Реферат: Шпора по упавлению педагогической системы

Название: Шпора по упавлению педагогической системы
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Билет 8

Стиль управления- совокупности приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным.

Демократический стиль: основной метод руководства: просьба, поручение, инструктивное указание. «+»- стимулирует творческую деятельность, снижает недовольство подчиненных от принятых решений т.к. они принимаются совместно, повышает мотивацию труда, улучшает психологический климат и удовлетворенность от работы, тон речи дружеский.

«-» на обсуждение проблемы тратиться значительно больше времени, ответственность за выполнение долго перекладывается, затягивается процесс принятия решения управления

Авторитарный стиль: руководитель принимает решения единолично, толкает подчиненных на работу ради галочки, характерен всеобъемлющий контроль, тон речи приказной, руководитель делает много замечаний, неаргументированное восхваление других членов группы, субъективное оценивание успехов подопечных,

«+»применение автократического метода иногда обосновано, если: недостаточная компетентность подчиненных, отсутствие единого сплоченного коллектива, наличие серьезных недостатков в работе аппарата подведомственных учреждений.

Либеральный стиль - нечеткая постановка задач, низкое качество управленческих решений, подверженность внешнему влиянию, недостаточный контроль или полное его отсутствие,

Метод руководства то приказ, то просьба. Тон речи: ласково завистливый.

«+» создает условия для выполнения инновационных идей, благоприятная среда для проявление лидерских качеств, характер речи- торопливый.

«-» низкий уровень эффективности труда, неустойчивый климат, межличностные конфликты.

Билет 1

Система - «порядок, отсутствие хаоса».Система- совокупность разных типов образовательных учреждений+администативные органы. Система- необходимое кол-во элементов, взаимодействие которых дает единый продукт. Элемент- мин. Компонент системы, мин единица, имеющая предел делимости в рамках данной системы.

Система- целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющие новые св-ва, которые отсутствуют у отдельно взятого элемента, взаимодейст. с внешней средой.

Целостность системы зависит от уровня набора элементов системы. Подсистема - часть системы, которая по каким-то признакам сама явл системой.

Педагогич.система- социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников пед.процесса, материально духовные факторы, направлены на формирование гармонически развитой и социально активной личности.

В качестве соц. Системы явл система образования.

Подсистемы в школе:классно-урочная, целостный пед. Процесс, система воспит.работы, система нравств. Воспитания.

Целостный пед процесс можно разделить на подсистемы:цель-содежание-методы-средства-формы-пед.условия-результат.

Главный признак современной пед.системы сегодня это её вариативность.1)Вариативность организационных и правовых норм 2)вариативность типов образоват. Учреждений

Билет 9

Членами управл. Советов могут стать представители различных категорий участников образовательного процесса, общественности, органов местного самоуправления. Управл. Совет может помочь донести до работников школы мнение родителей. Управл.совет может улучшить условия жизни в школе, создать более разумный уклад в школе.

Шк. Совет может помочь в улучшения обучения детей, т.к. он имеет право экспериментировать образовател. Программу школы.

Совет участвует в определении стратегии развития образовательного учреждения.. Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении, поиск и привлечение внебюджетных средств, рациональное расходование бюджетных средств.

Управл. Совет школы-коллегиальный орган в государств обществ. Управлении школой, призванный решать задачи стратегического управления. Управл. Совет- интеграция государств. и общественных форм управления.

Функции Совета школы:

  • принимает устав образоват. учреждения, изменения и дополнения к нему,
  • согласовывает школьный компонент гос. образоват. стандарта,
  • утверждает программу развития общеобразоват. учреждения,
  • принимает решения по режиму работы школы: устанавливает продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий, принимает решения о введении или отмене школьной формы,
  • принимает решения об исключении обучающегося из образовательного учреждения,
  • содействует привлечению внебюджетных средств школы,
  • дает разрешения на сдачу в аренду объектов собственности,
  • заслуживает отчет руководителя общеобразоват.учреждения по итогам учебного и финансового года.

Билет 7

Конфликт- предельный случай обострения противоречий.

Виды пед ситуаций и конфликтов:

- Конфликт деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий

- Конфликт поведения, поступков, нарушение учеником правил дисциплины

- конфликт отношений, возникающий в эмоциональных личностных отношений учителя и учащихся

Причины конфликтов:

- Малая возможность учителя прогнозировать поведение учеников на уроке, неожиданность их поступков часто выбивает учителя из колеи

- свидетелями ситуаций часто становятся другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым доводит ситуацию до конфликтной

- учитель как правило оценивает не отдельный поступок ученика а его личность, такая оценка определяет отношение к ученику других учителей и сверстников

- оценка ученика строится нередко на субъективном восприятии его поступка и малой информативности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни

- учитель затрудняется провести анализ ситуации и торопится наказать ученика

- не маловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и учеником

- Личностные качества учителя тоже бывают причиной конфликтов раздражительность, проблемы в семье, нет интереса к пед работе)

Пути помощи учителю в решении и предупреждении:

- конфликтные ситуации на уроках, большинством слушателей признаются типичными, закономерными. поэтому нужно быть более терпимее стараться разобраться в любой ситуации

- Учителю надо уметь организовывать коллективную учебную деятельность учащихся разного возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними

- ситуация на уроке доходит до конфликта чаще всего с учеником плохо успевающим по предмету , «трудным по поведению». Поэтому в интересах учителя лучше изучить именно таких учеников, проявить к ним внимание с целью с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания.

- нельзя наказывать плохими отметками по предмету- это приведет не к положительному результату, а лишь затяжному личностному конфликту с учителем, что снизить интерес к предмету у ученика

Причины конфликтов между учителем и администрацией:

- материально-техническое противоречие между возможностями учителя и материально технической базой

- хозяйственно- политические противоречия между требованиями любой ценой и возможностями учителя или даже его моральной стойкостью

- противоречие между область труда и затратами учителя

- социально- профессиональная недооценка социально- профессиональных качеств учителя

- Социально-демографическая

Билет 6.

Система методов внутри школьного управления.

Методы управления - это средства взаимодействия участников пед процесса по достижению целей.

Существует несколько групп методов.

Функции методов управления:

  1. Через методы управления реализуются цели принципы и содержания управленческой деятельности.
  2. Только с помощью методов управления директор школы может формировать и воспитывать пед и ученические коллективы
  3. Методы управления несут в себе функцию организации и согласования действий
  4. Только с помощью методов управления директор стимулирует деятельность учителя и учащихся

4 группы методов управления:

1) организационно-распорядительные

методы группы: Подбор и расстановка кадров, разработка и принятие документов (Планов, приказов, распоряжений), Согласование и координация действий.

Формы их реализации: административные совещания при директоре; письменные или устные указания, распоряжения; встречи. Собеседования с руководителями общественных организаций.

2) организационно-педагогические

Методы группы: Методическое инструктирование, рекомендации, советы, беседы, лекции

Формы и их реализация: пед совет, метод совет, уроки, конференции, пед чтения, семинары.

3) Социально-политические

Методы группы: политические пропаганды, личный пример директора.

Формы и их реализации: курсы.

4) Социально-психологические

Методы группы: мотивация, поддержка традиций,.

Формы и их реализации: в добром слове, благодарности, поощрении.

Цель групп: оказание помощи учителям и учащимся.

Методы управления в руках мудрого директора явл-ся средством воспитанияпед и ученического коллектива.

Пед коллектив- группа людей объединенных общественно значимой целью, работой, имеющие свои органы управления и руководства.

3. Циклический характер управления

По форме управления любой соц.системой- это процесс переработки информации в общих чертах он состоит из трех этапов: сбор информации о состоянии упрвленческого объекта, переработка информации, выдача командной информации

Управление школой можно представить в виде схемы

1 управляющая система

2 командная информация

3 управляемая сиситема, 4 информация о состоянии системы, 5данные о состоянии внешней среды, 6 команда вышестоящих органов

Управляющая система в процессе своей деятельности получ-т определнную информацию о состоянии системы управления и о качестве процессов совершающей в ней эта информация воспринимающаяся, анализ-ся, перерабат-ся,управл-й систнмой, которая на основе анализа данных о состояний внеш.среды, а также с учетом команд, постумающих от выше стоящих органов образования, вырабатывают и принимают управленческие решения, направление на упорядочение решение, направление на упорядочение управленческой системы или на перевод ее качественный новый уровень. Эта командная информация поступает в управляемую систему и так по кругу. всякое управление происходит циклически перерабатывается управлющей системой , которая на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учетом команд поступающих от вышестоящих органов образования вырабатывает и принимает управленческое решение, направление на упорядоченную управляемую системы. или перевод его на качественно новый уровень.это командная информация поступает в управл систему , так по кругу замыкается.

Осн функции управления: пед анализ, планирование управленч дейтельности, организация дейтельности, контроль, ригулировка.

Пед анализ- начинается со встречного и глубокого анализа, составл учебно-воспит работы с целью выявления в ней сильных и слабых сторон определения актуальных задач школы и пед коллектива на предстоящий период с учетом возможности их выявления.

План должен представлять идеальную модель будущей дейтельности. коллектива и его руководителя. в нем формир-я главн задачи школы и определ пути их реализации: расстановка людей, распределение обязанностей, координация действий членов коллектива, меры стимулирования.

Контроль- проверка правильно движения людей к цели.

Организация- деят-ть по стимулированию людей к цели

Регулирование- внесение корректив во все виды управл деят-ти на основе анализа.

Спец функции:

1)функции материально-технич обеспечения процесса управления

2) организация труда учителя

3) экономич функция управл(оплата труда, экономич политика развития образования. бух деят-ть)

4) Политич функция. Школа - сиц-политич система , в школе осущ-я полит деят-ть представляющая собой совокупн-ть полит функций , субьектом которой явл органы управления, коллетив учителей и учащ-ся.

5. Принципы управления в современной школе

Принципы – это исходное положение определяющее формы и методы управляемой деятельности

1Демократизма-воплотил В.И. Ленин в начале 1-го процесса жизни (мирное время). «Главная особенность демократизма является привлечение широких народных масс, и выработки и реализации управленческих решений на всех уровнях и на всех формах»,-Ленин.

2Научности и объективности-он вытекает из закономерностей необходимости повышения результативности работы во всех сферах в том числе и в образовании. Чтобы реализовать этот прнцип директор школы должен: знать сущность объекта управления(т.е. обучение и воспитание); овладевать практическими решениями управленческих задач; обладать научно-теоретическими основами управления); знать психологию человека объективно.

3Непрерывности управления – он вытекает из закономерности и необходимости взаимоействия, никогда ни в коем случае нельзя прерывать.

4Главного звена – необходимо найти в каждой задаче особый момент, то особое звено, за который надо зацепиться и вынуть всю цепь.

5Системно-комплексного подхода – он вытекает из того, что в мире все системно. Нельзя управлять произвольно. Часто возникает огромное количество комплексных задач, которые требуют совместных усилий, согласованных и многообразных факторов. Неизолированный факт, а их систему не отдельный камешек.

6Индивидуального подхода – учет индивидуальных особенностей учителя, его интересы, его потребности, его уровень проф.подготовленности

7Социальной справедливости – предусматривает такое управление при котором каждый учитель был на равных с другими, а взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цель управления, а не как средство. Требования к директору: равномерное распределение обязанностей, создание условий учителю для проявления профессиональных особенностей, гласность

8Уважения и доверия к человеку – должно быть убеждением каждого учителя, пронизать весь педагогический коллектив. Требования к директору: уважение человека и др.; предоставление личности свободы выбора; создать атмосферу в котрой человек может раскрыть свои возможности и способности; развить инициативу и творческие способности учителя; гарантировать безопасность как учителей так и учащихся.

9Сотрудничества – монолог/диалог. Директор школы должен считаться с человеком как с активным фактором, а не как с пассивным элементом системы. Учитывать личные качества учителя, его компетентность, отвественность, ценность гуманного отношения учителя к детям. Пристально е внимание к учителю-анализ-диагноз-принятие решения.

10Коллективного принятия решений – канал подключения учителей к выработке и принятию решений. Руководителю необходимо знать расстановку сил в коллективе, помнить, сто кроме большинства есть еще и меньшинство, которое тоже надо подключить к решению. Решение может быть разработано и принято когда все ученики педогагического процесса участвовали.

11Постоянного обновления-любые крупные изменения необходимо заранее подготавливать, создавая психологический настрой. Формировать в коллективе чувство необходимости.

2.Сущность понятия педагогическое управление.Цели.Подцели управления.Требования целей.

управление- воздействие одной системы которая управляет на другую которая , которая явл управляемой с целью упорядочения системы и перевода ее на качественный уровень. Титов считает что предметом управления явл деят-ть руководит

Предмет пед деят-ти- целенаправленная система воздействия,обеспечивающих усвоение человек общественного опыта,а рыководителями этого усвоения явл учитель(воспитатель)Под внутришк управлением понимается процесс активного сотрудничествашк со всеми учителями пел процесса , сцелью упорядочения системы и перевода на качеств уровень.

Условия сотрудничества в процессе управления:

1)демократизация

2)принятие всеми участниками пед процесса целей и путей их достижения

3)создание положит атмосферы

4) правельныйй выбор системы методов управления

Пед управление отличается от административного управления , потому что пед управление треьует глубокого проникновения в сущ-ть системы управления, в школе субьектом управления школы является не только директор,но и все субъекты(ребята,родители и другие работники школы).

Педагогическое управление гораздо шире понятия управления образования

Принятия решения:

-План воспитания работы школы

-Решение представляет с собой постановку задач выполнение кот-х необходимо для изменения объекта,для перевода его кач-ва в другое.

Всякое управление имеет цель,содержание,методы и формы.

Цель -это желаемый и заранее за программируемый результат достижимый в будущем.

Цель управления это перевод школы на качественно новый уровень, выбор цели это исходная точка начало управления дея-ти.

Требования целей:

-конкретность(чтобы контроль руководитель школы должен получать информацию, анализировать её и принимать решение по коррекций цели)

-реальность(у учителя должна быть сформирована способность удержания главной цели)

-контролируемость цели(надо научиться ставить конкретные цели)

Разделение на подцели:

-усовершенствование урока;

-усовершенствование других форм;

-обеспечение единство школьной и внешкольной работы учителя по предмету;

-научиться полнее использовать воспитательно-развивательный возможности урока;

-научиться отбирать методы и способы орган-ций деятельности учащихся с соответствии с темой урока и реальными возможностями учащихся;

-научиться изучать реальные возможности учащихся на уроке;

-овладеть методикой построения уроков,получение новых знаний и обобщающего повторения.

4.Выбор и принятия управленческих решений.

- это процесс нахождение связей между состоянием управленческого объекта и тем что определяется целью.

принять управленческое решение- выработать и принять постановления (письменное или устное) в кот-м сформулирована цель,постановлены 1 или 2 задачи,указаны пути их реализации, сроки выполнения и ответственные лица.

Решения принимаются только тогда,когда они могут дать положительный результат,поэтому решения должны быть:1)законными;2)согласованными со всеми звеньями;3)своевременными;

4)гласными,честными,простыми,доступными для тех кому они предназначены.

Принятия решения во многом зав-т от личных качеств руководителя.Должен быть компетентен и обладать человеческими качествами,способностью управлять на практике,способный быть организатором,принимать не шаблонные решения с учетом ситуации.