Реферат: Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах

Название: Сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение. 3

I Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория. 5

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. 7

1.3 Осуществление бюджетных расходов в зарубежных странах. 10

2 Анализ динамики бюджетных расходов за 2007-2009 годы в Республике Казахстан 13

2.1 Роль бюджетных расходов в экономическом и социальном развитии общества 13

2.2 Анализ динамики бюджетных расходов на экономику. 18

2.3 Оценка бюджетного финансирования социальной сферы.. 24

3 Проблема использования бюджетных средств в экономической и социальной сферах. 30

3.1 Проблемы использования бюджетных средств. 30

3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетного финансирования социальной сферы.. 30

Заключение. 32

Список используемой литературы.. 33

Приложение. 34

Введение

Актуальность темы. Бюджетный механизм выступает важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка. Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Поэтому тема моей работы- сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества – особенно актуальна сегодня.

Правительство Республики Казахстан проводит грамотную политику планирования бюджета в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизацию экономики, развитие ее частного сектора, приватизацию производства и др. Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.

Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.

Целью данной работы является сравнительный анализ бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества.

Для достижения данной цели в работе решаются задачи:

- изучение государственного бюджета как экономической категории и определения его роли в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода;

- изучение особенности бюджетных расходов зарубежных стран;

- проведение анализа бюджетных расходов за 2007-2009 гг в РК в сравнении с зарубежными странами;

- определение проблем использования бюджетных средств в экономической и социальной сферах и пути их решения.

Поставленные задачи определили структуру курсовой работы. Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цели и задачи.

В I главе раскроем экономическая сущность и роль государственного бюджета.

Во II главе проведём анализ динамики бюджетных расходов за 2007-2009 гг в Республике Казахстан в сравнении с зарубежными странами.

В III главе выделим проблемы использования бюджетных средств в экономической и социальной сферах.

В заключении приводятся выводы по теме работы, список литературы, приложение.


I Экономическая сущность и роль государственного бюджета

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.

Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами ¾ государственный бюджет ¾ это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

Выступая центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений.

Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

1) представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государствам и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Схема 1. Качественные характеристики государственного бюджета

Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода.

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости ¾ национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

В условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения ¾ налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.

Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.

Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общественного производства и распределении национального дохода. Основные направления этих преобразований ¾ сосредоточение главных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях ¾ перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.

На основании этого возможно более обоснованное решение вопросов рационального распределения и перераспределения национального дохода и формирования бюджета.

Производство, распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода является предпосылкой и целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода, важно отразить влияние бюджетной политики на процесс воспроизводства личностного элемента производства ¾ рабочей силы. Изучая первую фазу этого воспроизводства ¾ производство личностного элемента производства (эта фаза включает бюджетные расходы на здравоохранение, культуру, общеобразовательную подготовку, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение деловой квалификации и мастерства работников), необходимо отметить, что эта фаза воспроизводства рабочей силы органически связана с расходной частью бюджета. Сюда же относятся так называемые трансфертные платежи ¾ такие виды платежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет. Это платежи из бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и .т.д.

Вторая фаза воспроизводства личностного элемента производства ¾ распределение работников по отраслям производства и сферам деятельности, ¾ в значительной степени связана с расходной частью бюджетных средств. Речь идет о содержании за счет бюджетных средств бирж труда и центров занятости, содержание временно не работающих лиц, находящихся в статусе безработных, о расходах по трудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.

Третья фаза ¾ фаза потребления (использования) рабочей силы ¾ непосредственно связана с фазой производства общественного производства. Здесь происходит процесс создания материальных благ, совокупного общественного продукта и национального дохода ¾ с одной стороны, и процесс потребления рабочей силы ¾ с другой. Таким образом, фаза использования рабочей силы непосредственно связана с доходной частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части необходимого продукта ¾ подоходных налогов с населения) поступает в доходную часть бюджета для дальнейшего перерапрседеления между отраслями, сферами общественного производства, различными группами и слоями населения и т.д.

Рассмотрение проблем рациональной взаимосвязи воспроизводства рабочей силы с бюджетным процессом позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее приоритетные направления расходования бюджетных средств с точки зрения качественного воспроизводства рабочей силы.

1.3 Осуществление бюджетных расходов в зарубежных странах

В разных странах бюджетные расходы отличаются своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления - центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) - три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды.

За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.

Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного двора; социальных сельскохозяйственных пособий; ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.

В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.

Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.

Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это - военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).

По такому же принципу построены бюджетные системы и в других федеративных государствах. В современных условиях, когда наблюдается тенденция к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании общенациональной политики, решении общегосударственных задач значительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете членов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов приближаются к местным бюджетам.

На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. Расходы бюджетов членов федерации связаны с осуществлением экономической и социальной деятельности, оказанием финансовой помощи сельскому хозяйству и отдельным отраслям промышленности, с содержанием административного аппарата, органов правосудия, полиции.

Функции местных органов власти, состав доходов и расходов их бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве.

2 Анализ динамики бюджетных расходов за 2007-2009 годы в Республике Казахстан

2.1 Роль бюджетных расходов в экономическом и социальном развитии общества

В структуре расходов государственного бюджета на 2007-2009 годы приоритетными направлениями были:

- развитие здравоохранения и образования;

- дальнейшее углубление социальных реформ;

- индустриально-инновационное развитие;

- реализация агроиндустриальной политики;

- реализация жилищной политики;

- стабилизация качества окружающей среды;

-развитие транспортно-коммуникационного комплекса;

-развитие малого и среднего предпринимательства;

-развитие города Астаны.

В этом периоде бюджетная политика в области здравоохранения была нацелена на формирование здорового образа жизни населения, повышение информированности населения о его преимуществах, солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, укрепление здоровья и системы профилактики заболеваний на уровне первичной медико-санитарной помощи, улучшение состояния здоровья населения путем повышения доступности качественной медицинской и лекарственной помощи гражданам, стимулирование развития добровольного медицинского страхования.

В 2007-2009 годах в рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы была продолжена реализация мероприятий по обеспечению качественной первичной медико-санитарной помощью и укреплению здоровья матери и ребенка.

Кроме того, были приняты меры по ускорению реализации следующих мероприятий Программы реформирования и развития здравоохранения: оснащенность детских и родовспомогательных организаций доведена до минимального норматива оснащенности медицинским оборудованием, проведена поэтапная модернизация лабораторий санитарно-эпидемиологической службы, ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом были обеспечены антиретровирусной терапией в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 февраля 2004 года N 150 "О внедрении периодических протоколов (стандартов) диагностики, лечения и предоставления медицинской помощи при ВИЧ-инфекции и СПИДе".

Кроме того, в реализацию Послания Главы государства:

- в Астане был создан современный, инновационный и динамичный кластер медицинских услуг на базе центров, объединяющих достижения современной медицинской науки, практического здравоохранения, а также престижный университет международного уровня;

- были осуществлены новые подходы к оплате труда медицинских работников и зависимости от конечного результата труда, с учетом его качества, объема и сложности оказываемой медицинской помощи, а также уровня квалификации.

Продолжена реализация комплексной программы "Здоровый образ жизни".

Бюджетная политика в сфере образования была направлена на формирование высокоэффективной системы образования, конкурентоспособной в мировом образовательном пространстве и отвечающей современным потребностям индустриально-инновационного развития экономики.

Была продолжена реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан.

В 2007-2009 годах продолжалось внедрение Национальной системы оценки качества образования всех уровней.

В некоторых вузах были внедрены новые магистерские и докторские программы по техническим специальностям. Обучение магистрантов осуществляется в соответствии с новыми образовательными программами, разработанными с учетом передового мирового опыта, которые предполагают значительное повышение уровня требований к содержанию и условиям подготовки магистров. Докторантура стала завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ежегодный прием по новым программам по государственному заказу в магистратуру составил более 2500 человек, докторантуру - 100 человек.

Осуществлена реализация современной системы студенческого кредитования через банки второго уровня с обеспечением гарантии государства по возврату этих кредитов, привлечение в национальные высшие учебные заведения зарубежных консультантов-преподавателей.

Продолжено направление ежегодно трех тысяч лучших студентов в рамках программы "Болашак" на учебу в ведущие вузы мира.

Обновлена материально-техническая база государственных учреждений среднего общего образования путем оснащения мультимедийными кабинетами и кабинетами физики, химии, биологии, профессиональных школ, вузов, организаций повышения квалификации педагогических кадров, проведен капитальный ремонт объектов дошкольного и среднего общего образования и строительство объектов образования в городах и областных центрах.

В системе дошкольного образования приняты меры по увеличению охвата дошкольным обучением.

В системе среднего общего образования внедрены информационные и телекоммуникационные технологии.

В системе начального и среднего профессионального образования приняты меры по развитию социального партнерства между работодателями и системой образования, обновлению учебного и лабораторного оборудования, внедрению системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности, присвоения и подтверждения квалификации по специальностям технического и обслуживающего труда.

В системе высшего профессионального образования начато поэтапное повышение качества образовательных услуг, формирование государственного образовательного заказа на основе принципов "соответствия потребностям рынка труда" и "дифференциации стоимости гранта в зависимости от статуса высшего учебного заведения и специальности", совершенствование системы государственно-частного образовательного кредитования, развитие партнерства с ведущими зарубежными вузами, оптимизация сети высших учебных заведений с концентрацией усилий по развитию технического образования.

Для повышения качества подготовки высококвалифицированных управленческих кадров расширено международное сотрудничество в области подготовки кадров и создана на базе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан национальная управленческая школа, отвечающая международным стандартам.

В 2007-2009 годах основными целями бюджетной политики в области социального обеспечения и социальной помощи являлось развитие финансово устойчивой, социально справедливой трехуровневой системы социального обеспечения, усиление адресности социальной помощи.

В частности предусматривается поэтапное приближение системы государственных социальных стандартов к международным, дальнейшее поэтапное повышение размера социальных выплат, совершенствование нормативной правовой базы по оказанию государственной адресной социальной помощи, проведение работ по внедрению международных стандартов оценки уровня жизни населения.

В целях стимулирования дальнейшего притока населения в страну, улучшения демографической ситуации и обеспечения роста численности населения Республики Казахстан в 2007-2009 годах расходованы бюджетные средства на организацию переселения, социальную защиту и обеспечение жильем семей оралманов, прибывших по иммиграционной квоте, которая составляет 15000 семей ежегодно. Кроме того, определены критерии включения оралманов в квоту иммиграции оралманов.

С целью комплексного решения проблем развития жилищного строительства. обеспечивающих доступность жилья широким слоям населения, в рамках Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 года N 1388, осуществлялось строительство недорогого коммерческого и коммунального жилья за счет средств государственного бюджета, выплата премий по вкладам в Жилищном строительном сберегательном банке Казахстана, предоставление земельных участков и строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к районам индивидуальной массовой застройки.

Значительная доля бюджетных средств в 2007-2009 годах была направлена на возрождение и развитие аграрного производства, создание сельской инфраструктуры и повышение уровня жизни на селе.

Для обеспечения продовольственной безопасности страны, увеличения экспортного потенциала зерна, государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и предотвращения демпинга цен на зерно ежегодно проводится закуп зерна в государственные ресурсы по установленным ценам, внедрен фьючерсный двухуровневый закуп зерна, который позволяет обеспечивать авансирование проведения весенне-полевых и уборочных работ.

Мультипликативным эффектом поддержки сельского хозяйства было снижение бедности и безработицы, рост доходов и жизненного уровня населения, обеспечение роста объемов других отраслей экономики, расширение налоговой базы и увеличение поступлений доходов в бюджет.

За 2007-2009 годы была осуществлена государственная поддержка путем субсидирования в сельском, водном хозяйстве, где неблагоприятные и рискованные условия хозяйствования делают оправданной помощь государства.

Расходованы бюджетные средства на дальнейшее обеспечение населения качественной питьевой водой и сокращение дефицита водных ресурсов в рамках Отраслевой программы "Питьевые воды" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года N 93, и Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149.

В целях увеличения лесистости территории Республики Казахстан и озеленения населенных пунктов продолжена реализация программы озеленения Республики Казахстан "Жасыл Ел" на 2005-2007 годы.

В 2007-2009 годах продолжился второй этап реализации мероприятий и работ, предусмотренных в рамках Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Предполагается рост морской добычи углеводородов и экономических результатов по первым нефтегазовым проектам освоения казахстанского сектора Каспийского моря. При этом будет повышаться конкурентоспособность основных отечественных товаров и услуг для морского нефтегазового комплекса (импортозамещение для ведения морских операций).

Для принятия эффективных и действенных мер по охране окружающей среды в рамках соответствующих действующих программ были приняты меры по снижению уровня загрязнения и совершенствованию мониторинга окружающей среды.

Инвестирование в устойчивость развития в контексте обеспечения экологической безопасности в рамках долгосрочной перспективы заключалось в финансировании проектов, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий, использование потенциала возобновляемых энергетических ресурсов (гидроэнергия, ветровая и солнечная энергия), сокращение выбросов парниковых газов с использованием механизмов Киотского протокола к рамочной конференции Организации Объединенных Наций об изменении климата в случае ратификации его Казахстаном.

В целях уменьшения нагрузок на речные экосистемы и для предотвращения их загрязнения и засорения были осуществлены инвестиции в мероприятия по очистке сточных вод в крупных населенных пунктах.

В целях сохранения и охраны животного мира была продолжена реализация Программы сохранения и восстановления редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков. В 2007-2009 годах была продолжена реализация второго этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. На данном этапе в основном сформирована научно-инновационная инфраструктура и начата реализация проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.

В целях устойчивого и опережающего развития транспортно-коммуникационного комплекса предусматривается обеспечение оперативного реагирования при изменении спроса на услуги транспорта со стороны экономики и населения и удовлетворение его в полном объеме.

В 2007-2009 годах продолжена реализация Программы развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2006-2012 годы. Начиная с 2007 года, Программой предусматривается постепенное восстановление сельских автомобильных дорог в целях обеспечения круглогодичной доступности населенных пунктов в сельской местности автотранспортным сообщением.

Продолжилось дальнейшее развитие космической деятельности в Республике Казахстан, в том числе развитие казахстанской космической системы связи и вещания и создание на космодроме "Байконур" ракетно-космического комплекса "Байтерек".

Политика расходов в рамках программ развития была направлена на строгое соблюдение положений бюджетного законодательства и повышение эффективности использования государственных инвестиций.

Средний темп роста расходов государственного бюджета на бюджетные программы развития в среднесрочном периоде составит 113,8 %.

Несмотря на проведение ограничительной политики в области расходов, будут учтены такие факторы как полное финансовое обеспечение расходных обязательств государства, необходимость решения задач по обеспечению государством базовых услуг надлежащего качества, сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов в пользу наиболее социально незащищенных категорий населения, снижение уровня бедности, улучшение качества жизни.

2.2 Анализ динамики бюджетных расходов на экономику

Таблица. Расходы государственного бюджета за 2007-2009 годы

Наименование

2007 год

2008 год

2009 год

в % к ВВП

доля,

%

% к ВВП

доля,

%

в % к

ВВП

доля,

%

Расходы

25,0

100

24,0

100

23,2

100

Государственные услуги общего характера

1,4

5,5

1,2

5,1

1,2

5,0

Оборона

1,5

6,0

1,8

7,5

1,8

7,7

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

2,3

9,3

1,9

8,0

1,7

7,2

Образование

4,1

16,4

4,1

17,2

4,1

17,8

Здравоохранение

2,7

10,7

3,0

12,6

3,0

12,9

Социальная помощь и социальное

обеспечение

5,2

20,7

5,1

21,2

5,1

21,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,4

5,7

1,0

4,0

0,8

3,4

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

0,7

2,8

0,8

3,4

0,8

3,5

Топливно-энергети-ческий комплекс и недропользование

0,3

1,1

0,3

1,5

0,4

1,6

Сельское, водное, лесное, рыбное

хозяйство, особоохраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения

1,4

5,7

1,5

6,3

1,5

6,3

Промышленность, архитектурная,

градостроительная и строительная

деятельность

0,1

0,2

0,1

0,3

0,1

0,2

Транспорт и коммуникации

2,0

8,2

1,9

8,1

1,9

8,3

Прочие

1,7

6,7

1,0

4,0

0,8

3,7

Обслуживание долга

0,3

1,0

0,2

0,8

0,1

0,6

В 2007-2009 годах был профицит консолидированного бюджета, который составил в среднем 1,3 % к ВВП.

Изучив также справку по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2006-2010 годы мы с уверенностью можем утверждать, что расходы на экономику в 2008 году имели тенденции к увеличению (Приложение 1).

Целевые трансферты на развитие из республиканского бюджета выделялись преимущественно на развитие транспортной инфраструктуры, укрепление теплоэнергетической системы, жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры, системы водоснабжения, благоустройство городов и населенных пунктов (см. Диаграмму 1 ).

Диаграмма 1. Структура целевых трансфертов на развитие, выделенных регионам в 2007 году

Объем промышленного производства в январе-декабре 2009 года составил 8925,2 млрд. тенге, что на 1,7% больше по сравнению с январем-декабрем 2008 года.

В горнодобывающей промышленности произведено продукции на 5374,9 млрд. тенге, что на 6,1% выше января-декабря 2008 года.

Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, составил 76,4 млн. тонн и увеличился на 8,1%, угля – 101,5 млн. тонн (снижение на 7,4%), газа природного – 35,6 млрд.куб.м. (рост на 8,6%).

В обрабатывающей промышленности произведено продукции на 2957,3 млрд. тенге, что на 4,5% меньше, чем в январе-декабре прошлого года. Снизился выпуск в химической промышленности (на 23,7%), машин и оборудования (на 17,3%), строительных материалов (на 7,3%), черных и цветных металлов (на 3,5 и 8,8% соответственно), табачных изделий (на 6,9%).

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-декабре 2009 года составил 1620,3 млрд. тенге и по сравнению с январем-декабрем 2008 года увеличился на 13,8%, в декабре 2009 года к декабрю 2008 года рост составил 72,8%.

Объем строительных работ в январе-декабре составил 1790,1 млрд. тенге, что на 4,9% ниже уровня января-декабря 2008 года. В январе-декабре т.г. на строительство жилья было направлено 290,4 млрд. тенге (58,9%). (в январе-декабре 2008 года – 442,3 млрд. тенге).

Общий объем грузоперевозок в январе-декабре 2009 года составил 2104,3 млн. тонн и по сравнению с январем-декабрем 2008 года снизился на 4,0%.

За январь-декабрь 2009 года грузооборот в республике составил 336,8 млрд. ткм, что на 8,9% меньше грузооборота в январе-декабре 2008г.

Пассажирооборот по сравнению с январем-декабрем 2008 года увеличился на 2,7% и составил 130,5 млрд. пкм.

Услуги связи в январе-декабре 2009 года составили 441,4 млрд. тенге и возросли на 8,3%.

Розничный товарооборот в январе-декабре 2009 года составил 2525,2 млрд. тенге и снизился на 3,9%.

Объем инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2009 года составил 4546,9 млрд. тенге, что на 2,1% выше, чем в январе-декабре 2008 года. Диаграмма 2:

Разные государства предпочитают разные структуры бюджета. Так, естественным является предположение о том, что в воюющих странах расходная часть бюджета оказывается смещенной в сторону расходов на оборону.

Следовательно, волатильность расходных статей бюджета может рассматриваться как величина, характеризующая развитость и стабильность бюджетной системы.

В качестве экономических факторов, определяющих структуру бюджета, рассматривается суммарное участие государства в экономике, а также уровень экономического развития стран. Роль государства в экономике определяется расходами расширенного бюджета, уровень экономического развития рассматривается как ВВП на душу населения. Среди политических факторов, влияющих на структуру бюджета наиболее важным представляется уровень развития демократии в странах, который прежде всего связан с «прозрачностью» как процедуры принятия бюджета, так и его эффективного исполнения.

Сравнительный анализ индикаторов качества жизни населения ряда европейских стран и Казахстана в 2007 году показывает тенденцию снижения интегрального индекса человеческого развития (ИЧР) по Казахстану, в результате чего страна занимает 79 место (коэффициент - 0,75), среди 177 стран. Ухудшились показатели и по ряду ключевых индикаторов оценки конкурентоспособности страны, таких как «Макроэкономическая стабильность» – на 15 позиций (с 10 на 25 место), Причина снижения большинства индикаторов конкурентоспособности государства, характеризующих уровень социально-экономического развития страны – в определенной диспропорции между ростом параметров экономического развития и удовлетворением социальных потребностей населения. По темпам роста ВВП на душу населения Казахстан входит в группу стран со средним уровнем паритета покупательской способности (ВВП от $3000 до $9000) и занимает 79 место в мировом рейтинге конкурентоспособности по данному индексу.

Качественный уровень жизни по европейским стандартам значительно превосходит уровень жизни в Казахстане. Например, покупательская способность граждан Эстонии и Венгрии превышает покупательскую способность граждан Казахстана в 2 раза, а граждан Англии – в 3,8 раза. Сравнение уровня жизни, основанного на стандарте паритета покупательской способности (PPP), c помощью которого проводятся международные сравнения, показывает, что уровень жизни в ЕС один из самых высоких в мире.

Диаграмма 6. Рост ВВП на душу населения в Казахстане и странах Европы, 2007-2009гг. (в процентах)


Однако, из анализа диаграммы мы видим, что в Казахстане рост ВВП на душу населения опережает многое страны. Правда, в 2009 году наблюдается снижение по сравнению с предыдущим годом, но в целом показатели утешающие.

2.3 Оценка бюджетного финансирования социальной сферы

В настоящее время расходы на образование, составившие в 2007г. 3,8% ВВП, сохраняются на относительно низком уровне, не обеспечивающем конкурентоспособный уровень развития человеческого потенциала.

Таблица 1 - Доля расходов государственного бюджета на образование в ВВП, Казахстана за 2007 – 2009 гг. в %

Годы

2007

2008

2009

Доля расходов

На образование

14,6

13,1

16,8


Несмотря на столь низкий уровень финансирования в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы страны около 10 тысяч государственных образовательных грантов и кредитов (почти 40 % от общего объема госзаказа) выделено на технические и технологические специальности. В настоящее время принимаются меры по сохранению и расширению сети дошкольных организаций, строительству школ и других образовательных учреждений с привлечением частного капитала и при поддержке государства.

Другим рассматриваемым направлением расходов бюджета является здравоохранение.

Таблица 2 – Доля расходов государственного бюджета на здравоохранение в ВВП Казахстана за 1999 – 2007 гг. в% от общего обьёма

Период времени

2007г

2008г.

2009г.

Доля расходов

9,6

8,3

11,4

Источник: Составлено по данным министерства финансов РК



Кроме того, достаточно проблематичной остается сфера жилищно-коммунального хозяйства, поскольку с течением времени в связи с неподдержанием общего состояния в республике увеличилось количество ветхого, требующего капитального ремонта или снесения жилья. Учитывая социальный аспект этой проблемы, возрастающую вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, стало целесообразным вернуться к рассмотрению возможности выделения этих средств из бюджета.


В 2008 г. из бюджета на социальный блок выделены средства в сумме 936,9 миллиарда тенге, с ростом к текущему году на – 17,6%. В общем объеме бюджета эти расходы составляют 32,4 % или чуть более 6% к ВВП.

величине статья расходов – здравоохранение – 26,2%, далее, социальное обеспечение безработных – 8,1%, социальное обеспечение по нетрудоспособности и инвалидности – 8%, помощь семьям и детям - 7,3% и др.

В условиях воздействия на социально-экономическое развитие страны мирового финансового кризиса и определенного замедления темпов роста в реальном секторе экономики особое значение приобрели вопросы сохранения занятости и поддержания доходов, оказание социальной помощи и поддержки наиболее уязвимым категориям населения.

Несмотря на существующие условия система социального обеспечения и социальной защиты населения получила дальнейшее развитие.

В 2008 году в сравнении с 2007 годом расходы на социальное обеспечение и социальную помощь из государственного бюджета увеличились с 502,4 млрд. тенге до 566,9 млрд. тенге.

Это позволило значительно увеличить доходы населения, о чем свидетельствует рост следующих индикаторов. С 2007 по 2008 годы:

- минимальные размеры заработной платы увеличились в 1,2 раза (с 9752 до 12025 тенге);

- минимальные размеры пенсий - в 1,1 раз (с 7236 до 7900 тенге);

- средние размеры пенсий - в 1,2 раза (с 10823 до 13647 тенге);

- прожиточный минимум - в 1,4 раза (с 8861 до 12025 тенге).

Проведём сравнительный анализ с зарубежными странами. В странах, где сильны социальные настроения в обществе, следует ожидать большего перераспределения доходов и большей доли государственных расходов на здравоохранение, образование и другие социальные статьи. Таким образом, очевидно, что структура бюджетов отражает некоторые специфические социально-экономические и политические характеристики государства и зависит от приоритетности тех или иных направлений экономического развития.

В развитых странах, с уже сложившимися принципами формирования бюджетной политики, не следует ожидать резких колебаний долей расходов во времени.

Из анализа приведённых диаграмм, можно сделать следующие выводы: по расходам на образование, здравоохранение и социальную политику Казахстан опережает такие страны, как Корею, Таджикистан, Россию, Грецию, Грузию, Японию. На первом месте среди анализируемых стран по расходам на образование, здравоохранение, и соц. политику находится Дания, затем идёт Швейцария, Франция и Литва.

Если мы проанализируем динамику процентного соотношения социальных расходов к общим расходам бюджета, то можно сказать, что Казахстан по этим показателям также опережает Корею, Грецию, Таджикистан, Россию, Японию, Грузию, Азербайджан Венгрию. Самый большой процент от общих расходов бюджета, тратят на социальные расходы такие страны, как Новая Зеландия, Австрия, Дания, Швеция.

(См. Приложение 1.)

3 Проблема использования бюджетных средств в экономической и социальной сферах.

3.1 Проблемы использования бюджетных средств

Использование выделенных бюджетных средств на вышеуказанные цели не всегда сопровождается их эффективным освоением, что подтверждается результатами контрольных мероприятий Счетного комитета.

Одна из проблем- проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование.

Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.

3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетного финансирования социальной сферы

В настоящее время Министерством экономики и бюджетного планирования, совместно с министерствами финансов, юстиции, со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, прорабатывается вопрос о внесении поправок в соответствующие законодательные акты. Эти поправки предусматривают установление прозрачного и четкого порядка использования активов, бюджетных и иных средств государства, переданных субъектам квазигосударственного сектора для реализации государственных и бюджетных программ, мониторинга за их использованием, а также установление ответственности должностных лиц за нарушения использования активов, бюджетных и иных средств государства.

Новый Бюджетный кодекс предусматривает нормы по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.

Ключевым элементом бюджетирования, ориентированного на результат, является стратегический план, посредством которого предусматривается переход от метода "управления затратами" к методу "управления результатами", то есть, от формального освоения денег - к достижению конечных результатов. В стратегических планах государственные органы определяют направления, цели, задачи, прямые и конечные результаты своей деятельности в увязке с объемами финансирования.

Одним из преимуществ такого бюджетирования является то, что государственным органам - администраторам бюджетных программ, предоставляется определенная самостоятельность в оперативном управлении ресурсами для достижения установленных результатов. При этом, ответственность за достижение показателей результатов возложена на первого руководителя администратора бюджетных программ. Для этого в Бюджетном кодексе предусмотрена разработка и утверждение меморандума - документа, подтверждающего намерения руководителя центрального государственного органа обеспечить в пределах бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, достижение прямых и конечных результатов деятельности государственного органа, предусмотренных в стратегическом плане.

В целях повышения результативности использования нижестоящими бюджетами целевых трансфертов из вышестоящего уровня персонифицирована ответственность акимов всех уровней за недостижение результатов по целевым трансфертам. Для этого между руководителем администратора бюджетных программ вышестоящего бюджета и акимом соответствующего региона заключается соглашение о результатах. В соглашении о результатах указываются цели и задачи, на решение которых выделяются целевые трансферты, с определением прямых и конечных результатов, которые должны быть достигнуты за счет их использования.

Регулярно, по итогам полугодия и года, местный исполнительный орган нижестоящего бюджета будет представлять отчет о результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов в соответствии с подписанными соглашениями.

Помимо этого внесены поправки в Кодекс "Об административных правонарушениях" по усилению мер ответственности по отдельным нарушениям, а именно: исключены вилки размеров штрафов с сохранением их верхнего уровня, в целях исключения элементов коррупции при установлении наказания; усилена ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Вместе с тем, на сегодняшний день и в Бюджетном кодексе предусмотрены нормы по усилению ответственности за использование бюджетных средств в акционерных обществах с участием государства.

Ответственность за недостижение результатов бюджетной программы, направленной на предоставление бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале юридических лиц, предусмотренную законами Республики Казахстан, несет юридическое лицо, получившее и использующее бюджетные средства.

Также ответственность за недостижение результатов бюджетной программы, направленной на предоставление бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале национальных холдингов и национального управляющего холдинга, предусмотренную законами Республики Казахстан, несут национальные холдинги и национальный управляющий холдинг, акции которых оплачены за счет бюджетных средств.

Заключение

В качестве экономических факторов, определяющих структуру бюджета, рассматривается суммарное участие государства в экономике, а также уровень экономического развития стран. Роль государства в экономике определяется расходами расширенного бюджета, уровень экономического развития рассматривается как ВВП на душу населения. Под основными характеристиками бюджетной политики той или иной страны, отражающими социальные, экономические и политические приоритеты государств, понимают структуру расходов бюджета и ее стабильность.

Бюджетный процесс является одним из немногих аспектов экономической политики, который наиболее четко показывает связь между политической структурой общества и структурой экономики страны. Под структурой экономики мы понимаем как общий размер государства, так и относительные расходы по основным бюджетным категориям. Под приоритетами бюджетной политики мы понимаем смещение расходных статей бюджета в сторону одной статьи или группы статей, по сравнению с другими странами мира.

Исходя из анализа бюджетных расходов в экономической и социальной сферах общества, проведённого в работе, мы можем констатировать, что в настоящее время, несмотря на проведение ограничительной политики в области расходов в нашем государстве - Республике Казахстан социальноэкономическое развитие страны ставится на первый уровень. Ежегодно увеличиваются расходы бюджета по этим статьям. Учтены такие факторы как полное финансовое обеспечение расходных обязательств государства, необходимость решения задач по обеспечению государством базовых услуг надлежащего качества, сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов в пользу наиболее социально незащищенных категорий населения, снижение уровня бедности, улучшение качества жизни.

Решение проблем бюджетных расходов в условиях переходного периода связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства. Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных хозяйственных объектов.

Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.

Список используемой литературы

1. Бюджетный Кодекс РК. А. «Юрист», 2010 г

2. Государственные финансы в новых условиях. Лушин С.И., издательство Финансы, Москва, 2008;

3. Курс экономической теории. Учебник, под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство «АСА», 2007;

4. Налоговый Кодекс РК. А. «Юрист», 2010 г

5. Основные социальные индикаторы на 2007-2009 годы. Протокол заседания Правительства РК № 13 от 24.03.2009 года. А. «Юрист», 2010 г

6. О республиканском бюджете на 2007 г. Закон РК. А. «Юрист», 2008 г

7. О республиканском бюджете на 2008 г. Закон РК. А. «Юрист», 2008 г

8. Об итогах исполнения государственного бюджета. Доклад министра финансов РК Жамишева Б.Б. на заседании правительства РК 21 апреля 2009 г. А. «Юрист», 2010 г

9. О налогах и других обязательных платежах в бюджет. Закон Республики Казахстан. А. «Юрист», 2010 г

10. Общая теория финансов. Учебник, Дробозина Л.А.;

11. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. А. «Юрист», 2010 г

12. Финансы. Мельников В. Д., Ильясов К. К., Алматы 2008;

13. Финансы, денежное обращение, кредит. Под ред. Дробозиной Л.А.;

14. Финансы. Учебное пособие, Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д., под ред. проф. Ковалевой А.М., Москва, Финансы и статистика, 2007;

15. Шахова Г.Я., Боженко И.П. Государственные расходы и социально-экономическое развитие// Финансы. 2009. № 8, -С.63.

16. Экономическая теория. Учебное пособие, Борисов Е.Ф., «ЮРАЙТ», Москва, 2008;

17. www. minfin.kz.

18. www. minplan.kz.

Приложение.