Реферат: История русской литературы первой половины XIX века
Название: История русской литературы первой половины XIX века Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: реферат |
Министерство образования УО Мозырский Государственный Педагогический Университет имени И. П. Шамякина. Кафедра русской и зарубежной Литературы История русской литературы первой половины XIX века Контрольную работу выполнила: студентка 2-го курса 3 группы, филологического факультета заочной формы обучения Мартынович Ирина Михайловна Мозырь 2009 Вариант XIV Задание 1 . Понятие психологизма, его формы. Одна из притягательных черт художественной литературы – ее способностьраскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения его так точно и ярко, как этого не сделать самому человеку в обычнойповседневной жизни. Именно в этом одна из причин долгожительства многихлитературных произведений: говоря о душе героя, его внутреннем мире, писатель говорит с каждым из читателей о нем самом, о его душе, говорит о нас с вами, даже если герои – совершенно не похожи на нас люди. Психологизм – одно из свойств художественной литературы. Чернышевский, например, утверждал, что наличие психологизма в произведении является обязательным критерием его художественности, хотя, конечно, далеко не единственным. Что же такое психологизм? Это способность писателя раскрыть в своем произведении тайны внутреннего мира человека, выразить даже самые малые движения его души. Ни одно произведение не обходится без какой – либо информации о внутреннем мире героев. Но о психологизме мы говорим лишь тогда, когда изображение внутреннего мира становится одной из основных задач автора. Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших вершин. Имена Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова – это имена гениальных писателей – психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе. Очень важно судить о человеке не по «внешним признакам», а по его внутреннему существу. О людях надо знать все, и явное и тайное, чтобы быть убежденным в том, кто они такие и чего от них надо ждать. Чтобы судить о людях, надо знать истинные мотивы их поступков. У каждого писателя и в каждом произведении психологический анализ принимает свои неповторимые формы. У Толстого и Достоевского, например, изображение внутренней жизни персонажей дано, предельно развернуто и психологически анализ нередко господствует над всеми другими компонентами. Излюбленный прием этих писателей при изображении духовной жизни их персонажей – внутренний монолог, в котором фиксируется поток мыслей, чувств, впечатлений, владеющих в данный момент душой героя. Психологизм осуществляется в форме прямых авторских размышлений или в форме самоанализа героев, или косвенным образом - в изображении ихжестов, поступков, которые должен аналитически истолковать подготовленный автором читатель (Гинзбург). В понятие психологизма включается глубокое изображение внутреннего мира человека, его мыслей, чувств, переживаний. Это такой способ создания образа, способ воспроизведения и осмысления характера, когда психологическое изображение становится основным. Способов изображения внутреннего мира несколько. И. Страхов писал: “ Основные формы психологического изображения можно разделить на изображение “извне” и изображение “изнутри”. Изображение “изнутри” осуществляется через внутренний монолог, воспоминания, воображение, психологический самоанализ, диалог с самим собой, дневники, письма, сны. Огромные возможности в этом случае дает повествование от первого лица. А что представляют из себя способы “извне”? Это изображение внутреннего мира героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического состояния. Мир, окружающий человека, формирует настроение и отражает его, влияет на поступки и мысли человека. Это детали быта, жилья, одежды, окружающая природа. Мимика, жесты, речь на слушателя, походка – внешние проявления внутренней жизни героя. Портрет – один из способов психологического анализа “извне”. Задание 3. Анализ лирического текста. А. С. Пушкин «Пророк». А. С. Пушкин «Пророк». О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание. В 1826 году Пушкин пишет стихотворение “Пророк”, являющееся своеобразным поэтическим манифестом автора. В нем говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. Если в других стихотворениях, говоря о поэте и поэзии, Пушкин используеталлегорические образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас), то здесь он обращается к библейской мифологии: вместо поэта — пророк, вместо музы — шестикрылый серафим, вместо Аполлона — Бог. Посланник Бога, серафим, преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У него открываются глаза (“вещие зеницы”), серафим дает поэту вместо языка “жало мудрыя змеи”, вместо обыкновенного трепетного сердца - он вдвигает ему в грудь “угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преображения человека оказывается недостаточно, чтобы стать поэтом (“Как труп в пустыне я лежал”). Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой поэт творит, которая оживляет его. Эта цель, идея образно выражена как “Бога глас”: В этом стихотворении можно увидеть две темы : жестокое преображение человека и горькая миссия пророка.Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму, описанную выше. В стихотворении нет разбивки на строфы. Четырехстопный ямб, использование перекрестной, парной и кольцевой рифмы создает особую ритмику стиха. Не случайны и частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и»). Повторение нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка. Сравнения – перстами легкими, как сон; отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы, и др.) Метафоры – неба содроганье, глаголом жги, наполнил шум и звон… И наконец, особую яркость происходящему придают неповторимые эпитеты : (перстами) легкими, вещие (зеницы), (язык) празднословный и лукавый, (жало) мудрыя, (уста) замерзшие, (сердце) трепетное. Каждый из этих эпитетов несет определенную эмоциональную нагрузку: легкими — легкое прикосновение, мягкое, осторожное; вещий — предвидящий будущее, пророческий; празднословный и лукавый — коварный, хитрый; мудрыя (мудрый) — обладающий большим умом, основанный на знании, опыте; трепетное — взволнованное. Идея поэтического текста - поэт призван своим вещим, пророческим словом будить сердца людей к добру и благородным порывам. Поэт в понимании Пушкина – посланник божий. Его дар – это тяжелая ноша. Всевышний дает поэту талант, но заставляет выполнять на земле определенную миссию: исправлять людей, учить их, как нужно поступать, пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём. Стихотворение сложилось под непосредственным впечатлением от службы в церкви. Готовность к жертве, выраженная в библейской “Книге Исайи”, служит А. Пушкину примером. В отчаянном письме к Плетневу Пушкин восклицает: “Душа! Я пророк, ей-богу, пророк!” Жанром
стихотворения является: Легенда. |