Курсовая работа: Развитие малого предпринимательства в России

Название: Развитие малого предпринимательства в России
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: курсовая работа

Тамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина Академия экономики и управления Кафедра экономической теории.

Научный руководитель:

_______________________________

Курсовая работа

ТЕМА: “Развитие малого предпринимательства в России”.

Выполнил (а): студент (ка) __ группы

__-го курса экономического факультета

_______________________________

.

Тамбов • 2005 г.

Содержание:

Введение________________________________________________________ с3

1 Эволюция малого бизнеса России

1.1 Предпринимательство России: очерки прошлого_________________с4

1.2 Современное состояние малого предпринимательства___________с11

2 Проблемы развития малого предпринимательства ________________с20

3 Поддержка малого предпринимательства в России

3.1 Система государственной поддержки малого бизнеса____________с27

3.2 Формы государственной поддержки малого бизнеса_____________с36

Заключение____________________________________________________с46

Использованная литература____________________________________ с47

Введение.

Данная курсовая работа показывает, что малое предприниматель­ство служит необходимым условием существования и развития рыноч­ной экономики страны. Опыт многих стран доказал, что при эффектив­ном функционировании малого бизнеса многие отрасли экономики, та­кие как строительство и особенно сфера услуг, включающая в себя транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, бытовые, деловые и социально-культурные услуги, развиваются значительно быстрее и в правильном направлении.

В развитых западных странах для поддержки малого бизнеса созданы все условия, которые дают возможность малым предприятиям и инди­видуальным предпринимателям развиваться самим тем самым, разви­вая различные сектора экономики.

Что же касается российской экономики, то становление малого биз­неса в ней был процесс мучительный и малоэффективный. В первую очередь это было связано с недостаточной государственной поддержкой малого предпринимательства, а также со слабой и противоречивой за­конодательной базой.

Цель данного исследования заключается в следующем: определить роль малого предпринимательства в развитии страны и возможности становления малых предприятий основным сектором экономики, про­вести анализ сложившейся в Российской Федерации системы государст­венной поддержки малого бизнеса, раскрыть отдельные, наиболее важ­ные её элементы и в общих чертах определить направления, способст­вующие ускорению развития и повышению роли малых предпринима­тельских структур в решении социально-экономических проблем страны.

1

Развитие малого бизнеса в России

1.1

Предпринимательство России: очерки прошлого

В современной российской истории предпринимательство как соци­ально-экономическое явление существует более десяти лет. Начало по­ложил Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г., по которому личная собственность, не используемая ра­нее в интересах общества, приобретала производительный характер, со­ставляя весьма существенную долю в производстве ряда товаров и ус­луг.

В общем объёме бытовых услуг – ремонт квартир, автомобилей и сложной бытовой техники – около 1/3 всех работ выполнялись людьми, занимавшимися индивидуальной трудовой деятельностью.

Прообразом малых предприятий стали кооперативы. Их число год от года росло, что подтверждалось объёмом производства, продажи то­варов и оказания услуг. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млрд. руб., в 1989 г. – 40,3 млрд. рублей. Кооперация к концу 1989 г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта страны. Кооперативный сегмент в значительной степени развивался на основе государственного сектора. Лишь 36% фондов составляла собственность кооперативов*.

Период с 1985 г. по 1987 г. – первый этап в истории развития отече­ственного предпринимательства – характеризуется деятельностью цен­тров научно-технического творчества, временных творческих коллек­тивов при научных и общественных организациях; малочисленностью участников предпринимательства и его экспериментальным характе­ром.

___________________________________________________________________________________________

*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 22.

Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987-1988 гг.), когда оно развивалось в основном виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нём участие, увели­чилось; четко выделилось молодое поколение предпринимателей.

В этот период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось; часть из них впоследствии превратилась в частнопредпринимательские предприятия. Определённые проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях или в их составе. Серьёзно препят­ствовали развитию малых предприятий рэкет, взятки и другие проти­воправные действия.

Третий этап 1989-1990 гг. – характеризуется принятием законода­тельных актов, направленных на активизацию малых предприятий, расширением сферы деловой активности предприимчивых людей, ди­версифицированием номенклатуры организационных форм предпри­нимательства, интенсивным освоением арендных отношений. К 90-м гг. доля малых предприятий в объеме валового внутреннего продукта ста­бильно росла. В начале 1990 г. в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий с числом занятых 4,9 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд. рублей*.

Кооперативы охватывали более 30 видов производств и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству стройматериалов, сельскохозяйственные, научно-технические, транспортные услуги и т.п. В 1990 г. каждый кооператив работал в сфере строительства.

В связи с подготовкой к проведению малой приватизации было уза­конено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии. Малый бизнес привлекал всё большее количество работ­ников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы.

___________________________________________________________________________________________

*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 22.

Увеличение числа малых предприятий вело к конкуренции между предпринимателями, что потребовало определённых навыков, фунда­ментальных знаний основ рыночной экономики, маркетинга, менедж­мента.

Четвёртый этап (1991-1992 гг.) характеризуется коммерциализацией и появлением среднего и крупного бизнеса; происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 г. в России кооперативами (134.6 тыс.) произведено то­варов и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объ­ёме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%; в объёме розничного товарооборота – с 0,6 до 1,1%; в общем объёме бы­товых услуг населению – с 4,6 до 18,4%. Этому способствовали новые законы о собственности, о предприятиях и предпринимательской дея­тельности. 1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и чис­ленности занятых в них (7.7% от общего числа занятых); наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

Число малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания возросло в 3,4 раза, в сфере сельского хозяйства – в 3,1 раза, в сфере на­родного образования – в 2,8 раза, но резко уменьшилась доля малых предприятий в сфере материального производства*.

Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесцени­вание сбережений населения, увеличение процентных ставок банков­ского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В ре­зультате малые предприятия занимались чисто посреднической деятельностью, и процесс образования малых предприятий в производственной сфере фактически прекратился.

*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 23.

Развитие кооперативного движения в России за первые пять лет* (1988-1993 гг.), отраженное в табл. 1, показывает, что с 1992 г. кооперативное движение свёртывается и постепенно трансформируется в другие формы.

Таблица 1

Развитие кооперации в России в 1988-1993 годах (на начало года)

п/п

Наименование

показателей

Годы

1988 1989 1990 1991 1992 1993

1

Число действующих кооперативов, тыс.

77,3

338,9

1102,2

1134,6

778,4

443,8

2

Численность работающих, чел., тыс.

669,7

7708,2

22688

33512

22665

9941,0

3

Объём реализации продукции за год, млн. руб.

1168,2

33326

224875

442801

49425

1183759

В том числе населению, млн. руб.

11256

33404

24433

99934

338440

Наиболее конкурентоспособными оказались многие профильные кооперативы; некоторые из них стали крупными предпринимательскими структурами; на их базе позднее созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия.

За годы существования кооперативов наметились новые тенденции в их структуре по видам деятельности** (см. табл.2). Число кооперативов, производящих товары народного потребления, возросло за четыре года (1987-1990 гг.) в 12,8 раза и достигло своего пика; их деятельность рас-

* А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.137.

** А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.138.

пространилась на различные хозяйственные области; появились кооперативы по выпуску товаров производственно-технического назначения, увеличилось число строительных, сельскохозяйственных и научно-технических кооперативов, т.е. они смогли найти свою нишу практически в любых сферах народного хозяйства.

Таблица 2

Число кооперативов по видам деятельности в России за 1988-1993 годы (на начало года)

Вид деятельности

1988

1989

1990

1991

1992

1993

Производство товаров народного потребления

1,4

6,7

14,8

17,9

8,8

4,8

Производство товаров производственно-технического назначения

3,7

5,5

3,9

3,3

Бытовое обслуживание

2,7

12,1

16,3

13,5

6,8

2,4

Общественное питание

1,8

3,5

2,6

1,9

0,7

0,3

Торговля и торгово-закупочная деятельность

0,4

1,1

1,9

1,9

0,9

0,4

Строительство

24,0

50,9

34,0

19,5

Сельское хозяйство

3,7

5,0

2,7

1,1

Художественно-оформительская

2,4

1,0

0,5

Медицинские услуги

2,0

1,0

0,5

Организация досуга

1,2

0,5

0,2

Научно-техническая деятельность

6,2

7,8

3,9

2,4

Другие виды деятельности

0,9

15,5

21,4

10,5

6,6

Пятый этап (1993-1994 гг.) – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивно развивалось малое предпринимательство в сфере услуг, торговли, общественного питания; легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного спроса. В 1993 году сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. Для эффективного функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо 10-15 млн. малых предприятий. На начало 1993 г. их насчитывалось 400 тыс., т.е. малое предпринимательство ещё не сформировалось.

Основные тенденции формирования малого предпринимательства в 1993 г. можно установить из анализа данных, полученных при обследовании 189834 малых предприятий с числом постоянно занятых 2,8 млн. человек*(см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение малых предприятий по формам собственности в России в 1993 году

Формы собственности малых предприятий

Предприятия:

Частные предприятия

Товарищества

Кооперативы

Государственные муниципальные предприятия

Акционерные общества

Иные предприятия

Итого:

в %

к итогу

27,4

23,6

23,1

8,5

5,2

12,2

100,0

На начальном этапе экономических реформ наиболее интенсивно создавались кооперативы, а с 1992 г. – преимущественно товарищества с ограниченной ответственностью с выкупом государственной доли собственности. Особенность этого периода – тенденция к формированию частной формы малого предпринимательства. Все большую силу набирал процесс трансформации организационно-правового статуса малого предпринимательства: от образования малых предприятий государственной формы собственности к смешанному товариществу с использованием государственной и коллективной форм собственности и арендных отношений до создания товариществ с ограниченной ответственностью с выкупом государственной доли собственности.

Негативные моменты этого периода: свёртывание деятельности малых предприятий в капиталоёмких и наукоёмких отраслях, развитие и

__________________________________________________________________

* А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.139.

укрепление позиций «теневой экономики».

На шестом этапе (с 1995-1998 гг.) оказались практически исчерпанными возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятель-

ности, поэтому многие малые предприятия прекратили своё существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, началось поглощение предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свёртывали свою деятельность.

Проводимая российским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определённого времени не препятствовала развитию малых предприятий. Но ухудшения экономической ситуации в стране привело к тому, что, начиная с 1993-1994гг. темпы роста малых предприятий стали снижаться. Динамика количественного изменения малых предприятий начиная с 1991г. представлена в табл. 4*.

Таблица 4

Динамика развития малых предприятий в России за 1991-1997 гг.

п/п

Годы

Число малых предприятий, тыс.

Цепные темпы роста, %

Базисные темпы роста, %

1

1991

268,0

100,0

100,0

2

1992

560,0

208,9

208,9

3

1993

865,0

154,4

322,7

4

1994

896,0

103,6

334,6

5

1995

877,3

97,8

327,3

6

1996

841,7

95,9

314,1

7

1997

861,1

102,2

321,3

Седьмой этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998 г. и продолжается по настоящее время**.

_________________________________________________________________

*А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.141.

** Данные на сентябрь-октябрь 2003 года.

Проведённый анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формировались и развивались в сложных экономических, социальных, политических условиях.

Их развитию препятствовали: неразвитость сектора частной собственности; отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования; неразвитость рынка рабочей силы; неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий; правовая незащищённость новых юридических лиц; отсутствие государственной программы помощи малому бизнесу.

Сфера предпринимательской деятельности в России требовала государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях, прежде всего в сфере кредитования и страхования, стимулирования её инвестиционной активности. К сожалению, принятые соответствующие законы и правительственная программа не оказали положительного влияния на развитие малых предприятий из-за негативных тенденций в экономике.

Имеется в виду:

¨ отсутствие инфраструктуры малого бизнеса;

¨ перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу торгово-посреднических операций;

¨ недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная нестабильностью макроэкономической ситуации и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;

¨ вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;

¨ уход мелких предприятий в теневую экономику для уклонения от неразумного налогообложения вследствие неспособности государства обеспечить защиту от криминальных структур.

1.2

Современное состояние малого предпринимательства

На современном этапе состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г. в стране действовало 843 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2000 г. их количество сократилось на 4,1% (табл. 5)*.

Таблица 5

Число малых предприятий в России по отраслям экономики за 1996-2001 гг. (на конец года )

Отрасли экономики

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Всего

в том числе:

841,7

861,1

868,0

890,6

879,3

843,0

Промышленность

131,9

134,8

136,1

136,2

134,2

125,1

Сельское хозяйство

10,9

11,9

13,8

13,5

14,4

13,4

Строительство

138,0

142,1

137,5

135,9

126,8

121,9

Транспорт

17,5

18,6

18,6

21,0

19,5

18,8

Связь

2,9

2,7

3,2

4,8

3,7

3,7

Торговля и общественное питание

359,3

372,8

386,1

399,7

407,5

388,1

Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

14,6

14,3

13,2

14,6

13,9

15,9

Информационно-вычислительное обслуживание

6,1

6,4

5,2

5,2

5,6

6,4

Операции с недвижимым имуществом

3,9

4,6

5,9

8,4

11,1

14,2

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

35,9

36,0

35,2

36,7

35,7

34,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,8

3,9

5,1

5,4

5,1

5,2

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

10,2

11,3

9,2

9,2

9,6

9,4

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

11,0

15,4

17,2

17,9

18,5

17,4

Образование

6,6

7,0

6,7

6,5

5,5

5,0

Культура и искусство

6,5

7,9

8,1

7,8

8,4

7,9

Наука и научное обслуживание

46,7

43,9

38,8

37,1

30,9

28,5

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

10,8

7,8

7,5

6,6

5,9

5,6

Другие отрасли

26,1

19,7

20,6

24,1

23,0

21,8

В расчете на 1000 человек населения страны приходилось малых предприятий в среднем лишь 5,8, тогда как в государствах Европейского союза – не менее 30. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2001 г. составила 7,4 млн. человек.

_________________________________________________________________

* Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001. – С.9, 2002. - С.10.

Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 г. (по данным министерства по налогам и сборам) достигла 4,5 млн. человек, общее число занятых в малом бизнесе к началу 2002 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 10-11%. В 2001 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощённой системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вменённый доход для определённых видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 19,2 млрд. руб. – в 1,3 раза больше, чем в 2000 г.

Несмотря на определённые успехи в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики существенно не влияет на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта*.

Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участии в решении социальных проблем и т. д.

Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания (табл. 5), т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса.

__________________________________________________________________

* Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг., М., 2002. С. 5-6.

По данным на 2000 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объём произведённой ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.

Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, вынуждающей жестко контролировать цены и количество занятых.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2000 году общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведённой продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и

1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании. Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46% от общего количества на начало 2002 г.)*.

В сфере материального производства малый бизнес действует в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда (окна, двери, ре-

_________________________________________________________________

* Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг., М., 2002. С. 5.

шетки, заборы и т.д.), деревообработки (изготовление доски обрезной) и т.д.

В 2002 г. малые промышленные предприятия выпустили товаров (работ, услуг) на сумму 214,9 млрд. руб. – 25,2% от выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности; в сопоставимых ценах в 1,1 раза больше, чем в 2000 году*.

Наблюдаемый в 1999-2000 гг. рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторые повышения их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и обусловлены сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом имортозамещения, востановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и другими факторами), а также компенсационным эффектом после кризиса после 1998 года. Рост производства носил преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличилось.

Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоёмкую продукцию – они наращивают научно-технический и производственно-экономический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно активнее и разнообразнее. Объём платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в 2000 г. в объеме бытовых услуг – 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объёме услуг правового характера достигает 96%.

___________________________________________________________________________________________

*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 27.

Три названные выше отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходится ¾ числа всех предприятий, ¾ всего объема производимой ими продукции и ¾ всех занятых в этой сфере. Выделение в качестве отраслевого ядра малого бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития. В оставшейся части малого бизнеса примерно 40% числа малых предприятий и 25% выпуска продукции и занятости падает на науку, научное обслуживание и общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка.

Инновационные и консалтинговые фирмы, способные быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесе, можно рассматривать как второй центр роста этого сектора хозяйства. Пока же он сильно уступает «ядру» по количественным показателям, но имеет большое качественное значение: генерировать и передавать в коммерческое использование новейшие технологии и методы управления, могущие составить стратегическую основу развития малого, среднего и даже крупного бизнеса.

Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. В России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. Однако этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. Поэтому инновационный бизнес – новинка для российского рынка, но он существует и развивается преимущественно в малых формах.

Существует слабая связь инновационного сектора с отраслевым ядром. Малые научные фирмы, часто располагающие полезными разработками в области строительства (новые строительные смеси, материалы, новаторские технологии) и промышленности (эффективные электронные устройства, электроагрегаты, разного рода минитехнологии), плохо коммерциализируют свои разработки. Инновационные фирмы не располагают достаточными возможностями целевого информирования о своей продукции, сталкиваются с проблемами финансирования и патентования, не имеют чёткого представления о возможном экономическом эффект своих нововведений.

Потенциальные партнеры инновационных фирм часто равнодушны к технологическим новинкам, у менеджеров этих предприятий отсутствует «прорывное мышление», а круг забот ограничивается традиционными вопросами изыскания дешевых поставок сырья и комплектующих, стандартных сбытовых проблем.

Налицо нестыковка менталитетов инновационного и оперирующего в реальном секторе бизнеса, что имеет не менее важное значение, чем нехватка финансовых ресурсов. Результат – сдерживание развития обоих полюсов малого предпринимательства.

В настоящее время малый бизнес превратился в важный фактор регионального развития благодаря накопленному позитивному опыту деятельности этого вида предпринимательства в отдельных регионах нашей страны, что выражается в ощутимой отдаче от этого сегмента экономики. Крайне дифиренцированные социально-экономические условия российских регионов стали причиной неравномерного и разнообразного характера развития малого бизнеса, зависящего от многообразия местных экономических, социальных, политических условий. Экономические районы различаются по своей величине, численности населения, экономическому потенциалу и т.д.

Более половины малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации. Лидирует по числу малых предприятий Центральный Федеральный округ: на него приходится 36,7% всех малых предприятий России; на втором месте – Приволжский – 15,6%; на Северо-Западный округ приходится 14,5% малых предприятий. Такое распределение числа малых предприятий в целом укладывается в общую картину размещения населения и хозяйства России (табл. 6).

Таблица 6

Распределение числа малых предприятий по регионам РФ за 1998-2001 гг. (на конец года )

Регионы РФ

1998

1999

2000

2001

тыс.

в %

к итогу

тыс.

в %

к итогу

тыс.

в %

к итогу

тыс.

в %

к итогу

Российская Федерация

868,0

100

890,6

100

879,3

100

843,0

100

Центральный федеральный округ

292,3

33,7

304,3

34,2

308,2

35,0

309,6

36,7

Северо-Западный федеральный округ

159,2

18,3

157,7

17,7

156,3

17,8

122,3

14,5

Южный федеральный округ

97,8

11,3

91,9

10,3

82,2

9,4

81,8

9,7

Приволжский федеральный округ

125,0

14,4

136,2

15,3

131,4

14,9

131,9

15,6

Уральский федеральный округ

64,1

7,4

65,8

7,4

56,2

6,4

56,3

6,7

Сибирский федеральный округ

94,5

10,9

96,5

10,8

103,8

11,8

100,7

12,0

Дальневосточный федеральный округ

35,1

4,0

38,2

4,3

41,2

4,7

40,4

4,8

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2001 г. составили 43,0 млрд.руб., а по отраслям промышленности – 11,2 млрд. руб. По исследованиям проведённым Рабочим центром экономических реформ при Правительстве РФ, по сравнению с предыдущим годом произошёл их рост. В целом по стране этот показатель увеличился на 23%; в двух федеральных округах объём инвестиций заметно снизился: в Уральском округе – на 34,4%, в Дальневосточном округе – на 24,9%*. По другому показателю – среднему числу жителей на одно малое предприятие – ситуация в стране схожа с общим положением в этой области. Выше общероссийского уровня по этому показателю ситуация складывается в Северо-Западном и Уральском округах.

__________________________________________________________________

* Малое предпринимательство в России: Стат. сб./ Госкомстат России. – М.: 2001. – С. 19 – 21; 2002. – С. 16 – 18.

Распределение малых предприятий по субъектам Федерации даёт бо-

лее пёструю картину. Лидируют по числу малых предприятий Москва (20% общероссийского числа) и Санкт-Петербург (12%), т.е. на эти два города приходится 1/3 всех российских малых предприятий. Если присоединить к ним области, на территории которых они расположены, то Московская (около 4%) и Ленинградская (примерно 1,5%) доводят размещение малых предприятий до 38%.

Относительный показатель развития малого предпринимательства в регионах – среднее число жителей на одно малое предприятие – показывает, что здесь первые также Москва и Санкт-Петербург. Замыкают список Еврейская автономная область, Республика Тува, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ и Республика Дагестан.

Неравномерное распространение малого бизнеса по регионам России объясняется особенностями инвестиционного климата в этих регионах. Хороший предпринимательский климат с высоким инвестиционным потенциалом и низкими инвестиционными рисками в Москве и Санкт-Петербурге способствуют развитию малого бизнеса. Плохой инвестиционный климат в Еврейской автономной области, Туве, Хакасии, на Чукотке и в Дагестане с низким инвестиционным потенциалом и высокими рисками тормозит развитие малого предпринимательства.

В отсутствие региональных усилий по развитию малого бизнеса в России под действием объективных факторов (качество инвестиционного климата, региональная дифференциация политических и социально-экономических условий) сложилась пёстрая картина региональных различий. Наряду с достаточно успешно развивающими малое предпринимательство регионами существуют такие, где и по объективным, и по субъективным факторам его развитие явно недостаточно. Региональное развитие и малый бизнес оказываются тесно связанными.

На развитие малого бизнеса воздействуют разнообразные факторы, доставшиеся в наследство регионам из прошлого, а также отсутствие последовательной и ясно выраженной региональной экономической политики федеральных властей, не всегда грамотные действия местных органов власти. Перед последними, как и перед федеральными органами, в настоящее время стоит общая задача – создание на местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития предпринимательских начал. От её успешного решения во многом зависит будущее регионов.

2

Проблемы развития малого предпринимательства

Выделим две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства; вторая – частного, преимущественно организационного, характера. Рассмотрим аспекты экономической политики, выступающие причинами первой группы.

Главная сложность при анализе этой политики в том, что изначально не была чётко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.

Особенность стихийного рынка – функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Большие доходы в этом случае имеет лишь незначительная часть населения; большинство населения имеет низкую покупательную способность; у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведёт к сворачиванию производства.

Характер рынка напрямую влияет и на характер вложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в сфере предпринимателей название “коротких” денег. Они “делаются” в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые “длинные” деньги вкладываются в производство на более длительный срок; отдачу от них нельзя получить сразу, поскольку это долгосрочные вложения, требующие определённых стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одна из принчин формирования в России деформированного типа рынка – некритическая осмысление и непродуманное перенесение опыта западных стран в отечественную практику. Именно иак произошло с реализацией модели “шоковой терапии”. Концепция “шоковой терапии” применительно к российским условиям оказалась несостоятельной. Наоборот, эта стройная научная теория оказалась весьма результативной в ряде стран.

Опыт западных стран свидетельствует, что одна из целей введения “шоковой терапии” состоит в потребности скрыть “узкие” места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера “расшивает тромбы” в экономике и в короткие сроки выводит её из кризиса.

В России “шоковая терапия” проводилась, когда ещё не сформировалось главное условие её положительной результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог существенно повлиять на улучшение ситуации.

Использование мирового опыта, безусловно, важно, но при непременном учете собственных условий и возможностей, что в большей степени может обеспечить отечественная наука.

Другая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства, - снижение покупательского спроса и свёртывание внутреннего потребительского рынка.

Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу. Покупательные возможности этого класса обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

Очевидно, что сформировать средний класс в России не удалось, т.е. в сране складывается ситуация, когда большинство населения располагает ограниченными покупательскими возможностями.

Отметим два обстоятельяства, отрицательно влияющих на покупательскую способность населения и понижающих мотивацию труда производителей:

· рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда, т.е. спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах; промышленные товары остаются не востребованными;

· уровень разрыва доходов между полярными группами населения.

Опыт западных стран свидетельствует, максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми 1:6 – 1:9; если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 1999 году в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 году.

Сдерживающий фактор развития промышленного предпринимательства – сужение внутреннего потребительского рынка – обусловлен сокращением общей платёжеспособности населения, приобретающим всё более ощутимый характер.

В условиях свёртывания внутреннего рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со своей продукцией из-за её слабой конкурентоспособности и насыщенности рынка нелегко. И это ещё один фактор, отрицательно влияющий на развитие отечественного производственного предпринимательства. Усугубляет ситуацию на фоне снижения платёжеспособности населения неплатёжеспособность промышленных предприятий.

Причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство в промышленной сфере, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведённому Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятия в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенства налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика, в большей степени носящая фискальный, а не стимулирующий характер, обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной.

Главные её недостатки:

· чрезмерно высокий уровень налогов, они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения необходимо;

· нестабильность налоговой системы;

· множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры, поэтому производством конкретных товаров заниматься не выгодно.

Вполне очевидно, что пока в стране существуют источники обогащения вне сферы производства, дающее огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет.

Отрицательно влияет на предпринимательство общая криминализация экономики, приобретающая устойчивый характер. Отличительная особенность малого предпринимательства – высокая его доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства*.

С криминализацией экономики особую остроту приобретает проблема личной безопасности предпринимателей, что подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения.

__________________________________________________________________

* Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг., М., 2002. С. 5.

Создание собственной службы безопасности дорогостоящее занятие, и из-за недостаточного профессионализма её работников она не обеспечивает надёжной защиты.

Причины организационного характера. Первые сложности наступают на стадии создания предпринимательских структур в связи с разре-

шительным характером этой процедуры.

Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, существенно затрудняющих образование новых предприятий. Такое же влияние оказывают различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, при установлении квот и т. д.

Серьёзные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведёт к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жёсткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность: необходимо предоставлять не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.

Существенно затрудняет создание и развитие предпринимательства производственного направления отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей приводит к серьёзным перекосам в структуре его развития, не обеспечивает максимально возможных результатов.

Серьёзный фактор, тормозящий развитие предпринимательской деятельности, - отсутствие необходимой достоверной информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур.

Отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности из-за желания смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам.

Ограниченная информация не дает полного представления о предприятии, усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей.

Доступ предпринимателей к информации затруднен из-за того, ее сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры.

Информационное поле сейчас представлено следующими уровнями:

- общегосударственным – сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.;

- ведомственным – сбором информации занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства;

- местным, где действуют информационные службы областных местных администраций;

- коммерческими информационными системами в виде возможных агентств, предпринимательских структур, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.

Из-за разнотипности применяемых информационных систем информация этих ведомств не стыкуется, что затрудняет её использование.

До настоящего времени не выработаны морально-этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям во взаимоотношениях и при обмене информацией приходится полагаться на собственную интуицию.

Наряду с вышеназванными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в производственной сфере, следует назвать ещё один – это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий.

3

Поддержка малого предпринимательства в России

3.1

Система государственной поддержки МП

Опыт развития малого предпринимательства в промышленно развитых странах показывает, что его субъекты могут успешно функционировать и занимать ведущее положение в системе воспроизводства при одном обязательном и необходимом условии. Оно относится к функциям государства и заключается в его активном участии в разработке и реализации экономической политике поддержки малого бизнеса.

Анализ масштабов малого предпринимательства в этих странах, и прежде всего в США, Японии и участниц ЕЭС, подтверждает необходимость «вмешательства» государства в решение проблем малых форм предпринимательства. Так, в США небольшие фирмы производят более 45% ВНП и более половины валового продукта частного сектора. Аналогичное положение в Японии. При этом роль малых предпринимательских структур в экономической системе этих стран непрерывно возрастает.

В России всё в точности до наоборот. В 1944 г. резко замедлились темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них. После бурного роста (1991-1993 гг.) резкая остановка в развитии малого предпринимательства произвела эффект абсолютной неожиданности.

Причины остановки роста числа российских субъектов малого бизнеса подразделяются на глубинные и лежащие на поверхности.

Первые были следствием общеэкономической политики правительства, ориентированной на развитие топливно-энергетического комплекса. Рядом с ним при потакании и попустительстве власти (при подпитке из бюджета) «разбухал» спекулятивно-финансовый сектор.

Ни комплексу, ни спекулятивному сектору малое предпринимательство было не нужно. Этот фактор и предопределил жалкую судьбу российского малого предпринимательства на последующие годы.

Основные причины, лежащие на поверхности, - это сужение характерных для начала 90-х годов источников облегченного получения субъектами малого бизнеса относительно больших доходов, исчерпание психологических ожиданий возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Начиная с 1994 г. малые предприятия России нуждаются в поддержке и защите государства. Однако принимаемые меры, и прежде всего разработка Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства не давали ожидаемых результатов. Эти меры усугубляются, со стороны, отсутствием четкой научно обоснованной государственной политики в области малого предпринимательства, а с другой – несовершенством нормативно-правовой базы его функционирования, учитывающей реальное социально-экономические и политические условия.

Система обычно рассматривается как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность. Если количество и прочность связей между элементами больше и надежней по сравнению с внешними воздействиями на них, то система устойчива, действует в соответствии с её принципами. Это одно из основных правил разработки и функционирования таких явлений.

Функции отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства вытекают из основной её цели и задач.

Основная цель системы состоит в создании благоприятных условий функционирования и развития малых предприятий; условий, при которых они, не испытывая бюрократически-чиновничьего пресса и действуя в соответствии и рамках экономических законов рыночных отношений, становятся основным сектором экономики.

Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач, среди которых важнейшими являются следующие.

Во-первых , должна существовать научно обоснованная, практикой проверенная правовая основа и взаимоувязанный, не противоречащий друг другу комплекс нормативно-правовых актов функционирования малого предпринимательства, определяющих цели и задачи политики государственной поддержки этого сектора экономики и механизмов её реализации, а также задачи, функции, права и ответственность всех структурных элементов системы.

Во-вторых , необходимо сочетание прямых и косвенных мер поддержки малого предпринимательства, нивелирующих организационно-экономические недостатки, объективно присущие функционированию субъектов малого бизнеса.

В-третьих , механизмы поддержки малого предпринимательства должны предусматривать возможность предоставления на реализацию проектов развития малых предприятий ассигнований из бюджетов разных уровней государственной структуры. При этом основным механизмом должны стать принципы и нормы косвенного стимулирования:

- использование налоговых инструментов;

- создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных инструментов;

- применение разнообразных форм и методов финансирования;

- поощрение инвестиций и кредитов в проекты малых предприятий под государственные гарантии, страхование, компенсации и долевое участие.

В-четвёртых , важна и необходима разработка и реализация целевых программ развития малого предпринимательства на всех уровнях государственной структуры. Важное условие для их успешной реализации состоит в том, что любое мероприятие программы должно:

· включать цели и задачи;

· предусматривать необходимые реально существенные финансовые и материально-технические ресурсы;

· сроки реализации.

В-пятых , должна быть создана организационная структура государственных органов поддержки малого предпринимательства. Для её разработки следует использовать вертикально-горизонтальный принцип: на каждом уровне необходимы органы с четко определёнными задачами и функциями, с одной стороны, охватывающие все необходимые возможности развития малых предприятий, а с другой – не допускающие их неоправданного дублирования.

В-шестых , необходимо, чтобы политика государственной поддержки включала положения о возможности разработки механизма осуществления взаимовыгодной совместимой деятельности и кооперации, как среди малых предприятий, так и их с субъектами крупного бизнеса.

Рассматривая систему элементов государственной поддержки малого предпринимательства, можно выделить субъективный и функциональный аспекты.

Субъективный аспект – это федеральные органы поддержки малого предпринимательства и общественных организаций.

Федеральные органы – это Президент РФ, Государственная дума и Правительство. Они определяют и создают условия для реализации политики государственной поддержки малого предпринимательства.

Все основные положения функционирования и развития субъектов малого бизнеса отражаются в законах Российской Федерации, принимаемых Государственной Думой, указах Президента РФ и постановлениях Правительства; Государственная Дума утверждает на каждый календарный год разрабатываемый Правительством федеральный бюджет. В нём предусматриваются соответствующие средства на развитие малого предпринимательства.

В 1995 г. Указом Президента РФ (от 6 июня 1995 г. №563) создан федеральный орган с широкими полномочиями в отношении малого бизнеса – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Его основные задачи:

- разработка предложений и реализация политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства;

- координация деятельности федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования малого предпринимательства;

- Разработка и реализация совместно федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ федеральной программы развития малого предпринимательства;

- Активизация органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных программ;

- Разработка положений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий;

- Обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки;

- Совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов использованной власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства;

- Разработка предложений по совершенствованию налогообложения, а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса;

- Защита законных прав и интересов предпринимателей, учёт и обобщение мнений малых форм предпринимательства;

- Взаимодействие с международными коммерческими и общественными организациями в области развития малого предпринимательства, координация этой работы в РФ и от её имени за рубежом;

- Разработка проектов законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирование и развитие предпринимательской деятельности;

- Обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на развитие малого предпринимательства.

В задачи Комитета входит также образование и обеспечение работы экспертного совета по рассмотрению всех проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых комитетом, а также вопросов развития малых предприятий.

Анализ приведённых задач показывает, что их реализации достаточно для достижения цели системы государственной поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем в настоящее время Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства не обладает необходимыми правами и возможностями для выполнения поставленных перед ним задач.

Не менее важный элемент системы государственной поддержки - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Он создан в соответствии с заданиями Постановления Правительства РФ № 1184 от 4 декабря 1995 года. Фонд является главным органом по обеспечению финансовыми средствами федеральных программ развития малых предприятий и их заказчиком. Кроме средств из бюджета, в Фонд поступают также:

· Средства от приватизации государственного имущества;

· Взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

· Доходы от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходы (проценты) от льготных кредитов, выдаваемых на конкурсной основе малым предприятиям;

· Доходы от собственной деятельности.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в определённой мере выступает и как инвестиционный орган. Он принимает долевое участие в капитале малых предприятий и объектов инфраструктуры предпринимательства, предоставляет гарантии и поручительства по кредитам, запрашиваемым субъектами Федерации на развитие малых предприятий, а также осуществляет финансирование региональных программ.

В настоящее время для малого предпринимательства России важным аспектом является создание общественной инфраструктуры, призванной обеспечить его социальный статус. В состав инфраструктуры входят объединения предпринимателей, функционирование в рамках различных организационно-правовых форм: «объединения», «ассоциации», «союзы» и т.п.

Представителей малого предпринимательства объединяют известные организации, имеющие достаточно высокий авторитет в предпринимательском сообществе. Это торгово-промышленные палаты во главе с Торгово-промышленной палатой РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства».

Кроме того, есть ряд организаций инфраструктур поддержки малого предпринимательства. Среди них:

· Ассоциация агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие»;

· Морозовский проект, включающий сеть учебно-деловых региональных центров;

· Некоммерческое партнерство «Национальное сотрудничество бизнес-инкубаторов»;

· Ассоциация «Технопарк».

В состав общественной инфраструктуры входят организации, выражающие интересы отдельных групп населения (ассоциация женщин-предпринимателей России, Российский союз молодых предпринимателей), а также организации с основными задачами по социальной защите своих членов (Профессиональный союз работников средних и малых предприятий, Профессиональный союз работников малых и инновационных предприятий).

Следует отметить также многочисленные объединения, действующие на региональных и муниципальных уровнях. Среди них Московская ассоциация малого бизнеса (Московская область), Союз товаропроизводителей (г. Екатеринбург), ассоциация строителей (Приморский край) и другие.

Существуют организации, осуществляющие поддержку и пропаганду только идеи малого предпринимательства: Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация Крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских кооперативов, лига кооператоров и предпринимателей России.

Как видим, организаций много. Однако их вклад в развитие малого предпринимательства далеко не однозначен. Некоторые из них практически еще не сказали своего слова. Вместе с тем для всех них характерны общие проблемы и недостатки: малое количество членов, отсутствие навыков лоббирования, попытки дублирования профессиональных сервисных организаций.

Задачи общественных организаций по поддержке малых предприятий обусловлены целями их создания и иерархическим уровнем.

На федеральном уровне общественные организации занимаются координацией региональных отделений, лоббированием интересов региональных структур на федеральном уровне, а также представляют интересы малого предпринимательства в государственных органах управления.

На региональном уровне задачи общественных организаций в большей мере связаны с защитой интересов предприятий-членов ассоциаций (союзов), представлением интересов малых предприятий на региональном уровне, оказанием сервисных услуг членов ассоциаций.

Как правило, все общественные организации включают в свои задачи оказание услуг по подготовке кадров, консалтингу и информационному обеспечению. Однако. Необходимо отметить, что по качеству оказываемых услуг они уступают профессиональным организациям, работающим в этой сфере.

Перейдём к раскрытию функционального аспекта системы элементов государственного регулирования малого предпринимательства.

Функциональный аспект – это блоки системы государственной поддержки малого предпринимательства по направлениям регулирования: организационный, финансово-кредитный, инфраструктурный.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на всех уровнях законодательной и исполнительной власти на основе осуществления соответствующих мероприятий.

На федеральном уровне наиболее важными и оказывающими реальное воздействие на поддержку малого предпринимательства являются следующие меры. Их четыре.

Во-первых, учёт особенностей и потребностей малых предприятий при принятии законодательства по предпринимательству.

Во-вторых, разработка и принятие законодательных актов по малому предпринимательству, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла.

В-третьих, создание нормальных экономических условий формирования и развития организационно-технической и финансово-кредитной инфраструктуры малого предпринимательства.

В-четвёртых , оказание малым предприятиям прямой на основе специальных программ организационно-финансовой помощи и косвенной помощи на основе льготных налоговых и кредитных режимов.

На региональном уровне от законодательных и исполнительных органов власти во многом зависит исполнение положений федеральных законов, а также они имеют право принятия собственных правовых актов, отражающих региональные особенности развития малого предпринимательства.

Очень важно для эффективного развития малых предприятий участие местных органов власти. На этом уровне решаются вопросы регулирования земельных, арендных и других отношений, организация всех видов контроля, обеспечения, функционирования городского транспорта.

3.2

Организационные формы государственной поддержки МП

Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный блок системы поддержки и являются его элементами. Наиболее важные из них:

- Первый – это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий;

- Второй элемент включает программы развития малого предпринимательства.

В резолюции второго Всероссийского съезда представителей малых предприятий (Москва, 27 октября 1999 г. ) отмечалось, что малое предпринимательство в Российской Федерации находится в критическом состоянии. Это результат недальновидной государственной политики, отсутствия целенаправленных и последовательных мер по развитию малого бизнеса.

Основным препятствием повышения эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства является:

· Отсутствие стабильной правовой базы и условий для цивилизованной конкуренции;

· Фискальный характер налоговой политики;

· Разрастающееся административное бремя;

· Трудности ресурсного и финансового обеспечения.

«Правовое поле» регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации в последние 4-5 лет значительно изменилось, к сожалению, для субъектов малого предпринимательства не в лучшую сторону. В настоящее время правовой основой малого предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый 14 июня 1995 года.

Основные недостатки нормативно-правовой базы с точки зрения предпринимательства в следующем:

· Отставание законодательства от практики;

· Нестыковка различных законодательных и нормативных актов;

· Возможность разного толкования законодательных положений;

· Невозможность реализации важнейших положений, принятых законов;

· Наличие сфер, не охваченных принятыми законодательствами;

· Плохая информация о принимаемых законах.

До 1994 г. условия и критерии отнесения к категории «малое предприятие» были благоприятными для субъектов предпринимательства ( 150-200 человек ) . Однако с увеличением масштабов приватизации реального сектора экономика нормы и объёмы преференций, льгот стали уменьшаться, причём необоснованно.

С 1 января 1999 г. был введён Налоговый кодекс РФ ( часть 1 ) , что привело к очередному «вымыванию» из федерального законодательства льгот и преференций для малых предприятий. В кодексе обнародован принцип «социальной налоговой справедливости». В соответствии с ним налогоплательщики всех категорий унифицировались без деления на «малые» и «большие» предпринимательские структуры.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 Налогового кодекса РФ) .

В Кодексе понятие «малое предприятие», как особый субъект налогоплательщика, практически не применяется. С другой стороны, «сверхлимиты» на налоговые льготы и преференции со стороны федеральной власти почти не учитывают особенности малого предпринимательства.

Так преференция по Налоговому кодексу в виде отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов представляется в исключительных случаях. Это:

· Обстоятельства непреодолимой силы ( стихийные бедствия, технические катастрофы и т.п. ) ;

· Задержка оплат из бюджета заключенных государственных контрактов;

· Характер производства ( реализации ) товаров ( работ, услуг ) по перечню, утверждённому федеральным правительством.

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» по своему содержанию и положениям в сравнении с законодательными актами развитых стран достаточно прогрессивен. Однако выполняется он плохо.

В законе 23 статьи, по 17 из которых обязательства возложены на федеральные правительства и по 15 из них связаны с предоставлением малым предприятиям прямой имущественной поддержки. Практика показала, что ни одно обязательство по этим 15 статьям не выполнено в полном объеме.

Так, в соответствии со статьёй 2 закона не менее 50 % средств на разработку и реализацию программ развития и поддержки малого предпринимательства должны финансироваться из федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов Российской Федерации. Кроме того. Малым предпринимателям должны устанавливаться льготы по федеральным налогам и иным платежам в федеральный налог и внебюджетные фонды.

Положения с бюджетным финансированием выполняется плохо. В 1994-1997 гг. в федеральном бюджете предусматривались средства на поддержку субъектов малого бизнеса и финансирование одной ( а в Законе нескольких ) Федеральной программы поддержки малого предпринимательства. Однако исполнение бюджета шло с большим опозданием и далеко не в полном объёме. Начиная с 1998 г. в федеральных бюджетах не предусматривались средства на развитие малых предприятий.

При анализе «правового поля» малого предпринимательства важно отметить следующее обстоятельство. Нормативно-правовых актов по малому предпринимательству в России достаточно, но они не содержат реальных обязательных для исполнения министерствами и ведомствами мер по его поддержке.

Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» ответственность за государственную политику поддержки малых предприятий возлагается на каждый федеральный исполнительный орган, действующий в отведённых ему Правительством полномочиях. Реализация бюджетной политики находится в компетенции Минфина и Минэкономики Российской Федерации. Они несут перед Правительством страны ответственность за выполнение законодательных требований о бюджетном финансировании малых предприятий.

Основными причинами отсутствия бюджетных назначений на эти цели указанные ведомства обычно выдвигают две:

- Нарушение финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателей этих средств;

- Несостоятельность технико-экономического обоснования программных мероприятий государственной поддержки малых предприятий.

Выдвижение этих причин и является не чем иным, как саботажем по отношению к законодательным актам. Дело в том, что по своим функциям и профессиональному уровню эти органы исполнительной власти обязаны устранять имитируемые ими трудности.

Нельзя упускать из виду и то, что до настоящего времени не созданы внебюджетные фонды для государственной поддержки малых предприятий.

Процесс формирования любой общественно-политической или экономической сферы труден и длителен. Не исключение и малое предпринимательство. Опыт цивилизованных стран и в первую очередь стран ЕЭС, а также США и Японии показывает, что на создание комплексной правовой системы необходимо не менее 20 лет. В течение этого периода в ранее принятые законы постоянно вносили диктуемые жизнью изменения и поправки.

К сожалению, опыт России свидетельствует об обратном. Прошло десять лет с момента принятия Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» ( июнь 1995 г. ), ни одно его положение, несмотря на очевидные явные и скрытые правовые недоработки и нестыковки с другими законодательными актами, не претерпело изменений.

Решить имеющиеся в этой сфере правовые проблемы возможно путём принятия Закона о реформе малого предпринимательства, а также на основе разработки изменением форм, методов и условий государственного регулирования развития малых предприятий.

Одним из основных инструментов государственной поддержки развития малых предприятий являются федеральные и региональные программы.

В Законе Российской Федерации от 14 июня 1995 г. разграничены полномочия федеральных органов РФ и её регионов в этой сфере. За Федерацией закреплена разработка федеральных программ, финансируемых не менее чем на 50 % из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьёй 1 указанного Закона Правительство РФ должно ежегодно представлять на рассмотрение Федерального собрания основные направления формирования программы. Это:

· Формирование инфраструктуры поддержки развития малых предприятий;

· Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· Установление для малых предприятий упрощённой процедуры регистрации, лицензирования, сертификации продукции, бухгалтерской и статистической отчетности;

· Содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

· Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Реализация этих направлений должна осуществляться на основе комплекса мер, сущность которых также отражена в Законе. Этих мер шесть, они должны включаться в программы поддержки малых предприятий всех уровней власти. Отметим эти меры.

Первая . Формирование инфраструктуры поддержки – одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Вторая . Вовлечение в малое предпринимательство незащищённых слоёв населения.

Третья . Внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на государственную поддержку малых предприятий.

Четвёртая . Передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных программ.

Пятая . Передача малым предприятиям на льготных условиях незавершённых и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий.

Шестая . Обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости. Причем это должно осуществляться с учетом вложенных в них материальных и финансовых средств.

Важным требованием Закона является усиление координации программ поддержки малых предприятий с другими федеральными, региональными, муниципальными, а также международными программами. Прежде всего это программы содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить следующее обстоятельство. Во все программы, связанные с развитием малого предпринимательства, могут включаться предложения ( проекты и программы ) общественных объединений, учреждений и предприятий любой формы собственности. В связи с этим каждый федеральный орган исполнительной власти в соответствии с установленными ему полномочиями обязан использовать эти предложения в интересах государственной поддержки малых предприятий.

Анализ содержания Закона показывает, что в нём на основе системного подхода предусмотрен практически весь комплекс нормативно-правовых, организационно-экономических и социальных мер, необходимых для эффективного развития малого предпринимательства. Вместе с тем практика подтверждает обратное. Это относится к процессам разработки программ и особенно к их реализации.

При разработке программ по поддержке малых предприятий в них не отражаются комплексы необходимых мер и что, очень важно, нет увязки с другими программами, связанными с развитием малого предпринимательства. Основной недостаток реализации программ по поддержке малых предприятий заключается в далеко не полном объёме выделения предусмотренных финансовых средств.

Начиная с 1996 года была разработана не одна Федеральная программа по поддержке малых предприятий, но ошибки, недостатки и упущения в её разработке стали традиционными. Основных причин две.

Первая причина . Сложность и громоздкость программы как по вертикали, так и по горизонтали, а также множество участников разработки, финансирования и реализации.

Вторая причина . Ведомственность участков разработки, финансирования и реализации программы. С одной стороны, участники пытаются вопреки общегосударственным целям программы отражать в ней только свои интересы, а с другой – не хотят брать ответственность за реализацию, по их мнению непрофильных их задачам мероприятий.

Анализ практики разработки, согласования и реализации Федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства позволяет сделать следующий вывод. Такие программы не нужны, они не решают своей главной задачи – оказывать содействие в организации, выживании и успешном развитии малых предприятий. Эффективность социально-экономических результатов реализации программ крайне низкая. Более того, такие Федеральные программы в определенной мере для малого предпринимательства вредны. Это, прежде всего, относится к его субъектам. Исполнители программы привлекают к реализации заданий значительную часть малых предприятий. Они связывают с этим свои планы, рассчитывают на определённую материальную и в сфере инфраструктуры поддержку.

Через определённое время эти планы рушатся. Многие предприятия не выдерживают таких ударов и прекращают своё существование. По официальным данным, ежегодно в России банкротятся, включая и рассмотренную причину, не менее 150 тыс. предприятий.

Из возможных альтернатив замены Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства рассмотрим два варианта, взаимно увязанных и действующих одновременно.

Первый вариант. Вместо прежних неэффективных программ поддержки разработать целевую сроком на 2-3 года «Программу разработки принципов, методов и средств государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации».

Второй вариант. Его сущность сводится к тому, что можно не разрабатывать программу поддержки малого бизнеса, но при условии включения во все федеральные программы раздела «Развитие малого предпринимательства».

Выше показана исключительная роль малых предприятий для всех сфер социально-экономического развития при решении любых народнохозяйственных проблем. Сейчас уже ясно, что практически все проблемы развития отраслей экономики могут быть решены на основе использования инициативы малых предприятий, знаний, опыта и деловой хватки их руководителей.

Заключение

В современной российской истории предпринимательство как социально-экономическое явление существует более десяти лет. Опыт развития малого предпринимательства в промышленно развитых странах показывает, что его субъекты могут успешно функционировать и занимать ведущее положение в системе воспроизводства. Но для этого необходимо выполнение некоторых условий. К важнейшему из них относится активное участие государства в разработке и реализации экономической политики поддержки малого бизнеса.

Проведённый анализ показывает, что предприятия малого бизнеса в России формировались и развивались в сложных экономических, социальных и политических условиях. Их развитию препятствовали: неразвитость сектора частной собственности; отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования; неразвитость рынка рабочей силы; неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий; правовая незащищённость новых юридических лиц; отсутствие государственной программы помощи малому бизнесу.

Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 года в стране действовало 843 тысячи малых предприятий. По сравнению с 2000 годом их количество сократилось на 4,1%. В расчете на 1000 человек населения страны приходилось малых предприятий в среднем лишь 5,8, тогда как в государствах Европейского союза – не менее 30.

Для эффективного функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо 10 – 15 млн. малых предприятий. Но тенденция становления малого предпринимательства на ранних стадиях развития современной российской экономики является весьма пессимистичной. Существует множество причин сдерживающих развитие малого бизнеса в России. Нерентабельные малые предприятия не могут выдержать конкуренции со средними и крупными предприятиями в результате чего им приходится свертывать свою деятельность. Существует и отличительная особенность малого предпринимательства – его высокая доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства. Но не только внешние факторы препятствуют деятельности малых предприятий. Отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности из-за желания смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам. Ограниченная информация не дает полного представления о предприятии, усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей.

В данной курсовой работе показана исключительная роль малых предприятий для всех сфер социально-экономического развития при решении любых народнохозяйственных проблем. Сейчас уже ясно, что практически все проблемы развития отраслей экономики могут быть решены на основе использования инициативы малых предприятий, знаний, опыта и деловой хватки их руководителей.

Использованная литература

1. Ибадова, Л.Т. Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса / Л.Т. Ибадова // Финансы и кредит. – 2005. - № 16.

2. Дежина, И. Нужен ли России малый наукоёмкий бизнес? / И. Дежина // Человек и труд. – 2005. №3.

3. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? // Человек и труд. – 2005. - № 1.

4. Кольчугина, А.В. деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале 21 века/А.В. Кольчугина // Вопросы статистики. – 2001. - № 12.

5. Мигун, И.В. Программы кредитования малого бизнеса в России зарубежными кредитными организациями / И.В. Мигун // Банковское дело. – 2004. - № 8.

6. Гамза, В.А. О системе финансирования среднего и малого предпринимательства / В.А. Гамза // Финансы и кредит. – 2004. - № 4.

7. Маньков, В.С. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса / В.С. Маньков // Вестник Московского университета. Сер. 6, экономика. – 2004. - № 2.

8. Малый бизнес - категория макроэкономическая // Человек и труд. – 2004. - № 1.

9. Царев, И.Г. Малое предпринимательство – дело за малым / И.Г. Царев // Эко. – 2004. - № 1.

10. Газгиреева, Ф.Р. эволюция российского малого бизнеса / Ф.Р. Газгиреева // Финансовый бизнес. – 2003. - № 5.

11. Чего добиваются предприниматели? // Малое предприятие. 2001. №1

12. А. О. Блинов, И. Н. Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика. – М.: Издательстко-торговая корпорация “Дашков и КВ”, 2003 г.

13.Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2003-2005 гг., М., 2002 г.

14. Малое предпринимательство в России:Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2002 г.

15. Бухвальд, Е., Виленский, А. Развитие и поддержка малого бизнеса // Вопросы экономики. – 2002. - № 7.

16. Котляр, С. Развитие малого бизнеса в контексте регулирования рынка труда // Человек и труд. – 2002. - № 3.

17. Оганян, О. О государственной поддержке малого бизнеса в России / О. Оганян // Экономист. – 2002. - № 8.

18. Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2002. - № 7.

19. Сергеев, И.В. Сущность, значение и перспективы развития малого бизнеса в Российской Федерации / И.В. Сергеев. – М., 2002

20. Проблемы малого предпринимательства: Ст. // Вопр. статистики. – 2001. - № 5.

21. Система государственной поддержки малого предпринимательства // Финансовый бизнес. – 2001. - № 12.

22. Проблемы малого бизнеса: Ст. // Вопр. Экономики. – 2001. - № 4.

23. Эффективность поддержки малого предпринимательства / А. Дадашев, Н. Гловацкая, С. Лазуренко, А. Нешитой // Вопросы экономики. – 2002. - № 7.

24. Кооперация как источник малого предпринимательства // Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего / В.М. Юрьев, И.В. Грошев, В.Д. Мамонтов. – Монография. – Тамбов, 2002.

25. Порунов, А. Россия: малый бизнес – локомотив малого города / А. Порунов // Финансы и кредит. – 2003.

26. Кусич, С. Малый и средний бизнес: институциональные трансформации и дух предпринимательства / С. Кусич // Вестник Московского университета. Сер. 6, экономика – 2003.

27. Шекшня, С. История одного успеха и размышления о будущем: / Макдональдс в России // С. Шекшня // Управление персоналом. – 2004. - № 10.

28. Сергеев,И.В., Волошина,А.Н. Налогообложение малых предприятий / И.В. Сергеев, А.Н. Волошина. – М., 2002.

29. Ходов,Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. – 2002. - № 7.

30. Ходов,Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. – 2002. - № 7.