Реферат: Формы и методы регулирования рынка туристических услуг в современных развитых странах

Название: Формы и методы регулирования рынка туристических услуг в современных развитых странах
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный университет»

кафедра теории

и методики физвоспитания

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономика туризма и гостеприимства»

на тему «Формы и методы регулирования рынка туристических услуг в современных развитых странах»

Выполнила: студентка гр. 09-ТГ-2

Климова А. Ю.

Новополоцк 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Предпосылки к регулированию рынка туристических услуг…........…..4

Глава 2. Государственное регулирование рынка туристических услуг………….8

Глава 3. Саморегулирование рынка туристических услуг……………………....13

Глава 4. Методы регулирования рынка туристических услуг в современных развитых странах…………………………………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованных источников……………………………………………...21

Приложения…………………………………………………………………………22

ВВЕДЕНИЕ

Важной частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы является мировой рынок услуг. Экономика, с ведущими позициями сектора услуг, считается конкурентоспособной и имеет перспективы роста.

Рынок представляет собой распределительную систему, в которой рыночные отношения продавца и покупателя могут охватывать не только физические и юридические лица, но и отрасли, регионы, взаимоотношения между странами. При этом рынок ничего не производит, а только участвует в распределении товаров.

Самостоятельным сегментом рыночной экономики развитых стран, достаточно стабильным и конкурентоспособным в последние годы, стал туризм. Его функционирование вызывает все возрастающий интерес у населения, потенциального покупателя туристических услуг

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ К РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Любой рынок, а в особенности туристический, не всегда справляется с теми задачами, решение которых ждет от него общество. Невозможность преодоления социально значимых проблем с помощью одних только рыночных механизмов называют «failure», что можно перевести как «провал». «Провалами рынка» называют действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения . Иными словами «провалы» рынка – это такие ситуации, когда рыночные механизмы направляют усилия производителей и продавцов в русло, которое субъективно выгодно для них, но не оптимально или нежелательно с точки зрения всего общества. Важно подчеркнуть, что эти нежелательные решения являются не следствием ошибок субъектов рынка или действия каких-либо посторонних причин, а результатом функционирования именно самого туристического рынка, как части общего рынка.

«Провалы» рынка вообще и туристического рынка в частности не являются проблемой только лишь отечественной экономики. Любая экономическая система наделена ими и правительство любого государства вынуждено с ними бороться.

В современных экономических системах можно выделить следующие провалы туристического рынка:

1. Тенденции к установлению монополии. В виду неустойчивости рыночной системы, каждый производитель туристических услуг стремится в целях получения максимальной прибыли, подавить конкурентов. Возможностей монополизации туристического рынка гораздо больше, чем, например, рынка товаров народного потребления, поскольку, только обладающие большими объемами продаж туристические фирмы посредством распространенных рисковых форм их сотрудничества с поставщиками туристических услуг, способны приобретать необходимые ценовые преимущества. Новоиспеченному туроператору, к тому же не имеющему крупных финансовых источников своей деятельности, чрезвычайно сложно конкурировать в цене с известными и крупными игроками туристического рынка. В связи с тем, что ценовой фактор даже в развитых туристических экономиках является важнейшим на особо прибыльных, массовых направлениях как международного, так и внутреннего туризма, вновь выходящий на рынок субъект хозяйствования не получит дисконтов и льготных форм сотрудничества с поставщиками туристических услуг, предоставляемых только имеющим большой объем отправлений и высокую репутацию турфирмам.

Возможности «ноу-хау» или стремительного роста конкурентоспособности за счет сокращения издержек деятельности в туризме весьма ограничены вследствие своей высокой стоимости, длительности срока окупаемости и многофакторности самого туризма, как вида человеческой активности. Это только подстегивает процесс монополизации как работы на географических направлениях путешествий, так даже «около-туристического» производства, делая очевидным процесс превращения крупных туроператоров в холдинги, помимо турпродукта предлагающих транспортные или экскурсионные услуги, владеющих собственными гостиничными цепями, глобальными системами бронирования и даже предприятиями, производящими туристические товары.

Как показывает опыт зарубежных туристических индустрий, эволюция сектора туроперейтинга на рынке туристических услуг состоит из следующих фаз: стихийной, отличающейся присутствием на рынке сотен и тысяч мелких туроператоров, предлагающих собственный, порой уникальный турпродукт; фазы укрупнения, на которой из массы туроператоров происходит выделение нескольких десятков – безусловных лидеров на конкретных направлениях туризма, обладающих самыми большими объемами продаж и максимальной известностью как среди потребителей, так и туристического истеблишмента; фазы диверсификации, которая характеризуется, прежде всего превращением выделившихся лидеров в многопрофильных туроператоров, стратегия деятельности которых заключается в распространении своих рыночных и финансовых возможностей, а также собственного брэнда на организацию туров на принципиально новых направлениях работы.

С каждой фазой количество основных игроков, обладающих возможностью установления рыночных цен, туроператорского сектора сокращается, бывшие туроператоры, не выдержав ценовой конкуренции, уходят в агентский сектор, либо покидают рынок вообще. «Венцом» такой эволюции становится образование весьма ограниченного количества (например, в Германии 90% туристического рынка контролируют 3 холдинга) туроператоров, поделивших между собой весь потребительский рынок страны или региона.

Несмотря на очевидную предпочтительность мелкого бизнеса в агентском секторе туристического рынка, процессы монополизации здесь также закономерны. Агенты в попытках защищать собственные интересы (в первую очередь, коммерческие) от олигополистических туроператоров вынуждены укрупняться (только в отличие от туроператоров не посредством слияния бизнеса, а скорее, через профессиональные объединения с общей торговой маркой, ценовой политикой, рыночной стратегией), что приводит к появлению крупных агентских сетей, доля которых в розничных продажах с каждым сезоном только возрастает.

2. Неравномерность распространения информации в рыночной среде. Туризм был и остается видом деятельности, в которой любая информация (как идущая от потребителей, так и от поставщиков и розничных продавцов) имеет первоочередное значение. Владение и активное пользование информацией в современных условиях помогает субъектам туристического рынка принимать адекватные состоянию конъюнктуры решения. Однако информация эта распространяется весьма неравномерно, порой бывая просто эксклюзивной – доступной только некоторым туроператорам в силу, например, актуального для России административного ресурса или личных взаимоотношений деловых партнеров. Даже та информация, которая доступна всем, распространяется не сразу, ее оперативное получение зависит от уровня развития средств связи, которыми обладает субъект хозяйствования.

Неравномерность распространения информации ведет к тому, что некоторые из субъектов туристического рынка, располагающие большими возможностями, получают преимущество перед другими в принятии более соответствующих рыночной ситуации решений. Результат экономической деятельности будет распределяться в пользу именно этих субъектов туристического рынка. Причем, как заметно из вышесказанного величина прибыли будет зависеть в первую очередь от степени обладания достоверной информацией, чем от величины реальных вложений в производство туристического продукта;

3. Неспособность производителя турпродукта производить общественные блага. Общественные блага – это товары и услуги, которые могут потребляться всеми членами общества независимо от того, в какой мере член общества оплатил пользование этими товарами или услугами. Примерами общественных благ являются медицинская помощь, образование, поддержание правопорядка, объекты общедоступной инфраструктуры. На общественные блага не распространяется принцип исключения, то есть приобретение блага одним членом общества не уменьшает способность других пользоваться тем же благом. Можно разделить общественные блага на «чистые» и «условные».

Для «чистых» благ принцип исключения действительно совсем не имеет силы (например, возможность пользоваться светом маяка не изменится, если по каким-либо причинам увеличится количество пользователей им). Доступность же «условных» общественных благ все же имеет некоторую зависимость от количества пользователей (например, милиция или скорая помощь), однако, эта зависимость не столь велика, чтобы отнести общественные блага к разряду простых товаров или услуг.

Ни туристический, ни какой либо другой рынок не в состоянии производить такие общественные блага, поскольку это невозможно, как невозможно измерить полезность потребляемых человеком благ;

4. Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов. В связи с тем, что туристический рынок нейтрален к моральным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить и что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных прибылей, рыночная система имеет тенденцию к концентрации богатства на одном полюсе и бедности – на другом. Это особенно актуально в условиях туристического рынка, на котором неравенство в распределении получаемых доходов подстегивается усилением монополизации;

5. Неспособность рынка устранить внешние эффекты (экстерналии). Экстерналии – это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает. Примером положительных экстерналий может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его дохода стало результатом деятельности абсолютно других субъектов хозяйствования, например, городских властей – строителей туристского объекта. Бывают и отрицательные экстерналии (например, снижение посещаемости санатория, рядом с которым проложили железную дорогу).

Вопрос о том, следует ли относить экстерналии к провалам рынка, является объектом теоретических дискуссий. Из теоремы Коуза следует, что при отсутствии вмешательства третьей силы и нулевых издержках на ведение переговоров обе стороны – источник и получатель экстерналий – могут прийти к взаимоприемлемому решению о том, как распределить между собой дополнительные выгоды или издержки. Но на практике такие договоренности возможны очень редко;

6. Неспособность рынка контролировать качество предлагаемого турпродукта. Этот «провал» рынка особенно актуальный в туристической сфере, так как качество продаваемых туристических услуг не постоянно; а также потому, что данная услуга не поддается обмену или возврату, поскольку имеет определенную длительность во времени.

Эти неоптимальные или нежелательные для общества решения, вытекающие из самой природы туристического рынка, устраняются только с помощью государственного регулирования.

«Провалы» рынка привлекали наибольшее внимание теоретиков в первой половине ХХ века, когда западная рыночная система претерпевала глубокие изменения, переходя от раннего конкурентного капитализма к более сложной социально-экономической системе с высоким уровнем государственного регулирования и социальной защиты. С течением времени, однако, накопился большой материал о серьезных недостатках государственного регулирования, обусловленных самим характером государства как участника экономического процесса. По аналогии с «провалами рынка» их стали называть «провалами государства». «Провалы» государства – это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. К ним можно отнести такие современные реалии:

- возможность государственных чиновников манипулировать эксклюзивной информацией, вызывая ее нехватку для принятия оптимальных или желательных для общества решений,

- бюрократизм в принятии экономических решений,

- несовершенство политического и законодательного процессов,

- недостаток мотивации к эффективному и рациональному труду работников государственных органов.

Анализ «провалов» рынка и государства показывает, что в сложном современном обществе неправомерно делать односторонний упор или на рынок или на государство. Внутренние недостатки, обусловленные самой природой рыночной или государственной форм организации экономической деятельности, требуют их сбалансированности, сочетания путем развития гибкой и адаптивной (способной приспосабливаться к изменениям внешней среды) институциональной системы. [4, 143-149]

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

В процессе туристического производства интерес у государства должны в первую очередь вызывать :

- состояние туристической инфраструктуры (степень ее безопасности для туристов и уровень качества предоставляемых услуг);

- поддержание состояния туристических ресурсов (степень их привлекательности, недопущение хищнического пользования и разрушения туристических ресурсов);

- финансовые потоки в туристической индустрии (налогообложение субъектов хозяйствования, поощрение инвестиций в туристическую индустрию, привлечение иностранных и собственных инвесторов);

- конъюнктура туристического рынка (поддержание конкуренции, антидемпинговые меры, определение входных и выходных барьеров на туристическом рынке).

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос – предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:
• принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;
• создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;
• разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;
• обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;
• обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).

При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:
1) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
2) охрана окружающей природной среды;
3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочих мест;
6) увеличение доходов государства и граждан;
7) развитие международных контактов;
8) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности. Оно осуществляется путем:
• создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;
• содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
• защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
• стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;
• установления правил въезда в страну, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;
• прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию целевых программ развития туризма;
• налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории страны и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;
• содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;
• развития научных исследований в сфере туристической индустрии;
• содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Государство должно распространять информацию как среди работников сферы туризма, так и среди общественности с тем, чтобы поднять уровень осведомленности по вопросам безопасности и защиты туристов; поощрять всеми необходимыми мерами подготовку представителей различных профессий, прямо или косвенно отвечающих за безопасность и защиту туристов.

Наконец, развивая внутренний и международный туризм, власти государства должны учитывать национальные интересы коренных жителей туристских регионов, не допускать возможностей проявления самосохранительных функций местного сообщества, ограничивая негативное воздействие туризма на все сферы его жизнедеятельности. Добиться вышеперечисленного можно, проводя:

- разъяснительную работу среди местного населения, ориентированную на становление позитивного отношение его к прибывающим туристам, ликвидацию возможности конфликтных ситуаций;

- оценочную деятельность, направленную на определение максимальной «туристической» емкости курорта, пропускной способности его туристических ресурсов;

- поощрение развития познавательных форм туризма в регион;

- очевидное расходование получаемых от туризма доходов на улучшение социальной инфраструктуры, повышение материального благосостояния местного населения;

- создание и параллельное с туризмом (в оптимальном варианте и с использованием прибыли, получаемой от туризма) развитие объектов культуры, искусства, науки и высоких технологий, и других сфер хозяйствования, способных к мирному «сосуществованию» с въездным международным туризмом. [2]

Среди наиболее действенных методов государственного регулирования международного туризма можно выделить следующие.

Административные меры , суть которых в организации с помощью норм права различных видов деятельности людей, определении компетенции, объема полномочий и обязанностей государственных и коммерческих организаций, а также отдельных граждан. Механизм данного вида регулирования туристического рынка заключается в создании правовой базы туризма (отраслевой закон, содержащий основные понятия, отражающий государственные приоритеты; нормы предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере туризма; условия ведения легальной туристической деятельности – лицензирование, стандартизация, сертификация и т.д.), законодательного закрепления структуры органов, занимающихся регулированием туристического рынка и определение их полномочий.

Налоговые рычаги используются для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения экспортной конкурентоспособности отечественного туристического продукта. На практике налоговые инструменты проявляются в изменении налоговых ставок, налогооблагаемой базы, налоговых скидок и льгот, предоставляемых различным группам туристических производителей.

Бюджетные инструменты в отличие от налоговых рычагов заключаются в государственном финансировании и инвестировании отдельных видов туристической деятельности, либо деятельности отдельных предприятий туристической индустрии. На практике бюджетные меры государственного регулирования могут выражаться в государственном туристическом заказе (например, при поощрении социального туризма), государственной поддержке отдельных видов туризма (например, организация рекламных кампаний за бюджетные деньги), финансировании туристических программ.

Кредитно-денежные инструменты регулирования туристического рынка заключаются в воздействии властей на механизмы туристического рынка посредством учетной политики и политики минимальных резервов центрального банка страны, а также через управление денежной эмиссией.

Наконец, немаловажным методом государственного регулирования туристического рынка является его стратегическое планирование, которое в отличие от прочих инструментов позволяет:

- получить представление о состоянии туристического рынка и уровне социальной подготовленности населения к путешествиям на конкретный момент времени;

- спрогнозировать на будущее современные тенденции развития туристической индустрии и туристического рынка;

- наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться как предприятия сферы туристической индустрии, так и государственные органы – субъекты управления туристическим рынком;

- увязать поставленные цели с объемом и структурой необходимых для этого ресурсов;

- обеспечить комплексное включение рычагов государственного регулирования в механизм решения стратегических задач . [3]

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица.

Распределение задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне:

• планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;

• маркетинг (рыночное предложение местности);

• координация работы турфирм;

• информация для туристов, их сопровождение;

• организация досуга туристов;

• организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

- развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;

- анализ рынка, разработка концепции маркетинга;

- меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях;

- профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга;

- работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

ГЛАВА 3. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Рынок представляет собой распределительную систему, в которой рыночные отношения продавца и покупателя могут охватывать не только физические и юридические лица, но и отрасли, регионы, взаимоотношения между странами. При этом рынок ничего не производит, а только участвует в распределении товаров.

Самостоятельным сегментом рыночной экономики развитых стран, достаточно стабильным и конкурентоспособным в последние годы, стал туризм. Его функционирование вызывает все возрастающий интерес у населения, потенциального покупателя туристических услуг. В сфере туризма производство и реализация туристических услуг развиваются одновременно с рыночными отношениями между продавцами и покупателями.

Важным направлением развития рыночной экономики страны является повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. В сфере туризма это может быть реализовано значительно быстрее, чем во многих других отраслях и сферах деятельности.

Развитие конкуренции туристических фирм в стране во многом определяется экономической независимостью поставщиков туристического продукта, т.е. свободой в принятии решений при заключении сделок, распоряжении своими доходами, установлении свободных цен.

Равновесие между предложением и спросом в туристических услугах может произойти либо за счет сдвига кривой предложения, либо кривой спроса. Так, например, кривая спроса может сдвинуться из-за изменения потребительских свойств туристического продукта или изменения мотивации потребителей туристических услуг, что показано на рис.1.[приложение 1].

Если основные потребители на рынке туристических услуг имеют средний душевой доход, то увеличение их дохода вызовет перемещение кривой спроса вправо и вверх. Кривая предложения в этом случае останется на прежнем месте. На рис.1[приложение 1] видно, что в новой точке равновесия цена и объем туристических услуг установятся на более высоком уровне. [3]

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть так называемые Национальные Туристские Администрации. Такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.

Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования.

В любом государстве взаимоотношения сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "тур­фирма - государство", регулируются соответствующим законо­дательством. В зависимости от степени цивилизованности госу­дарства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и пол­ным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый эле­мент взаимоотношений указанных сторон.

Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами.

Рассмотрим, как же действует государство на примере нескольких развитых стран.

Франция

Во Франции Законом о туризме № 92-645 определены усло­вия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие дан­ного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформу­лированы условия, при которых возможно осуществление турис­тской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официально­го согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.
В специальном разделе Закона фиксируются отношения меж­ду производителем и потребителем туристского продукта, пере­числены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца турпродукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, ис­ключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за дея­тельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.

Вопросы регулирования туризма относятся к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого предусмотрены Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений в сфере туризма.

Кроме того, существует ещё целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом « с правом совещательного голоса»:

- Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ;

- Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму (маркетинговые исследования и статистика в туризме) ;

- Национальное агентство по отпускным поездкам (социальный туризм);

- Национальный комитет по процветанию Франции (вопросы экологии и озеленения городов).

На региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, решающие вопросы развития туристской сферы и подчиняющиеся непосредственно префектам. Деятельность этих представителей направлена на координацию местных и национальных инициатив, так как полномочия местных властей в области туризма достаточно велики.

Продвижением образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», возникшая в 1987 г. в результате соглашения о партнёрстве между местными администрациями, туристическими фирмами, гостиницами, администрациями объектов экскурсионного показа. В настоящее время ассоциация насчитывает около 800 членов. В штате ассоциации более 200 сотрудников, 33 его представительства работают в 26 странах мира. Руководящий орган ассоциации - совет директоров, состоящий из 27 человек (1/3 - чиновники из госаппарата, а 2/3 - представители частного бизнеса). Деятельность ассоциации на 60 % финансируется из госбюджета.

Испания

Туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 "О компетенции в обла­сти туризма" и Декретом "О деятельности частных туристских предприятий" от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеука­занному Закону. Испанское законодательство по туризму регу­лирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, ус­ловия, на которых физическим и юридическим лицам разрешает­ся заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санк­ции к нарушителям.

В апреле 1996 г. Парламент Испании утвер­дил Закон "О комбинированных путешествиях", которым были четко определены права и обязанности как потребителя, так и туристского агентства. Под комбинированным путешествием по­нимается поездка, включающая турпродукт, содержащий, по меньшей мере, два из трех нижеследующих элемента: транспорт, раз­мещение на ночлег и любые другие туристские услуги. В Законе дано четкое распределение ответственности внутри туристской сферы и разъяснение различных аспектов турпродукта и комби­нированных путешествий. Указано на необходимость наличия следующих данных в информационных каталогах: конечная цель и продолжительность путешествия, средства транспорта, вид ноч­лега, стоимость путешествия, дополнительные предложения, ус­ловия и положения на случай отказа от путешествия. Если изло­женные в каталоге детали предполагаемого путешествия не соот­ветствуют реальности, то турист, совершивший поездку, вправе предъявить иск. Введя данный закон, Испания привела националь­ное законодательство в соответствии с Директивой ЕС 1990 г. о туристских услугах (туристском продукте).

Вопросами туризма в Испании ведает Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, подчиненный Министерству экономики. Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются:

- Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и выработка общих направлений государственной политики в сфере туризма );

- гостиничная цепь «Paradores» (83 гостиницы, размещённые в зданиях, представляющих историческую ценность) ;

- два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге) и Испанский институт туризма - « Turespaca» .

Полномочия Министерства экономики невелики. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туристской индустрии, являются прерогативой местных властей.

С целью координации их деятельности в стране создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственных органов власти всех уровней и представители частного бизнеса. Решения Совета носят рекомендательный характер .

Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов, осуществляя рекламную деятельность и продвижение испанских курортов за рубежом. Организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета.

Великобритания

В Великобритании сферу туризма возглавляет Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм ,- « British Tourist Authority» (ВТА).

ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.

Являясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.

Во главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и президент. В штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом в 26 странах мира.

Более чем на 2/3 (68 %) ВТА финансируется из госбюджета.

Италия

В 1983 г. был принят основной закон по совершен­ствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Законом определены органы управления туризмом на региональ­ном уровне и порядок их функционирования, даны определение туристского предприятия и условия его регистрации, а также оп­ределение и классификация гостиничного хозяйства, изложены условия, на которых транспортным и туристским бюро, обще­ственным ассоциациям разрешается заниматься туристской дея­тельностью, регулируется деятельность профессионалов в турис­тской сфере, определены меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и прочее.

Департамент по туризму входит в состав Министерства производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и ЕС).

Полномочия местных турадминистраций также значительно расширены. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности на своей территории, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать и рекламировать свои регионы внутри страны и за рубежом.

Однако ведущая роль в представлении Италии на международном туристском рынке принадлежит Национальному управлению по туризму (Е NIT), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 16 странах.

США

Первый Национальный закон США "О международ­ном туризме" был принят в 1961 г. Им предусматривалось созда­ние Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены сле­дующие основные задачи: координация государственной полити­ки в области туризма в интересах США, исследование конъюнк­туры туристского рынка, ведение статистики туризма, руковод­ство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.

Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соот­ветствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как пра­вило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всесторонне­го развития въездного и внутреннего туризма, проведение реклам­но-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение тури­стов. В Бюро входят представители городских властей, транспор­тных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жиль­цов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членс­ких взносов и доходов от рекламы.

АПТ была призвана работать в тесном контакте с Консульта­тивным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представи­телей основных отраслей промышленности США, а также Наци­ональным Советом по пропаганде путешествий и туризма, кото­рый ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: "Туризм работает на Америку". В этих докладах чет­ко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм яв­ляются важнейшими секторами национальной экономики. В США туристская индустрия является вторым крупнейшим "работодателем" после системы здравоохранения.

В 1995 г. в целях привлечения внимания к сфере туризма и рас­смотрения возникающих в ней проблем в Белом Доме была про­ведена Национальная конференция по развитию туризма. Поми­мо всех прочих были рассмотрены вопросы перевода АПТ на са­мофинансирование, поскольку сфера туризма по доходам стала занимать в США третье место. По завершении Олимпиады в Атланте в августе 1996 г. государственное финансирование АПТ существен­но сократилось, вступила в действие система частичного государ­ственного спонсирования и значительно большего участия в этом частных фирм и предприятий. В 1996 г. Конгресс США принял еще один закон по развитию туризма и с января 1997 г. стала фун­кционировать предусмотренная в нем новая Федеральная турист­ская структура - Национальная Организация Туризма (НОТ). В Законе конкретно указано, что если в ближайшее будущее НОТ не повысит долю США в мировом туристском рынке и не увели­чит количество иностранных туристов, то она будет распущена.

Финляндия

В Финляндии туризм регулируется Законами "О субъектах, имеющих право на про­дажу туров" и "О турах и занятии туристской деятельностью" № 1080/94. Во многом принятие данного Закона было обус­ловлено вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приве­дения финских законов в соответствии с требованиями ЕС. Законы регулируют отношения клиента и турфирмы по вопросам прода­жи тура и порядок урегулирования спорных моментов. В марте 1995 г. принято Постановление правительственных структур Фин­ляндии "О занятии туристской деятельностью", в котором дета­лизированы основные сведения, требуемые при регистрации на занятие туристской деятельностью: помимо обычных вопросов, следует указать, в том числе, является ли фирма посредником ино­странной туристской компании.

Германия

В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристический комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира.

В Австрии туристическую отрасль курирует Министерство экономики. Рекламой туристических возможностей страны ведает Австрийский национальный туристический офис, представительства которого работают в 26 странах мира.

В Швейцарии вопросами въездного туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ) -крупнейшее национальное рекламное агентство.

В Индонезии существует специальное ведомство по туризму, которое наделено достаточно широкими полномочиями в области защиты прав туристов. В частности, в стране действует весьма влиятельная туристическая полиция, которая осуществляет контроль и надзор за предприятиями туристической и гостиничной индустрии, а также разбирает конфликтные ситуации, участниками которых становятся гости из-за рубежа.

В Израиле работает мощное Министерство туризма, бюджет которого в 2007 году достиг $150 млн. Эти деньги используются на финансирование мероприятий, связанных с информационной, презентационной, выставочной деятельностью по всему миру, на проведение конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание буклетов и рекламных материалов. Планируется, что в 2008 году бюджет Министерства туризма вырастет в 4 раза.

В объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав по­требителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тек­сты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем ого­ворены условия, взаимные права, обязанности и гарантии. [1]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный туризм за последние полвека превратился не только в ведущую сферу мировой экономики, доля которой в межгосударственных экономических обменов постоянно возрастает, не только в фактор, обеспечивающий наибольшую долю доходной части бюджетов многих государств, в сферу приложения труда миллионов жителей разных частей света, но и в во многом определяющее политический, социальный и культурный климат на планете явление.

Механизм функционирования рынка туристических услуг отличается доминированием ограниченного и единого суммарного спроса на услуги, а также (в силу ослабевания зависимости роста объемов туристического производства от расходования ресурсов) практически ничем не лимитированным предложением на нем. Это существенно влияет на поведение субъектов туристического рынка, усиливает жесткость и масштабы конкурентной борьбы на нем.

Государственное регулирование является неотъемлемым условием функционирования туристического рынка и защиты национальных интересов населения как рецептивных, так и донорских туристических территорий. Первоочередной причиной государственного регулирования функционирования туристического рынка являются его «провалы». В работе приводится анализ «провалов» туристического рынка, причин их появления, механизмов преодоления, а также характеризуются направления и инструменты совершенствования государственного регулирования туристического рынка.

Существует и другой инструмент воздействия на рынок туристических услуг. Саморегулирование рынка проходит естественным путем, без вмешательства из вне. При этом важную роль играет рыночная конкуренция туристических фирм, которая способствует стабилизации экономики и установлению баланса товарно-денежных отношений.

Решение вопроса о необходимой мере участия государства в регулировании сферы услуг должно опираться на простое суждение: государству следует делать то, чего не может делать туристический рынок. Следовательно, государство должно сосредотачивать свои усилия там, где туристический рынок обнаруживает свои «провалы».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. http://www.tourvest.ru/

2. http://www.turbooks.ru/

3. http://www.usd.okis.ru

4. Ушаков Д.С. Развитие современного туристического рынка/ Под. ред. д.э.н. В.В. Бандурина. - М.: ИНИОН РАН, 2004. - 200 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис.1. Рыночное равновесие предложения и спроса в туристическом обслуживании населения

Р - уровень предложения;
Q - уровень спроса;
Р’ - новый уровень предложения;
Q’ - новый уровень спроса.