Курсовая работа: Организация и пути совершенствования производства переработки и сбыта продукции птицеводства

Название: Организация и пути совершенствования производства переработки и сбыта продукции птицеводства
Раздел: Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству
Тип: курсовая работа

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО Уральская государственная

сельскохозяйственная академия

Кафедра организации и прогнозирования

Курсовая работа

Организация и пути совершенствования производства, переработки и сбыта продукции птицеводства на ГУП СО «Птицефабрике «Рефтинская»

Выполнила: студентка 6 курса

ФТЖ-03-21з

Проверила: Дорохова Л.И.

Екатеринбург 2008

Содержание

Введение. 4

1. Краткая характеристика предприятия.. 6

1.1. Общая характеристика предприятия.. 6

1.1.1. Местонахождение, краткая природно-климатическая характеристика, условия сбыта продукции и материально-технического снабжения.. 6

1.1.2. Специализация предприятия.. 8

1.1.3. Размер, производственный потенциал предприятия и эффективность его использования.. 8

1.2. Анализ отдельных отраслей.. 13

2. Опыт и оценка эффективности организации производства и сбыта продукции животноводства.. 15

2.1. Организация производства продукции животноводства 15

2.1.1. Организационное устройство, внутрихозяйственные производственно-экономические отношения и внутрихозяйственная специализация.. 15

2.1.2. Организация производства отдельных видов продукции животноводства.. 1

2.1.3. Основные принципы выращивания. Заселение одновозрастной птицей.. 7

2.1.4. Технология выращивания.. 7

2.1.5. Фронт кормления.. 8

2.1.6. Фронт поения.. 8

2.1.7. Микроклимат. Температурно - влажностный режим.. 9

2.1.8. Воздухообмен.. 10

2.1.9. Освещение. 10

2.1.10. Контроль за живой массой молодняка.. 11

2.1.11. Перевод ремонтного молодняка в родительское стадо 14

2.1.12. Кормление. 15

2.1.13. Организация труда.. 18

2.1.13. Оплата и материальное стимулирование. 18

2.2. Организация сбыта продукции животноводства.. 19

3. Пути совершенствования производственно-сбытовой деятельности.. 24

3.1. Совершенствование технологии кормления птицы.. 28

Выводы и предложения.. 29

Список используемой литературы.. 33

Введение

Продовольственная безопасность - это стабильное состояние экономики нашей страны, включая агропромышленный комплекс, когда ее соответствующий внутренний потенциал, независимо от внешних условий, позволяет полностью удовлетворять потребности населения в продуктах питания.

Положение в аграрном комплексе страны и, особенно в животноводстве - весьма сложное. Не миновал кризис и такую, казалось бы, благополучную отрасль, как птицеводство. Экономика птицеводческих предприятий оказалась в полной финансовой зависимости от поставщиков кормов и других материальных ресурсов, стоимость которых возросла непомерно. Темпы роста цен на промышленные товары по сравнению с реализационными ценами на продукцию птицеводства выше в 1,8 раза уже в течение несколько лет. В результате производство продукции выращивания птицы и яиц в общественном секторе существенно сократилось. У большинства птицеводческих предприятий практически отсутствуют оборотные средства, кредиторская задолженность парализует их деятельность. Не последнюю роль в снижении производства продукции выращивания птицы и ухудшении финансового состояния отрасли сыграл возрастающий из года в год импорт этой продукции. Только в последнее время он начал все же сокращаться.

Не смотря на все проблемы, птицеводство является в настоящее время единственной успешно функционирующей отраслью животноводства, которая в короткий срок способна обернуть вложенные капитальные средства, а также стабилизировать и улучшить ситуацию на рынке мяса страны. За последние четыре года отрасль динамично развивалась за счет широкого использования высокопродуктивных кроссов, структурных переориентации на бройлерное птицеводство. По сравнению с другими отраслями животноводства птицеводство в переходный период проявило большую гибкость и выживаемость, сохранило значительную часть своего производственного потенциала, в меньшей степени сократило объемы производства продукции. По оценкам специалистов, пока еще сохраняются потенциальные возможности для увеличения производства яиц в ближайшие два года в 1,3 раза, а продукции выращивания птицы - вдвое.

Птицеводство оказывает большое влияние на экономику сельского хозяйства, позволяет более полно и равномерно использовать трудовые ресурсы и средства производства, организовать регулярное денежное поступление в течение года, обеспечивает высокую производительность труда и рентабельность, а так же быструю окупаемость капитальных вложений. Это является привлекательным моментом для производителей продукции выращивания птицы. И главными целями станут развитие производства и увеличение его эффективности.

1. Краткая характеристика предприятия

1.1. Общая характеристика предприятия

Птицефабрика «Рефтинская» производственного объединения «Свердловское» по птицеводству проектной мощностью 9 млн. бройлеров в год была организована в 1981году. Ввод птицефабрики в эксплуатацию осуществлялся отдельными установками, что позволило начать освоение мощностей до окончания строительства всей птицефабрики.

1.1.1. Местонахождение, краткая природно-климатическая характеристика, условия сбыта продукции и материально-технического снабжения

Птицефабрика «Рефтинская» расположена в 112 км от областного центра – города Екатеринбурга, в 20 км от города Асбеста.

Рефтинская птицефабрика расположена в зоне континентального климата, температура зимой – 320С, летом +190С. Количество осадков в год 399мм. Ветры большей частью юго – западные, скорость движения – 3,3м/с, средняя глубина промерзания почвы – 1,9м.

Растительность густая, естественное лесонасаждение: сосна, береза с примесью еловых насаждений. Заболоченность на участке отмечена в средней ее части. Западная часть долины покрыта густым лесом и заполнена водой. Мощность торфяных отложений по оси дорог 1,2 – 1,5м. Запасы в почве грунтовой влаги менее 60% оптимальной их величины.

Рельеф сложный – это восточные склоны меридиально вытянутой водораздельной гряды восточных отрогов Уральского хребта. Максимальная отметка участка 205,95м (северо-западная часть), минимальная 182,1м (юго-восток). В территориальном отношении площадь птицефабрики «Рефтинская» располагается в землепользовании 2 – х районов Свердловской области: города Асбеста и Сухоложского района.

С востока птицефабрику на всем протяжении ограничивает территория, отведенная для золоотвалов Рефтинской ГРЭС I и II очереди, с запада – установленной границей является линия водораздела реки Рефт и речки Полуденная. С юга птицефабрика ограничена охранной зоной железной дороги.

В результате этого размещение комплекса птицефабрики представлено довольно узкой полосой: ширина 250 – 750 м, длина – 3,5 км. Общая земельная площадь птицефабрики «Рефтинская» составляет 382га.

Водоснабжение, тепло и электроснабжение птицефабрики осуществляется Рефтинской ГРЭС, которая расположена в 2,5 км от фабрики.

Птицефабрика связана с поселком дорогой с асфальтовым покрытием.

Реализация продукции осуществляется в торговую сеть городов Екатеринбурга, Челябинска, Асбеста, Тюмени, Москвы и других.

Птицефабрика открыла сеть своих фирменных магазинов и мелкооптовых баз в Екатеринбурге, Тюмени, Каменск – Уральском, Сысерти, Асбесте, Сухом Логу поселке Рефтинском. Здесь реализуется 45% всей выпускаемой мясопродукции.

Необходимо отметить, что птицефабрика «Рефтинская» является государственным предприятием. В годы «великого перелома» (нач.90-х гг.), становления рыночной экономики в России процессы приватизации и разгосударствления ликвидируют государственную собственность на предприятиях, но однако она сохранилась как основа государственного регулирования экономики в целом. А птицефабрика является оптовым предприятием, что находится под государственным регулированием, так как нецелесообразно дробить эту отрасль хозяйства на элементы. На предприятии сохраняется государственная собственность, но свою работу она ведет на полном коммерческом расчете. Хозяйство полностью ориентируется на конкурентный рынок, преимущество которого в том, что он работает на основе саморегулирующего механизма цен, спроса и предложения.

1.1.2. Специализация предприятия

Производственное направление птицефабрики «Рефтинская» - мясное.

В структуре товарной продукции мясо занимает более 90%, остальное приходится на яйцо и прочую продукцию.

Птицефабрика «Рефтинская» выпускает более 350 наименований продукции: мясо птицы, полуфабрикаты, колбасы, копчености, консервы, субпродукты, яйцо.

Таблица 1 – Структура товарной продукции

Наименование товарной продукции

2006г

2007г

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Выручка от реализации продукции - всего

в т. ч. – мясо птицы

- яйцо

- цыплята суточные

1006733

931873

61702

13158

100

92,5

6,2

1,3

1211970

1110113

80030

21827

100

91,6

6,6

1,8

1.1.3. Размер, производственный потенциал предприятия и эффективность его использования

Таблица 2 – Размеры и производственный потенциал птицефабрики «Рефтинская»

Показатели

Единицы

измерения

Годы

2007 в%

к 2006

2006

2007

Общая уборочная площадь

урожайность зерновых

га.

ц /га.

1430

27,1

2000

18,6

139,9

68,6

Произведено мяса птицы в

живом весе

Тонн

24522

25275

103,1

Поголовье птицы, всего

В т. ч.: молодняк

из них бройлеры

взрослое поголовье

Тыс. гол.

Тыс. гол.

Тыс. гол.

Тыс. гол.

1907

1735

1566

173

2002

1923

1735

179

110,2

110,8

110,8

103,5

Валовое производство:

- яйцо

- привес

в т. ч. бройлеры

Валовый сбор зерновых

Тыс. шт.

Тонн

Тонн

ц

36054

23790

22725

38784

38974

24942

23785

37199

108,1

104,8

104,7

95,9

Стоимость основных средств

Тыс. руб.

723178

814174

112,6

Стоимость валовой продукции

в сопоставимых ценах, всего

в т. ч. на 1 работника

Тыс. руб.

Тыс. руб.

50101

25,1

52320

26,1

104,4

103,9

Реализовано:

- мяса птицы в живом весе

- яиц

в т. ч. на плем. цели

Тонн

Млн. шт.

Млн. шт.

24676

14,751

8,2

25275

16,171

8,4

102,4

109,6

102,4

Выручка от реализации

Тыс. руб.

1006733

1211970

120,4

Прибыль(убыток) по балансу

Тыс. руб.

98903

120577

121,9

Численность работников, всего

в т ч. занятых в с/х

Чел.

Чел.

1998

1183

2006

1157

100,4

97,8

Фондовооруженность

тыс. руб.

361,9

405,9

112,2

Энергетические мощности

л. с.

65499

57802

88,2

Энерговооруженность

л. с.

32,8

28,8

87,8

Производительность труда

тыс. руб.

25,1

26,1

103,9

Число цехов

шт.

10

10

100

Число корпусов, всего

в т. ч. по производству мяса

по производству яиц

шт.

шт.

шт.

27

9

18

27

9

18

100

100

100

По данным таблицы видно как выросли показатели по сравнению с 2006 годом. В 2007 году стоимость валовой продукции по сравнению с 2006 г повысилась незначительно – на 2219 тыс. рублей или на 4.4%.

В 2007 году увеличилось поголовье птицы на 10,2%, но численность работников не увеличилась, а уменьшилась.

Увеличилась стоимость основных производственных фондов на 12,6%, а значит, возросла и фондовооруженность на 12,2%. На 7697 л. с. уменьшились энергетические мощности, и показатель энерговооруженности снизился на 12,2%.

В 2007 году значительно выросла выручка от реализации продукции на 205237 тыс. рублей или на 20,4%, а прибыль выросла на 21674 тыс. рублей или 21,9%.

В целом птицефабрика работает рентабельно, оставаясь одним из лучших предприятий отрасли.

Для успешной работы птицефабрика «Рефтинская» имеет большой производственный потенциал.

Рефтинская птицефабрика зарекомендовала себя на рынке, как производитель высококачественной мясопродукции. Птицефабрика реализует свою продукцию (мясо птицы, полуфабрикаты, кулинарные изделия из мяса птицы, пищевое яйцо и т.д.) непосредственно в торговую сеть, предприятиям общественного питания и пищевой промышленности Свердловской и других областей, а также через фирменную торговлю, мелкооптовые склады и магазины.

Финансовые результаты реализации продукции птицефабрики «Рефтинская» приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Производственно-экономические показатели развития птицеводства на птицефабрике «Рефтинская»

Показатели

Единицы измерения

2006 г

2007 г

2007 г в%

к 2006 г

Поголовье птицы, всего

В т. ч.: молодняк

из них бройлеры

взрослое поголовье

Тыс. гол.

Тыс. гол.

Тыс. гол.

Тыс. гол.

1907

1735

1566

173

2002

1923

1735

179

110,2

110,8

110,8

103,5

Произведено яйца

мясо

суточные цыплята

тыс. шт.

Тонн

Тыс. голов

36054,2

24521,7

16195,1

38974,2

25343,7

17472,3

108,1

103,4

107,9

Произведено яиц на 1 несушку

шт.

242,7

242,93

100,1

Среднесуточный прирост живой массы: бройлеры

рем. молодняк

грамм

грамм

41,1

17,26

41,28

17,27

100,4

100,0

Валовой прирост живой массы

бройлеры

рем. молодняк

тонн

тонн

23789,5

1064,4

24941,8

1156,9

104,8

108,6

Производство валовой продукции в текущих ценах:

мясо

яйцо

суточный молодняк

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

841104,6

126189

147375,4

1008472,5

159793,4

272567,9

129,0

126,6

184,9

Реализация продукции (по всем каналам): мяса

яйца

суточных цыплят

тонн

тыс. шт.

тыс. гол.

24676,1

14751,0

1600,8

25275,2

16171,0

1818,9

101,5

109,6

113,6

Трудоемкость продукции

на 1 тыс. шт. яиц

на 1 т прироста: бройлеры

рем. молодняка

на 1 тыс. суточных цыплят

чел. -час.

чел. -час.

чел. -час.

чел. -час.

3,4

10,4

61,4

5,2

3,5

10,1

58,3

4,7

102,9

97,1

95,0

90,4

Затраты кормов

на 1 т прироста: бройлеры

рем. молодняк

на 1 тыс. шт. яиц

т. к. ед.

т. к. ед.

т. к. ед.

1,98

4,01 2,38

1,99

3,99

2,39

100,5

99,5

100,4

Уровень рентабельности в целом по хозяйству:

мясо

яйцо

%

%

%

10,9

10,2

18,4

11,0

10,0

21,0

100,9

98,0

114,1

В таблице представлены производственно – экономические показатели развития птицеводства на птицефабрике «Рефтинская».

По данным таблицы видно, что 2007 году увеличилось производство яиц на 8,1%, среднесуточный прирост живой массы – 0,4%, валовой прирост живой массы на 4,8% - бройлера и 8,6%, реализация мяса, яйца и суточных цыплят (на 1,5%, 9,6% и 13,6%).

Несколько повысилось производство яиц на 1 несушку на 0,1%. Произошло повышение затрат кормов на единицу продукции бройлеров на 0.5%, на прирост рем. молодняка понизились затраты на 4,5%.

Среди отрицательных моментов  повышение производственной себестоимости 1т. мяса на 14,5% и 1 тыс. шт. яиц – на 19,3%, а также себестоимости суточных цыплят на 43,1% (была смена оборудования). В результате увеличилась цена реализации продукции на: бройлеров – 29,0%, яйцо – 26,6%, и суточных цыплят - 84,9%. Уровень рентабельности в целом по птицефабрике повысился на 0,9%.

Анализируя результаты работы птицефабрики можно сделать вывод, что в целом птицефабрика работает рентабельно. В 2007 году было получено 25275 тыс. тонн мяса, среднесуточный прирост живой массы цыплят приблизился к 41,3 г, конверсия корма составляет 1,99 кг, срок содержания бройлеров – 39 дней.

Птицефабрика «Рефтинская» производит глубокую переработку мяса выращенной птицы и реализует произведенную продукцию в широком ассортименте. Ее продукцию знают во многих городах России.

Прибыль птицефабрика получает, главным образом, от производства и реализации мяса птицы.

Важным фактором, влияющим на увеличение продуктивности птицы является качество кормов. Доля затрат на корма на птицефабрике очень высока, поэтому необходимо стремиться к их снижению, а, следовательно, производить больше собственных кормов. Для этого птицефабрика уже освоила земли в Тугулымском районе. Выращенное там зерно идет на приготовление собственных кормов. В основе увеличения продуктивности птицы лежит использование птицефабрикой кросса «Смена – 7». Наиболее существенно бройлеры этого кросса превосходят своих предшественников по приросту живой массы на 4,8%, затраты корма на 1кг прироста повысились на 0,5%.

Для увеличения рентабельности производства необходимо улучшать качество реализуемой продукции, а также искать более выгодные рынки сбыта.

1.2. Анализ отдельных отраслей

Таблица 4 – Уровень и структура себестоимости основных видов продукции

Статьи затрат

Годы

2006

2007

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Себ-ть 1ц привеса мяса птицы

в т. ч. – оплата труда

- корма

- амортизация

- электроэнергия

- ГСМ

- прочие

-накладные

Себ-ть на 1 тыс. штук яиц

в т. ч. – оплата труда

- корма

- амортизация

- электроэнергия

- ГСМ

- прочие

-накладные

2468

84

1835

32

38

30

307

139

3345

231

2047

103

48

16

609

291

100

3,4

74

1,3

1,5

1,2

13,7

4,9

100

6,9

61,2

3,1

1,4

0,5

18,2

8,7

2576

82

1795

38

50

33

414

164

3333

230

2076

101

67

104

436

319

100

3,2

70

1,5

2

1,3

16,0

6,0

100

6,9

62,3

3,0

2,0

3,1

13,1

9,6

В структуре себестоимости 1ц выращивания мяса птицы наибольший удельный вес приходится на корма и прочие затраты, соответственно, 70 и 16%. В целом по структуре производственной себестоимости за последние 2 года существенных изменений не произошло. Из структуры себестоимости 1ц привеса мяса птицы видно, что рост себестоимости по данному виду продукции составил примерно 5%, с 2468рублей в 2006году до 2576 рублей в 2007году.

В структуре себестоимости производства яиц наибольший удельный вес занимают также затраты на корма и прочие, соответственно 62,3 и 13,1%. При этом если удельный вес кормов в структуре практически не изменился, то прочие затраты в структуре сократились почти на 5%, с 18 в 2006 году до 13,1% в 2007 году.

Также необходимо отметить, что яйцо предприятием реализуется для пищевых целей только 10%, остальное предприятие отпускает на племенные цели, поскольку имеет племрепродуктор 2 порядка. Это обеспечивает птицефабрику собственным племенным поголовьем, сокращая затраты на приобретение «родителей».

В условиях рыночной экономики и значение снижения себестоимости продукции резко возрастает, поскольку это позволяет:

увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства;

улучшить материальное стимулирование работников, лучше решать социальные задачи;

улучшить финансовое состояние предприятия;

снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить долю рынка сбыта.

2. Опыт и оценка эффективности организации производства и сбыта продукции животноводства

2.1. Организация производства продукции животноводства

2.1.1. Организационное устройство, внутрихозяйственные производственно-экономические отношения и внутрихозяйственная специализация

В состав птицефабрики входят следующие цеха:

Цех племрепродуктор I порядка состоит из 10 птичников родительского стада по 12тыс. голов каждый, 5 птичников ремонтного молодняка по 16400 голов каждый и инкубаторий на 6 инкубаторов ИУП – Ф – 45 с яйцескладом.

Цех племрепродуктор II порядка на 18 птичников родительского стада по 12 тыс. голов каждый; 9 птичников ремонтного молодняка по 16400 голов каждый.

Цех инкубации на 15 инкубаторов ИУП–Ф–45 и 22 инкубатора фирмы Chick Master с программой управления Genesis III.

Цех бройлеров на 9 птичников – бройлерников по 250 тыс. голов каждый.

Цех убоя – линия убоя и обработки птицы, линия потрошения и линия сортировки фирмы «STORK» производительностью 9 тыс. голов в час. Участок по производству полуфабрикатов производительностью свыше 15 тонн в смену. Участок по производству колбас и копченостей с суточной производительностью до 20 тонн.

Кормоцех. Комбикорма доставляются железнодорожным транспортом с Богдановического комбикормового завода и частично дорабатываются на птицефабрике, а затем развозиться по корпусам. А с 2004 года птицефабрика координально поменяла работу по доставке комбикормов. Были приобретены автомобильный транспорт и кормофуры, для доставки комбикорма на предприятие. Стал существовать принцип «Завод-Кормушка». Это позволило снизить издержки по затратам на железнодорожный транспорт и получать свежие корма – следствии чего увеличение среднесуточного привеса и сохранности птицы.

Транспортный цех имеет 350 единиц автомобилей, 72 единицы тракторов. Транспортный цех обеспечивает внутрихозяйственные транспортные работы, транспортировку продукции до пунктов сбыта.

Техническим обслуживанием и ремонтом электрооборудования занимается электроцех, обслуживанием и ремонтом канализационных сетей, водоснабжения и теплоснабжения – цех ТВС.

Ремонтно-строительный цех занимается ремонтом зданий и сооружений, а ремонтно-механический цех – монтажом технологического оборудования.

Ветеринарная служба с зоо – и ветлабораториями.

В каждом цехе имеются санпропускники, в которых располагаются гардеробно – душевые блоки, прачечные, буфеты, комнаты отдыха, санузлы, сауны.

Птицефабрика имеет здравпункт со стоматологическим, физиотерапевтическим и массажным кабинетами, столовую на 100 посадочных мест и буфеты на каждой зоне, детский сад, спорткомплекс, базу отдыха.



2.1.2. Организация производства отдельных видов продукции животноводства

Технология промышленного производства мяса птицы в специализированных хозяйствах строится с учетом следующих основных принципов:

Использование высокопродуктивных гибридных кур;

Содержание кур в клеточных батареях, обеспечивающих механизацию и автоматизацию производственных процессов, и высокую производительность труда;

Кормление кур полнорационными сухими комбикормами;

Содержание птицы в закрытых птичниках большой вместимости, с оптимальным микроклиматом и дифференцированным световым режимом;

Применение эффективных ветеринарно-профилактических мероприятий, обеспечивающих высокую сохранность птицы;

Равномерное круглогодовое производство продукции в соответствии с технологическим графиком, предусматривающим эффективное использование всех производственных мощностей

В основу технологических графиков положены рациональные технологические схемы выращивания молодняка и содержания взрослой птицы. Мощность птицефабрики характеризуется среднегодовым поголовьем бройлеров.

В птицеводческих хозяйствах мясного направления работа всех подразделений подчинена основной задаче - обеспечение равномерного круглогодового производства мяса птицы, в основе которого лежит технологическая карта – график, составленная с учетом прогрессивных зооветеринарных норм выращивания и содержания кур и предусматривающая планирование движения поголовья, его численности по возрастам, продуктивности.



Рисунок 2. Схема технологического цикла производства на «Птицефабрике «Рефтинская».

Цех Племрепродуктор 2 порядка разделен на две зоны:

- зона ремонтного молодняка – где выращивается ремонтный молодняк родительского стада;

- зона взрослого поголовья – где содержится родительское стадо птицы, от которых получают гибридное яйцо.

В цехе задействованы несколько бригад.

- 1 бригада по выращиванию ремонтного молодняка;

- 3 бригады по содержанию взрослого поголовья

- 1 бригада по подготовке корпусов

- 1 бригада по обслуживанию технологического оборудования

А так же руководящий состав, а именно 5 бригадиров, инженер, 2 ветеринарных врача, 2 зоотехника и начальник цеха.

В цехе расположено 27 корпусов: 9 корпусов расположены в зоне ремонтного молодняка и 18 корпусов в зоне выращивания взрослого поголовья.

Все технологические процессы выполняется строго согласно технологическому графику. Технологический график составляется на один месяц начальником цеха и утверждается главным зоотехником птицефабрики.

В конце каждого месяца зоотехником цеха подсчитываются показатели всех четырех бригад, где сразу видны итоги работы за месяц, от куда сразу видно как сработала каждая бригада.

Выращивание ремонтного молодняка направлено на задействование генетического потенциала путем создания соответствующих условий содержания, сбалансированного кормления.

Основное технологическое оборудование: Германское фирма «Diq Dutchman» в количестве 1050 кормушек, что по фронту кормления 15,4гол/кор, и ниппельными поилками в количестве 1600шт., что по фронту поения 10,2гол/нип.


Содержание и выращивание ремонтного молодняка для родительского


стада.

Рисунок 3. План участка ремонтного молодняка Племрепродуктора №2

Обозначение на рисунке 3.

красный уголок

комната для хранения лекарственных препаратов

кухня

бройлерная

кабинет бригадира

кабинет зоотехника

кабинет ветеринарного врача

прачечная

раздевалка мужская

душевая мужская

раздевалка женская

душевая женская

комната дистиллированной воды

комната слесарей

вскрывочная

склад

санитарный пропускник для чистой дороги

санитарный пропускник для грязной дороги

Кормление строго нормировано, одноразовое, осуществляется сухими полнорационными комбикормами, которые привозятся к птичнику загрузчиком ЗСК-10 (ССК-10), и подаются в наружный бункер БСК-10

Система вентиляции состоит из приточной и вытяжной. Приток свежего воздуха обеспечивается центробежными вентиляторами, производительностью 33100м/ч.

На птицефабрике «Рефтинская» в корпусах для содержания птицы применяют принудительную вентиляцию, которая не зависит от факторов внешней среды и обеспечивает подачу свежего воздуха по заданной программе.

Приточный воздух раздается компактными струями в верхнюю зону через насадки конструкции инженера Челышева при помощи вентиляционных установок П1, П3, П4, П6, предварительно пройдя обработку до необходимых параметров в приточных камерах ПК-1, ПК-2.

Вытяжка осуществляется многоскоростными пропеллерными вентиляторами ВО-5,6м с электрическим двигателем Д8086П, входящими в комплект «Климат25-10» в количестве 30 штук, производительностью 80м/час. Максимальная скорость движения воздуха 0,4-0,5 м/час, которая создается, если включены все приточные и вытяжные вентиляторы.

Отопление подсобных помещений осуществляется двух трубной системой отопления. Нагревательные приборы – радиаторы стальные панельные типа РСГ-2. Отопление производственных помещений совмещено с вентиляцией и осуществляется за счет перегрева приточного воздуха в калориферах приточных установок до расчетных температур.

Источником теплоснабжения является Рефтинская ГРЭС.

Кроме средств общего обогрева помещений, применяют приборы для местного (локального) обогрева, такие как спиральные (электрические) брудера.

Нагревательные приборы – радиаторы стальные панельные типа РСГ-2.

Отопление производственных помещений совмещено с вентиляцией и осуществляется за счет перегрева приточного воздуха в калориферах приточных установок до расчетных температур.

Освещение корпусов осуществляется дампами накаливания. Регулировка продолжительности и интенсивности освещения производится РМТ-3

Корпус ремонтного молодняка имеет размер: 69Ч36мІ, высота по коньку 5м полезная площадь 1800м2.

Здание птичника состоит из двух изолированных залов для содержания кур, каждый из которых разделен на 6 секций, и подсобных помещений расположенных в торцах птичника (два тамбура, две кормокухни, щитовая, две вентиляционные камеры, комната отдыха, комната сан. узла).

Внутренние поверхности помещения гладкими, не препятствующими их обработке моющими и дезинфицирующими средствами.

Помещения и оборудование физически очищены, дезинфицированы, полностью укомплектованы оборудованием, толщина подстилки (древесный опил) не менее 10 см, влажность подстилочного материала не превышает 25%. Фумигацию проводят за неделю до приема птицы.

2.1.3. Основные принципы выращивания. Заселение одновозрастной птицей

Обеспеченность изоляции зоны ремонтного молодняка от зоны взрослой птицы с соблюдением ветеринарно-санитарных правил.

Равномерность распределения воздушного потока на уровне птицы.

Соблюдение линейного темпа роста массы тела, путем лимитированного кормления.

Добиваться достижения высокой живой массы в первую неделю жизни.

Сортировка и размещения по секциям в зависимости от весовых категорий: со средним весом, ниже среднего, выше среднего.

Дневная норма корма определяется в зависимости от прироста веса каждой группы.

Соблюдение правильного светового режима: никогда не увеличивать продолжительность светового дня в период выращивания.

Предупреждение скученности с целью достижения однородности стада.

Сохранение сухости подстилки всеми доступными путями

2.1.4. Технология выращивания

Помещение и оборудование должны быть физически очищены, дезинфицированы, полностью укомплектованы оборудованием. Температура воздуха в помещении и под брудерами должна быть постоянной за 24 часа до поступления птицы.


Таблица 5 - Плотность посадки птицы на м2

Возраст

Г56 петушки

Г 78 курочки

1 - 28 дней

7гол/м2

7 гол/м2

28-70 дней

3,6 гол/м2

6,5 гол/м2

70-126дней

3,5 гол/ м2

6 гол/м2

Таблица 6 - Комплектация корпуса

Возраст

Г56 петушки

Г78 курочки

Половое соотношение

суточные

2600

13800

1: 5,3

28 дней

2000

12000

1: 6

70 дней

1450

11500

1: 8

126 дней

1050

11000

1: 10,5

180 дней

970

10700

1: 11

2.1.5. Фронт кормления

В первые сутки корм насыпается на бумагу, и также устанавливаются лотковые кормушки их расчета 80 голов на кормушку. Корм насыпается маленькими порциями по мере проедания. После 7-8 дневного возраста лотковые кормушки убираются и для кормления цыплят используют бункерные кормушки.

2.1.6. Фронт поения

В первые 3 дня для поения цыплят используют вакуумные поилки со стеклянными банками емкостью 3 литра - 1 поилка на 80 гол. Температура воды в поилке должна быть не менее 20єС. После 3 дневного возраста банки убирают, и птица пьет из ниппельных поилок. Поднимаются линии поения по мере роста цыплят на высоту шеи.

Качество воды должно соответствовать ГОСТу " вода питьевая".


Таблица 7 - Потребность в питьевой воде при t-21єС

Возраст, недель

Литров на 100 гол

Возраст недель

Литров на 100 гол

Возраст

недель

Литров на 100 гол

1

4

7

13,5

13

17,5

2

7

8

14

14

18,5

3

8,5

9

15

15

19

4

10,5

10

16

16

19,5

5

12

11

16,5

17

20

6

13

12

17

18

21

Потребность в воде увеличивается примерно на 6,5% на каждый градус Цельсия, выше 21єС

2.1.7. Микроклимат. Температурно - влажностный режим

При посадке суточных цыплят, в первые дни, брудера опускают на уровне банок с водой, В дальнейшем брудера поднимаются в зависимости от фоновой температуры. Поведение цыплят, их равномерное распределение под брудером, является показателем комфортности. Первые 2 дня площадь под брудером огораживают ширмами от края зонта на 40см. Постепенно, начиная с третьего дня, площадь под брудером расширяют и удаляют ограждения к 7дням. Показания температуры регистрируется в журнале в 8-00,12-00,16-00 часов - дневными птичницами, в 20-00, 24-00,4-00 - ночными. Термометры должны быть установлены на уровне цыплят, в начале, в середине, и в конце корпуса с 2-х сторон.

Таблица 8 – Температурно-влажностный режим

Возраст, дни

t под брудером

t в помещении

Влажность,%

Показание влажного термометра

1-2

33

26

60-70

22

3-4

32

26

60-70

22

5-7

31

26

60-70

22

7-14

28

24

60-70

20

14-21

24

22

60-70

18

21-28

22

20

60-70

16

28-35

22

20

60-70

16

35 и >

20

18-16

60-70

14

В случае резкого отклонения температуры от нормы, птичницы должны ставить в известность мастера. Регулирование температуры, запыленности и загазованности в корпусе, осуществляется птичницей путем переключения скоростей и режимов приточных и вытяжных вентиляторов, а также закрытием створок - клапанов на вытяжных вентиляторах. При высокой температуре и низкой влажности смачивают полы в проходах для увеличения влажности.

2.1.8. Воздухообмен

Оптимальная скорость движения воздуха должна быть:

Зимой - 0,3 м/сек

Летом до - 0,6 до 1 м/сек

Поступление свежего воздуха из расчета 1,5(минимум) - 8,0мЗ/час/кг живой массы (максимум)

Допустимые концентрации газов в птичнике: углекислый газ - 0,25% по объему, аммиак - 15 мг/мЗ, сероводород - 5 мг/мЗ

2.1.9. Освещение

При посадке суточных цыплят, только площадь под брудером должна быть освещена ярко (60 лк), остальная площадь птичника освещается слабо (20 лк) Первые 24-48 часов в зависимости от кондиции цыплят и их поведения - освещение круглосуточное, затем по графику. Переключение света проводят дежурные электрики согласно графика.

Таблица 9 - График освещенности

Возраст

Продолжительность

Вкл

Выкл

Интенсивность

0-1

24

2

23

1-00

24-00

20

3

19

3-00

22-00

20

4

16

4-00

20-00

20

5

14

5-00

19-00

20

6

12

6-00

18-00

20

7

11

7-00

18-00

20

8

10

7-00

17-00

15

9

9

8-00

17-00

15

10-126

8

8-00

16-00

10

Если в возрасте 7 дней и старше не достигнут, стандарт живой массы, продолжительность светового дня оставляют до 3-х недель 12 часов.

2.1.10. Контроль за живой массой молодняка

Главная цель контроля - добиться стандартной массы в соответствующем возрасте и однородности стада к началу яйцекладки. Данные по взвешиванию птицы необходимы для корректировки ее кормления. Зоотехник ежемесячно составляет график взвешивания птицы и доводит до мастера Контроль за живой массой ведут по каждой партии цыплят:

взвешивают по возможности одну и ту же птицу, предварительно ее пометив, или методом случайной выборки в разных точках корпуса.

взвешивает птицу зоотехник при участии птичниц

контроль путем индивидуального взвешивания начинают с 7 дней взвешивают 1 раз в неделю.

взвешивают не менее 1% гол каждой линии.

взвешивание птицы проводят в одно и то же время, желательно после обеда.

взвешивают птицу с точностью 10-20г

птица должна достичь стандарта не позднее 21 дня.

Данные контрольного взвешивания заносят в журнал взвешивания, индивидуальный паспорт партии, а также наносят на график с целью сравнения фактической массы со стандартной.

После взвешивания рассчитывают:

среднюю массу по стаду;

отклонения от стандарта;

однородность.

В случае несоответствия фактической, живой массы стандартам для данной партии; специалисты должны коллегиально выяснить причину и принять соответствующее решение.

Если в результате взвешивания получены сомнительные данные, не соответствующие предыдущим, необходимо немедленно повторить контрольное взвешивание для принятия решения.

Для каждой партии необходимо определять стандарты живой массы после проведения первой оценки. Фактический вес по оставленной птице отмечается на графике. Путем проведения прямой линии между фактической массой и нормативной в 18 - недельном возрасте определяют еженедельные стандарты для каждой партии цыплят. Цыплят с низкой живой массой отсаживают отдельно в секцию, взвешивают и составляют для них кривую, которая должна идти параллельно стандартной, хотя и ниже.

Бонитировку птицы проводят техники-бонитеры, специализированные по оценке птицы корниш или плимутрок.

Для проведения бонитировки необходимо иметь стол, весы и в достаточном количестве секционные ширмы. Общая длина ширмы 3 - 6 м, высота - 0,5 - 0,6 м. В помощь бонитерам при работе с птицей выделяют рабочих для отлова и подачи птицы и распределения ее по секциям.

Первая бонитировка молодняка (рисунок 6). Первую оценку по экстерьерным признакам и скорости роста проводят в 4 - 5-недельном возрасте, когда хорошо выражен половой диморфизм по живой массе, оперению, состоянию гребня и т.д. Выбраковке подлежит птица, имеющая:

низкую живую массу;

бледный гребень, загрязненное вокруг клоаки оперение, взъерошенное оперение на туловище, тусклые или суженные глаза;

деформацию клюва (изогнутый, выступающая нижняя челюсть);

деформацию глаз (удлиненное глазное яблоко, «расщепленный» зрачок);

кривую шею;

короткую узкую и голую спину;

искривленный позвоночник (сколиоз);

вогнутую спину (кифоз);

узкую грудную клетку;

плохую обмускуленность груди и бедер;

деформированный короткий изогнутый киль;

«расщепленное» крыло;

изогнутые и скрученные пальцы;

грудные намины;

неправильно отсексированные особи по полу.

Оставленное после бонитировки стадо делят на 2 - 3 категории по весу и рассаживают по секциям в целях повышения однородности стада, соблюдая плотность посадки. В каждой партии может быть от 15 до 20% легких особей, которых отсаживают в заранее освобожденные секции, представляют им усиленное кормление, чтобы птица набрала стандартную массу к 63-дневному возрасту.

На каждой секции вывешивают ведомость, в которой указывают наличие птицы, оставленной после бонитировки с последующим учетом ее выбытия по секциям. Важным условием является точность подсчета поголовья, необходимая для того, чтобы давать птице правильное количество корма.

Кроме оценки в возрасте 4-5 недель, состояние птицы целесообразно также определять в 10 недель. Это позволит в этот период отобрать лучших по экстерьеру и развитию особей, и в некоторой мере (примерно на 15%) сократить затраты на содержание особей, непригодных для последующей эксплуатации, построить новые графики живой массы.

В 10 недель оценивают состояние развития гребня, груди, особенно крепости ног, оперения, агрессивности, цвет клоаки.

Вторая оценка молодняка. Вторую оценку курочек проводят в цехе выращивания в возрасте 18-19 недель.

Цель этой бонитировки - удаление из стада слишком тяжелой и легкой птицы, а также с пороками экстерьера. Отобранную птицу переводят в день бонитировки из цеха выращивания в цех взрослых кур. Поступившую птицу размещают по секциям с учетом выравнивания по живой массе и учетом соотношения живой массы петухов и живой массы кур.

Ремонтный молодняк в 18 – недельном возрасте переводят в подготовительные корпуса содержания взрослой птицы. Перевод осуществляют в переводных телегах (рисунок 7). В телеги грузят по 420голов кур, и 250голов петухов. Петухов переводят в первый день, а кур во второй, для того чтобы петухи быстрее адаптировались к новым условиям.

Во время перевода, проводят вторую оценку молодняка. Отбор взрослой птицы для комплектования родительского стада проводят по внешним признакам. Выбракованная не пригодная птица (санитарный брак) в специальном контейнере (рисунок 8), доставляется в убойный цех бройлерной фабрики.

2.1.11. Перевод ремонтного молодняка в родительское стадо

Перевод осуществляют в возрасте 126-130 дней. Для снижения стресса за 2 дня до перевода и 2 дня после перевода в корм вводится антистрессовый витаминный премикс. Сдача и приемка птицепоголовья осуществляется по счету мастером и птичницей. Взвешивание производится представителями обоих бригад из расчета 3-5% от общего поголовья. Из данных взвешивания выводится средний вес и% однородности. При переводе стандартный вес: курочки Г78-1920 Петушки Г56 – 2700.

Отклонения от среднего веса в ту и другую сторону 10%. Однородность поголовья должна быть 85-90%. Соотношение кур и петухов при переводе 1: 10,5.

2.1.12. Кормление

На всех возрастных периодах выращивания ремонтного молодняка, он должен получать комбикорма соответствующие периоду выращивания, хорошо сбалансированные по обменной энергии, питательным веществам, минеральным и биологически активным веществам. Кормление ремонтного молодняка дифференцируют в зависимости от возраста, живой массы и развития.

Энергопротеиновая питательность рациона в период 0 - 42 дня: 19 - 20% сырого протеина, 2750 - 2800 ккал обменной энергии при соответствующем обеспечении цыплят биологически активными ингредиентами, аминокислотами и минералами.

В первую неделю цыплятам скармливают смеси в виде крупки из легкопереваримых кормов: пшена (кукурузы) - 40%, пшеницы - 40%, соевого шрота - 10%, сухого обрата (заменителя цельного молока) - 6 - 8%, рыбной муки хорошего качества - 1,5 - 2%, растительного масла - 1,5%, включают пробиотики. Кормушки и поилки должны быть постоянно заполнены, чтобы не слеживались корма их необходимо регулярно ворошить.

Кормление осуществляется вволю до достижения молодняком стандарта живой массы. При достижении им стандартной живой массы переходят на нормированное (ограниченное) кормление с контролем живой массы до первой бонитировки не реже одного раза в неделю.

Перевод молодняка на режим ограниченного кормления осуществляют постепенно в течение 2-2,5 недели путем ступенчатого ежедневного уменьшения дачи корма от потребляемого вволю на 5, 10, 15% и так до 50%. Для осуществления нормированного кормления имеется специальные кормушки, позволяющее точно дозировать корм в каждой секции в зависимости от количества птицы. Весы для взвешивания корма имеют цену деления 1 кг. Нормированное кормление можно начинать с 14-дневного возраста молодняка, когда курочки съедают 27 г корма в день, а петушки - 35 г, но при обязательном условии - наличие стандарта живой массы. Раннее ограничение в корме обеспечивает гармоничный рост костяка и мышечной ткани соотносительно развитию внутренних органов, что позволяет в последующем снять проблему слабости ног, проявления асцитов и синдрома внезапной смерти (отека легких).

Возраст с 6 до 8 недель является переходным для постепенной адаптации птицы к новому рациону с пониженным уровнем протеина. Кроме того, в этот период проводится исследование крови на сальмонеллез (пуллорный антиген) и ревакцинации, в основном, против болезни Ньюкасла, инфекционного бронхита.

В период сортировки, бонитировки, вакцинации или перемещения птицы за 2 дня до намеченного срока, в период проведения обработки и в последующие 4-5 дней обязательно вводят профилактическую дозу кокцидиостатов, антимикоплазменных препаратов и антистрессовый витаминный премикс. Дополнительно к норме дается удвоенная доза витаминов группы В, аскорбиновой кислоты и витамина Е – как стимулятора выработки факторов иммунной защиты и неспецифической резистентности.

С 6 недель в корм или отдельно добавляют чистый промытый гравий из расчета 0,5 кг/100 голов один раз в 5 - 7 дней; размер частиц 3-5 мм.

У петушков период с 6 до 10 недель характеризуется большой скоростью роста, поэтому даже некоторое превышение нормы корма может привести к значительному превышению стандарта живой массы и откорректировать ее после 70 дней у петушков практически невозможно. С другой стороны, в данный период быстро увеличивается масса ножных мышц, сухожильных связок, сухожилий, и дефицит минерально-витаминного питания или какой-либо стресс в последующем может обусловить проблему слабости ног.

С 10 до 13 недель у петушков интенсивно развиваются половые органы, особенно семенники. Поэтому всякий стресс в этот период или отклонения от стандарта кривой роста будут задерживать развитие семенников и, соответственно, снижение оплодотворяющей способности в период спаривания.

В период 6-15 недель у цыплят в основном заканчивается формирование костяка. В нормальных условиях размер скелета в 8-9 недель достигает в среднем 80% от размера взрослой особи, в 12 недель - 90%, в 15 недель - скелет почти полностью сформирован. В период с 10 до 15 недель продолжает нарастать масса тела. Начинается процесс развития яичников у курочек и продолжается рост семенников у петушков. Добавление корма в этот период сверх нормы является неадекватным (не соответствующим) интенсивности роста. Поэтому в данный период не следует стремиться повысить живую массу отстающего в росте молодняка, но необходимо поддерживать ее вес параллельно нормативам стандарта живой массы. Этот период является временем «концентрации сил» перед периодом полового созревания. Корм добавляют по 1 - 2 г в день в течение недели.

В этот период необходимо помнить:

-не задерживать добавку в корме перебирающим живую массу более чем - -на 10 дней;

-не стремиться в этот период снизить живую массу у молодок, имеющих живую сверхнормативную массу.

В возрасте птицы 15 - 22 недели начинается рост яичников и яйцевода, эффективно используется корм для увеличения массы тела за счет мышц и накопления энергетических запасов, за счет отложения жира. Этот период благоприятный для достижения стандарта живой массы, дачу корма увеличивают еженедельно на 7 - 10%, не допуская колебания живой массы от требований норматива ± 100 г.

Главными показателями для ремонтного молодняка являются: выход делового молодняка, что составляет 84-85%, при плане 80%; однородность стада при переводе; сохранность поголовья; среднесуточный привес – 15,6г, при плане 15,4г; затраты на 1кг. привеса живой массы составляют 3,34 к. ед, при плане 3,4к. ед.

2.1.13. Организация труда

Группа производственных процессов 1 бригада и 3 специалиста это зоотехник, бригадир и ветеринарный врач. В бригаде числиться 18 человек, из которых: 15 птичниц (9 птичниц основных, за каждой из которых закреплен один корпус, 3 подменные и 2 ночные) и 3слесаря (на одного слесаря приходиться 3 корпуса).

Птичницы дневные и слесаря работают по текущему графику с 8-00ч до 17-00ч; ночные: две ночи через две – с 17-00ч до 8-00ч (первые 7 дней при посадке цыплят) и с 20-00ч до 8-00ч все остальные дни.

2.1.13. Оплата и материальное стимулирование

В бригаде ремонтного молодняка применяется сдельно-премиальная система оплаты труда за количество кормодней за месяц. Оплата труда работников производится по расценкам, рассчитанным исходя из нормы производства продукции и тарифного фонда заработной платы.

В интенсификации производства важное значение имеет стимулирование снижение затрат кормов, сохранность, однородность птицы и выход делового молодняка, увеличение среднесуточных приростов живой массы.

Размер премии должен побуждать работника к добросовестному, честному выполнению своих обязанностей.

В целях усиления материальной заинтересованности работников молочного скотоводства предусматривается доплата за классность. Работникам, которым присвоено звание «Мастер животноводства 1 класса» доплата составляет 20% к сумме заработной платы, начисленной за продукцию и обслуживание скота и 10%, имеющим звание «Мастер животноводства 2 класса».

Кроме того, выплачиваются надбавки за непрерывный трудовой стаж работы в хозяйстве. Доплата рабочим, стаж работы которых на предприятии составляет: свыше 20 лет составляет 18%, от 15 до 20 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 13%, от 5 до 10 лет – 10%, от 2 до 5 лет - 5%.

Так же, премирование включает в себя не только денежные стимулы, но и моральные, такие как награждение, орденами и медалями, присвоение почетных званий.

2.2. Организация сбыта продукции животноводства

Повышение экономической эффективности птицеводства в сложившихся условиях рыночной экономикой определяется переработкой продукции птицеводства на самом предприятии, службой маркетинга и самой реализацией. Практика показывает, что чем выше степень переработки мяса птицы, тем более эффективно работает предприятие, выше его рентабельность.

Расширение ассортимента продукции на предприятии неразрывно связано со службой маркетинга, поскольку данная служба задает тон в производстве и расширении ассортимента продукции из мяса птицы.

Предприятие в данный момент направляет усилия на расширение ассортимента глубокой переработки. В последние годы предприятие достаточно успешно освоило выпуск готовых к приготовлению натуральных и рубленых полуфабрикатов из мяса птицы с использованием различных декоративных панировок и обсыпок.

Птицефабрика «Рефтинская» выпускает широкий ассортимент полуфабрикатов, колбасных изделий и копченостей из мяса птицы всего более 350 наименований.

Переработка на птицефабрике достигает до 80 процентов, акцент предприятия всецело сделан на качество переработанной продукции, что предприятию вполне удается.

Достаточно большой ассортимент продукции, постоянно обновляющейся в зависимости от предпочтения потребителей, позволяет птицефабрике достаточно эффективно адоптироваться к рыночным условиям.

Для получения такого широкого ассортимента продукции переработки из мяса на птицефабрике есть убойный цех, а также цеха переработки продукции по различным направлениям.

Важное значение при увеличении объемов производства того или иного ассортимента продукции играет маркетинговая служба занимающаяся исследованием рынка и другими предназначениями для нее функциями.

Управлением деятельности данных отделов занимаются заместитель директора фирменной торговли и заместитель директора по переработке и сбыту.

В подчинении заместителя директора по переработке и сбыту находится цех убоя и переработки, склад отгрузки сырой и готовой продукции, отдел реализации (диспетчера), отдел маркетинга и сбыта. А так же в его подчинении находится 7 собственных мелкооптовых баз. Его основной функцией является организация их эффективной работы и выполнение обязательств по договорам поставки, согласно маркетинговой стратегии предприятия.

В подчинении заместителя директора фирменной торговли находится весь штат сотрудников фирменной торговли.

Таблица 10 – Функции и система стимулирования специалистов коммерческой службы птицефабрики

Наименование должности

Функции

Условия оплаты труда

Заместитель директора по коммерческим вопросам

Ведущий маркетолог

Агенты по снабжению

Агенты по сбыту

Заведующие магазинами

Организация и управления службой маркетинга и сбыта

Отвечает за работу службы маркетинга

Снабжают предприятие необходимым сырьем и продукцией для его функционирования

Занимаются реализацией продукции

Отвечают за эффективность работы магазинов

По контракту

По контракту

Заработная плата +% сэкономленных средств

Заработная плата +% от объема продаж

Заработная плата +% от объема продаж

ГУП СО «Птицефабрика «Рефтинская» зарекомендовала себя на рынке, как производитель высококачественной продукции из мяса птицы. Более эффективной работе предприятия на рынке мешает, сложившаяся высокая ценовая политика на ассортимент продукции. Это связано как с уровнем себестоимости, так и со сбытом продукции. Уровень себестоимости зависит от стоимости кормов, цена на которые возрастает ежегодно. Сбыт продукции оказывает не последнее место на сложившуюся ситуацию на рынке. Основными покупателями являются крупные оптовые предприятия, которые перепродают продукцию мелким оптом. Таким образом, продукция, дойдя до конечного потребителя, может быть дважды или трижды наценена торговыми предприятиями. В этом видится проблема реализации мясопродукции. Большое внимание оказывает также импорт мяса. Дешевое импортное мясо птицы является главным конкурентом на рынке, где существует в основном ценовая конкуренция. Расширение фирменной торговли может увеличить эффективность продаж и снизить риск затоваренности на складах предприятия, поскольку является так же важным рычагом в маркетинговой политике предприятия (основной осведомитель о ситуации на рынке). Собственная торговая сеть предприятия сосредоточена около двух крупных областных центров - Екатеринбург и Тюмень. В обоих городах открыты крупно - и мелкооптовые базы. Фирменные магазины открыты в п. Рефтинский, п. Белоярский, городах Асбесте, Сысерть, Ирбит, Каменск–Уральский (последний является также оптово - розничным), Екатеринбург, Тюмень. Удаленность магазинов от предприятия (максимально) – 500 километров. Таким образом, предприятие пытается занять рынок по всему Уральскому региону, предоставляя возможность оптовым покупателям, снижать издержки на транспортировку и тем самым стимулирует спрос на продукцию у данной категории потребителей.

Отгрузка продукции производится напрямую со склада на предприятии для покупателей по договорам и для фирменных магазинов. Для остальной части потребителей продажа продукции идет со складов оптовых баз.

Заявки от торговых точек принимаются ежедневно до 15 часов, продукция доставляется в магазины до их открытия, отгрузка продукции начинается в 3 часа.

Ежемесячно фирменные магазины представляют информацию о работе, которая обрабатывается отделом маркетинга и сбыта и оформляется сводным документом. Затраты на содержание торговых точек представлены в виде статьёй « Издержки обращения». Следующая таблица №11 отражает производственные затраты на содержание торговых точек и их структуру.

Таблица № 11 – Структура затрат на содержание торговых точек

Наименование статьи

Годы

2003

2004

2005

тыс. руб

структура%

тыс. руб

структура%

тыс. руб

структура%

Зарплата с

2917,1

2917,1

55,8

4413,6

62,4

6338,9

64,0

отчислениями

Затраты на

использование

прибыли

-

-

-

-

48,2

0,5

Амортизация

186,4

3,5

178,0

2,5

197,3

2,0

Содержание

899,1

17,2

394,4

5,6

492,7

5,0

зданий, включит.

электроснабжение

-

-

222,7

-

282,7

-

теплоснабжение

-

-

158,8

-

194,0

-

водоснабжение

-

-

12,9

.

16,0

-

Транспорт

160,5

3,0

206,4

2,9

146,4

1,5

МБП

461,4

8,8

279,0

3,9

387,3

3,9

прочие

263,5

5,0

326,0

4,6

516,1

5,2

Расходы на

102,7

2,0

171,9

2,4

266,8

2,7

потери товаров

Телефонизация

3,3

0,1

45,9

0,6

56,4

0,6

Охрана

-

-

219,2

3,1

242,3

2,4

Аренда

104,0

2,0

535,9

7,6

628,9

6,3

Ремонт

135,5

2,6

302,4

4,3

573,7

5,8

Тара

-

-

1,2

ОД

6,7

0,1

Итого

5230,3

100

7073,9

100

9901,7

100

Как показывают данные таблицы №11, основную часть в структуре затрат занимает зарплата с отчислениями, так же значительное место занимает аренда, ремонт и содержание зданий.

В сложившейся экономической ситуации количество птицефабрик сокращается ежегодно. Можно выделить только четыре рентабельных предприятия, включая ГУП СО «Птицефабрика «Рефтинская». Это предприятия - «Кировоградская», «Первоуральская», «Среднеуральская». Эти предприятия являются конкурентами для птицефабрики, так как являются производителями мяса птицы такого же кросса какой выращивают на ГУП СО «Птицефабрике «Рефтинская». Все предприятия – конкуренты расположены недалеко от города Екатеринбурга и имеют свои торговые точки в городе. Особенно продвинулись в этом плане «Среднеуральская» и «Первоуральская» птицефабрики, последняя практикует «выездные ларьки», торгуя непосредственно напрямую.

Качество реализуемой продукции конкурентов отличается от качества продукции «Рефтинской». Это обусловлено технологией производства и переработки мяса птицы на птицефабрике.

3. Пути совершенствования производственно-сбытовой деятельности

Существуют следующие основные направления повышения экономической эффективности предприятия, рассмотрим некоторые из них:

Совершенствование селекционно-племенной работы с птицей.

Экономическая эффективность повышения качества продукции.

Повышение эффективности капитальных вложений и капитального строительства на предприятии.

Экономическая эффективность НТП.

Совершенствование технологии кормления птицы.

Внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий содержания птицы.

Организация сети фирменных магазинов.

Организация службы маркетинга и отдела фирменной торговли.

1. Совершенствование кросса птицы «Смена - 4» на «Смена - 7»

мясного направления.

ГУП СО «Птицефабрика «Рефтинская» рекомендуется продолжить совершенствования применяемых пород птицы, что позволит получить следующие результаты:

повышение массы яйца в первый период продуктивности;

повышение выводимости инкубационных яиц;

повышение качества яйца;

повышение продуктивности птицы;

уменьшения сроков откорма птицы;

Продолжать разработку технологических и ветеринарных регламентов работы с высокопродуктивными кроссами птицы на всех стадиях производственного цикла.

В работе ветеринарной и зоотехнической лабораторий, ведется надлежащий контроль и отслеживание общей резистентности и иммунитета поголовья птицы. Ведется работа по отработанной схеме вакцинации и диагностики заболеваемости птицы. Так же поставлен контроль за физиологическим состоянием поголовья.

2. Экономическая эффективность повышения качества продукции является одним из важных направлений повышения эффективности предприятия.

Эффективность предприятия может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более высокими темпами, чем темпы снижения объемов выпуска и реализации продукции.

Для определения экономической эффективности от условия качества продукции необходимо учитывать следующее:

для улучшения качества продукции требуется дополнительные текущие единовременные затраты:

экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у производителя, а у ее потребителя;

при улучшении качества предприятие получает экономическую выгоду, в конечном итоге получает дополнительную прибыль.

Основные пути повышения качества продукции:

совершенствование технического уровня производства;

совершенствование уровня квалификации персонала;

совершенствование организации труда и производства.

применение более качественных материалов при изготовлении продукции;

снижение издержек на реализацию и производство продукции;

проведение эффективной рекламы.

Качество продукции зависит от многих факторов: технического уровня производства; стандартизации и сертификации продукции; уровня квалификации кадров; совершенствование организации производства и труда и др. Поэтому для повышения качества продукции на предприятии необходим комплексный подход.

Рассмотрим применение этих направлений повышения экономической эффективности на примере ГУП СО «Птицефабрика «Рефтинская». По производству выращивания мяса птицы применяют прогрессивные технологии, модернизацию оборудования, как например, замена оборудования для выращивания ремонтного молодняка на дозированное, что положительно влияет на физиологическое развитие птицы Внедрение оборудования производства США и Германии для напольного содержания птицы в племрепродукторах первого и второго порядков позволяет значительно улучшать условия содержания племенной птицы и повышать качество отборного яйца. Постоянно ведется реконструкция бройлерного цеха, обновляется клеточное оборудование для содержания птицы. Благодаря, этому шагу с одного этажа корпуса получили мяса на 35% больше. Теперь 4-х ярусным батареям открыта «зеленая улица» на пять лет вперед: продолжится внедрение их на других этажах, чтобы с тех же самых площадей получить больше отдачи. В 2007 году намечают перевод на четырехъярусные батареи все пять этажей третьего и четвертого корпусов. В результате с 10 этажей за год можно будет получить мяса птицы плюсом две тысячи тонн. Запущено инкубационное оборудование американской фирмы стоимостью 1 млн. долларов. Линия из 22 инкубационных и 10 выводных шкафов позволила в разы повысить производительность инкубационного цеха. Увеличился процент вывода цыплят на 2% - это существенный показатель для такого количества поголовья.

В переработке продукции так же есть существенные улучшения, так как в цехе убоя и переработки заменили почти все оборудование. Приобретена голландская линия по сортировке и взвешиванию мяса птицы. С ее помощью удалось ускорить режим сортировки тушек птицы, значительно снизить трудоемкость операций и улучшить качество продукции. Так же внедрена новая линия по производству продуктов быстрого приготовления. Благодаря этому птицефабрика вышла на российский рынок с новыми видами продукции: готовые к употреблению продукты из мяса птицы с изумительными вкусовыми качествами.

Для улучшения и увеличения срока реализации продукции применяют новую упаковку - вакуумную. За счет применения всех этих мероприятий, улучшение качества продукции растет и увеличивается прибыль от реализации.

За последние 5 лет на эти цели было израсходовано более 50 млн рублей. Однако затраты на оборудование быстро окупаются, давая существенный экономический эффект.

3. Повышение эффективности капитальных вложений и капитального строительства на предприятии.

Птицефабрика имеет свои ремонтный и строительный цеха, что позволяет проводить текущие ремонты и строительство намеченных объектов с помощью собственных усилий.

4. Экономическая эффективность НТП.

Зарубежная и отечественная практика уже давно доказала, что предприятия, не могут рассчитывать на успех без систематического прогнозирования и планирования НТП.

В план НТП должны включаться только экономически обоснованные предприятия и обеспечивающие необходимыми ресурсами. Для дальнейшего экономического обоснования внедрения новой технологии и техники, выпуска новой продукции на предприятии разрабатываются бизнес - планы. Он нужен не только для того, чтобы работники предприятия убедились в выгодности того или иного проекта, но и для привлечения инвесторов.

Любое предприятие не может иметь хорошие перспективы, если не будет постоянно внедрять результаты НТО, так как от этого зависит качество выпускаемой продукции, издержки на его производство и реализацию, объем реализации и величины получаемой прибыли. Экономический эффект - по сути рост производительности труда и снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.

3.1. Совершенствование технологии кормления птицы

В результате реализации мероприятий по улучшению качества комбикормов, применение более дешевых компонентов - фуражного зерна и белково-витаминных составляющих, использование энзимов (ферментов). Корма поступают на птицефабрику с Богдановического комбикормового завода.

6. Внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий содержания птицы.

Среди организационно - хозяйственных мер по энергосбережению предусматриваются следующие:

завершение на всех предприятиях отрасли работы по снижению норм потребления энергоресурсов на единицу производимой продукции;

применение оптимальных температурных режимов работы котельных;

снижение температуры горячего водоснабжения за счет установки баков ГВС, широкое применение автономных моечных машин;

внедрение во всех хозяйствах нормативного воздухообмена и снижение установленных мощностей электроприводов, оптимизация количества электродвигателей приточной вентиляции и вытяжных вентиляторов;

регулирование температуры отопления непосредственно в птичниках в зависимости от наружных температур;

внедрение двухтарифного раздельного учета потребляемой электроэнергии;

проведение курса практического обучения главных специалистов предприятий, линейных инженеров, бригадиров, всех руководителей среднего звена по вопросам внедрения энергосберегающих технологий.

Выводы и предложения

По итогам проведенного анализа можно сделать, следующие выводы: Как показывают данные проведенного анализа финансовой устойчивости, предприятие является финансово устойчивым по отношению к внешним кредиторам. Это подтверждает коэффициент концентрации собственного капитала, который равен 0,88, т.е. можно сделать вывод, что предприятие полностью функционирует за счет собственных средств, без привлечения займов и кредитов.

ГУП СО «Птицефабрика «Рефтинская» улучшила результаты финансово-хозяйственной деятельности. Об этом свидетельствует увеличение общей суммы чистой прибыли в 2007 году на 75% (37046 тыс. руб) по сравнению с 2006 годом. Подобный рост чистой прибыли объясняется увеличением выручки на 249517 тыс. руб. по отношению к 2007 году. Себестоимость также увеличилась за 2 года на 222 375 тыс. руб

Основными видами продукции, от которых птицефабрика «Рефтинская» получает наибольшую прибыль, являются: яйцо, мясо птицы в тушках, полуфабрикаты, колбасы, субпродукты. Наибольшую прибыль птицефабрика получает от продажи мяса птицы в тушках.

Рентабельность всей реализованной продукции на ГУП СО «Птицефабрики «Рефтинская» в 2007 году составила 0,062, это означает, что птицефабрика на рубль всех продаж в 2007 году имеет 6,2 копеек прибыли.

Краткосрочная дебиторская задолженность в 2007 году уменьшилась. Но также увеличилась задолженность покупателей и заказчиков, которая выросла до 18783 тыс. руб. в 2007 году. Как положительный факт можно рассматривать отсутствие долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности. В целом динамику снижения краткосрочной дебиторской задолженности можно рассматривать как положительную, это значит, что птицефабрика «Рефтинская» довольно эффективно работает с покупателями.

Краткосрочная кредиторская задолженность увеличилась более чем в 2 раза и составила 97088 тыс. руб. в 2007 году.

В 2005 году период погашения кредиторской задолженности составил 25 дней. То есть птицефабрика расплачивается с кредиторами в среднем за 25 дней.

Учет процесса продаж на птицефабрике «Рефтинская» ведется в соответствии с нормативными документами и не противоречит действующему законодательству.

ГУП СО «Птицефабрика «Рефтинская» весь объем реализованной продукции отражает в бухгалтерском учете на счете 90 «Продажи» в двух оценках: по фактической себестоимости и по отпускным ценам. По дебету учитывается сумма фактических затрат и налог на добавленную стоимость, а по кредиту - сумма выручки.

Согласно рабочего плана счетов к счету 90 «Продажи» открыты субсчета для аналитического учета. Записи по субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90.2 «Себестоимость продаж», 90.3 «Налог на добавленную стоимость» и кредитового оборота по субсчету 90.1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90.90 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыль и убытки». По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90.90 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90.90 «Прибыль/убыток от продаж».

Учет выпуска готовой продукции учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по полной фактической себестоимости. По дебету отражается объем произведенной продукции, по кредиту реализованная продукция. Сальдо дебетовое означает остаток продукции.

Учет сопутствующих товаров, приобретенных птицефабрикой для перепродажи через сеть фирменных магазинов, а также, товаров реализованных через буфеты столовой, ведется на счете 41 «Товары», по продажной или покупной стоимости.

Реализация продукции птицефабрики «Рефтинская» происходит по следующим направлениям:

Торговля по договорам (заключаются договора на поставку с юридическими лицами)

Фирменная торговля (реализации через сеть собственных магазинов)

Племенная продажа (реализация племенных яиц и птицы в живой массе на племенные цели)

Фирменный опт (реализация через склады мелко - оптовой торговли)

Потребление (реализации сотрудникам)

Всего реализовано мяса на сумму 1 110 113 тыс. руб. в 2007 году, это больше на 178 240 тыс. руб. чем в 2006 году. На основании этого можно сделать вывод, что с каждым годом птицефабрика наращивает производственные мощности и увеличивает объемы производства, а значит, растет и реализация продукции. Это говорит о том, что продукция птицефабрики «Рефтинская» пользуется спросом, как высококачественная диетическая продукция. Также у птицефабрики хорошо налажена работа с покупателями.

В основном птицефабрика использует безналичную форму расчетов со 100% предоплатой, этот метод позволяет избежать возникновения дебиторских задолженностей сомнительных к получению, а также регулировать наличие денежных средств на счетах в банке и процесса продаж. Кроме того, птицефабрика принимает векселя Сбербанка в счет оплаты продукции и проводит взаимозачеты.

Бухгалтерский учет на птицефабрике «Рефтинская» ведется соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету и новым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению.

В составе учетной политики присутствуют все обязательные аспекты и элементы. Закрепленные варианты методики учета в Приказе об учетной политике соблюдаются на протяжении всего отчетного периода.

Учет финансовых результатов ведется в соответствии с основными правилами и принципами ведения бухгалтерского учета и не противоречит требованиям действующего законодательства.

На основе сделанных выводов, для улучшения финансового состояния предприятия можно порекомендовать:

Для повышения прибыли и рентабельности ГУП СО «Птицефабрика «Рефтинская» следует снижать уровень себестоимости. Так как основную часть себестоимости составляют корма, птицефабрики следует повысить их производство. Для этого в 2007 году птицефабрика засеяла 2000 га площади на территории ГУП «Тугулымский». Для получения большей прибыли следует на основе маркетинговых исследований увеличить объем производства рентабельных видов продукции, (мясо птицы в тушках, полуфабрикаты, колбасы и др.) и уменьшать объем производства не рентабельных видов продукции.

Для увеличения объема продаж необходимо правильно разрабатывать политику ценообразования и план маркетинга. От этого зависит величина прибыли и эффективность деятельности в целом.

Список используемой литературы

1. Тучемский Л.И. и др. Руководство по работе с курами мясного кросса «Смена-4».  Сергиев Посад, 2004 С.5 – 45.

2. Чемезов С.М. Агропромышленный комплекс Свердловской области. - Екатеринбург; УрГСХА, 2004. -С.24-26, 71.

3. Сёмин А.Н., Донник И.М. и др. Аграрный вестник Урала. - №6 ноябрь-декабрь 2004.

4. Фисинин В.И., Егоров И.А. Кормление сельскохозяйственной птицы. – Сергиев Посад 2004 год – С.108 – 115.

5. Тучемский Л.И., Фисинин В.И. и др. Селекция мясных кур Госплемзавода «Смена». - Сергиев Посад 2002 год – С.175 – 190.

6. Спиридонов И.П., Мальцев А.Б. Кормление сельскохозяйственной птицы. – Омск 2002 год.

7. Агеев Н.В., Алексеев Ф.Ф. Промышленное птицеводство. – М: Агропромиздат, 1985 год. – С.219 – 229.

8. Бранди Х., Бюжев Х. Разведение, содержание и кормление птицы. – М: - Колос, 1972 год. – С.265.

9. Волков П.К. Зоологические нормативы. – М: Агропромиздат, 1986. – С.128.

10. Макарцев Н.Г. Кормление сельскохозяйственной птицы. – Калуга ГУП: Облиздат, 1999 год. - С.542.

11. Мячикова О.В. Раздаточный материал выпускной квалификационной работы, Экологическая характеристика, 2002 год. – С.5.

12. Писарев Ю.А. Система микроклимата от фирмы «Биг Дачмен» //

13. Птицеводство. – 2003 год. – № 2. - С.45.

14. Шкляр М.Ф. Экономика и организация мясного птицеводства. – М: Агропромиздат, 1978 год. – С.547.

15. Технология промышленного птицеводства в условиях Среднего Урала Екатеринбург 2003 г.