Реферат: Развитие дианетики

Название: Развитие дианетики
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат

ДИАНЕТИКА

ВВЕДЕНИЕ

Религии нового времени.

Известный американский эксперт Девид Хант в своей книге “Взрыв культов” (1980 год) пишет: ” Одним из наиболее примечательных явлений в последнее десятилетие является возрождение религий, охватившее весь мир... А по этому 80-е годы могут войти в историю как десятилетие религиозного возрождения - последнее, что могло прейти в голову экспертам, предсказывающим специфику космического века...

Вопреки всеобщим ожиданиям, что прогресс науки вызовет изживание религии, наука сама обращается к религии и принимает представление о сверхъестественном в форме явлений психики. Более того, проповедники получают поддержку крупнейших естествоиспытателей.”

Увы, но Россия в последние годы предоставила благоприятную почву для бурного роста всевозможных религиозных сект и учений, пришедших к нам с Запада . Приезжающие миссионеры щедро раздают несбыточные обещания - от экономического процветания до душевного комфорта, от знания своей мистической родословной в прежних воплощениях до умения при помощи взгляда управлять людьми. Тонкое и изощренное, порой откровенно навязанное, предложение психологической, религиозной помощи и самопомощи находят, к сожалению, в России благоприятную почву.

Подавляющее большинство пророков перенесли свою “духовную” деятельность из США, где число различных культов огромно. Там на протяжении многих лет складывались необходимые предпосылки для столь пестрого процветания культов. Население США складывалось, как известно, целиком из эмигрантов, следовательно состав очень разнообразный - смешение различных школ, групп. Политическое и социальное устройство страны неминуемо привело к появлению кризисных явлений, обострению противоречий, характерных для современного общества, осознаваемых или не осознаваемых людьми. Рост безработицы, инфляции, рост преступности, алкоголизм, наркомания, коррупция, политические скандалы, проблемы защиты окружающей среды, непрекращающееся локальные войны, разгул терроризма.

Встает давно наболевший вопрос: “С миром что-то происходит!” В такой ситуации некоторые люди чувствуют себя затертыми, заброшенными, одинокими, неспособными на выживание, они подавлены мыслью о бесцельности собственного существования. Появляется потребность в идеях и ценностях, способных возродить утраченные надежды, отыскать радикальный поворот в своей жизни.

В такой напряженной атмосфере баланс между различными религиозными группами в конце концов нарушается, и где-то во второй половине нашего века стали появляться самозванные пророки, выдвигающие собственные верования, претендующие на роль единственных истинных, способных указать путь к спасению и высшему духовному совершенству, часто в грубой, вульгарной форме излагающие идеи традиционных религий. Эти проповедники громогласно стали обвинять устоявшиеся религии в прислужничестве, в способности довести мир до погибели, а использование в своих догматах прямого обращения к догматам традиционных религий необходимо им скорей только для построения собственных доктрин самовозвеличивания.

Примерно так стали появляться многочисленные религии “Нового времени”. Их число огромно, только в одних США насчитывается более тысячи сект и культов. Условно их можно разделить на три группы.

Первая группа - это культы, провозгласившие себя новейшим вариантом христианства, утверждающие, что нашли единственный правильный путь к богу. Среди них самые значительные - Семя любви, Церковь Армагеддона, Церковь живого слова и т. д.

Вторую, очень большую группу составляют культы, берущие истоки с Востока. Наиболее известно Движение Харе Кришна.

Последняя группа - это объединения занимающиеся, преимущественно духовными упражнениями, психотерапевтическими сеансами и прочими процедурами. Главное отличие этой группы сект в том, что по своему происхождению они не связаны с уже существующими религиозными течениями, их функционирование основано но каких-нибудь научных или псевдонаучных открытиях, идеях, а результатом этой работы является “полное очищение“ от каких-либо психических расстройств, болезней, вредных привычек (алкоголизм, наркомания). К этой группе как раз и относится церковь Сайентологии, суть которой я и постараюсь раскрыть в этом реферате.

К этой же группе религий относятся так же и мелкие организации, проводящие астральные, окультные представления, занимающиеся спиритизмом и парапсихологией.

ДИАНЕТИКА - ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА.

Лафайет Рон Хаббард - автор дианетики.

Американец Рон Хаббард был контужен во время второй мировой войны; демобилизовавшись, он стал зарабатывать себе на жизнь, сочиняя научную фантастику. Он публиковался в популярной серии “Удивительные научно-фантастические истории”, и его рассказы постепенно становились известны среди читателей. Хаббард в своих произведениях рисовал довольно красочные “коллажи”, судя по всему он хотел скорее пощекотать нервы своих читателей, в его рассказах сквозила склонность к мистике и всякого рода чертовщине, научной фантастики там было мало.

Популярность Хаббарда росла однако вяло. Можно предположить, что тоска о карьере стала отравлять ему жизнь, и видимо тогда , как свидетельствует “Таймс мегезин”, на лекции в Ньюарке в сентябре 1949 года у него вырвалось затаенное признание:”Смешно писать, чтобы получать пенс за слово, смешно. Если ты действительно хочешь получить миллион долларов, то лучший способ - это основать свою собственную религию”. Не прошло и года как Хаббард опубликовал книгу под названием “Дианетика - наука о душевном здоровье“, она была написана уже в “научном” жанре, хотя слава беллетриста давала о себе знать.

Эта книга в своем новом издании, уже здесь в России, попала ко мне в руки этим летом. При первом знакомстве мне показалось, что это какой-то очень популярный в мире курс психотерапии (надпись на обложке гласит, что продано более 16,000,000 книг на 21 языке). Мне и в голову не могло прейти, что я столкнулся с пропагандой самой настоящей религиозной секты.

“Дианетика - это приключение. “, написано на первых страницах. Здесь излагаются основы и основные направления в работе дианетики, вводится огромное количество определений. В книге сам Хаббард представляется “открывателем нового духовного измерения”, Пройдет несколько лет и он заявит: “Мы - глашатаи нового века... Сайентология - пропуск в это грядущее время”.

Все эти высказывания обретают смысл когда Хаббард организовал широкую сеть психотерапевтических сеансов, обещая быстрое излечение от всех душевных болезней и совершенствование своих духовных способностей. Это выглядело заманчиво и стало привлекать внимание публики, а спустя несколько лет после этого, в 1954 году в Вашингтоне была зарегистрирована Церковь Сайентологии (буквально: наука о знании). Это событие официально ознаменовало появление новой религии, банальные лечебные сеансы стали обрастать глубокими теологическими рассуждениями и ритуалами, полными внеземными тайнами.

Вот несколько слов из интервью, которое дал Хаббард в 1966 году в Англии:

- Когда книга была выпущена?

- В 1950 году. 9-го мая 1950 года.

- Это и есть тот момент, когда родилась дианетика и сайентология?

- Вообще-то нет. Исследования в этой области начались еще в 1930 году в университете, может быть в 1931 году. Первое большое открытие, что жизнь, все формы жизни действуют в соответствии с принципом выживания, было сделано в 1938 году. После войны, после нескольких лет изучения, я привел исследования в публикуемую форму.

Какого рода были эти исследования говорят к примеру такие факты. В 45-ом году Хаббард входил в секретное акультное общество “Орден восточного храма”. В январе 46-го года он вместе с известным химиком, верховным жрецом ордена, Джеком Парсенсом участвовал в обряде черной магии, во время которого Парсонс пытался внедрить в не родившийся человеческий эмбрион дух мифического чудовища Бабалона. Для ритуала была найдена девушка, над которой и было совершенно надругательство. Во главе этой акультной группы стоял Алистер Кроули - главный сатанист 20-го века. Этот орден стал родоначальником сатанистских групп в Америке.

После дианетики Хаббард занялся сайентологией, религиозной прикладной философией, где нашла дальнейшее развитие его идея о превращении человека в управляемую машину. Хаббард заявляет: ”Мозг похож на телефонный коммутатор... Человек является духом и может существовать отдельно от тела. Это очень интересное открытие сайентологии.”

Истинные факты его биографии организация держит в глубокой тайне. Правду о Хаббарде рассказал его сын в книге “Хаббард - миссия или сумасшедший”.

Сын фантаста рассказал, что значительная часть “научных откровений" его отца была “создана” в состоянии глубокого наркотического опьянения. Другая же часть учения Хаббарда является чистым плагиатом, в частности, из писаний Алистера Кроули, которого он упоминал как своего хорошего друга.

Так появился на свет этот пожалуй один из самых многочисленных, и уж точно самый скандально известный из современных культов. Его лидеры заявили о нескольких миллионах своих последователях.

Догматика дианетики.

Каждый культ по-своему неповторим, он афиширует присущие только ему идеалы, цели и образ жизни, но ни один из культов не взывает к естествознанию столь открыто и хвастливо, как это делает Хаббард. Конечно этот призыв не может оставаться без ответным как со стороны обеспокоенных пациентов, так и со стороны дипломированных ученых. Так что тема затрагивает сложные отношения между религиозной верой и естественнонаучными знаниями.

Дианетика - это своего рода библия для сайентологов. Все правила, предписанные в ней, являются незыблемой “святыней”, на них основывается вся деятельность этого религиозного образования. “Сайентология - заявляет Хаббард, - это религиозная философия высшего уровня, поскольку она обеспечивает человеку подлинное познание себя и истины.” Для достижения этой цели используется современная техника, способная совершить задачи Христа: достижение мудрости, хорошего здоровья и наивысшего душевного состояния. Все это претворяется с помощью так называемых “прослушиваний“ или “обработки” с помощью специального прибора - “Е-измерителя”. Этот прибор напоминает некую разновидностью детектора лжи, хотя сами сайентологи отрицают такой факт.

Каждый новичок сразу садится за стол с таким прибором, к его телу крепятся специальные электроды, и специально подготовленный инструктор начинает задавать вопросы, связанные с прошлым человека. Считается, что если стрелка прибора резко отклонилась, то это свидетельствует о крайне возбужденном состоянии пациента при обсуждении данной темы, возбуждение же связанно с получением бессознательной психологической травмы. Цель - освободить от них психику человека. Все повторяется до того момента когда пациент начинает “спокойно” реагировать на задаваемые вопросы, после чего инструктор берется за отыскание следующей травмы. Для этих болезненных эмоций, связанных с пережитым ранее, Хаббард придумал свой термин - инграмма. Все наши комплексы, преступления, 70 процентов физических недугов вызваны инграммами. В них причина наших проблем, поэтому от них следует избавиться. Но сделать это можно, только овладев техникой, которую придумал Хаббард.

Суть метода такова: наш ум состоит из двух частей - аналитического (сознательного) и реактивного (регистрирующего). Аналитический ум полностью рационален и может функционировать как компьютер. Реактивный ум иррационален и при определенных условиях способен влиять на работу аналитического ума. Пока мы бодрствуем и здоровы - проблем нет. Мы спим или болеем - его деятельность искажается или блокируется. Реактивный ум полностью активен - он регистрирует все, что происходит с деятельностью человека. Когда реактивный ум заторможен, то реактивный ум ни чего не воспринимает из вне и начинает вариться в собственном соку, обращаться к болезненным впечатлениям, душевным травмам - инграммам.

Инграмма не просто психологическое состояние - это субстрат, который храниться в нервных клетках и передается по наследству, они могут быть даже получены в утробе матери. Боль затирает конкретные обстоятельства, а сам человек не способен понять ни источник инграмм, ни избавиться от них. Для избавления от инграмм необходимо актуализировать обстоятельства в ходе “прослушивания”. По мере реконструирования и реального осознания инграмма растворяется. Психика очищается и человек получает ясное духовное существование, не обремененное различными проблемами, в результате чего он всегда способен рационально и быстро мыслить и принимать только правильные решения.

Хаббард постоянно твердит о научном обосновании его действий, хотя нет достоверных свидетельств, подтверждающих его воззрения, чуждые современным представлениям. Однако нельзя отрицать, что подобные сеансы в некоторых случаях действительно приносили улучшение внутреннего самочувствия, поднятие жизненного тонуса. Можно констатировать, что рассуждения Хаббарда в очень упрощенной и вульгарной форме воспроизводят теорию психоанализа, разработанную З. Фрейдом. Речь идет о понятии бессознательного о душевных травмах как причинах неврозов, о влиянии детских переживаний на психику взрослого человека. И методы лечения аналогичны: отыскание причин неврозов, выведение прежнего опыта на уровень сознательного. Можно предположить, что в тех случаях, когда пациенту нужна подобная помощь “прослушивания” могут оказать и какое-то благотворное влияние.

В книге “Сайентология: основы мышления” (июль 1951 года) Хаббард начинает утверждать, что передача инграмм связанна с неким духовным мистическим началом, и если раньше утверждение о каком-то материальном субстрате - носителе инграмм лежало в русле научного подхода, то в новом его высказывании уже просвечивает религиозная подоплека. Хаббард ссылается на логику мышления: бессознательное несет в себе некую религиозную основу, в психоанализе действительно существует мысль о бессознательном как о неком самостоятельном образовании, но ни чего религиозного в этом не просматривается.

Далее он начинает толковать процесс работы “Е-измерителя” как подведение религиозных мистических оснований под научную интерпретацию. Окончательный вариант сайентологии представляет собой новейший вариант буддизма. Хаббард выдвигает учение о “титане” - особом духе, который после смерти человека переселяется в другое тело, и “тете” - духовной первооснове движения и развития неодушевленной материи, здесь можно провести аналогию с богом. Хаббард берет из буддизма одно из ключевых его положений - учение об инкарнации. Как видно это крайне примитивная и вульгарная трактовка очень сложной древней религии.

Теперь инграммы - духовные рубцы, накопленные в предыдущих воплощениях, их возраст 35 - миллиардов лет! Были другие жизни, другие миры и планеты. “Е-измеритель” оказывается единственным прибором, способным помочь в уничтожении инграмм.

Несмотря на то, что религиозная подоплека с первого взгляда не видна, Хаббард создавал именно религиозную систему.

Ее последователи называют себя “братьями” и “сестрами”, проводят службы, напоминающие религиозные, обряды бракосочетания и отпевания.

Никакого иного божества, кроме Хаббарда, найти в этой “церкви”, в этой “религии” нельзя. Хаббард - “пророк” и “спаситель”, радикально изменивший ход всей цивилизации. Он говорит: “Дианетика - веха для человека, сравнимая лишь с открытием огня и превосходящая изобретение колеса и арки”. У сайентологов даже свое летоисчисление, например 1997 год это 47 год после выхода дианетики.

Самое интересное - за все процедуры, проводимые в секте надо платить, причем платить немало. Для того, чтобы пройти через все “курсы” последовательно, вам придется выложить 250 тысяч долларов.

Таким образом можно сказать, что Хаббард использовал врожденную предрасположенность американцев к религии, но в отличии от других культов его “церковь” ориентированна на “средний класс”, людей взрослых образованных, не отличающихся особой склонностью к мистике. Церковь сайентологии пытается совместить две несовместимые вещи: зачатки естественнонаучных знаний в области психологии и психоанализа с религиозными соображениями.

Казалось бы, что такое эпохальное открытие как “Дианетика” будет дальше развиваться и уточняться. Ничего подобного! Хаббард приравнял свои взгляды к незыблемым истинам и свою дальнейшую деятельность посвятил представлению сайентологии как панацеи от всех тревог жизни.

Как работает церковь сайентологии?

То, что называется “догматикой”, “вероучением” не играет в ней ни какой роли. Это только исходный плацдарм для последующей атаки на человеческое я, успех которой - изощренная психотехника.

Сайентология - организация с жесткой иерархией, деспотичными порядками, отработанной техникой вербовки.

Существует несколько этапов вербования новичков. Сначала инструктор пытается установить ненавязчивый контакт, поговорить о том - о сем, войти в доверие. Дальше пытается раскритиковать телевидение и прессу - “торговцев хаосом”, обличающих дианетику. Следующий этап - попытка отыскать наиболее незащищенные душевные переживания, искать их рекомендуется затрагивая душещипательные темы: алкоголизм, наркомания, сексуальная ущербность, преступность, вина, раскаяние и другие. Потом сайентолог заявляет, что беды эти стары как мир, но сайентология как раз специализируется на таких проблемах. Приводятся примеры излечения этих недугов с помощью процедур прослушивания. Если, соблазнившись, человек соглашается их пройти, то с ним подписывается контракт, вносится аванс, и новичок попадает на сеанс работы с “Е-измерителем”.

Не редки случаи отказа от дальнейшего “прослушивания” и, что совсем плохо, требование вернуть задаток. Церковь они, однако, врасплох застать не могут. П ри заключении письменного договора в не го обычно включается обязате льство новичка не тре бовать возвраще ния аванса. Хотя такой докуме нт юридической си лой и не обладае т, он так или иначе удерживает людей от обраще ния в суд. На “джен тль ме нские ” же просьбы следуе т стандартный ответ, что в не удаче виноват сам пацие нт: либо он не проявляе т н ужного старания, либо не искренен в своих признани ях, а поэтому е му сле дуе т продолжить курс. Если все же кто-то упорствуе т, то просьба чаще всего тоне т в бюрократиче ской волоките.

Ме ркантильность пронизывае т всю деяте льность Це ркви. Ее руководство, наприме р, все ми способами стремится заставить рядовых п осле довате ле й бе звозме здно труди ть ся в свою пользу или, в крайне м случае , плати т гроши. Так, сын Мэри , бывшей в зависимости от сайентологии, но сумевшей избавится от нее, работал для це ркви по 17 часов е жедне вн о и 12 часов - в воскре сенье не более че м за 40 долларов в не де лю. Его колле га за 100 часов получил всего 10 долларов. Джулия К. Титбурн за 15 часов получала 4 доллара и т. п .

Безналоговый статус религиозной организации позволил быстро превратиться в могущественную финансовую корпорацию. В результате Це рковь ворочае т огромными средствами. Уже в 1959 году Хаббард смог купить роскошное поме стье в Англии, п режде принадлежавшее индийскому махарадже, и сде лал е го свое й штаб-квартирой. Цена сде лки осталась тайной. Но и звестно, что в 1977-м году за 6 здани й в Голли вуде Хаббард выложил 5,5 миллиона долларов н аличными. Не намного де шевле обошелся е му и роскошный оте ль в Клиуотерс (Флорида), который был превраще н в тре нировочный центр для инструкторов высше го ранга. Позже за несколько миллионов долларов было приобре тен о е ще 6 зданий в центре этого курортного города с е го беше ными це нами.

В 1983 году журнал “Тайм” пи сал, что собственность Це ркви сайентологии составляет более 280 миллионов долларов, а в наиболе е удачливые годы ее доход достигал 100 ми лли онов долларов. В 1987 году доход церкви составил 503 миллиона долларов. О личном состоянии Хаббарда ходят легенды. Называе тся ци фра в 7 миллионов, но она, п о-видимому, заниже на, п оскольку он перевел в зарубежные банки на свой сче т огромные сре дства, размеры которых неизвестны. Так что “пророк” ве сьма доволен собственным би зне сом. ”У нас не мал о собстве нности в разных точках земного шара, - хвастался он. - И мы купи м е ще больше : не сколько стран, нап ример”. Кстати, од но;; из глав ных е го приобрете ний — флоти лия океанских кораблей, па которых функци оне ры Це ркви посе щают ра зные стран ы .

Структура Це ркви не пре дполагает особых сообществ и больши нство последователей Хаббарда жи вут и работают во “в не шне м” ми ре . Это не избе жно: у Це ркви не т: специальных программ попрошайниче ства и спекулятивной торговли (за исключе ние м продажи книг “пророка и “Е-измерителя”), так что основной доход она получае т и звне .

Хаббард достаточ но быстро пон ял, что успех обе спе чивае т н е риторика, а не утомимая административная деятельность, п остоянная борьба с н едругами как внутри, так и вн е Це ркви.

Пре жде все го он зан ялся возведением се бя в ра нг ве ликого “пророк а . Он, например, настаивае т, ч то пере жил множе ств о воплощений и е го подлинный возрас т составляет 74 три ллиона (!) ле т. В каче стве этакого подар ка с не ба он не может избави ться от космиче ской ностальгии и од нажды довери те льно сообщи л, что до си х пор вре мя от времени вздымае тся к не бесам. Он ре кламир уе тся как не утомимый П утешестве нник п о Азии , глубоко усвоивший опы т тибе тски х л ам, ин дийски х святых, буддий ски х гуру, муж еств енный офи цер, п олучивший ранение и чуд ес ным образом излечившийся сам, знаток физики и мате матики, доктор ф илософи и и т. д. В де йстви те льн ости же университета он не закон чил, в сраже ниях н е участвовал и был уволен на пенсию из морской пе хоты по болез ни, от которой страдал всю жизн ь.

Каждый, кто осмеливае тся высказать хоть мале йшее сомне ние в истинности е го учения или нарушить це рковные порядки , не медле нно п одвергается изощ ренной системе давле ния и реп ре ссий. В це ркви имеются штатные “офице ры этики”, обязанные не усып но контролировать урове нь нравстве нности. Для вразумле ния строптивых разработан богатый набор “п рое ктов совершен ствован ия”, призванных искоре нить так называемоеп одавленное сознание ”, то е сть чувство личн ого достоинства и не зависимости. Это, напри ме р, напи сан ие униженных при зн ани й в собственн ых проступ ках в количе стве 100 экзе мп ляров, составле ние “искре нне го” и пространного отчета о своих недостатках, сбор подписе й сре ди колле г с п росьбой восстановить доверие руководства, а также более триви альные меры - “воспитательное ” мытье полов, стен, окон в зданиях, принадлежащи х Церкви .

Это н е всегда достигает це ли. Тогда в действие п риводится систе ма бе сп ощ адных ре пре сси вных ме р, включающая бойкот, угрозы, запугивани я. Отступникам, как сви де тельствуе т Мэри Уикс, внушают, что они “неи збе жно впадут в безумие , е сли покинут церковь. Вы, говорят им, были нен ормальными п ере д те м, как обратились к нам. Здесь вы изле чились, но только до тех пор, п ока остаете сь в церкви. Стоит ее оставить, в ы тотчас же впа дете в пре жнее состоян ие ”. В ре зультате мн огих люде й уде рживае т в Це ркви лишь чувство страха и вины.

Весьма действе нным оказывае тся и другой, веками ап робированный ме тод: шантаж. Во время прослуши вания делае тся н емало при знаний, носящих доверительн ый, интимн ый характер. Они тотчас же фикси руются и хранятся в спе ци альных досье до подходящего случая. Один из сайентологов всп оминае т: “Мы постоянн о оп асались ш антажа, поскольку во вре мя “прослушивании” вас п ринуждают рассказывать все — даже то, что счи тается вашей тайной”.

Подобные оп асе ния далеко не напрасны. По словам адвоката Рона Вейда. во время нашумевшего на всю Америку проце сса в Оре гоне по иску Джулии К. Т. Титбурн (август 1979) представители Церкви без лишних церемоний зачи тывали вслух досье быв ших сайентологов, чтоб ы опорочи ть и ли даже пре дотврати ть их неже лате льные свиде те льства. Случаи запугивани я не ограничиваются стен ами судов. Постоянно практикуются угрожающие звонки , распространение компроме ти рующих слухов, да же фи зиче ское насилие. Типи чн а история журналистки Полетт Купер, написавшей в 1971 году книгу “Сканда л Сайентологии”. Против не е неме дле нно была развернут а массирован ная кампани я запугивания и шантажа. Для начала иск выставили многие местные отде ле ния Церкви. Р асче т простой: в США суде бное дело рассматривае тс я по ме сту жи те льства истца, и те м самым Купер должн а была оплачивать судебные изде ржки одновреме нн о в 18 штатах. Ей постоян но угрожали по те ле фон у и почте , среди соседей распространялись грязные спле тни о ее личной жизни . Такие же де йствия пре дприни мались против адвоката и сви де те ле й защиты. На суде были представле ны порочащие журналистку запи си на ее личных блан ках , выкраден ных из квартиры, ее обвиняли даже в намерении взорвать Це рковь. В кон це концов Купер не выде ржала и подп исала докумен т, в котором, признав, что 52 п оложения ее книги способны “в ве сти в заблуждени е”, дала обе щание , что ни когда больше н е будет касаться этой темы.

“Некоторые люди мертвы, потому что нападали на нас, некоторые люди разорились, потому что нападали на нас”,- говорил Хаббард. Всех, кто критикует сайентологию, секта объявляет “подавляющими личностями” и против них ведётся “честная игра”, т. е. борьба без правил. Любой сайентолог может отнять у него имущество или нанести телесные повреждения без всякого для него (сайентолога) наказания.

Но конечн о, главн ую угрозу для себя Хаббард усматривает в выступле ниях авторите тн ых органов печати и деятельн ости различных правите льственн ых учреждений, с которыми он н аходится в мн оголетнем конфликте. Кульминацией стал и юнь 1977 года, когда сотрудн ики ФБР нагрян ув па штаб-квартиру Церкви в Вашин гтоне и Лос-Анджелесе, конфи сковали св ыше 100 тысяч докуме нт ов. Были обнаруже ны де тальные п ланы выступления проти в самых разн ообразн ых “врагов”. В их числе прог рамма осуществлен ия дорожного инцидента с мэром Клиуотера, отказавшим Церкви в ряде тре бований, список сайе нтологов, откомандированных в местную: газету с це лью шпионажа, ме ры по дискредитации редак тора газеты “Сан кт-Петербург тай мс ” и се репорте ра выступившего с критикой Це ркви, схе ма взлома юриди че ской фирмы, представ ляюще й эту газе ту, программа внедрения сайентологов в штат ре дакции “Вашингтон пост" и т.д.

Все эти планы не оставались на бумаге. Так, в 1976 году два работни ка Це ркви но подложным докуме нтам поступили в бюро н алогов и ми нистерство юстиц ии США и выкрали 15 тысяч докуме нтов, связ анных с расследования финан сового статуса организации сайентологов. Вскоре 11 руководящих де яте ле й Це ркви, включая и же ну Хаббарда, отве тстве нную за все “защитные” опе рации, были привлечен ы к суде бной отве тстве нности за моше нн иче ство, кражу правительстве нных докуме нтов, подслушивание те лефонных разговоров и т. п.

Планы по захвату мира – это не игра, это - единственная цель, есть даже примеры, когда сайентологи пытались совершить государственный переворот. В середине 70-х годов была совершена попытка захвата власти в Марокко. То же планировалось сделать и в Албании. В Мексике члены организации одно время находились на уровне правительства.

Эта вполн е уголовная активность носит программный и систематиче ский характер, закрепленный официальным призывом Хаббарда: “Не защищайся! Нападай сам! Поднимай шум!” Один из руководи те ле й Це ркви в Сан-Диего писал бе з обин яков: “Когда он и атакуют нас, мы их останавливае м, разоблачая сове ршен ные ими гре хи. Каждый, кто критикует Це рковь сайентологии, сове ршает преступле ние ”. В январе 1979 года “Нью-Йорк таймс ” опубликовала внутре ннюю инструкцию Це ркви по те хнике “обраще ния с врагами”. В ней соде ржится указ ание всегда нападать пе рвыми, не брать обратно свои обви не ния, постоянно выискивать “уголовн ые пре ступле ния или что-то е ще похуже , компрометирующее врагов”, пристраивать в пре ссе “фактиче ские свидетельства страшн ых, кровавых, се ксуальн ых преступлен ий”, наше птывать грязные истори и, с “помощью адвоката угрожать иском” и в конечном счете добиваться “полной дискредитации противника”. Результаты внушите льн ы: лишь за 1970 — 1979 годы Це рковь выставила 59 суде бных исков против различн ых учреждений, включая иск в 750 тысяч долларов п ротив ФБР, и более сотни исков против издате лей, авторов, частных лиц, когда-либо п ублично выступавших против сайентологии.

Че м же объясняе тся эта невероятная агре ссивность организации, п редлагающе й “душе вное соверше нство и внутре нний покой”? Вовсе не патологиче скими наклон ностями ее лиде ров. Причин а проще : деятельность сай ентологов не избе жно вступает в против оречие с законами, ре гулирующими частноп ре дпринимате льскую акти вность.

Начнем с финансовой стороны. Бюро налогов потре бовало от Це ркви выплатить 6 милли онов долларов в виде штрафов за доходы, которые сайентологи скрыли в 1970— 1974 годах. Но, увы, здесь работают видавшие виды инспекторы, которых не так просто убедить, что примитивные же стянки - это священный предме т, и ли, как ув еряют сайентологи, “ре лигиозное сре дство помощи в процессе духовн ой исп оведи”. Поэтому зде сь конфликт не избежен.

Верная своим установкам Церковь нападае т пе рвой, исп ользуя все, как, впрочем, и ее противники, сре дства. Он а, наприме р, постоянно обв иняе т бюро налогов в не эффективности, в громоздкости его апп арата, который обходится налогоплательщикам дороже, чем средст ва, которые он о собирает. Особо шумные кампании сайентологи проводят против ФБР, обличая е го в противозаконн ых запугиваниях последовате ле й Церкви, в составле нии досье на них, в конфискации документов, п одслуш ивании те ле фонных разговоров.

С не меньшей яростью сайе нтологи нападают на Интерпол, обвиняя е го в те сных связях с Третьим рейхом, в укрывате льстве нацистских пре ступни ков. Эта организация вызывае т не нависть сайентологов потому, что и меет богатейшее досье , в том числе на членов Це ркви, и снабжае т ин формацие й о них суде бные органы в ходящих в н ег о стран .

Пе рече нь своих врагов сайентологи не ограничивае т органами печати и правопорядка. Ведь основной резе рв Це ркви — это люди, озабоче нные состоянием свое й пс ихики, пе ре живающие собственные не дуги и пороки. Сайентологам важно убе дить обществ енность в не заменимости предлагаемых ими ме тодов враче вания. Поэтому они яростно обличают возможных конкурен тов на благородной ниве Ги пп окра та: пс ихот ера певтич еск ие учреж де ния, заве де ния п о лечению алк оголико в и наркоман ов, психиатриче ские лечебницы и т.п. В них, уве ряют сайентологи, пациен тов ли шь мучают, разрушают мозг, личн ость эле ктрошоком и в ре дными психотропными преп аратами .

Дело, впрочем, не только в стремлен ии дискре дитиров ать орган изации, неп осре дстве нно задевающие де ловые интересы сайентологов. Озабоченн ые критикой в свой адрес, они пытаются создать привлекате льный образ Церкви - не утомимой защитницы че ловече ских це нностей от бессердечного бюрократизма. А . поэтому, скажем, Комиссию по атомной эн ергии США сайентологи обвиняют в засе кре чиван ии данных о зараже нии ме стности радиоактивн ыми веществами, вое нные ве домства - в поп рании человече ских прав и практике промывания мозгов и т. п. Во всех подобных обвине ниях, коне чн о, не малая доля истины. Не надо только прин имать за чистую моне ту такое п рославление свободы и гуманизма. Хаббарду нужно. пе рсональное все властие , а не де мократия вообще , которая, как он заявил однажды, “до сих нор не при не сла нам ничего, кроме подоходного налога”. Свобода для не го - это беспре пятственная возможность за приличное вознагражде ние “прослушивать” своих сооте честве нников, а все остальн ое - либе ральные сан тиме нты, его не волнующие .

Главная приманка Це ркви сайентологии - обе щание душе вного спокойствия и внутре ннего мира. Есть, однако, один че ловек, которому эта пре мудрость не пошла на пользу. Это - сам Хаббард. При всей напористости и агрессивности свою жизнь он провел в бе гах от закона. Уроженец штата Небраска, житель Нью-Йорка, он постоянн о искал ме сто, “чистое” от врагов. В 1954 году для . своей штаб-квартиры он выбрал Фе никс (Аризона) . Спустя п ять лет он пере носит ее в Англию. Но в 1968 году британское п равите льство запре щае т де яте льность сайентологов, и Хаббард со своей свитой пе ре се ляе тся на сп ециальн о оборудованный паром “Аполлон”. В 1975 году он выходит на сушу и после н астойчивых, но тще тных п оп ыток поставить под свой контроль ме стн ые власти в Клиуотере, скрывае тся на тайных базах Це ркви, име я под рукой автомобиль и полмиллиона долларов наличными на случай не запланированного бе гства. Он жде т кодового известия: наступил “сов се м чистый де нь”, чтобы отк рыто ве рнутьс я к управле нию соз данной им империей. Но тучи не рассеиваются, и в марте 1980 года Хаббард исче зае т с обще стве нной сце ны. Слухи о его загадочном исчезновении были разнообразные. По словам сына, Хаббард, предававшийся различным сексуальным извращениям, долгие годы страдал от венерических заболеваний и душевных болезней. Глава сайентологии в конце жизни пришел к убеждению, что он является не кем иным, как зверем из Откровения св. Иоанна Богослова (Апокалипсис), обладающим властью над всем человечеством.

Умер Хаббард в 1986 году, так по крайней мере написано в “Дианетике”, место его захоронения неизвестно.

Структура Церкви Сайентологии такова: Офис особых дел занимается юридическими вопросами; служебная организация “Флаг” готовит высший персонал церкви; флагманская организация базируется на судне “Вольные ветры”, здесь идут курсы самой высокой степени посвящения; морская организация наиболее скандально известна, её сотрудники подписывают контракт такого рода: “Я удостоверяю настоящим документом, что, находясь в светлом уме и добром здравии, становлюсь служащим морской организации и обязуюсь до конца следовать её задачам и целям, каковыми являются порядок и этика на этой планете и во Вселенной, записываюсь в морскую организацию на ближайший миллиард лет”.

В январе 1982 года группа м олодых энергичных лиде ров создала особую группу с “главной це лью - развив ать и утве рждать чистоту и единство сайентологии”. Был прове де н ряд ме р, уже сточи вших “це рковн ую дисцип ли ну”, а вскоре и чистка руководства, коснувшаяся п ре жде всего функционе ров старше го поколения. В Церкви, как заявил один из сме ще нн ых работников, установи лось “царство те ррора молодых”. Подлинные п ричины и тенде нци и пе ре ме н в столь “закрытой ” организ ации опре дели ть трудно. Однако можно предположить, что не малую роль в этой сх ватках играют манящие богатств а Це ркви.

Каково возд е йствие , которое программы Церкви сайентологии оказывают на ее после дователе й?

Можно констатировать, что Хаббард открыл для се бя п ои стине золотую жилу: в 50-е годы - ажиотаж по поводу достижения “вн утреннего покоя” достиг свое го ап огея. Сознате льно и ли не осознанно Хаббард и сходи л из того, что большинство граждан не сможет отличи ть обоснованные методы враче вания от хорошо разрекламированного знахарства.

Как только частный психотерапевтический ме тод был мистифицирован и пре дставле н в каче стве универсального средства врачевания че ловече ского рода, способ и це ль общения инструктора и пацие нта, выбор и после довате льность “программ”, оце нка их ре зультатов и т. п., уже подчинялись не заботам о з доровье пациента. Главными стали “це ховые ”, во многом корыстные инте ре сы функцион ирован ия и воспроизводства ре лигиозн ого культа, инте ре сы , которые не избеж но вели к искажению, а то и ликвидации эле ментов прежнего оп ыта и знаниях, соде ржащихся в при ме няемых п роцедурах.

Люди, порвавшие с Це рковью, е динодушно утве рждают, что подвергались особому гипнотиче скому возде йствию. Так, Джулия Титбурн считает, что стала же ртв ой п рактики “промывания мозгов”, превратившей ее в “робота, пре зирающе го своих родителе й в такой ме ре , что возникла мысль об их убийстве”. Одна из свидетельни ц п одтвердила, что Джулия “страдала от стрессового синдрома, утратила память, способн ость употре блять слова и концентрировать вни мание и после выхода из Це ркви долго страдала от рассеянн ости и галлюцинаций”. Даже опытный адвокат был потрясен. Это, заявил он, “история ужасов”, в ходе которой девушку “программировали, чтобы пре вратить в подавленное, абсолютно безвольное и сове рше нно бе ссмысле нное суще ство”.

Порой, однако, можно в стре тить и иные сужде ния. Так, одна женщина после ста часов “п рослушивания” заявила, что приобре те нная ею “все возрастающая сп особность контролировать реакцию на прошлое благотворно сказывается на ныне шне м состоянии, в частности, п ридаст большую устойчивость к не гативным проявле ниям жизни”.

Столь п ротиворе чивые оценки, разумее тся, е стестве нны. Пробле ма, однако, сохраняе тся: каковы ре зультаты “п рослушиваний”, на че м, в частности, основываются и х высокие оце нки, вообще говоря, повторяющие ре кламные п осулы Хаббарда?

Американские исследователи Фло Конвой и Джим Сигельмац в свое й книге “Захват” (1977 год) утве ржда ют, что в культах п роисходит не просто изме не ние отде ль ных взглядов человека, но корен ная перестройка всего строя психики, пе ре рождение традиционных иде й и ценнос тей, Из многочисле нных фактов и бесед, приводимых авторами, наиболее поучительным представляется инте рвью с Ховардом Давенпортом (псевдоним), который провел в Це ркви пять лет, выступая в последнее время как и нструктор. Его рассказ, кстати, помогает яснее пред стави ть и мотивы, по которым люди вступают в Церковь.

“В то вре мя я находился в подавленном состоянии и был сове ршенно одинок, - вспомин ае т он. - Одн ажды миловидн ая девушка дала мне адре с и сказала: “Приходите в 7.30”. На вопрос, что там будет, она ответила: “Просто компания люде й, хорошо знающих друг друга”. Я решил, что речь идет о массовой вечеринке, а попал на вст речу сайентологов. Нам прочитали ле кцию и показали учебный фильм... После этого продемонстрировали “Е-измерите ль ” и объяснили, как он работает. Гостям предложили испо льзовать е го де йствие на себе, а сайентологи комментировали е го показания.

Они пригласили и меня. Когда стрелка резко отклонилась, мне пояснили: я нахожусь в состоянии глубокого душе вного расстройства, и убедили пройти курс “общен ия” за 15 долларов. Моя новая знакомая призналась, что еще раньше поняла: я нахожусь в депрессивном состоянии и жизнь моя не сложилась. Но если я пройду этот курс, все проблемы будут решены. Я ощутил состояние душевного подъе ма: “Ого! Наконец нашелся кто-то, кто способе н п озаботиться о моих проблемах!..

Поясним, что программа “общение” обычно предше ствуе т. се ансам “прослушиван ия” и состоит из нескольких ступе не й. Пе рвая из них называе тся ТР-0 (“нулевое трен ировочное упражнение”). Выглядит она так: два че ловека п оме щаются в крохотную комнату и должны в теч ение нескольких часов непрерывно смотреть друг дру гу в глаза. Сначала, всп оминает Х. Давенпорт, я чувствова л себя кра йне не естествен но и никак не мог в зять в толк, каков смысл этой проце дуры. И лишь сп устя не сколько ле т п онял - це ль доби ться , чтобы в любой ситуации пацие нт в ыгля де л “нормальным”, благоп олучным. А заче м?

По мне нию авторите тных эксп ертов, во вре мя “п рослушивания че лове к вп адае т в особое гип нотиче ское состояние, когда ре зко притупляе тся сп особность к трез вому осознанию собстве нного положе ния, четкому восприяти ю вне шних событий и т. п. Эти и зме нения не избеж но п ридают че лове ку боле зне нный, необычный вид. Поэтому сайентологи разработали особую те хни ку, п озволяющую скрывать такие изме не ния. Давенпорт всп оминае т: “У них имеется п рограмма, позволяющая добиться, чтобы ваши глаза выгляде ли е сте стве нными. Кто-то садится напротив вас на расстоянии в три фута, ивы начинаете смотре ть друг на друга. Потом один из вас действуе т как тре не р, а другой — как уче ник. Пе рвый говорит: “Начина й!” Если твой взгляд ему че м-то не нравится, он прерывает: “Завалил! Ты смотришь не есте стве нно”. И снова: “Начинай!” Это продолжае тся часами . “Провалился! А ну засме йся. Давай! Опять выглядишь как робот, давай снова!”

Другие п рограммы носят не столь невинный характе р. Одна из них, наприме р, учит, как приобре сти контроль над другими людьми - навык, крайне не обходимый для вовлече ния новичков. В нее, н априме р, входи т обуче ние те хнике, при помощи которой пре одолевае тся не же лание че лове ка отвечать, вступ ать с тобой в разговор. Ре шающи м здесь считается воинствующе дурацкий вопрос: “А рыба п лавает?” Предполагается, что он способе н проби ть любую броню некоммуникабе льности.

Основываясь только на этих фактах уже можно сде лать вывод, крайне важный для понимания спе цифики этой организации.

Пе рвоначально че лове ка прив лекают к не й достаточно частные и не столь п овелительные причины: ощущение п сихологиче ского напряже ния, не рвозность, не уве ренность в се бе , боле зне нные воспоми нания, а то и просто жажда новых впечатлений. Он начинае т с безобидных “лече бных” сеансов, от которых е му на пе рвых порах не так уж трудно отказаться. Они выгля дят обнаде живающими, успокаивающими - а че го не сделае шь ради душевного здоровья.

И новичок шаг з а шагом включае тся во все нов ые программы, глубже впитывает псевдорелигиозную ри торику, взгляды и - манеру пове дения новоявле нных “братье в”. 0н втягивае тся в п роце сс, делающий е го все более зависимым от Це ркви , но обычно не осознае т е го возрастающе й необратимости. Начинается марафонская гонка за новыми курсами, стадиями, знаками отличия. Наконец ме чта с бывается: он достигает ступе ни полн ого “очище ния” и по классификации сайентологов становится “действующ им тетаном”. Но и это не предел, поскольку в церковн ой иерархи и и мее тся восе мь рангов таких “сверхчистых” индив идов.

Параллельно прои сходят се рьезные и зме не ния в ми роощуще нии человека.

Укаже м на любопытный факт: сами “ти таны” искренне убе ждены в том, что приобре ли сп особн ос ти, граничащие со сверхъесте стве нными. Вот отве т одного из н их на вопрос, ощущается ли на в ысших уровнях не что п одобное де йствию наркотиков: “Я в ижу все цве та вокруг се бя, как и моле кулы, плавающие в комнате ”. Давенпорт также вспоминает, что после заве ршения курсов, обучающих выходу из собстве нного тела и прохожде нию через мате ри альные те ла, он почувствовал уве ренность, будто на самом деле выработал эти сп особности. Лишь п озже , признался он, ему стал поняте н источн ик такого ощуще ния.

Сайе нтологи, рассказывает он, “практикуют упражнения, которые п ри многократном повторе нии способны создавать в вашем уме образы ве ще й, на самом деле не суще ствующих, и, больше того, изме нить обычное восприятие реальных предметов. Наприме р, вы смотрите на две рь, и у вас возникае т о ней опреде ле нное представление. Однако п уте м особых упражнений инстр укторы добивается такого состояния, когда в ы ви дите две рь его глазами , и это чуждое восприятие посте пенн о выте сняе т ваше собственное”. Однажды, рассказал он, “я це лый день бродил, убежде нный, что природа находится под моим контроля м. Непрерывно лил дождь, и я совершен но ясно чувствова л, что направляю его усилие м собстве нной воли”. Вспом ин ае т он и другой случай, когда, же лая побе се довать со своим другом, приобрел ощуще ни е, будто суме л выйти из собстве нного те ла в полном соотве тствии с ин струкциями, получе нными во вре мя обуче ния. Как же все -таки можно объяснить таки е ощуще ния, не копируя подсказок Церкви?

Это приходит постепенн о, - объясн яет Давенпорт, - Ин огда для достиже ни я такого состояния тре буются годы, хотя не которые люди добиваются его за несколько недель. Сначала вы воспринимаете дверь такой , какая о на есть. Затем вам говорят, что вы должн ы ясно различ ать все моле кулы, движущиеся в ней. Вы начинаете оглядываться в эти молекулы и пытаетесь вообразить и х самыми разными способами. Первоначально вы отдае те себе отче т, что пытаетесь лишь вообразить их, но зате м внезапно появляе тся новое ощущен ие . Вы смотрите, смотрите на две рь и вдруг действите льно замечаете моле кулы. Это галлюцин аци я, но вы увере ны, что види те их на самом де ло”.

Если же у вас закрадывается сомнение , продолжае т Давенпорт, то инструктор заявляе т: “А какие у вас основ ания считать, что это лишь галлюцинация?” И он попадает в точку: к этому вре ме ни че лове к може т уже утратить способность опре де лить, что являе тся ре альн ым. Когда такой барьер сломан, ощуще ние ре альности становится произвольн ым и повсе дне вная жизнь человека може т смешиваться с живыми и яркими галлюцинациями”.

Мало что можно добавить к этому рассказу. Бесцеремонное и систематическое вторжение в челове ческую психику, назойливое внуш ение фан тастиче ских пре дставлен ий приводит к состоянию, которое американские эксперты обычно н азывают стадие й ”суженного”, или “сокращенного”, сознания. Она характеризуется тем, что притупляются эмоциональные реакции и восприятие окружающих событий, возникае т особое, близкое к гипнотиче скому состояние , при котором че лове к теряет способность проводить че ткое различие между тем, что он и спытывает, и тем, что существует на самом деле. Можно ли п осле этого удивляться тому, что чле ны Це ркви не ре дко обме ниваются живописн ыми воспоминаниями о свое й жизни на других планетах, о своем прошлом многове ковой давности? Имен но поэтому многие авторите тные американские психиатры расцен ивают сайентологию как крайне оп асный и антигуманный культ, направленный на то, чтобы “разрушить саму структуру ума”.

Зде сь и разгадка того ощущения “спокойствия”, “уве ренности”, которое порой испытывают люди, давно участвующие в се ансах “прослушивания”. Естественные че лове че ские эмоции, ре акции на окружающие события, потребности в многокрасочных чувствах и ощуще ние их богатства заменяются стандартизированными ре акциями , безразличием, фантастиче скими картинами из произведений Хаббарда, за которыми призн ае тся ре альное существование . Это состояние своеобразной духовной ане стезин, мира “жизнерадостного робота”, утративше го спе цифиче ские ли чн остные черты.

Дианетика в России. Национальные особенности. [1]

К сожалению сейчас Церковь Сайентологии пустила глубокие корни и в России, во многих городах функционируют ее филиалы.

Презентация дианетики прошла в апреле 1993 года в Кремлевском Дворце Съездов. В 1994 году Церковь Сайентологии была зарегистрирована в России. Пропаганду дианетики можно встретить почти везде. Книгу “Дианетика - современная наука душевного здоровья” я приобрел у молодых людей, агитирующих в пользу московского центра дианетики.

На четырех страницах помещает рекламу этой “науки” газета “Я молодой”. ”Дорога к счастью. Так назвал свою книгу известный мыслитель, ученый и педагог, основатель современной науки душевного здоровья - дианетики - Л. Рон Хаббард -, говорится в начале статьи. - Этот своеобразный нерелигиозный моральный кодекс много миллионными тиражами разошелся более чем в 40 странах мира, в том числе в Германии, Италии, Швейцарии, ЮАР, Японии и др. Небольшая книжка распространяется и используется в школах, других учебных заведениях, в молодежных организациях, общественных, трудовых коллективах и даже... в тюрьмах. По свидетельству тех кто придерживается положений, принципов, советов, изложенных в кодексе, это помогает людям повышать их жизнестойкость, достигать намеченных целей, быть более терпеливыми, доверяющими, понимающими. Следование “кодексу” позволяет улучшать окружающую среду и условия жизни в обществе. ”Далее приводится некий кодекс, состоящий из 21-го пункта. В них изложены, можно сказать банальные правила хорошего поведения: стремитесь жить правдиво, будьте умеренны, подавайте хороший пример и т. д. Говорится, что если вы будете соблюдать эти правила то “вы значительно увеличите свой жизненный потенциал, свою... жизнестойкость”, в общем продвинетесь по “дороге к счастью”. А что же такое счастье и кто может его добиться? “Если у человека нет жизнестойкости, он не добьется радости и счастья. Любой человек старается получить от жизни максимум удовольствия и избежать боли, насколько это возможно. Ваше собственное счастье может обернуться трагедией и страданием из-за бесчестности и дурного поведения окружающих.” В таких ситуациях видимо и возникают инграммы, шрамы от пережитой боли душевной или физической. ”Вы важны для окружающих. К вам прислушиваются. Вы можете влиять на других. Счастье и беды ваших знакомых важны для вас...”

Реклама дианетики нацелена на самые разные жизненные ситуации: ели вы не нашли свое место в жизни, если вы решили пройти курсы по экономике и управлению, если у вас проблемы с детьми, если вас не ценят окружающие и т. д. Спасение одно - обращайтесь в какую-либо организацию представляющую дианетику.

Сайентология - единственная из всех сект, которая в новой стране работает на условиях самоокупаемости. Руководители секты понимают, что в России они из простых людей много не выжмут, поэтому предел их вожделения - “новые русские” и высшие государственные структуры. За “новыми русскими” секта, например, охотится с помощью своих членов, работающих в туристической фирме “Рондо”, которая устраивает вояжи наших новоявленных богачей за рубеж. Вербуют в секту главным образом во время путешествий. Небезопасными для кошелька и психики “новых русских" оказываются и бывшие кремлевские санатории, куда они направляются для лечения и отдыха. В стремлении выкачать как можно больше денег, сайентологи обратили внимание на журналистов, высшую управленческую элиту, руководителей промышленных предприятий, страховых компаний - тех, кто ответствен за принятие решений и использование финансов.

В сайентологии все решает организация. Вернее, система организаций. По крайней мере страноведы, организаторы приходят на новую территорию первыми. Они готовят “почву”. Обращает на себя внимание большое число различных по профилю и названиям самостоятельных, отдельно зарегистрированных сайентологических отделений: “Центр дианетики”, “Церковь сайентологии", “Хаббард-колледж по управлению”, “Международная гуманитарная служба", “Международная служба детоксикации человека”, “Нарконон”... Зачем же так много? А дело в том, что здесь просматривается дальний, стратегический прицел. Японская секта “Аум Сенрикё”, вся структура которой существовала в России лишь как Российский, а затем Московский филиал, решением межмуниципального народного суда Москвы в марте 1995 года была поставлена вне закона. Такое невозможно проделать с сайентологией: если будет запрещена одна организация, например, медицинского профиля, финансы и кадры просто перетекут в туристическое агентство или в “гуманитарную службу".

Появившись в 1992 году на российском рынке, сайентологи решили установить контакты с прессой и устремились в цитадель “четвертой власти" - на факультет журналистики МГУ.

После недолгих переговоров с руководством журфака сайентологи финансировали ремонт его старейшего читального зала, но с условием, что он будет носить имя Рона Хаббарда. Условие было принято. Вскоре было устроено пышное открытие: на новеньких стеллажах красовались произведения Хаббарда, пропагандистские аудио- и видеокассеты. Были учреждены довольно значительные премии журналистам, освещавшим это событие.

Шел 1992 год - вот, пожалуй, единственное оправдание тому, что произошло на факультете: все мы были тогда достаточно наивны, в Запад веровали беспредельно. А уж о том, что представляют собой современные секты, да еще такие интеллектуализированные, как сайентология, и понятия не имели! Ну а сектанты прекрасно разумели - такой шанс упускать нельзя!

Так или иначе, но с 1992-го по 1994 год перед входом в читальный зал старейшего здания МГУ красовалась доска с барельефом Хаббарда. Более того, передо мной два любопытных документа: почетный диплом МГУ, выданный кафедрой зарубежной и русской литературы журфака Рону Хаббарду посмертно “за значительные достижения в литературе и философии и за выдающуюся гуманитарную деятельность", и распоряжение по факультету о присвоении читальному залу имени Р. Хаббарда, написанное нетрадиционно, явно по подсказке сайентологов. Есть там такие перлы: “...поскольку Р. Хаббард является одним из наиболее известных и широко читаемых авторов всех времен...”, “... является одним из наиболее известных гуманистов и философов, бесценные работы которого освобождают человека от уз рабства...”.

Только в 1994 году, после того, как Международный форум “Тоталитарные секты в России", проходивший в Москве, обратился, выразив свою озабоченность, к ректору МГУ, то есть после международного позора, доска почета Рона Хаббарда из МГУ была убрана. Но одновременно с факультета был уволен профессор А. Дворкин, один из организаторов этого форума, за то, что вынес сор из избы...

Осенью 1994 года одна из московских газет писала, что сайентологи через свой “Хаббард-колледж по управлению” проникли не только в структуры управления ряда московских предприятий, но и на уровень высшей власти: “...только в нашей стране Хаббард-колледж мог обнаглеть до такой степени, чтобы предложить сотрудничество властным структурам (о подобных прецедентах на Западе даже не слышали!)... В настоящее время его представители договорились о долгосрочных контактах с Госкомитетом по имуществу (намечается совместная подготовка арбитражных директоров для убыточных предприятий) и департаментом промышленности правительства Москвы. В департаменте у хаббардистов особый интерес, так как политика секты предусматривает планомерную атаку на каждую отрасль экономики в отдельности”.

В 1994 году, еще при старом руководстве, сайентологи внедрили свою “административную технологию Хаббарда” на московском вентиляторном заводе “ОВЕН”. В приватной беседе руководителю предприятия (фирмы, газеты) обещают полный контроль над подчиненными, финансами и всей системой организации, баснословные прибыли и бесконтрольное распоряжение ими. Если руководитель на это соглашается, как это произошло на АО “МОВЕН”, начинается перекачка государственных средств или средств предприятия на счет секты. В данном случае перечислялись средства из кассы завода.

Сначала президент АО “МОВЕН” перечислил шесть тысяч долларов за собственное двухнедельное обучение этой ”технологии" в Швеции, затем еще 100 миллионов рублей за обучение своих заместителей. Позже сайентологической организации, занимающейся распространением Хаббард-технологии, было перечислено еще 200 миллионов.

Как же достигали тотального контроля над подчиненными? А вот как... Ввели систему обязательного написания “рапортов об уведомлении”, то есть доносов — и на себя, и на других; причем в этих “рапортах” необходимо сообщать об интимных подробностях жизни. Рапорта эти читали руководители предприятия, а затем обсуждали их на ”этическом суде” (нечто вроде проработки на суде товарищеском, нами несколько подзабытом). За ненаписание рапорта, то есть за отказ “стучать”, тоже вызывали “на суд”. В этой системе доносов и самодоносов на “МОВЕНЕ” было занято столько же сотрудников, сколько и в производстве.

Стали увольняться квалифицированные работники. Чтобы заставить опытные кадры смириться с Хаббард-технологией, тогдашний президент АО “МОВЕН” Миронов попытался ввести систему секретности, предполагающую невозможность для уволившегося сотрудника работать по специальности шесть лет.

(После трагической гибели Миронова в начале прошлого года предприятие постепенно отказалось от услуг секты.)

Сайентологи много говорят о всемирной известности, всемирном признании своей технологии. Но истина в том, что известность эта всюду скандальна. Солидная шведская фирма отказалась от выгодного обеим сторонам сотрудничества после того, как узнала, что на “МОВЕНе” используется Хаббард-технология.

В Перми мэр и руководитель местной телекомпании получили дипломы “Хаббард-колледжа”. Мэр обязался перевести весь город на использование “технологии”.

Профессор Дворкин, решив проверить саморекламу сайентологов, связался с руководством “Вольво” и поинтересовался, действительно ли они используют Хаббард-технологию. Шведы оскорбились и спросили, где это напечатано, намереваясь подать на сайентологов в суд. Так же обстоит дело и с “Дженерал моторс” — ни одно уважающее себя предприятие на Западе, в особенности крупное, не рискнет замараться использованием “технологии”.

Сайентологи частенько выдают желаемое за действительное. Да, они прилагают немалые усилия для того, чтобы сблизиться с властью. И делается это, надо сказать, с нахальством, которое, казалось бы, должно одинаково гипнотизировать как властные структуры (там ведь тоже живые люди!), так и общественность.

В конце августа 1994 года в адрес московского департамента промышленности поступил факс, в котором, в частности, сообщалось, что “по просьбе Москомимушества” Хаббард-колледж зарезервировал 50 мест для руководителей московских предприятий на борту теплохода “Георгий Чичерин” (Москва - Углич - Москва), где будет проводиться семинар “Административная технология Рона Хаббарда в России". Далее содержалась просьба “рассмотреть возможность участия”. Нехитрый оборот “по просьбе Москомимущества” предполагал, что Хаббард-колледж, даже если о нем в департаменте и не знают,— это нечто уже принятое, нечто “свое” в московских властных структурах.

В приложении на все лады рекламировалась эта самая “технология" - и всемирно признанная, и всемирно известная, и донельзя эффективная. Аппарату департамента, то есть высшему звену управления промышленностью Москвы, должно было льстить, что семинар этот - “для руководящей элиты”, “для прогрессивно мыслящих руководителей“, что “впервые в России", и к тому же сразу после подобной ”встречи на Западе”.

Количество мест на теплоходе было, конечно же, “ограничено”, поэтому рекомендовалось “поторопиться” с оплатой своего участия. Цены соответствовали “уровню приглашенных” — миллион с одного участника за три дня “содержательной” прогулки на теплоходе. Была также настоятельная просьба, чтобы в семинаре принял участие кто-то из управления департамента. (Как раз на этот случай предусматривались одно-два бесплатных места.) До начала семинара оставалось дней пять-шесть, поэтому было предложено произвести оплату прямо на теплоходе.

Хотя авторитет Москомимущества сработал, хотя десяткам руководителей предприятий успели передать приглашение, но дефицит отпущенного сайентологами времени сработал не на них. А выкладывать собственную наличность (миллион рублей!) неизвестно за что желающих почти не нашлось. И все-таки для ознакомления с “новой прогрессивной" технологией на семинар поехал специалист по теории управления департамента промышленности Владимир Новожилов.

“Ничего нового из области теории управления я для себя не открыл,— рассказывал он после, - хотя имею специальное образование. Поразило меня вот что: выступления тех, кто уже использует Хаббард-технологию,— президента АО “МОВЕН” Миронова и представителя страховой компании “АСКО”. Они говорили с неестественным жаром и энергией, агитируя за эту “технологию". Повторюсь: конкретное содержание “технологии” не давало пищи для такой энергии. В голове мелькнуло: куда я попал?” О дальнейшем сотрудничестве с Хаббард-колледжем Новожилов отозвался как о “бессмысленном”.

В Москомимущество представители Хаббард-колледжа действительно наведывались, когда там формировалась группа специалистов по работе с несостоятельными (убыточными) предприятиями. Сайентологи представились специалистами в данной области и, сославшись на свои связи с федеральным управлением по делам о несостоятельности предприятий, попросили подобрать аудиторию для семинара по управлению.

“Честно говоря,— вспоминает руководитель группы,— мы тогда были очень заняты, какой там семинар! Едва выслушав пришедших, я сказал: “Ну, мы же не департамент промышленности правительства Москвы, это в их ведомстве промышленные предприятия... Вы не по адресу. Простите, у нас работа".

Этой обмолвки оказалось достаточно: так родилось обращение в департамент промышленности “по просьбе Москомимущества”.

Блеф чистой воды! Но ведь сработал!

Что же касается Госкомимущества, на которых сослались сайентологи, то здесь об их визите никто и вспомнить не мог. Советник по внешнеэкономическим связям Госкомимущества А. Б. Рыльский заявил по этому поводу: “Что тут скажешь - эти сайентологи умеют работать. Мы действительно готовим арбитражных директоров для несостоятельных предприятий, но пользуемся услугами в первую очередь отечественных институтов. Есть у нас и зарубежные партнеры, но вот Хаббард-колледжа по управлению или иного института сайентологии среди них нет...”

Однако не все так радужно: если верить данным Хаббард-колледжа, более тысячи руководителей предприятий уже прошли обучение по системе “Административной технологии Р. Хаббарда”. Возможно, многие из них, как это делал и покойный президент АО “МОВЕН” г-н Миронов, еще будут перечислять средства своих предприятий на счета сайентологов.

К тому же эта “тысяча” уже “на крючке”, в психологической зависимости. В докладе ФСК, опубликованном в прессе в прошлом году, Хаббард-колледж был уличен в психологическом тестировании сотрудников “энского” предприятия города Обнинска (Калужская область), осведомленных в государственной тайне.

Ну, конечно, что тут удивительного — ведь на “Георгии Чичерине” вояжировал генеральный директор Обнинского АО “ЛИМА”.

Если в департаменте промышленности правительства Москвы, Государственном комитете по имуществу сектанты встретили критически мыслящих профессионалов, то наши медицинские руководители элементарно сглотнули наживку. Не удосужившись тщательно проверить сайентологические методики (а они, методики эти, уже оскандалились за рубежом), Министерство здравоохранения и медицинской промышленности выдало лицензию на лечебную деятельность двум ловким англичанам - Дэвиду и Шейле Гейманам, которые не имеют даже элементарного медицинского образования.

Демарш сайентологов в российскую медицину впечатляет: на все про все - обращение в высокие инстанции, “тщательное рассмотрение”, сбор отзывов, регистрацию, лицензирование, благословение программы “внедрения” самим заместителем министра В. К. Агаповым - у секты ушло два месяца. В то время как минимальное время прохождения подобной процедуры в Москве - полгода. Высокий темп не случаен. Подзадержались бы сайентологи на каком-либо этапе, смотришь, в Минздраве и узнали, кто такой Хаббард и чем он занимался всю жизнь. Узнали бы и о секте, о том, что современные шарлатаны, особенно западного образца, могут иметь вполне респектабельный вид, а семейную фирму называть “Международной гуманитарной службой"...

Супружеская пара Гейманов повязала участием в своих делах и руководство Загородной больницы в Кубинке, что относится к Управлению делами Президента. Лечащиеся здесь “коммерческие” больные, те самые “новые русские”, соблазнились, конечно, не сладкими речами сайентологов, но авторитетом президентской больницы. По тысяче долларов за сеанс выкладывали они... Более того, секта “рекрутировала” за это время не менее десяти врачей из числа медицинского персонала.

Безответственность руководства Минздрава поразительна: центром сайентологической “медицины” стал детский санаторий “Васильевское”, находящийся в зоне подмосковных кремлевских здравниц.

Неизвестно, сколько продолжалась бы эта сектантская вакханалия в Кубинке, если бы не взбунтовались педиатры. Обратившись в редакцию журнала “Смена”, они сообщили, что находившиеся на лечении в санатории чернобыльские дети были подвергнуты сайентологами процедуре, нигде в мире до этого не апробированной. Несмотря на то, что у детей начались осложнения, резко изменилась психология поведения, в присутствии высоких чиновников из Минздрава было объявлено, что эксперимент удался. Если не произойдет ничего экстраординарного, заявили врачи, эксперименты над детьми продолжатся: в кремлевских здравницах секта уже свила гнездо.

Но восстановим последовательность событий.

В начале прошлого года по решению руководства детского санатория в Загородную больницу “на учебу” по “очень интересной английской программе” была направлена ничего не подозревающая врач лечебной физкультуры Е.Н.Рубцова. Вернувшись через месяц, она рассказала коллегам о сути программы детоксикации по Р. Хаббарду, через которую была проведена сама. На первый взгляд она вполне безобидна - ежедневная сауна в сочетании с бегом и приемом витаминов - полное очищение организма от токсинов. Однако “маленькое уточнение": в сауне человек в течение месяца ежедневно проводит по пять часов, а дозы витаминов превышают норму в 10—15 раз.

Из заключения Комиссии по психическому здоровью штата Оклахома (США, дек. 1991 г.), на основании которого сайентологам было отказано в выдаче лицензии.

“ - не существует никакой достоверной медицинской информации, подтверждающей свойство ниацина (набор витаминов) выводить радиацию из тела человека. Напротив, существует ряд медицинских свидетельств, говорящих об обратном.

— большие опасения вызывает многочасовой стресс от сверхдлительного воздействия высоких температур в сауне, что в сочетании с приемом сверхдоз витаминов может способствовать возникновению новых образований в мозгу и теле человека.

- потенциально опасны для здоровья большие дозы витаминов. Сверхдозы витамина B1 вызывают “эффект смещенного пространства", галлюцинации, схожие с воздействием некоторых наркотиков. Сверхдозы витамина В3 в форме ниацина могут вызвать нарушение функций печени.

— пациенты, проходящие “программу” в сауне, почти нигде не наблюдаются врачами-профессионалами, между тем зарегистрированы случаи, когда во время соответствующих процедур в Англии, США, Нидерландах люди умирали...”.

К выводам Комиссии добавим следующее. Предшественником “ниацина” был набор витаминов - “дианазин”, также использовавшийся сайентологами в “очистительных марафонах" в сауне. По приказу министерства пищевой и медицинской промышленности США огромный груз с таблетками “дианазина” был конфискован и уничтожен как наносящий вред здоровью.

В “Васильевском”. Через “программу” было проведено 30 детей с признаками лучевой болезни - нуклидами в щитовидной железе и костных тканях. “Программа" длилась две недели. У ребят проявилось ярко выраженное предпочтение сайентологам и полное неприятие лечащих врачей. Все дети во время процедур видели одну и ту же картинку, ассоциировавшуюся у них с образом счастья. Ее-то они и описали в своих сочинениях-отчетах: невероятно зеленая травка, очень яркое солнце, голубое-голубое небо и прекрасно поющие райские птички.

А вот что рассказал о своих ощущениях в сауне мальчик из Брянской области педиатру, сумевшему-таки его разговорить: “Сначала-то очень тяжело, жарко... Ну а потом, когда съешь всю эту горсть витаминов... Такое, скажу вам, апофигение, такой кайф, сроду со мной такого не было!”

Вторая группа детей провела в сауне всего неделю. Почему были прекращены процедуры, никому не говорили, однако, когда у детей появились огромные фурункулы,— все стало ясно... Тем не менее сайентологи провели в санатории “Васильевское” помпезную конференцию “по успешному проведению программы детоксикации по Р. Хаббарду”, на которой присутствовали высокие чиновники из Минздрава, а также руководители других санаториев. Потоку хвалебных речей не было конца, но главное сказал сам Дэвид Гейман: “Я не могу опомниться от счастья, я просто вне себя от радости То, что нам удалось осуществить в “Васильевском”, - это ведь впервые в мире! Нигде больше нам не предоставляли детей!” Как отмечают родители, дети после санатория изменились неузнаваемо - стали агрессивными, замкнутыми, неконтактными. Привезли, оказывается, с собой таблетки, которые давали врачи-сайентологи. Говорить о том, что происходило в сауне, отказывались наотрез...

В своей статье Светлана Колосовская представила душещипательный рассказ девушки Лены, сбежавшей из секты сайентологов. Его я привожу полностью, это позволит создать наиболее полное представление об ужасающей работе сайентологии с человеческими душами.

Лене 26 лет. Родом она с Поволжья. Ладно сложена, красивые волнистые волосы. Если бы только не эта седина, широкими прядями 1 падающая по обе стороны пробора; если бы только не глаза — смотреть в них не хватает сил.

— Вас, конечно, сейчас больше всего мой вид интересует. Впечатление сильное, да?.. В центр “дианетики”, как иначе называют секту, вместе со своими друзьями я попала, честно говоря, от безделья. Сочиняла стихи, которые никто не печатал; не могла, как говорится, найти себе места в жизни. И еще — этот общий развал в стране... А сайентология на первый взгляд весьма привлекательна: показалось, что тренинги общения действительно раскрепощают, освобождают от неуверенности.

Как сотрудник центра (стала им потому, что платить за “учебу” было нечем) я прошла психологическое тестирование, прослушала некоторые курсы — например, “Преодоление подъемов и спадов”, занималась психологическими упражнениями и, постепенно вникая в эту систему, поняла: здесь играют в опасные игры, кото рые называются глубоким психоанализом. (К тому времени я закончила три курса психологического факультета университета и кое-что могла оценить.) Я прекрасно знаю, что психоаналитик, гипнолог, практикующий с психикой человека, учится этому делу лет пятнадцать. А основатель сайентологии Рон Хаббард утверждает, будто премудрость эту любой дурак освоит за 72 часа. Такие вот “специалисты” — их здесь называют “одитрами” — и довели меня, так сказать, до ручки.

Я не стану утомлять вас псевдонаучной терминологией — “отключение аналитического ума”, “отключение реактивного” и тому подобное,— расскажу о своих ощущениях (их уже никогда не забуду). Я видела отчетливый сон наяву... Мне двадцать лет, иду по улице средневекового испанского города, знаю, это моя какая-то прошлая жизнь... Меня и еще троих монахов хватает инквизиция. Их сжигают на костре, а мне стали выкалывать глаза... Дальше — провал. Позже мои друзья, которые присутствовали при этом “эксперименте”, рассказывали, что я вдруг заговорила на непонятном языке. Они поняли: происходит что-то неладное, но ни знаний, ни способностей справиться с ситуацией у них не было. Минут сорок не могли вывести меня из этого состояния. Сообразили, правда, включить диктофон... Запись мы показали лингвистам. Они сказали, что это староиспанский язык, которым я, конечно, не владею... Поседела я буквально на глазах у моих друзей.

— Чтобы вы поняли дальнейшее, продолжала Лена,— должна сказать, что воспитана я в православной вере. Без веры моего внутреннего мира просто нет. Чем бы ни занималась, всегда возвращалась к богословским книгам. Читала их и в университете...

После того, что произошло, тесты подтвердили, что я обладаю высоким уровнем интеллекта, причем выше, чем у кого-либо в нашей группе. И, так как я к тому же свободно владею английским, руководители городского отделения секты решили послать меня учиться в Москву по системе сайентологии. И это — несмотря на все происшедшее со мной! Мне предстояло стать “этикоофицером”, носить красивую форму, похожую на морскую... Не знаю, почему я согласилась... В сайентологическом гуманитарном центре в Москве первым делом я должна была снова пройти тестирование — ответить на двести вопросов анкеты на английском языке.

Тут-то и произошло главное. Сидевший напротив меня человек заметил, что я “споткнулась” на одном вопросе — отношение к религиям.

— Вы верующая? — спросил он. — Я православная, верую в Христа.

— Но вы действительно хотите у нас работать?

- Да.

— Тогда эту “энграмму” из вашего сознания мы сотрем. У вас появится другой хозяин... Был тут у нас один католик. Об этой дури он уже з абыл...

Я сделала вид, что продолжаю отвечать на вопросы, а когда он вышел, собрала анкеты и сбежала. У меня уже не было сомнений в. том, что это за организация — они могли сделать со мной все что угодно, впустить в мою душу вместо Христа хоть дьявола. Я бежала так, будто за мной кто-то гнался, сворачивала и сворачивала в какие-то переулки; наконец устала, пришла в себя, позвонила своим православным друзьям.

Они отвели меня к отцу Алексею, у которого я и прожила на дели три...

Заключение

В Америке идёт настоящая война между Церковью Сайентологии и государственной властью, которая пытается лишить сайентологов безналогового религиозного статуса, тем самым стараясь подорвать их финансовое могущество. Сайентологи, в свою очередь, не брезгуют никакими способами борьбы, их излюбленный приём – бесконечное сутяжничество. Церковь Сайентологии занимает первое место в мире по количеству судебных процессов среди культовых организаций. Но и государственные власти через суд пытаются нейтрализовать деятельность сайентологов. В Австралии было возбуждено дело против сайентологии, как общественно опасной организации. В Париже состоялся процесс по обвинению Хаббарда и его сторонников в мошенничестве, в Канаде – за кражу правительственных документов.

После 15-ти лет борьбы власти Австралии были вынуждены вновь разрешить деятельность сайентологии. В 1994 году сдалась Америка. Наиболее эффективно борьба с сайентологией ведётся в Германии. Урсула Каберта, руководитель группы “Сайентология” УВД города Гамбурга, называет наиболее страшные черты этой секты, приносящие вред человеку: воздействие на человеческую психику и ее разрушение, экономическая смерть граждан, входящих в секту, оставляющих огромные долги и полностью разоряющихся, криминализация членов секты, по идеалогии которой существует только одна система поведения, естественно, навязанная сайентологами. По ее мнению, сайентология представляет из себя политическую организацию с фашистскими методами работы, целью которой является уничтожение как существующих политических систем, так и только появляющихся.

На протяжении всей деятельности сайентологии за ней тянется огромный шлейф скандалов, а по сути уголовных преступлений (по крайней мере, за ее многими видными представителями).

“Самой беспощадной, по-настоящему террористической организацией такого рода за всю историю Америки” назвала сайентологию директор чикагского филиала информационной службы по деятельности культовых организаций Синтия Киссер.

Я уже охарактеризовал социально-психологическую подпочву, на которой произрастают подобные религиозные новообразования. Заполучив нового члена, секта старается всеми силами удержать его в своих рядах, стремясь сделать из него управляемый механизм. Люди же, обладающие способностью трезво мыслить, не нашедшие в организации ничего нового и интересного, видя тупик сложившейся ситуации, пытаются выбраться из неё, но секта продолжает оказывать на них психологическое давление. Страх – одна из основных практик, применяемых сайентологами. При помощи страха людей заставляют подчиняться. Сайентологи хотят не только “иметь чистой“ какую-нибудь страну,- их цель – мир, где царит их идеалогия, в этом – их главная опасность. Они “подсовывают“ людям веру путём обмана. Человек неподготовленный, не имеющий соответствующей информации, не может отследить, что на него оказывается психологическое воздействие.

Нынче большое число людей духовно потерялось. Люди не знают, к чему прислониться, во что верить, как и где найти себя. Насильственно лишенные собственных духовных корней, мы безгранично уверовали в западную цивилизацию, практически не зная ее. Уверовали в западного “просветителя”, который рисовался нам и культурнее, и образованнее, и честнее нашего соотечественника, не имея истинной информации, мы в массе своей дали неоправданно высокий аванс всему зарубежному. Собственно, за этот беспочвенный идеализм мы сейчас и расплачиваемся.

Россия настежь открыла свои двери Западу. Но как доверчиво и необдуманно! Предполагал ли кто, что первыми с этого Запада в нее ворвутся шарлатаны, воры и авантюристы, готовые воспользоваться чужой бедой, слабостью и неосведомленностью? Расчетливые люди прекрасно видели: в России есть что взять. Страна так богата материально, а народ в ней наделен способностью безгранично верить...

И последнее: в книге Джина Ричи “Тайный мир культов” приводятся цифры — сколько времени необходимо человеку, вышедшему из тоталитарной секты, чтобы полностью освободиться от ее психологического воздействия. Например, бывшему кришнаиту потребуется не меньше 11 месяцев, бывшему муниту - 16 месяцев, а сайентологу - 25,5 месяца.


[1] Здесь представлены факты из статьи Светланы Колосовской “Хаббардизация всей страны” , опубликованной в первом номере журнала “Смена” за 1996 год.