Реферат: Эффективность монополистической конкуренции. Конкурентные преимущества

Название: Эффективность монополистической конкуренции. Конкурентные преимущества
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра микроэкономики

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Экономика отраслевых рынков»

Тема: «Эффективность монополистической конкуренции. Конкурентные преимущества.»

Автор работы Ибатуллина Ч.Ш.

Группа 312

Руководитель работы Сафиуллина К.Г.

Казань 2011

Аннотация.

Совершенно конкурентные рынки эффективны: до тех пор, пока ничто не препятствует работе рыночного механизма, совокупный излишек производителей и потребителей достигает максимальной величины. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной по ряду аспектов, но является ли она эффективной рыночной структурой? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить долговременное равновесие в отрасли с монополистической конкуренцией с долговременным равновесием совершенно конкурентной отрасли промышленности.

Введение.

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая школа, опиралась, как известно, на ряд весьма условных теоретических предпосылок. Предполагалось, в частности, что экономика является абсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность ресурсов, отсутствуют малейшие препятствия для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономической власти, способного ограничивать свободу хозяйственных субъектов. Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Чемберлина и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” Робинсон. Предпосылкой создания этих работ явилось то, что модель совершенной конкуренции неверно отражала реальное состояние рынка.

В этой работе я подробно остановлюсь на одном из видов несовершенной конкуренции – монополистической конкуренции.

Актуальность её исследования трудно переоценить, ведь, в отличие от совершенной конкуренции это не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка, который характерен, в частности, для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг ряда других областей.

Целью данной работы является рассмотрение монополистической конкуренции с разных сторон. Большое внимание уделено эффективности монополистической конкуренции, а также конкурентным преимуществам на примере сети магазинов «Патерсон».

1.Особенности рынка монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10% общего объема продаж на данном рынке, что больше чем в условиях совершенной конкуренции (до 1 %). Количество продавцов обусловливает тот факт, что последние не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают объемы продаж и устанавливают цены на свою продукцию, в отличие от ситуации, например, олигополии, когда на рынке одного товара действует лишь несколько крупных продавцов. Хотя на отраслевом рынке продаются товары (или реализуются услуги) одного типа, при монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает уникальными качествам или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Это называется дифференциацией товара в противовес стандартизированным товарам, характерным для совершенной конкуренции. Уникальность товара дает каждому продавцу определенную степень монопольной власти над ценой: на престижные товары (например, часы "Ролекс", ручка "Монт Бланк", духи "Шанель") цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой торговой марки или не столь блестяще разрекламированные. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок - вход на данный отраслевой рынок не затруднен такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько легок, как при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. Примерами отрасли с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынок женской, мужской или детской одежды, меховых, ювелирных изделий, обуви, мебели, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг - парикмахерские, химчистки, прачечные и т.п. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.[2, с. 203]

Американский экономист Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899 - 1967) был с 1927 по 1967 преподавателем экономики в Гарвардском университете, с 1939го по 1943го года был главой отделения экономики в Гарварде. Основным научным трудом Чемберлина была "Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости" (1933), выдержавшая 8 прижизненных изданий.

Вклад Эдварда Чемберлина в теорию несовершенной конкуренции заключается, в первую очередь, в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие "монополистическая конкуренция ". Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия -- взаимоисключающие понятия, и которая рыночные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию . Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Кроме того, Чимберлин разработал модель ценообразования при монополии, которая была необходима, чтобы понять, как работает монополистическая конкуренция.

Теория монополистической конкуренции основывается на трех допущениях:

- дифференциации продукта;

- большом количестве продавцов и покупателей;

- относительно свободном входе в отрасль и выходе из нее;

На практике это означает следующее:

Во-первых, каждая из фирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. В таком случае говорят, что рыночная продукция дифференцирована. Дифференциация предполагает, что каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от продукции других фирм, чтобы привлечь покупателей. Чем в большей степени ей удается сделать свой продукт отличным от продуктов других фирм, производящих сходную продукцию, тем большей монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса на ее продукт.

При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.

1. Продукты могут отличаться по своим физическим или качественным параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.

Персональные компьютеры, например, различаются с точки зрения мощности программно-аппаратной части, доступности для потребителя и т. д.

Примером также может послужить рынок безалкогольных напитков, который заполнен разнообразными марками этого товара, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы.

2. Услуги и условия их предоставления являются важным аспектом дифференциации продукта. Один магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют покупки и отнесут их к машине покупателя.

Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам.

Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей и обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.

3. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие продовольственные магазины и киоски успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов. Владельцы небольших продовольственных магазинов и киосков располагают их вблизи от покупателей, в наиболее оживленных местах, нередко они открыты 24 часа в сутки.

4. Дифференциация может также являться и результатом мнимых различий, созданных с помощью рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка продукции связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Многие потребители считают, что зубная паста, упакованная в аэрозольный баллончик, предпочтительней, чем та же самая зубная паста в обычном тюбике.

Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколько раз дороже, чем менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и пр.

Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения.

Во-вторых, на рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством подразумевается наличие 25, 35, 60, 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно небольшими долями рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Также такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов производства или искусственного повышения цен.

То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики.

Таким образом, сложившаяся ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж путем уменьшения цен на свою продукцию, потому что влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.

В-третьих, ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют, поэтому новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.[6, c. 64-67]

Рассмотрим пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и кофе.

Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт безалкогольных напитков, например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных, а каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои привычки. Например, вы можете предпочитать кофе «BON» другим сортам и регулярно покупать его. Однако приверженность к определенному сорту имеет свои пределы. Если цена «BON» значительно возрастет по сравнению с другими сортами, вы и большинство других любителей «BON», вероятно, перейдете на другой сорт.

Какой монопольной властью обладает «Brooke bond ltd», производитель «BON», благодаря этому сорту? Другими словами, на сколько эластичен спрос на «BON»? Для «Brooke bond ltd» это важный вопрос. Компания «Brooke bond ltd» должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «BON», чтобы установить его оптимальную цену, так же как и другие производители кофе должны определить эластичность спроса на свои сорта.

Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.

В таблице приведены результаты исследования, показывающие эластичность спроса на несколько видов товара.

Сорта продукции

Коэффициент эластичности

Безалкогольные напитки

«Фанта»

-2,4

«Кока-кола»

От –2,5 до –5,7

Молотый кофе

«Якобс»

-7,1

«Бон»

-8,9

«Нескафе»

-5,6

Для начала отметим, что среди безалкогольных напитков «Фанта» значительно менее эластична, чем «Кока-кола». Хотя на рынке безалкогольных напитков она занимает небольшую долю, по вкусу она заметно отличается от «Кока-кола» и других сортов, и поэтому потребители, покупающие ее, более привержены ей. Но хотя «Фанта» обладает большей, чем «Кока-кола», монопольной властью, это еще не означает, что первая более прибыльна. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. Даже если средние издержки компании, производящей «Фанту», меньше, «Кока-кола» принесет больше прибыли, так как имеет большую долю на рынке.

Во-вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем на безалкогольные напитки. Среди потребителей кофе меньше приверженцев той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками безалкогольных напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Якобс» и «Бон». За исключением «Фанта» спрос на все сорта безалкогольных напитков и кофе очень эластичен по цене. При эластичности от -5 до -9 каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Это – типичная монополистическая конкуренция.[5, с. 18-23]

2. Экономическая эффективность монополистической конкуренции.

При анализе конкурентного рынка было выяснено, что самая высокая эффективность использования ресурсов и производственная эффективность обеспечиваются тогда, когда равновесие производителя достигается при равенстве цены, предельных и минимальных средних издержек:

Р = МС = АТС min.

Иначе говоря, эффективность гарантирует потребителям получения самого большого объема продукции по наиболее низким ценам, которые вообще возможны при существующей технологии и затратах производства.

Пользуясь случаем, я заглянула в продуктовую корзину Казани и обнаружила сводку цен на продукты в магазинах, супермаркетах, и на рынках Казани. В таблице вы сможете найти как наиболее выгодное место для покупки одного из продуктов, так и для покупки всей корзины продуктов.

Бахетле

Карусель

Пятерочка

Эдельвейс

Патерсон

Рынок

Майонез Махеев Провансаль с лим. соком 420г

40.4

41.2

40.6

39

42.2

35

Молоко Эдельвейс 3.2%

24.7

28

23

23.7

25.75

27

Пиво Балтика 3. стекло

25.1

20.1

26

26

26.25

23

Растительное масло Злато. 1л.

60.9

54.6

50.9

56.9

61.8

50

Рыба. филе морского языка

89.9

89.9

94

92.1

94.9

95

Сахарный песок. 1 кг.

29.9

32.8

35.5

31.2

30.1

30

Сливочное масло Крестьянское. Вамин

43.2

34.9

37.9

36.9

43.6

39.5

Сок апельсиновый. Добрый. 1л.

43.5

36.4

42.2

35.1

42.4

38

Сыр Голландский. Вамин

159.9

160

173.9

171

165

165

Хлеб Сельский

12.8

13.5

12.2

12.2

14

13

Яйца. 1 кат.

28.9

36.4

34.5

26

30.1

40

ИТОГО

559.2

547.8

577.7

550.1

576.1

555.5

Изменение

+2.3

-4

+42.28

+1.1

+2.1

+3

Попробуем по этому критерию оценить эффективность монополистической конкуренции.

Как видно из анализа, проведенного при изложении предыдущего вопроса темы, при монополистической конкуренции равновесие производителя никогда не может быть достигнуто при равенстве цены предельным издержкам. Ведь равновесие наступает в точке пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода, то есть когда МС =MR. Поскольку же цена всегда больше предельного дохода, то и в точке равновесия она будет больше предельных издержек. Для равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции справедливо такое неравенство:

Р > MC.

Это означает, что элемент монополизма, что присущей монополистической конкуренции, всегда вызывает некоторое недоиспользование ресурсов для производства товаров. Если цены на какой-то товар превышают предельные издержки на его получение, это свидетельствует о том, что общество оценивает дополнительные единицы этого товара выше, чем альтернативные товары, которые можно было бы произвести при тех же издержках. Поэтому можно считать, что монополистическая конкуренция не обеспечивает оптимального распределения и использования ресурсов. Наоборот, наблюдения дают массу примеров недоиспользования производственных мощностей фирмами, ориентированными на монополистическую конкуренцию. Скажем, многие из рядовых граждан испытывают удивление, когда неподалеку от одной бензоколонки открывается новая, хотя и на первой клиентов немного. Именно превышение цены над предельными издержками позволяет обоим производителям получать экономическую прибыль при условии недогрузки мощностей.

Монополистическая конкуренция не способна обеспечить самую высокую производственную эффективность, то есть равенство цен минимальным средним издержек. Ведь пересечение кривых предельных и средних издержек приходится на точку минимума последних. Для достижения максимальной производственной эффективности необходимо, чтобы через эту точку синхронно прошли кривые спроса и предельного дохода. Поскольку они не совпадают, то достижение самой высокой эффективности для монополистической конкуренции принципиально невозможно. Наоборот, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах цена выше за минимальных средних издержек:

Р > ATC min.

Поэтому потребители всегда вынуждены платить на рынке монополистической конкуренции за единицу продукции больше, чем это могло бы быть на конкурентном рынке.

Таким образом, недогрузка мощности предприятий и завышенные цены - вот плата общества за монополистическую конкуренцию. Однако даже это весьма критическое замечание не дает достаточно оснований для однозначно отрицательной оценки монополистической конкуренции. Дело в том, что ориентация на монополистическую конкуренцию постоянно нацеливает фирму на поиск вариантов выделения своего продукта среди аналогичных товаров отрасли, наиболее полно учитывая при этом разнообразие потребностей потребителей. [14, с. 276-277]

3. Конкурентные преимущества сети универсамов «Патерсон».

Основными конкурентами «Патерсон» в формате « супермаркет» среди федеральных розничных сетей являются: «Седьмой континент», и «ТД Перекресток». При проведении данной оценки я руководствовалась следующими критериями:

1)позиционирование сети в формате –«Супермаркет»;

2)одинаковый сегмент розничной торговли –продуктовый с количеством товарных позиций в ассортименте универсама от 8000;

3)проведение идентичной политики в области ценообразования, расположения продуктовых зон, кассовых терминалов при расположении универсамов вблизи друг от друга;

4)политика регионального присутствия охватывает одни и те же регионы России(«Перекресток»).

Конкурентные преимущества Сети универсамов «Патерсон»:

-Стабильно широкий и сбалансированный ассортимент продуктов питания и сопутствующих товаров высокого качества . Универсамы сети предлагают широкую линейку товаров. ассортимент насчитывает до 20000 позиций продуктов питания , включая деликатесы и сопутствующие товары. Основная цель ассортиментной политики Сети- обеспечение поставщикам бесперебойности поставок и высокое качество товара. Целевая аудитория Сети-покупатели с уровнем дохода средним и выше среднего, в связи с чем выдвигаются очень жесткие требования к поставляемым товарам.

Ассортиментная политика также зависит от местоположения универсама. Сеть не выделяет в формате «супермаркет» дополнительных субформатов(премиум, магазин у дома и т.д.) Но в то же время, в более «благоприятных» и развитых местах с точки зрения максимальной проходимости покупателей с доходами выше среднего ассортимент универсама расширяется позициями премиум-класса. И. напротив, в «спальных» районах города в ассортименте универсама приоритетными позициями являются товары повседневного спроса.

-Наличие собственности в Москве и регионах РФ . Сеть владеет 16 универсамами и торговыми центрами общей площадью более 62,5 тыс. м2 в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Казани.

-Собственное производство. История создания собственного производства Сети универсамов «Патэрсон» началось с 1997 года с открытия первого магазина Сети –пекарни «Французский хлеб». в настоящее время собственное производство помимо пекарен включает в себя цеха по производству мясных и рыбных полуфабрикатов, салатный и кондитерский цеха. Продукция собственного производства сертифицирована и проходит жесткий контроль качества.

-Большие возможности в развитии торговой марки. В 2005 году Сеть запустила производство товаров собственной торговой марки «Патэрсон»(PL). Ассортиментная линейка насчитывает 129 наименований : натуральная и минеральная вода, газированная вода, яйца, сливочное и растительное масло, вино, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия. молочная продукция и мясные полуфабрикаты, сопутствующие товары. Товары с маркой «Патэрсон» имеют преимущества:

1.благодаря соотношению цены и качества, обеспечивают стабильный уровень товарооборота;

2.конкурентоспособны в своей товарной группе и ценовом сегменте;

3.присутствуют во всех универсамах сети;

4.не требуют высоких затрат по логистике, а также затрат по рекламе на бренд поставщика.

Всё это позволит Сети повысить в лучшую сторону свою валовую рентабельность за счет более низких затрат по сравнению с товарами-брендами.

-Обширное региональное присутствие.

Сеть «Патэрсон»- первая Сеть, которая оценила перспективность развития в регионах и начала их активно развивать. Менеджмент сети является одним из лучших, кто умеет работать с регионами и понимает их потребности. Подтверждением этого факта является сформированная на сегодняшний день региональная Сеть , присутствующая в семнадцати регионах России и Украине. Широкий охват позволяет усиливать свои позиции на федеральном рынке розничной торговли и занимать на нем устойчивое положение.

Все универсамы Сети (в том числе и арендуемые) расположены в крупных городах с численностью более 30000 человек, вблизи городских магистралей или в местах массовой жилой застройки.

-Внедренная программа лояльности.

Маркетинговая политика Сети направлена как на стимулирование покупок среди текущих потребителей, так и привлечение новых покупателей. Единовременное проведение рекламных акций во всех универсамах Сети, внедренная система дисконтных карт 5% и 10% поддерживает лояльность покупателей. кроме этого для покупателей и посетителей предложен комплекс дополнительных услуг( банкоматы, обмен валюты. прием мобильных платежей, аптека, продажа цветов), наличие которых повышает в целом финансовую и операционную деятельность Сети. «Патэрсон» сотрудничает с компаниями, которым принадлежат такие торговые марки как: Евросеть, Эльдорадо, ЦентрОбувь, Фамилия, Адамас, Аптека 36.6. Совместно с «Внешторгбанк 24» реализуется бонусная программа.

-Диверсификация бизнеса.

Девелопмент- является одним из направлений бизнеса. Сеть не только осуществляет строительство торговых центров, но и управляет недвижимостью. Диверсифицируя свою деятельность:

· увеличивается капитализация (за счет владения высоколиквидными активами);

· уменьшаются собственные риски, в условиях ведения бизнеса на высококонкурентном рынке розничной торговли;

· имеется возможность получать дополнительную прибыль от аренды.

-Наличие долгосрочных договоров аренды площадей.

Часть универсамов Сети расположены на арендованных площадях. Все договора аренды являются долгосрочными(на срок до 10 лет) и зарегистрированы в установленном законом порядке. Данная форма договора подразумевает прочные и взаимовыгодные условия сотрудничества между Сетью и её арендодателями. Также она основана на фиксированной арендной плате и жестких санкциях в случае долгосрочного расторжения заключенного договора.

-Оптимальная долговая нагрузка.

Обязательства перед банками-кредиторами в общем объёме пассивов составляют 30%. Сети придерживаются консервативной политики в привлечении заемных средств.

В Сети преобладает взвешенный контроль над долговой нагрузкой, политикой развития в регионах, в оптимальном соотношении собственных и арендованных торговых площадей, а также большое внимание уделяется собственному производству и собственной торговой марке.

Литература.

1. Журавлева Г.П. «Экономика: учебник», Москва, «Юрист», 2001.

2. Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс», Москва, «Инфра-М», 2000.

3. Юданов А. Ю. «Конкуренция. Теория и практика. Учебно-практическое пособие», Москва, «Гном-ПРЕСС», 1998.

4. Абрамишвили Г. Г. «Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий», Москва, «Экономика», 1998.

5. Габиш Г., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. «Микроэкономика. Электронный учебник», Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов http://www.amp.aknet.kg/microeconomics/

6. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе», Москва, 1994.

7. Сафрончук М. В. «Микроэкономика. Полный курс», Москва, Эксмо, 2006

8. Криппендорф К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции», Санкт-Петербург, Питер, 2005.

9. Б. В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2005.

10. М. И. Чепурин, Е. А. Кипелова «Курс экономической теории», Киров, «Аса», 2005.

11. И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2006

12. И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2003

13. Р. М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, Норма, 2006