Реферат: Прибыль предприятия 6

Название: Прибыль предприятия 6
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

Лекция 4. Прибыль предприятия

4.1. Экономическое содержание прибыли, ее виды и функции

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимо­отношений рыночной экономики и представ­ляет собой важнейший элемент экономического механизма уп­равления общественным производством. С ее помощью оценивается деятель­ность всех предпринимательских структур. Прибыль является самым крупным источником финансирования расши­ренного воспроизводства, критерием его эффективности и од­ним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономи­ческой природы прибыли явля­ется основой для улучшения механизма практического исполь­зования этой категории в современных российских условиях.

Проблема экономического содержания, функций и значения прибыли находится в поле зрения многих экономистов.

Согласно марксистской теории прибыль является превра­щенной формой прибавочной стоимости, представляющей не­оплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

В неоклассической теории обосновывается иной подход: при­быль формируется в зависимости от производительности факто­ров производства, каждый их владелец получает свою часть до­бавленной стоимости в соответствии с предельной производитель­ностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту.

Многочисленные исследования на предмет изучения соответ­ствия прибыли, исчис­ленной в бухгалтерском учете, ее эконо­мическому содержанию привели к разграничению таких поня­тий, как "бухгалтерская" и "экономическая" прибыль.

Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчис­ленная в соответствии с действующими правилами бухгалтер­ского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчет­ном периоде. Понятие "бухгалтерской прибыли" в России введе­но с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Определения бухгалтерской прибыли базируются на двух основных концепциях:

· поддержания благосостояния или сохранения капитала;

· эффективности, или наращения, капитала.

В мировой практике признается в качестве главенствующей концепция поддержания благосостояния, согласно которой бухгалтерская прибыль есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) и является результатом улучшения благосостояния фирмы. Дан­ную концепцию иногда также называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Выручка от про­даж или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обя­зательства, и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обяза­тельства. Другими словами, прибыль представляет собой увели­чение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток — их уменьшение.

В соответствии со второй концепцией прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффектив­ности деятельности предприятия и его руководства. Прибыль яв­ляется результатом корректного разнесения доходов и расходов по соответствующим отчетным периодам, подразумевающее со­отнесение в данном отчетном периоде "усилий" (т.е. расходов) и соответствующих им "достижений" (т.е. доходов). Доходы и рас­ходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в ка­честве актива или пассива вне зависимости от того, представля­ет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе основана кон­цепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством ко­торой выявляется двойной финансовый результат: как нараще­ние собственного капитала (статистическая модель баланса) и как разница между доходами и расходами (финансовая модель ба­ланса).

Показатель бухгалтерской прибыли не лишен недостатков. В качестве основных можно выделить следующие:

· в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран (а иногда в рамках одной страны для разных предприятий) воз­можности использования различных подходов при определении тех или иных доходов и расходов показатели прибыли, рассчи­танные разными предприятиями, могут быть несопоставимы;

· изменение общего уровня цен (инфляционная составля­ющая) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рас­считанной за разные отчетные периоды.

· величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетнос­ти, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный, период, так как в бухгалтер­ской отчетности непосредственно не признается фактор альтер­нативной стоимости капитала.

С экономической точки зрения капитал предприятия приум­ножается, когда выгоды, полученные предприятием от исполь­зования долгосрочных ресурсов, превышают эконо­мические за­траты на их привлечение (будь то заемных или средств акционе­ров). Верно и обратное: в случае если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины "стоимости капитала", пред­приятие фактически растрачивает капитал. Это положение ак­тивно используется при принятии инвестиционных решений, в том числе и решений о приобретении акций конкретного пред­приятия. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной прак­тике показателя экономической прибыли.

Под экономической прибылью понимается прирост экономи­ческой стоимости предприятия. При этом понятие "экономиче­ская прибыль" в последние годы в западной практике в условиях развития рынка ценных бумаг значительно трансформировалось по сравнению с первой половиной XX столетия. Существует не­мало разночтений в определении того, как же рассчитывать та­кую экономическую стоимость, однако всех их объединяет прин­ципиальная разница по сравнению с бухгалтерской интерпрета­цией в понимании того, какая величина по истечении отчетного периода считается соответствующей "уровню достатка" в начале периода.

Экономическая прибыль определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной сто­имостью капитала, позволяя сравнить рентабельность вложен­ного капитала с минимально необходимой для оправдания ожи­даний инвесторов доходностью. Экономическую прибыль можно также определить как разницу между чистой операционной при­былью после налогообложения и величиной вложенного капита­ла, помноженной на средневзвешенную стоимость капитала.

От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль отличается тем, что при ее расчете учитывается стоимость ис­пользования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заем­ным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибы­ли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономи­ческую на величину неявных (альтернативных) затрат или зат­рат отвергнутых возможностей (рис. 6.1).

Рис 6.1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли

Именно экономическая прибыль служит критерием эффек­тивности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, сле­довательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.

Если складывается обратная ситуация, то это свидетельствует о неспособности пред­приятия покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов или, иными словами, что оно проедает предоставленный ему капитал. Таким образом, отсутствие эко­номической прибыли может стать причиной перетока капитала в другие сферы использования.

Существование понятий "бухгалтерская" и "экономическая" прибыль не означает воз­можности прямого сопоставления их зна­чений. У каждого показателя может быть своя сфера применения. Более корректной видится их характеристика как взаимодо­полняющих показателей. Использование показателя экономичес­кой прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выво­ды, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли и стать причиной дальнейшей аналитической работы. С точки зре­ния оценки эффекта, показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибы­ли представление об использовании предприятием имеющихся активов в силу того, что сравнивает финансовый результат, по­лученный конкретным предприятием, с результа­том, который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии реше­ния инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг предприятия.

Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функ­циях. Выделяют следующие функции.

Стимулирующая функция . Прибыль в рыночной экономи­ке — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции; за ней закреп­ляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйству­ющих субъектов, благополучие которых зависит как от величи­ны прибыли, так и от принятого в национальной экономике ал­горитма ее распределения, включая налогообложение; в услови­ях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентиру­ясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприя­тия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестици­онной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

Показатель эффективности деятельности предприятия . В рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопро­вождается определенной оценкой эффективности его функцио­нирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась при­знаком эффективного управления находив­шимися в распоряже­нии компании людскими, материальными, финансовыми и дру­гими ресурсами. В конечном счете финансовые результаты дея­тельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функцио­нирования экономики страны.

Источник формирования доходов бюджетов . Прибыль посту­пает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной час­тью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

4.2. Формирование финансовых результатов предприятия

Обобщающим показателем анализа и оценки эффекта дея­тельности предприятия на определенных стадиях его формиро­вания является финансовый результат . В плане счетов, дей­ствующем с 2000 г., открывается сопоставляющий синтетиче­ский счет 99 "Прибыли и убытки", предназначенный для выяв­ления конечного финансового результата деятельности любого предприятия.

Счет прибылей и убытков связан с другими синтетическими счетами бухгалтерского учета, которые отражают движение доходов и расходов предприятия. Так, на счет 90 "Продажи" формируется финансовый результат от экономической деятель­ности, который отражается в отчетности формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" в двух Показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж.

В процессе формирования финансовых результатов рассчи­тывают:

· валовую прибыль (Пв );

· прибыль (убыток) от продаж (Ппр );

· прибыль (убыток) до налогообложения (Пдн );

· чистую прибыль (убыток) отчетного периода (Пч ).

Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продук­ции, то прибыль от продаж (операционная прибыль) формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы.

Валовая прибыль рассчитывается по формуле:

Пв = Впр – С, (6.1)

где: В — выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и анало­гичных обязательных платежей);

С — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

На предприятиях торговли валовая прибыль характеризует сумму торговой надбавки, приходящейся на проданные товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.

Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается по формуле:

Ппр = Впр – С – Рк – Рупр , (6.2)

где: Рк — коммерческие расходы;

Рупр — управленческие расходы.

Действующая форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и данные счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" (по новому счетному плану) позволяют рассчитать прибыль (убы­ток) от обычной деятельности как в целом за год, так и в поквар­тальном разрезе.

Финансовый результат от всех видов обычной деятельности выражается показателем "Прибыль (убыток) до налогообложе­ния ", рассчитываемым по формуле:

Ппр = Ппр + ПРП – ПРУ + ДУ + ПОД – ПОР + ВРД – ВРР, (6.3)

где: ПРП, ПРУ — проценты к получению, проценты к уплате;

ДУ — доходы от участия в других организациях;

ПОД, ПОР — прочие операционные доходы и расходы;

ВРД, ВРР — внереализационные доходы и расходы.

Конечным финансовым результатом деятельности предприя­тия является чистая прибыль (убыток) отчетного периода , которая формируется на счете 99 "Прибыли и убытки" и рассчи­тывается по формуле:

Пч = Пдн + НА – НО – Нп , (6.4)

где: НА — отложенные налоговые активы;

НО — отложенные налоговые обязательства;

Нп — текущий налог на прибыль.

Алгоритм формирования финансовых результатов, согласно форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках", представлен на рис. 6.2—6.3.

Чистая прибыль является основным показателем для объяв­ления дивидендов акционе­рам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли предприятия. Заключительными записями декабря отчетного года чистая прибыль переносится на счет 84 "Нераспределенная прибыль", которая по существу дол­жна быть равна нераспределенной прибыли, если предприятие в течение года не использовало в исключительных случаях чистую прибыль на покрытие текущих расходов по внутрихозяйствен­ным программам.

Рис. 6.2. Алгоритм формирования финансового результата в соответствии с приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

Рис. 6.3. Алгоритм формирования финансового результата предприятия согласно приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода характеризу­ет реальный прирост (нара­щение) собственного капитала пред­приятия. В связи с этим в научной и учебной литературе по фи­нансовому анализу при желании можно найти различные опреде­ления понятия "финансовый результат" в зависимости от того, какая сторона деятельности в каждом конкретном случае рас­сматривается. В целом в понятие "финансовый результат" вкла­дывается определенный экономический смысл:

· превышение (снижение) стоимости произведенной продук­ции над затратами на ее производство;

· превышение выручки от продаж (стоимости реализованной продукции) над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и продажей (реализацией);

· превышение чистой прибыли отчетного периода над поне­сенными убытками.

Таким образом, финансовый результат в конечном итоге яв­ляется финансово-экономи­ческой базой приращения собственно­го капитала предприятия. Кроме того, положительный финансо­вый результат свидетельствует об эффективном и целесообраз­ном использовании активов предприятия, его основного и оборот­ного капитала.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия любой организационно-правовой формы хозяйствования выража­ется так называемой бухгалтерской прибылью (убытком ), вы­явленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ут­вержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н. Согласно данному Положению, конечный финан­совый результат отчетного периода отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установ­ленных в соответствии с законодательством Российской Федера­ции налогов и иных аналогичных обязательных платежей, вклю­чая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Чистая прибыль складывается из финансового результата от продаж (реализации) товаров, продукции (работ, услуг); дохо­дов от участия в других организациях; процентов к получению за минусом их к уплате; операционных доходов и расходов; вне­реализационных доходов и расходов, отложенных налоговых ак­тивов за минусом отложенных налоговых обязательства, а также за вычетом текущего налога на прибыль.

Прибыль от продаж товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (нетто) от продаж за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затра­тами на ее производство и реализацию. К обязательным платежам от­носятся экспортные пошлины, а также процентные надбавки к розничным ценам к некоторым видам продукции.

Созданные нормативные документы коренным образом изме­нили подход к методике расчета финансовых результатов для их отражения в бухгалтерской отчетности и исчисления выручки от продаж товаров, продукции (работ, услуг). В частности для со­ставления бухгалтерской отчетности выручка от продажи това­ров, продукции, выполнения работ, оказания услуг устанавли­вается только по их отгрузке и по предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. Если по договору обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией заказчику после момента поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции в банк либо в кассу предприятия непосредственно, а также зачета взаимных требований по расчетам, то выручка от продажи такой продук­ции (товаров) включается в "Отчет о прибылях и убытках" на дату поступления денежных средств (зачета). Аналогичный по­рядок применяется в отношений выполненных работ и оказан­ных услуг.

4.3. Методы планирования прибыли

Исчисление оптимального размера прибыли становится важ­нейшим элементом планирования предпринимательской деятель­ности на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обосно­ванным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование при­были на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Прибыль планируется раздельно по товарной продукции, про­чей продукции и услугам нетоварного характера. Планируется также сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Основные методы планирования прибыли представлены на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Методы планирования прибыли

1. Метод прямого счета. Объектом планирования являются элементы бухгалтерской прибыли: прибыль от продаж продук­ции, прибыль от прочей реализации и внереализационных опе­раций. Основой для расчета служит объем производственной про­граммы в соответствии с заказами потребителей.

Прибыль по товарному выпуску тп планируется на основе сметы затрат, где определяется себестоимость товарного выпус­ка планируемого периода:

Птп = ТПпл – Cп , (6.5)

где: ТПпл — стоимость товарной продукции планируемого перио­да в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Сп — полная себестоимость товарной продукции планируемо­го периода.

Исходя из того что объем реализуемой продукции предсто­ящего планового периода в натуральном выражении определяет­ся как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение плани­руемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, расчет плановой прибыли от продажи продукции (П ) примет вид:

Ппр = ПОн + Птп – ПОк , (6.6)

где: ПОн — прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

ПОк — прибыль в остатках продукции, которая не будет реа­лизована в конце планируемого периода.

Пример 6.1. Сводный расчет прибыли от продаж (в тыс. руб.), исчисленной методом прямого счета (табл. 6.1).

Разновидность метода прямого счета — метод поассортиментного планирования прибыли. Сумма прибыли от продаж рассчитывается по каждому виду изделий или по каждой ассор­тиментной позиции, для чего необходимо располагать соответ­ствующими данными (табл. 6.2).

Прибыль от прочей реализации планируется по таким хо­зяйственным операциям: выполнение работ и услуг непромыш­ленного характера, включая работы по капитальному Строитель­ству и капитальному ремонту; реализация сверхнормативных, излишних запасов сырья, материалов и топлива, осуществляе­мая в порядке мобилизации внутренних ресурсов; реализация услуг транспортных хозяйств, выделенных на самостоятельный баланс в составе объединения, а также услуг и работ их транс­портных цехов; продажа топлива и отпуск топлива и теплоэнергии для отопления и горячего водоснабжения жилых домов по льготным ценам и тарифам; реализация покупной электроэнергии, воды, пара, газа, а также получен­ных со стороны полуфаб­рикатов и т.п. Прибыль от прочей реализации не является ста­бильной, поэтому целесообразно предварительно проанализиро­вать ее структуру и состав в отчетном году.

Таблица 6.1 Планирование прибыли методом прямого счета, тыс. руб.

№ п/п

Наименование показателя

Ожидаемое исполнение за отчетный год

План

Остатки готовых изделий на складе на нача­ло года:

1

по производственной себестоимости

28 500

29 900

2

по отпускным ценам предприятия

37 331

39 200

Товарная продукция:

3

по полной себестоимости

963 936

1 012 100

4

по отпускным ценам предприятия

1262 618

1 325 700

Остатки готовых изделий на складе на конец года:

5

по производственной себестоимости

19 950

20 900

6

по отпускным ценам предприятия

26 132

27 400

Продажи:

7

по полной себестоимости (стр.1 + стр.3 -стр.5)

972 486

1021 100

8

по отпускным ценам (стр.2 + стр.4 - стр.6)

1 273 817

1 337 500

9

Прибыль (стр.8 - стр.7)

301331

316 400

Таблица 6.2 Расчет прибыли методом поассортиментного планирования, тыс. руб.

Наименование продукции

План про­даж, ед.

Оптовая цена пред­приятия за еди­ницу изделия

Выручка от про­даж (гр.2х гр.З)

Полная себе­стои­мость едини­цы из­делия

Себестои­мость реа­лизованной продук­ции (гр.2 х гр.5)

При­быль от продаж (гр.4-гр.6)

1

2

3

4

5

6

7

А

210

10

2 100

6

1285

815

В

5

35

175

35

176

-1

С

664

10

6 640

10

6 879

-239

D

25

99

2 472

35

863

1609

Е

4 580

13

59 265

10

48.044

11221

Итого группа 1

70 652

57 248

13 405

Итого группа 2

472 849

351 080

121 769

Итого группа 3

730 331

564 139

166 192

Всего по предприятию

1 273 832

972 467

301 366

Исчисление прибыли от прочей реализации, как правило, производится методом прямого счета. И только в порядке ис­ключения, когда доля прочей продукции незначитель­на, при­быль от ее реализации (излишек материалов, оказание услуг непромышленного харак­тера и т. д.) может быть определена ис­ходя из рентабельности, достигнутой в предшест­вующем году, и запланированного объема этой продукции или услуг в предстоя­щем году.

При расчете плановой прибыли от внереализационных опе­раций необходимо учитывать доходы или расходы, относимые на счет прибыли и убытков, которые связаны с нормальными условиями работы предприятия и носят стабильный характер. Поступление штрафов, пени и неустоек не планируется, а учи­тывается в составе фактической прибыли.

Для исчисления общего размера плановой прибыли суммиру­ются прибыль от продаж продукции, прибыль от прочей реали­зации и сальдо планируемых внереализационных доходов и рас­ходов.

Достоинство метода прямого счета заключается в том, что все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестои­мости продукции и выручки от ее реализации по всему ассорти­менту выпускаемой продукции. Метод нетрудоемкий и использу­ется при составлении перспективных планов развития предприя­тий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

Недостатки данного метода: во-первых, на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и от­четные калькуляции себестоимости составляются лишь по важ­нейшим изделиям или представителям групп изделий, по ос­тальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли; метод не вскрывает факторов роста прибыли в планируемом периоде; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка пра­вильности расчета прибыли от ее реализации очень трудоемка. Во-вторых, в современных условиях хозяйствования метод пря­мого счета можно использовать при планировании прибыли толь­ко на очень короткий период времени, пока не изменился уровень цен, инфляции и прочих параметров макроэкономического окружения предприятия. Это исключает его применение при го­довом и перспективном планировании прибыли.

2. Аналитический метод . Применяется при большом ассор­тименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимуще­ство состоит в том, что он позволяет определить влияние от­дельных: факторов на плановую прибыль.

Базой расчета служат затраты на рубль товарной продукции, исчисленной в оптовых ценах предприятия, базовая рентабель­ность, а также совокупность плановых показателей деятельно­сти предприятия (факторный метод).

2.1. Планирование прибыли на основе затрат на рубль то­варной продукции производится по формуле:

Птп = ТПпл × (1 – Зтп), (6.7)

где: Птп — прибыль по товарному выпуску планируемого перио­да;

ТПпл — стоимость товарного выпуска планируемого перио­да в действующих ценах реализации;

Зтп — затраты на рубль товарной продукции.

Пример 6.2. Планирование прибыли с использованием показа­теля затрат на рубль товарной продукции. Выпуск товарной про­дукции предприятия в оптовых ценах определен на планируемый год в 50 млн. руб., затраты на рубль товарной продукции — 0,88 руб.

Отсюда прибыль на каждый рубль выпуска товарной продук­ции в оптовых ценах предприятия составит 0,12 руб. Сумма при­были от выпуска товарной продукции составит:

Птп = 50000 • (1- 0,88 )= 6000 тыс.руб.

Для исчисления плановой прибыли от реализуемой продук­ции следует также учесть прибыль, приходящуюся на входные и выходные остатки товарной продукции, которая определяется по формуле (6.6).

2.2. Планирование прибыли посредством процента базовой рентабельности произво­дится путем переноса процента рента­бельности от продажи сравнимой продукции, сложив­шейся в от­четном году, на планируемый год с учетом роста объема реализации, снижения себестоимости продукции, изменения се ассор­тимента и сортности, уровня оптовых цен и других факторов, влияющих на размер прибыли.

Исчисление прибыли посредством базовой рентабельности со­стоит из трех последовательных этапов:

1. Определение базовой рентабельности (Рб ) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год (Пб ) на полную се­бестоимость сравнимой товарной продукции (Спб ) за тот же период:

, (6.8)

2. Исчисление объема товарной продукции в плановом перио­де по себестоимости отчетного года (Сппл ) и определение прибы­ли по товарному выпуску исходя из базовой рентабельности.

3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменения себестоимости сравнимой продукции, качества (сорт­ности) продукции, структуры выпуска (ассортимента), цен на продукцию. Следует также выявить инфляционную составля­ющую прироста прибыли.

Объем выпуска продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение продаж рентабельной продукции приводит к пропорци­ональному увеличе­нию прибыли. Если же продукция является убыточной, то при уве­личении объема реализации происходит уменьшение прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависи­мости: снижение себестоимости приво­дит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Структура товарной продукции оказывает как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличе­ние удельного веса более рентабельных видов продук­ции в струк­туре выпуска приводит к возрастанию прибыли. При увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции об­щая сумма прибыли уменьшится.

Изменение цен реализации и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: с увеличением цен при­быль возрастает, и наоборот.

Влияние перечисленных факторов на плановую прибыль:

, (6.9)

где: Пш — планируемая прибыль;

ΔВ — влияние изменения товарного выпуска в сопоставимых ценах;

ΔС — влияние изменения себестоимости товарной продукции;

ΔА — влияние структурного (ассортиментного) сдвига в то­варном выпуске;

ΔЦ — влияние изменения продажных цен на продукцию пред­приятия.

Влияние рассмотренных факторов на прибыль определяется сначала без учета инфляции, а затем с помощью рассчитанных самим предприятием индексов инфляционного прироста цен. Про­гнозирование инфляции необходимо вести по четырем основным направлениям:

  • изменение цен на реализуемую продукцию;
  • изменение цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;
  • изменение стоимости основных средств и капитальных вло­жений по бухгалтерской оценке;
  • изменение средней заработной платы в связи с инфляцией.

План по прибыли на следующий год разрабатывается в кон­це отчетного периода. Поэ­тому для определения базовой рента­бельности используются отчетные данные за истекшее время (за I—III кварталы включительно) и ожидаемое выполнение пла­на на оставшийся до конца года период (за IV квартал).

Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действо­вавших к концу года. Поэтому, если в тече­ние истекшего года имели место изменения цен или ставок на­лога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, они учитываются при определении ожидаемой прибы­ли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. В противном случае уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового. Для расчета плановой прибыли от продажи продукции учитывается прибыль в остат­ках нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Пример 6.3. Аналитический метод расчета прибыли посред­ством базовой рентабельности

1. Определяется базовая рентабельность как отношение ожи­даемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции (табл. 6.3).

Таблица 6.3 Расчет базовой рентабельности, тыс. руб.

№ п/п

Наименование показателя

Итоги за
I - Ш кв.

Ожидаемое выполне­ние плана

за IV кв.

за текущий год

Сравнимая товарная продукция истекшего года:

1

по действующим ценам (без НДС и акцизов)

5 900,0

1 900,0

7 800,0

2

по полной себестоимости

3 900,0

1 400,0

5 300,0

3

Прибыль на объем сравнимой то­варной продукции (стр.1 - стр.2)

2 000,0

500,0

2 500,0

4

Поправки к сумме прибыли в свя­зи с изменениями цен за время с начала года до даты изменения

47,5

39,0

86,5

5

Прибыль, принимаемая за базу (стр. 3 + стр. 4)

2 047,5

539,0

2 586,5

6

Базовая рентабельность, % (стр. 5: стр. 2 х 100)

52,5

38,5

48,8

2. В плановом году предусматривается рост сравнимой товар­ной продукции на 14,7%. Выпуск этой продукции по себестоимос­ти отчетного года составит:

5300 х (1 + 0,147) = 6079,1 тыс. руб.

3. Прибыль по сравнимой товарной продукции в плановом году исходя из базового уровня рентабельности составит

6079,1 х 0,488 = 2966,6 тыс. руб.

4. Прибыль на несравнимую товарную продукцию исчисляет­ся прямым счетом. Несравнимая товарная продукция планируе­мого года принята по плановой цолной себестоимости в сумме 1600 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС и акци­зов) — 2000 тыс. руб. Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоящем году составит

2000 - 1600 = 400 тыс. руб.

5. Учитывается влияние отдельных факторов на сумму плано­вой прибыли.

Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом. Выпуск сравнимой товарной продукции в плановом году по себестоимости прошлого года исчислен в сумме 6079,1 тыс. руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости предстоящего года, определена в сумме 9200 тыс. руб.

Отсюда повышение себестоимости сравнимой товарной про­дукции равно

9200 – 6079,1 = 3120,9 тыс. руб.

Повышение себестоимости повлечет снижение плановой при­были.

Для того, чтобы определить влияние ассортиментных сдви­гов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себе­стоимости в истекшем и плановом году. Затем удельный вес каж­дого изделия в отчетном и плановом году умножается на отчет­ную рентабельность этого изделия, принятую на уровне ожида­емого исполнения. Полученные коэффициенты отражают сред­ний уровень рентабельности в истекшем и плановом году. Разни­ца между коэффициентами показывает влияние ассортиментных сдвигов (АРас ) на плановую прибыль (см. табл. 6.4):

, (6.10)

Средняя рентабельность в плановом году увеличивается по сравнению с отчетным на: АРас = 32,40% - 31,58% = 0,82 п.п.

Таким образом, изменение структуры товарной продукции в пла­новом году будет способствовать увеличению суммы прибыли на 49,8 тыс. руб., так как в общем объеме увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции:

6079,1 х 0,0082 = 49,8 тыс. руб.

На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плановом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, то предполагаемый процент снижения или увеличения следует ис­числять от объема соответствующей продукции. Допустим, цены на всю товарную продукцию предполагается увеличить в плано­вом году на 16%. Если планируемый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах базового периода, составит 10 800 тыс. руб., то будет получено прибыли только за счет этого фактора на сумму

10 800 х 0,16 = 1 728,0 тыс. руб.

Для сводного расчета прибыли (табл. 6. 5) следует учесть при­быль в остатках нереали­зованной продукции — 800 тыс. руб. на начало и 1400 тыс. руб. на конец планового года.

Таблица 6.4 . Расчет влияния на плановую прибыль сдвигов в ассортименте продукции в плановом году

Наимено­вание продук­ции

Рента­бель­ность, %

(Pi )

Отчетный период

Плановый период

удельный вес в общем объеме срав­нимой про­дукции, %

УД

коэффици­ент рента­бельности (гр.2 х гр.3): 100

удельный вес в общем объеме срав­нимой про­дукции, %

HJ

коэффици­ент рента­бельности (гр.2 х гр.5): 100

1

2

3

4

5

6

А

29

15

4,35

18

5,22

В

25-

38

9,50

35

8,75

С

41

36

14,76

41

16,81

D

27

11

2,97

6

1,62

Итого

100

31,58

100

32,40

Заметим, что при прямом методе плановая прибыль опреде­ляется как общая сумма без выявления конкретных причин, вли­яющих на ее величину, а при аналитическом методе выявляют­ся факторы, положительно и отрицательно влияющие на при­быль.

Прежде всего снижает плановую прибыль повышение себе­стоимости на 3120,9 тыс. руб., что можно объяснить ростом цен на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оп­латы труда в связи с увеличением минимального размера месяч­ной оплаты труда и другими факторами. Незначительное увеличе­ние прибыли (на 49,85 тыс. руб.) происходит в связи с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удель­ного веса наиболее рентабельной продукции (см. табл. 6.5). Рост прибыли на 1728 тыс. руб. планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую продукцию.

Таблица 6.5 . Сводный расчет прибыли от продаж при аналитическом методе планирования

№ п/п

Показатели

Сумма, тыс. руб.

1

2

3

Товарная продукция в плановом году:

1

сравнимая товарная продукция по полной себестоимости отчетного года

6079

2

сравнимая товарная продукция по полной себестоимости планового года

9200

3

снижение прибыли от повышения себестоимости срав­нимой продукции (стр.2 - стр.1)

3121

4

Прибыль по сравнимой товарной продукции исходя из базовой рентабельности

2967

5

Прибыль, по несравнимой товарной продукции в плано­вом году

400

6

Увеличение прибыли вследствие ассортиментных сдвигов

50

7

Увеличение прибыли вследствие роста цен на продук­цию предприятия

1728

8

Прибыль на объем товарной продукции в титановом году (стр. 4 + стр. 5 + стр. 6 + стр. 7 – стр. 3)

2024

9

Прибыль в остатках нереализованной продукции на на­чало планового года

800

10

Прибыль в остатках нереализованной продукции на ко­нец планового года

1400

11

Плановая прибыль от продаж (стр. 8 + стр.9 - стр. 10)

1424

Для выявления инфляционной составляющей прироста при­были предлагается методика, основанная на структурных пока­зателях выручки от продаж.

В предлагаемом примере предприятие располагает следую­щими данными (табл. 6.6-6.7).

Расчет влияния инфляции проводится путем умножения струк­турных показателей выручки на соответствующие индексы при­роста цен. Инфляционное изменение прибыли определяется как алгебраическая сумма полученных результатов.

Таблица 6.6 Структура выручки от продаж в текущем году

№ п/п

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

В процентах

1

2

3

4

1

Выручка от продаж

10 800

100

2

Материальные затраты

5 349

50

3

Оплата труда (с отчислениями)

1 728

16

4

Амортизационные отчисления

540

5

5

Прочие затраты

216

2

6

Прибыль

2 967

27

Таблица 6.7 Прогнозируемые индексы роста цен

№ п/п

Наименование индекса роста цен

Значение

1

2

3

1

На продукцию предприятия

1,16

2

На покупные товарно-материальные ценности

1,09

3

Индексация средней заработной платы

1,14

4

На основные средства

1,05

Абсолютная величина инфляционного прироста прибыли со­ставит:

10 800 х 0,0905 = 977,63 тыс. руб.

Полученный результат учитывает на только инфляционные выгоды, но и инфляционные потери. Однако данная методика оправдана при сравнительно небольших изменениях в структу­ре элементов затрат в составе выручки от продаж. В других слу­чаях понадобятся коррективы с учетом структурных изменений в выручке от продаж.

Комплексный метод планирования прибыли рационально со­четает метод прямого счета с некоторыми элементами анали­тического метода планирования прибыли посредством использо­вания процента базовой рентабельности и учета влияния важ­нейших факторов роста прибыли в планируемом периоде. Так, стоимость товарной продукции в ценах плано­вого года и по себе­стоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздей­ствие на плановую прибыль таких факторов, как изме­нение себестоимости, повы­шение качества, изменение ассорти­мента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Таблица 6.8 Расчет влияния инфляции на прибыль от продаж

№ п/п

Наименование показателя

Расчет

Результат, %

1

2

3

4

1

Выручка от продаж (без НДС и акцизов)

100x0,16

+ 16,00

1

Материальные затраты

50 х 0,09

-4,46

2

Оплата труда (с отчислениями)

16x0,14

-2,24

3

Амортизационные отчис­ления

5 х 0,05

-0,25

4

Прочие затраты

2x0

0

5

Прибыль от продаж

16,00 - 4,46 -2,24- 0,25

9,05

Условием его применения является небольшой ассортимент (номенклатура) выпускаемой продукции. Для предприятий с ши­роким ассортиментом продукции этот метод неприемлем из-за трудоемкости экономических расчетов.

Метод расчета нормы прибыли на вложенный капитал ос­нован на взаимосвязи между оборотом производственного капи­тала и рентабельностью активов. Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии. При прогнозировании с по­мощью данного метода решается задача сохранения достигнуто­го уровня рентабельности на вложенный капитал или его увели­чения. Средствами для увеличения уровня рентабельности на вло­женный капитал могут быть увеличение объема реализации про­дукции, ускорение оборачиваемости активов, разумная тактика в области ценообразования и управления финансовыми ресурса­ми, сокращение издержек производства и обращения, диверси­фикации производства. Исходными данными для прогнозирова­ния прибыли по этому методу служат: информация о среднегодо­вой величине совокупного капитала предприятия (по данным пос­леднего отчетного баланса); прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный капитал; прогнозируемый уровень процентной ставки по банковским кредитам и прочим источникам заем­ного капитала и др.

При определении необходимого размера прибыли как целевой функции предприятие исходит из прогнозной величины инвести­рованного капитала, средневзвешенной цены заемных ресурсов (в частном случае — прогнозов процентной ставки по кредитам банков) и нормы прибыли на капитал (средней рентабельности совокупного капитала):

Ппл = (СК + ЗК) × РАпл , (6.11)

где: СК — среднегодовая стоимость собственного капитала;

ЗК — среднегодовая стоимость заемного капитала;

Рапл — плановая рентабельность авансированного капитала (активов), в долях ед.

Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирова­ния определяется исходя из потребностей предприятия в финан­сировании мероприятий по его производственному и социально­му развитию, выполнении обязательств перед государством по уплате налогов и создании соответствующих фондов (риска, ре­зервного, выплаты дивидендов и др.), если это предусмотрено его уставом.

Нормативный метод планирования прибыли заключается в том, что величина прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого процента рентабель­ности на всю реализуемую продукцию. Нормативный метод применяется при планировании прибыли на предприятиях и организациях, где прибыль рассчитывается в твердом проценте от годового объема работ в сметных ценах или сумме прямых и накладных расходов.

Условием применения нормативного метода планирования при­были является наличие в некоторых отраслях небольших одно­типных предприятий, выпускающих однородную про­дукцию или использующих единую технологию. При расчете рентабельности необходимо исходить из уровня этого показателя, сложившегося на однотипных группах предприятий за последние два-три года. Преимущество нормативного метода планирования прибыли зак­лючается в том, что он технически прост и не требует больших затрат труда.

4.4. Определяющие факторы и резервы увеличения прибыли

Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее форми­рования, можно подраз­делить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся прак­тика креди­тования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; соци­ально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей и др.

К внутренним относят, во-первых, объем продаж, себестои­мость продукции, структура продукции и затрат, цена продук­ции предприятия, жизненный цикл, продолжительность опера­ционного цикла, сезонность производства и реализации продук­ции, система принятой учетной политики, амортизационная по­литика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выде­ляют факторы, связанные с нарушением хо­зяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения ус­ловий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в ос­новном определяют сферу функционирования предпри­ятия, ре­шение о расширении или сворачивании деятельности. "Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения при­были по обычным видам деятельности являются увеличение объе­ма реализации продук­ции, снижение ее себестоимости, повы­шение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта (рис. 6.5).

4.5. Распределение и использование прибыли предприятия

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие по­требностей предпринимателей, так и формирование государствен­ных доходов. Под распределением прибыли понимается направ­ление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования на предприятии. Законодательно рас­пределение прибыли регулируется в той ее части, которая по­ступает в бюджет в виде налога на прибыль.

Определение на­правлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении пред­приятия после уплаты налога на прибыль, структуры ста­тей ее использования производится на основании разработанной дивидендной политики и в соответствии с внутренними положе­ниями предприятия, включая устав и учредительный договор.

В зависимости от объективных условий общественного про­изводства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совер­шенствовалась, но принципиальная основа ее осталась незыблемой — отноше­ния с государством выступали как неотъемлемая часть административно-командной системы, распределение осуществлялось применительно к каждому предприятию или отрасли в отдельно­сти. В механизме распределения прибыли преобладала директивность, каждое предприятие было поставлено в достаточно жест­кие рамки: куда, в каком количестве и порядке направлять зара­ботанную прибыль.

Рис. 6.5. Схема резервов увеличения бухгалтерской прибыли

Расчеты предприятий с бюджетом на разных этапах разви­тия системы распределения прибыли то несколько упрощались, то существенно усложнялись. Начиная с 1991 г. Финан­совая сис­тема России перешла к налоговым методам распределения при­были, предусматри­вающим замену индивидуальных нормативов на единые налоговые ставки. Во взаимоот­ношениях предприя­тий с бюджетом устраняется многоканальность платежей из при­были. Предприятия независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности уплачивают в бюджет налог на прибыль, после чего предприятия могут оперативно манев­рировать зара­ботанными средствами. Нормативное распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, ликвидировано.

Механизм распределения прибыли должен быть построен та­ким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффек­тивности производства, стимулировать развитие новых форм хо­зяйствования.

Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их раз­вития является оптимальное соотношение части прибыли, акку­мулируемой в доходах бюджета, и части, остающейся в распо­ряжении предприятия.

Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производствен­ные, материальные и социальные нужды предприятий и орга­низаций.

На рис. 6.6 представлена схема распределения прибыли пред­приятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога, представляет многоцелевой источник фи­нансирования его потребностей. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использо­вания чистой прибыли предприятия.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, под­разделяется на две принци­пиально разные части. Использова­ние первой свидетельствует об увеличении имущества предприятия и процессе накопления. Использование второй не приводит к образованию нового имущества и характеризует долю прибы­ли, используемой на потребление. Пропор­ции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия. Если прибыль не расходуется на потреб­ление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капи­тала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увели­чивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Рис. 6.6. Направления распределения и использования прибыли предприятия

Порядок распределения и использования прибыли на пред­приятии, фиксируется в уставе и определяется положением, ко­торое разрабатывается соответствующими подразделе­ниями эко­номических служб. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения как фонды накоп­ления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает рас­ходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников.

Расходы на развитие производства включают финансирова­ние:

· разработки и освоения новых видов продукции и технологи­ческих процессов;

· затрат по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;

· затрат, связанных с техническим перевооружением и ре­конструкцией действующего производства, расширением пред­приятий.

Чистая прибыль является источником пополнения собствен­ных оборотных средств предприятия. Взносы из прибыли в ка­честве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также счи­таются использованием прибыли на развитие производства.

Наряду с финансированием производственного развития при­быль, остающаяся в распо­ряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Использование прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предпри­ятия, финансирование строительства объектов непроизводствен­ного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий т. п.

Затраты на материальное поощрение подразумевают вып­лату единовременных поощ­рений за выполнение особо важных производственных заданий, выплату премий за создание, освое­ние и внедрение новой техники, расходы на оказание материаль­ной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ве­теранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям. Про­изводятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жи­лье, оказывается материальная помощь.

Особое значение имеет направление чистой прибыли на вып­лату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. Для акционерных обществ на­правление чистой прибыли на выплату дивидендов является важ­нейшей проблемой их политики и стратегии. От размера диви­дендов зависит курс акций данного предприятия, объем и воз­можные изменения собственного капитала, необходимость при­влечения внешних источников.

Дивидендная политика является важнейшим процессом уп­равления структурой капитала и оказывает существенное влия­ние на развитие предприятия. Она предполагает решение воп­росов, в числе которых максимизация совокупного состояния акционеров и достаточность финансирования деятельности пред­приятия. Поиск оптимальных пропорций распределения прибыли на дивиденды и развитие продиктован, с одной стороны, необхо­димостью направления доходов на развитие производства, а с другой, желанием акционеров максимизировать свой доход. По­литика дивидендов должна быть привлекательной для акционе­ров и стимулировать новые инвестиции. Успешное осуществле­ние данной политики должно постоянно увеличивать курсовую стоимость акций при одновременном увеличении объемов произ­водства и продаж. Политика выплаты дивидендов определяется многими факторами. Это и размер предприятия, его положение на финансовом рынке и уровень рентабельности, величина кре­диторской задолженности и др. Дивидендный доход влияет на оценку деятельности фирмы со стороны других акционеров. Решение о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов принимается на общем собрании акционеров предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит источником финансиро­вания не только производственного и со­циального развития, а также материального поощрения, но и в случае нарушения предприятием действующего законодательства — уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (ра­боты, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полу­ченная предприятием прибыль.

В случаях сокрытия прибыли от налогообложения взыскива­ются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивают увеличение акцио­нерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивают возможность выплаты дивидендов по привилегиро­ванным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности.

4.6. Финансовый рычаг и его оценка

Управление формированием прибыли предполагает приме­нение соответствующих организационно-методических систем, знание основных механизмов формирования прибыли и совре­менных методов ее анализа и планирования: При использовании банковского кредита или эмиссии долговых ценных бумаг про­центные ставки и сумма долга остаются постоянными в течение срока действия кредитного договора или срока обращения цен­ных бумаг. Затраты, связанные с обслуживанием долга, не за­висят от объема производства и реализации продукции, но не­посредственно влияют на величину прибыли, остающейся в рас­поряжении предприятия. Так как проценты по банковским кре­дитам и долговым ценным бумагам относят на затраты предпри­ятий (операционные расходы), то использование долга в каче­стве источника финансирования обходится предприятию дешев­ле, чем другие источники, выплаты по которым производятся из чистой прибыли (например, дивиденды по акциям). Однако увеличение доли заемных средств в структуре капитала повы­шает степень риска неплатежеспособности предприятия. Это дол­жно быть учтено при выборе источников финансирования. Необ­ходимо определить рациональное сочетание между собственны­ми и заемными средствами и степень его влияния на прибыль предприятия. Одним из основных механизмов реализации этой цели является финансовый рычаг.

Финансовый рычаг (леверидж) характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на величину рентабельности собственного капитала. Финансовый рычаг пред-ставляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капита­ла, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на соб­ственный капитал.

Идея финансового рычага по американской концепции заклю­чается в оценке уровня риска по колебаниям чистой прибыли, вызванным постоянной величиной затрат предприятия по обслу­живанию долга. Его действие проявляется в том, что любое из­менение операционной прибыли (прибыли до уплаты процентов и налогов) порождает более существенное изменение чистой при­были. Количественно эта зависимость характеризуется показате­лем силы воздействия финансового рычага (СВФР):

, (6.12)

где: ТПч — темп изменения чистой прибыли;

ТПп — темп изменения прибыли до выплаты процентов и налогов.

Темпы изменения показателей прибыли за период определя­ются согласно формулам (6. 13), (6. 14).

, (6.13)

, (6.14)

где: ΔПч , ΔПпр — абсолютные изменения соответствующих ве­личин прибыли;

Величины показателей прибыли соотносятся следующим об­разом:

, (6.15)

где: Нп — ставка налога на прибыль, в долях ед.;

ЦЗК — средневзвешенная расчетная ставка процента по ссу­дам и займам, проценты по которым относятся на затраты пред­приятия (отношение расходов по обслуживанию долговых обяза­тельств к среднегодовой сумме заемных средств), в долях ед.

Поскольку изменение чистой прибыли не зависит от величи­ны процентов по ссудам и займам, которые являются постоян­ными финансовыми расходами а определяется только измене­нием прибыли до вычета процентов и налогов, то

, (6.16)

Учитывая (6.13)—(6.16), преобразуем формулу (6.12):

, (6.17)

Если известны затраты предприятия, связанные с обслужи­ванием долга, взаимосвязь показателей чистой и операционной прибыли может быть выражена следующим образом:

, (6.18)

где: И — проценты по ссудам и займам, относимые на затраты, тыс. руб.;

Учитывая (6.17)—(6.18):

, (6.19)

Интерпретация коэффициента силы воздействия финансо­вого рычага: он показывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов превосходит чистую прибыль. Нижней гра­ницей коэффициента является единица. Чем больше относитель­ный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше сила воздействия финансового рычага, более вариабельна чистая при­быль. Таким образом, повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосроч­ных источников средств, что по определению равносильно возрастанию силы воздействия финан­сового рычага, при прочих равных условиях, приводит к боль­шей финансовой нестабильности, выражающейся в меньшей предсказуемости величины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов, в отличие, например, от выплаты дивидендов, явля­ется обязательной, то при относительно высоком уровне финан­сового рычага даже незначи­тельное снижение полученной при­были может иметь неблагоприятные последствия по сравнению с ситуацией, когда уровень финансового рычага невысок.

Чём выше сила воздействия финансового рычага, тем более нелинейный характер приобретает связь между чистой прибы­лью и прибылью до вычета процентов и налогов. Незначительное изменение (возрастание или убывание) прибыли до вычета про­центов и налогов в условиях высокого финансового рычага может привести к значительному изменению чистой прибыли.

Возрастание финансового рычага сопровождается повыше­нием степени финансового риска предприятия, связанного с воз­можным недостатком средств для выплаты процентов по ссудам и займам. Для двух предприятий, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового рычага, вариа­ция чистой прибыли, обусловленная изменением объема произ­водства, неодинакова — она больше у предприятия, имеющего более высокое значение уровня финансового рычага.

Европейская концепция финансового рычага характеризует­ся показателем эффекта финансового рычага, отражающим уро­вень дополнительно генерируемой прибыли на собственный ка­питал при различной доле использования заемных средств. Та­кой способ расчета широко используется в странах континен­тальной Европы (Франция, Германия и др.).

Эффект финансового рычага (ЭФР) показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия и рассчитывается по формуле:

, (6.20)

где: Нп — ставка налога на прибыль, в долях ед.;

Ра — рентабельность активов (отношение суммы прибыли до уплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме активов), в долях ед.;

Цзк — средневзвешанная цена заемного капитала, в долях ед.;

ЗК — среднегодовая стоимость заемного капитала;

СК — среднегодовая стоимость собственного капитала.

В приведенной формуле расчета эффекта финансового ры­чага три составляющие:

· налоговый корректор финансового рычага (1 – Нп ), кото­рый показывает, в какой сте­пени проявляется эффект финансо­вого рычага в связи с различным уровнем налогообло­жения при­были;

· дифференциал финансового рычагаа – ЦЗК ), характеризующий разницу между рентабельностью активов предприятия и средневзвешенной расчетной ставкой процента по ссудам и зай­мам;

· плечо финансового рычага — величина заемного капитала в расчете на рубль собственного капитала предприятия. В условиях инфляции формирование эффекта финансового рычага предлагается рассматривать в зависимости от темпов инфляции. Если сумма задолженности предприятия и процентов по ссудам и займам не индексируются, эффект финансового рычага увеличивается, поскольку обслуживание долга и сам долг оплачиваются уже обесцененными деньгами:

, (6.21)

где: i — характеристика инфляции (инфляционный темп прирос­та цен), в долях ед.

В процессе управления финансовым рычагом налоговый кор­ректор может быть использован в случаях:

· если по различным видам деятельности предприятия уста­новлены дифференци­рованные ставки налогообложения;

· если по отдельным видам деятельности предприятие ис­пользует льготы по налогу на прибыль;

· если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществ­ляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налого­обложения прибы­ли, а также в зарубежных странах.

В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональ­ную структуру производства и, соответственно, на состав при­были по уровню ее налогообложения, можно, снизив сред­нюю ставку налогообложения прибыли, уменьшить воздействие на­логового корректора финансового рычага на его эффект (при прочих равных условиях).

Дифференциал финансового рычага является условием воз­никновения эффекта финансового рычага. Положительный ЭФР возникает в тех случаях, если рентабельность совокупного капи­тала (Ра ) превышает средневзвешенную цену заемных ресурсов.

Разность между доходностью совокупного капитала и стоимо­стью заемных средств позволит увеличить рентабельность соб­ственного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага, т.е. долю заемных средств в струк­туре капитала предприятия. Если Ра < Цзк , создается отрица­тельный ЭФР, в результате чего происходит уменьшение рен­табельности собственного капитала, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия.

Чем выше положительное значение дифференциала финан­сового рычага, тем выше при прочих равных условиях его эф­фект.

В связи с высокой динамичностью этого показателя он требу­ет постоянного мониторинга в процессе управления прибылью. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов:

· в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (па­дения объема предложения ссудного капитала) стоимость при­влечения заемных средств может резко возрасти, превысив уро­вень бухгалтерской прибыли, генерируемой активами предприя­тия;

· снижение финансовой устойчивости в процессе интенсив­ного привлечения заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает заимодавцев повы­шать процентные ставки за кредит с учетом включения в них премии за дополнительный финансовый риск. В результате дифферен­циал финансового рычага может быть сведен к нулю или даже к отрицательному значению. В результате рентабельность собственного капитала снизится, так как часть генерируемой им прибыли будет направляться на обслужи­вание долга по высоким процент­ным ставкам;

· кроме того, в период ухудшения ситуации на товарном рынке и сокращения объема продаж падает и величина бухгал­терской прибыли. В таких условиях отрицательное значе­ние диф­ференциала может формироваться даже при стабильных процент­ных ставках за счет снижения рентабельности активов.

Можно сделать вывод, что отрицательное значение диффе­ренциала финансового рыча­га по любой из вышеперечисленных причин приводит к снижению рентабельности собствен­ного ка­питала, использование предприятием заемного капитала дает от­рицательный эффект.

Плечо финансового рычага характеризует силу воздействия финансового рычага. Данный коэффициент мультиплицирует по­ложительный или отрицательный эффект, получа­емый за счет дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового рычага вызывает еще больший прирост его эффекта и рентабельности собственного ка­питала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового рычага приводит к еще большему # снижению его эффекта и рентабельности собственного капитала.

Таким образом, при неизменном дифференциале коэффици­ент финансового рычага является главным генератором как воз­растания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли.

Знание механизма воздействия финансового рычага на уро­вень финансового риска и прибыльность собственного капитала позволяют целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.

Пример 6.4. Механизм формирования эффекта финансового рычага рассмотрим на следующем примере (табл. 6.9).

Из расчетов следует: чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого капитала, тем выше эффект фи­нансового рычага и, соответственно, больше уровень прибыли- на собственный капитал (в расчете намеренно игнорируется возмож­ный рост цены заемного капитала по мере наращения плеча фи­нансового рычага). По предприятию А эффект финансового ры­чага отсутствует, поскольку оно не использует в своей хозяй­ственной деятельности заемный капитал.

Таблица 6.9 . Сравнительный анализ эффективности использования
заемного капитала с учетом инфляции

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Предприятие

А

В

С

D

Е

F

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Совокупные ак­тивы

тыс.руб.

300000

300000

300000

300000

300000

300000

2

Собственный капитал

тыс.руб.

300000

250000

200000

150000

100000

50000

3

Заемный капитал

тыс.руб.

0

50000

100000

150000

200000

250000

4

Прибыль до вы­платы процентов и налогов

тыс.руб.

60000

60000

60000

60000

60000

60000

5

Рентабельность активов

в до­лях ед.

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

0,20

6

Средний уро­вень процентов за кредит

в до­лях ед.

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

7

Сумма процен­тов за кредит (п.З х п.6)

тыс. руб.

0

7 500

15000

22 500

30000

37 500

8

Прибыль до на­логообложения (п. 4 - п. 7)

тыс. руб.

60000

52 500

45000

37 500

30000

22 500

9

Ставка налога на прибыль

в до­лях ед.

0,24

0,24

0,24

0,24

0,24

0,24

10

Сумма налога на прибыль (п. 8 х п. 9)

тыс. руб.

14 400

12 600

10 800

9000

7 200

5 400

11

Чистая прибыль (п. 8-п. 10)

тыс. руб.

45 600

39 900

34 200

28 500

22 800

17 100

12

Рентабельность собственного капитала (п.11 : п.2)

в до­лях ед.

0,1520

0,1596

0,1710

0,1900

0,2280

0,3420

13

Эффект финан­сового рычага без учета ин­фляции

в до­лях ед.

0

0,0076

0,0190

0,0380

0,0760

0,1900

14

Темп инфляции

в до­лях ед.

0,16

0,16

0,16

0,16

0,16

0,16

15

Эффект финан­сового рычага с учетом инфляции

в до­лях ед.

000

0,0427

0,1069

0,2137

0,4274

1,0686

Для целей планирования прибыли важно, что эффект финан­сового рычага можно рассчитывать не только в целом по всему заемному капиталу, но и по каждому его источнику в отдельнос­ти: долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам, товар­ным кредитам, беспроцентным заемным ресурсам, в том числе кредиторской задолженности, и т. д. Тогда в формулах расчета ЭФР вместо средневзвешенной цены заемного капитала следует использовать цену конкретного его источника (процент за крат­косрочный кредит банка, процент купонных выплат по облигаци­ям и т. д.), а в числителе плеча рычага — объем соответствую­щего источника.

Пример 6.5. В табл. 6.10 эффект финансового рычага по пред­приятию В рассчитан для каждого вида заемных ресурсов (см. предыдущий пример).

Таблица 6.10 . Расчет эффекта финансового рычага по видам заемных ресурсов по предприятию

№ п/п

Наименование источника

Сумма, тыс. руб.

Удель­ный вес, в долях ед.

Цена ис­точника, в долях ед.

Сумма %, тыс.руб.

ЭФР с уче­том инфля­ции, в долях ед.

1

2

3

4

5

6

7

1

Долгосрочные кредиты

15 450

0,3090

01,1700

2 627

0,0124

2

Краткосрочные кредиты

16 530

0,3306

0,2300

3 802

0,0107

3

Товарный кре­дит поставщиков

6 270

0,1254

0,1200

752

0,0059

4

Вексельный долг

5 250

0,1050

0,0610

320

0,0057

5

Беспроцентные ресурсы

6 500

0,1300

0,0081

6

Итого

50 000

1,0000

0,1500

7 500

0,0427

В частности, по вексельному долгу эффект финансового ры­чага рассчитывается следующим образом:

Полученные результаты, представленные в табл. 6.10, позво­ляют оценить вклад каждого вида заемных средств в формиро­вание эффекта финансового рычага, включая условно бесплат­ные источники (в отличие от другого подхода, когда из расчетов исключаются беспроцентные ресурсы (см. Е. С. Стоянова [53]).

В приведенном примере (табл. 6.10) приращение рентабельно­сти собственного капитала произошло в первую очередь за счет долгосрочных и краткосрочных кредитов (1,2% и 1,1%), следую­щие по значимости — беспроцентные ресурсы (0,8%).

Предлагаемый подход представляет собой своего рода фак­торное разложение показателя эффекта финансового рычага, позволяющее сделать правильный выбор источников заемного капитала в условиях инфляции.