Контрольная работа: Социально-психологический подход к исследованию конфликтов

Название: Социально-психологический подход к исследованию конфликтов
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра социальной работы

и теологии

Контрольная работа

по дисциплине

«Социальная психология»

Тема: «Социально-психологический подход к исследованию конфликтов»

Выполнила студентка Черновол А.В.

3 курса специальности «Коммерция»

группа К-381

Проверил: доцент, к.ф.н. Лях К.Ф.

г. Мурманск

2010

Введение.

В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года - специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам.

Что касается России, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта, а с 1991 года начал издаваться Бюллетень клуба конфликтологов. С этого времени традиционными стали международные ежегодные конференции по разрешению конфликтов, которые проводятся в Санкт-Петербурге. Здесь же началась подготовка первых специалистов на базе специально созданного конфликтологического отделения университета. В Калужском институте социологии с 1994 года издается научно-практический журнал «Социальный конфликт». Таким образом, конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом, что и определяет актуальность данной проблемы. В настоящее время исследование конфликта осуществляется в рамках отдельной науки – конфликтологии - науки о процессах самого зарождения, возникновения, развития и завершения конфликтов любого вида.

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1.Изучить основные точки зрения на понятие конфликта как социально-психологического явления, выделить его основные виды, признаки.

2.Рассмотреть основные стадии протекания конфликта.

3.Определить функции, которые выполняет конфликт в отношениях между людьми.

Объект - конфликт как одно из состояний отношений людей.

Предмет - процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

Конфликт как социально-психологическое явление, основные виды и особенности конфликтов .

Существуют некоторые наиболее распространенные определения данного понятия в психологической науке. «Психологический словарь»[1] определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В. В. Дружинин [2] и его соавторы дают следующее определение конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем». Н. В. Гришина[3] рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами). А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов[4] предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». При всей близости понимания компонентов или признаков конфликта различными авторами, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального, либо в силу ограниченности охватываемых им явлений, либо из-за его многозначности.

В социальной психологии конфликт рассматривают как столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия и в зависимости от различных критериев выделяют следующие виды конфликтов:

По субъекту конфликта :

1) Внутриличностные конфликты:

- мотивационные. К. Левин выделил 3 вида конфликтов выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликт равенства положительных и негативных целей. З. Фрейд говорит о противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, «Я», социальное «Я»;

- когнитивные - противоречия несовместимых представлений, их предметом становится разница мнений, принципов, жизненных позиций;

- деятельностные - противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности.

2) Межличностные конфликты:

- ценностные конфликты - различия между людьми с точки зрения их ценностных ориентаций;

- конфликты интересов - различия интересов;

-конфликты из-за нарушения групповых норм или правил взаимодействий.

3) Личностно-групповые конфликты.

4) Межгрупповые конфликты.

5) Социальные конфликты.

Конфликты с точки рения властных отношений:

1) Вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия.

2) Горизонтальные.

По степени публичной объективации взаимодействия :

1) Скрытые.

2) Открытые.

По последствиям :

1) Конструктивный конфликт - чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.

2) Деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта - «эскалация» конфликта - означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого конфликта особенно сложно.

По способу возникновения:

1) Объективно возникающие.

2) Субъективно возникающие.

В структуре конфликта выделяют следующие элементы:

1) Конфликтующие стороны - две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники - сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

2) Зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.

3) Представления о ситуации - сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.

4) Мотивы - стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.

5) Действия - конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели.

Таким образом, можно выделить систему взаимосвязанных и необходимых признаков конфликтов:

· существует ситуация открытого столкновения в форме противоборства или противодействия двух и более сторон, являющихся акгивными субъектами;

· проявляющийся тип взаимодействия вызывает определенный тип отношения между сторонами – отношения взаимной неприязни или вражды;

· каждая из сторон преследует свои цели, основанные на потребностях и мотивах, испытывая затруднения (барьеры) в их достижении из-за действий других сторон;

· конфликтное взаимодействие опосредствуется неким общим для всех сторон предметом, именуемым ресурсом конфликта: ресурс всегда ограничен; его меньше, чем необходимо сторонам;

· взаимная зависимость сторон не позволяет им уйти с «арены» взаимодействия;

· сформированные в конфликтном взаимодействии отношения в совокупности с переживанием невозможности достижения своей цели вызывает у сторон сильные негативные эмоции.

Процесс возникновения и основные стадии протекания конфликта.

У любого конфликта есть причина. Все причины конфликтов можно разделить на объективные: ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования; взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности; плохие коммуникации. И субъективные: психологические особенности человеческих взаимоотношений, то есть их симпатии и антипатии, культурные, этнические различия людей, действия руководителя, плохая психологическая коммуникация, личностное своеобразие членов группы, например, неумение контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивность, некоммуникабельность, бестактность.

В работе по семейным конфликтам Курт Левин[5] описывает основные факторы возникновения конфликтов в малой группе. Его исходной посылкой является представление о том, что большую часть своей жизни взрослый человек действует не просто как индивид, но и как член социальной группы.

В качестве наиболее важного фактора, определяющего частоту конфликтов в группах, Левин называет общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту - в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе. Особое значение, по его мнению, при этом приобретают:

1. Степень удовлетворенности - неудовлетворенности потребностей человека, особенно базисных, например потребности в безопасности. Конфликты будут более серьезными, если вовлекаются центральные потребности. Неудовлетворенные потребности имеют тенденцию становиться доминирующими, что объективно увеличивает вероятность конфликтов.

2. «Количество пространства свободного движения» человека. Достаточное пространство свободного движения является условием удовлетворения индивидуальных потребностей и адаптации к группе. Напротив, ограниченность «свободного движения» ведет к росту напряжения.

3. Внешний барьер: наличие или отсутствие возможностей выйти из неприятной ситуации. Напряжение или конфликт часто ведут к тенденции покинуть эту ситуацию. Если это возможно, сильное напряжение не будет развиваться. Напротив, отсутствие такой возможности провоцирует развитие сильного напряжения и конфликта.

4. Степень совпадения или расхождения целей членов группы. Левин отмечает, что в групповом взаимодействии конфликты зависят от степени, в которой цели участников противоречат друг другу, и от их готовности учитывать точку зрения другого

Процесс развития конфликта включает следующие стадии:

1. Предконфликтная ситуация - положение дел накануне конфликта.

2. Инцидент - первая стычка конфликтующих.

3. Эскалация - конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов - действий и противодействий конфликтующих сторон.

4. Кульминация - верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

5. Завершение конфликта - сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Чаще всего конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.

6. Постконфликтная ситуация - последствия конфликтов: позитивные, негативные.

Завершение конфликта может быть достигнуто либо самими конфликтующими сторонами, без помощи каких-то посторонних лиц, либо путем подключения третьей стороны. Существует три способа действий, посредством которых конфликтующие стороны Х и У могут попытаться выйти из состояния конфликта. Первый - насилие, второй - разъединение, третий - примирение.

Насилие - более слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны.

Разъединение - конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами (например, развод супругов).

Примирение - мирное улаживание разногласий может произойти «само собой», на основе молчаливого прекращения конфликтантами «военных действий» друг против друга. В этом случае конфликт утихает, но мир хрупок и ненадежен. В любой момент конфликт может вспыхнуть вновь, если кто-то даже ненароком сделает то, что другая сторона воспримет как недружелюбный акт.

Примирение достигается в результате переговоров, это главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта.

Завершение конфликта также может осуществляться с помощью третьей стороны. Если привлечь к разрешению конфликта третью сторону, то возникают новые способы выхода из конфликта. Эти способы зависят от позиции третьей стороны: 1) как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон, и 2) как независимый от них и беспристрастный посредник.

В первом случае завершение конфликта достигается с помощью: насилия, а также путем социального давления. Насилие с привлечением третьего участника - способна совершить более слабая сторона над более сильной, таким образом привлечение третьей стороны резко изменяет соотношение сил конфликтантов.

Социальное давление - конфликтующая сторона оказывает его на другую, используя в качестве поддерживающей силы какие-то служебные инстанции и организации, печать, рекламу, общественное мнение и другие средства общественного воздействия.

Во втором случае возникают следующие формы разрешения конфликта: суд, арбитраж и медиация.

Суд - третьей стороной выступает представитель общественной власти.

Арбитраж - роль третьей стороны доверяется лицу (или группе лиц), решению которой обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиниться (так называемый «третейский суд»).

Медиация - позволяет сторонам самим решать конфликт с помощью переговоров. Задача посредника-медиатора заключается не в том, чтобы дать им готовое решение, которое они должны выполнять, а в том, чтобы помочь им договориться и прийти к соглашению.

В результате стороны приходят к конструктивному или деструктивному решению конфликта.

Основные стадии разрешения конфликта:

1. Признание существования конфликта, т.е. признание наличия противоположных целей, методов у оппонентов, определение самих этих участников. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определение возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3. Согласование процедуры переговоров. Определение, где, когда и как начнутся переговоры.

4. Выявление круга вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5. Разработка вариантов решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6. Принятие согласованного решения. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7. Реализация принятого решения на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Приемы конструктивного разрешения конфликта: конкретность (в споре обсуждать конкретное поведение по принципу «здесь и сейчас»); вовлеченность; коммуникация;

Деструктивные приемы воздействия на партнера в конфликте: запугивание, угроза; унижение, оскорбление партнера; знаки превосходства; ссылка на свой авторитет или отрицание авторитета другого; уклонение от обсуждения проблемы; лесть.

Позитивные и негативные функции конфликтов.

Как и сами конфликты функции конфликтов можно рассматривать с двух точек зрения – как положительные или отрицательные. К позитивным функциям конфликта относятся: конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствуют общественному развитию. Образно говоря, конфликт «осуществляет контроль» за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей и одновременно создает новые социальные нормы и институты, обновляя существующие. Функция стабилизации внутригрупповых и межгрупповых отношений снижает социальное напряжение, приводит к разрядке напряженности между сторонами конфликта. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. Конфликт многократно увеличивает интенсивности связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу, то есть обладает инновационной функцией. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета, уровня идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения. В состоянии конфликта люди обычно четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития. Конфликт имеет информативную функцию, так как способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований. Создает условия для идентификации группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. Интегративная функция конфликта заключается в сплочении коллектива, установлении и поддержании нормативных и физических границ группы, в установлении неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров. Позитивные функции конфликтов обусловливают и функциональные последствия их преодоления. Очерчивая приемлемый для всех сторон путь решения проблемы, к этому процессу впоследствии приобщается широкий круг людей, что позволяет выявить и устранить трудности в осуществлении решений – враждебность, несправедливость, и вынужденность поступать против воли. Позитивные функции конфликтов снижают возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, по их мнению, противоречат идеям руководителей. При функциональном решении конфликта симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативные критерии оценки. Но не следует рассматривать конфликт как имеющий только позитивные функции и несущий только положительные последствия. Он может принести и целый ряд отрицательных последствий, которые мешают достижению целей. Так, конфликт может привести к неудовлетворенности и снижению производительности, непродуктивной конкуренции с другими группами, которые будут рассматриваться как враждебные, а их цели как только отрицательные. Усиление враждебности приводит к приданию большего значения «победе» в конфликте, нежели решению реальной проблемы. Конфликт также может вызвать уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. Такие негативные явления приведут к сложному восстановлению деловых отношений в дальнейшем. Ещё одним негативным последствием конфликтных ситуация являются высокие материальные и эмоциональные затраты.

Заключение.

Таким образом, конфликт - это столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.

Существует типология конфликтов, выделяющая различные виды конфликтов в зависимости от таких критериев как: способ возникновения, степень публичной объективации, последствия и др.

В структуру конфликта входят следующие элементы: конфликтующие стороны, зона разногласий, представление о ситуации, мотивы и действия.

В своем развитии конфликт проходит следующие стадии:

- предконфликтная ситуация;

- инцидент;

- эскалация;

- кульминация;

- завершение конфликта, которое может быть достигнуто конструктивными и деструктивными методами;

- постконфликтная ситуация.

Каждый конфликт влечёт за собой как позитивные, так и негативные последствия.

В целом, динамика самого возникшего конфликта вызывает особый интерес в социальной психологии, в которой традиционно феномены групповой динамики были одними из центральных социальных проблем исследования. Такой интерес объясняется неясной ролью социально-психологических механизмов в развитии конфликтов. Именно социальными психологами выясняется роль в динамике конфликта таких многочисленных механизмов, как: внушение, убеждение, психическое заражение, подражание, принуждение, идентификация, проекция и др.

В социальной психологии в большей степени разрабатывается не общетеоретический подход к конфликтам, а скорее, типологический, поэтому так важны многочисленные дифференциации конфликтов на различные типы, виды, причем по самым разным основаниям-критериям.

Большое значение в социальной психологии отводится вопросу о социально-психологических (личностных и групповых) факторах, способствующих и препятствующих конфликтному поведению субъектов.

Результаты специальных исследований социально-психологических последствий конфликтов в группах убеждают в их не только однозначно негативном характере, но и их конструктивности. Поэтому в последние десятилетия в социально-психологической литературе появилось много квалификаций конфликта, как: разумного, рационального, полезного, позитивного, конструктивного, развивающего. Все это определило и новые перспективные направления исследований, от которых в ближайшем будущем следует ожидать новых интересных результатов.

Список используемой литературы.

1. Анцупов, А.Я Словарь конфликтолога/А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 528с.

2. Вагин, И. О. Психология зла. Практика решения конфликтов/И.О. Вагин. - СПб.: Питер, 2001. - 192 с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 533с.

4. Дружинин, В.В Введение в теорию конфликта/В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. - М.:Радио и связь, 1989. – 288с.

5. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов /К. Левин. - Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000. - 408 с.

6. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак., 2003 . – 672с.

7. Уткин, Э.А. Конфликтология/Э.А. Уткин. - М.: ЭКСМОС, 2002. – 380 с.

8. Зайцев А.К. Конфликт в труде // Социальный конфликт. – 2003. - №3.-

с. 3-12.

9. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - №3. – с. 82-92.

10. Рязанов Н.К. К вопросу о сущности понятия «социальный конфликт» // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - №1. – с. 4-17.

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/


[1] Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак., 2003 . – 672с.

[2] Дружинин, В.В Введение в теорию конфликта/В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. - М.:Радио и связь, 1989. – 288с.

[3] Гришина, Н.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 533с.

[4] Анцупов, А.Я Словарь конфликтолога/А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – 528с.

[5] Левин, К. Разрешение социальных конфликтов /К. Левин. - Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000. - 408 с