Реферат: Анализ основных направлений развития ЦБ Росии

Название: Анализ основных направлений развития ЦБ Росии
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Возникновение и теоретические основы функционирования Центрального банка……………………………………………………………....4

1.1. Правовой статус и цели ЦБ. Структура и основы функционирования….4

1.2. История становления и развития ЦБ……………………………………….7

Глава 2. Характеристика Центрального банка на современном этапе…….…10

2.1. Задачи и функции Центрального банка России……………….………......10

2.2. Операции Центрального банка………………………………….............….15

2.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка……………….……...17

2.4. Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка. …………………….……………………………..………..21

Глава 3. Анализ основных направлений развития. …………………………...23

3.1. Цели и условия развития банковского сектора……………..…………….23

3.2. Практические задачи, условия и меры по их решению………….……….25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………31


ВВЕДЕНИЕ

Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

Объектом исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации. Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны. Деятельность ЦБ РФ имеет огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Основной целью данной работы является изучение истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального банка.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю становления и определить сущность Центрального банка России;

2. Выявить и охарактеризовать его основные цели, задачи и функции;

3. Выявить особенности разработки и реализации денежно-кредитной политики страны и контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России;

4. Изучить перспективные планы развития и спрогнозировать их результаты.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, и библиографического списка.

Методом работы является изучение законодательных материалов Российской Федерации по данной теме, материалов периодических изданий и научно-методической литературы.

Теоретическую основу поставленных в работе задач составляют труды российских экономистов, занимающихся изучением банковской системы России, учебная и учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, ресурсы с официального Интернет-сайта ЦБ РФ: www.сbr.ru .


Глава 1. Возникновение и теоретические основы функционирования Центрального банка

1.1. Правовой статус и цели Центрального банка. Структура и основы функционирования.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России ) — первый уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В банковской системе России статус Центрального Банка Российской Федерации определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Банк России выдаёт и отзывает лицензии на осуществление банковских операций.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд руб. В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального Банка.

Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля, банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.

К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном подразделении Центрального Банка, а к крупным банкам - в Главном управлении по надзору за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ). Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль над всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ.

Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.

Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51% акций Сберегательного банка Российской Федерации, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка Российской Федерации. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций Центрального Банка России участвовать не имеет права.

Высшим органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцать членов Совета Директо-ров. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет). Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

1.2. История становления и развития Центрального банка

Государственный банк Российской империи начал свою деятельность 1 июля 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка.

После Октябрьской революции 1917 г. Государственный банк стал называться сначала Народным банком Российской Республики, затем — Народным банком РСФСР. 14 (27) декабря 1917 г. декретом ВЦИК «О национализации банков» в России была введена государственная монополия на банковское дело. Все частные и акционерные банки подлежали слиянию с Государственным банком.

В 1919 г. в условиях военного коммунизма с натурализацией хозяйственной жизни, внедрением безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями и обесцениванием денег банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в результате чего банк превратился фактически в расчетно-кассовый орган. Деятельность Народного банка РСФСР стала дублировать деятельность Наркомфина, который также обслуживал в основном бюджетные операции. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению (ЦБРУ) Наркомата финансов.

С переходом к НЭПу постановлениями ВЦИК и СНК в октябре 1921 г. банк был восстановлен под названием „Государственный банк РСФСР“. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. А в 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

В 1992-1995гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной (надзорной) отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

Глава 2. Характеристика ЦБ на современном этапе.

2.1. Задачи и функции Центрального банка России

Деятельность Центрального банка направлена на решение триединой задачи: обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надёжности платёжной системы.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:

- монопольная эмиссия банкнот;

- «банк банков»;

- банк правительства;

- регулирование денежно-кредитной системы;

- реализация валютной политики;

- организация платежно-расчетных отношений;

Рассмотрим перечисленные функции более подробно.

· Монопольная эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации.

Банкноты только Центрального банка являются неограниченно “законным платежным средством” и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию - выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически - при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

В настоящее время Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

В целях организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

- определение порядка ведения кассовых операций.

· Функция Банка банков.

Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. Центральный банк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.

В периоды напряженного положения на денежном рынке Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.

В последнее время взаимоотношения Центрального банка с кредитной системой в промышленно развитых странах претерпели значительные изменения, что связано, прежде всего, с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов.

Взаимоотношения Центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, Центральный банк является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.

· Функция банкира правительства.

Банк России осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчётов правительства с другими странами.

Центральный банк выступает кредитором своей страны. Основными методами финансирования внутреннего государственного долга являются:

- денежная эмиссия, в результате которой увеличивается объем доходов за счёт разницы между номинальной и реальной стоимостью денег. Но это чревато и опасными последствиями, такими как обесценение денег и усиление инфляции;

- прямые кредиты Центрального банка;

- выпуск государственных займов, которые применяются для покрытия бюджетных дефицитов страны путём аккумуляции временно свободных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определённый срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме. Держатели государственных займов – коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, промышленные корпорации и юридические лица.

· денежно-кредитное регулирование.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Снижение безработицы и темпов инфляции является важной задачей деятельности Банка России.

· Реализация валютной политики.

От имени правительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых учреждениях.

В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне Центральный банк управляет ими, т.е. формирует их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение.

Центральный банк периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей.

· Организация платежно-расчетных отношений.

Платёжная система используется центральным банком для реализации денежно-кредитной политики. Средства коммерческих банков, поступающие на счета Центрального банка в соответствии с выполнением банками минимальных резервных требований, не только используются в целях денежно-кредитной политики, но и обеспечивают надежное функционирование платёжной системы, поскольку могут применяться в случае необходимости для устранения перебоев в платежах.

2.2. Операции Центрального банка

Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Т.е., обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции центрального банка «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству, покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.

Это не означает, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.

К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

- ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

- учетные операции – покупка центральным банком векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.

Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.

Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в Германии, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.

Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

2.3. Денежно-кредитная политика Центрального банка

Денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным банком России во взаимодействии с Правительством РФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Цели данной политики определяются задачами общей экономической политики государства. Конечной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции.

Инструментами и методами денежно-кредитной политики в соответствии с Федеральным Законом о Банке России являются следующие:

1. процентные ставки по операциям Центрального банка России;

2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3. операции на открытом рынке;

4. рефинансирование банков;

5. валютное регулирование;

6. установление ориентиров роста денежной массы;

7. прямые количественные ограничения;

8. выпуск от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Следует отметить, что самыми главными инструментами из всех являются установление минимальных резервных требований, регулирование официальной учётной ставки и операции на открытом рынке. Долгое время основную роль играли первые два инструмента, процентной ставке же отводилась своего рода вспомогательная роль. Рассмотрим их подробнее:

· Резервные требования Центрального банка служат инструментом проведения монетарной политики государства. Это метод косвенного регулирования, который применяется для регулирования ликвидности банков и кредитной эмиссии.

Минимальные резервы – законодательно обязательная норма депонирования ресурсов в Центральном банке, определяемая по нормативному проценту от общей суммы привлечённых коммерческим банком средств. Обязательные резервы размещаются на счетах Центрального банка России и других кредитно-банковских учреждениях. При повышении норм обязательных резервных требований Центральный банк России сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, наоборот, увеличивает возможности кредитования.

Расчётный период выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.

Однако, при длительном применении резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:

1) Повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования;

2) Широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

· Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России.

Федеральный закон предусматривает, что Центральный банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций (ставки по внутридневным кредитам, кредитам «овернайт» (предоставляются на 1 рабочий день), ломбардным кредитам, а так же депозитным операциям) или сводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования, например, играет роль сигнала, давая участникам рынка информацию об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив её развития. Тем самым она оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.

· Законом о Центральном банке России предусмотрено проведение Банком операций на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

Так же важными направлениями денежно-кредитной политики Банка России являются валютная политика и прямые количественные ограничения.

Банку России разрешено проводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на объем рублевой массы и на курс рубля.

Одной из форм регулирования в валютной политике являются валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Для проведения международных расчётов и обеспечения стабильности национальной валюты Центральный банк формирует валютные резервы, которые представляют собой запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а так же в зарубежных банках, либо вложенные в иностранные ценные бумаги (наиболее широко используемые – государственные ценные бумаги США). Официальные валютные резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований, нетто-позиций в МВФ. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок, прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений. Согласно Закону Центральный банк вправе применять прямые количественные огра-ничения в исключительных случаях, в целях проведения государственной денежно-кредитной политики только после консультации с Правительством Российской Федерации.

Сам же процесс разработки и реализации денежно-кредитной политики организуется следующим образом.

Банком России разрабатывается проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год», который передается для рассмотрения и уточнения Национальному банковскому совету. Далее данный проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Центральный банк России представляет в Государственную Думу проект «Основных направлений» и не позднее 1 декабря – согласованные «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год». Указанные направления содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает предложенный проект и принимает решение – утвердить данный проект или же нет.

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России.

2.4. Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка.

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. При этом он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков.

Коммерческие банки непосредственно являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. Контроль за их деятельностью проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

При реализации Центральным банком данной функции (контроля и надзора) в его задачи входят:

- Выдача лицензий на осуществление банковской деятельности. Лицензирование является средством, с помощью которого Центральный банк России определяет возможности создаваемых кредитных организаций, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в неё поправок или ее аннулирования.

- Проверка отчётности, предоставляемой банками. Постоянный контроль отчётности позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство. Для оценки финансового положения банка обычно используют периодичную отчётную документацию и ежегодные финансовые отчёты, включающие в себя годовой баланс, счёт прибылей и убытков, пояснительную записку. Примерно раз в год ежемесячные и ежегодные финансовые отчёты должен проверять внешний аудитор.

- Ревизии банков на местах – независимая проверка отдельных операций банков и его финансового положения в целом. Проводится с целями анализа качества управления банка и оценки работы его директора, определения комплекса мер, необходимых для исправления или улучшения финансового состояния банка и совершенствования его операций, обеспечения соответствия деятельности банка существующим законам и нормативным инструкциям.

- Контроль за соблюдением норм банковских операций.

Банк России в целях обеспечения надёжности и устойчивости коммерческих банков устанавливает обязательные для соблюдения нормативы.

При нарушении коммерческими организациями банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатков в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (участников), вкладчиков, клиентов, Центральный банк России может применять к ним меры административного воздействия:

1) Взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера уставного капитала (но не более);

2) Ввести запрет на осуществление кредитной организацией банковских операций, предусмотренных лицензией, на срок до одного года;

3) Назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

4) Отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Глава 3. Анализ основных направлений развития.

3.1. Цели и условия развития банковского сектора.

Направления и характер развития банковского сектора в существенной степени определяются ходом его реформирования. Под реформированием следует понимать комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, самими кредитными организациями, их учредителями (участниками), иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе.

Основная задача современного этапа развития банковского сектора состоит в накоплении его созидательного потенциала, существенном повышении значения банковского сектора как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития. В рамках решения этой задачи предстоит обеспечить повышение конкурентоспособности и увеличение капитализации банковского сектора, а также совершенствование системы банковского надзора. Характер реформирования банковского сектора должен способствовать достижению целей, намеченных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

Основными целями дальнейшего развития банковского сектора, по мнению Минфина России, являются:

· повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции;

· укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;

· дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

· предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

· развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;

· укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения. После достижения стратегических целей, Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетным рассмотрение задачи эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

3.2. Практические задачи, условия и меры по их решению

Предполагается, что достижение целей развития банковского сектора будет осуществляться Банком России по следующим основным направлениям:

· совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;

· формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества;

· развитие и совершенствование системы банковского регулирования и банковского надзора;

· развитие конкурентной среды, транспарентности (прозрачности, честности) деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;

· повышение требований к качеству корпоративного управления кредитных организаций;

· участие в развитии инфраструктуры банковского бизнеса.

В сфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо в первую очередь обеспечить дальнейшее совершенствование правовых условий функционирования кредитных организаций. В том числе предстоит:

· укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;

· обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;

· упростить процедуры слияний и присоединений кредитных организаций;

· создать условия для становления эффективной системы хранения и использования кредитных историй, системы регистрации залогов;

Предстоит дополнить банковское законодательство нормами прямого действия, а также уточнить нормы банковского законодательства, касающиеся участия иностранного капитала в банковской сфере.

В сфере укрепления роли банков в системе финансового посредничества требуется:

· принятие мер по повышению открытости деятельности предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

· развитие инструментов рефинансирования и управления ликвидностью банков;

· предоставление всем банкам вне зависимости от регионального месторасположения более полных возможностей участия в операциях и сделках, проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных и банковских технологий.

В сфере банковского регулирования и надзора важнейшими направлениями являются:

· развитие содержательных подходов, включая риск-ориентированный надзор, то есть определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками;

· обеспечение функционирования системы раннего реагирования и внедрение комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля;

· повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамках банковского надзора;

Предстоит рассмотреть вопросы сближения правил регулирования кредитных организаций и иных участников финансового рынка.

В сфере развития конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепления рыночной дисциплины необходимо:

· обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственности;

· повысить эффективность и качество аудиторской деятельности на базе внедрения международных стандартов аудита и финансовой отчетности.

В сфере корпоративного управления кредитных организаций особое внимание необходимо уделить:

· обеспечению эффективного управления рисками, возникающими в деятельности банка, в том числе по операциям со связанными лицами, а также группой технологических рисков и рисков безопасности;

· развитию и повышению эффективности систем внутреннего контроля;

· достижению должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления;

· обеспечению законных прав собственников.

В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса особое внимание необходимо уделить вопросам становления и функционирования системы страхования вкладов, включая деятельность Агентства по страхованию вкладов и наделение его функциями корпоративного ликвидатора банков, формирования бюро кредитных историй, органа регистрации залогового имущества, создания системы межбанковских расчетов в режиме реального времени.

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов, в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была рассмотрена сущность Центрального банка как ключевого звена кредитно-финансовой системы, цели и задачи его организации, освещены функции и операции. Также была подробно рассмотрена роль Центрального банка РФ в функционировании экономики страны.

Главной целью деятельности ЦБ РФ является сдерживание инфляции и обеспечение стабильности национальной валюты. В связи с этим ежегодно Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной на регулирование валютного курса, помогает государству перераспределять денежные потоки между денежно-кредитной и финансовой системами.

Свои функции Банк России реализует посредством своих операций, которые, как правило, делятся на пассивные и активные. К пассивам Банка России относятся: эмиссия банкнот и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

Основными целями ЦБ по дальнейшему развитию банковского сектора являются:

· повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции;

· укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;

· дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

· предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

· развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;

· укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения.

После достижения данных целей, на следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетным рассмотрение задачи эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

· В настоящее время деятельность Центрального банка России

приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

· В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Центральному банку следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Банки и банковское дело: Учебник для вузов. Москва: Омега-Л, 2007, 540 с.

2. Банковское дело / под редакцией проф. В.И.Колесникова. М., Финансы и статистика, 1995. 418 с.

3. Банковское дело/ Учебник под ред. Коробовой Г.Г. Москва: Изд-во Сфера, 2006. 316 с.

4. ДОКЛАД "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год"

5. Жарковская Е.П.. Банковское дело. Москва: Омега-Л, 2003, 523 с.

6. Журнал "Деньги и кредит" , № 4 2007, статья «Актуальные проблемы банковской системы в 2007 году»

7. Кроливецкая Л.П., Белоглазова Г.Н. Банковское дело: Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Изд-во СПБ, 2005, 360 с.

8. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Саратов: Изд-во КноРус, 2006, 520 с.

9. ПРЕСС – РЕЛИЗ о заседании Правительства Российской Федерации 1 июля 2004г.

10.Тавасиев А.М., Бычков В.П. Организация деятельности Центрального банка РФ: Учебно-методические материалы. - М.: МИЭМП, 2005. - 30 с.

11.Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27 июня 2002 года

12.www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка