Реферат: Предмет и метод юридической науки
Название: Предмет и метод юридической науки Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
1.Предмет и метод юридической науки Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.Юридическая наука дифференцирована на ряд отраслей: наука гражданского права, наука уголовного права, теория государства и права, история права и правовых учений и др.Прикладными юридическими науками являются: судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика, криминология, юридическая психология и др.Функция эта состоит, прежде всего, в выяснении смысла закона, тщательном изуче-нии его содержания. Но это не все. Дело в том, что намерения законо-дателя, те цели, которые он преследовал при принятии закона, и реальные последствия применения этого закона на практике очень часто не совпадают. И задача правоведения, в том числе теории права, состоит в том, чтобы изучить практику применения закона, эффектив-ность его влияния на общественные отношения, иными словами, выявить, реализована цель законодателя или нет. Достигается это главным образом с помощью социологических исследований, выявля-ющих фактическое положение дел, реальную значимость закона. Осу-ществление аналитической функции приводит к выяснению как досто-инств, так и недостатков законодательства. Именно в этой функции сочетаются позитивные и критические начала. 2.Понятие государства Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Как возникло государство не известно. И что именно первично права или гос-во –не известно. Но сама идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы». Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум». Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие: - верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было; - принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти; - приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей; - взаимная ответственность государства и личности. Рассмотрим вышеперечисленнные черты правового государства подробнее * Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан. * Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами. * Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах. * Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д. 3. Классификация государств С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа.
Формационный подходПри формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государства:
При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии. Цивилизационный подходПри цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы. Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации. Классификация современных государствПомимо выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации. В зависимости от уровня экономического развития
В зависимости от политического режима
В зависимости от формы правления государства
В зависимости от господствующей идеологии государства
Идеологизированные государства — это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы:
Идеология
— определенная система взглядов, выражающая какие-то интересы (марксистская идеология, фашистская идеология). Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. Гражданское общество в его современном понимании и значении — это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Гражданское общество - это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости. Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, это сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия. -третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций. Гражданское общество Гегеля - это хорошо известное нам первоначальное общество расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и практикой. Но надо отдать должное Гегелю - он точно определяет политико-правовые и социально-экономические вопросы этого общества и дает на них содержательные ответы. 5. Понятие права Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на право сознание людей. Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране. В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д„ организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой. Право - результат правотворческой деятельности государства. Право характеризуется рядом специфических признаков: 1. Право состоит из норм, то есть правил поведения, которые являются обязательными. 2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. 3. Нормы права выражены и закреплены в нормативных актах. 6. Нормы права и их место в системе социальных норм Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой. Государство не может эффективно функционировать, не опираясь на право, оно гарантирует реализацию правовых норм. Норма права Норма права - это правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения. Признаки нормы права:
Гипотеза - условия, при которых выполняется данное правило. Диспозиция - само правило поведения. Санкция - мера принудительного воздействия на нарушителя правовой нормы. Санкция может нести поощрительные или карательные меры, в зависимости от того, соблюдаются или нарушаются правила поведения (нормы). В зависимости от предписаний правовые нормы подразделяются на:
Классификация норм права: -по характеру правила ,которое заключено в той или иной норме права:
-по характеру отношения урегулированных той или иной нормы: · материальные: опред. Права и обязанности субъекта. · Процессуальные:опред. Процедуру их реализации. - по времени действия: · Бессрочные:действуют пока не отменят. · Срочные: до опред момента(1год). -по месту действия: · Общефедеральные: на всей территории РФ. · Законодательых субъектов: действие на опред. Территории . -по кругу лиц. 7. Источники права Источниками права являются официальные государственные документы (законы, указы, постановления), в которых закрепляются правовые нормы. Юридические нормы имеют общественный характер и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Законы, указы, постановления являются результатом правотворческой деятельности, то есть деятельности компетентных органов государства. Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1] Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германскойправовой семье) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения. Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:
· Законы · Конституция РФ · Федеральные конституционные законы · Федеральные законы · Подзаконные правовые акты: · Указы Президента РФ · Постановления Правительства РФ · Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб) · Локальные нормативно-правовые акты · Особую группу составляют международные договоры РФ.
· отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами) · гражданско-правовые · уголовно-правовые · и т.д. · комплексные Правоотношение — урегулированное нормами праваобщественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей. Признаки правоотношения Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:
Реализация нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этого правоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются Государством. Правоотношение возникает при наступлении предусмотренных закономюридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д.). В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов: Участники правоотношений именуются их субъектами. Правоотношение — индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями), связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении. Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями, это непосредственные участники правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть: Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права. Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью. 10.Система права Система права — совокупность норм, институтов и отраслейправа в их взаимосвязи. Важным качеством права является то, что оно — не простое нагромождение отдельных норм, а четкая их система. Нормы права группируются в институты, институты — в отрасли. Нормы различаются по юридической силе и степени обязательности. Для правильного толкования нормы необходимо знать не только ее содержание, но и ее место в системе норм. Норма праваНорма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государствомправила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права. Признаки правовой нормы:
Структура правовой нормы:
Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений — отрасль права. 11. Правонарушения Признаки:
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления. В свою очередь они могут быть дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными). 12. Экологическое право Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом экологического права
являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном Законе нашей страны — Конституции Российской Федерации, о чем подробнее будет сказано в теме 2, посвященной источникам экологического права. Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присушим методом правового регулирования. Поэтому едва ли правильны встречающиеся в литературе, в том числе и учебной, утверждения о методе (или методах ) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах ) экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений. Юриди́ческая отве́тственность - применение санкции правоохранительной нормы компетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю. В широком смысле является элементом общего правового статуса личности, которая должна быть законопослушной, и обязана не только соблюдать правовые предписания, но и отвечать за последствия их несоблюдения. Юридическая ответственность имеет два аспекта:
Таким образом, в зависимости от подхода, можно по-разному определять, когда возникает правоотношение юридической ответственности: с начала претерпевания лицом мер государственного принуждения или с момента совершения правонарушения. Выделяют ретроспективную и проспективную стороны юридической ответственности. Ретроспективная есть результат деяния, совершённого в прошлом, проспективная — осознание лицом социальной важности своей деятельности и её возможных неблагоприятных последствий (как в отношении общества, так и в отношении себя). При всей очевидной оторванности проспективной ответственности от практики, она является методологической основой для выделения, в частности, конституционно-правовых мер юридической ответственности. Признаками юридической ответственности являются:
14. Конституция РФ, Структура и базовые принципы Основное назначение современного государства- это обеспечение прав граждан, обеспечение прожиточного минимума. Функции государства Изначально любое государство выполняло триединую задачу: -управлять хозяйством и обществом; -защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых; -оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства: Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
К внешним функциям государства относятся:
Правово́е госуда́рство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются[1] :
для правового государства характерно[2] :
В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке. История становления правового государства Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям. Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение — упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона. Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени — оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII—XVIII века). У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу. Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона) имели место в Статусе Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статуса канцлер Лев Сапега (1557—1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статусы разделял государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную. Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека. Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были нем. юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие. Правовое государство и современность Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который недостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а так же в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере. По Конституции РФРоссия является правовым государством, однако многие утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал[3] . В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др.; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла)[ Конституционно-правовые основыстатуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статусагражданина. Под правовым статусомгражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию "правосубъектность"*(29). Таким образом, конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ лишь расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации. В главе 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" понятия "ребенок" и "дети" употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины "гражданин", "каждый"*(30). Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России. Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании лицом не только правами, но и обязанностями. Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Примером нормативного акта, закрепляющего конкретно обязанности ребенка, является ЗаконРеспублики Саха от 1 июля 1994 г. N 23-I "О правах ребенка", где, в частности, установлено, что ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них. Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализациюправ и свобод человека и гражданина*(31). В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантииправ, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права. В понятие конституционно-правового статуса включается и институт гражданства, который регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(32) (далее - Закон о гражданстве). В соответствии со ст. 12 указанного Закона ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав. В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории РФ; б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлениюродителя; в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ (п. 6 ст. 14). Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя (п. 3 ст. 19). Закон о гражданстве регламентирует также вопросы изменения гражданства ребенка при прекращении или приобретении гражданствародителями, при усыновлении (удочерении), при установлении опеки или попечительства. Ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 24). Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ. Если один из родителей, приобретающих гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей. Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 25). Ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином РФ, или супругами, являющимися гражданами РФ, или супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ. Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином РФ, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона о гражданстве при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ (п. 4 ст. 26). Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя. Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо. Ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительствоиностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению. Ребенок или недееспособное лицо, которое является гражданином РФ и над которым установлены опека или попечительствоиностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ (ст. 27). Окружающие рассматривают преступность несовершеннолетних, как проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На подростковую преступность влияют такие факторы, как отрицательные влияния в семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга. За последние три года значительно увеличилась тенденция роста преступлений в молодежной среде. С точки зрения экспертов отмечался рост всех видов преступности, таких как пьянство, наркомания и уличных преступлений. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные преобразования молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации и т.п. Поэтому необходимо регулирование поведения подростков. Нарастает криминальная активность несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет (совершили преступления — в 85 г. — 891; 90 г. — 1212; 95 г. — 1648). В 1995 году 9 подростков этого возраста совершили убийства, 11 — тяжкие телесные повреждения, 66 — разбои; 228 — грабежи, 124 — квартирные кражи, 123 — угоны автомашин и 164 — хулиганство. 26. Социальное обеспечение материнства и детства, материнский капитал НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ - полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). С нового года за рождение второго ребенка родители получат от правительства 250 тысяч рублей. Закон о материнском капитале вступил в действие с 1 января 2007 года. Обещанные президентом 250 тысяч рублей полагаются родителям, у которых в этом году родился второй, третий и так далее ребенок. Оформлять материнский капитал можно уже сейчас. Правда, на пеленки-распашонки на руки деньги родители не получат. В Пенсионном фонде выдадут только сертификат. И только через три года средства сертификата можно будет потратить на улучшение жизни своей семьи. Закон вступил в силу всего две недели назад, поэтому вопросов по механизму получения материнского капитала очень много не только у молодых родителей, но и у самих чиновников. Кому положены деньги, когда и как ими можно будет распорядиться? На эти и другие вопросы отвечает «Комсомолка». Вы имеете право на деньги, если: - Вы и ваш ребенок - граждане России. - Не важно, где проживаете. Двойное гражданство тоже дает право на выплату. Только получать и тратить материнский капитал придется на территории России. - Ребенок должен быть вторым (третьим и так далее) в семье. - Новорожденный появился на свет не ранее 0 часов 00 минут 1 января 2007 года. - Вы усыновили ребенка, то есть решение суда об усыновлении вступило в силу после 31 декабря 2006 года. Но малыш должен быть в семье вторым (третьим и так далее) ребенком. При этом капитал вам полагается, даже если вы усыновили 17-летнего ребенка. Но если суд отменит усыновление, сертификат потеряет свою финансовую силу. |