Шпаргалка: Шпаргалка по Философии 15

Название: Шпаргалка по Философии 15
Раздел: Рефераты по философии
Тип: шпаргалка

1. Миф как способ освоения мира.

580 г. до н. э. – Фило – любовь;софия – мудрость. Пифагор

Впервые профессией назвал Сократ (5 в. дон. э.), а наукой Платон.

До философии была мифология. Мифология – это донаучная, дорелигиозное, дофилософское понимание мира.

Особенности мифа .1. прецедентное мышление. Миф дает 1 причину объяснения всех событий. 2. миф – это не абстрактное мышление. 3. миф – это немистическое мышление. 4. миф – это система табу. 5. миф не объясняет основу мира.

2. Специфика философского знания.

1) Философия изучает парадигмы (это стиль мышления в данную эпоху, способ постановки и решение задач)

2) Философия изучает категории (наиболее общее понятие)

3) Философия – рефлексия-осознание общества и личности.

Философия – изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

Философия бывает:

1) Классическая философия – из. устойчивые признаки объекта и его закономерности

2) Неклассич. – из. отношение человека к миру в разных системах отсчета.

3) постнекласическая – из. неустойчивые признаки объекта, открытые и закрытые системы.

Функции философии:

1) Мировоззрение – философия синтезирует выводы разных наук и создает общую картину мира.

2) Методологическая – философия влияет на методы наук и изменяет их

3) Критическая – смена философских школ и направлений.

Гегель: философия – это квитэсенция культуры

Аристотель – философия – это максимально мысленный предмет.

Структура философии:

1) Теория – антология(учение о бытие)

- гносиология (учение о познании)

- аксиология – учение о духовных учениях.

2) Мировоззрение –материализм, идеализм, дуализм. – это наиболее общие выводы естественных гуманитарных наук.

3) Практическая функция – это эмоционально-образное понимание мира-эстетика, этика, религия.

4) Современная философия – деалектика, метафизика, синергетика(метод изучения сильно неравновесных самоорганизованных систем)

3. Основной вопрос философии как мировоззренческая проблема.

проблема о первичности: что первично? духовная или материальная основа мира?

Материализм – 5 в. до н.э.-признает природную основу мира.

Виды материализма:

1) вульгарный – сводит духовное к материальному (Демокрит, Фохт)

2) Метафизический с 6 в- до сер 19 – законы природы неизменны.

3) Диалектический материализм – с сер 19 века – законы меняются.

Первичность: духовное – это свойство материального и имеет носителя. Первичность в материализме- сначала предмет, затем его отражение.

4. Различие объективного и субъективного идеализма. Дуализм, деизм.

от «идея»-духовная сущность, в 5 в. до н. э.

1. Объективный: Объективное – это то, что не зависит от нашего сознания и существует вне его. О И – признает вечность мира, но мир – это материальное проявление духовной основы.

Виды: - религиозный – признание Бога – основа мира – Августин.

- панлогизм – вечность мира, все проявл. духовной основы – Гегель.

- волюнтаризм – 19в. – мистическое учение, которое признает иррациональную основу мира. – Нитше.

Причины ОИ: - недостаток научных знаний

- абстрактность нашего мышления

2. Субъективный идеализм. Субъективное – то, что зависит от нашего сознания.16 в. СИ- мир – это комплекс наших ощущений.

Причины СИ: - преувеличение роли ощущений

- сознание – источник рождения смыслов.

- мы не знаем какой мир без человечества.

В начале 20 в. возник приборный идеализм.Мир – это показание приборов.

Представители 16 в – Беркли, 19 в. – Мах, 20 – Бор.

3.Дуализм- 5 в. –Платон.- Две основы мира: материальная и духовная, они не зависят друг от друга. Аристотель, Кант критиковали – духовное и материальное всегда взаимосвязано, присутствие двух основ невозможно.

4. Деизм 17 в. «деи» - Бог. Бог создал мир, а потом не стал вмешиваться. Вольтер-18 в., Франция.

5.Познаваемость мира. Агностицизм.

1) Гностицизм-полностью признает познаваемость мира.-все материалисты, объективные идеалисты.

2)Агностицизм – частичная познаваемость мира – Кант

3)Солипсизм – вообще отрицает познаваемость мира.

6. Философская методология .

1. Метафизика – «мета» - над, после, 1 в. н. э.; не физические, а философские труды Ариятотеля.

- 1-16 учение о невидимых главных причинах вещей

- 17 в. учение о природе.

- 18в-учение о морали.

- 19в-Гегель «Метафизика-это метод мышления, имеющий 3 признака(1)изучение объекта вне развития. 2)внесистемное изолированное изучение объекта(родословная собаки. 3)однопричинное объяснение объекта(пожары от жары)).

- 20в-учение о развитие – 1. источник развития за пределами объекта. 2. развитие циклично. 3. развитие бывает качественным (эмерджентизм) или количественным (эволюционизм)

Представители: все дуалисты и все материалисты до сер 19 в.

2. Диалектика. Диалектика(5 в до н. э.) шк. Сократа-искусство спора-до 19в.Диалектика-метод мышления, имеющий 3 прзнака(Гегель)( 1)изучение объекта в развитии. 2)системное изучение объекта. 3)многопричинное изучение объекта.). 20в-уучение о развитии, противоположное метафизике: 1. источник развития в самом объекте. 2. развитие идет от низшего к высшему. 3. развитие и количественное и качественное одновременно.

Представители: все объективные идеалисты и все материалисты конца 19 в.

7. Особенности древнегреческой философии.

1. Космоцентризм – центр изучения – космос. Космос – это упорядоченное единство природы.

2. Одущевленный космоцентризм – космос живой.

3. Внеличностный космоцентризм – Космос – макрочеловек, человек – это микрокосмос.

4. Социоморфизм – отождествление законов природы и общества. Справедливость – это не юридическое понятие, а космологическое.

5. Абсолютный космоцентризм – космос существует вечно. Боги – закономерность природы.

6. Художественный К. Благо = красота+истина+добро+польза. Благо –оптимальное состояние космоса, когда все его части выполняют свое предназначение. Платон: « человеку нет нужды в совершенствовании лощади».

7. Признание умного бытия – до 4 в. – Логос – космический смысл вещей. после 4 в. – Тонос.

8. Рационализм –способность умственного видения смысла. Спор приводит к знанию смысла Платон: «Свободный человек не делает ошибок»

9. Героический фатализм. свободное выполнение своего предназначения.

10. Центральные понятия – Мера, Гармония, Порядок. Гармония – это соразмерность всех частей космоса.

11. Антиисторизм – существование в пространстве – признание только настоящего времени.

12. Антипсихологизм – недоверие к эмоциям при понимании истины.

Аристотель: «Тяжело бороться с наслаждением». Демокрит: « С сердцем бороться тяжело»

- отрицание темы страдания (отсутствие космического смысла)

- принцип честности в архитектуре и историиграфии. (украшение – искажение космического смысла)

- до 4 в. до н.э. не было понятия совести ( стыд перед самим собой, внутренний голос). Даймон –внутренний божественный голос, помогает познанию истины.

13. Особая трактовка воспитания – гражданская ориентации воспитания. Гражданин – важнее чем личность. Остракизм – лишение гражданства. Гераклит: «Гражданин должен биться за попираемый закон, как за стену города».

14. Мышление предельными понятиями – у каждой вещи окончательный определенный смысл.

15. Состязательный уклад жизни.

16. Особая трактовка ума – логическая способность понимать истину.

17. Театральное восприятие жизни. Смыслы вещей заданы космосом.

Герой – это тот, кто оптимально выполнил свое предназначение.

18. Скульптурное восприятие жизни. С – вещественное воплощение духовных смыслов.

19. Онтологическая безопасность – мера, гармония и порядок.

20. Особая трактовка искусства и техники. Они не создают, а воспроизводят космический смысл.

21. Законопослушность.

22. Отрицание переходного состояния.

8. Шк Пифагора Милетская школа.

1. - П впервые применяет понятие космос.

- впервые объясняет гармонию космоса через соотношение частей

- существует числовая основа мира. число – духовная и материальная основа одновременно.

2. – Фалес: различал сущность и явление; основа мира – невидимые главные свойства; основа мира – космическая вода. Фалес: «Все есть одно»; родоначальник гилозоизма (всеобщая одушевленность мира).Душа по Фалесу – причина изменения мира.

- Анаксимандр критикует Фалеса: - вечно то, что не имеет свойств; вода не может быть основой мира. Апейрон –бескачественная и бесконечная основа мира. Закон сохранения энергии и материи. «Части меняются, а целое остается», «Человек – продукт животного мира», «Пространство время бесконечно», «Космос бесконечен».

- Анаксимен: 1. у основы мира должны быть свойства, иначе это небытие. 2. Архэ – космический воздух. 3. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений: от концетрации частиц в воздухе зависит разнообразие мира.

9. Учение о бытии. Школа элеатов.

1. Проблема: а можно ли дать нефизическую характеристику космоса?

Парменит: « Есть две проекции космоса» - существование и бытие. Впервые в мире применяется понятия Бытие и док-во. Бытие – невидимые, неизменные законы природы. Существование – видимый физический мир. «Бытие – предел, а небытие – беспредел». Небытия нет, так как небытие - мир без природных законов.

2.Что такое знание? «Предмет и мысль одно и тоже» - мышление и физический мир подчиняется одним и тем же законам.

Парменит – родоначальник рационализма и метафизики.М – законы неизменны. Р –умственное видение законов космоса. Мнения не совпадают со смыслом вещей.

3. Зенон. Проблема: «Существуют ли понятия, отражающие изменчивость?» Нет понятий, отражающих бесконечность и неопределенность.

10. Объективная диалектика Гераклита (эффеского).6-5 в. до н.э.

- Проблема: вещи могут иметь противоположности.

- Основа мира должна быть процессуальной. Основа – огонь – инергетическая и нравственная основа мира.

- Гераклитит: «Всякая страсть покупается ценой души», « мировые пожары – мировые суды»(циклическая теория вселенной)

- Впервые Гераклит изучает становлениие мира. «В одну и ту де реку нельзя войти дважды», « Все тече, все покоиться в изменении»

- впервые применяет понятие «логос» - это космическая необходимость, закономерность, граница вещей. «Многознание уму не поучает»(трудность познания противоположностей, «Бытие любит скрываться», «Мудрое отдельно» - смыслы вещей не воспринимаются органами чувств.

- Родоначальник объективной диалектики – развитие природы и общества через противоположности:

1. доказал единство противоположностей – «Путь вверх, путь вниз один и тот же»

2. показал различие противоположностей – «Только болезнь делает прекрасным здоровье»

3. показал переход противоположностей – «Мы живем жизнью других»

11. Школа атомизма Демокрит. (материализм).

- впервые применил понятие «причина»

- имел экстрасенсорные способности

- родоначальник атомизма:

- космос – пустота и атомы

- космос – бесконечен

- пустота - невещественное состояние космоса

- атомы – неделимая основа мира, с греч. нерассекаемый. «Разнообразие мира зависит от формы атомов». Атом неделим, так как это основа. Возникновение вещи – суммирование атомов. Смерть – распад атомов.Атомы – это духовная и физическая основа одновременно.

- теория познания – теория видиков (атомы посредники)

12. Школа атомизма Анаксагор.

- Космос замкнут. Мир состоит из гомеомерий.

- 2 принципа философии:

1.все превращается во все. 2. Все содержится во всем.

- гомеомерия – равное себе качество( космический смысл или сущ. вещей)

- разнообразие мира зависит от концентрации гомеомерий.

- есть 2 вида бесконечности: 1. экстенсивная б. – переход свойств вещей вдруг друга. 2. интенсивная б. – в каждой вещи есть свойства всего мира.

«Каждая вещь и мала и велика»

«Бытие – бесконечно бесконечное»

«В малом нет наименьшего»

«Все сущности вещей неизменны»

«Все есть многое»

Нус – с греч. – космический ум – соединяет все гомеомерии.

13. Школы софистов (450 г. до н. э.)

в 5 в. возник андропоцентризм - изучение души человека в центре философии.

Софисты – учителя мудрости, первые адвокаты.

3 шк. софистов: 1. старшие с – Протагор, Горгий. 2. С – эрисы(спорщики). 3. С – политики – Фрасимах, Продик, Критий.

Причины появления – 1. развитие демократии.2.развитие образования.3.знакомство с чужими территориями.4.исчерпание школ натурализма.

- есть два вида реальности: 1. реальность по природе – она не зависит от человека. 2. реальность по установлению. Нормы и ценности общества меняют люди.

- применяют способ доказательства когда открывается не истина, а мнение.

- парадокс лжеца.

- человек носитель понятий – содержание понятий зависит от человека.

Протагор:

- изучает мнения.

«Истина зависит от состояния объекта и состояния души человека»

«Человек мера всех вещей» - человек сам дает смысл вещам

- Родоначальник прагматизма – учение о выгоде и пользе

«Истина – то, что полезно»

«Истина – то, что общезначимо»

«Истина –логическая доказуемость»

«Сколько людей – столько истин»

Горгий – релятивизм – учение об относит. знания

- «небытие есть»:

- бытие отсутствует из за противоположности теорий

- даже если он и есть, то оно не постижимо

- если оно и постижимо, то оно невыразимо словами.

Софисты – политики. Фрасимах – «Истина – выгода для сильнейшего», «Боги – это чучела для политиков», «Человек – это животная натура»

14. Школа Сократа. (469 до н.э.)

«Не трудно избежать смерти, труднее избежать испорченности»

- цель философии – изучение души человека.

- Сократический механизм появления истины:

1. Выдвижение тезиса. «Истина заключается в определении понятия», «Понятие отражает общее признаки». Выдвижение тезиса – изучение каждого отдельного времени.

2. Опровержение тезиса – индукция – от частных мнений к более общим. «Я знаю то, что ничего не знаю»

3. Майевтика – рождение истины - полная индукция – выявление общих признаков. «Познай самого себя»

- у каждой вещи есть добродетель. Добродетель души - нахождение истины. Истина Появляется в результате способности к индукции.

- учение о познании, совпадает с учение о морали – «Знающий человек всегда морален», «Дурное от незнания»

- Сократ представитель субъективной диалектики – развитие мышлений через противоположности.

15. Объективный идеализм Платона .

Платон(428 или 427 до н. э., — 348 или 347 до н. э.).

- физический мир смертен и изменчив, но сущность должна быть постоянной. Сущность только в духовном мире.

- две вертикальная проекция космоса( нижн. – материя- вещи- души-идеи-елиное =благо)

Единое – общий закон природы.

Идеи – духовная сущность каждого класса вещей. Образец развития – определенный ход жизни вещей, цель развития.

Телеологизм – учение о целях, которые космос дает вещам.

Причастность – вещи только стремятся к идеям, но не достигают духовного мира.

Идеи – образ вещей, целостное, комплексное представление вещей; абстрактное понятие. Материя –первоначальное состояние вещи, когда она начинает стремиться к идеи.

Бог – космический ум. Функции: - познавательная(знает все идеи и не дает измениться нормам и ценностям) ; - практическая(Бог – это формовщик) Вещи должны стремится к идеям.

Благо-состояние космоса, когда все вещи стремяться к своим идеям. Отрицательное отношение к технике и искусству:»искусство- это копия копий», «Риторика-макияж языка».

- теория познания – теория припоминания. Физический мир – мир теней. Знания – это мнения. Дховный мир- это мир идей, и это истинное знание.

«Все правители должны быть философами».

- Платон – родоначальник объективного идеализма, т.к. мир идей – это главная духовная сущность.

16. Философское учение Аристотеля. (4 в до н.э.).

- создал первую картину мира.

- критика Платона: 1. Мир духовный не может влиять на мир физический. Духовный и физический мир совпадает. существ – материя, а бытие – форма.

- применил термин субстанция – это то, что не от чего не зависит и является причиной самого себя. все вещи субстанции.

- У каждой вещи есть 4 причины существования. 1. форм. пр. – то, благодаря чему, веще существует. Законы природы данного класса вещей. 2. целевая – должное состояние вещи. 3. движ пр. – бывает положительной и отрицательной- внешние факторы, способствующие или препятствующие развитию объекта. 4. материальная – бывает 2 видов: - первичная( способность объекта развиваться по своей природной программе) и вторичная – физический состав вещи. Оптимально е сочетание 4 причиг –энтнлнхия.

- Понятия возможность. «Действительность -раньше возможности» - законы определяют направление развития объекта. Энергия – стремление вещи выполнить свою форму. Форму нельзя изменить, она проявляется естественно.

«Счастье – реализация своего предназначения»

«Один день не делает человека счастливым»

- субстанционная теория пространства и времени. Бог – перводвигатель – гарантирует все формы.

Учение о логике:законы природы находятся в самом физическом мире. А – родоначальник формальной логики. Структура речи должна соответствовать структуре объекта.

- Закон непротиворечия:по одному объекту нельзя высказать противоположное суждение.

17. Особенности философии эллинизма.

1) Трансвистивность мышления – возможность изменения сущности.

2) Отрицание космических смыслов

3) особая трактовка истории – только история Рима

4) Принцип индивидуализма – понятие гражданство сменяется на понятие личность. Эпикур «Проживи незаметно» - занимаясь своим внутренним миром.

5)Принцип натурализма –жажда сильных ощущений. Все ощущения естественны.

6)Универсализм мышления –трактовка всех событий с точки зрения вечности Рима

7) Низкая оценка интеллекта

8) Особая трактовка религии. Молитва – религиозный контракт.

9) Интерес к мистике

10) Особая трактовка философии. Философия имела практический смысл. Задача: - научить подчиняться судьбе и научить сопротивляться судьбе.

11)Эклектизм мышления – сочетание несочетаемого.

12)Безличностный психологизм. Римлянин любит всех и никого одновременно.

13) Особый характер образования: антигражданская позиция.

14)Особая трактовка языка – малопоэтичный язык, много придаточных предложений.

15) Социальное – это юридическое. Огромная роль законодательства.

18. Школа Эпикура. 340 в. до н э .

-удовольствие здесь высшее благо.

- Эпикур – родоначальник гедонизма – учения о наслаждении

- задача человека – научиться сопротивляться судьбе

- в мире есть случаи столкновения атомов

- у человеак 2 признак: - разум, - чувства (разумные ощущения знания мира)

- цель философии – научиться управлять ощущениями. Для управления ощущениями нужно впасть в состояние атараксии – невозмутимое состояние души.

факторы, мешающие управлению ощущениями: 1. удовольствие – естественные

(необходимые), естественные, но не необходимые, неестественные и не необходимые. 2. страхи перед: - Богами. «Боги находятся в междумирьях», «Боги почти тело, почти душа»

- злом – « Зло – временное состояние»

- смертью – «Будь выше причиненной несправедливости», «Мудрец будет счастлив и на дыбе»

- в школе Эпикура – признак субъективизма – «Счастье зависит от человека»

19. Стоицизм. «стоя» - портик, здание с колоннами.

1) Древняя стоя – 4-3 вв.

2) Средняя стоя – 2-1 вв.

3) Поздняя стоя – 1-2 вв.

1) Зенон. –дали классификацию наук: 1. скорлупа-логика-соответствие знания предмету.2. Белок – физика – законы природы. 3. Желток – этика – учение о морали. Этика – самая главная наука.

- соединение учения Гераклита и Аристотеля – учения противоположностей, учение о форме. Центральное понятие – долг – Зенон: «Выполняй свой долг даже если никто не видит».

- впервые оправдали наличие зла. Аргументы:1) Добро и зло противоположны. 2)зло закаляет душу.3) «Для части зло, для целого добро».

- задача человека – научиться подчиняться судьбе. Чтобы подчиняться судьбе нужно достичь апатию –бесстрастное состояние души. Апатии мешают: - 3 чувства (вожделение-любовь и ненависть, страх, развлечение). Впервые применили принцип квиетизма(лектон – от нас не зависят обстоятельства, но зависит отношение к ним). – ложные цели. Зенон: Основной вопрос философии: «Что мое, а что не мое?». Не мое – богатство, политика, слава. Зенон: «Мудрец будет есть человеческое мясо», «Мудрец выполняет долг бесстрастно»

Общие черты ранней и поздней стои:

- морализм

- презирание богатства

- принц космополиса – общее государство для всех людей

Отличия поздней стои от ранней:

- Принцип слабого человека: «Мы не можем изменить хода вещей»(Сенека)

- Усиление религиозной мистики

- отказ от учения Аристотеля

- принцип индивидуализма. Марк Аврелий: «Свернись внутрь себя»- отказ от полиики и внешнего мира.

- особая трактовка героя. герой – тот, кто себя воспитывает.

Учения Марка Аврелия(121-182 гг н.э.)

Книга «Наедине с собой»

- принцип промысла – материальная взаимосвязь всех вещей в космосе. «Все сплетено друг с другом»

- Принцип отчаяния: «Все мимолетно», «Все человеческое есть дым»

- цель жизни – согласовать свою судьбу с промыслом. «Люби все, что случичается с тобой»

- признак терпения «Приучай себя к тому, что кажется невыполнимым»

- принцип антиагрессивизма: «Нет развития жизни человека»

20. Школа киников.(Диоген, Антисфен)

3 принципа философии:

1. принцип аскетизма – максимальное ограничение элементарных потребностей. Антисфен: «Богатство не относится к числу необходимых вещей»

2. Принцип ценнизма: - отказ от духовных ценностей. Антисфен: «Нужно жить ничго не боясь и ничего не стыдясь»

- отрицание образования: Антисфен – « Философия – умение беседовать самим с собой»

3. Автаркия – независимость:

- от государства. Диоген: «Я человек мира», Антисфен: «Мудрец живет не по законам государства».

- от потребностей. На надгробии Диогену: «Он сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна»

- от политики. «Кто занимается политикой – Идиоты»

- от семьи. Антисфен: «В молодости жениться рано, в старости – поздно. Жиниться не надо никогда»

- от Бога. Антисфен: «Мои мысли никому не подвластны»

- номинализм –признает только един. вещи.

- концептуализм – знать объект – это дать его описание.

21. Традиции неоплатонизма .

Плотин, Прокл, Порфирий – элита. Они вернули вертикальное строение космоса.Материя-душа-ум- единое ( с низу вверх).

Единое – общий источник рождения.

Ум – мир идей.

Душа – принцип жизни.

Материя – природа и человек.

Ипостаси-разные образы одной сущности.

Эманация – исхождение Богов в мир.

Теургия – отождествление человека с Богом.

Плотин: «Жизнь – это бег одного к одному», «Сбрось с себя все»

Экстаз – гиперрациональное постижение Бога

Неоплатоники – представители отрицательной диалектики – развитие от высшего к низшему.

22. Христианский эллинизм. 2-4 вв. Сочетание греческой философии с древне-еврейским и древне-египетским мышлением. Представители: Клиемент Александрийский, Ориген.

2 признака, характеризующего Эллинизм:

- монотеизм (религиозное представление и учение о едином Боге)

-ветхозаветные тексты.

Сравнительный анализ греческого и ближневосточного мышления.

Греческое мышление Ближневосточное

1) Интеллектуальное познание (нужно думать)

2) Мудрец объясняет мир извне (человек не имеет никакого отношения к объекту)

3) Мудрец сам открывает истину.

1) Непосредственное психологич. понимание

2) Человек или мудрец находится внутри ситуации

3) Бог открывается мудрецу в особенных образах.

1) Интерес к природе

2) Человек – часть природы

1) Человек – творение Бога

2) Человек – высшее создание в природе

3) Личностное общение с Богом

1) Пространство преобладает над временем.

2) История –часть природы – природа неизменна – история – это настоящее время.

1) время важнее пространства

Олам – бесконечный потк времени, который вмещает свой мир.

Бытие – участие в потоке событий.

Бог создает цель движения времени(ожидание лучшего будущего)

Культура созерцания Культура слуха – слышать речь Бога во времени.

23. Особенности средневековой западной философии. 4-5 вв.

1)Универсализм: - видеть мир во всеединстве; - кто знает священное писание, тот знает все (знания причин творения).

2) Иерархизм – одинаковая степень существования, но разная степень бытия.

3) Символизм – способ связи земного и небесного мира.

«Средневековый человек видел больше», «Чем менее видимо, тем более реально»

- Каждая вещь имеет 2 значения: земное и небесное. Бог в мире не телесно, а словесно.

Примеры христ. символов.: 7 просьб в молитве, чудес света, дней творения;4 – переход духовного в материальное; голубь – символ перевоплощения; фиалки – символ смирения.

4)Ананомность

5) Традиционализм – прошлое лучше чем настоящее. В момент творения были созданы образцы.

6) Геоцентризм – центральные события происходят на Земле. На Земле происходит борьба Дьявола и Бога.

7) Назидательно сть культуры – главная функция искусства - утешение.

8) Особая трактовка бедности. «Скорее верблюд пролезет в ушко иголки, чем богатый попадет в рай».

9) Амбивалентность – возможность перехода духовного в материальное.

10) Сотериологизм – учение о спасении души

11) Эсхаталогия – учение о конце света.

12)Двухмерность времени – божественное и земное.

13) Анахронизм – отсутствие будущего и прошлого в настоящем

14) Антидиномичность – невозможность переходного состояния. «Бог может разрешить переход в другое состояние»

15) Волюнтаризм-главный признак Бога – воля.

16) Аскетизм: - материальный (пориц. богатство), духовный (пориц зем чувств)ю

17) Отличие знака от символа.

24. Учение Августина (354 - 430)(патристика – учение раннего средневековья, основанное на философии Платона).

Признаки:

1) апология –труды защищающие хрестианство). Два врага: - манихеи(в мире 2 основы – Божественная и дьявольская и они равнозначны); - гностики – Бог не твория материю.

2) Креационизм - учение о сотворении мира. Зло и уродство не имеют антологического основания – это наименьшая степень совершенства – ничто.

3) Трансцендентность – Бог находится по ту сторону земного мира.

4) Экземпляризм – Бог создал мир по образцам (сущности каждаго класса вещей)

5) Откровение – внезапное постижение истины с помощью Бога.

О Боге: доказательство существования бога: истинное бытие неподвижно – изменение это частичная смерть-у Бога нет никаких возможностей – Бог не материален – Бог не имеет место в пространстве – воспринимается только умом – присутствует везде – Бог не зависит от внешних причин - Бог субстанция, значит он благо, он истинное бытие. Мир неистинное бытие.

Учение о времени:3 вида времени:физическое, сокральное(вр. Небесных событий) историческое(вр. Событий). В раннем христиантсве психологическая трактовка времени. «Существует настоящее настоящего, настоеящее будущего и настоящее прошлого», « Прошлое – это память, настоящее – это созерцание, а будущее – это ожидание» Применяет линейное время.

25 . Учение о познании. Ум(человека знания) и разум(Знания Бога) не совпадают.Учение о познании= теории внутреннего человека. Внутренний человек-знание Бога в нашей душе. 2 условия познания:1)развитие собственного интеллекта. 2)праведность.

«Знать и мыслить не одно и тоже» Иллюминизм- постижение истины с помощью Бога

3 вида знания: - чувственное, теоретическое (понятийное знание), непонятийное знание ( сверхчувственное).

Вера – это образ мышления. 3 объекта веры:- историч. факты, истины математики, истины Бога («Верую, чтобы понимать»).

- Учение об истории:

- понятие всемирной истории

- 2 движущ силы:- воля Бога и воля падшего человека

- 3 вида зла: - тело человека, государство, воля человека.

- 2 царства – земное и небесное.

- 2 признака истории:пессимизм-в истории нет прогресса, есть только моральность души.2)провиденцианизм-историческое событие зависит от воли Бога.

16. Учение Фомы Аквинский(1225-1272)- Томас .

- Неотомизм – основное философское учение в США и в Германии.

- Родоначальник схоластики –учение позднего средневековья, основанное на философии Аристотеля. признаки:1)теория двойной истины-религия и наука отличаются только методами. 2)новая трактовка Бога. Бог-чистое бытие. Бог=сущность+существование.- нет признаков. Мир – участие. Участие – временное существование. 3)принцип оптимизма-жизнь-высшее благо ( из Библии « Сущее есть благо, потому что оно сущее»). 4)отрицание внутреннего человека. Бог познается через следствия в природе.5) Душа-форма тела, зло в душе.

- 2-е доказательство существование Бога: аргументы:1)аргумент от движения(Бог творит и форму и материю. Вещь не может изменить свою сущность). «)аргумент от причины(2 вида причин:природные и божественные).3)аргумент от совершенства(Бог создает критерии совершенства)4)аргумент от случайности(в мире есть случайность, а Бог чистая необходимость). 5)аргумент от целесообразности(Бог задает цели природе).

27. Реализм и номинализм в 12 в .: дискуссия о природе универсалей.

1) Реализм – учение, котрое признает все виды общего.-крайний (Платон), - умеренный.

Крайний – признает общее до вещей. Умеренный – 3 вида общего: - общее до вещей ( идеи Бога, религия), - Общее в вещах (вещи), - общее после вещей (понятия, наука).

«Бог создал логику мышления»

-Следствия реализма:

1) понятия полностью отражают сущность

2)у каждой вещи есть только одна функция

3) изучение понятий заменяет изучение вещей

4) изучение вещи – это поиск общего в единичном.

1) Номинализм – существует только единичн. вещи.

28. Культурологическое значение реализма.

1) Общее не знает исключений

2) Впервые появились идеи, девизы, гербы, пословицы.

3) Впервые давали наименования неодноимен вещам.

4)обычай кровной мести

5) упрощенная мотивация поведения

6) особенность театральных действий

7) усадьба – это прообраз космоса

8) новая трактовка труда – это наказание.

9) Новая трактовка богатства-это межличностные отношения

«Государство – это совокупность и земель»

10) культура дарения – вид межличностного общения

11) реализм- культура вкладов

12) реализм – культура расточительства

13) новая трактовка права – право всегда справедливо, ритуально, идеально.

14) новая трактовка души. Душа – это совокупность общественных качеств. Еретики –обладает индивидуальными качествами.

- актуальная бесконечность – Бог, потенциальная бесконечность – мир, который изменен.