Реферат: Издержки обращения и их анализ на примере ООО Универсам

Название: Издержки обращения и их анализ на примере ООО Универсам
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

В условиях происходящих ныне изменений в экономике, связанных с переходом к рынку, предприятие становится важнейшим субъёктом рыночных отношений. В рамках этих отношений определяющими в деятельности предприятий становятся не директивные методы, а экономические.

Предприятия получают самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность. Предприятие должно быть ориентировано только на прибыльное, рентабельное хозяйствование. А получение необходимого размера прибыли, его увеличение во многом зависит от правильного управления издержками обращения, которое предполагает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Торговое предприятие должно постоянно контролировать свои издержки обращения, пытаться оптимизировать их величину.

Однако следует иметь в виду, что должный социально-экономический эффект от снижения издержек обращения получается лишь тогда, когда это снижение увязывается с повышением качества обслуживания покупателей, сокращением издержек потребления. Сокращение издержек потребления может происходить при определённом увеличении расходов по отдельным статьям издержек обращения, от которых они зависят. Это обстоятельство обуславливает необходимость дифференцированного подхода к снижению издержек обращения. Суть его состоит в том, что общий уровень издержек обращения торгового предприятия должен снижаться за счёт существенного сокращения расходов по статьям, от которых не зависят издержки потребления, при одновременном росте расходов, обеспечивающих снижение издержек потребления. Такой подход позволит торговому предприятию обеспечить минимальный совокупный размер издержек обращения и потребления.

Кроме того, если удаётся уменьшить издержки обращения путём эффективного управления без снижения объёма реализации, валового дохода, качества торгового обслуживания, то создаётся реальная возможность увеличения прибыли, а, следовательно, и рентабельности.

Таким образом, детальное изучение издержек обращения и поиск резервов их снижения не в ущерб качеству торгового обслуживания потребителей является в настоящее время весьма актуальным для каждого торгового предприятия.

Объектом исследования является ООО «Универсам».

Целью работы является разработка путей оптимизации издержек обращения с целью максимизации прибыли на ООО «Универсам».

Задачами соответственно являются:

1. рассмотрение сущности и классификации издержек обращения торгового предприятия;

2. анализ издержек обращения на конкретном предприятии;

3. разработка мероприятий по снижению издержек обращения.

В ходе работы широко использовалась литература по многим экономическим дисциплинам: «Экономика торговли», «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», «Бухгалтерский учет в торговле», а также широко использовались нормативные документы и периодические издания.


1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ

Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с раз­нообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты делятся на два основных вида – текущие и долго­временные.

Текущие затраты в торговле связаны с решаемыми тактиче­скими задачами – закупкой товаров, их транспортировкой, хранением и реализацией; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала. Долговременные затраты направлены на решение торговым предприятием стратегических задач– строительство, реконструкцию или приобретение новых торговых помещений; покупку нового оборудования; приобретение различных нематериальных активов.

Текущие затраты, как правило, представлены издержками обращения. Однако следует различать понятия "затраты" и "издержки". Затраты – это физическое использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Издержки – это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие стоимостную форму.

Таким образом, издержки обращения – это денежные расходы предприятия, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией товаров и содержанием аппарата управления.

Сущность издержек обращения как экономической категории необходимо рассматривать с учётом характера труда, занятого в сфере обращения. Осуществление таких функций как транспортировка, хранение, подработка, упаковка, фасовка носит производительный характер и связано с затратами труда, увеличивающими стоимость товара. Эти затраты продолжают и завершают процесс производства в сфере обращения и поэтому называются дополнительными издержками. Источником возмещения дополнительных издержек является производительный труд работников, занятых выполнением соответствующих процессов.

Осуществление таких функций как управление торговой деятельностью, изучение спроса, рекламная деятельность, кассовые операции носит непроизводительный характер, и затраты по осуществлению данных функций связаны непосредственно с процессом реализации товаров. Поэтому они получили название чистых издержек. Источником возмещения чистых издержек обращения является часть чистого дохода, создаваемого производительным трудом в самой торговле и часть чистого дохода, перераспределённого в пользу торговли через механизм ценообразования из сферы материального производства.

Деление издержек обращения на чистые и дополнительные даёт возможность установить степень участия торговли в материальном производстве и исчислить величину национального дохода в сфере обращения. Одновременно оно даёт возможность определять резервы по экономии средств и повышению эффективности функционирования торговой отрасли.

Поэтому одной из задач, стоящих перед отечественной торговлей является сокращение расходов на подработку, фасовку, упаковку и увеличение расходов, связанных с повышением качества торгового обслуживания.

В настоящее время соотношение между дополнительными и чистыми издержками на торговых предприятиях Российской Федерации составляет 65% к 35%, в то время как за рубежом 5% к 95% . Поэтому одной из задач, стоящих перед отечественной торговлей является сокращение расходов на подработку, фасовку, упаковку и увеличение расходов, связанных с торговым обслуживанием.

Экономисты Западной Европы рассматривают издержки с точки зрения ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Поскольку для удовлетворения всех потребностей ресурсов не хватает, поэтому все издержки в рыночной экономике рассматриваются как альтернативные (вменённые). С точки зрения отдельной фирмы, вменённые издержки представляют собой те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты могут быть внешние (явные) и внутренние (неявные). Внешние – это денежные выплаты, которые фирма обеспечивает поставщикам ресурсов. Внутренние – это расходы, связанные с использованием собственных ресурсов. Обычно эти затраты фирма не отражает в своей бухгалтерской отчётности, и поэтому они являются неявными.

К издержкам фирмы необходимо отнести и нормальную прибыль. Она представляет собой минимальную оплату, необходимую для того, чтобы удержать предпринимателя в рамках данного предприятия. Нормальное вознаграждение за выполнение управленческих функций является элементом внутренних издержек. Если это нормальное вознаграждение не обеспечивается, то предприниматель переориентирует свои усилия на более привлекательный вид деятельности.

В связи с подразделением издержек на внешние, внутренние и нормальную прибыль различают экономическую и бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки. Экономическая или чистая прибыль равна общей выручке минус все издержки (как внешние, так и внутренние).

В экономике развитых стран большое практическое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные. Поэтому западные экономисты, рассматривая сущность издержек фирмы, классифицируют их на постоянные и переменные.

Постоянные издержки FC - это такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации.

Переменные издержки VC – это те издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объёма производства и реализации продукции.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение. Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если продукция не производится (реализуется) вообще. Переменными издержками предприниматель может управлять путём изменения объёмов производства (реализации).

Рассматривая динамику переменных издержек при изменении производства и реализации, можно выделить три случая :

1. Пропорциональными переменные издержки называются тогда, когда их относительное изменение равно относительному изменению объёма производства (реализации.

2. Если относительный рост переменных издержек меньше, чем относительное увеличение объёма производства (реализации), то говорят о дигрессивных переменных издержках.

3. Прогрессивные переменные издержки имеют место тогда, когда относительное увеличение переменных издержек больше, чем объём производства (реализации) Под валовыми издержками предприятия TC – понимается сумма его постоянных и переменных издержек:

TC = FC + VC (1.1)

где ТС – валовые издержки;

FC – постоянные издержки;

VC – переменные издержки;

Валовые издержки с каждой новой единицей продукции увеличиваются на ту же величину, что и сумма переменных издержек.

Однако для предпринимателя важной является информация о том, каковы не просто издержки, а издержки по выпуску (реализации) единицы продукции, то есть средние издержки. Средние издержки АТС – это валовые издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой (реализуемой) продукции:

ATC = TC/Q (1.2)

Практически это означает, что при малом объёме производства (реализации) процесс будет относительно неэффективным и дорогостоящим. По мере расширения производства (реализации) его эффективность будет расти, и переменные издержки на единицу продукции будут снижаться. Но применение всё большего количества переменных ресурсов приведёт к тому, что в действие вступит закон убывающей отдачи. То есть использование ресурсов будет настолько полным и интенсивным, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объём производства (реализации) на меньшую величину.

Рассматривая вопрос об объёмах производства, необходимо учитывать не только средние издержки, но и предельные.

Предельные издержки МС – это дополнительные издержки, необходимые для производства (реализации) дополнительной единицы продукции:

MC = ∆TC/∆Q (1.3)

Предельные издержки представляют собой изменение величины валовых издержек, происшедшее в результате изменения объёма производства (реализации) на одну единицу.

Подразделение издержек на переменные и постоянные имеет для торговли большое практическое значение, которое заключается в следующем. Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации, во-вторых, оно позволяет определить окупаемость затрат, в-третьих, выделение постоянных затрат даёт возможность использовать метод маржинальной прибыли (валовой доход минус переменные затраты) для определения торговой надбавки.

Однако отечественная методика бухгалтерского учёта не предусматривает деление издержек на постоянные и переменные.

Для эффективного управления издержками обращения разработана соответствующая их классификация. Она позволяет улучшить учёт, углубить анализ, повысить обоснованность плановых показателей и сделать более действенным контроль над их состоянием. Кроме того, единая классификация издержек обращения даёт возможность сопоставить их не только с затратами внутри торгового предприятия в разрезе отдельных структурных подразделений, но и с затратами других магазинов. Это позволяет сравнить качество управления ими в разных магазинах.

Существует множество признаков классификации издержек обращения. Причём разные авторы предлагают свои варианты классификации, которые имеют как сходства, так и различия.

В результате анализа литературных источников следует выделить наиболее общие для всех авторов признаки классификации:

1. По экономическому содержанию;

2. По конкретным видам затрат;

3. В зависимости от влияния товарооборота на издержки обращения;

4. По отраслям хозяйственной деятельности;

5. В зависимости от участия торговли в создании национального дохода.

6. По товарам и товарным группам.

Более подробного рассмотрения заслуживает классификация издержек обращения по экономическому содержанию и конкретным видам затрат, так как в отечественной экономике все затраты учитываются, анализируются и планируются по элементам и статьям затрат.

Подробная характеристика и состав затрат определяется в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с Основными положениями и с учётом специфики производства и реализации продукции (работ, услуг) в соответствующих отраслях, подотраслях, производствах, органы управления разрабатывают и утверждают отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учёта и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Единая для всех предприятий группировка затрат по элементам (экономическому содержанию) определена данными Положениями. Все затраты объединены в пять основных групп:

1. Материальные затраты. В составе этой группы в торговле отражают стоимость топлива и энергии всех видов, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость товаров, сырья, материалов, используемых для упаковки, хранения, обеспечения нормального торгово-технологического процесса, расходы на аренду и прочие расходы.

2. Расходы на оплату труда. В их состав включают выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, различные премии, надбавки к заработной плате, в установленном размере, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты, оплата отпусков и т.д.

3. Отчисления на социальные нужды. Здесь отражаются отчисления в фонд социальной защиты населения и фонд содействия занятости.

4. Амортизация основных фондов. Этот элемент включает величину износа по собственным и арендованным основным фондам.

5. Прочие расходы. Данная группа носит комплексный характер и включает: оплату процентов по полученным кредитам, затраты на командировки, плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков и др.

Но не все вопросы управления издержками обращения решаются только на основе группировки затрат по элементам. Так, не предоставляется возможным на её основе выявить направления и целевое назначение отдельных затрат. Для решения этой задачи предприятия осуществляют учёт, анализ и планирование издержек обращения по номенклатуре статей. Именно каждая статья затрат показывает не только, что израсходованы средства, но и на какие цели использованы данные затраты. В настоящее время установлена следующая единая учётная номенклатура статей издержек обращения и производства для предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания.

Таблица 1.1. Номенклатура статей издержек обращения

Номера статей Наименование статей
1 Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания
2 Транспортные расходы по доставке товаров покупателям
3 Расходы на оплату труда
4 Расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов
5 Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря
6 Амортизация основных средств и нематериальных активов
7 Отчисления и затраты на ремонт основных средств
8 Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов
9 Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд
10 Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
11 Расходы на торговую рекламу
12 Проценты за пользование кредитом и займами
13 Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации в пределах норм
14 Расходы на тару
15 Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения
16 Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения
17 Расходы по обеспечению условий труда персонала
18 Расходы по управлению и функционированию торговой организации
19 Прочие расходы

Данный перечень статей используется предприятиями независимо от форм собственности. Одновременно предприятиям предоставлено право сокращать и расширять перечень статей в пределах затрат, предусмотренных типовыми Положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

В зависимости от влияния товарооборота все издержки подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные издержки зависят от товарооборота, и их суммы изменяются с ростом или снижением объёма товарооборота. Условно-постоянные издержки не зависят от объёма товарооборота и при его изменении их суммы остаются постоянными.

К условно-переменным относятся: расходы по перевозкам всеми видами транспорта; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации; расходы на тару; около 60 % прочих расходов.

К условно-постоянным материальным затратам относятся:; расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; отчисления на ремонт основных средств; амортизация основных средств; износ спецодежды и МБП; расходы на торговую рекламу.

Однако нужно отметить некоторую условность деления материальных затрат на переменные и постоянные. Так, например, при увеличении объёма товарооборота может наблюдаться не только рост условно-переменных, но и условно-постоянных расходов, особенно при досрочном вводе в эксплуатацию магазинов. Досрочное открытие магазинов ведёт к росту расходов на содержание, аренду основных средств при одновременном увеличении розничного товарооборота.

По отраслям хозяйственной деятельности материальные затраты делятся на следующие группы:

- розничной торговли;

- оптовой торговли;

- общественного питания;

- по завозу, длительному хранению и оптовой реализации картофеля, овощей и фруктов;

- по заготовке сельскохозяйственной продукции.

В зависимости от участия торговли в создании национального дохода материальные затраты делятся на дополнительные и чистые.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сказать, что издержки обращения являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий.


2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ООО «УНИВЕРСАМ»

ООО «Универсам» является универсальным магазином по продаже продовольственных и непродовольственных товаров.

Местонахождение ООО «Универсам»: Российская Федерация, Владимирская область, г. Собинка, ул.Гоголя, 40-а

ООО «Универсам» обслуживает г. Собинка. Магазин имеет постоянный устойчивый поток покупателей, что обеспечивает стабильную работу предприятия. Покупателями товаров универсама являются жители близлежащих домов, а также жители г. Собинка и ближайших сельских поселений Собинского района. Необходимо отметить, что товар, реализуемый в универсаме, не носит какой-либо характерной ориентации на определённые слои населения, т.е. покупателями являются люди различного возраста и с различным уровнем дохода.

В г. Собинка осуществляют свою деятельность несколько торговых предприятий, с которыми универсам ООО «Универсам» конкурирует.

Конкурентоспособность универсама на рынке обеспечивается следующими факторами:

- технологической оснащённостью;

- наличием собственного производства;

- высокой квалификацией специалистов;

Режим работы предприятия: с 7до 23 часа без перерыва на обед и выходные.

Магазин располагается в отдельно стоящем одноэтажном здании. Общая площадь составляет 2648 кв.м., в том числе торговая – 936 кв.м. Универсам оснащён современным торгово-технологическим оборудованием, приобретённым в 2005 году у итальянской фирмы "АРИЭТ".

ООО «Универсам» обладает достаточным опытом в управлении торговым процессом. Сложившаяся структура управления обеспечивает стабильную деятельность предприятия. Подбор подготовленных специалистов позволяет быстро и организованно решать производственные вопросы. В конце 2008 года на предприятии работало 118 человек. Из них – 18 человек (15,3%) имеют высшее образование, 52 человек (44%) –среднее специальное. (см.Приложение 1)

В настоящее время ООО «Универсам» с коллективной формой собственности является юридическим лицом, состоит на хозрасчёте, имеет самостоятельный баланс.

ООО «Универсам» создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, извлечения прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и трудового коллектива. Для достижения указанной цели общество осуществляет:

1. торгово-закупочную деятельность;

2. производство собственной продукции и товаров народного потребления;

3. внешнеэкономическую деятельность;

4. благотворительную деятельность.

Общество вправе заниматься любой иной деятельностью, не запрещённой действующим законодательством.

Органами управления общества являются: Собрание акционеров, Правление и дирекция.

Высший орган управления общества – Общее собрание акционеров. К его компетенции относится решение таких вопросов как изменение и дополнение Устава, изменение Уставного фонда; определение организационной структуры; определение основных направлений деятельности; утверждение годовых отчётов о деятельности общества, утверждение бизнес-плана на год и другие вопросы.

Очередное собрание акционеров проводится не реже одного раза в год. Общее собрание акционеров признаётся правомочным, если на нём присутствуют участники, обладающие не менее 70% голосов.

Руководство деятельностью общества в период между собраниями акционеров осуществляет Правление. Правление избирается Общим собранием акционеров в составе 5 человек сроком на 1 год. Правление организует выполнение решений собрания участников; нанимает директора; осуществляет контроль за деятельностью директора; привлекает аудиторов. Работой Правления руководит избираемый Общим собранием акционеров Председатель Правления.

Текущее руководство деятельностью общества осуществляет директор. Директор назначается решением Собрания акционеров путём голосования и действует на основании контракта, заключённого сроком на 5 лет. Он подотчётен по всем вопросам своей деятельности Собранию акционеров и Правлению.

Контроль за хозяйственной деятельностью общества, его предприятий, филиалов, а также директора возлагается на ревизионную комиссию, избираемую в составе 3 человек сроком на 1 год. Ревизионная комиссия даёт заключение по годовым отчётам и балансам. Без её заключения Собрание акционеров не вправе утверждать баланс.

Собрание акционеров

Правление

Директор

Заместители директора

Экономист Отдел кадров Бухгалтерия Администратор

Торговые работники и

вспомогательный персонал

Рисунок 2.1. Схема управления предприятием

Величина Уставного фонда, полностью сформированного на момент его регистрации, составляет 6417300000 руб. Уставный фонд разделён на 46938 именные акции и 17235 простые акции стоимостью 100000 руб.

Имущество ООО «Универсам» составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена в балансе общества.

К источникам формирования капитала предприятия относятся доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг и других видов деятельности; безвозмездные или благотворительные взносы; пожертвования организаций, предприятий, физических лиц; иные источники.

В состав ООО «Универсам» входят:

– магазин самообслуживания, осуществляющий торговлю продуктами питания, а также хозяйственными и промышленными товарами;

– цех мясных полуфабрикатов;

– кулинарный цех;

– пивной ларёк;

– киоск мелкой розницы.

На предприятии заключён коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом, представляющим интересы трудового коллектива. Данный коллективный договор имеет нормативно-обязательную силу для всех структурных подразделений и работников предприятия.

Для оплаты труда на предприятии используется повременно-премиальная форма оплаты. Для продавцов мелкой розницы, приёмщиков посуды применяется сдельная форма оплаты. В качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда используются тарифные разряды и коэффициенты, предусмотренные единой тарифной сеткой работников РФ, с установлением самостоятельно тарифной ставки первого разряда. С января 2008 года введена новая форма оплаты труда, согласно которой фонд оплаты труда установлен в % к валовому доходу и составляет 24%.

В качестве основных поставщиков продуктов питания для универсама выбраны крупные предприятия Российской Федерации и Владимирской области. Так, основными поставщиками являются:

молока и молочных продуктов –ОАО "Компания ЮНИМИЛК", ЗАО "ОПОЛЬЕ";

хлеба и хлебобулочных изделий – ОАО «Владимирский хлебокомбинат»;

мяса и колбас – ООО "Колбасный мир", Компания «Делко», "Юрьевецкая птицефабрика";

кондитерских изделий – ОАО "Рот Фронт", ОАО "Красный Октябрь", ОАО "Бабаевский", ОАО «КАМЕШКИ», ООО "Город Сладостей";

алкогольных напитков –ОАО "Владалко", ОАО ЛВЗ "Александровский", ОАО ЛВЗ "Муромский", ООО "Просто-Р компания";

пива – Лакинский Пивзавод, Владимирский Пивзавод, ОАО "Пивоваренная компания "Балтика",ЗАО МПБК "Очаково", ООО "Просто-Р компания";

безалкогольных напитков – ООО "Нексус", ОАО "Пивоваренная компания "Балтика",ЗАО МПБК "Очаково", ООО "Просто-Р компания".

С этими поставщиками связи налажены уже давно, и предприятие сотрудничает постоянно. Это соответственно приносит свои выгоды: магазин со многими из них работает на льготных условиях. Однако, товарных фондов, выделяемых промышленными предприятиями, не всегда хватает для бесперебойной торговли, что приводит к узости ассортимента и, соответственно, к понижению качества торгового обслуживания покупателей.

Эффективность функционирования торгового предприятия на рынке можно определить по основным показателям торгово-хозяйственной деятельности (табл.2.1).

Из таблицы 2.1 видно, что товарооборот увеличился в 3,5 раза или на 635392 тыс. руб. Однако рост мог быть больше, что объясняется многими причинами. Одной из них является дефицит отдельных видов товаров. Так, в течение года с перебоями производилась торговля вареными колбасами, которые пользуются повышенным спросом. Снижение реализации данного товара произошло в связи с тем, что мясокомбинаты не производили в достаточном количестве своей продукции, руководствуясь нерентабельностью её производства. Реализация молочной продукции также производилась с перебоями, так как заявки не выполнялись полностью. Поставщики объясняли это недостатком сырья для производства молочной продукции. Почти всё время в продаже отсутствовали сыры сычужные.

Таблица 2.1. Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности ООО «Универсам» за 2007-2008 годы

Показатели

ед.изм.

9 мес.

2007

9 мес.

2008

Изменение, (+,-) 2008 год в % к 2007
1. Товарооборот в действующих ценах тыс.руб. 252328 887720 635392 351,8
2. Валовой доход тыс.руб. 42086 147572 105486 350,6
в % к товарообороту % 16,7 16,6 -0,1 99,7
3. Налоги и отчисления от валового дохода тыс.руб. 9559 34137 24578 357,1
в % к товарообороту % 3,788 3,845 0,057

101,5

4. Издержки обращения тыс.руб. 30482 109467 78985 359,1
в % к товарообороту % 12,1 12,3 0,2 101,7
5. Прибыль от реализации тыс.руб. 2045 3968 1923 194,0
в % к товарообороту % 0,8 0,4 -0,4 50,0
6. Сальдо внереализацион-ных доходов и расходов тыс.руб. 3021 13984 10963 462,9
7. Балансовая прибыль тыс.руб. 5066 18822 13756 371,5
в % к товарообороту % 2,0 2,1 0,1 105
8. Общая площадь кв.м. 2648 2648 0 100,0
в т.ч. торговая кв.м. 936 936 0 100,0
9. Среднесписочная численность чел. 139 144 5 103,6
10. Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади в действующих ценах тыс.руб. 219 771 552 351,8
11. Производительность труда в действующих ценах тыс.руб. 1815 6165 4349 339,6

Второй причиной незначительного роста объёма товарооборота по сравнению с планом можно назвать ухудшение ассортимента вследствие недостатка у предприятия собственных оборотных средств для расчётов за поставки товаров на условиях предварительной оплаты, без которой многие поставщики не отпускают товар.

Помимо данных факторов, на товарооборот ООО «Универсам» оказали определённое влияние факторы, связанные с использованием производственных мощностей и трудовых ресурсов. Товарооборот оказывает непосредственное влияние на валовой доход предприятия. Так, рост товарооборота в действующих ценах на 635392 тыс. руб. привёл к росту валового дохода на 106110,5 тыс. руб.(635392 * 16,7/100).

Но за счёт снижения уровня валового дохода на 0,1 % с 16,7% до 16,6% к обороту сумма валового дохода уменьшилась на 887,7 тыс. руб.(0,1* 887720/100). Таким образом, за счёт данных факторов валовой доход увеличился на 105486 тыс. руб.

Снижение уровня валового дохода на 0,1 % к обороту привело к снижению прибыли от реализации на 887,7 тыс. руб. (0,1 * 887720/100). Кроме того, на прибыль от реализации отрицательно повлияло увеличение доли налогов и отчислений, уплачиваемых из валового дохода, на 0,057 % к обороту. В результате прибыль уменьшилась на 506 тыс. руб. (0,057 * 887720/100). Рост уровня издержек обращения увеличился на 0,2 % с 12,1 % до 12,3 % к обороту привёл к снижению прибыли от реализации на 1775 тыс. руб.(0,2 * 887720/100). Однако положительное влияние на прибыль оказало увеличение товарооборота в действующих ценах, в результате чего сумма прибыли возросла на 5083 тыс. руб.(0,8 * 635392/100). Таким образом, за счёт данных факторов прибыль от реализации увеличилась на 1914 тыс. руб. (5083-888-506-1775). Но одновременно с ростом суммы прибыли от реализации наблюдается снижение её уровня в товарообороте на 0,4 % с 0,8 % до 0,4 %.

Из таблицы 2.1 видно, что наибольший темп роста из всех показателей торгово-хозяйственной деятельности предприятия имеет сальдо внереализационных доходов и расходов. Так, данный показатель увеличился в отчётном году в 4,6 раза или на 10963 тыс. руб. и составил 13984 тыс. руб. Балансовая прибыль предприятия увеличилась в отчётном году в 3,7 раза или на 13756 тыс. руб. и составила 18822 тыс. руб. При этом можно заметить, что она практически полностью сформирована за счёт внереализационных доходов, в первую очередь - арендную плату, которая выросла, поскольку был проведен ремонт помещений, сдаваемых в аренду.

Таким образом, проанализировав основные показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО «Универсам» за 2007-2008 годы, можно сделать вывод, что в 2008 году эффективность торгово-хозяйственной деятельности предприятия понизилась, о чём свидетельствует рост уровня издержек обращения, снижение рентабельности продаж, хотя прибыль и выросла.


3. АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ООО «УНИВЕРСАМ»

3.1. Анализ издержек обращения

Анализ издержек обращения торгового предприятия направлен на выявление возможностей повышения его работы за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Задачами анализа издержек обращения являются:

1. Установление степени выполнения плана в общем по предприятию и по каждой статье, определение экономии или перерасхода издержек обращения по сравнению с планом;

2. Установление динамики общего уровня издержек обращения и по отдельным статьям;

3. Расчёт и оценка влияния основных факторов на сумму и уровень издержек обращения;

4. Определение влияния фактического состояния издержек обращения на конечные результаты хозяйственной деятельности (прибыль и рентабельность);

5. Выявление возможных резервов экономии издержек обращения.

В связи с тем, что в ООО «Универсам» планирование издержек обращения не осуществляется, достижение первой цели анализа становится невозможным. Поэтому анализ издержек обращения начинается с сопоставления данных отчётного периода с данными прошлого периода. Разница между фактической суммой издержек обращения и суммой издержек обращения прошлого года называется абсолютным отклонением. Если абсолютное отклонение имеет положительное значение, то в этом случае говорят о перерасходе. Если же абсолютное отклонение имеет отрицательное значение, то в данном случае говорят об экономии.

ΔИ = И1-И0 (2.1)

где ∆И – абсолютная экономия (перерасход);

И1 – сумма издержек обращения в отчётном году, руб.

И0 – сумма издержек обращения в базисном (прошлом) году, руб.

Однако оценка издержек в стоимостном выражении не позволяет судить об их объективности, так как с ростом товарооборота растёт и сумма издержек обращения. Поэтому следует оценивать издержки обращения не только по сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту. Уровень издержек обращения – важнейший качественный показатель торгового предприятия, который показывает, сколько процентов издержки обращения занимают в розничной цене товара.

И

У =¾x 100, (2.2)

ТО

где У – уровень издержек обращения, %

ТО – товарооборот, руб.

Отклонение по уровню называется размером снижения (повышения) уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного.

ΔУ = У1-У0, (2.3)

где ΔУ– отклонение по уровню;

У1 – уровень издержек обращения в отчётном году, %

У0 – уровень издержек обращения в базисном (прошлом) году, %

Отношение размера изменения уровня издержек обращения к базисному уровню, выраженное в процентах, называется темпом изменения уровня издержек обращения. Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по отношению к базисному, если последний принять за 100 %.

У1-У0

Т= x 100, (2.4)

У0

где Т – темп изменения уровня издержек обращения, %.

По размеру изменения уровня издержек обращения определяют сумму их относительной экономии или перерасхода. Сумма относительной экономии (перерасхода) исчисляется умножением фактического товарооборота на размер изменения уровня издержек обращения и делением полученного результата на 100.

(У1-У0) x ТО1

Оэ(п) = ,

100 (2.5)

где Оэ(п) – относительная экономия (перерасход), руб.

ТО1 – товарооборот в отчётном году, руб.

Относительная экономия имеет место, если получен отрицательный результат. Если же полученный результат имеет положительное значение, то говорят об относительном перерасходе.

В результате анализа издержек обращения по ООО «Универсам» за 9 месяцев 2007-2008 годы были получены следующие данные (см. Приложение 2). Издержки обращения в 2008 году увеличились по сравнению с 2007 и составили 109467 тыс. руб (в 3,6 раза). Средний уровень издержек обращения увеличился по сравнению с прошлым годом на 0,25 % и составил 12,33 % к обороту. Это явилось результатом того, что темп роста издержек обращения превысил темп роста товарооборота в действующих ценах на 7,3 % (359,1 % - 352,8 %). Увеличение среднего уровня издержек обращения привело к их относительному перерасходу на 2219 тыс. руб. (887720 * 0,25/100). Темп роста среднего уровня издержек обращения в отчётном году составил 2,07 % (0,25/12,08 * 100).

В отчётном периоде сумма издержек обращения по сравнению с предыдущим и прошлым годами соответственно увеличилась на 95619 тыс. руб. и на 78985 тыс. руб. или в 7,9 раза и в 3,6 раза. Средний уровень издержек обращения по сравнению с предыдущим и прошлым годами соответственно увеличился на 0,41 % и 0,25 % к обороту. В итоге сумма относительного перерасхода составила 3640 тыс. руб. (887720 * 0,41/100) и 2219 тыс. руб. (887720 * 0,25/100) соответственно.

Аналогичная тенденция наблюдается и по материальным затратам. Уровень материальных затрат увеличился по сравнению с 2006 годом на 0,77 % к обороту, а по сравнению с 2007 годом – на 0,84 % к обороту. В результате сумма относительного перерасхода составила соответственно 6835 тыс. руб. (887720 * 0,77/100) и 7457 тыс. руб. (887720 * 0,84/100).

Для более полного анализа издержек обращения необходимо применить показатель затратоотдачи, который исчисляется отношением товарооборота к сумме издержек обращения и показывает, какой объём товарооборота приходится на 1 руб. затрат.

ТО

З = ,

И (2.6)

где З – затратоотдача, руб.

По ООО «Универсам» этот показатель составил за предыдущий год – 8,39 руб., за прошлый год – 8,28 руб., за отчётный год – 8,11 руб. Таким образом, затратоотдача снизилась по сравнению с предыдущим годом на 0,28 руб. или 3,3 % (100 – 96,7), а по сравнению с прошлым годом на 0,17 руб. или 2 % (100 – 98).

Такая же закономерность наблюдается и по материальным затратам. Затратоотдача по материальным затратам снизилась по сравнению с 2006 годом на 1,76 руб. или 11 % (100 – 89), а по сравнению с 2007 годом – на 1,94 руб. или 12 % (100 – 88). Затратоотдача в отчётном году в действующих ценах составила 14,27 руб. Таким образом, рост данного показателя на 10,81 руб. (14,27 – 3,46) произошёл за счёт повышения розничных цен.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры издержек обращения. По ООО «Универсам» издержки обращения в разрезе отдельных статей сложились следующим образом (см. Приложение 2).

Данные, приведенные в приложении, свидетельствуют о том, что в отчётном году издержки обращения увеличились в сумме по всем статьям, кроме расходов на тару, которые уменьшились по сравнению с прошлым годом на 970 тыс. руб.

Из приложения видно, что уровень издержек обращения изменился по большинству статей весьма незначительно, а по некоторым статьям не изменился вообще. Кроме расходов на аренду и содержание зданий и сооружений, которые выросли как в суммарном, так и в процентном выражении. По некоторым статьям расходов предприятие достигло снижения их уровня.

По статье «Расходы на содержание сооружений помещений» - сумма расходов за 9 месяцев 2008 год составила 17221 тыс. руб., их рост по сравнению с 2007 годом - 11808 тыс. руб., темп роста - 218%. Рост издержек обращения по этой статье произошел вследствие увеличения тарифов.

Так, возросли тарифы по сравнению с 2006 годом:

- по электроэнергии с 65,02 до 80,72 руб. за квт/час

- по водоснабжению с 357 до 449 руб.

- по канализации с 153 до 193 руб.

- по ведомственной охране с 1233,2 до 1782,5 руб. за месяц.

Режим экономии позволил уменьшить удельный вес расходов по электроэнергии в общем объеме издержек обращения в 2008 году по сравнению с 2007 годом с 4,63% до 3,74%. Также уменьшился удельный вес расходов по отоплению с 1,56% до 1,17% вследствие уменьшения тарифов в 2008 году до 19510,4 руб. за Гикал (в 2007 году начисление расходов по отоплению производилось по тарифу 52831,0 руб. за Гикал.).

Следующим этапом анализа расходов предприятия является оценка влияния основных факторов на их сумму и уровень. Данный этап позволяет определить, как изменились материальные затраты под влиянием тех или иных факторов внешней и внутренней среды.

3.2. Анализ факторов, повлиявших на объем и уровень издержек обращения в торговле

Процесс управления затратами на торговом предприятии связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма разнообразны и подразделяются на две группы:

1. зависимые от деятельности предприятия (внутренние);

2. независимые от деятельности торгового предприятия (внешние);

К зависимым факторам относятся:

- изменение объёма, состава и структуры товарооборота;

- изменение времени обращения товаров;

- повышение или снижение производительности труда;

- внедрение прогрессивных форм торговли;

- расширение поставки товаров от местных поставщиков, рационализация путей и форм товародвижения;

- улучшение использования транспорта;

- повышение эффективности использования материально-технической базы.

К независимым факторам относятся:

- объём производства товаров;

- жизненный уровень населения;

- уровень розничных цен на товары;

- уровень тарифов и ставок за услуги.

Одним из важнейших факторов, влияющих на издержки обращения, является изменение объёма товарооборота. Для измерения влияния товарооборота на необходимо их разделить на условно-переменные и условно-постоянные, а затем сделать пересчёт издержек прошлого периода на фактический товарооборот.

По условно-переменным статьям издержек считается, что с ростом объёма товарооборота пропорционально возрастают их суммы, а уровень остаётся неизменным. Пересчитанную на фактический товарооборот сумму условно-переменных расходов определяют умножением фактического товарооборота на их уровень в прошлом году и делением полученного итога на 100.

Влияние изменения объёма товарооборота на сумму условно-переменных издержек определяется путём сравнения пересчитанной суммы с суммой прошлого периода. Влияние всех прочих факторов определяется как разность фактической суммы и пересчитанной.

По условно-постоянным статьям издержек считается, что с изменением объёма товарооборота их сумма не изменяется, а изменяется только уровень. С ростом товарооборота он снижается, а со снижением товарооборота он растёт. Поэтому для определения влияния товарооборота на уровень условно-постоянных статей необходимо пересчитать уровень прошлого года на фактический товарооборот. Для этого сумма издержек обращения по условно-постоянным статьям в прошлом году делится на фактический товарооборот, и полученный результат умножается на 100.

Влияние изменения объёма товарооборота определяется путём сравнения пересчитанного уровня с уровнем прошлого года. Влияние всех прочих факторов определяется как разница фактического уровня и пересчитанного.

По ООО «Универсам» товарооборот оказал следующее влияние на сумму и уровень издержек обращения (приложение 2).

Из данных, приведенных в таблице, видно, что рост товарооборота вызвал рост всех условно-переменных затрат на 56296 тыс. руб. Увеличение товарооборота привело к значительному росту материальных затрат по статьям "Расходы на автомобильные перевозки" – на 6288 тыс. руб., "Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения" – на 4839 тыс. руб. Остальные расходы, зависимые от объёма товарооборота, возросли незначительно.

Из приложения видно, что за счёт влияния других факторов условно-переменные затраты на 7374 тыс. руб. При этом положительное влияние другие факторы оказали на отчисления и затраты на ремонт основных средств, которые снизились на 3949 тыс. руб., расходы на тару, которые снизились на 970 тыс. руб.. Однако на остальные условно-переменные издержки обращения другие факторы повлияли отрицательно, о чём говорит рост суммы по данным статьям. При этом наибольшее увеличение – 528 тыс. руб. - наблюдается по статье "Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

Рассматривая влияние объёма товарооборота на условно-постоянные расходы предприятия, можно заметить, что рост товарооборота привёл к снижению их уровня на 2,3 % к обороту. При этом наиболее существенное снижение уровня наблюдается по статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря» - (1,54%). Уровень издержек обращения по остальным условно-постоянным статьям снизился незначительно.

Под влиянием других факторов условно-постоянные расходы предприятия возросли на 1,72 к обороту. При этом наиболее существенный рост по статье, «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря» - 11808 тыс.руб (1,33%). Уровень издержек обращения по остальным условно-постоянным статьям вырос незначительно.

Следующим этапом анализа издержек обращения является более детальное изучение влияния других факторов на их размер.

Так, помимо объёма товарооборота большое влияние на расходы торгового предприятия оказывает изменение его состава и структуры. Состав розничного товарооборота представлен долей продажи товаров населению и долей их мелкооптового отпуска. Структура товарооборота представлена удельными весами товарных групп в общем объёме товарооборота.

Измерить влияние изменения состава розничного товарооборота на уровень издержек обращения можно методом процентных чисел, если известны уровни издержек по реализации товаров населению и по их мелкооптовой реализации. Для этого отклонения по удельному весу в товарообороте продажи товаров населению и мелкооптового их отпуска умножаются на уровни издержек обращения в прошлом году. Полученные процентные числа суммируются и их итог делится на 100. В результате определяют, на сколько процентов к обороту увеличился (уменьшился) уровень издержек обращения за счёт изменения состава розничного товарооборота.

Расчёт влияния изменения состава товарооборота на издержки обращения по ООО «Универсам» приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Расчёт влияния изменения состава товарооборота на издержки обращения

Состав

товарооборота

Удельный вес в розничном товарообороте, %

Отклонение

(+, -)

Уровни издержек обращения в 2007году Процентные числа

9 мес.

2007

9 мес.

2008

Продажа товаров населению за наличный и безналичный расчёт

Мелкооптовый отпуск товаров

98,8

1,2

98,5

1,5

-0,3

+0,3

12,63

5,76

-3,789

+1,728

Всего 100 100 - 12,08 -2,061

Таким образом, за счёт увеличения мелкооптового отпуска товаров на 0,3 % к обороту общий уровень издержек обращения снизился на 0,021 % к обороту ((-2,061)/100). В сумме это составляет 186,4 тыс. руб. (887720 * 0,021/100). На основании приложения 2 известно, что материальные затраты составили (8898+1416+1179-82+17221+655+12)/109467 – 26,7%. То есть рост мелкооптового отпуска товаров на 0,3 % к привел к снижению материальных затрат на 0,267*186,4 – 49,9 тыс.руб.

Как известно, с ростом товарооборота должны снижаться издержки обращения, в первую очередь условно-постоянные, но как видим наблюдается их рост издержек обращения. Поэтому расчёт влияния изменения объёма товарооборота, а также других факторов на сумму и уровень издержек обращения представим в приложении 2.

Согласно данному приложению наибольшее влияние товарооборота пришлось на расходы по оплате труда (23821 тыс.руб.), которые выросли более, чем в три раза. Что касается прочих факторов, то их основное влияние пришлось на расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря (11808 тыс.руб.), при этом прочие факторы способствовали снижению расходов по оплате труда (-1635 тыс.руб.)

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что издержки обращения зависят от множества факторов.

В настоящее время на деятельность торгового предприятия, а, следовательно, и на показатели его торгово-хозяйственной деятельности наибольшее влияние оказывают внешние факторы: несовершенство законодательной базы, высокие темпы инфляции, падение жизненного уровня населения, рост ставки рефинансирования и, как следствие, подорожание кредитных ресурсов, рост тарифов на оказываемые услуги и осуществляемые работы.

Таким образом, с целью улучшения конечных показателей хозяйственной деятельности, предприятие должно много внимания уделять изучению издержек обращения и, особенно, выявлению резервов их экономии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, классификация издержек обращения позволяет более полно изучить их сущность, а также непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выявлять изменения с целью дальнейшего управления ими.

Экономное и целенаправленное использование имеющихся ресурсов, в свою очередь, является одним из решающих условий повышения эффективности функционирования торгового предприятия. А обеспечить наиболее экономное использование ресурсов предприятия, устранить непроизводительные затраты, бесхозяйственность, расточительство можно лишь с помощью грамотного управления издержками обращения, основными этапами которого являются детальный экономический анализ затрат и выявление на его основе резервов их экономии.

Так, на ООО «Универсам» издержки обращения в 2008 году увеличились по сравнению с 2007 и составили 109467 тыс. руб (в 3,6 раза). Средний уровень издержек обращения увеличился по сравнению с прошлым годом на 0,25 % и составил 12,33 % к обороту. Это явилось результатом того, что темп роста издержек обращения превысил темп роста товарооборота в действующих ценах на 7,3 % (359,1 % - 352,8 %). Увеличение среднего уровня издержек обращения привело к их относительному перерасходу на 2219 тыс. руб. (887720 * 0,25/100). Темп роста среднего уровня издержек обращения в отчётном году составил 2,07 % (0,25/12,08 * 100).

Экономия возможна по статье "Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку" в сумме 862 тыс. руб. или 0,1 % к обороту и по статье «Потери товаров» – 1179 тыс.руб (0,13% от товарооборота), по статье "Амортизация основных средств" - 93 тыс. руб.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Под ред. Карлика,. Шухгальтер. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд, перераб. и доп, – Питер, 2008.

2. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле – М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Баканов М.И., Капелюш С.М. Калькуляция издержек обращения в торговле. – М: экономика, 2-е изд, перераб. и доп, - 2007.

4. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн: Выш. шк., 5-е изд, перераб., – 2008.

5. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. – Мн: Выш. шк., 2006.

6. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов. – Мн.: Выш. шк., 2007.