Реферат: Правовое положение владельцев таможенных складов и владельцев складов временного хранения

Название: Правовое положение владельцев таможенных складов и владельцев складов временного хранения
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

В-183.1 Правовое положение владельцев таможенных складов и владельцев складов временного хранения

Оглавление:

Введение . 3

1. Хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения 4

1.1. Склад временного хранения и таможенный склад: сходства и различия 4

1.2. Риски при временном хранении товаров на складе . 11

2. Правовое положение владельцев таможенных складов и владельцев складов временного хранения . 17

2.1. Требования к владельцам складов . 17

2.2. Обязанности владельцев таможенных складов и складов временного хранения . 21

Заключение . 26

Список литературы: 27


Введение

Таможенный склад – это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики на период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ (освобождение от таможенных пошлин, возвратов ранее уплаченных сумм и пр.).

Владелец склада временного хранения — российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения, и осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

В процессе хранения товаров на складах временного хранения они подвергаются различного вида рискам.

Наличие договора страхования риска гражданской ответственности владельцев складов временного хранения — одно из обязательных условий включения юридического лица, осуществляющего деятельность по временному хранению товаров на складах временного хранения, в Реестр владельцев складов временного хранения.

Страхование риска гражданской ответственности владельцев складов временного хранения осуществляется на случай наступления предполагаемого страхового события, обладающего признаками вероятности и случайности его возникновения и распространяется на страховые случаи, наступившие вследствие событий, произошедших в период действия договора страхования.

Целью данной работы является исследование правового положения владельцев таможенных складов и складов временного хранения.

1. Хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения

1.1. Склад временного хранения и таможенный склад: сходства и различия

Временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК).

Рассмотрим различия складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов (ТС) с практической точки зрения владельца товара, собирающегося помещать свой товар на один из этих складов.

Что ему нужно знать, чтобы сделать правильный выбор? Прежде всего, что статус товаров, помещенных на СВХ, отличается от статуса товаров, помещенных на таможенный склад.

На СВХ могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз.

Для помещения товара на склад временного хранения не требуется помещение товара под какой-либо определенный таможенный режим, более того, для помещения товара на СВХ не требуется помещать товар под какой-либо таможенный режим вообще.

На СВХ могут помещаться иностранные товары до помещения товара под какой-либо таможенный режим, соответственно, не подается ГТД. При помещении товара на склад временного хранения таможенному органу представляются следующие документы:[1]

· содержащие сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами,

· о стране отправления и стране назначения товаров, о наименовании товаров,

· об их количестве,

· о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров,

· фактурной стоимости,

· весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах),

· сведения о кодах ТН ВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков.

При этом таможенный орган не вправе требовать каких-либо еще документов для помещения товара на СВХ.

Т.е. фактически, на СВХ может быть помещен любой товар с предоставление минимальных сведений о нем.

На СВХ может храниться товар:[2]

· любой, даже запрещенный к ввозу в РФ;

· с предоставлением минимального комплекта документов;

· под полным таможенным контролем;

· не более 2 месяцев (по разрешению таможенного органа - 4 месяца).

В отношении товаров, помещенных на СВХ, не допускаются операции дробления, упаковки, переупаковки и прочие, а также передача имущественных прав на товары.

Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа.

СВХ открытого типа доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Склады временного хранения закрытого типа предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

Также как и в отношении таможенных складов, владельцами СВХ могут быть таможенные органы РФ. При этом СВХ таможенных органов являются складами открытого типа.

На договор, заключаемый таможенным органом с лицом, помещающим товары на СВХ, распространяются требования гражданского законодательства Российской Федерации, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на таможенный склад, квитанции по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Затраты, которые несет владелец товара при помещении товара на СВХ – оплата услуг по хранению товара, если таможенный склад не принадлежит таможенным органам или уплата жестко фиксированного таможенного сбора за хранение в случае, если товар хранится на таможенном складе таможенных органов.

Несмотря на то, что размещение товара на СВХ возможно при предоставлении меньшего количества документов и не влечет необходимости при помещении товара на склад уплачивать сбор за таможенное оформление, по сравнению с таможенным складом помещение товара на СВХ не является таким выгодным мероприятием. Во-первых, срок хранения товаров ограничен 2 месяцами, максимум – четырьмя. Во-вторых, в отношении товаров практически не допускаются операции по подготовке товара к реализации.

Тем не менее, бОльшая часть импортируемых товаров проходит через процедуру хранения на СВХ. Почему?

Помещение товара на СВХ производится как по желанию владельца товара – когда сразу при ввозе отвара на таможенную территорию товар помещается на СВХ без заявления какого-либо режима, где и ждет подачи документов на режим, так и в принудительном порядке.

В жестко принудительном порядке товары могут помещаться на СВХ в нескольких случаях:[3]

· в случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ;

· при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

· если в процессе таможенной ревизии было выявлено, что товары запрещены к ввозу в РФ или обороту в соответствии с законодательством РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности. В этом случае товары изымаются и помещаются на СВХ.

Также существует практика помещения товара на СВХ в «добровольно-принудительном» порядке.

Согласно положениям статьи 77 Таможенного кодекса РФ, товары и транспортные средства, прибывшие на таможенную территорию РФ и предъявленные таможенным органам, приобретают статус товаров, находящихся на временном хранении. Они могут быть как немедленно помещены на СВХ, без заявления режима, так и могут быть заявлены к определенному таможенному режиму, но решения таможенных органов о выпуске под заявленный таможенный режим будут ожидать опять-таки на СВХ.

После заявления режима, согласно положениям статьи 360 Таможенного кодекса РФ, до момента выпуска в свободное обращение товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, находятся под таможенным контролем и, соответственно, должны находиться в зоне таможенного контроля, к которым в равной степени относятся и СВХ и таможенные склады.

Конечно, и таможенный склад является зоной таможенного контроля, но чтобы попасть на него быстро, нужно изначально заявлять режим таможенного склада при декларировании товара. Хотя, даже если декларант заявляет режим таможенного склада, пока товар не будет выпущен в соответствии с данным режимом, его судьба – ждать на СВХ.

На таможенном складе хранятся товары, помещенные под одноименный экономический таможенный режим, т.е. для хранения на таможенном складе товар должен быть оформлен в соответствии с данным режимом.

Товар помещается на склад временного хранения исключительно по желанию владельца товара.

Таможенные склады могут быть открытого или закрытого типа.

Таможенные склады открытого типа, доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами – с ними и будет иметь дело в подавляющем большинстве случаев владелец товаров. Таможенные склады закрытого типа, предназначены исключительно для хранения товаров владельца таможенного склада.

Владельцами таможенного склада могут быть и таможенные органы РФ. При этом таможенные склады таможенных органов являются складами открытого типа.

На договор, заключаемый таможенным органом с лицом, помещающим товары на таможенный склад, распространяются требования гражданского законодательства Российской Федерации, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на таможенный склад, квитанции по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Товар, помещенный под таможенный режим таможенного склада, может храниться на таможенном складе:

· до 3 лет;

· без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера;

· под таможенным контролем;

Несмотря на то, что на таможенном складе товары находятся под таможенный контролем, товарные партии, помещенные на таможенный склад, по разрешению таможенного органа могут:

· дробиться,

· сортироваться,

· упаковываться и переупаковываться,

· маркироваться,

· из них могут формироваться отправки и совершаться прочие операции.[4]

Кроме того, в отношении товаров, находящихся на таможенном складе, допускается отчуждение, передача в отношении их прав владения, пользования или распоряжения - при условии предварительного уведомления таможенного органа в письменной форме.

При переходе имущественных прав на товары, находящиеся на таможенном складе, лицо, которому были переданы эти права, обязуется соблюдать все требования и условия таможенного режима таможенного склада.

Фактически это означает, что новый владелец товара будет нести обязанности по уплате таможенных платежей при помещении товара под режим для внутреннего употребления, т.е. при выпуске товара в свободное обращение на территории РФ.

На таможенный склад могут помещаться и товары, ранее помещенные под другие режимы.

Таким образом, помещение товаров на таможенный склад представляется достаточно привлекательным мероприятием. Фактически, товар, оформленный в соответствии с данным режимом, может быть по разрешению таможенного органа полностью подготовлен к продаже на внутренний рынок: упакован, маркирован, сортирован; владелец товара, пока товар находится на складе, может искать покупателя, который впоследствии и оплатит таможенные пошлины и налоги за выпуск товара на территорию РФ.

Затраты, которые несет владелец товара – уплата сбора за таможенное оформление товара и оплата аренды помещения в случае, если таможенный склад не принадлежит таможенным органам или уплата жестко фиксированного таможенного сбора за хранение в случае, если товар хранится на таможенном склада таможенных органов.

Многим таможенным постам соответствуют свои таможенные склады.

Координаты таможенных складов РФ можно посмотреть в реестре таможенных складов ФТС России.

1.2. Риски при временном хранении товаров на складе

Объектом страхования рисков хранения товаров на складе ответственного хранения являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя, связанные с его обязанностью в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации возместить вред, причиненный третьему лицу, в процессе осуществления деятельности в качестве владельца таможенного склада или склада временного хранения.

Страховые риски:

Договор страхования заключается на случай предъявления Страхователю третьими лицами претензии в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного страховым случаем, наступившего в течение срока действия договора страхования, и повлекшего за собой утрату, недостачу или повреждение всех или части товаров в результате:

1. пожара, включая убытки, причиненные товарам действием огня, дыма, системы пожаротушения, действиями пожарных подразделений, направленных на борьбу с пожаром;

2. взрыва газа, употребляемого для производственных и бытовых целей;

3. взрыва паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, машин и других аналогичных устройств;

4. повреждения водой в результате аварий, непроизвольного включения или прорыва водопроводных, отопительных, канализационных систем и систем пожаротушения или проникновения воды из соседних помещений;

5. наезда транспортных средств; падения на склад пилотируемых летающих объектов, иных инородных предметов;

6. кражи со взломом, грабежа, умышленного повреждения или уничтожения имущества третьими лицами;

Средний размер страховой премии составляет 0,5 — 0,8 % от страховой суммы, в зависимости от конкретных условий страхования.

Страховая сумма определяется в соответствии с ТК РФ (ст. 109 п.3 «Условия включения в реестр владельцев складов временного хранения»), а именно:

· для открытой площадки — из расчета 3 500 рублей за один квадратный метр полезной площади;

· для помещений — из расчета 1 000 рублей за один кубический метр полезной площади.

Склад временного хранения является зоной таможенного контроля.

К месторасположению склада временного хранения предъявляются следующие требования:

а) склады временного хранения могут учреждаться в местах, одобренных таможенными органами в соответствии с Положением;

б) склады временного хранения не могут учреждаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов[5] ;

в) склад временного хранения должен располагаться по одному почтовому адресу (если склад состоит из одного помещения) либо в пределах неразрывной по периметру территории (если склад состоит из нескольких помещений, имеющих разные почтовые адреса - номера корпусов, строений, владений и т.д.), в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, выдающей лицензию;

г) от автомагистралей и главных дорог к складу временного хранения, на который товары и транспортные средства доставляются от таможенной границы Российской Федерации автомобильным транспортом, должны подходить подъездные пути.

При отсутствии складов временного хранения, учрежденных владельцами складов, в аэропортах, на аэродромах и в портах, открытых для международного сообщения, на грузовых дворах, станционных складах и площадках железнодорожных станций, где осуществляется прием, погрузка, выгрузка и выдача товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации склады временного хранения учреждаются таможенными органами Российской Федерации.

При решении вопроса о выдаче лицензии таможня учитывает следующие факторы:

· нахождение склада временного хранения в зоне морского или речного порта, аэропорта, аэродрома, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на территории производственного предприятия, в промышленной зоне или в жилом массиве;

· удаленность от таможенного органа (или от его структурного подразделения), производящего таможенное оформление товаров и транспортных средств, а также осуществляющего таможенный контроль над ними, и от других действующих в регионе складов временного хранения;

· количество действующих в регионе складов временного хранения;

· специализацию действующих складов временного хранения и учреждаемого склада временного хранения для хранения товаров отдельных категорий и транспортных средств.

К конструкции склада временного хранения предъявляются следующие требования:

а) помещения, предназначенные для склада временного хранения, располагаются только в наземных зданиях или сооружениях;

б) на крытых и открытых площадках склада временного хранения хранятся только товары отдельных категорий (громоздкие, негабаритные, наливные, насыпные, пакетируемые), а также легковые автомобили, железнодорожные, морские, авиа- и автоконтейнеры;

в) на территории склада временного хранения в обязательном порядке выделяется крытая, обустроенная в соответствии с требованиями таможни площадка для проведения досмотра транспортных средств и товаров при их частичной или полной выгрузке или погрузке.

К обустройству склада временного хранения предъявляются следующие обязательные требования при подаче владельцем склада документов на учреждение склада временного хранения[6] :

а) наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);

б) ограждение территории, прилегающей к помещению склада (при доставке товаров и транспортных средств от таможенной границы Российской Федерации до склада временного хранения автомобильным транспортом) либо обозначение на местности (при расположении складов временного хранения в зонах морских и речных портов, аэропортов, аэродромов, на железнодорожных станциях);

в) целостность территории склада временного хранения в пределах периметра (при ограждении - за исключением проемов для въезда транспорта);

г) неразрывность помещений склада и территории, прилегающей к помещениям склада, для складов временного хранения, на которые товары и транспортные средства доставляются от таможенной границы Российской Федерации автомобильным транспортом - для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, региональные таможенные управления - для остальных таможен, вправе на основании обращения таможни изменить указанное требование при учреждении склада временного хранения в морских и речных портах); в случае невозможности соблюдения в портах требования неразрывности помещений склада и территории, прилегающей к помещениям склада, для контроля за перемещением товаров и транспортных средств от борта морского или речного судна на склад временного хранения таможня по согласованию с администрацией порта устанавливает маршруты такого перемещения; перемещение товаров и транспортных средств без разрешения таможни по иным маршрутам, кроме установленных ею, не допускается, а транспортные средства, перемещающие товары, должны быть допущены для перевозки товаров под таможенным контролем;

д) территория склада временного хранения не должна включать в себя объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы;

е) наличие на складе временного хранения:

· специально выделенного и обозначенного на территории склада временного хранения места для приема от перевозчика товаросопроводительных и других документов таможенным органом (его структурным подразделением), расположенным на складе и производящим таможенное оформление товаров и транспортных средств, а также осуществляющим таможенный контроль за ними (списки сотрудников таможенного органа, ответственных за прием документов, должны быть размещены в доступном для обозрения месте)[7] ;

· локальной вычислительной сети;

· выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и транспортных средств и их таможенном оформлении с необходимой для этих целей скоростью передачи информации;

· телефонов городской связи;

· факсимильного аппарата сети общего пользования;

· оргтехники и множительной техники;

· автоматизированной системы учета товаров и транспортных средств, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом (его структурным подразделением), производящим таможенное оформление товаров и транспортных средств и осуществляющим таможенный контроль за ними;

· охранной сигнализации;

· противопожарной сигнализации и средств пожаротушения;

· поверенного оборудования для взвешивания товаров с различными пределами взвешивания;

· погрузочно-разгрузочной техники (автопогрузчики, электропогрузчики и электрокары, механические тележки, краны, подъемники) в количестве, достаточном для проведения таможенного контроля за товарами и транспортными средствами (в том числе с их полной выгрузкой на склад);

ж) наличие на территории, прилегающей к помещениям склада, условий для маневра и размещения автотранспортных средств, перемещающих товары (из расчета 60 квадратных метров на каждое стояночное место автотранспорта).

2. Правовое положение владельцев таможенных складов и владельцев складов временного хранения

2.1. Требования к владельцам складов

Для получения права на осуществление деятельности в качестве владельца таможенного склада, российское юридическое лицо должно выполнить ряд условий.

1. Иметь во владении (в собственности или в хозяйственном ведении либо арендовать на срок не менее трех лет) помещения и/или открытые площадки планируемые и пригодные для использования в качестве таможенного склада.

2. Принять меры по обеспечению уплаты таможенных платежей (для владельцев таможенных складов открытого типа сумма обеспечения определяется из расчета 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение; для владельцев таможенных складов закрытого типа — 2,5 миллиона рублей).

3. Заключить договор страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам (страховая сумма, определяется из расчета 3 500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или 1 000 рублей за один кубический метр полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее двух миллионов рублей).

Порядок включения юридических лиц в Реестр владельцев таможенных складов установлен приказом ФТС РФ от 31.10.2007 N 1352 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2007 N 10581).

В соответствии с данным порядком для включения лица в Реестр владельцев таможенных складов заинтересованное российское юридическое лицо обращается в таможню, в регионе деятельности которой располагаются помещения и(или) открытые площадки, предполагаемые к использованию в качестве таможенного склада, с заявлением о включении в Реестр владельцев таможенных складов[8] . Заявление составляют в произвольной письменной форме. При этом на каждое территориально обособленное помещение и (или) каждую территориально обособленную открытую площадку, которые предназначены для использования в качестве таможенного склада, представляется отдельное заявление.

В заявлении указываются следующие сведения:

- обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр владельцев таможенных складов;

- сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах, а также о размере полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

- сведения о типе таможенного склада (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа);

- сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве таможенного склада, об их местонахождении, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении; - сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей;

- сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.

К заявлению о включении в Реестр владельцев таможенных складов прилагаются следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:

- учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

- документы, подтверждающие право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве таможенного склада; - планы и чертежи помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада;

- документы, подтверждающие размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

- документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей;

- подтверждения из банков об открытых в них счетах;

- страховой полис.

Таможня рассматривает заявление в срок, не превышающий 15 дней со дня его регистрации, и принимает решение о включении заявителя в Реестр владельцев таможенных складов.

В процессе рассмотрения заявления таможенным органом проводится осмотр помещений и(или) открытых площадок о проведении проверки обустройства, оборудования и месторасположения помещений и(или) открытых площадок, заявляемых в качестве таможенного склада, и прилегающей территории на соответствие требованиям, установленным таможенным законодательством РФ. По итогам осмотра помещений и(или) открытых площадок составляется акт таможенного осмотра (в двух экземплярах), в котором фиксируются результаты его проведения.

В ходе рассмотрения заявления и документов должностные лица соответствующих подразделений таможни могут получать пояснения заявителя, привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, а также специалистов других государственных органов на основании статей 369, 384 и 385 ТК РФ в соответствии с установленным порядком.

Решение о включении заявителя в Реестр владельцев таможенных складов принимается в форме приказа таможни и оформляется выдачей заявителю свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов (первый экземпляр). Свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов действительно в течение пяти лет.

Решение об отказе о включении заявителя в Реестр владельцев таможенных складов доводится до заявителя в форме письма таможни незамедлительно после его принятия с обязательным указанием оснований отказа.

По окончании рассмотрения заявления таможня по требованию заявителя (составленному в произвольной письменной форме) обязана возвратить ему оригиналы представленных документов с сопроводительным письмом. При этом таможня оставляет в пакете документов на выдачу свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов копии документов, оригиналы которых возвращаются заявителю. Копии должны быть заверены подписью должностного лица таможенного органа, выдающего оригиналы, и печатью таможни.

При изменении сведений, указанных в заявлении, либо в прилагаемых к нему документах, владелец таможенного склада (его правопреемник) в течение пяти дней со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда ему стало известно об их наступлении, обязан сообщить об этом в таможню, выдавшую свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов, в письменном виде и предоставить в таможню документы, подтверждающие изменение сведений.

Таможня в течение пяти рабочих дней проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленным для включения лица в Реестр владельцев таможенных складов, и, если изменяются сведения, подлежащие указанию в свидетельстве о включении в Реестр владельцев таможенных складов, таможня рассматривает вопрос о выдаче нового свидетельства. При выдаче нового свидетельства к прежнему номеру свидетельства добавляется буквенный символ в последовательности, определяемой алфавитом (заглавные буквы кириллицы).

2.2. Обязанности владельцев таможенных складов и складов временного хранения

К числу обязанностей владельца таможенного склада ТК РФ относит следующие:

- соблюдать условия и требования, установленные ТК РФ в отношении хранения товаров на таможенном складе;

- вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров. Порядок ведения учета и предоставления отчетности установлен приказом ГТК России от 25.02.2004 № 236 (ред. от 08.09.2006) "Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2004 N 5677) При этом способ учета товаров в целях предоставления отчетности определяет владелец таможенного склада;

- обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе;

- обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к хранимым товарам без разрешения таможенного органа;

- уплачивать таможенные пошлины, налоги в предусмотренных ТК РФ случаях.

По общему принципу владелец таможенного склада несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на таможенном складе, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Владелец таможенного склада не несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада.

В настоящее время такие требования установлены приказом ГТК России от 25.02.2004 № 236 (ред. от 08.09.2006) "Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требованиях к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада" (Зарегистрирован Минюстом России 15.03.2004, регистрационный № 5677) и включают в себя следующее:

- таможенные склады не могут располагаться в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

- таможенный склад должен быть обнесен сплошным ограждением (или находиться на территории, имеющей сплошное ограждение) и иметь контрольно-пропускные пункты во всех местах въезда (входа) и/или выезда (выхода) с обозначением "таможенный склад" на русском и английском языках;

- таможенный склад не должен включать в себя объекты, не связанные с его функционированием.

- на таможенном складе должны иметься специально выделенные и соответственно обозначенные площади для хранения товаров, находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим таможенного склада, в отношении которых действие таможенного режима таможенного склада завершено, и которые предназначены к вывозу с таможенного склада.

- на таможенном складе не могут складироваться отходы любого вида и бытовой мусор. Помещения и (или) открытые площадки, используемые в качестве таможенного склада, должны располагаться в наземных зданиях или сооружениях (за исключением случаев использования в качестве помещений таможенного склада подземных хранилищ газа, нефти и нефтепродуктов)[9] .

Свидетельство о включении в Реестр владельцев таможенных складов может быть отозвано таможенным органом в случае:

- несоблюдения владельцем таможенного склада хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев таможенных складов;

- несоблюдения владельцем таможенного склада обязанностей по уплате таможенных платежей в предусмотренных ТК РФ случаях;

- неоднократного привлечения владельца таможенного склада к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15 и частью 3 статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Под неоднократным привлечением к ответственности понимается привлечение к административной ответственности более одного раза в течение срока, по окончании которых лицо считается не совершавшим административное правонарушение - 1 год).

Отзыв свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов влечет исключение юридического лица из Реестра владельцев таможенных складов.

Решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов принимается в форме приказа таможни, с мотивированным обоснованием такого решения, который вступает в силу по истечении 15 дней со дня издания такого приказа. Такое решение в виде копии приказа таможни доводится до сведения юридического лица, в отношении которого оно принято, не позднее дня, следующего за днем издания соответствующего приказа.

Решение вручается руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица под подпись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого решения. Если указанные лица отказываются от получения указанного решения, оно направляется по почте заказным письмом[10] .

Обустройство и оборудование таможенного склада должно отвечать требованиям:

— обеспечения надлежащей сохранности товаров;

— исключения возможности доступа к товарам посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении хранящихся товаров);

— обеспечения возможности проведения таможенного контроля товаров.

При осуществлении своей деятельности владелец таможенного склада несет ответственность:

— за соблюдение требований таможенных правил (в противном случае возможно привлечение к административной ответственности, например, за несоблюдение требований хранения товаров в режиме таможенного склада — ст. 16.14 КРФоАП);

— за уплату таможенных платежей (в случае утраты товаров либо выдачи без разрешения таможенного органа — пункт 2 ст. 320, пункт 2 ст. 230 ТК РФ);

— гражданско-правовую ответственность по возмещению вреда, причиненного лицу, товары которого хранились на таможенном складе;

— в виде отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев таможенных складов (например, в случае неоднократного привлечения к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений в области таможенного дела).

Заключение

Таможенный склад представляет собой не просто таможенную процедуру, а таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных ТК РФ.

На таможенных складах хранятся товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада. Таможенные склады являются зоной таможенного контроля.

Склад временного хранения может учреждаться таможенным органом Российской Федерации - таможней, региональным таможенным управлением или ФТС России.

Решение об учреждении склада временного хранения по согласованию с вышестоящим таможенным органом (за исключением случаев учреждения складов временного хранения ФТС России) оформляется приказом таможенного органа, учреждающего склад временного хранения. В этом случае склад временного хранения является структурным подразделением таможенного органа.

Владельцем таможенного склада может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов.

Заведующий складом, его заместители, а также лица, занимающие материально ответственные должности на складе временного хранения, являются сотрудниками таможенного органа. Другие лица, принятые на работу в таможенный орган для обеспечения функционирования склада временного хранения, являются работниками.

Список литературы:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г.

2. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г. №61-ФЗ

3. Приказ ФТС России от 19.08.94 № 426 "Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)"

4. Приказ от 25 февраля 2004 г. N 236 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада (в ред. Приказа ФТС РФ от 08.09.2006 N 862)

5. Приказ ФТС РФ от 31.10.2007 N 1352 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2007 N 10581)

6. Бахрах Д.Н., Кивалов СВ. Таможенное право России. Екатеринбург, 2008.

7. Бекяшев К.А. Таможенное право. – М., 2008.

8. Комментарий к Таможенному кодексу РФ под редакцией. Козырина А.Н., Москва, 2008 г.

9. Моравек Я.И. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации и совершенствование таможенного законодательства // "Право и экономика", N 6, июнь 2003 г. С 9-19.

10. Российское таможенное право, Габричидзе Б.Н.,Москва,Норма,2008 г.

11. Таможенное право: Учебно-методическое пособие / Халипов С.В.. - М.; Зерцало-М, 2007. С 53

12. Чинько В.А. Таможенное право. – М., 2007.

13. http://www.vch.ru


[1] Бахрах Д.Н., Кивалов СВ. Таможенное право России. Екатеринбург, 2008. C. 125

[2] Таможенное право: Учебно-методическое пособие / Халипов С.В.. - М.; Зерцало-М, 2007. С 53

[3] Бекяшев К.А. Таможенное право. – М., 2008. C. 45

[4] Чинько В.А. Таможенное право. – М., 2007. C. 89

[5] Применяются понятия, определенные в приказе ФТС России от 19.08.94 № 426 "Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)", зарегистрированном в Минюсте России 02.09.94, peг. № 678

[6] Трошкина Т.Н. «Таможенные платежи» /Учебно-практическое пособие, ОАО «Издательский дом «Городец», М., 2007.

[7] Бекяшев К.А. Таможенное право. – М., 2008

[8] Приказ ФТС РФ от 31.10.2007 N 1352 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2007 N 10581)

[9] Приказ от 25 февраля 2004 г. N 236 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада и обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада (в ред. Приказа ФТС РФ от 08.09.2006 N 862)

[10] Комментарий к Таможенному кодексу РФ под редакцией. Козырина А.Н., Москва, 2008 г.