Курсовая работа: Дидактические принципы организации учебного процесса способствующие повышению активности школьников

Название: Дидактические принципы организации учебного процесса способствующие повышению активности школьников
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. КАЛУГА

Курсовая работа

По дисциплине «Педагогика»

На тему: Дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышению активности школьников

Калуга 2008


Содержание

Введение

Глава I. Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе

1.1 Разработка понятий «дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогической литературе

1.2 Особенности реализации педагогических принципов в педагогической практике

Глава II. Применение дидактических принципов в учебном процессе в группах различного школьного возраста

2.1 Особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах

2.2 Влияние дидактических принципов на активность школьников

Заключение


Введение

Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями ещё не обладают. Здесь, естественно возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими положениями (правилами) необходимо руководствоваться при этом?

Законы, или правила, действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые её связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической основой для выработки технологии практической деятельности.

Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе.

Объектом исследования является организация учебного процесса, а предметом исследования – дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышению активности школьников.

Цель работы – изучить дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышению активности школьников.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие «дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогической литературе.

2. Изучить особенности реализации педагогических принципов в педагогической практике.

3. Раскрыть особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах.

4. Изучить влияние дидактических принципов на активность школьников.

Тема дидактические принципы организации учебного процесса, способствующие повышению активности школьников, несомненно, актуальна. Рассматривать и развивать этот вопрос необходимо, чтобы лучше понимать необходимость школьников в учебном процессе. Как правильно воздействовать на учебный процесс, чтобы повысить активность учащихся.

Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения.


Глава I . Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе

1.1 Разработка понятий «дидактика» и «дидактические принципы» в отечественной научно-педагогической литературе

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - основополагающие требования к практической организации учебного процесса. К наиболее важным из них относятся следующие:

/. Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи заочного обучения, воспитания и общего развития обучаемых. Этот принцип вытекает из того, что обучение обусловлено потребностями демократического общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Он также учитывает закономерную связь процесса обучения с процессами воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. Только всесторонне и гармонически развитая личность, т.е. образованная, нравственно воспитанная, психологически и физически совершенная, может наиболее успешно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве.

2. Принцип научности обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем. Реализуется принцип научности прежде всего при разработке учебных программ и учебников, которые призваны органически сочетать классические, современные и перспективные научные положения данной отрасли знания.

3. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой государственного строительства. В условиях научно-технического прогресса наука превращается в непосредственную производительную силу. Изучение научных проблем в условиях школьного образования должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их применения в промышленности, сельском хозяйстве, в общественной жизни. Реализация этого принципа обучения имеет большое мировоззренческое значение, так как способствует усвоению диалектико-материалистической идеи о связи науки с практикой, которая является критерием истины. Этот принцип предполагает тесную связь обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. Учеников надо знакомить не только с техникой, но и с социально-экономическими и правовыми отношениями на производстве. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства массовой информации, просмотры телепередач, прослушивание научно-образовательных радиопередач и т.д.

4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Данный принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Особое значение этому принципу придавал И.П. Павлов, который считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике. Психологи также считают, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь в обучении больших результатов. Принцип систематичности и последовательности прежде всего реализуется в содержании программ и учебников.

5 Принцип доступности. Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей уч-ся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, возникает чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Опыт показывает, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Упрощенное содержание обучения снижает его развивающее влияние.

6. Принцип сознательности и активности учащегося обучении при руководящей роли преподавателя. Для процесса обучения закономерным является единство преподавания и учения. Только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи, целостный процесс обучения достигает желаемого результата. Невозможно рассчитывать на успех, если учитель активно преподает, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний, умений и навыков. И в то же время известно, что учение протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Упомянутый принцип отражаем активную роль учащихся в обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом.

7Принцип наглядности обучения. Психологией доказано, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Обратим внимание на то, что наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственно зрительное восприятие. Оно включает в себя и восприятие наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия. Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ. Подчеркивая значение наглядности в обучении, нельзя упустить из виду, что одновременно у учащегося надо развивать не только наглядно-образное, но и абстрактно-логическое мышление. Поэтому не рекомендуется чрезмерно увлекаться применением наглядных средств.

8. Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания. В процессе обучения используются разнообразные методы обучения - словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различных средств обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учащегося. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает особенности содержания и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Хорошее знание возможностей различных методов и средств обучения позволит обеспечить выбор наиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях. На разных уроках и на различных этапах одного и того же урока могут доминировать определенные методы. Вот почему нельзя требовать от учителя, чтобы на каждом уроке были проблемность, наглядность или практические действия. Важно, чтобы педагог мог увидеть их перспективное распределение по всей теме, чтобы он мог показать, что применение этих методов в других, более удачных ситуациях окажется эффективнее, чем применение их в данном случае. Естественно, что это не оправдывает однообразия методов на уроках.

9. Принцип сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. В современной дидактике формы организации обучения чаще всего подразделяют на урочные и внеурочные (экскурсии, практикумы, занятия на производстве, работа на компьютерах, зачеты, экзамены и пр.). В ходе уроков различного типа, а также во время внеурочных учебных занятий используются общеклассные, групповые и индивидуальные формы организации обучения. Дидактикой выявлены связи между формами и эффективностью обучения. Когда учебный материал требует проведения лабораторно-практических занятий или когда урок проводится в виде экскурсии, а также в форме производительного труда школьников, то здесь чаще всего превалируют не общеклассные, а групповые формы занятий. Однако они имеют слабые стороны, состоящие в том, что при бригадном, звеньевом, групповом обучении отдельные ученики все же остаются пассивными, т.к. большую часть работы выполняют наиболее активные члены группы. Не в полной мере учитываются при этом и индивидуальные особенности учащегося. В процессе обучения необходимо использовать не только общеклассные, групповые, но и индивидуальные формы работы. Они позволяют учесть особенности темпа учебной работы каждого ученика, его подготовленность и стиль умственной деятельности. Вместе с тем организация индивидуальных форм работы требует от учителя значительной интенсификации своего труда, и поэтому ему необходимо обязательно сочетать эти формы работы с другими - общеклассными и групповыми. На это и ориентирует рассматриваемый принцип обучения.

10. Принцип создают необходимых условий для обучения. Учебный процесс зависит от наличия, по крайней мере, четырех основных групп условий: учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических. Руководство и педагогический коллектив призваны создать в школе нормативные учебно-материальные, школьно-гигиенические и эстетические условия для успешного выполнения требований всех учебных программ, а также примерного содержания воспитания школьников. Основную часть оборудования школа закупает через специализированные магазины по заявкам. Некоторые раздаточные материалы, наглядные пособия, простые приспособления изготавливаются в школьных мастерских, а также в учебных кабинетах с помощью ученических лаборантских бригад. Прямой заботой учителей является создание в ходе обучения благоприятных морально-психологических условий в соответствии с требованиями педагогической этики.

11. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития. Этот принцип, по мнению Ю.К. Бабанского, предъявляет к результатам обучения значительно более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только обучающий, но и воспитательный и развивающий эффект обучения, т.е. чтобы прочными были идейно-нравственные убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности, способы и привычки общественно ценного поведения и пр. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков и способов поведения, т.е. их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.

1.2 Особенности реализации педагогических принципов в педагогической практике

У целого ряда исследователей и практиков в области педагогики субъектность позиции ребенка в педагогическом процессе вызывает сомнение, при этом никто не возражает против того, что педагогический процесс построен на взаимодействии, что уже предполагает субъектность позиции его участников. Основной же аргумент следующий: воспитание понимается как целенаправленный и организованный процесс, а ребенок ставить цели и организовывать деятельность на их достижение, особенно в сфере собственного воспитания и самовоспитания, в какой-то мере учится где-то ближе к подростковому возрасту, значит, до этого он не может выступать субъектом педагогического процесса по определению. Против этого нет необходимости возражать.

Воспитанник как субъект не равноценен воспитателю как субъекту педагогической деятельности. Его субъектность проявляется, прежде всего, в его сопротивлении, принятии/непринятии педагогического воздействия. Постепенно по мере взросления субъектность позиции воспитанника проявляется все более адекватно в осмысленном и целенаправленном определении своих желаний и потребность возможных путей их удовлетворения.

Субъектность — это способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни. Но субъектность мало развивать, формировать, воспитывать, стимулировать, что возможно лишь тогда, когда ребенку создают условия действовать самостоятельно; понимать, что и как вокруг пего происходит, к чему это приведет. Сложно объяснить незрячему от рождения человеку, что такое свет.

Для развития субъектности школьников необходимо в процессе их обучения и воспитания развивать самоценные формы активности.

Учитель оказывает большое влияние на формирование важных сторон личности ребенка: социально-моральных качеств, ответственности, социальных норм, интеллектуального развития, поэтому отношения учителя и учащихся — одна из сложнейших проблем педагогической практики. Она может довольно сильно воздействовать на уровень личностного и социального приспособления в целом. Возникающие в школе конфликты из-за острой неудовлетворенности потребностей детей в позитивных отношениях с взрослыми играют значительную роль в формировании черт характера ребенка и в перестройке его личности. А.С. Макаренко считал, что они сеют разочарование, гибель характеров, подавленность, скрытые и открытые протесты, воровство, пьянство, хулиганство, то, что называют девиантным (отклоняющимся) и делинквентным поведением (поведение на грани правонарушений и противоправное поведение).

Дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:

человеческие качества — доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, чувство юмора;

организационные качества — демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, честность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность;

- деловые качества — знание своего предмета, умение заинтересовать, ясно и интересно объяснять;

- внешний вид — хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

В начальной школе во всех классах до выпускных явственно прослеживается стремление учеников к большей кооперативности и личностному отношению с учителем.

Ф.М. Достоевский считал, что в работе с детьми учителю следует всегда помнить, что человека делают человеком светлые воспоминания детства.

«Эффект Пигмалиона» — если к какому-либо событию или явлению относится как к реально совершившемуся, оно в самом деле происходит. В педагогическом процессе это выражается в том, что если у учителя складывается отрицательная установка на ученика (воспитанника), то ученик проявляет свои худшие качества.

Это было экспериментально доказано психологом Р. Розенталем, который после диагностики детей умышленно сообщил учителям в отношении некоторых из них завышенные показатели, которые реально им не соответствовали. Через какое-то время эти ученики действительно стали показывать более быстрый темп развития, связанный с тем, что у них учителями на основе установки психолога сформировалась высокая оценка своих возможностей.

У педагогов, которые понимают воспитанников, преобладают организующие воздействия, а с низким уровнем понимания оценивающие и дисциплинирующие.

Воспитывающему взрослому необходимо строить свое общение с ребенком на основе его понимания, принятия и признания.

Понимание ребенка — умение видеть его «изнутри», умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков.

Принятие ребенка — безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того, высоких или низких показателей он достиг.

Признание ребенка — восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.

Необходимо, если речь идет о понимании ребенка, вновь сказать несколько слов о педагогической герменевтике, которая обращает внимание воспитателя при взаимодействии с детьми не только и не столько на педагогические факты, сколько на то, что за ними стоит, т.е. на смыслы тех или иных фактов, характеризующих поведение ребенка Ориентация педагога на постижение смысла детского поступка или поведения означает приоритет в воспитательной деятельности задач понимания ребенка Метод педагогической герменевтики обогащает представление учителя о детстве в целом и о каждом ребенке в отдельности, формирует способность дифференцированного восприятия каждого ребенка, развивает педагогическую активность в преодолении ситуаций непонимания.

Применить герменевтический подход означает «прочитать» ребенка как своеобразный текст, в котором находит совокупное отражение вся доступная педагогу информация: хроника жизни, смешные и грустные эпизоды, семейная история, речь и поступки и т.п.


Глава II . Применение дидактических принципов в учебном процессе в группах различного школьного возраста

2.1. Особенности применения дидактических принципов в различных возрастных группах

Младший школьных возраст (6—10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, нулевых усилий для сосредоточения.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).

Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность.

Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую? и критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи к взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственны трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.


2.2 Влияние дидактических принципов на активность школьников

Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие сознательного обучения: учитель покажет их ученикам, объяснит важность и значение, раскроет перспективы.

• Обучать следует так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

• Обучая, нужно использовать все виды и формы познавательной деятельности,

• Следует обеспечить понимание учениками смысла каждого слова, предложения, понятия.

• На воспитание активности учитель не должен жалеть ни времени, ни усилий.

• Следует логически увязывать с известным то, что ученикам неизвестно, где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного об учения.

• Учителю нужно помнить, что главное — не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует.

• Требовать от учеников обнаружения и объяснения рас хождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся у них знанием.

• Каждое правило сопровождать оптимальным количеством примеров, чтобы стало ясно, как разнообразно его применение.

• Учитель обязан знать не только свой предмет, но и понимать ученическое незнание и его подлинную причину и устранять ее, не пытаясь прибегать к силовому давлению.

• Педагогу следует учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом.

• Следует ставить перед учениками трудную цель, подчеркивать ее исключительную трудность, но при этом вызывать уверенность в том, что она непременно будет достигнута.

• Ничему не следует учить, опираясь на один лишь авторитет, но всему нужно учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.

• Помогать обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.

• Следует как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, — непременное условие развивающего обучения.

• Повышать всеми доступными методами и средствами интеллектуальный фон класса — сильный стимулятор познавательной активности каждого ученика.

• Все, что преподается, должно быть так обосновано доказательствами и аргументами, что не оставит места ни сомнению, ни забвению, — только тогда придет успех.

• Учителю необходимо понимать: по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет знания на практике.

• Признавать многообразие человеческой природы, характера, способностей, умственных различий, личных интересов и жизненных планов

• Педагогу следует постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих учеников.

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рожденное от успеха.

• Преподавателю необходимо добиваться выполнения заданной работы во что бы то ни стало.

• Следует обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.

Учить учеников думать и действовать самостоятельно.

• Развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем, решать познавательные задачи несколькими логически различающимися способами.

Принцип наглядности и обучения

Это один из самых известных и понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Однако закономерное обоснование данный принцип получил сравнительно недавно.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Приведем некоторые из них.

• Запоминание ряда предметов, представленных в на туре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной или письменной формах.

• Школьники, особенно в младших классах, мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.

• «Золотое» правило для обучающих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.

• Для эффективного преподавания только наглядности недостаточно — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учеников.

• Обучая и воспитывая, не следует забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учеников легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.

• Следует применять наглядные пособия не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.

• Учитель должен следить за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

• Применение наглядности активизирует чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

• Предпочтительнее изготовлять наглядные пособия вместе с учениками: лучше всего то пособие, которое сделано своими руками.

• Учителю никогда не следует показывать того, чего сам хорошо не знает и, наоборот, нужно весьма старательно готовить наглядность к применению.

• Применение современных средств наглядности

• Применяя наглядные средства, педагог воспитывает у школьников внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

• Наглядность используется как одно из средств связи с жизнью.

• В условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяются, это требует ее внимательного планирования и тщательной дозировки.

• С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.

• Педагог должен знать, что наглядность при невнимательном или неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

Принцип систематичности и последовательности

Данный принцип опирается на следующие научные закономерности: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражняться в приобретенных навыках, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.

•Чтобы обеспечить усвоение системы знаний, все педагоги должны использовать схемы, планы.

• Продуктивный педагог никогда не допустит нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидирует пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.

• Учебный предмет — как бы наука в миниатюре. Следует показать ученику ее систему, сформировать понятие о пред мете как о частице науки, реальной действительности.

• Учителю нужно помнить: что является простым исторически и логически для него, часто оказывается самым трудным для понимания и сознательного усвоения учениками, поэтому с особой тщательностью следует внедрять логику науки и исторического процесса в сознание учеников.

• Хорошее преподавание экономит силы учеников, не обучая их слишком рано тому, что само собой придет в над лежащее время, и не пытаясь бороться с тем, чего в данном возрасте устранить нельзя.

• Следует обеспечивать преемственность как в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами, школой и высшим учебным заведением.

• Преподаватели должны будут использовать передовые достижения методики обучения: составлять со своими учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.

• Следует чаще повторять и совершенствовать ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.

• Учителя всех учебных предметов, а не только учителя языка должны следить за способом и формой выражения мысли учащимися на всех уроках.

• Постоянно и терпеливо приучать учеников к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Учитель не делает ничего за учеников, но максимально помогает им.

• Следует чаще показывать школьникам и студентам перспективы их обучения.

• Хорошее преподавание никогда не подавляет ценных инстинктов и способностей; наоборот, оно отбирает и усиливает полезные инстинкты, предоставляя необходимое время и условия для тренировки.

• В конце раздела, курса нужно обязательно проводить уроки обобщения и систематизации.

• Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно.

• Учитель не должен стремиться с помощью различных средств, достичь за один урок того, что в условиях естественного обучения школьники могут усвоить только на нескольких занятиях.

• Педагог должен требовать от обучаемых усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.

• Педагогам не следует забывать совета Я.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего.

Принцип прочности

Данный принцип подводит итог теоретическим поискам ученых и практическому опыту многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов — содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

• В современном обучении мышление главенствует над памятью.

• Учитель должен препятствовать закреплению в памяти ученика неправильно воспринятого или того, что он не понял.

• Чтобы освободить учащихся от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, следует приучать их пользоваться различными справочниками-словарями

• Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не следует прибегать к прямым заданиям или указаниям: гораздо предпочтительнее заинтересовать учащихся, постоянно будить возникший интерес.

• Не следует приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших предпосылок: положительного отношения к нему хотя бы на уровне понимания необходимости, и уверенности, что все преграды будут успешно преодолены.

• Педагогу нужно особенно внимательно следить за логикой подачи учебного материала.

• Если темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину.

• Педагогам следует опираться только на установленные наукой факты и выводы.

• Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение.

• Современный воспитатель все чаще обращает внимание на формирование и укрепление чувства долга: не увещеваниями и призывами, а ежедневными примерами, из которых следует, что ученик, как и каждый человек, должен выполнять свои обязанности.

• Педагог должен следить за развитием памяти учеников, учить их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.

• Необходимо использовать дифференцированный подход к учебному материалу.

• Повторение и закрепление изученного должно проводиться так, чтобы активизировались не только память, но и мышление, и чувства школьников.

• Не следует проводить повторение по той же схеме, по которой происходило изучение материала.

• Новое всегда связывается с ранее изученным; старое повторяется, закрепляется и систематизируется в новом.

• Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, то закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.

• В крупных блоках информации легче обнажаются и устанавливаются логические связи, четче прослеживается главная мысль, которую проще выделить и показать ученикам.

• Современным педагогам нужно все шире использовать преимущества компьютерного тренажа.

• Перед упражнением следует четко указать, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы; желательно провести пробные упражнения.

• Во время упражнений следует предупреждать возникновение усталости обучаемых, чтобы не доводить их до переутомления.

• Учитель должен контролировать факторы, связанные с оценкой труда учеников: последовательно формировать сознательное и ответственное отношение к любой деятельности, приучать учащихся контролировать процесс и результаты своего труда.

• Важная форма упрочения знаний — их самостоятельное повторение учащимися. Процесс и результат планируются, на повторение отводится время.

• Нельзя допускать учащимся пропускать занятия, уклоняться от уроков или бездельничать на них, потому что это неминуемо приведет к снижению прочности знаний, умений.

Принцип доступности

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся — с другой.

Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

• Педагогам нельзя забывать наставлений Я. А. Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

• Следует помнить, что, когда приступают к изучению какого-либо предмета, ум школьника должен быть к этому приготовлен.

• Обучая, исходят из уровня подготовленности и раз вития учащихся, учат, опираясь на их возможности.

• Обучая, учитывают возрастные особенности учащихся так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.

• В процессе обучения обязательно учитывается индивидуальная обучаемость каждого ученика.

• Хороший педагог всегда соизмеряет трудности познания со способностями ученика, учит рассуждать, а не заучивать готовые выводы.

• Педагог-гуманист никогда не оскорбит ученика неверием в его способности.

• Успех учения равен произведению старательности на способности.

• Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

• Обучение требует известной напряженности.

• Педагог должен использовать новейшие достижения теоретической педагогики.

• Учителю следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление, чтобы дать толчок мысли.

• При изучении нового и сложного материала в первую очередь нужно привлекать сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.

• Педагог облегчит учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.

• Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

• Наиболее трудными для понимания и усвоения учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальные законы природы. Не следует форсировать без нужды процесс обучения, стремиться к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.

• Педагогу не следует принимать мимолетный проблеск мысли учащегося за свершившийся акт познания, а использовать его как начало познания.

• Педагог не должен увеличивать длительность своих монологов, нужно тонко чувствовать, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно, и никогда не объяснять того, что может быть легко усвоено самими учащимися.

• При первичном ознакомлении должен изучается не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики поняли главное, затем при закреплении вводятся новые примеры, факты, расширяющие, углубляющие и уточняющие изученное.

• Реализуя принцип доступности, главное внимание следует уделять управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.

Принцип научности

Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся предлагались для усвоения только подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерностей: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира; в жизни человека наука играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний, вооружение подрастающих поколений системой знаний об объективной действительности; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа.

• Реализуя принцип научности, педагогам следует обучать своих учеников на основе новейших достижений педагогики, методики, передового педагогического опыта.

• Учитывая новейшие достижения дидактики, следует разумно использовать логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения.

• Следует раскрывать логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.

• Педагоги должны заботиться о воспитании диалектического подхода к изучаемым предметам, явлениям, формировать элементы научного диалектического мышления.

• Каждое вновь введенное научное понятие следует систематически повторять, применять и использовать на всем протяжении учебного курса, ибо в чем не упражняются, то забывается.

• В методах преподавания должны отражаться методы научного познания, мышление учащихся необходимо развивать, привлекая их к поисковой, творческой работе.

• Следует весьма остерегается неоднозначных фраз, которые могут стать причиной неправильных представлений.

Принцип связи теории с практикой

Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой: практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения, правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, обобщающих теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов.

• Общественно-исторической практикой педагог подтверждает необходимость научных знаний, изучаемых в школе и вузе.

• Обучая, можно идти от жизни к знаниям или от знаний к жизни. Связь «знания — жизнь» наличествует всегда.

• Педагог должен глубоко и убедительно раскрывать диалектическую связь теории с практикой; аргументировано подтверждать, что наука развивается под влиянием практических потребностей, приводить конкретные примеры; раскрывать перед обучаемыми страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных открытий и знаний в этом процессе.

• Педагоги обязаны постоянно информировать обучаемых о новых современных технологиях, прогрессивных методах труда, новых производственных отношениях.

• Современный педагог не должен уходить от острых и трудных вопросов, касающихся отношений между людьми, возникающих в новых рыночных реалиях.

• Педагоги должны настойчиво приучать обучаемых проверять и применять свои знания на практике; использовать окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения.

• Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не понял жизненного значения своей работы.

• Необходимо всемерно использовать связь школы и производства (слова «школа» и «производство» здесь употреблены в самом широком смысле).


Заключение

Завершая рассмотрение принципов обучения, необходимо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных задач за счет других. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение дидактических принципов позволит успешно решить задачи современной школы.

Поставленные задачи и цель рассмотрели, сделали выводы:

1. С научно–педагогической точки зрения, всю совокупность принципов, используемых в педагогике можно разбить на два класса метопринципы (методологические) и дидактические принципы.

2. Метопринципы позволяют проанализировать и определить общие черты системы образования, и их необходимо учитывать при становлении и развитии системы открытого образования. Этими метопринципами являются аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический, валеологический.

3. Дидактические принципы представляются тремя базовыми принципами: общие, принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами.


Список используемой литературы

1. Акимов М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М, 1992 г.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М, 1991 г.

3. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. М, 1989 г.

4. Дубровиной И.В. Круглова В.С. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. М, 1988 г.

5. Егоров Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность. М, 1996 г.

6. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. М, 2003 г.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М, 2004 г.

8. Костюк Г.С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 1989 г.

9. Куписевич Ч. Основы общеё дидактики. М, 1986 г.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика. М, 1996 г.

11. Педагогическая энциклопедия. М, 1964 г.

12. Пидкасистый П.И. Педагогика. М, 2006 г.

13. Пидкасистый П.И. Педагогика. М, 2007 г.

14. Подласый И.П. Педагогика. М, 2004 г.

15. Подласый И.П. Педагогика. М, 1996 г.

16. Ситаров В.А. Дидактика 2-ое издание. М, 2004 г.

17. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М, 1988 г.

18. Сластёнин В.А, Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М, 2002 г.

19. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под редакцией Пидкасистого П.И. Педагогика. М, 2006 г.

20. Харламов И.Ф. Педагогика. М, 2004 г.