Реферат: Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра камерной музыки
Название: Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра камерной музыки Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Особенности музыки как вида искусства. 1.2. Понятие о музыкальном жанре. Значение жанра в музыке. Принципы жанрового деления в музыке. Многообразие жанров в музыке. 1.3. Характеристика жанра камерной музыки. 1.4. Специфика восприятия музыкальных жанров у детей старшего дошкольного возраста. Анализ задач в Программе воспитания и обучения в детском саду , программах “Детство” и “Музыкальные шедевры”. 1.5. Требования к музыкальным произведениям для восприятия детьми дошкольного возраста.
Глава 2. 2.1. Анализ жанрового разнообразия в репертуаре по разделу “Слушание – восприятие музыки” и места камерной музыки в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста 2.2. Характеристика музыкального произведения, принадлежащего к жанру камерной музыки
Заключение
Список литературы
Введение
Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыка (от греч. – искусство музыки) – искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании. На слушателей музыка воздействует с различной силой. Надо учиться постигать прекрасный язык музыки, только тогда вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность в общении с музыкой, художественно – эстетические переживания становятся более тонкими и разнообразными. На человека музыка воздействует, начиная с первых дней его жизни и даже внутриутробно. Поэтому с первых месяцев жизни музыка должна стать активным помощником эстетического воспитания детей, а также нравственного, умственного и физического воспитания. Но музыкальные произведения для прослушивания не должны подбираться хаотично, спонтанно. Для того, чтобы искусство воспитывало гармонически развитую личность, педагогу необходимо не только иметь глубокие искусствоведческие знания, умения, но и знать особенности восприятия детьми музыкальных произведений, уметь правильно поставить обучающие задачи и грамотно подобрать репертуар. Глава 1. Теоретическая часть. 1.1. Музыка как вид искусства. Музыка возникла в глубокой древности. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств. Музыка отличается от других видов искусства: живописи, скульптуры, литературы. Слушание музыки - это творческий процесс. Одно и то же произведение рождает у разных людей различные представления, в зависимости от жизненного опыта и опыта восприятия музыки. Искусство – это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; это один из важнейших способов эстетического освоения мира. Музыка имеет выразительные ( в большей степени) и изобразительные ( в меньшей степени) особенности. Выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Выразительность: Музыка имеет, по выражению Д. Шостаковича, “прекрасный своеобразный язык” – выразительную яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, т.е. имеет специфические выразительные средства. Главное выразительное средство в музыке - это мелодия. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль, это интонация в музыке. Гармония – это объединение тонов в созвучия и последовательность созвучий по вертикали. Ритм - это распределение во времени мелодичных и гармоничных сочетаний. К выразительным средствам в музыке относятся также темп, динамика, регистр, тембр, лад, интонация, и др., при сочетании которых создается музыкальный образ. При создании формы музыкального произведения, важное значение имеют три принципа: 1. Повтор 2. Контраст 3. Развитие (варьирование) Изобразительность: Музыка имеет огромную силу воздействия на духовный мир человека. Она отображает переживания людей в разные моменты жизни (радость, торжество, скорбь и т.д.), отражает страницы истории народа, объединяет людей в едином переживании, является средством общения между людьми. При восприятии музыки у человека возникают определенные музыкальные образы (обобщенное воспроизведение в музыке явления действительности, переживаемое человеком). Музыка передает определенное содержание, а содержанием в музыке, по мнению Б.М.Теплова “…являются чувства, эмоции, настроения”. Итак, музыка передает (изображает): - эмоциональное состояние человека, его чувства, оттенки чувств; - смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний; - конкретные явления действительности (шум волн, завывание ветра…) - содержание какого-либо литературного произведения ( программная музыка) Еще одной особенностью музыки является то, что для воспроизведения музыки требуется посредник между произведением и слушателем. Исполнитель должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его, выразить мысли и чувства автора, передав содержание произведения. Музыка как вид искусства, имеет соответствующие функции: 1. Коммуникативная функция. Она заключается в единении людей, вокруг ярко позитивного идеала. Но музыка не растворяет индивидуума в социуме. Восприятие музыки носит социально – личностный характер. Благодаря силе индивидуальных ощущений содержание музыки приобретает для воспринимающего повышенную личность убедительность. 2. Отражение действительности. Музыка отражает эмоции, идеи (в зависимости от состояния общества: революции, влияние церкви и т.д.) и предметный мир ( подражание голосу птиц, ЦУМу, прибоя и т.д.) 3. Этическая функция. Задача музыки – приносить добро. Она формирует представление о добре и благе, утешении и счастье. Музыка осчастливливает мир вокруг человека. Музыкальное искусство использует эмоциональное сопереживание для этического воздействия, что вызывает сострадание. 4. Эстетическая функция. Важнейшие критерии музыкального сочинения: красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерное. 5. Гедонистическая функция. Содержание музыки зависит от региона земного шара, где она родилась, от культуры этого региона, стадии развития общества, от влияния институтов общества. Все это влияет на понимание людьми прекрасного в музыке. 6. Познавательно-просветительская функция. Видна из того, что музыкальные произведения могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах – историко-филологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д. 7. Компенсационная функция. Музыка – это посредник между личностью и средой. Как отметил Л.С.Выготский; “Человек в течении жизни не может уложиться по всем параметрам, в предлагаемые ему средой социальные институты, и ставшаяся избыточность должна быть реализована, в частности в искусстве, которое тем самым оказывается ничем не заменимым сферой выявления всех сторон человека…В искусстве находит выход именно необузданное нашей природой”. 8. Прагматическая функция. На европейском континенте эту функцию несут специальные функциональные жанры: сигнальная, военная, охотничья, производственная, медицинская музыка, а также прикладная музыка. Все они несут в себе определенное назначение для людей. Например, музыкальная терапия (медицинская музыка) ил торжественные военные марши, плачи. “Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, интерес и чувство дружбы к народам других стран. Музыка является важным средством всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, музыка – это вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков, который имеет свои специфические выразительные средства (мелодию, ритм, гармонию) и оказывают активное влияние на всесторонне развитие личности ребенка. 1.2. Понятие о музыкальном жанре. Значение жанра в музыке. Принципы жанрового деления в музыке. Многообразие жанров в музыке. Жанр – ( с франц. – род, вид, манера, вкус, обычай) - вид художественного творчества, связанный с породившей его жизнью и бытом. Музыкальный жанр - понятие многозначное, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Жанровое деление можно представить следующим образом:
· По назначению : Первичные прикладные жанры (трудовые, колыбельные, хороводные, свадебные, обрядовые песни, маршевая музыка) – песня, танец, марш.
· По исполнительскому составу : Вторичные музыкально-профессиональные жанры Камерная музыка – кантата, дуэт, трио, квартет, квинтет, песня, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс, соната. Симфоническая музыка – симфония, Увертюра, фантазия, концерт, картина, рапсодия, симфониетта, сюита, поэма. Театрально - драматическая музыка: опера, балет, оперетта. Хоровая музыка : хорал, месса, кантата, оратория. Камерная музыка (от лат. – комната) – вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или домашнего музицирования, характеризующийся специфическими инструментальными составами (о 1 и нескольких исполнителей, от солиста до ансамбля). Симфоническая музыка – музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Симфония – ведущий жанр оркестровой музыки. Опера – (с итал. – труд, дело, сочинение) –вид музыкального – театрализованного искусства: музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Балет – (от франц. – танцую) – вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах. Кроме того, музыка может быть вокальная и инструментальная.
Детей следует знакомить сначала с первичными, а затем с вторичными жанрами. Поскольку первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной музыке, Д.Б.Кабалевский построил свою программу по музыке для общеобразовательной школы так, что обучение начинается с простых первичных жанров с постепенным введением детей в мир более сложных музыкальных произведений. 1.3. Характеристика жанра камерной музыки. Камерная музыка – (от лат. – комната) – вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или домашнего музицирования, характеризующийся специфическими музыкальными инструментальными составами (от 1 до нескольких исполнителей, от солиста до ансамбля). Особенности камерного музыкального изложения заключается в равноправии голосов, детализации выразительных средств, разработке тем. Термин “камерная музыка” утвердился в 16-17 вв., когда под камерной музыкой подразумевалась светская музыка, предназначенная в домашних условиях или при дворе монархов. В качестве камерного вокального жанра в 17-18 вв. развивались комната и дуэт. В 17в. наименование “камерная музыка” было распространено на инструментальную музыку и наибольшее распространение получили соната, трио-соната, и ее разновидности, несколько меньше – сольная соната. А.Корелли создал классические образцы трио-сонат и сольных сонат. В середине 18в. стали различать камерную музыку и музыку концертную (оркестровую и хоровую). Во второй половине 18в. в творчестве Й.Гайдна, Л.Боккерини, В.А.Моцарта сформировались классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет и др. Обладающий богатыми выразительными возможностями, инструментальный ансамбль, особенно смычковый квартет, привлекал внимание почти всех композиторов первой половины 19в. (Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона и др.) Во второй половине 19в. выдающиеся образцы инструментальной камерной музыки создали И.Брамс, Э.Григ, С.Франк, А.Дворжак; в 20в. – К.Дебюсси, М.Равель, М.Регер, А.Берг и др. В Росси свое распространение камерная музыка получила в 70-х гг. 18в.. Первые инструментальные ансамбли написал Д.С.Бортнянский, затем – А.А.Алябьев, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, А.П.Бородин, А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, С.И.Танеев. Камерная музыка в процессе своего развития сближалась то с симфонической, то с концертной музыкой. С конца 18в. и особенно в 18в. видное место в музыкальном искусстве заняла вокальная камерная музыка (в жанрах песни и романса). Композиторы-романтики ввели жанр музыкальной миниатюры, а также вокально-песенные циклы, объединенные одной идеей (“Зимний путь” Шуберта, “Любовь и жизнь женщины” Шумана и др.). Выдающиеся образцы вокальной камерной музыки создали: И.Брамс, Х.Вольф, А.Дюпарк. Песни и романсы получили в Росси широкое распространение. Высокие образцы камерных вокальных сочинений принадлежат М.И.Глинке, П.И.Чайковскому, А.П.Бородину, М.П.Мусоргскому, Н.А.Римскому-Корсакову, С.В.Рахманинову, Г.В.Свиридову, А.Н.Александрову и другим композиторам. 1.4. Особенности понимания детьми дошкольного возраста музыкальных жанров. Анализ задач в Программе воспитания и обучения в детском саду, программах “Детство” и “Музыкальные шедевры”. Музыка воздействует на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а возможно, уже формирует его вкусы и предпочтения. В первые месяцы жизни, малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная деятельность), необходимо развивать в детях общие и специальные музыкальные способности, склонности, задатки. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, у детей формируются предпочтения, интересы, потребности, вкусы, т.е. формируются элементы музыкально-эстетического сознания. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Музыкальное воспитание – это процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, это область эстетического воспитания. Система музыкального воспитания основывается на комплексе методов общей и специальной музыкальной педагогики, направленных на развитие способностей к восприятию музыки. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Основными задачами музыкального воспитания в дошкольном возрасте являются: 1. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности. 2. Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. Решение задач зависит от содержания музыкального воспитания: от подбора репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и т.д. Первая задача связана с развитием музыкальных способностей детей. Б.М.Теплов выделяет три музыкальные способности: -ладовое чувство -музыкально-слуховые представления -чувство ритма Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, это различение общего характера музыки и определенных отношений между звуками. О.В.Радынова утверждает, что “…ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Музыкально- слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Переживание ритма, а следовательно, и восприятия музыки – это активный процесс, предполагающий “соделывание” разнообразных движений. “Восприятие музыки иногда не является только слуховым процессом, оно всегда слухо-двигательный процесс” – считает Б.М.Теплов. Ритм – одно из выразительных средств музыки, передающее содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Три основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления , чувство ритма) составляют основу музыкальности. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д. Кстати, первая задача музыкального воспитания дошкольников гласит как раз о развитии творческих способностей детей. В первой задаче говорится о том, что способности детей (музыкальные и творческие) необходимо развивать с помощью различных видов музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве), т.к. эмоциональная отзывчивость необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения в исполнительской и творческой деятельности. У некоторых детей уже на первом году жизни все основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. “Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей” – считает Б.М.Теплов. Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей. Важно определять показатели развитости каждой музыкальной способности (при помощи диагностики Б.М.Теплова) в соответствии с возрастными возможностями детей. Вторая задача музыкального воспитания дошкольников связана с формированием музыкальной культуры детей, которая является одной из областей художественной культуры. Компонентами музыкальной культуры дошкольников являются: 1. Музыкальная деятельность: -восприятие музыки -исполнительство -творчество -музыкально-образовательная деятельность 2. Знания, умения, навыки: -опыт восприятия -исполнительские умения и навыки (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах) -творческие умения и навыки (восприятие, выразительное исполнение, продуктивное творчество) - общие знания о музыке, культурные навыки 3. Музыкально-эстетическое сознание: - эстетическая потребность, установка, интерес к музыке -эстетические эмоции, переживания и чувства -эстетическая оценка, вкус. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение. Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это сама музыка. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются рано. Примерно до 3-х лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. Нельзя забывать, что на раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2-3 лет) закладываются основы музыкальной культуры, и в этот период важно создать условия для восприятия детьми художественно-ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности. Примерно на 4-5 году жизни отчетливее начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания: дети проявляют интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности, становятся устойчивыми эмоциональные реакции, переживания, первичные оценки становятся более глубокими. Эстетическое начало сознания обнаруживается с первичными оценками музыкального произведения при ответе ребенка на вопросы: -Чем эта песенка (танец, пьеса) тебе нравится? - Какое настроение в ней преобладает? - В чем это выражается? Уже в 4 года ребенок наивно отвечает на эти вопросы, а 5-летний ребенок способен на более аргументированный ответ. В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются музыкальные впечатления. При оценке дети опираются на свой опыт. Воображение, фантазия становятся живыми. Дети внимательно слушают произведения, глубже чувствуют общее настроение произведения, контрастные его части. Дети могут характеризовать смену настроений в произведении, выделять его части, сравнивать и сопоставлять произведения по сходству и контрасту и т.д. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети могут более сознательно рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки. Именно поэтому целенаправленную работу по ознакомлению детей с музыкальными жанрами целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте. При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагается различить настроения, чувства, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, автора, исполняет произведение. На втором занятии педагог может исполнить фрагмент этого произведения. Дети (средний и старший возраст), вспоминают его название и автора, определяют общий характер произведения и его частей. На третьем занятии (средний и старший возраст) предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, определяется их роль в создании музыкального образа. Анализ задач В Программе воспитания и обучения в детском саду, Программах “Детство” и “Музыкальные шедевры”
Сравнительный анализ задач
1.5. Требования к музыкальным произведениям для восприятия детьми дошкольного возраста.
Решающую роль в решении задач воспитания детей играет репертуар. Общество стремится сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальное наследие. Ребенок развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его преумножать. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большей степени определяет содержание музыкального образования. Содержание образования – это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить выполнение задач музыкального воспитания и развития ребенка в комплексе. Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен соответствовать двум требованиям: художественности и доступности. Репертуар должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох (с целью создания в представлении ребенка эталонов красоты). Доступность же рассматривается как доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми. Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, легкую грусть. Произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачного звучания предлагать для прослушивания детям раннего возраста не следует. Наблюдения свидетельствует о том, что дети уже с раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и др., а также народную музыку: спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. Поскольку объем внимания дошкольников невелик (1-2 минуты они могут слушать музыку), то и произведения для прослушивания должны быть небольшие или фрагменты. Необходимо знакомить детей со звучанием различных музыкальных инструментов (народных, симфонического оркестра, органа). Опыт показывает, что дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью. Художественностью и доступностью песенного репертуара отличается фольклор (детские попевки и песенки): “Петушок”, “Василек”, “Зайка”, и др. Привлечение классической вокальной музыки для занятий с детьми затруднено, т.к. композиторами написано немного произведений этого жанра, адресованных маленьким исполнителям. В отличие от пения использование классического репертуара в музыкально-ритмических движениях и исполнении на музыкальных инструментах не ограничено в такой мере требованиям доступности. Например, танцевальная музыка: “Полонез”, “Менуэт”, “Шутка” И.С.Баха; вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта; балеты П.И.Чайковского; марши; фрагменты опер и симфоний. А музыка для исполнения на музыкальных инструментах, например, народная ( “Петушок”, “Солнышко” и др.), современная ( “Андрей-воробей”, “Гармошка”), классическая. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем и младшем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И.Чайковского, А.Т.Гречанинова, Э.Грига, Р.Шумана, С.М.Майкапара, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова, А.И.Хачатуряна, Д.Д.Шостаковича, С.М.Слонимского и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей: “Детская симфония” И.Гайдна, сюита для оркестра “Детские игры” Ж.Бизе, симфоническая сказка “Петя и Волк” С.С.Прокофьева и др. Помимо “детской” музыки важно слушать фрагменты классических произведений разных времен – старинную музыку А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, И.С. Баха, произведения В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, Р.Шумана, Ф.Шопена, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, Д.Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков. Это формирует у детей эталоны красоты. Глава 2. Практическая часть. 2.1. Анализ жанрового разнообразия в репертуаре по разделу “Слушание – восприятие музыки” и места камерной музыки в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Чтобы сделать сравнительный анализ жанрового разнообразия в репертуаре по разделу “Слушание – восприятие музыки” в разных программах и выяснить, какое место в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста занимает камерная музыка, необходимо решить ряд задач: 1. Выписать репертуар программы ПВО 2. Выписать репертуар программы “Музыкальные шедевры” 3. Сравнить соотношение отдельных жанров в репертуаре программ 4. Сравнить соотношение русской и зарубежной музыки в репертуаре программ. 5. Выявить преобладание музыки отдельных композиторов в репертуаре программ. 6. Определить наличие “детской” тематики в различных жанрах программ. 7. Сделать вывод о жанровом разнообразии и месте камерной музыки в программах ПВО и “Музыкальные шедевры”. Анализ репертуара для восприятия музыки детей дошкольного возраста в “Типовой програмее обучения и воспитания”
Анализ репертуара для восприятия музыки детьми дошкольного возраста в программе “Музыкальны шедевры”
Сравнительный анализ программ ПВО и “Музыкальные шедевры”
Вывод: Наиболее широко жанровое разнообразие представлено в программе Радыновой “Музыкальные шедевры”, причем соотношение жанров в данной программе примерно одинаково. Камерная музыка представлена широко в двух анализируемых программах (ПВО, “Музыкальные шедевры”), но в программе ПВО почти нет зарубежной музыки и преобладает музыка отдельных композиторов, а в программе “Музыкальные шедевры” мало детской тематики. 2.2. Характеристика музыкального произведения, принадлежащего к жанру камерной музыки. Типовая программа обучения и воспитания в детском саду рекомендует для прослушивания с детьми старшего дошкольного возраста музыкальное произведение П.И.Чайковского “Неаполитанская песенка”, которое относится к жанру камерной музыки. Это произведение можно отнести и к танцевальному жанру, потому что мелодия ярко выражает национальный итальянский танец – тарантеллу. По характеру исполнения – веселая, живая, энергичная, задорная пьеса переносит слушателей в Италию, которая славится своими темпераментными танцорами. Ясно слышны итальянские народные ритмы и интонации, итальянские народные инструменты – гитара и кастаньеты. Пьеса состоит из трех частей. В первой части пьесы темп средний, игривый, четкий, характер музыки – горделивый, бодрый, грациозный, торжественный и в то же время очень изящный. Во второй части интонации становятся нежнее, ласковее, тише, светлее, как будто зовут слушателя прислушаться. Мелодия звучит не так отрывисто, а более лирично и мягко. Третья часть отличается от предыдущих двух. Меняется темп, динамика, фактура. Музыка звучит громко, быстро, разгорается как пламя. В конце произведения как будто набирает скорость, убыстряется. Все как будто кружится в вихре танца, играют краски, зажигаются улыбки. Отрывистое звучание, быстрый ритм, имитация звуков народных итальянских инструментов, живость исполнения отличают “Неаполитанскую песенку” П.И.Чайковского от других его произведений. Заключение
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, у детей формируются вкусовые предпочтения, интересы, потребности, т.е. формируются элементы музыкально-эстетического сознания. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности, ведущим из которой является восприятие музыки. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления у детей. Все виды музыкальной деятельности (исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) могут служить средствами его развития. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, важным моментом в методике ознакомления детей дошкольного возраста с жанрами музыки (в том числе камерной музыки) становится: 1. Учет особенностей понимания детьми дошкольного возраста музыкальных жанров. 2. Осознанный выбор обучающей программы. 3. Соблюдение требований к подбору музыкальных произведений для восприятия детьми дошкольного возраста. Таким образом, система музыкального воспитания должна базироваться на восприятии детьми музыкальных произведений, отличающихся жанровым разнообразием, разнообразием русской и зарубежной музыки, разнообразием представленных композиторов и тематик. Список литературы
1. Астафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке. – М.: Музыка, 1981. 2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983. 3. Детство. Программа развития и воспитания в д/с/ Под ред. Т.И.Бабаевой и др. – СПб.: Акцидент, 1985. 4. Конен В.Д. Театр и симфония. – М.: Музыка, 1975. 5. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1986. 6. Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. 7. Панкевич Г.И. Звучащие образы. – М.: Знание, 1977. 8. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. – М.: Музыка, 1984. 9. Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. ред. М.А.Васильева. – М.: Просвещение, 1985. 10. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: Гном – Пресс, 1990. 11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: Владос, 1994. 12. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990. |