Реферат: Международные и российский национальные профессиональные бухгалтерские организации

Название: Международные и российский национальные профессиональные бухгалтерские организации
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

Введение

1. Международные организации…………………………………………………...5

1.1. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО)……………………………………………………………………..6

1.2. Международная Ассоциация Бухгалтеров (IAB)………………………..8

1.3. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC)…………………………………………………………………………9

1.4. Международная организация комиссий по ценным бумагам и биржам (IOSCO)……………………………………………………………………...12

1.5. Международная федерация бухгалтеров (IFAC)………………………13

1.6. Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (АБиАС)…….15

1.7. Международная ассоциация независимых бухгалтерских и аудиторских фирм (IAPA)………………………………………………….17

2. Региональные организации…………………………………………………….19

2.1. Европейская бухгалтерская ассоциация (EAA)………………………..19

2.2. Африканский совет по бухгалтерскому учету…………………………20

2.3. Ассоциация бухгалтеров стран Америки………………………………20

2.4. Федерации бухгалтеров Ассоциации стран Юго-Восточной Азии…..20

2.5. Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов..20

2.6. Евразийский Совет Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов (ЕССБА)……………………………………………………………………..21

3. Общественные объединения бухгалтеров современной России…………….22

3.1. Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБА)………………………………………………………………………27

3.2. Национальная гильдия профессиональных бухгалтеров……………...29

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

На сегодняшний день профессиональные организации бухгалтеров существуют для содействия развитию экономической науки и внедрению в практику хозяйственной деятельности предприятий и организаций новых форм и методов бухгалтерского учета, принципов организации экономического анализа, отвечающих требованиям современного уровня развития производства и управления.

Первой и наиболее известной международной бухгалтерской организацией была Международная ассоциация бухгалтеров (IAB), созданная в 1973 году. Она является на сегодняшний день ведущей профессиональной организацией, которая около 3 десятилетий представляет интересы представителей бухгалтерской профессии из более чем 90 стран.

В данной курсовой работе рассмотрено множество профессиональных бухгалтерских организаций, как международных (таких как IFAC, IAPA и т.д.), так и региональных (ЕССБА, EAA и т.д.); в России также существуют бухгалтерские организации, такие как ИПБА. Изложены задачи профессиональных организаций бухгалтеров, такие как: регулирование правил профессиональной деятельности, защита интересов бухгалтеров, оказание материальной помощи нуждающимся, в первую очередь вдовам и сиротам, профессиональное обучение, присуждение званий бухгалтеров тем, кто успешно закончил обучение и сдал экзамены, а также издание журналов и монографической литературы по проблемам аудиторской работы. С целью обмена опытом, налаживания и укрепления сотрудничества общества (товарищества, ассоциации, институты – могут использоваться самые различные названия) бухгалтеров организуют различные съезды, конференции и семинары.


1. Международные организации

Попытки решения проблемы бухгалтерского учета в международном контексте неоднократно принимались во второй половине XX века, причем наибольшую известность получили два подхода: гармонизация и стандартизация учета. Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета обсуждается в рамках бухгалтерского учета Европейского сообщества (ЕС) с 1961 г.: в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих; гармония моделей учета достигается через их соответствие Директивам ЕС, основные положения которых включены в национальные законодательства стран-членов сообщества.


1.1 Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB)

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) является независимой организацией, разрабатывающей стандарты финансовой отчетности общего назначения для компаний, относящихся к негосударственному сектору экономики. Цель МСФО – гармонизация правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности во всем мире.

Комитет по МСФО был создан в 1973 г. соглашением профессиональных бухгалтерских организаций из Австралии, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов и Соединенных Штатов Америки. С 1983 г. членами Комитета по МСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации – члены Международной федерации бухгалтеров (IFAC).

В 2000 г. комиссия по Ценным бумагам и биржам США (SEC) провела анализ основных стандартов и опубликовала в феврале 2000 г. обзор, который дал начало процессу с конвергенции общепринятых принципов бухгалтерского учета США (US GAAP) с МФСО.

В 2001 г. в результате реорганизации Комитета по МФСО был образован Совет по международным стандартам финансовой отчетности. СМСФО занимается подготовкой и изданием МСФО, подготовкой и публикацией проектов стандартов, установлением порядка рассмотрения комментариев, полученных по опубликованным для обсуждения проектам стандартов, публикацией основ для выработки заключений.

Главная задача СМСФО заключается в создании условий для составления и публикации прозрачной и общепонятной финансовой отчетности, способствующих стабилизации рыночных отношений.

Стандарты IASB носят рекомендательный характер (не являются обязательными). Согласно требованиям законодательного регулирования Евросоюза все европейские зарегистрированные компании обязаны готовить консолидированную отчетность по МСФО с 1 января 2005 г. При представлении бухгалтерской отчетности, составленной по стандартам, отличающимся от МСФО, все случаи несоблюдения МСФО должны раскрываться отдельно.

Управляющим органом СМСФО является Институт попечителей МСФО. Попечители (или доверительные управляющие) назначают членов СМСФО, Постоянного комитета по интерпретациям (КИМФО – IFRIC) и Консультативного совета по стандартам (КСС – SAC). Попечители также контролируют эффективность работы СМСФО, изыскивают финансирование, утверждают бюджет СМСФО и вносят изменения в его устав.

В 2006 г. СМСФО принял решение, которое было продиктовано стремлением помочь компаниям по всему миру перейти на МСФО, облегчить учетный процесс. Все новые стандарты (или вносимые изменения в уже существующие) не будут обязательными к использованию до 2009 г. Это время понадобится СМСФО для работы над устранением всех существующих разночтений с US GAAP и завершения конвергенции. Компании могут добровольно применять новые стандарты или дополнения к ним в ходе подготовки своей отчетности до истечения установленного срока.


1.2 Международная ассоциация бухгалтеров (IAB)

Международная ассоциация бухгалтеров является профессиональным органом, устанавливающим стандарты бухгалтерских знаний и объединяющим профессионалов более чем 90 странах мира. С 1997 года IAB активно работает на территории бывшего советского Союза по повышению квалификации и сертификации бухгалтеров по своим учебным программам.

Международная ассоциация бухгалтеров была создана в 1973 году и является на сегодняшний день ведущей профессиональной организацией, которая около 3 десятилетий представляет интересы представителей бухгалтерской профессии из более чем 90 стран. Президентом Ассоциации является Лорд Льюк, главный офис Ассоциации расположен в г. Севеноукс, графство Кент, Великобритания.

Одной из главных задач ассоциации является повышение квалификации бухгалтеров посредством установления стандартов бухгалтерских знаний и присвоения квалификации. Членами IAB могут стать люди, избравшие бухгалтерский учет своей профессией и успешно сдавшие экзамен, проводимый IAB ежегодно.

Цель организации: установления стандартов бухгалтерских знаний, сертификация знаний и объединение работников бухгалтерской профессии во всем мире


1.3 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC)

Стандартизация учета разрабатывается IASC с 1973 г. и заключается в следующем: национальные стандарты должны соответствовать Международным стандартам бухгалтерской отчетности (МСФО), внедрение которых в национальные системы учета осуществляется на добровольной основе. Поскольку второй подход не ограничивается рамками ЕС, именно он в последние годы начинает доминировать. IASC был основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран. В отличие от ряда международных организаций, IASC объединяет представителей только неправительственных международных организаций. В некотором смысле IASC является международным двойником американского FASB. Внедрение идеологии МСФО в национальные системы учета в экономически развитых странах осуществляется через институты профессиональных (сертифицированных, присяжных и т.п.) бухгалтеров. Основное предназначение данного института, а он, как правило, в стране единственный, состоит в регулировании бухгалтерской и аудиторской практик, в представлении интересов бухгалтеров в правительственных кругах, в профессиональной организации бухгалтеров и др. Именно сертифицированные бухгалтеры могут организовывать собственную аудиторскую практику, т. е. публично предлагать свои услуги в области учета, аудита и финансового консультирования или быть партнерами в аудиторских компаниях, занимать ключевые посты в службах бухгалтерского учета и аудита в крупных фирмах и т.д. Основная задача IASC – гармонизация международной практики учета и отчетности через систему МСФО. С момента своего создания в 1973 г. Комитет разработал 39 стандартов, в результате их совершенствования в настоящее время действует 35 стандартов. Эти стандарты в той или иной степени приняты практически всеми экономически развитыми странами мира, т.к. эти стандарты некоторым образом включены в национальные системы регулирования учета и отчетности. Предполагается, что следование единым правилам ведения учета, исчисления финансовых результатов и составления отчетности, рекомендованным МСФО, обеспечит достаточную прозрачность отчетных данных, их понимание и однозначную интерпретацию в международном контексте.

Вопрос о возможности разработки МСФО обсуждался в начале 1970-х гг. Были опасения, что национальные различия в уровнях развития и традициях, в том числе и в области учета, нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета могут негативно сказаться на внедрении МСФО. В середине 1990-х гг. казалось, что прогнозы скептиков в отношении гармонизации учета сбываются: МСФО не оказывали значимого влияния на международную и национальную практики учета; по сути, стандарты «повисли в воздухе» - их никто не отвергал, но никто и не демонстрировал их жизненной необходимости.

Ситуация резко изменилась в конце 1990-х гг., когда вопросы глобализации рынка капитала, их стабильности и устойчивости к финансовым потрясениям и эффективности функционирования стали не только обсуждаться в теоретическом аспекте, но и были переведены в область практических действий.

Опыт экономически развитых стран показывает, что значимость бухгалтерских стандартов в большей степени определяется их признанием со стороны рынка капитала. Все крупнейшие корпорации котируют свои ценные бумаги на фондовых биржах. Каждая биржа выдвигает свои требования к компаниям, желающим попасть в листинг, эти требования распространяются, прежде всего, на состав, содержание и правила составления представляемой в обязательном порядке отчетности. Разнобой в требованиях может приводить к сложностям в интерпретации отчетности, в частности, зарубежными инвесторами и контрагентами. Не случайно в годовых отчетах отдельных фирм имеются несколько наборов отчетных форм, составленных в соответствии с теми или иными стандартами.

Необходимо подчеркнуть, что МСФО не является сводом универсальных инструкций по бухгалтерскому учету; они представляют собой компромиссный вариант различных национальных школ. Ни одна страна, имеющая свои традиции, не может себе позволить полную замену национальных стандартов международными. Речь может идти лишь о гармонизации систем.

Даже несмотря на доминирующую роль представителей англо-американской школы бухгалтерского учета в IASC, имеются определенные различия между МСФО и американским GAAP: в 1996 г. в США был опубликован объемный труд, содержащий описание 225 различий между этими двумя объемами стандартов.

Одна из особенностей МСФО заключается в их финансовой ориентированности, поэтому необходимо повысить требования в отношении подготовки бухгалтеров по вопросам анализа и финансового менеджмента. Кроме того, поскольку в условиях рынка особую значимую роль играет правильное оформление и исполнение договоров, причем, как правило, бухгалтер прямо или косвенно участвует в их заключении, к современному бухгалтеру предъявляются все более высокие требования по правовой подготовке.

По мере глобализации финансовых рынков, интернационализации бизнеса и повышения значимости бухгалтерской службы в управленческом процессе бухгалтер все в большей степени вынужден брать на себя функции финансового менеджера (последнее особенно справедливо в отношении главного бухгалтера, являющегося по сути финансовым директором). Иными словами, в бухгалтерской работе приоритет контрольных и чисто счетоводных функций все больше ослабевает, а бухгалтер становится важным участником процесса управления финансами.


1.4 Международная организация комиссий по ценным бумагам и биржам (IOSCO)

Интересы рынков капитала опосредованно представляет Международная организация комиссий по ценным бумагам и биржам (IOSCO), объединяющая специалистов из национальных государственных институтов, ответственных за организацию и функционирование рынков капитала. В 1989 г. IASC и IOSCO заключили договор о разработке совместного проекта по координации усилий в области гармонизации бухгалтерского учета в увязке с требованиями фондовых бирж, согласно которому предполагалось в течение ближайших лет разработать базовый набор стандартов (правил ведения учета и составления отчетности), признаваемый всеми биржами. В мае базовый набор стандартов был утвержден; в него включены 40 стандартов, разбитых на 5 групп:

1) общие стандарты;

2) стандарты, относящиеся к отчетности о прибылях и убытках;

3) стандарты, относящиеся к балансу;

4) стандарты, относящиеся к отчету о движении денежных средств;

5) прочие стандарты. (Приложение 1).

Готовность к постепенному (в течение 5-7 лет) переходу к базовому набору согласованных с IASC и IOSCO стандартов выразили все развитые страны мира.

Значение МСФО с позиции как собственно бухгалтерской профессии, так и рынков капитала в ближайшие годы будет только возрастать, поэтому разработка отечественных положений по бухгалтерскому учету, корреспондирующих с МСФО, исключительно своевременна и актуальна.


1.5 Международная федерация бухгалтеров (IFAC)

Помимо IASC и IOSCO существенное влияние на учет и аудит в международном контексте оказывает Международная федерация бухгалтеров (IFAC), в которой представлены профессиональные организации всех развитых стран мира. В ноябре 2001 г. ИПБ России был принят в действительные члены IFAC. Учитывая то обстоятельство, что полное членство получает, как правило, одна организация от страны, значимость вступления ИПБ России в IFAC является знаковым событием.

Международная федерация бухгалтеров была создана в 1997 г. и в настоящее время объединяет 156 национальных бухгалтерских организаций из 114 стран мира, представляющих более 2,4 млн. бухгалтеров. Это единственная международная организация, объединяющая представителей бухгалтерской профессии из частного и государственного секторов экономики, сферы аудиторско-консультационных услуг, образования.

Членами IFAC могут стать профессиональные бухгалтерские организации, признанные в своих странах как стабильные национальные организации с хорошей репутацией. Существуют три уровня членства: полное, ассоциированное и аффилированное.

Полного членства, как правило, удостаиваются организации:

- играющие в своих странах значимую роль в функционировании систем учета и аудита, в определении их методологии, в разработке системы регулирования учета и отчетности;

- имеющие насыщенные, отвечающие современным требованиям программы профессиональной сертификации;

- являющиеся престижными для специалистов, так как членство в организации обеспечивает возможность заниматься профессией без каких-либо ограничений (например, иметь собственную практику, давать заключение по отчетности и т. д.).

Ассоциированное членство могут получить национальные организации:

- играющие вспомогательную роль в функционировании учета и аудита и их регулировании;

- недавно учрежденные, находящиеся в стадии становления.

Аффилированное членство могут получить международные организации, объединяющие специалистов только тех областей практики, для которых бухгалтерская и аудиторская профессии представляют постоянный и значимый интерес.

Цель IFAC – развитие и гармонизация бухгалтерского учета в мире, ее деятельность осуществляется через специально созданные комитеты. Комитет по обобщению практики аудирования издает специальные руководства, в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. Работа Комитета по профессиональной подготовке направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта.


1.6 Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (АБиАС)

Международная общественная организация. Она создана в 1989 г. активистами Комитета экономики Всесоюзного совета научно-технических обществ (ВСНТО) как Ассоциация бухгалтеров СССР. Ассоциация стала общеизвестным и признанным в России и странах СНГ объединением ученых и практиков по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту.

В настоящее время коллективными членами АБиАС являются ассоциации бухгалтеров и аудиторов из 9 стран СНГ.

При поддержке АБиАС в Российской Федерации созданы и работают региональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов Ивановской, Смоленской и Орловской областей. АБиАС имеет свои региональные отделения более чем в 45 городах России.

АБиАС является учредителем Института профессиональных бухгалтеров России, Аудиторской палаты России и региональной Федерации бухгалтеров и аудиторов «Евразия».

АБиАС активно сотрудничает с Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) и с Международным комитетом бухгалтерских стандартов (IASC), является членом Международной ассоциации бухгалтерского образования и научных разработок (IAAER), Европейской ассоциации бухгалтеров (ЕАА), Международного координационного совета по методологии бухгалтерского учета и отчетности стран Содружества Независимых Государств. АБиАС принимает участие в работе Международного центра реформы бухгалтерского учета.

Основными целями и задачами АБиАС являются:

• содействие развитию экономической науки и внедрению в практику хозяйственной деятельности предприятий и организаций новых форм и методов бухгалтерского учета, принципов организации аудита и экономического анализа, отвечающих требованиям современного уровня развития производства и управления;

• содействие формированию у работников бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа экономического мышления, соответствующего современным рыночным отношениям;

• совершенствование учебного процесса подготовки аудиторов, бухгалтеров, в том числе профессиональных бухгалтеров и бухгалтеров-техников, в соответствии с международными стандартами образования и Программой реформирования бухгалтерского учета в России;

• осуществление связей с ассоциациями бухгалтеров и аудиторов стран – членов СНГ, зарубежных стран с неправительственными организациями по вопросам реформирования бухгалтерского учета, финансового анализа, организации аудита в соответствии с требованиями рыночной экономики и международных стандартов;

• постоянное повышение профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов – членов Ассоциации;

• представление и защита прав и законных интересов членов Ассоциации, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов;

• содействие повышению престижа бухгалтерской профессии.


1.7 Международная ассоциация независимых бухгалтерских и аудиторских фирм (IAPA)

IAPA – это международная ассоциация независимых профессиональных компаний, оказывающих бухгалтерские, аудиторские, консультационные и юридические услуги в странах Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Австралии, основанная в 1979 году.

IAPA – это около 250 компаний, имеющих отделения и филиалы в 400 городах 53 стран мира и около 10 000 квалифицированных специалистов. Совокупный годовой оборот членов Ассоциации по итогам последнего финансового года достиг 848 млн. долларов.

По данным журнала Accountancy Magazine Ассоциация IAPA занимает 22 место в рейтинге ТОР 25 крупнейших международных аудиторских сетей и Ассоциаций.

IAPA объединяет отдельные независимые фирмы и профессиональные ассоциации (региональные и национальные). Организационно Ассоциация состоит из Международного офиса (расположенного в Великобритании), Европейского и Американского отделений и пяти национальных объединений: Madison Accounting Group (Австралия), BHD (Канада), UK200Group (Великобритания), IAPA Deutschland AG (Германия), IAPA Malaysia (Малайзия).

IAPA является всемирной ассоциацией самостоятельных и независимых аудиторских компаний. IAPA сама не обслуживает клиентов и не несет ответственности за действия или упущения своих членов. Соответственно, члены IAPA являются самостоятельными и независимыми юридическими лицами и также не несут ответственности за действия или упущения других членов Ассоциации.

В то же время, IAPA может включать в качестве своих членов группы компаний, сформированные в "сети" по определению Кодекса этики ИФАК (раздел 290) и Директивы Европейского Союза по обязательному аудиту (с исправлениями, внесенными 8-м Законом о компаниях). Ассоциация IAPA не является "сетью" и не подлежит регулированию, применимому к "сетям".

Основные задачи Ассоциации:

- поддержка развития международной деятельности клиентов;

- развитие профессиональных стандартов членов Ассоциации;

- объединение опыта и обмен информацией;

- международное продвижение членов IAPA;

- развитие бизнеса клиентов и членов Ассоциации;

Услуги, которые оказывают компании, члены IAPA:

- аудиторские и бухгалтерские услуги (в т.ч. аутсорсинг);

- налоговый консалтинг;

- управленческий консалтинг;

- структуризация и управление бизнесом, слияния и поглощения;

- консультирование по развитию бизнеса;

- финансовый, инвестиционный консалтинг, due diligence;

- юридические услуги в соответствии с международным и национальным правом;

- автоматизация учета, консалтинг в сфере информационных технологий.

IAPA – Ассоциация независимых аудиторских, бухгалтерских и консультационных фирм. Каждая фирма, входящая в состав IAPA несет персональную ответственность за собственную работу. Страхование профессиональной ответственности является обязательным условием деятельности не во всех странах, в которых есть компании - члены Ассоциации.


2. Региональные организации

2.1 Европейская бухгалтерская ассоциация

European Accounting Association - профессиональная организация специалистов финансового сектора. Членами ассоциации являются как физические лица, так и организации. Штаб-квартира ассоциации находятся в Брюсселе (Бельгия). Европейская бухгалтерская ассоциация объединяет как европейские бухгалтерские учебные заведения, так и специалистов-исследователей.

Ассоциация содействует распространению европейских исследований, а также благоприятствует их улучшению. Главное издание ассоциации – The European Accounting Review. С 1976 г. ассоциация организует ежегодные конгрессы, на которых специалисты в области бухгалтерского учета, аудита и финансов со всего мира встречаются для обсуждения насущных проблем и обмена опытом.

Во время конгрессов делегаты имеют возможность принять участие в научных форумах и рабочих секциях.

В связи с интеграцией России в мировую экономику и переходом к МСФО и международным стандартам аудита участие в международные конгрессах приобрело особую актуальность для российских представителей финансовых профессий.


2.2 Африканский совет по бухгалтерскому учету

Совет был основан в 1979 г. с целью унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена опытом работы и новыми идеями. Его членами являются правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.

2.3 Ассоциация бухгалтеров стран Америки

Ассоциация объединяет бухгалтерские организации 21 страны американского континента. Сфера интересов ассоциации в основном ограничивается проблемами учета в южноамериканских странах. Каждые 2-3 года по результатам конференций участников публикуются научно-методические материалы.

2.4 Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии

Федерация объединяет бухгалтерские организации пяти стран-членов блока. Кроме решения основной задачи – повышения статуса бухгалтерской профессии – федерация рассматривает рассматривает вопросы согласования национальных методик учета.

2.5 Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского

регионов

Конфедерация объединяет представителей более 20 стран. Ее текущая цель – координация развития учетной профессии в регионе. В будущем конференция планирует заняться проблемой гармонизации учета.


2.6 Евразийский Совет Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов (ЕССБА)

ЕССБА - это некоммерческое объединение юридических лиц в форме ассоциации раннее Международный Совет Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов – объединение 29 профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций 11 стран СНГ, региональный член Международной Федерации Бухгалтеров (МФБ, IFAC). ЕССБА был создан 5 декабря 2001 года и вступил в Международную Федерацию Бухгалтеров (IFAC) 13 июня 2005 года, обладатель уникальной русскоязычной программы сертификации CIPA на основе Международных Финансовой Отчетности (МСФО, IFRS), с центром в Казахстане и филиалом в Российской Федерации. Сертификация CIPA включает в себя два уровня сертификации: САР – Сертифицированный Бухгалтер Практик и CIPA – Сертифицированный Международный Профессиональный Бухгалтер. CIPAEN, в состав совета директоров которой входят международные эксперты и члены ЕССБА. После успешной сдачи необходимых экзаменов профессиональные организации – члены ЕССБА (только они имеют право ходатайствовать о выпуске сертификатов) проверяют кандидатов на соответствие высоким нормам МФБ и ставят подпись первого руководителя и печать организации вместе с печатью и подписью Председателя ЕССБА. Уникальные номера сертификатов хранятся в базе данных ЕССБА. На сегодняшний день число сертифицированных по программе CIPA составляет более 8000 человек, из них 3015– представители Казахстана, 2437 – сертифицированы по Украине, более 1000 в Узбекистане, более 1000 человек в России, Беларуси, Молдове, Киргизии. Остальные получили сертификаты в Туркменистане и Таджикистане.

3. Общественные объединения бухгалтеров современной России

В феврале 1990 г. в СССР было учреждено первое из ныне действующих профессиональных объединений – Ассоциация бухгалтеров . Основная задача Ассоциации состояла в оказании методической помощи работникам бухгалтерского учета и контроля. Предполагалось также, что Ассоциация будет участвовать в разработке нормативных актов по бухгалтерскому учету, контролю и экономическому анализу деятельности предприятий и разъяснять их практикующим бухгалтерам.

Ассоциация выступала не как узкопрофессиональная, а как массовая организация. Ее устав допускал два вида членства: индивидуальное (для физических лиц) и коллективное (для организаций). Индивидуальными членами Ассоциации могли быть граждане СССР, признающие устав, участвующие в ее деятельности и уплачивающие членские взносы. Она принимала в свои ряды представителей всех экономических специальностей, научных работников и преподавателей вне зависимости от возраста, уровня образования и стажа работы. В нее допускались студенты вузов и учащиеся средних специальных учебных заведений. Коллективными членами Ассоциации могли стать практически любые предприятия, учреждения и организации, включая министерства, ведомства, НИИ, учебные заведения.

С распадом Советского Союза Ассоциация бухгалтеров СССР была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов СНГ . К 1993 г. она объединила на основе коллективного членства все ассоциации бухгалтеров новых независимых государств, присоединившихся к СНГ.

В настоящее время это профессиональное объединение носит название Международная общественная организация «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (АБиАС).

В 90-е годы XX в., когда создавалась Ассоциация, назрела необходимость в новой системе подготовки и повышения квалификации бухгалтеров. Сформировался спрос на услуги бухгалтеров, способных работать в негосударственных структурах, в том числе с иностранными инвестициями, которым собственник мог доверить учет имущества, капитала и обязательств.

В 1993 г. была предложена концепция развития бухгалтерского образования в России. Она была изложена в докладе, подготовленном для Международного консультативного комитета по учету и аудиту при Верховном Совете Российской Федерации и в рамках программы Миссии Всемирного банка по подготовке кадров в России.

Предусматривалась подготовка бухгалтеров по четырем уровням квалификации: бухгалтер с начальным профессиональным образованием (бухгалтер-счетовод); бухгалтер со средним специальным профессиональным образованием (бухгалтер-техник); бухгалтер с высшим профессиональным образованием (бухгалтер-экономист); бухгалтер с дополнительным к высшему бухгалтерским образованием и практическими профессиональными навыками (профессиональный бухгалтер и аудитор).

Большой опыт образовательной деятельности к тому времени имела Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СНГ, осуществлявшая подготовку и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов на базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1996 г. было принято Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров (утверждено Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России 15 февраля 1996 г., № 16-02-26-02 и Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ 8 февраля 1996 г.).

Квалификационный аттестат был призван подтверждать профессионализм его владельца, но сам факт получения этого документа еще не гарантировал бухгалтерам профессиональных привилегий. Последние мог дать Институт бухгалтеров европейского образца.

Первые практические шаги по созданию Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) были предприняты в начале 1997 г. В феврале этого же года состоялось собрание учредителей новой организации, а спустя два месяца (28 апреля) – ее государственная регистрация. Первым президентом Института был избран доктор экономических наук, профессор Ярослав Вячеславович Соколов.

Основными целями деятельности ИПБ являлись:

• повышение престижа бухгалтерской профессии;

• зашита интересов и прав бухгалтеров;

• развитие нормативной базы;

• внедрение в практику новых форм и методов бухгалтерского учета;

• совершенствование профессиональной деятельности бухгалтерского персонала.

Этим целям отвечали избранные Институтом направления деятельности:

• подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров;

• разработка кодекса этики профессиональных бухгалтеров;

• участие в методологическом регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

• развитие связей с международными объединениями бухгалтеров.

Начиная с 1998 г. аттестация профессиональных бухгалтеров полностью перешла в ведение Института. В настоящее время физические лица, желающие получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера, должны вступить в Институт на правах ассоциированного члена. На этом этапе ИПБ России через учебно-методические центры помогает им повысить свою квалификацию по утвержденной программе и подготовиться к сдаче экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера. Получение аттестата дало профессиональным бухгалтерам возможность автоматически стать действительными членами ИПБ. Молодым специалистам (до 35 лет), не обладающим достаточным опытом работы, присваивается статус «член ИПБ России – молодой бухгалтер».

Для бухгалтеров очень важны легитимность аттестата профессионального бухгалтера и обоснование необходимости его получения. В 2003 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации подготовило новые квалификационные характеристики должностей «главный бухгалтер» и «финансовый директор». Согласно постановлению Минтруда России от 12 ноября 2003 г. № 75 эти специалисты должны иметь высшее профессиональное (экономическое) образование, стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет и аттестат профессионального бухгалтера. Данные рекомендации не обязательны для исполнения, и это понятно, так как не каждое малое предприятие, к примеру, нуждается в услугах высококвалифицированного специалиста. Вместе с тем Минтруда России посчитало важным обратить внимание руководителей организаций на предпочтительность сотрудничества с главными бухгалтерами, которые прошли дополнительную подготовку, постоянно повышают свою квалификацию и соблюдают кодекс этики профессионального бухгалтера.

В 1998 г. было положено начало еще одному направлению деятельности ИПБ России – нормотворчеству. В тот год постановлением Правительства РФ за № 283 (от 6 марта 1998 г.) была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В этом документе, впервые в российской истории, за профессиональными объединениями бухгалтеров было закреплено право участия в разработке нормативных документов. «По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет, – отмечалось в Программе. – При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России». Предполагалось, таким образом, отказаться от государственной монополии в сфере регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время в соответствии со ст. 71 Конституции РФ официальный статистический и бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что право регулирования бухгалтерского учета принадлежит органам государственной власти. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» возложил общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на Правительство РФ (ст. 5). Оно, в свою очередь, делегировало эту функцию Минфину России. Разработкой нормативных документов по бухгалтерскому учету в Минфине России занимается Департамент регулирования финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета.

С утверждением Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности ИПБ России получил возможность представлять интересы профессиональных бухгалтеров – членов Института в законотворческом процессе. При участии ИПБ России были созданы Положения по бухгалтерскому учету. Институт выступил одним из разработчиков Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н); организовал подготовку комментариев к ним и справочника корреспонденции счетов. Наиболее весомым стал вклад ИПБ в создание отраслевых методических рекомендаций, методик и положений, разъясняющих бухгалтерские стандарты. Их было подготовлено около 30.

В 2003 г. в рамках административной реформы был проведен мониторинг функций органов государственной власти, в том числе Минфина России. В октябре 2003 г. Правительство РФ приняло решение о передаче части функций Минфина России в области регулирования бухгалтерского учета профессиональным объединениям. Идеи административной реформы нашли отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180). В будущем предполагается разделить полномочия органов государственной власти и профессионального сообщества в области регулирования бухгалтерского учета (см. приложение 1).

Функции регулирования бухгалтерского учета могут осуществлять авторитетные и признанные бухгалтерским сообществом объединения.


3.1 Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБА)

Первой в России профессиональной бухгалтерской организацией стало созданное в Москве в апреле 1997 г. некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России», которое в 2005 г. переименовано в «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (ИПБА). Активное участие в деятельности ИПБА России принимает Минфин России. Самой крупной саморегулируемой некоммерческой организацией в Российской Федерации на сегодняшний день остается ИПБА России. С 2001 г. ИПБА России является действительным членом IFAC, с 2002 г. аккредитован как профессиональное аудиторское объединение при Минфине России.

Члены ИПБА России – это аттестованные профессиональные бухгалтеры и аудиторы. В состав членов ИПБА России входят руководители и ведущие специалисты бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа, налогообложения, финансового менеджмента и аудита различных учебных заведений.

Основными целями ИПБА России являются:

• объединение в одну профессиональную организацию профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также повышение статуса и престижа профессии;

• совершенствование бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита, в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

• создание системы профессионального образования бухгалтеров на основе международных стандартов образования Международной федерации бухгалтеров (IFAC);

• вовлечение молодых бухгалтеров в сообщество профессионалов;

• представление и зашита прав и законных интересов членов ИПБА России;

• оказание квалифицированных консультационных услуг по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

В различных регионах России организовываются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ) , за последнее время их создано 72. Они являются самостоятельными юридическими лицами, одним из учредителей которых выступает ИПБА России.

За период своей деятельности ИПБА:

1) организовал корпоративную сеть, которая объединила в единую профессиональную организацию:

• более 160 ООО аттестованных профессиональных бухгалтеров, в том числе более 1000 преподавателей, более 4000 аудиторов,

• около 1000 аудиторских фирм,

• более 100 крупных промышленных предприятий, 72 ТИПБ,

• 6 палат аудиторов,

• более 400 учебно-методических центров;

2) организовал систему очного, заочного (дистанционного) обучения и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

3) разработал и внедрил многоуровневую систему аттестации и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров;

4) организовал систему контроля качества работы аудиторских организаций – членов ИПБА России;

5) организовал ежегодное проведение конкурса на звание «Лучший бухгалтер России»;

6) учредил золотые и серебряные медали «За заслуги в развитии бухгалтерского учета» и «За заслуги в развитии бухгалтерской профессии».

Приоритетными направления деятельности ИПБА России в настоящее время признаны:

1) научно-методическая работа;

2) учебно-методическая работа;

3) развитие связей;

4) рекламно-маркетинговая деятельность;

5) организационная работа;

6) информационное и техническое обеспечение.


3.2 Национальная гильдия профессиональных бухгалтеров

Это общероссийская профессиональная организация, которая создана в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и антимонопольным законодательством и осуществляет деятельность по реформированию национальной системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения согласно новому курсу экономических преобразований в Российской Федерации. В настоящее время Национальная гильдия объединяет бухгалтеров и финансистов всех регионов России и является крупнейшим, авторитетным и динамично развивающимся профессиональным объединением. Благодаря новому подходу к решению бухгалтерских вопросов Национальная гильдия ежегодно занимает лидирующие позиции среди других конкурирующих профессиональных объединений по числу вступивших в нее бухгалтеров. Это объединение обеспечивает здоровую конкуренцию среди профессиональных объединений, проводящих аттестацию специалистов, и возможности альтернативного выбора для бухгалтеров.

Национальная гильдия создана для:

• объединения бухгалтеров и финансовых менеджеров;

• организации и проведения аттестации и сертификации бухгалтеров;

• создания и ведения Реестра профессиональных бухгалтеров;

• участия в подготовке нормативных актов по бухгалтерскому учету;

• инициации внесений изменений в законодательство Российской Федерации, способствующих развитию и оптимизации системы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Руководствуясь Концешщей Минфина России на 2004–2007 гг., в которой роли профессиональной общественности в законотворчестве, касающемся реформирования бухгалтерского учета, уделено особое внимание, и поддерживая планы Минфина России относительно перехода на МСФО и введение обязательной аттестации бухгалтеров, Национальная гильдия принимает предложения бухгалтеров по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета для инициации внесения изменений в законодательство России. Национальная гильдия пользуется поддержкой Государственной Думы и Правительства РФ.

Национальная гильдия и ИПБР – две конкурирующие организации, имеющие равный статус, но разные правила и условия аттестации и членства в профобъединении. При развитии конкуренции среди профессиональных объединений на рынке аттестации бухгалтеры получили возможность выбора. Они стали самостоятельно решать, где и на каких условиях проходить аттестацию и членом какого профобъединения им быть. Это в полной мере соответствует демократическим принципам, Конституции РФ и действующему антимонопольному законодательству.


Заключение

История современных бухгалтерских организаций России ведет свое начало 90-е годы XX в., когда создавалась «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (АБиАС), назрела необходимость в новой системе подготовки и повышения квалификации бухгалтеров. Сформировался спрос на услуги бухгалтеров, способных работать в негосударственных структурах, в том числе с иностранными инвестициями, которым собственник мог доверить учет имущества, капитала и обязательств. В 1993 г. была предложена концепция развития бухгалтерского образования в России. Большой опыт образовательной деятельности к тому времени имела Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СНГ, осуществлявшая подготовку и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов на базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1996 г. было принято Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров. Квалификационный аттестат был призван подтверждать профессионализм его владельца, но сам факт получения этого документа еще не гарантировал бухгалтерам профессиональных привилегий. Последние мог дать Институт бухгалтеров европейского образца.

Первые практические шаги по созданию Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) были предприняты в начале 1997 г. Начиная с 1998 г. аттестация профессиональных бухгалтеров полностью перешла в ведение Института. Получение аттестата дало профессиональным бухгалтерам возможность автоматически стать действительными членами ИПБ. Для бухгалтеров очень важны легитимность аттестата профессионального бухгалтера и обоснование необходимости его получения. В 2003 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации подготовило новые квалификационные характеристики должностей «главный бухгалтер» и «финансовый директор». Согласно постановлению Минтруда России от 12 ноября 2003 г. № 75 эти специалисты должны иметь высшее профессиональное (экономическое) образование, стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет и аттестат профессионального бухгалтера. Данные рекомендации не обязательны для исполнения, и это понятно, так как не каждое малое предприятие, к примеру, нуждается в услугах высококвалифицированного специалиста. В 1998 г. было положено начало еще одному направлению деятельности ИПБ России – нормотворчеству. В тот год постановлением Правительства РФ за № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В настоящее время в соответствии со ст. 71 Конституции РФ официальный статистический и бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что право регулирования бухгалтерского учета принадлежит органам государственной власти. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» возложил общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на Правительство РФ (ст. 5). Оно, в свою очередь, делегировало эту функцию Минфину России. Разработкой нормативных документов по бухгалтерскому учету в Минфине России занимается Департамент регулирования финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета.

С утверждением Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности ИПБ России получил возможность представлять интересы профессиональных бухгалтеров – членов Института в законотворческом процессе. При участии ИПБ России были созданы Положения по бухгалтерскому учету. Институт выступил одним из разработчиков Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н); организовал подготовку комментариев к ним и справочника корреспонденции счетов. Наиболее весомым стал вклад ИПБ в создание отраслевых методических рекомендаций, методик и положений, разъясняющих бухгалтерские стандарты.

Список использованной литературы

1. Банк В. Р. Система бухгалтерского учета в России и переход к международным стандартам: Учебник. Астрахань: Изд-во АПУ, 2000.

2. Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: Бухгалтерский учет, 2002.

3. Вахрушиной М.А. Бухгалтерское дело: Учебник. М.: Бухгалтерский учет, 2008.

4. Керимов В. Э. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: Эксмо, 2006.

5. Мэтьюс М. Р., Перера М. Х. Б. Теория бухгалтерского учета / Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова, И.А. Смирновой: Учебник М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Организации и консолидированные группы: Учебник. М.: ФБК-ПРЕСС, 2004.

7. Соколова Е. С. Бухгалтерское дело: Учебник. М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.

8. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. Изд. 8-е, перераб. и доп. М.: МартТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004.

9. Борискина И. П., Лясковская Н.В. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. Тула: НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2008

10. Бортник Н. А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. М.: ИТК Даш ков и К°, 2008

11. Бычкова С. М., Макарова Н. Н. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2008.

12. Захарьин В. Р. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.

13. Кутер М. И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.

14. Львова Д. А. Профессиональные объединения бухгалтеров: история создания и деятельности. М.: Ин-т проф. бухгалтеров России; ИПБ-БИНФА, 2005.

15. Маренков Н., Веселова Т.Н. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005.

16. Николаева О. Е, Шишкова Т. В. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие. М.: УРСС, 2001.

17. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное пособие М.: ЮНИТИ, 1996.

18. Хахонова Н. Н. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. М.: МарТ; Ростов н/Д: Март, 2003.

19. Соловьева О. В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. М.: Аналитика-Пресс, 1998.

20. Терехова В. А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. М.: Перспектива, 1999.


Приложение 1

Функции по регулированию бухгалтерского учета в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу