Лабораторная работа: Философские термины

Название: Философские термины
Раздел: Рефераты по философии
Тип: лабораторная работа

1. Абсолют – первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.

2. Абстракция – процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.

3. Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.

4. Аксиология – учение о ценностях.

5. Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.

6. Анализ и синтез – Анализ – процедура мысленного расчленения целого на части

Синтез – процедура мысленного сознания целого из частей.

7. Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.

8. Архетип – прообраз, первичная форма, образец.

9. Атрибут – признак, примета, существенное свойство.

10. Бессознательность – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

11. Бытие – философская категория означающая 1. Сущее в его отвлеченности от наполняющих его многообразий, некая единица, с которой начинается реальность. 2. Сущность, конкретная полнота, тождественная истине. Целостная реальность.

12. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость.

13. Вероятность – возможность, взятая с ее количественной стороны.

14. Возможность и действительность – возможность – это, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия. Действительность – весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. – конкретное бытие отдельного объекта, в определенное время, условия.

15. Время – универсальная форма материи……… субъект времени – основано на осознании времени. Объект времени – измеряется определенными отрезками.

16. Гедонизм – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

17. Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир – универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой про материи.

18. Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.

19. Гносеология – учение о познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической.

20. Движение – процесс изменения, не имеющий определенного направления.

- форма существования материи и духа.

21. Дедукция и индукция – дедукция – форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция – форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

22. Деизм – форма веры, в основе лежит признание, что Бог – первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.

23. Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.

24. Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.

25. Диалектика – искусство аргументации, наука логики.

26. Догма – философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы.

27. Дуализм – сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов.

28. Дух – выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному.

29. Душа – понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

30. Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого.

31. Закон – тождественное, постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах.

32. Знак – чувственно – воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет.

33. Знание – результат процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия.

34. Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека.

35. Идеология – социально-философская категория, определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых сознается и оценивается отношения общества к социальной действительности.

36. Имманентно – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.

37. Инстинкт – совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных.

38. Интерпретация – истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.

39. Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной психической жизнью.

40. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

41. Историческое и логическое – понятия теоретической философии 1. В онтологической истории – процесс становления и развития объекта. Логическое – результат исторического развития, теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии – историческое – метод познания; воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходы между ними. Л- метод познания в статике, когда системы сформированы.

42. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.

43. Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.

44. Логос – глубинная божественная закономерность, которая направляет все бытие.

- посредник между внеприродным Богом и творимым им миром.

45. Материя – то, из чего все происходит, телесное первоначало.

46. Метафизика – важнейший раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для известного понимания.

47. Методология – учение о научном методе познания.

- совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.

48. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.

49. Мистика – практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.

- философские и теоретические доктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.

50. Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.

51. Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.

52. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

53. Необходимость и случайность – необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность – то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойти так, а может и иначе.

54. Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.

55. Общество – совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.

56. Онтология – учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.

57. Опредмечивание – философская категория, характеризующее способ бытия человека в мире; - процесс реализации человеком своих способностей, в устойчивых формах предметного бытия.

58. Пантеизм – философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

59. Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

60. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

61. Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

62. Пространство – философская категория, для обозначения такого эмпирического качества для человека как протяжность.

63. Психика – способность организма к отражению внешней и внутренне среды.

64. Разум – обозначает абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, организации и производства.

65. Рационализм и иррационализм – Иррационализм – в онтологии – учение, по которому в мире нет устойчивых фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии – учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики и науки

Рационализм – в онтологии – учение, по которому в мире существует оформленные устойчивые, воспроизводимые элементы, связи между ними, следовательно оценка, контроль и влияние под системой. В гносеологии – учение, по которому сознание и подсознание также можно представить в виде системы.

66. Редукция – возвращение к прежнему состоянию, связей сложного к более простому.

67. Релятивизм – философское учение, развернутое принципа “все относительно” (отрицание абсолютного, норм. Вещи – совокупность отношений, изменений).

68. Рефлексия – принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя.

69. Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания.

70. Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями.

71. Сенсуализм – направление в понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется сферой чувств.

72. Синкретизм – фил. категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса.

73. Система – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

74. Сознание – философская категория; обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.

75. Солипсизм – фил. термин, обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.

76. Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.

77. Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

78. Субъект и объект – субъект – источник познавательной активности. Объект – то, на что направлена познавательная активность субъекта.

79. Сущее – категория онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию. 3. Онтологический абсолют.

80. Существование – категория онтологии для обозначения бытия, возникающей из сущности, наличного бытия, явлений.

81. Сущность и явление – сущность – отношения или свойства системы, отношения от которых зависят другие ее отношения или свойства. Явления – свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.

82. Творчество – деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Единство репродуктивной и продуктивной деятельности.

83. Теодицея – “оправдание Бога” стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога.

84. Теория – высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности.

85. Традиция – универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека.

86. Трансцендентный – понятие обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.

87. Утилитаризм – жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.

88. Утопия – образ идеального общественного устройства

- литературный жанр

- стиль мышления

89. Факт – общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о котором должно обладать достоверностью.

90. Фатализм – мировоззрения, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.

91. Форма и содержание – содержание – все, что содержится в системе (элементы, отношения, процессы, тенденции развитии). Форма – внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его пространственно-временные границы. Способ существования материи.

92. Целесообразность – соответствие предмета определяющая нормы (внешние или внутренние), которая выступает в данной ситуации как цель.

93. Целое и частное – то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а большие то, что там объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно целое передает свою специфику частям.

94. Эволюция – философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражения совокупности концепций развития природы, общества, духа.

95. Эклектизм – бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.

- тенденция в философии, направленная на то, чтобы взять “лучшее” из разных философских учений.

96. Эксперимент – термин, обозначающий исследование явлений посредством активного воздействия при помощи сознания новых условий, соответствующих целям исследования.

97. Элемент – далее неделимый компонент системы при данном способе ее различения.

- объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый.

98. Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний.

99. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека, о страшном суде.

100. Язык – система знаков, имеющих значения; способ существования сознания и общения человека. Функции: информативная, коммуникативная.