Реферат: Повышение эффектимвности деятельности предприятия путем совершенствования управленческих решений

Название: Повышение эффектимвности деятельности предприятия путем совершенствования управленческих решений
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат

Введение

Практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепления знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.

Актуальность темы. Экономическая ситуация в Украине привела к возникновению новых отношений в сфере хозяйственной деятельности предприятий. Одна из главных задач экономики – переход к управлению ресурсами предприятия на основе анализа его финансово-экономической деятельности. Основная цель анализа – выявление и оценка тенденций развития финансовых процессов на предприятии. Менеджеру эта информация необходима для разработки адекватных управленческих решений по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической деятельности предприятия, инвестору – для решения вопроса целесообразности инвестирования, банкам – для определения условий кредитования фирмы. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении

Целью данной практики является не только изучение анализа финансово-экономического состояния предприятия, но и сбор и анализ материала, необходимого для будущего дипломного проекта. Базой преддипломной практики мною было выбрано ЧП магазин «Гузель» (там же была пройдена и производственная практика).

Задачами преддипломной практики является:

- закрепить теоретические знания, полученные за последние 3 года;

- ознакомление с организацией: его структурой, основными функциями управленческих и производственных подразделений;

- непосредственное участие в текущей деятельности предприятия;

- анализ финансового состояния ЧП магазин «Гузель»;

- подбор и систематизация материалов для выполнения дипломного проекта. Методы исследования. При написании данной работы использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научной литературы.

2. Беседы со специалистами.

3. Расчет финансовых показателей.

4. Беседы с работниками предприятия

Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего более точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. Именно поэтому в прохождении преддипломной практики больший акцент был дан на изучение вопроса проведения финансового анализа предприятия, т. к. данная тема актуальна, необходима для изучения и, на мой взгляд, интересна.

В ходе прохождения практики были пройдены такие основные этапы как:

- инструктаж по технике безопасности, получение индивидуального задания;

- ознакомление с инструктивным материалом, отделами предприятия;

- сбор материалов, предусмотренных заданием по практике;

В данной работе были использованы следующие внутренние материалы:

- устав ЧП «Гузель»;

- специальные печатные издания;

- бухгалтерская отчетность.

В ходе подготовки данной работы изучены исторические, теоретические разработки, статистические источники, официальные документы, законодательные акты.

Структура отчета состоит из введения, 2 основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Информационную базу составляют данные отчетности предприятия, закон Украины, постановления Правительства, материалы, опубликованные в периодической и специальной литературе, внутренние документы предприятия.


Раздел 1. Характеристика предприятия и организационная структура 1.1.Базовые данные о предприятии и основные виды деятельности Работая продавцом-консультантом – на частного предпринимателя Велиляеву Сусанну Ресулевну я вывела следующие данные: - частный предприниматель Велиляева С.Р. оформила свидетельство под № 194561 Белогорского района; - идентификационный номер физического лица – плательщика налогов и других обязательных платежей или номер и серия паспорта – 3203710821; - место проживания физического лица – предпринимателя -97600,Автономная Республика Крым, Белогорский район, г. Белогорск, ул.Шоссейная,д.66; - место проведения государственной регистрации – Белогорская районная государственная администрация Автономной Республики Крым; - дата проведения государственной регистрации 14 апреля 2008 года; - номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей - 2 124 000 0000 006638.

Местонахождение /юридический адрес/ ЧП Магазин "Гузель"-: 98000, Украина, Автономная Республика Крым, г.Судак, ул.Ленина, 54, телефон: 2-23-01. Предмет деятельности: - В соответствии с п.4.1, раздел 1 Учредительного договора предметом деятельности предприятия являются:

- осуществление торгово-закупочной деятельности; - организация работы объектов торговли и общественного питания; - осуществление производственной деятельности в сфере общеcтвенного питания; - оказание услуг в сфере торговли; - организация и проведение различных новогодних акций и скидок;

- розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;

- внешнеэкономическая деятельность;

- предоставление информационных, экспедиторских и маркетинговых услуг;

- основной вид деятельности торговля продуктами питания в магазине сомообслуживания. Объект исследования – ЧП «Магазин «Гузель», имеет круглую печать с изображением своего наименования, угловой штамп, иные необходимые штампы, бланки со своими реквизитами. ЧП «Магазин «Гузель» вправе от своего имени совершать сделки, заключать договоры, контракты, приобретать имущественные и личные неимущест­венные права и нести обязанности, связанные с деятельностью предприятия; быть ответчиком, истцом в суде, арбитражном и третейском судах. Предприятие вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность, которая не противоречит законодательству Украины, АР Крым и в соответствии с целями, предусмотренными настоящим Уставом, Учредительным договором. ЧП «Магазин «Гузель» имеет самостоятельный баланс, самостоя­тельно выбирает планы и целевые программы своей деятельности на основе действующего законодательства, независимости, предприимчивости, самофинансирования и хозяйственного расчёта. Директор частного предприятия имеет сеть магазинов «Гузель» расположенных в нескольких городах АР Крым, в частности в Белогорске, Старом Крыму, Судаке, Симферополе. В Судаке расположено 2 таких магазина: один находится в районе центрального рынка, а второй по ул. Ленина,54 (объект исследования данной производственной практики). Общая площадь магазина - Часы работы – с 8.00ч. до 21.00ч. без выходных, а в ночное время остается под сигнализацией. Магазин окружен множеством магазинов, а это значит, что магазину приходится сталкиваться с большим числом конкурентов. Не далеко от площади расположена автобусная остановка и центральная дорога. ЧП «Магазин «Гузель» самостоятельно определяет свою структуру и штаты, системы и фонды оплаты труда, порядок выплаты премиальных и вознаграждений персоналу, распорядок рабочего дня, сменность работы, предоставления выходных дней, отпусков и их продолжительность, которая не может быть менее установленного законодательством Украины. Приём на работу осуществляется по индивидуальным трудовым договорам, соглашениям, контрактам. Деятельность персонала регулируется действующим трудовым и гражданским законодательством Украи­ны, условиями договора, контракта или соглашения.

1.2. Место расположение в торговой зоне

Ближайшими конкурентами ЧП «Магазин «Гузель» являются магазины «Свитязь» и «Фора». Ассортиментный перечень товаров практически один и тот же. Цены на товары где то ниже где то выше по сравнению с Велиляевой С.Р. Большим преимуществом частного предпринимателя Велиляевой С.Р. является всегда свежесть мясных и молочных продуктов так как привоз не большого количества товара осуществляется ежедневно кроме воскресенье. При этом издержки на расход топлива не большие зачет газового топлива на котором работает автомобиль газель. У других торговых предприятий привоз осуществляется 2-3 раза в неделю. «Гузель» – это супермаркет, где есть возможность расплачиваться пластиковыми картами. Положительная характеристика магазина – широкий ассортимент продуктов: это большой выбор мясной продукции (самый лучший в городе) –колбасы и колбасных изделий. С 2008г работает гриль, и продаются готовые салаты, высокого качества. Следует отметить, что в магазине каждый год проводится ремонт и достаточно часто обновляется мебель и оборудование для торгового зала. Магазин состоит из большого продуктового зала, а также есть отдельная лавка – овощи и фрукты, что очень удобно для горожан, так магазин работает допоздна. Процент накрутки и перечень товаров практически одинаковый. В продаже также имеется молочные и рыбные продукты. Конкуренция в торговой зоне на сегодняшний день обстоит жестко. Каждый предприниматель пытается снизить цену на отдельный товар и ной раз, даже не задумываясь, а рентабельно продавать по такой цене товар. Важным фактором в конкурентности играют продавцы их поведение, манеры, коммуникабельность, знание ассортиментного перечня, умение выйти из конфликтных ситуации. Если покупателю доволен обслуживанием, приветливостью продавцов то покупатель обязательно придет очередной раз за покупкой. Не мало важно в конкурентной борьбе играет эстетический фактор. В настоящий момент многие магазины построены из красного кирпича, металлопластиковые окна, черепица, в общем, все, что придает магазину стабильность, надежность. Внутри ЧП «Магазин «Гузель» естественно евроремонт, красиво освещенные витрины и пристенные горки из металлоконструкций, новое холодильное оборудование для пива, мороженого, напитков, мясных и молочных продуктов. Конечно же красивая мерцающая вывеска привлекает покупателей нежели без нее.

1.3. Организационно - правовая форма

Велиляева Сусана Ресулевна является индивидуальным частным предпринимателем без образования юридического лица занимающейся коммерческой деятельностью. Ведение предпринимательской деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица значительно проще в смысле финансового и налогового учета - ее можно вести и без специального бухгалтерского образования, не имея определенных навыков в этом вопросе. Индивидуальный предприниматель имеет свою печать, свой товарный знак, расчетный счет в банке, заключает сделки и подписывает договора. Частный предприниматель Велиляева С.Р. вправе использовать в своей деятельности труд других граждан, привлекая их на основе трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения, комиссии и т.д. Дополнительно при найме на предпринимателя возлагается обязанность встать на учет в некоторые внебюджетные госфонды. Одним из преимуществ предпринимательской деятельности без образования юридического лица является то, что ставки налогообложения доходов, полученных с этого вида предпринимательства, в ряде случаев значительно ниже, чем у юридических лиц. [4] Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж (при условии уплаты соответствующих взносов), что в последствии дает право гражданину на получение пенсии установленным порядком.

1.4. Специализация магазина «Гузель»

Одно из направлений совершенствования розничной торговли- её специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей. Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, функциональности, вид обслуживания. Специализация магазинов по товарному профилю предусматривает ограничение их деятельности торговлей отдельных видов или групп товаров. С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы: - узкоспециализированные , ассортимент которых включает товары части какой-либо товарной группы(колбасы, сыры, мужская обувь); - специализированные , в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы (мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты); - комбинированные , осуществляющие торговлю товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо-рыба-овощи); - универсальные , ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп (универмаг, универсам); - смешанные , ведущие торговлю как продовольственными так и непродовольственными товарами повседневного спроса. ЧП «Магазин «Гузель» относится к группе смешанных магазинов, так как помимо продовольственных товаров имеется и непродовольственные товары повседневного спроса. В магазине имеются возможности для предложения покупателям широкого ассортимента, как продовольственных товаров, так и непродовольственных.

1.5. Организационно- управленческая структура В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов - функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий. Повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.[1] Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому эта функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность. Функции управляющей системы, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько основных видов функций:

а) планирование;

б) организация;

в) стимулирование /мотивация/;

г) контроль. Анализ планирования персонала. Для вовлечения работника в коммерческий интерес фирмы важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно бу­дет заинтересован как в своих личных результатах, так и в ре­зультатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать только одним-единственным средством — установлением приемлемого уровня заработной платы. То есть хорошо продуманная схема мотивации, служит своеобразным мостом между интересами фирмы и наемного работника. В ЧП «Магазин «Гузель» отсутствует четкая система премирования, премии выдаются на основе субъективных решений директора, т.е. работник заранее не знает о ее получении. Планированию управлением персонала не уделено должное внимание. Не определены конкретные условия найма персонала, численности, профессиональные требования, критерии отбора, не предусмотрено повышение квалификации. Отсутствует четкая организационная структура, организация труда работников осуществляется непосредственно руководителем. Отсутствует налаженная система стимулирования труда, как материального, так и морального. Нет работы по устранению конфликтов во время взаимодействия работников. [2]

Планирование. Изучив деятельность ЧП «Магазин «Гузель» можно сделать вывод, что горизонт планирования не велик (до 1-2 недели). Управленческая деятельность осуществляется собственником круглогодично.

Мотивация продавцов представлена премиями за достигнутые результаты. Однако самой системы премирования как таковой нет. Это субъективное решение руководства.

Контроль за работой продавцов и качеством обслуживания покупателей отсутствует. В магазинах проводятся регулярные учеты (раз в полгода) самим руководителем и продавцами. Контроль и учет деятельности осуществляется при помощи программы 1С:Предприятие: управление торговлей. Исследования системы управления предприятием ЧП «Магазин «Гузель» выявили следующее: возглавляет предприятие директор, который и является учредителем данного предприятия.

В системе методов управления организации выделяют:

- Административные методы;

- Экономические методы;

- Социально-психологические методы.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

В ЧП «Магазин «Гузель» применяется административный метод управления, так как воздействие на персонал базируется на власти, дисциплине и взысканиях.

Управление процессом обслуживания. Планирование ассортиментной политики, планировки магазина, парка торгового оборудование осуществляет директор. Он также организовывает режим работы, удобные и комфортные условия для покупок.

Процесс обслуживания полностью лежит на работниках – продавцах, которые непосредственно контактируют с покупателем. Метод продажи, который использует данное предприятие - продажа товара с индивидуальным обслуживанием покупателя. Недостатком является отсутствие системы мотивации продавцов на повышение качества обслуживания, а также покупателей на совершение покупок, так как нет эффективно организованной рекламной деятельности, и отсутствует внутри магазинная информированность клиентов. Не проводится контроль качества работы продавцов в процессе обслуживания.

Для более эффективной организации деятельности предприятия руководству ЧП «Магазин «Гузель» рекомендуется изменить существующую организационную структуру (линейную) на более усовершенствованную – линейно-функциональную, с более четко выписанными функциями и уровнями управления (рисунок 1.1).


Рис.1.1. Организационно - управленческая структура

Обязанности служащих ЧП «Магазин «Гузель»:

Директор:

- общее руководство;

- организационные работы;

- заключение договоров;

- сбыт;

- административно – управленческие функции.

Зам. директор:

- организация производства;

- снабжение;

- реализация услуг;

- материально – техническое обслуживание.

Бухгалтер:

- финансы;

- экономика;

- кадры.

Продавец:

- разложение товара на стеллажи, витринные холодильники и баннеты;

- предоставление услуги продажи товаров покупателю;

- предоставление консультаций о товаре или услуге.

Грузчики:

- разгрузка товара;

- разложение товара на складе по видам и сортам;

- доставка того или иного товара в торговый зал;

- укладка товаров на хранение.

Кассир:

· Уметь работать на кассовом аппарате

· Знать правила заполнения документов бухгалтерской отчетности и кассовых операций

· Знать правила приёма, выдачи, учёта и хранения денежных средств и ценных бумаг.

Охрана:

- надзор за покупателями;

- своевременная маркировка чеков служащих магазина.

Уборщица:

- уборка торгового зала;

- уборка помещений магазина.

Директор самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством к компетенции общего собрания трудового коллектива. Директор действует от имени предприятия, представляет его интересы на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается его имуществом в пределах прав, установленных учредителями, заключает договора, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает структуру и штаты исполнительного аппарата управления, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками. Штат персонала предприятия составляют 10 человек плюс руководство – директор, заместитель директора, старший продавец и бухгалтер. Организационная структура представлена линейно. Всеми решающими вопросами занимается руководитель, включая планирование закупок товаров. Финансовыми расчетами занимается бухгалтер предприятия, по результатам деятельности которого (финансовые отчеты), руководитель принимает решения.

Линейной структуре присущи следующие аспекты:

– каждое звено четко представляет себе круг своих полномочий и ответственности;

– упрощается процесс поддержания дисциплины;

– каналы делового обращения очень просты и непосредственны.

Бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции, выполнения работ, результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает контроль: за законностью, своевременностью и правильностью оформления документов, составлением экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ, расчетами по заработной плате с работниками предприятия, правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины. Продавец-консультант- сотрудник предприятия, непосредственно предоставляющий консультации товаров покупателю. Технический персонал – грузчик, уборщица помещений. Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. График работы персонала достаточно загружен: с 8-00 ч. утра до 21-00 ч., в летний курортный период – до 24-00 часов. Такая ситуация не может не сказаться негативно на результатах деятельности предприятия. Сегодня ярко выраженная проблема этого магазина – это текучесть кадров (постоянно меняются продавцы). Текучесть кадров - важнейший показатель динамики рабочей силы организации. Существует несколько методов расчета текучести, наиболее распространенный- отношение числа покинувших организацию сотрудников (за исключением уволенных по сокращению штатов) к среднему числу занятых в течение года. Чем выше показатель текучести, тем ниже стабильность персонала организации. Наиболее распространенная текучесть кадров в магазине «Гузель» среди продавцов- консультантов.

1.6. Характеристика магазина по уровню обслуживания

Исследуемый объект является магазином самообслуживания . В магазинах самообслуживания отсутствуют продавцы в торговом зале. Покупатели самостоятельно отбирают товары и доставляют их к расчетно-кассовому узлу. В магазинах самообслуживания, как правило, продаются товары повседневного спроса, хорошо знакомые покупателям. Покупателям достаточен тот объем информации, который имеется на упаковке и ценнике. Такая форма организации торговли позволяет снизить торговые издержки и, при необходимости, назначить более низкие цены на товар. В магазинах со свободным отбором товара в торговом зале находится продавец, к которому можно обратиться за справкой и получить нужную информацию. Например, откуда поставлен данный товар, имеется ли в наличие тот или иной товар, каков принцип работы технически сложного изделия и т.д. исследуемый объект не подходит к такому типу торговых предприятий. Магазины с полным обслуживанием продают дорогие индивидуализированные товары (модные товары, ювелирные изделия, картины и др.). Продавец призван быть консультантом покупателя, создавая ему комфортные условия. Это также не подходит для описания исследуемого объекта. Магазины, имеющие небольшой торговый зал, торгующие через прилавок. Покупатель, чтобы потрогать и внимательнее рассмотреть выбранный им товар, должен попросить продавца, который подает товар покупателю "из рук в руки". Такой метод обслуживания используется при продаже любых малогабаритных товаров.

1.7. Особенности торговой деятельности предприятия

Торгово-технологический процесс в оптовой торговле представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является промежуточной стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Товароснабжение - это процесс обеспечения розничных торговых предприятий товарами в необходимом объеме и ассортименте путем реализации организациями комплекса коммерческих, организационно-технологических и юридических операций. Что касается управления потоками и логистики, то в ЧП «Магазин «Гузель» практикуют доставку товара только напрямую от поставщиков. Доставка товара непосредственно от поставщиков позволяет сократить издержки за счет сокращения звенности товародвижения, а также повысить качество продукции, что особенно ценит покупатель. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча. Приемка товаров осуществляется по количеству и качеству товаров. Приемка товаров по качеству осуществляется путем осмотра товаров на предмет производственного брака и потери товарного вида. Для продовольственных товаров обязательным условием является проверка даты изготовления и сроков годности товара. Товар, не принятый по качеству, возвращается поставщику. Проверка товаров по количеству осуществляется путем сравнения количества отгруженного товара с товарно-сопроводительными документами по каждой группе.[8] После получения (приемки) товаров и проверки специальных документов, их параметры заносятся оператором в базу предприятия, т.е. производится информационная обработка данных о товаре. Документооборотом предприятия занимаются операторы; они несут ответственность за правильность учета поступающих или выбывающих товаров. Эффективность работы предприятия, качество и скорость обслуживания потребителей во многом зависят от рационального размещения товаров на складе. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность склада, уменьшить затраты труда персонала предприятия при пополнении товарных запасов и отгрузке. При размещении товаров на складе соблюдают правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Крупногабаритные товары размещают рядом с выходом из склада. Товары, требующие длительного ознакомления, располагаются в глубине склада, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом. Основной из инновационных функций торговой фирмы является управление технологическими процессами в магазине. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные. К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции. К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся: приемка товаров от поставщиков; доставка их на места хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи тары. Я считаю, что содержание основных и вспомогательных торгово-технологических процессов магазинов различных типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной специализации, методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине. Для примера рассмотрим структуру и последовательность операций торгово-технологического процесса в ЧП «Магазин «Гузель» (магазин самообслуживания).

разгрузка внешнего транспорта


Рис.1.2. Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в ЧП «Магазин «Гузель»

1.8. Характеристика магазина в зависимости от товарного ассортимента

Товарный ассортимент розничного предприятия, каковым является магазин «Гузель», по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, посуду, бытовая химия, часы и т.д.), в то время, как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию, т.е. магазин можно отнести к универсамам - магазинам товаров повседневного спроса, с преобладанием товаров продовольственной группы.

Магазины товаров повседневного спроса ориентированы на массового покупателя, имеют небольшой размер торговой площади, поэтому отпускают товар, как правило, через прилавок. Территориально они располагаются как можно ближе к местам скопления людей (у остановок транспорта, автозаправок) или непосредственно в жилых кварталах.

Политика закупок исследуемого магазина ориентируется, с одной стороны, на конкурентный покупательский спрос, а с другой стороны, на возможность получения необходимой доли прибыли с данного товара. Ценообразование в розничном предприятии базируется на двух основных методах:

а) с ориентацией на издержки;

б) с ориентацией на рынок;

В нашем случае ценообразование базируется на методе с ориентацией на издержки.

На ассортимент товаров в торговых предприятиях оказывают следующие факторы:

-тип и размер и техническая оснащенность;

-товароснабжения;

-численность населения;

-наличия конкурентов;

-транспортные условия;

Тип, размер площади и оснащенность магазина Велиляевой С.Р. позволяют сформировать ассортиментный перечень продовольственных товаров. В основном товар приобретается на базе самостоятельно так как цена значительно ниже и ассортимент гораздо шире. Численность населения позволяет торговому предприятию работать рентабельно. Конкуренция значительная и каждый заманивает клиента по-разному «кто ценами кто качеством кто привлекательностью, а кто-то всем сразу. Для магазина «Гузель» оптимальным является вертикальное расположение товаров одного производителя. Во-первых, почти все крупные производители по группе чай/кофе предлагают широкий ассортимент вкусовых и весовых видов товаров. Поэтому не представляет трудности составить вертикальную выкладку товаров данного производителя внутри выделенной зоны стеллажа.

Во-вторых, схема вертикальной выкладки товаров по производителю позволяет оптимально использовать все плоскости полки. При этом рекомендуется следовать следующим правилам:

- на уровне глаз (самые выгодные полки для выкладки товаров) важно размещать такие упаковки чая/кофе, которые пользуются наибольшим спросом (важнейший показатель продаж). Как правило, это самые маленькие упаковки (чай непакетированный). На полке чуть выше уровня глаз размещаются товары с ярко выраженными вкусовыми характеристиками, новые сорта. Здесь же целесообразно располагать пакетированный чай небольших упаковок (если ассортимент пакетированных сортов не позволяет создать отдельную вертикаль выкладки). В-третьих, вертикальная выкладка товаров по производителям позволяет магазину максимально использовать услуги мерчандайзеров поставщиков. В частности, нередким в настоящее время является оказание помощи магазинам со стороны дистрибьюторов и производителей по оформлению стеллажей, формированию выкладки товаров, использованию специальных мероприятий по их продвижению. Наиболее эффективно при вертикальной выкладке применение метода "цветового пятна". В магазине «Гузель» поставщики оказывают помощь по выкладке товара, которые сами же поставляют. Цветовое пятно представляет собой место выкладки товара конкретного производителя, оформленное с помощью специальных форм фирменной рекламы. Использование нескольких альтернативных цветовых пятен (например, по макаронам «Макфа»,масло «Олейна», майонез «Олис») позволяет "растянуть" внимание покупателей на всю длину стеллажа, занятого под выкладку товаров данной группы. Одновременно сокращаются временные и нервные затраты покупателей и торговых представителей на поиск излюбленных торговых марок. Работы, проведенные в ряде крупных продовольственных магазинов, показали, что в среднем простая оптимизация выкладки товара на полке может поднять рентабельность продаж в расчете на единицу выкладки товара на 10 процентов. Оптимальное размещение товаров в торговом зале, в том числе и за счет более активного использования мобильного торгового оборудования, дает прирост продаж на 15-20 процентов. Дополнительное применение метода цветового пятна повышает общие продажи по товарной группе до 30 процентов, а отдельных товарных марок, расположенных в зоне цветового пятна, - до 60 процентов.

Товары импульсивного спроса. В розничной продуктовой торговле кассовая зона по-прежнему остается самым рентабельным местом в магазине. Тем не менее в этой золотой жиле скрыты многочисленные резервы, которые вы можете мобилизовать для увеличения оборота. Данные маркетинговых агентств подтверждают, что нестабильность экономики и падение доходов населения привели к перераспределению семейных бюджетов в пользу заранее планируемых покупок. Поэтому для успешной торговли товарами импульсивного спроса магазины должны с особенным вниманием отнестись к расположению товара на полках.

Задача магазина как раз и состоит в том, чтобы повлиять на решение посетителя сделать покупку. Нельзя сказать, что с кризисом спрос на товары импульсивного спроса резко упал. Цена на жевательную резинку или сладости никогда не была высокой, и даже теперь она возросла незначительно. Покупка мелких товаров почти не отражается на семейном бюджете.

Формирование ассортимента. Традиционно к товарам импульсивного спроса принято относить сладости, жевательную резинку, сигареты, зажигалки, бритвы, батарейки, специи, различные мелкие хозяйственные и другие товары. Обычно импульсивным спросом пользуются те товары, которые можно положить в карман. Это так называемые товары "карманного формата". В большинстве случаев в кассовой зоне размещаются продукты, предварительно широко разрекламированные, которые часто могут изменить все записи в списке "что купить", составленном покупателем заранее. Даже при идеальной организации работы кассы здесь покупатели в среднем задерживаются на некоторое время, и предлагаемые к продаже продукты находятся сравнительно долго в поле их зрения. К этому надо добавить, что кассовая зона в отличие от других отделов магазина обязательна для посещения, так как из магазина обычно нельзя выйти, минуя кассу. Вследствие этого в кассовой зоне самый высокий уровень импульсивной покупки по сравнению с другими отделами магазина. Кроме того, никакой другой отдел не может на такой маленькой площади достичь такого оборота и такой прибыли. Это веское основание, чтобы многие торговцы занялись полноценным обустройством кассовой зоны. Психология импульсивной покупки очень чувствительна к ценовым потрясениям, поэтому следует избегать резкого повышения цен на товары данной группы. Резкое подорожание снижает интерес потребителей, поэтому очень важно поднимать цену постепенно: покупателю нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к изменению цены. Я бы хотела подчеркнуть, что кассовая зона магазина «Гузель» оснащена товарами импульсивного спроса, в частности сладости, жевательные резинки, специи и различные хозяйственные и мелкие бытовые товары.

Раздел 2. Анализ финансовой деятельности и конкурентоспособности «ЧП Магазин «Гузель»

2.1.Факторный анализ прибыли

Любое предприятие, независимо от размеров и сферы деятельности, места расположения, является сложной системой, которая взаимодействует с рыночной средой, поэтому существуют показатели, которые отражают все стороны деятельности коммерческой структуры.

Прибыль и рентабельность являются основными показателями отражающими эффективность деятельности предприятия. Прибыль является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. [9]

В процессе анализа результатов работы предприятия применяются различные значения прибыли:

· прибыль (убыток) от реализации продукции;

· прочая прибыль (от внереализационной деятельности предприятия);

· балансовая (валовая) прибыль;

· налогооблагаемая прибыль;

· чистая прибыль (прибыль, остающаяся у предприятия).

Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров и доходов от внереализационных операций. Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия.

Чистая прибыль – это та часть балансовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Факторный анализ прибыли. Валовая выручка от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Для факторного анализа валовой выручки понадобятся следующие данные, приведенные в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Факторный анализ прибыли

Показатель

2007

2008

абсолютное отклонение

% роста

1.Объем реализации продукции, (тыс.грн.)

454,0

974,5

520,5

214,65

2.Валовая выручка, тыс.грн.

320,0

543,4

223,4

169,81

3.Прибыль (убыток) от продаж, тыс.грн

190,0

431,1

241,1

226,89

4.Закупочная стоимость реализованной продукции,тыс. грн.

175,0

343,1

168,1

196,06

Расчет влияния на валовую выручку изменения объема реализации продукции и стоимости реализованной продукции произведен по следующим формулам:

∆ ВВv = Vф – С пл – В пл, (2.1)

где Vф – фактический объем реализации продукции, тыс.грн.;

С пл – плановый объем закупочной стоимости реализованной продукции, тыс.грн.;

ВВ пл – плановая валовая выручка предприятия от реализации продукции, тыс.грн.

∆ ВВv =974,5-175,0-190,0 = 609,5

∆ Вс= (Vф – С ф) – (Vф – С пл), (2.2)

где Сф – фактический объем закупочной стоимости реализованной продукции, тыс.грн.

∆ Вс =(974,5-343,1) –(974,5 – 175,0)= -168,1

Тогда , ∆ ВВ = ∆ Пv + ∆ П с =520,5+(-168,1) = 352,4

На основе проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что в 2008 году валовая выручка предприятия увеличилась по сравнению с 2007 годом на 352,4 тыс.грн за счет изменения объема реализации продукции и закупочной стоимости реализованной продукции.

Рассчитаем изменение прибыли (убытка) от продаж предприятия за счет изменения валовой выручки от реализации продукции и собственных издержек на реализацию продукции.

Для этого расчета понадобятся данные, которые представлены в следующей таблице (2.2):

Таблица 2.2

Изменение прибыли (убытка) от продаж предприятия

Показатель

2007

2008

абсолютное

отклонение

% роста

1.Валовая выручка от реализации продукции,тыс. грн.

320,0

543,4

223,4

169,81

2.Собственные издержки на реализацию продукции, тыс.грн.

97,4

320,3

198,9

328,85

3.Прибыль(убыток) от продаж, тыс.грн.

222,6

223,1

24,5

100,22

Для расчета изменения прибыли за счет изменения валовой выручки от реализации продукции используется следующая формула:

∆ П в = (Вф – Ипл) – (Впл – Ипл), (2.3)

где Вф – фактический объем валовой выручки от реализации

продукции, тыс. грн.;

Впл – плановый объем валовой выручки от реализации продукции, тыс.грн.

Ипл – плановый объем издержек на реализацию продукции,

тыс.грн.∆ П в = (563,4 – 97,4 ) – (320,0 – 97,4) = 243,4

Изменение прибыли предприятия за счет изменения издержек на реализацию продукции рассчитывается по формуле:

∆ П и = (Вф – Иф) – (Вф – Ипл), (2.4)

Тогда: ∆ П з= (543,4- 320,3) – (543,4- 97,4) = -222,9

∆ П = ∆ П в + ∆ П и = 243,4 + (-222,9) = 20,5

Полученные результаты показывают, что в 2008 году прибыль (убыток) от продаж предприятия повысилась, по сравнению с 2007 годом, на 20,5 тыс.грн. за счет изменения валовой выручки от реализации продукции и издержек на реализацию продукции.

2.2. Факторный анализ рентабельности

Факторный анализ рентабельности продаж ЧП «Магазин «Гузель». Рентабельность - показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. На рентабельность продаж оказывают влияние валовая выручка предприятия и объем реализации. Для расчета изменения рентабельности за счет этих факторов, нам понадобятся данные, представленные в таблице 2.3.

Таблица2.3

Факторный анализ рентабельности продаж ЧП «Магазин «Гузель»

Показатель

2007

2008

абсолютное

отклонение

% роста

1.Объем реализации, грн

454,0

974,5

520,5

214,65

2.Валовая выручка, грн.

320,0

543,4

223,4

169,81

3.Рентабельность продаж

0,58

0,78

0,2

134,48

Расчет изменения рентабельности за счет изменения прибыли от реализации проведен по формуле:

∆ Р п = (ВВф/Ор пл – ВВ пл/Ор пл) *100% , (2.5)

где ВВ ф – фактический объем валовой выручки, тыс.грн.

ВВ пл – плановый объем валовой выручки, тыс. грн.

Ор пл –объем реализации, тыс. грн.

∆ Р п = (543,4/454,0 – 320,0/454,0) * 100% =70,2%

Изменение рентабельности продукции за счет изменения объема реализации рассчитаем по формуле:

∆ Р о = (ВВ ф/Ор ф – ВВ ф/Ор пл) *100% , (2.6)

где Ор ф –объем реализации фактический, тыс.грн.

∆ Р о = (543,4/974,5 – 543,4/454,0)*100%= -64%

∆ Р = ∆ Р п + ∆ Р о=70,2-64= 6,2%

Проведенные расчеты показали, что рентабельность продаж в 2008 году по сравнению с 2007 годом ,повысилась на 6,2% это объясняется уменьшением собственных издержек на реализацию товаров. Но все же руководству предприятия не следует прекращать мероприятия по снижению издержек на реализацию товаров.

2.3.Оценка конкурентоспособности ЧП «Магазин «Гузель»

В последние годы в г. Судаке успешно развивается организация и открытие всевозможных продовольственных магазинов, работающих с населением и предлагающих широкий ассортимент продовольственных товаров по приемлемых ценам. Эта тенденция объясняется тем, что количество посредников – участников каналов продвижения и сбыта продовольственных товаров в виде всевозможных баз, торговых домов, магазинов постоянно возрастает, что естественно приводит к снижению конечных цен на товары и услуги. В условиях снижения и стабилизации покупательской способности населения эта форма торговли все же способствует развитию спроса, особенно на продовольственные товары.

Круг основных конкурентов включает в себя: небольшие магазины, киоски, палатки, другие павильоны (все они находятся недалеко от дома: во дворе, не более 2 – 3 минут ходьбы), универсамы и супермаркеты, которые в жилых массивах, как правило, находятся далеко от дома. Основными конкурентами ЧП «Магазин «Гузель» являются магазины: «Фора», ЧП «Шабельников», «АТБ».

Таблица 2.4.

Оценка собственного предприятия и конкурентов, баллы

№ п/п

Фирма

Достоинства и недостатки

Товар

Цена

Сервис

Месторас-положение

Соотношение цена/качество

1

ЧП «Магазин «Гузель»

8

5

7

7

7

2

конкуренты

2.1

Небольшие магазины

5

5

6

8

8

2.2

Киоски

4

4

6

7

6

2.3

Палатки

3

7

5

4

8

2.4

ЧП «Шабельников»

9

5

8

4

6

2.5

«Фора»

8

5

6

7

6

В таблице 3.2 приведены оценки достоинств и недостатков, как исследуемого магазина, так и магазинов конкурентов. Оценки выставлялись в баллах от 0 до + 10.В характеристику товара входят его качество, широта и глубина ассортимента. Месторасположение рассматривается одновременно с двух позиций: с позиции жилого дома и с позиции магазина ЧП «Магазин «Гузель», то есть при оценке по месторасположению учитывается, что магазин находится в непосредственной близи к жилым домам, на пересечении потоков: транспорта, покупателей. Потенциальными покупателями магазина ЧП «Магазин «Гузель» являются жители жилых массивов (в соответствии с расположением), пассажиры городского общественного транспорта, в курортный сезон – приехавшие на отдых. По возрастным группам - это покупатели всех возрастных групп, т.к. ассортимент товаров позволяет удовлетворить спрос любого покупателя. Магазин ориентирован как на средний класс населения, так и на необеспеченные слои населения, на людей, которые покупают только самое необходимое. Общую маркетинговую стратегию магазина можно охарактеризовать, как направление на развитие бизнеса в области торговли, приносящее в ближайшее время стабильный доход и сохранение достигнутых результатов в дальнейшем.

Методика Голубкова для магазинов «Гузель» и «Свитязь»

Для оценки конкурентоспособности я рассмотрела методику Голубкова. Для этого я подобрала два предприятия в Судаке, это магазин « Гузель», а второй магазин – «Свитязь». Так же мы можем сказать, что Гузель как магазин объединяет два ЧП в одно – торговый дом Гузель. Это ЧП Велиляева и ЧП Бристоль. Оба магазина расположены довольно близко от центра города и от друг друга. Количество клиентов в магазине приблизительно равно. Ассортимент товаров несколько различен. Так же мы взяли показания оптовой базы «ЧП суммы заказываемой продукции в период Если учитывать условия ассортимента, то мы можем сказать, что ассортимент в магазинах является одним и тем же, были произведены одинаковые заказы, которые различаются лишь количеством.

Рассмотрим методику определения интегрального коэффициента конкурентоспособности предприятия. Успех продукта или услуги определяется на рынке конкурентоспособностью. Конкурентоспособность – это характеристика продукции (предприятия), которая показывает отличие от товара (конкурента) предприятия, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Условием конкурентоспособности предприятия является максимизация потребительского эффекта. Он вычисляется по формуле:

Формула №1 , где – коэффициент конкурентоспособности; – полный потребительский эффект;

– цена потребления.

Оценка конкурентоспособности предприятия может, осуществляется экспертным путем, методом опроса потребителей, а так же сравнительной оценкой ее главных параметров. Для начала мы оценили одиночные параметры, а затем можно оценить и групповые параметры. На основе этих результатов мы сможем посчитать интегральный коэффициент конкурентоспособности продукта. Индексные показатели мы можем рассчитать по следующей формуле:

Формула№2

, где – конкретный параметр – аналогичный параметр идеального товара – эталона

Формулой пользуются, если рассмотренный параметр ухудшается с ростом его численного значения (например, рост цены товара влияет на его конкурентоспособность прямо противоположно).

Групповые параметрические индексы рассчитываются обычно для экономических и технических групп параметров:

Формула№3

, где – число параметров; – удельный вес (значимость) индивидуального параметра.

Конкурентоспособность можно вычислить:

Формула№4

, где и – групповые параметрические технический и экономический индексы товара аналога.

Интегральный коэффициент конкурентоспособности:

Формула№5

, где Iт – технические параметры продукта (услуги) аналога Iэ – экономические параметры продукта (услуги) аналога. Группа технических параметров включает показатели функциональных и технологических возможностей товара по удовлетворению спроса. Экономические параметры выражают ценовые аспекты товара. Группа технических параметров включает показатели функциональных и технологических возможностей продукта по удовлетворению спроса. Экономические параметры выражают ценовые аспекты продукта (услуги). Для удобства расчета интегрального коэффициента конкурентоспособности, исходные данные сведены в таблице 2.4. Удельная значимость каждого параметра определена экспертным путем. Эталонные параметры получены как наилучшие показатели по всем предприятиям.

Таблица 2.5.

Интегральный коэффициент конкурентоспособности

Параметры

Магазин “Свитязь”

Магазин “Гузель”

Эталонный параметр

α

“Свитязь”

“Гузель”

График работы (q1)

5

7

9

0,556

0,778

Пропускная способность (q2)

0,4

0,6

0,7

0,571

0,857

Ценовой аспект (q3)

6

7

8

0,75

0,875

Удельный ассортимент (q4)

9

9

10

0,9

0,9

Для того, что бы рассчитать групповые параметрические индексы, нам необходимо воспользоваться формулой №3. Результаты таблицы 2.4 впишем в таблицу 2.6:

Таблица 2.6.

Групповые параметрические индексы

Параметры

Магазин “Свитязь”

Магазин “Гузель”

Эталонный параметр

Α

“Свитязь”

“Гузель”

Инфраструктура (q1)

4,2

4

5

0,84

0,8

Широта оборудования (q2)

6

7

9

0,667

0,778

Время обслуживания (q3)

4

5

6

0,667

0,83

Расчет по приведенным выше формулам проводится с использованием средств электронных таблиц. Промежуточную расчетную матрицу можно рассмотреть в таблице 2.7. Расчет индивидуальных индексов конкурентоспособности предприятий Судакского региона.

Таблица 2.7.

Расчет индивидуальных индексов конккурентоспособности

Параметр

Магазин «Гузель»

Магазин «Фора»

Экономические индексы

q1

0,556

0,778

q2

0,571

0,857

q3

0,75

0,875

q4

0,9

0,9

2,777

3,41

Технические индексы

q1

0,84

0,8

q2

0,667

0,778

q3

0,667

0,83

2,174

2,408

Продолжение таблицы 2.7.

После того, как мы получили данные для расчета интегральных коэффициентов конкурентоспособности предприятий, нам необходимо воспользоваться формулой №5. Расчитаные интегральные коэффициенты конкурентоспособности для магазинов «Гузель» и «Свитязь» приведем в таблице 2.8.

Таблица 2.8.

Магазин

Коэффициент конкурентоспособности

«Гузель»

1,277

«Свитязь»

1,416

Интегральные коэффициенты конкурентоспособности

Вывод: как видно из таблицы 2.7., наибольший коэффициент конкурентоспособности имеет магазин «Гузель», лидирующий по ряду позиций. Таким образом методика «Голубкова» указывает на то, что магазин «Г» более конкурентоспособен, чем магазин «Свитязь». Мы можем сделать вывод с трех сторон:

1. Власть. 2. Потребитель. 3. Предприятие. 1) Итак, разберем власть предприятия в ЧП Фора и Торговом доме Гузель (далее «С» и «Г» соответственно). В магазине «Гузель» власть немного лучше, хотя и назначение нового заведующего должно было понизить этот аспект. Но это не сказалось на управлении предприятием. Отсюда тоже можно сделать вывод, что коллектив имеет систему традиции и культуры, это можно почувствовать из ситуации приобщения нового человека в коллектив. 2) Теперь разберем потребителя в предприятиях «Г» и «С» В магазине «Г» существует определенный сегмент покупателей за счет персонала и качества продукции. Ценовая политика магазина немного изменилась с момента смены заведующей, цены повывелись примерно на 10%. Это оказало влияние на потребителей. В магазине «С» так же существует сегмент покупателей, но единственная проблема, это запах не качественных продуктов, который распространяется по всему магазину, особенно в летний период времени. Выслушав несколько отзывов о магазине, мы поняли, что он уступает «Г», но и превосходит в некоторых аспектах. 3) Предприятие. На предприятии «Г» есть четко выделенная система иерархии верхнего уровня управления, а вот нижние уровни путаются в своих обязанностях. На предприятии достаточно ресурсов и трудовых резервов. Информационная база предприятия немного выше, чем на предприятии «С». Предприятие имеет свой стиль, как здания, так инфраструктура помещений. Так же присутствует корпоративная культура. На предприятии «С» так же есть четко выделенная структура иерархии. В магазине хватает ресурсов в персонале. Инфраструктура предприятия не является выгодной, есть один подъезд грузового транспорта, из – за чего постоянно возникают очереди задержки. У предприятия «С» практически не существует складского помещения, по – этому товар должен продаваться в срок, что вызывает задержку в товаре.

Таблица 2.9.

Шкала конкурентоспособности

магазина «Гузель» и магазин «Свитязь»

Составляющие шкалы

Оценка в сравнении с конкурентом

Магазин «Гузель»

Магазин «Свитязь»

Конкурентные преимущества

4

4

Ассортимент продукции

4

5

Качество продукции

5

5

Дизайн продуктов

5

5

Упаковка продуктов

5

4

Скорость реакции на запросы потребителей

5

4

Имидж предприятия

5

4

Контакт с клиентами

5

3

Маркетинговые исследования

5

4

Частое изменение цены

4

4

Реклама

4

4

Сокращение ассортимента

4

5

Скидки на медленно реализуемый товар

5

4

Текучка кадров

5

3

Оформление торговой площади

5

4

Скорость обслуживания клиентов

4

3

Продолжение таблицы 2.9.

Эффективность обслуживания потребителей (умение продавать)

5

3

Место расположения

5

5

Наличие места для парковки

3

5

Общая шкала конкурентоспособности

4,57

4,11

Как видно из таблицы, конкурентоспособность исследуемого магазина выше, чем у магазина «Свитязь» исследования показали, что магазин «Гузель» использует более новые прогрессивные методы торговли, обслуживания покупателей, что обеспечивает ему конкурентоспособность среди других аналогичных предприятий.

Выводы и предложения

Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Таким образом, «ЧП Гузель» является самостоятельным хозяйственным субъектом, который имеет права юридического лица и осуществляет коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).

Анализируя всю работу и деятельность «ЧП Гузель», исходит проблема дальнейшего развития, то есть, открывая новые отделы торговли, делая богаче свой ассортимент товара, тем самым, повышая свой имидж супермаркета. Из всего множества направлений развития торговой сети приоритетными являются:

- универсализация торговли продовольственными и непродовольственными товарами на базе развития сети универмагов и универсамов (супермаркеты, минимаркеты, гипермаркеты) и создания предприятий, образующих в комплексе торговый центр;

- развитие специализированной торговли, обеспечивающей высокое качество торгового обслуживания и широкий спектр дополнительных услуг;

- организация магазинов сниженных цен, магазинов-складов, постепенно вытесняющих торговлю на рынках (кроме сельхозпродукции), возрождение посылочной торговли, развитие других внемагазинных форм торговли. Для решения проблемы руководству магазина необходимо делать усиленные шаги в развитии. Это могут быть различные мероприятия (акции, привлекающие рекламы и т. д.). Все эти действия могут почувствовать конкуренты, по данной отрасли.

В ходе практики в магазине «Гузель» в ЧП Велиляевой Сусанны Ресулевны в г. Судак, я овладела системой знаний по решению типовых задач, обеспечивающих выполнение основных функции менеджмента, приобрела небольшой опыт в сфере розничной торговли. Прохождение производственной практики способствовало закреплению теоретических знаний по всем дисциплинам, изученным за все годы обучения. Другими словами - это ознакомление с предприятием, его документацией, ознакомление с организационной структурой предприятия, ознакомление с осуществлением функции управления.

Список литературы:

1. Арбатов К.М. Организация управления предприятием/ Экономика Украины, 1996. №4, с.87-93

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник – М.: ИНФРА – М, 1999 – 392с.

3. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник. СПб.: - СпецЛит, 2000, 392с.

4. Закон Украины «О предпринимательстве».

5. Указ Президента Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства».

6. Поршнева А.Г. Управление организацией. –М.: ИНФРА – М., 2000.-669с.

7. Экономика предприятия. Учебное пособие для экономических вузов. / Под редакцией проф., д. э. н. Руденко А. И., проф Швицаненко Г.А. / Издание 2-е, перераб. и доп. – Симферополь: Таврия, 2000. – 352с.

8. Бланк И.А.Торговый менеджмент.- К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. - 408 с.

9. Ковалев В.В.Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1995.- 320с.

10. Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - Минск, 1995. – 240 с.

11. Моисеева Н. Х., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т. 1 и 2. – М.: Внешторгиздат, 1999.