Реферат: Педагогика как наука о воспитании человека
Название: Педагогика как наука о воспитании человека Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
1.Педагогика – наука о воспитании человека. Предметом является воспитание, как соц.явление. Возникла в Др.Греции. Научные категории: 1)Воспитание - целенаправленный процесс воздействия педагога на воспитанника с целью формирования нравственных качеств. 2)Образование – система знаний, выработанных человечеством и формирующая на этой основе целостное и научное мировоззрение. 3)Обучение – двусторонний активный процесс, в ходе которого формируется всесторонне развитая личность. 4)Развитие – приращение знаний, умений, навыков, но и превращение ребёнка в обновлённого человека, превращение знаний в способности , возможности свободной деятельности. 5)Самовоспитание, самообразование, усовершенствование себя. 2. Посмотреть у кого-нибудь в лекции!!!! Макаренко: -разработал учение о коллективе -теоретик семейного воспитания -основные принципы воспитания -система трудового обучения и воспитания Приемником Макаренко был Сухомлин – педагог-гумманист. Суть гуманистической педагогики заключался в том, что он воспитывал детей без наказания. Считал, что в школе должно быть развито эстетическое воспитание. Любое образовательное учреждение можно считать культурным, если в нем сочетается 4 культа: -родина -человек -книги -родное слово С середины 80-х годов с традиционной педагогикой развивается педагогика сотрудничества или педагогика отношения. Шаталов, Ильин, Лысенков – уважительное отношение к ребенку, современные технологии – будет результат высокого уровня обучения учащихся. 3. Методы пед.исследования и их характеристика. 1. Наблюдение 2. Пед.эксперимент – опыт в области 3. Анкетирование 4. Изучение, обобщение и распространение 4. Принцип построения образования. Закон РФ об образовании. Закон РФ определяет что понимается под образованием: 1)Это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и образования(92 г.) 2)Это целенаправленный процесс воспитания и обучения чел-ка, общества и государства(96 г.) Принципы – исходноруководящие положения, которые лежат в основе системы образования: ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ – превращение гос.системы образования в гос.-общественную, т.е. общество стоит на первом месте, а гос-во на втором. Данный принцип означает власть народа, его прав на свободу и соц.защиту. ГУМАНИЗАЦИЯ – признание человека высшей ценностью и предоставление ему прав на волеизъявление, вероисповедание и собственное убеждение. Данный принцип обязывает общ0во культивировать гуманистические отношения между людьми. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ – повышение не только предметов гуманитарного цикла, но и приобщение молодёжи к культуре, духовным ценностям. ПЛЮЛАРИЗМ – множество мнений СВЕТСКОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Основные идеи в законе РФ: -Идея развития, как узловой момент идеологии новой школы 3 грани этого развития: А)постоянное развитие образования Б)превращение его в механизм развития В)действенный фактор развития общества - Идея воспитывающего обучения, это означает, что учебный процесс должен нести каждый урок Не смотря на то, что документ не решил многих проблем, он не имеет принципиальное значение для образовательных учреждений в России. Принятый документ способствовал развитию творческих способностей каждого учителя, каждого пед.коллектива. Закон РФ даёт право учительским коллективам выезжать за границу с целью обмена знаниями. Имеется статья, по которой разрешается иметь не только гос., но и частные школы. В законе РФ большая роль отводится личности, её профессиональным данным и умениям. Качества работы любого образоват.учреждения во многом зависят от грамотного руководства школы. 5. Воспитание – целенаправленный процесс педагога на воспитанника (образование и обучение) Особенности процесса воспитания: -многофакторный процесс -длительный процесс -будет эффективен в том случае, если он опирается на самовоспитание -этот процесс требует большой организаторской работы -процесс воспитания ориентирован на перспективу – ближайшую, среднюю и дальнюю. -воспитательный процесс не возможен без опоры на ученическое самоуправление, которым характерен класс. Процесс воспитания ДИАЛЕКТИЧЕН – прослеживается в его развитии, изменчивости, подвижности. Движущими силами процесса воспитания являются: внутреннее и внешнее противоречия. Противоречия между правилами поведения. Принципы воспитания – исходные руководящие положения, которые лежат в основе содержания, форм и методов воспитания. -Целенаправленность процесса воспитания, обязывает педагога организовывать воспитательный процесс на научной основе с точно поставленной целью. -Воспитание личности в коллективе и через коллектив (Макаренко) актуально тем, что на коллектив нужно смотреть не как на группу лиц, а т.к. каждый что-то несёт из коллектива и добавляет его. Первична личность, и вторичен коллектив. -Принцип опоры на положительное в человеке -Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования -Принцип единства сознания и поведения -Комплексный подход(умственное воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое) Его достоинства: позволяет решать максимум воспитательных задач на минимуме мероприятий. -Принцип индивидуальных особенностей учащихся и возрастных особенностей. Коллектив – это объединение людей, в основе которого лежат соц.-ценные цели, которые не идут в разрез с обществом. Признаки коллектива( по Макаренко): 1)Наличие общей цели 2)Совместная деятельность членов коллектива по её достижению 3)Наличие органов самоуправления 4)Взаимосвязь и взаимозависимость между всеми членами коллектива 5)Коллектив является частью общества, органически связанными со всеми другими коллективами. Этапы развития коллектива: 1 этап: коллектива нет, актив отсутствует и в качестве единственного сплачающего средства выступает категоричное требование человека 2 этап: возникает актив, который поддерживает требование педагога, появляются элементы ученического самоуправления, но требование у личности к себе ниже, чем к другим 3 этап: расцвет коллектива(высокоорганизованный): -высокое общественное мнение -развитая система ученического самоуправления -традиции укрепляют коллектив -актив является действующим органом ученического самоуправления -самовоспитание как фактор -чувство взаимопомощи Пути формирования коллектива. 1-постановка цели, перспективы 2-создание традиций 3-грамотное педагогическое руководство с опорой на ученическое самоуправление 4-создание соответствующей идеологии, в основе которой лежат общечеловеческие, национальные ценности. Методы воспитания: 1) Методы, направленные на формирование нравственного сознания или методы убеждения: беседа, лекция, положительный пример, дискут. 2) Методы, направленные на формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности 3) Методы поощрения и наказания Основные требования к методам: -актуальность и значимость избранной проблемы -рассказ учителя должен быть ярким и эмоциональным -не нарушать принцип доступности -соблюдение принципа научности -соблюдение принципа развивающего и воспитывающего обучения. Словесные методы воспитания помогают педагогу воздействовать на воспитанника и формировать убеждения. Общ.поручения играют большую роль в педагогическом процессе, но они: -должны быть соц.-значимыми -должны быть разнообразными -связаны с интересами ребят -усложнять поручения с возрастом ребят |