать административный аппарат и четко обозначить иерархию власти.

В состав харизматической группы могут входить десятки, сотни и даже тысячи членов. Члены такой группы (а) коллективно разделяют определенную систему убеждений; (б) проявляют высокий уровень социальной сплоченности; (в) придерживаются строго установленных норм группового поведения; (г) приписывают харизматические (и даже божественные) качества лидеру группы и даже самой группе как социальному институту.

Несмотря на разницу в идеологии и ритуальном поведении, вес харизматические группы объединяет одна общая черта, которая характеризует процесс вступления в группу и опыт членства. Харизматические группы всегда возникают в тот период, когда общество с его традиционной системой ценностей не в состоянии решить серьезные социальные проблемы, которые встают перед личностью. Чаще всего люди вступают в харизматические группы в период сильного стресса — когда испытывают хроническую неудовлетворенность, переживают кризис отношений или ощущают, что не могут себя реализовать. Харизматические группы обычно привлекают новых членов, со давая атмосферу безусловной любви, признания и поддержки и предлагая особое мировоззрение, которое обещает решить все их экзистенциальные проблемы. Вступление в такую группу сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, глубокими изменениями в восприятии и, как правило, приносит эмоциональное облегчение. Антистрессовое действие и улучшение общего эмоционального состояния позволяет новообращенному члену считать группу состоятельной, а се миссию — великой.

Лидер труппы воспринимается как авторитетная фигура, обладающая знанием и способная разрешить вес проблемы человечества. В процессе взаимодействия с последователями лидер группы сам начинает верить в то, что ему предназначена великая миссия спасения человечества, и любое действие оправдывает групповой философией трансцендентальности его миссии. Это позволяет ему предъявлять такие требования к последователям, которые объективному постороннему наблюдателю кажутся противоправными и оскорбительными. Опираясь на догму или свод принципов, которые получены от лидера, группа с большой серьезностью относится к решению повседневных задач и участию во внутри групповых мероприятиях .

Чем ближе завербованные в группу люди сходятся с остальными членами группы и чем сильнее разделяют групповые ценности, тем благополучнее в эмоциональном плане себя чувствуют; напротив, если они эмоционально отделяются от группы, то начинают испытывать глубокий эмоциональный стресс. Такие эмоциональные «качели» укрепляют в них желание подчиниться групповым нормам, поскольку конформизм подспудно сопровождается улучшением их эмоционального состояния.

Групповые нормы поведения обычно регулируют все сферы жизнедеятельности последователей (включая сферы сексуальных наклонностей, общения и интеллектуальных стремлений). Эти стандарты поведения определяют, что «правильно» и «неправильно», допустимо или недопустимо, желательно или нежелательно. Поскольку во всех этих сферах последователи предпочитают действовать сообща, они не считают ни коллегами, ни друзьями посторонних людей, не принадлежащих к данной группе, и стараются держаться от них подальше. Каждый член группы постоянно стремится добиваться все более высокого уровня признания группы и в полной мере соответствовать групповым ожиданиям.

Чтобы оставаться стабильной, харизматическая группа должна быть сплоченной социальной системой. В 1947 году Курт Левин определил групповую сплоченность как «некое силовое поле, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться». Сплоченность предполагает привлекательность группы для ее членов и глубокую взаимную симпатию между членами группы, которая укрепляет их связь друг с другом и порождает доверие. Для сохранения доверия между членами группы и их доброго отношения друг к другу нужно манипулировать их действиями, взглядами, и изгонять бунтарей, которых делают козлами отпущения. Все действия членов группы внимательно отслеживаются гласно или негласно назначенными наблюдателями. Члены группы подчиняются групповым нормам, безотчетно опасаясь ухудшения эмоционального состояния и подавленности, которые ассоциируются с сомнениями в истинности групповых ценностей. Фактически, основой групповой сплоченности служит эмоциональный аспект в системе групповых межличностных отношений.

Информация из внешнего мира фальсифицируется и редактируется, а ее подача строго дозируется, чтобы как можно сильнее сгладить противоречия между взглядами группы и общества в целом. Чтобы предотвратить дестабилизацию и заручиться преданностью членов, группа может придерживаться взглядов, которые не просто игнорируют реальность, но и противоречат большинству общественных норм. Явным показателем того, что идеалы группы заслуживают доверия, служит приход новых членов, поэтому многие группы ведут политику агрессивной вербовки.

«Пограничный контроль», который практикуется группой, призван защитить ее от внешней агрессии. Группа вынуждена бороться, чтобы сохранить собственную целостность и обрести признание или, по крайней мере, заслужить к себе терпимое отношение со стороны общества в целом, ибо в группе обычно представлено небольшое и инакомыслящее меньшинство. Чтобы защитить членов от ассимиляции, в группе насаждается подозрительное отношение к обществу в целом, а также к его представителям, не разделяющим ценности группы. Собственно говоря, всех людей делят на последователей и «чужаков», причем последние не считаются полноценными людьми, а если так, то ради стабильности группы как социальной системы их официально разрешено обманывать и ими можно манипулировать.

Харизматические группы могут входить в конфликт с окружающим обществом. Они пренебрегают интересами семей новообращенных, придерживаются агрессивной и даже параноидальной политики в отношении посторонних людей, которые подозреваются в недружественном отношении к группе. Идеологические позиции группы идут вразрез с идеологией общей культуры. С одной стороны, они манипулируют эмоциональной потребностью последователей принадлежать к сплоченной социальной системе. А с другой — предлагают последователям довольно причудливую идеологию, позволяющую окружить группу психологической стеной. Таким образом лидеру удается создать закрытую систему. Эта система успешно затягивает членов в глубокую воронку социального контроля, который требует абсолютной преданности и отказа от обычных социальных норм.

Исследуя поведение многих харизматических лидеров, психологам удалось выяснить, что, помимо харизмы, чаще всего они обладают незаурядным умом, находчивостью и предприимчивостью. Как правило, это ловкие, изобретательные, проницательные и образованные люди. Среди лидеров или в руководстве многих современных сект есть бывшие военные психологи, которые в свое время занимались разработкой психологических приемов ведения войны и прекрасно освоили техники воздействия на человеческое сознание. Многие лидеры стремятся управлять людьми так, чтобы они не подозревали, что ими управляют. Они умело внушают последователям веру в собственное могущество и контролируют их поведение через эту веру. Чаще всего они ощущают собственную неполноценность, и поэтому отчаянно цепляются за возможность утвердиться за чужой счет. Демонстрируя внешнюю власть над людьми, они отвлекаются от глубокого внутреннего конфликта.

Дальнейшее развитие харизматических групп, как правило, происходит по одному из следующих сценариев. Они могут стать бюрократическими организациями, когда харизма лидера-основателя приписывается иерархическому руководству группы. Они могут ассимилировать в общество, если руководство не придерживается тактики самозащиты и изоляции. Они могут войти в прямой конфликт с обществом из-за идеологических разногласий и агрессивной позиции с обеих сторон, что потенциально может привести к преступной деятельности группы. Во избежание негативных последствий эти группы могут переселяться в отдаленные места [4].

В социальной психологии феномен харизмы рассматривается в контексте темы лидерства. Понятие "харизматический лидер" активно используется в организационной психологии, психологии влияния, психологии политики. Под ним понимается человек, который в силу своих личностных способностей и качеств способен оказывать глубокое и необычайное влияние на окружающих его людей.

Традиционное понимание харизмы основывалось на представлении о наличии у человека врожденных лидерских качеств (от греч. charisma — "дар", "благодать", "оказанная милость"). Это объяснение, конечно, не могло удовлетворить психологов. Поэтому наряду с врожденной теорией лидерства в психологии возникает так называемая "теория черт", которая объясняет происхождение харизматического лидера не из врожденных качеств. Согласно этой теории человек в процессе своего развития сам приобретает необходимый набор качеств лидера — уверенность в себе, инициативность, целеустремленность, высокий интеллект, обширные знания и т.д. Сторонники этой теории считают, что достаточно воспитать все эти качества в человеке, и он станет настоящим лидером.

Наконец, существует "синтетическая" теория, которая пытается объединить две вышеназванные "крайние" концепции и попыталась описать качества, присущие харизматическому лидеру и тем самым помогла более детально разобраться в этом феномене.

Все качества, которыми обычно наделяют харизматического лидера можно объединить в три большие группы.

1. Коммуникативный потенциал

Харизматический лидер — это, прежде всего, обаятельный, общительный и уверенный в себе человек. Коммуникативный стиль харизматического лидера включает следующие характеристики: пленительный тембр голоса, богатство интонаций, прямой и открытый взгляд, воодушевленное выражение лица, усиливающие впечатление жесты и позы, приветствие рукопожатием и т.д. Уверенность в себе. Лидер демонстрирует уверенное поведение, поскольку он убежден в своей правоте и не сомневается в том, во что он верит. Эта уверенность передается его последователям.

Личное влияние. Харизматические лидеры обладают отличными навыками ведения дискуссии и убеждения, техническими знаниями и способны добиваться изменений установок, поведения и эмоций своих последователей [5]. Харизматический лидер — это человек, способный доминировать, человек, поведение, слова и поступки которого эмоционально заражают окружающих. Иногда в качестве важных коммуникативных характеристик указываются честность и прямота, его слова не расходятся с делами.

2. Мотивационный потенциал

Уверенность харизматического лидера не возникает на пустом месте. Его уверенность — это выражение его глубокой потребности изменить окружающий мир и знания того, как это сделать.

Часто харизматическому лидеру приписывают высокое желание быть лидером и высокую потребность во власти. Однако одного желания быть лидером не достаточно. Более того, истинный харизматический лидер не стремится в лидеры. Точнее, лидерство не является для него самоцелью. Лидерство является для него средством достижения других целей. Цель всей деятельности лидера — преобразование окружающего мира.

С одной стороны, действительно, лидер испытывает высокую потребность во власти, он стремится влиять на людей и вести их за собой. Но одновременно с этим он готов брать на себя ответственность за своих последователей, поскольку его интересует не власть сама по себе, власть как инструмент для осуществления преобразований.

Поэтому необходимое условие для харизматического поведения — ощущение своей миссии в этом мире. Если человек чувствует эту миссию, чувствует что он может что-то изменить в этом мире и знает, как это сделать, то лидерство и власть сами приходят к нему, потому что его начинают воспринимать как харизму.

Предвидение. Включает в себя (1) ясное представление о будущем, (2) уверенность в правильности своего видения будущего, (3) умение ярко и заразительно сформулировать свое видение будущего, (4) внушение своим последователям уверенности в реализации данного предвидения. Лидер всем своим поведением говорит: "Мы справимся с этой сложной задачей!" Это вдохновляет его последователей, будит в них надежду и веру в успех дела. Кроме этого предвидение оказывает влияние на отношение к деятельности: "Мы не продаем цветы, мы продаем красоту". Сообщение "ключей". Четкое формулирование задач — того, что и как должно быть сделано для достижения общей цели. Максимальное прояснение и проговаривание информации по выполнению задания. Обращение к рациональному и интеллектуальному потенциалу последователей.

3. Энергетический потенциал

Для достижения своих целей харизматический лидер должен тратить много времени и усилий. Поэтому еще одним обязательным компонентом харизматического лидерства является сильный тип темперамента. Отсюда — присущая харизматическим лидерам высокая работоспособность и стрессоустойчивость, инициативность и энергичность, смелость и предприимчивость, мужество и настойчивость, надежность и ответственность, независимость и свобода.

Интеллектуальный потенциал. Безусловно, неплохо, если лидер обладает высоким уровнем интеллекта. Он должен собирать, обрабатывать и интерпретировать большие объемы информации, предвидеть последствия своих действий.

Креативность. Решения, которые принимает харизматический лидер, не должны быть стандартными. Главное, чтобы эти решения были успешными.

Навыки и знания. Лидер обладает большим количеством знаний и навыков, которые необходимы его подчиненным для достижения общих целей. Благодаря этому он может выступать в роли учителя.

4. Социальное окружение

Кроме этого существует еще один компонент, без которого не может существовать ни один харизматический лидер. Этот компонент не относится к характеристикам самого лидера, а принадлежит исключительно окружающему миру. Ни один лидер не смог бы стать лидером без соответствующего социального окружения, то есть без людей, которые нуждаются в нем. Последователи харизматического лидера идентифицируют себя с ним и его миссией, выказывают крайнюю лояльность и уверенность в нем, воспринимают его ценности, воспроизводят его поведение и оценивают себя сквозь призму отношений с лидером.

Можно сказать, что харизматический лидер приходит тогда, когда в обществе появляется необходимость в нем. Поэтому к ситуациям, благоприятным для проявления харизматического лидерства, относятся социальные кризисы, приводящие к глубинной неудовлетворенности людей положением дел в обществе и вызывающие потребность в серьезных изменениях.

Благодаря перечисленным выше компонентам харизматический лидер способен внушить благоговение подчиненным; его точку зрения другие люди находят неоспоримой; оказывая воздействие на своих последователей, харизматический лидер может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания; он способен собрать вокруг себя группу людей, которые разделяют его мировоззрение, преданны ему и его миссии. [6]

Раздел 3. Харизматические лидеры в истории: краткие очерки.

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356-323 гг. до н.э.) - царь Македонии с 336, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Победы македонской армии под командованием Александра Македонского составляют вершину военного искусства Древней Греции. Александром Македонским, как и его отцом Филиппом II, были изучены, освоены и развиты достижения в области подготовки войск, тактики и стратегии армий Афин, Спарты, Беотии и других древнегреческих государств. Огромная держава, созданная в результате завоеваний Александра Македонского, простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишённая прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя. На её территории возник ряд эллинистических государств.

ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (100-44 до н. э.) — римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 до н. э. — пожизненно. Политический деятель и полководец. Начал политическую деятельность как сторонник республиканской группировки, занимая должности военного трибуна в 73 до н. э., эдила в 65 до н. э., претора в 62 до н. э.

Добиваясь консулата, в 60 до н. э. Юлий Цезарь вступил в союз с римскими полководцами Гнеем Помпеем и Крассом (1-й триумвират). Консул в 59 до н. э., затем наместник Галлии; в 58-51 до н. э. подчинил Риму всю заальпийскую Галлию. В 49 до н. э., опираясь на армию, начал борьбу за единовластие. Разгромив Помпея и его сторонников в 49-45 до н. э. (Красс умер в 53 до н. э.), оказался во главе государства. Сосредоточив в своих руках ряд важнейших республиканских должностей (диктатора, консула и т. п.), Гай Юлий Цезарь стал фактически монархом.

Убит в результате заговора республиканцев. Автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах»; провел реформу календаря (Юлианский календарь).

Как полководец Цезарь отличался решительностью и в то же время осторожностью. Он был вынослив, в походе всегда шел впереди войска — с непокрытой головой и в жару, и в холод, и в дождь. Великий полководец умел настроить воинов краткой и удачно построенной речью, лично знал своих центурионов и лучших солдат и пользовался среди них необычайной популярностью и авторитетом.

КЛЕОПАТРА (69 — 30 гг. до н. э.) - последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).

Прославлена благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию. В годы её правления Египет был покорён Римом, сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа. Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях.

Клеопатра VII правила Египтом 21 год последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (около 980-1054), великий князь киевский (1019). Сын Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена Русская правда.

ПЁТР І (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи. Через 4 года император Пётр I скончался, но созданное им государство продолжало интенсивно расширяться на протяжении всего XVIII века.

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ (Napoléon Bonaparte, 15 августа 1769, Аяччо, Корсика — 5 мая 1821, Лонгвуд, остров Святой Елены) — император французов в 1804—1815 годах, французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

ГИТЛЕР (настоящая фамилия ШИКЛЬГРУБЕР) АДОЛЬФ (1889-1945), главарь (фюрер) фашистской Национал-социалистической партии (с 1921), глава германского фашистского государства. Установил в Германии режим фашистского террора. Непосредственный инициатор развязывания 2-й маровой войны 1939-1945, нападения на СССР. Один из главных организаторов массового истребления военнопленных и мирного населения на оккупированной территории. С вступлением советских войск в Берлин покончил с собой. На Нюрнбергском процессе признан главным нацистским военным преступником.

КАСТРО РУС ФИДЕЛЬ (р.1926), первый секретарь ЦК КП Кубы с 1965 года. С 1959-1976 - премьер-министр Революционного правительства Кубы. В 1953 возглавил вооруженное выступление против диктаторского режима Батисты, за что был осужден. В 1955 амнистирован. Эмигрировал в Мексику, где сформировал революционный отряд для продолжения борьбы против диктатуры. В 1956 высадился на Кубе с яхты "Гранма" и возглавил партизанскую борьбу, приведшую к победе в 1959 Кубинской революции.

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924), мыслитель и революционер, продолжатель учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработал план завоевания власти пролетариатом путем вооруженного восстания в условиях, когда господствующие классы прибегают к насилию. В начале октября 1917 Ленин нелегально переехал в Петроград. 24 октября (6 ноября) Л. прибыл в Смольный и возглавил руководство Октябрьским восстанием. Ленин направлял советскую внешнюю политику, разработал принцип мирного сосуществования государства с различным социальным строем. Был инициатором создания плана эликтрификации (ГОЭЛРО). Признав ошибочность политики "военного коммунизма" как попытки непосредственного утверждения социализма, выдвинул принципы новой экономической политики (НЭП), направленной на построение материального фундамента социализма. До января 1924 года возглавлял советское правительство.

МУССОЛИНИ БЕНИТО (1883-1945), фашистский диктатор Италии в 1922-1943 годах. Политическую карьеру начал в социалистической партии, из которой был исключен в 1914. В 1919 основал фашистскую партию. При содействии монополий, монархии и Ватикана захватил власть (1922) и установил фашистскую диктатуру. Правительство Муссолини ввело в стране режим фашистского террора, проводило агрессивную внешнюю политику, совместно с фашистской Германией развязало 2-ю мировую войну. В 1945 захвачен итальянскими партизанами и по приговору военного трибунала Комитета национального освобождения Северной Италии был казнен.

СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ (1878-1953), советский партийный и государственный деятель, Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Член Коммунистической партии с 1898 года. Член ЦК партии с 1912 года, Политбюро ЦК с 1919-1952. Допустил грубейшие политические ошибки, произвол, имевшие тяжелые последствия для советского народа. Сталин и его ближайшее окружение ответственны за массовые репрессии и беззакония. КПСС осудила культ личности Сталина, сложившуюся при нем репрессивную тоталитарную систему, которые вызвали глубокие деформации в советском обществе, задержали его развитие [7].

ВЫВОДЫ

Итак, подводя итог, институт лидерства возник очень давно, когда еще в примитивных обществах возникла необходимость в главенствующем начале. Политический харизматический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надообладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются ваналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению.

Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Н. Макиавелли, автор теории лидерства, выделил обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; интеграцию разнородных интересов и групп; мобилизацию населения на решение общезначимых целей.

Ученые, занимающиеся исследованием политического лидерства, смогли классифицировать его на основе учета личных качеств лидера, конкретной ситуации, имиджа и стиля поведения.

В современном мире происходит постоянное формирование новых тенденций в развитии политического лидерства, т.к. национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса. Кроме того, в каждой стране существует своя система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры. Эта система связана с целями и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценностями политической идеологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашин Г. Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль //Общественные науки и современность. 1993. № 2.

2. Беннис У. Почему лидеры не могут руководить //США: Экономика, политика, идеология. 1991. № 5-6.

3. Политология: учебное пособие для вузов / Сост. и редактор А.А. Радугин. -М.: Центр, 1999.

4. Т. Лири, М. Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах.

5. Bernard M. Bass, Leadership and Performance Beyond Expectations, Free Press, New York, 1985, pp.54-61.

6. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 161.

7. Материалы открытой энциклопедии «Википедия».