Реферат: Правовой статус личности 9

Название: Правовой статус личности 9
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Правовой статус личности………...………………………..……...…5

1.1. Понятие, структура, виды правового статуса личности ………..5

1.2. Личность как субъект политической системы общества…..........13

Глава 2. Историческая перспектива соотношения правового

государства и личности …………………………………………….15

2.1. Роль личности в процессе формирования правового

государства в РФ: теория и практика……..………..…….……...19

2.2. Практика становления правового государства в России…………21

Глава 3. Права и свободы человека в системе ценностей……………..…….. 23

Глава 4. Взаимная ответственность государства и личности….………...27

Заключение………………………………………………………….……….....29

Список использованных источников…………………………………….…...30

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для человека и во имя человека, который является высшей ценностью общества, однако человек, личность – это не пассивный субъект исторического процесса, общественных преобразований. Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что «сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя. Человек – не абстрактное существо, а мир человека, государства, общества».[1]

Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных процессов, происходящих в обществе, находится человек и его позиция в значительной мере определяет основные задачи правовой деятельности государства.

Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции РФ представляются самой важной функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Российской Федерации. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и международно-представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы прав и свобод? Где кончается правомерное ограничение и начинается ущемление? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении государства и личности был основной причиной выбора данной темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения правового государства и личности.

В качестве теоретической и методологической основы изучения широко применялись труды и учебные пособия российских авторов по проблемам личности в условиях правовой государственности. Общей теоретической базой курсовой работы явились Конституция РФ 1993г., «Теория государства и права» Р.Т. Мухаева, «Теория государства и права» М.Н.Марченко и «Теория государства и права» А.Б. Венгерова.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

- определение понятия правого статуса личности;

- рассмотрение представлений о месте прав и свобод в системе ценностей;

- анализ опыта прошедших веков и современных точек зрения по вопросу правового статуса личности.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественная деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

К сожалению, в данной работе рассматриваются лишь основные моменты, как в то время, личность в правовом государстве на данный момент - это главный вопрос дня. И миллионы людей задаются этим вопросом, ища, но порой не находя, правильного ответа. Они обращаются к средствам массовой информации: радио, телевидению, прессе в поисках ответа.

Глава 1. Правовой статус личности

1.1. Понятие правового статуса личности

Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован как совокупность прав, свобод и обязанностей, отражающих его фактическое состояние во взаимодействие с обществом и государством.[2] Права и обязан­ности — основной исходный элемент права. Следует со­гласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного и структуре права по существу нет. «Система прав и обя­занностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических про­блем».[3]

В правах и обязанностях не только фиксируются об­разцы, стандарты поведения, которые государство счита­ет обязательными, полезными, целесообразными для нор­мальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений го­сударства и личности.

Предпосылкой обладания правами и обязанно­стями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека.[4] Оно выражает юридиче­скую принадлежность индивида к государству, которая «выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы ко­торого определяют условия и порядок приобретения, утра­ты гражданства и т. д.»[5] . Гражданство является юридиче­ским основанием для личности пользоваться юридиче­скими правами и свободами и выполнять установленные законом обязанности, т. е. основанием правового статуса личности.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и личности, основанную на демократических принципах.

В условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности, образующие правовой статус, ре­гулируют отношения личности с государством, общест­вом, согражданами в соответствии с целями построения демократического общества.

В структуру правового статуса включается раз­личный набор элементов:

1. правовые нормы, устанавливающие данный статус;

2. правосубъектность (составляющими элементами являются правоспособность и дееспособность);

3. основные права и обязанности;

4. законные интересы;

5. гражданство;

6. юридическая ответственность;

7. правовые принципы;

8. правоотношения общего (статусного) типа.[6]

На наш взгляд, ряд элементов следует считать либо пред­посылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответствен­ность вторична по отношению к обязанностям, без обя­занности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система га­рантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанно­стях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес - это категория внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных пра­вовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также интересов лично­сти—одна из важных функций правовой системы демократического общества. Поэтому, на мой взгляд, сле­дует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в поня­тие «правовое положение личности», как это предлагают Н.В. Витрук и В.А. Кучинский.[7]

Рассмотрим сущность элементов, составляющих право­вой статус,— юридических прав и обязанностей.

Права личности — это ее естественные возможности, которые обеспечивают жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности в различных сферах.[8] В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом эта­пе развития общества. Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности ин­дивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридиче­ской науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возни­кающего при наличии юридического факта, который по­рождает данное отношение.

В юридической литературе такая позиция была под­вергнута критике. Н.И. Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализа­ции тех пли иных прав не имеют принципиального зна­чения для их характеристики как субъективных.[9]

Субъективное право — форма за­конодательного выражения прав человека во внутригосу­дарственных отношениях. Если отсюда подхо­дить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми об­ществом. Субъективное право выражает социальные воз­можности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произволь­но; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Субъективное право как юридическая категория рас­крывается через набор признаков, которые емко выраже­ны М.С. Строговичем: «Субъективное право лица означа­ет выраженные в норме права и закрепленные в ней:

1. возможность пользования определенным социальным благом;

2. полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц;

3. свободу поведения, поступков в границах, установлен­ных нормой права».[10]

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу лично­сти, возможности пользоваться социальными благами в социалистическом обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связа­ны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав.

Государство не может и не должно принуждать граж­дан к использованию прав. Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти распола­гает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного по­ведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требовании нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», осно­ванное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Детерминиро­ванность человеческих поступков реальными экономиче­скими, политическими, нравственно-психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».[11]

Рассмотрим виды правового статуса. Различают:

1. общий или конституционный статус человека и гражданина;

2. специальный или родовой статус определенной категории граждан;

3. индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение;

4. статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством;

5. отраслевые правовые статусы;

6. статус физического лица.[12]

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.).

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единоличное. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России.

На ны­нешнем этапе развития общества социальная ответствен­ность охватывает не только отношение личности к своим правам, к их наиболее активному осуществлению и ис­пользованию в интересах общества, но и отношение лич­ности к своим обязанностям, которое связано с осознани­ем долга и необходимости выполнения правовых требо­ваний.

Применительно к обязанностям граждан в социалисти­ческом обществе правильнее говорить о так называемой позитивной ответственности, которая состоит в положительном отношение индивида к совершенным им поступкам, основанном на чувстве долга, добросовестном исполнение возложенных на него обязанностей и т.д.[13]

В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает особое значение. Возрастание социальной ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, ростом социали­стического сознания, упрочением моральных принципов, глубокой заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и государства.

Признание позитивной направленности ответственно­сти ни в какой мере не снижает значения так называе­мой ретроспективной ответственности, наступающей в случае невыполнения обязанности, возложенной на гражданина и связанной с возможностью применения санкций, т.е. это ответственность за уже совершенное.[14]

Таким образом, свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов по­ведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, социалисти­ческое государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты.

Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах, предусматривающей право человека бес­препятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными спо­собами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. Оно может быть, следова­тельно, сопряжено с некоторыми ограничениями, кото­рые, однако, должны быть установлены Законом и явля­ются необходимыми:

1. для уважения прав и репутации других лиц;

2. для охраны государственной безопасности, общест­венного порядка, здоровья или нравственности населе­ния.

В Международном пакте о гражданских и политиче­ских правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды вой­ны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой под­стрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения предусмотрены и Всеоб­щей декларацией прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключитель­но с целью способствовать общему благосостоянию в де­мократическом обществе (ст. 4). В основе этих ограни­чений лежит стремление исключить эгоистическое, анти­гуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в демократическом обществе обеспечивает координацию дейст­вий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые прису­щи всему праву: демократизме, ува­жении прав и достоинства личности, равноправии, спра­ведливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответст­венности за вину. На­ряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип соче­тания общественных и личных интересов.

Если бы правам граждан не соответствовали обязан­ности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций.[15] Взаимная ответственность государства и личности - это важнейший гуманистический и демокра­тический принцип построения нормального демократического правого государства.

1.2. Личность в политической жизни

По отношению к политике личность может быть как объектом, так и субъектом. Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации. Мерой политической субъективности человека является его политическая активность, участие в политической жизни. Например, в последние годы в нашей стране широкое распространение приобрели опросы общественного мнения по поводу актуальных политических событий, результаты которых дают представления о степени политизированности масс, их готовности к определённым политическим действиям. Участие в политической жизни - нормы демократии. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности. К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др. Политическая активность и политическое влияние отдельных личностей различны. Этим объясняется наличие лидеров и людей, их поддерживающих.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полно­го раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыраже­ния, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики явля­ется важным условием тесной связи политических институтов с гражданс­ким обществом, контроля над деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим несправедливостям в аппарате управления, отделений функций управ­ления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет пот­ребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культуры и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни.

Глава 2. Историческая перспектива соотношения правового государства и личности

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права, власти и личности.

Целый ряд положений, по вопросу о взаимоотношении государства и личности, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Из этих учений мне хотелось бы выделить наиболее важные положения в данном вопросе. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не запрещено законом.

В трактовке Д. Локка идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека». Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: «разрешено все, что не запрещено законом».

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор «Декларации Независимости США» Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. Правовую организацию Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание «всех остальных прав личности, семьи и общества». Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. «Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни». В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно «истинный очаг и арена всей истории». Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства «Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный».[16]

2.1. Роль личности в процессе формирования правового государства в РФ: теория и практика

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к конституционному строю.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.Н. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.М. Муравьева, А.М. Радищева и в работах видных правоведов и философов дооктябрьского периода: Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, Г.Ф. Шершеневича, Н.А. Бердяева и др.

В правовом государстве человек, его права и свободы — высшая ценность. Система правового государства предполагает рациональную включенность личности в политическую и социально-правовую деятельность, в борьбу за уважение своих неотчуждаемых прав, понимание своей ответственности за соблюдение законов государством.

Крупнейший русский философ Н. Бердяев после октябрьских событий 1917 г. отметил: идея класса убила в России идею человека.

Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то

самоценным в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины — административно-управленческой системы. Обеспечение прав и свобод личности оставалось на втором плане.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, новая Конституция исходят из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает положение в области прав человека, коррупция, расцвет бюрократизма, рост преступности и т.п.

В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, у нас же сейчас, к сожалению, взаимная ответственность пока только на бумаге.

2.2. Практика становления правового государства в России

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. В 1991г Верховным Советом Российской Федерации была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая гласила, что государство признает приоритет прав и свобод человека.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Становление правового государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система права. Поэтому скажем так: на данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.

Глава 3. Права и свободы человека в системе ценностей

В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности представляет собой принцип, согласно которому лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказан в установленном законом порядке.[17]

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. Декларация также закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности.

В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства». Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд…». Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50).

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.123, ч.4).

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.

Глава 4. Взаимная ответственность государства и личности

Взаимная ответственность государства и личности - неотъемлемый признак правового государства. В нем делаются акценты на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы.

Важным гарантом незыблемости прав и свобод гражданина является конституционное положение соответствии с которыми властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

Так, например, Уголовный кодекс РФ предусматривает несение уголовной ответственности личностью перед государством. Уголовная ответственность - это предусмотренные законом неблагоприятные последствия (уголовное наказание, судимость), наступающие для лица, совершившего преступление после приговора суда.

Так же выделяется административная ответственность личности перед государством. Этот вид ответственности рассматривается в Кодексе об Административных правонарушениях РФ.

Подводя итог, можно сказать, что государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушить его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти (органов) обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся:

1. политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

2. политическая ответственность депутатов перед своими избирателями;

3. юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей.

На тех же правовых основах должна строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех, и прежде всего - государства, что является характерной чертой правового государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа посвящена идеи личности в условиях правового государства. Выбранная тема сегодня очень актуальна, и поэтому необходимо знать все отличительные и присущие только данному понятию черты.

В данной курсовой была предпринята попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства и личности.

Итак, обобщив использованный материал, можно сказать, что правовое государство – это такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого являются соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.[18] По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная (неотчуждаемая) и максимальная меры свободы, о которых идет речь, определяются объективными возможностями общества и ходом общественного прогресса, уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.

Завершая изучение правового статуса личности можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование правового статуса личности в Российской Федерации соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных прав и свобод в конституции в наших российских условиях, является лишь планом будущего строительства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Ответ», 2010.

2. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для вузов:

- М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 464с.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. - М.: Зерцало, 2005.

4. Теория государства и права. / Под ред. Венгерова А.Б. М.,2005.

5. Теория государства и права. / Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2004.

6. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Собр. Соч. т. 4.- М., 1994.

7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. - М., 2006.

8. Теория государства и права. / Под ред. Г.Н. Манова. М., 2003.

9. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Теория государства и права: Учеб. - М. 2000.

10. М.П.Карпов Теория государства и права: учебно-наглядное пособие. - М.: РИО РТА, 2007. – 132 с.

11. Принципы, пределы, основания ограничения прав // Государство и право, 1998. №7, 8, 10.

12. Лукашёва Е.А. Социалистическое право и личность: Учеб. - М., 2001.

13. Нерсесянц В.С. Гражданское общество, правовое государство и право // Государство и право. - №9. – 2003.

14. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - 552 с.

15. Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? - М.: Знание, 1990. – 64 с.

16. Общая теория права. Учебник для юридических вузов. / Общ. Ред.

А.С. Пиголкина - второе издание, исправленное и дополненное. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004. - 384 с.


[1] Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.1. с. 414.

[2] Р.Т. Мухаев Теория государства и права: учебник для вузов. - М., 2001. С. 273

[3] Г.В. Мальцев Права личности: юридическая норма и социальная действительность // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 50.

[4] Матузов Н. И. Личность, права, демократия. Саратов, 1972. С. 72.

[5] Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 38.

[6] Н.И. Матузов Правовая система и личность. Саратов. 1987г.С.231-255.

[7] Н.В. Витрук Указ. соч. С. 25—34; Кучинский fi. Л. Указ. соч. С. 119—135.

[8] Р.Т. Мухаев Теория государства и права: учебник для вузов. - М., 2001. С. 269

9 Н.Н. Матузов Субъективные права граждан СССР. Саратов

[10] М.С. Строгович Развитие прав личности в период развернутого строительства коммунизма // Развитие прав граждан СССР и уси­ление их охраны на современном этапе коммунистического строительства. Саратов, 1962. С. 15.

[11] В.И. Ленин Полн. собр. соч. Т. 12. С. 104.

[12] Д.М. Демичев Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004. - 351 с.

[13] Р.Т. Мухаев Теория государства и права: учебник для вузов. - М., 2001. С. 429

14 Р.Т. Мухаев Теория государства и права : учебник для вузов. - М., 2001. С. 429

[15] В.А. Патюлин Государство и личность и СССР. М., 1974 г.С. 128.

[16] К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 17

[17] Р.Т. Мухаев Теория государства и права: учебник для вузов. - М., 2001. С. 282

[18] М.П.Карпов Теория государства и права: учебно-наглядное пособие. - М.: РИО РТА, 2007. С.58