Реферат: Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, получающих профессию водителя автомо

Название: Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, получающих профессию водителя автомо
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

План

1.Введение 2

2.Основные понятия 4

2.1.что такое учебно-познавательная деятельность

2.2.управление - это обеспечение реализации целей и программы обучения:

2.2.1. роль преподавания

2.2.2. обучающийся- активный участник процесса

2.2.3. управление в психологии

2.2.4. управление при профессиональном обучении

3. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, получающих профессию водителя автомобиля: 7

3.1. цели, мотивы и особенности контингента обучающихся

3.2. современные образовательные технологии (методы обучения):

3.2.1. при теоретическом курсе

3.2.2. на практике по вождению автомобиля

3.3. проблемы обучения: психологические, физиологические, межличностные

3.4. контроль и проверка полученных умений и навыков

4. Выводы, итоги и предложения по совершенствованию процесса управления деятельности учащихся и их наставников 14

5. Литература 15

Введение

В конце 20 и начале 21 столетий глобально меняются все области жизнедеятельности человека: экономика, культура, техника, социальная сфера.

Эти перемены неизбежно оказывают влияние на образовательныю систему страны.

Ведущим мотивом всех преобразований в системе образования стал приоритет развивающейся личности.

В практике образования идет активный поиск моделей модернизации, что находит отражение в педагогической теории и практике, а также активизации научных исследований.

В настоящее время взаимоотношения между участниками педагогического процесса (преподаватель, учащиеся) носят характер сотрудничества и партнерства.

Основная функция руководителей учебных заведений и преподавателей: стимулировать и развивать личность каждого учащегося, необходимо создавать также условия, при которых обучениу становится самоосознанным стимулом – это и есть острая проблема теории и практики управления развитием личности.

Средствами достижения этого результата стали процессы:

· гуманизация (учащийся- центральный субъект всего учебного процесса)

· индивидуализация и дифференциация (учет индивидуальных особенностей и способностей, интересов учащихся)

· личностный опыт

Изменяется и роль преподавателя, который перестал быть для учащихся основным источником знаний, он все больше становится организатором их познавательной деятельности. Перед преподавателем стоит более сложная задача- управление процессом обучения.

Проблема готовности педагога к осуществлению управления обучением вообще и управление учебно- познавательной деятельностью учащихся на основе оптимальных подходов к обучению приобретает особую актуальность.

Основные понятия темы

Учебно- познавательная деятельность- это виды и средства действий обучающихся в процессе овладения комплексом знаний, умений и навыков, норм и ценностей в соответствии с содержанием образования, социальными, культурологическими, нравственно- этическими и другими требованиями и логикой учебно-познавательного процесса. Гарантированный результат обучения и эффективность его получения невозможны без управления учебно-познавательной деятельностью преподавателя.

Управление- это элемент, функция организационных систем различной природы, обеспечивающая сохранения их определенной структуры, поддержания режима деятельности, реализацию их программ и целей.

В психологии управление рассматривается в связи с управлением умственными процессами, без которых никакая деятельность не может быть эффективной. Управление всегда целенаправленно.

Каждый обучающийся получает: новые знания, новые для него умения и навыки добывать эти знания.

Учебно-познавательная в каждом конкретном случае по каждому предмету имеет свои особенности, но всегда необходимо сформулировать цель, выделить главный результат, который должен быть получен. И учащийся является активным субъектом деятельности.

Цель преподавателя и учащегося- это две стороны одной цели их совместной деятельности.

Остановимся подробнее на профессиональном обучении.

Сегодня в силу высокой подвижности конъюнктуры рынка, каждому человеку в течении жизни придется часто менять не только место работы, но и специальность и работу, т.е. специалист должен быть профессионально мобильным.

Помимо профессиональных знаний и умений, востребованными стали профессионально значимые качества, одним из которых является самостоятельность.

Характерной чертой современности является развитие предпринимательства.

Существенно изменяются и требования к работникам: они должны иметь широкий профессионально- квалифицированный профиль.

Обучение должно быть направлено на формирование таких качеств личности, как способность принимать ответственные решения, творчески подходить к любому делу, умение постоянно учиться, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность.

В практику профессиональной школы внедряется личностно ориентированное образование.

В настоящее время (после сложного пути исследований в педагогике и психологии) закономерным стал методологический принцип, согласно которому надо учитывать потребность, мотивы, цели, способности, активность, интеллект и другие индивидуально- психологические особенности обучаемого.

Важен доверительный стиль обучения, талант и особые личностные качества педагога.

Главное место в личностно ориентированном обучении отводятся технологиям обучения- психодиагностике, диалоговым лекциям, дискуссиям, специальным тренингам, ролевым и имитационным играм, диагностическим семинарам- тренингам, разрешению проблемных ситуаций.

Налаживается мониторинг профессионального становления личности. Социально- профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, появляются авторские учебные пособия.

Изменяется соотношение нормативных государственных стандартов и требований к самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно- профессиональных видах труда.

Личностно-ориентированное профессиональное обучение имеет свои принципы:

· признается приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого

· технологии профобучения соотносятся с закономерностями с закономерностями профессионального становления личности.

· содержание обучения определяется уровнем развития современных информационных технологий и будущей профессиональной деятельностью.

· обучение имеет опережающий характер

· учебный процесс согласуется с учебно-производственной средой

· учеба обращена к индивидуальному опыту обучаемого

Итак, управление учебно- познавательной деятельностью при профессиональном обучении направлено на обеспечение условий подготовки специалиста в соответствии с перспективными потребностями общества, требованиям образовательного стандарта и всестороннем развитием личности.

В материалах Российской академии естествознания за 2010 год делается вывод, что организация учебно- познавательной деятельности учащихся это:

· диагностика мотивов обучения

· помощь в определении личностно значимой цели обучения

· формирование базы самоуважения, овладение видами деятельности, действами и операциями

· перевод учащихся из низших уровней овладения деятельностью на последующие, более высокие уровни

Управление учебно- познавательной деятельностью учащихся

Проследим, как осуществляется управление учебно- познавательной деятельностью учащегося профессионального училища или техникума, осваивающего одну из профессий.

Компонентами системы управления является:

· цель обучения

· мотивы

· содержание

· средства

· формы обучения

Итак, поступающий учиться определяет цель. Например, желающий получить профессию, специальность водителя автомобиля. В будущем он желает освоить профессию вождения, чтобы устроится на хорошо оплачиваемую работу или самостоятельно, имея автомобиль, совершать перевозки. И тогда профессия водителя является второй специальностью и помогает выполнять основную работу.

Однако, при обучении в колледже или училище, цель организации деятельности и цель личностного характера подчинены цели исполения деятельности.

Экспериментальные исследования в педагогической практике привели к выводу того, что обретение учащимися лично значимой цели способно только при сочетании с другими условиями внешнего и внутреннего мира обеспечить переход с одного уровня обучения на другой, более высокий.

Обучающийся должен овладеть обязательным минимумом приемов и средств выполнения учебно- познавательной деятельности. Но научиться деятельности, так же, как научиться говорить и мыслить, без внешней помощи нельзя.

Итак, все многообразие у учащихся мотивов, ценностей, установок с помощью учителя (преподавателя, инструктора, мастера) подчиняется личной цели исполнения- результату получаемому посредством учебно- познавательной деятельности, имеющим личное значение и осознаваемому учеником.

Автомобильный парк нашей страны огромен. Множество автомобилей используется в различных отраслях народного хозяйства. Кроме непосредственного управления автомобилем, водитель, устраняет возникшие в пути неисправности, контролирует, например, соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки или правильность крепления грузов. Водитель должен владеть навыками управления машин в разных условиях, знать правила дорожного движения, способы определения и устранения неисправностей.

Можно научиться управлять автомобилем, но стать хорошим водителем может не каждый. Здесь важную роль играет оперативное мышление, способность в кратчайшее время оценить дорожную ситуацию и принять наиболее выгодное решение. Важно сохранять бдительность в однообразной дорожной обстановке.

Водитель должен быть предусмотрительным, наблюдательным и вдумчивым. Требования водителя предъявляет определенные требования и к физической подготовке, состоянию здоровья. Оценив все особенности и трудности профессии водителя, поступающий учиться ставит цель освоить профессию и включается в процесс обучения.

У каждого и учащихся своя мотивация. Мотивация- это совокупности всех факторов, внутренняя движущая сила действий и поступков личности. Мотив- это побуждение к деятельности. Педагоги стремятся пробудить мотивацию, управлять ею. Если доминируют познавательные мотивы, то учитель должен как можно чаще вносить элементы новизны. Уровень сложности заданий постоянно повышается. Если доминирует мотив самоопределения учащегося, то использовать приемы дискуссии, спора, деловые познавательные игры, анализ ситуаций, в которых проявилась бы жизненная позиция обучаемого, его лучшие качества. Грамотный отбор методов обучения, сочетание их перекроет недостатки одного метода другим. Многое зависит и от контингента группы (разновозрастные, уже имеющие некоторый опыт работы или осваивающие все впервые), условий обучения, опыта преподавания.

Чтобы управление осуществилось более эффективно, необходимо сообщать эталонное выполнение заданий для проверки и коррекции своих действий, тем самым будет самоконтроль усвоения.

Перейдем к методам обучения профессии водителя и отметим, что обучение этой профессии состоит из 2 циклов: теоретического и практического. Теоретический включает в себя 3 блока:

· общеобразовательный

· общепрофессиональный

· специальный

Отсюда и спецификация методов обучения: традиционный словесный метод- устное изложение- лекция применяется при общем знакомстве с новинками машин, конъектурой рынка, новыми правилами дорожного движения, со смежными профессиями. Наглядные методы- наблюдение, иллюстрации применяют при изучении знаков дорожного движения, схем движения. И, наконец, анализ проблемных ситуаций. При этом методе развивают аналитическое мышление, учат системному подходу к решению проблемы.

Если обучающийся прошел курс теоретической подготовки, то проводится теоретический экзамен, который принимается сотрудником государственной инспекции в присутствии представителя образовательного учреждения, занимавшегося подготовкой водителя. Экзамен проводится путем письменного опроса, а также при помощи персонального компьютера по программам и требованиям главного управления государственной автоинспекции.

В колледжах и училищах уделяется внимание и технической стороне- устройства и работы узлов автомобиля.

Навыки практического порядка приобретаются постепенно и здесь используются свои методы: это метод упражнений, способствующий закреплению практических умений и знаний, полученных при теоретическом обучении. Упражнения могут носить репродуктивный характер, при котором надо выделить, понять и выразить содержание данного в задании чертежа, схемы, компьютерной графики. Упражнения творческого характера помогают организовывать деятельность учащегося в трудной ситуации и находить самостоятельные решения.

Даются и поисковые упражнения, как творческое применение знаний теоретического курса. Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. И только потом на испытательном маршруте в условиях реального движения.

Практический экзамен принимается на транспортном средстве, предоставленном образовательным учреждением, которое осуществляло подготовку кандидата в водители. Здесь проверяется:

· трогание с места

· разворот

· движение и маневрирование задним ходом

· торможение и остановка

· управление на малой скорости

В настоящее время преподаватели работают над созданием учебно- методической литературы. Уже применяются для обучения фильмы по вождению, грамотный электронный курс лекций, используется опыт зарубежных стран.

Наряду с традиционными методами обучения применяют активные методы обучения в кабинетах, оснащенных современными видиоматериалами и проекторами, автомобильными тренажерами. Во многих колледжах и транспортных техникумах есть автодром. Выбор методов зависит и от класса подготовки специалиста.

Среднее профессиональное обучение совершенствуется и активизация обучения достигается внедрением инновационных средств. Одно из них интерактивное обучение- это способ познания при совместной деятельности учащихся, где они обмениваются информацией, решают совместно проблемы, моделируют ситуации. На занятиях происходит смена режима деятельности: дискуссии, работы в малых группах, мини-лекции.

А учебное окружение или учебная среда выступает, как реальность, в которой участники находят область применения своего опыта. Среди принципов интерактивного обучения можно назвать:

· диалогическое взаимодействие

· кооперация и сотрудничество

· тренинг

Остановимся на них подробнее:

1. Диалог- это возможность высказать и отстоять свою позицию, доверие и понимание собеседника, право строить общение на принципах равноправия

2. Работать в группе- это решение проблем, общих задач, влияние одних на других, дополняя друг друга

3. Тренинг. Его используют для обучения взрослых, это тренировка и отработка навыков, форма передачи знаний как метод создания условий самоконтроля

Специалисты выделяют несколько базовых методов тренинга. Например, будущие водителя обучаются групповой дискуссии при разборе спорных вопросов. А игровой вид ведения тренинга способствует обретению коммутативных умений.

Эти новые способы активизации обучения получают все новое применение при освоении профессии. Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь с обучающимися, учет запросов по поводу содержания.

Аудитория слушает воспринимает слова педагога и перерабатывает их в своем сознании. Реакция на речь и действия преподавателя может проявляться в мимике, позе, жестикуляции, вопросах и ответах слушателей. Если лектор замечает эти сигналы, правильно оценивает причины их возникновения, то то корректирует свою речь и поведение. Обратная связь- это форма межличностного взаимодействия. Актуальность и значимость обратной связи очевидны:

· Реализуются поставленные задачи

· Продуктивно усваивается материал, так как он хорошо понимается и подается на занятиях в благоприятной обстановке

Схема обратной связи такова:

Каковы же формы обратной связи? На практических занятиях, например, можно провести анкетирование. На практических занятиях: это реакция на замечания инструктора, возможность практиканта самостоятельно оценивать ситуацию.

Формы обратной связи выглядят так:

Анализируя результаты обучения на всех этапах, преподаватель может оценить эффективность выбранных методов. Процесс управления не должен сводиться к назидательной функции, насильному насаждению мнения. Функция управления включает 5 элементов:

· Поставь задачу

· Доверяй

· Проверяй

· Помоги

· Похвали

Выводы, итоги и предложения по совершенствованию процесса управления деятельности.

Итак, управление и организация учебно- познавательной деятельностью учащихся при получении профессии имеет огробное значение. Постоянное обновление и совершенствование его, дает возможность восполнить потребность в рабочих профессиях, недостаток которых очень ощутим в настоящее время. Необходимо готовить специалистов «высокого класса», компетентных в своей профессии и готовых к замене в смежной профессии. При обучении водителей обратить внимание на технологическую сторону обучения: дать более глубокие знания в работе отдельных узлов. Самое важное- это научить учащихся учиться.

Руководителям учебных заведений надо проводить семинары по обмену «трудового опыта», поднимать авторитет преподавателей, инструкторов и мастеров, совершенствовать технологии развивающего обучения.

Литература

1. Сластенин В.А. «Педагогика профессионального образования» учебное пособие, 2004 год

2. Гребенюк О.С., Рожков М.И. «Общие основы педагогики» учебник, изд. Москва, 2004 год

3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. «Современные способы активизации обучения» Москва, Высшее профессиональное образование, 2006 год

4. Хуторский А.В. « Методика личностно- ориентированного обучения» 2006 год

5. Волынкин В.А. «Педагогика в схемах и таблицах» серия высшее образование, 2007 год

6. Журнал «Педагогика» №3, 2002 год, статья «Личностно-ориентированное образование» Зеер Э.Ф., Романцев Г.М.

7. Учебник «Педагогика» под редакцией Бабаненого Ю.К.

8. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях» Москва, 2001 год

9. Современные технологии обучения под редакцией Борисовой Г.В., Аветовой Т.Ю., СПБ,2002 год