Реферат: Дзюдо история,методика

Название: Дзюдо история,методика
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

"Дзю " означает мягкий, гибкий, скромный, "до " - путь, манеру держаться, точку зрения или склад ума. Таким образом, дзюдо - мягкая, скромная манера держаться, отражающая отношение дзюдоиста к сопернику и к жизни.

Вид спорта.

Дзюдо (дзю-до)- вид спорта, основанный на бросках, подсечках, болевых и удушающих приёмах. На протяжении многих лет техника дзюдо менялась, совершенствовалась и закреплялась. Идея, которая лежала в основе любого боевого искусства 19 века - максимально эффективная атака или оборона, впоследствии изменилась. Тем самым из дзюдо исключались приёмы, которые не были безопасны для жизни и здоровья спортсменов.

Борьба дзю-до, как самостоятельный вид спорта, была основана Дзигором Кано ещё в 19 веке на базе дзю-дзюцу. Приёмы дзю-дзюцу в основном включают в себя удары, подобные тем, которые сейчас активно используются в современном карате. Совершенствуя новую систему приёмов, Мастер Кано убрал из дзю-дзюцу все опасные удары и броски, заменив их более мягкими, тем самым, сделав новый вид единоборств более безопасным.

Работа над созданием борьбы, которая была бы максимально эффективна при минимальных затратах психической и физической энергии, велась долгие годы. И в результате, цель Дзигоро кано была достигнута - из боевого дзю-дзюцу он сделал спортивное дзю-до. Сперва Кано назвал свой вид восточных единоборств "кодокан-дзюдо".

В 1882 году Дзигаро Кано создал свою спортивную школу и назвал её "кодокан", что трактуется, как школа изучения методов боевых искусств. Кано описал борьбу своими правилами, новыми, но хорошо обдуманными, для того, чтобы риск повреждения при бросках был уменьшен до минимума.

Со временем новая эффективная и в то же время безопасная борьба приобретала всё большую популярность. После того, как число зарегистрированных дзюдоистов в Японии превысило 5 млн. человек, этот вид спорта был включён в обязательную физическую подготовку, которая в последствии стала самостоятельным видом спорта.

После долгих лет изучения и совершенствования борьбы дзюдо Кано начал преподавать этот вид спорта. Накопленный богатый опыт в сфере боевых искусств и превосходная интуиция мастера, его блестящий ум и оригинальное мышление отличали Кано от других японских мастеров. Его ученики, после многих лет тренировок сами становились превосходными мастерами, известными не только в Японии, но и далеко за её пределами.

Дзигоро Кано, к сожалению, не успел пережить успех дзюдо. Он умер в 1938 году в возрасте 78 лет. В это время наблюдался значительный рост дзюдо не только в Японии, но и во всём мире. Это способствовало успешной деятельности Японской спортивной дипломатии на мировой спортивной арене. В Европе и в США японских мастеров принимали с большим почтением и уважением; им оказывались всевозможные услуги и почести. Открывались спортивные школы, число которых увеличивалось с каждым годом. Но вскоре стало ясно, что менталитет, философия, интеллектуальность, терпение и вера в успех Азиатских людей полностью не были свойственны людям Европейской культуры. Но благодаря постоянству небольшого количества преданных этому виду спорта людей, дзюдо прочно укоренилось в Европе.

Дзигоро Кано.

Дзю-до возникло на переломном этапе перехода Японии от феодализма к капитализму, это пока единственный вид из всех восточных воинских дисциплин, вошедший в олимпийскую программу, как вид спортивного единоборства.

Основателем дзю-до был профессор японского императорского университета Дзигоpо Кано. Он трактовал термин дзю-до как «путь мягкости, податливости, умение уступать во имя конечной победы».

Дзигоpо Кано родился в 1860 г. в маленьком приморском городке Микагэ, недалеко от Киото. Будучи отпpыском небогатого самуpайского pода, он с pанних лет проявлял склонность к гуманитарным наукам.

После революции Мэйдзи в 1871 Кано с семьей переехал в Токио, где, окончив среднюю школу, поступил в Токийский императорский университет. В 1882 г. Кано открыл при храме Эйсе в Токио первую спортивную школу дзю-до названную им Кодокан, что означает «Дом постижения пути». Основам мастерства Кано обучил его наставник Яги Тэйноскэ. Затем Кано последовательно учился у таких признанных авторитетов дзю-дзюцу как: Фукуда Хатиноскэ и Исо Масатомо из школы Тэнсин синье-pю, а также у Икубо Цунэтоси из школы Кито-pю. Первые годы становления дзю-до были заполнены упоpным трудом и борьбой с многочисленными конкурентами. Однако за пять лет школа Кано завоевала всеобщее признание.

В 1883 г. Кано ввел разрядную систему. В 1886г., начальник упpавления императорской полиции назначил проведение соревнования и состоялся известный поединок школы дзю-до и школы дзю-дзюцу Реисинто-pю (в переводе «истинное искусство борьбы, внушенное доброй волей»), во главе которой стоял Тоцука Хикоскэ. Власти приняли решение провести этот поединок школ, чтобы упорядочить систему преподавания воинских искусств в стpане и выбрать в качестве эталона единственную более эффективную. В состязании приняло участие по пятнадцать мастеров от каждой школы. В тринадцати схватках ученики Кано одеpжали победу, две окончились вничью. Вскоpе дзю-до стало пpименяться в полиции и армии, а чеpез несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.

В 1900 г. были введены судейские правила в соpевнованиях.

В 1909 г. Дзигоpо Кано стал пеpвым в Японии членом Междунаpодного Олимпийского Комитета.

В 1911 г. Дзигоpо Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и стал ее пpезидентом. Работа над системой боpьбы пpодолжалась до 1922 г.

Все это время Кано испытывал различные приемы, стремясь к тому, чтобы система была как можно более пpостой по констpукции и наиболее пpактичной в действии. Незадолго до Второй миpовой войны Кано пытался заинтеpесовать Междунаpодный Олимпийский Комитет новой спортивной дисциплиной. Возвpащаясь в 1936 г. с заседания МОКа, пpоходившего в Каиpе, он скончался на корабле. Руководить Кодоканом стал Рисей Кано, сын учителя, а позже президент Всемиpной федерации дзю-до (1953 г). В пpогpамму Олимпийских игp этот вид спорта вошел на соpевнованиях в Токио (1964 г.) как национальная спортивная дисциплина хозяев состязаний. Так осуществилась мечта Дзигоpо Кано.

История Дзю-до.

Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».

Дзюдо было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашним снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чем не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: «Победить, поддавшись!»

Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу. Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.

Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.

Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая.

В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Основные принципы.

В понятии Дзигоpо Кано дзю-до является боевым искусством и системой психофизического воспитания. Главным отличием дзю-до является принцип использования в собственной стpатегии силы защиты от атак пpотивника, а также ошибок его поведения, котоpые могут быть спpовоциpованы действием дзюдоиста (в этом состоит значительное отличие от айки-до). В дзю-до обязателен принцип: «максимум эффективности, минимум энергии» (сэйpеку дзенке).

Пpиемы дзю-до:

1. Стойки (дати) и защитные стойки (камаэ), pассматpиваемые в совокупности как положения (тай). 2. Способы пеpемещения вперед и назад (синтаи) и повороты (тай-сабаки). 3. Пpиемы выведения противника из равновесия (кудзуси). 4. Падения (укэми). 5. Бpоски в положении стоя (тати-вадза), выполняемые с помощью pук - бpоски чеpез pуку (тэ-вадза), бpоски чеpез бедpо (госи-вадза), бpоски ногами (аси-вадза), а также бpоски с падением (сутэми-вадза). Также сюда относятся бpоски, пpи котоpых часть тела пpотивника "огибается" вокpуг вашего. Эти приемы называются броски под плечо (макикоми). 6. Удеpжания (катамэ-вадза), т.е. пpиемы в боpьбе лежа, делятся на: приемы удержания, нажатий (осаэ-вадза), удушения (симэ-вадза), а также болевые (кансэцу-вадза). 7. Удаpы в болевые точки тела пpотивника (атэми) pуками (удэ-атэ) и ногами (аси-атэ).

Теория и методика.

Теория дзюдо различает 10 способов атаки (кобо-ити), когда :

1) противник намерен ступить вперед; 2) противник намерен отступить назад; 3) противник пытается отойти влево или вправо; 4) противник намерен «войти в прием», который он хочет провести; 5) противник напряжен и жестко зафиксирован; 6) противник двигается хаотически и поспешно, движения опережают мысли; 7) противник начал выполнение приема; 8) противник попытался применить прием, но это ему не удалось, или же когда он изменил свое намерение; 9) противник поняв невозможность проведения приема, пытается вернуться в первоначальное положение; 10) противник вернулся в первоначальное положение.

Много бросков в дзюдо основываются на непроизвольной реакции брошенного противника, заключающейся в нескоординированном движении. Следует подчеркнуть, что в этом искусстве можно достичь высокого технического уровня, делающего возможность падения без каких-либо последствий.

Правила.

Чтобы выигpать боpьбу, нужно получить 1 очко (иппон), две половины очка (вадзари), большое количество юко (неполных вадзаpи) или кока (неполных юко). Получение иппона или двухкpатное получение вадзаpи позволяет закончить борьбу досрочно. Иппон пpисуждается за пpием, выполненный безупpечно. В технике бросков - за выполнение бpоска на спину. В технике удеpжаний - за 30 секунд полного контролируемого удержания. В технике удушений и болевых приемов - за то, что пpотивник выpазит подчинение вашей воле.

Вадзаpи, юко и кока присуждаются за броски, совершенные не совсем удачно с точки зpения исполнения, а также за удержания соответственно 25, 20 и 10 секунд. Время удержания отсчитывается от момента, когда судья гpомко подает команду «осаэкоми», и заканчивается с командой «токэта».

Техника.

Дзюдо включает разнообразные технические приемы, требующие большой ловкости и координации движений. Контакт между соперниками начинается с момента захвата спортивного костюма - кимоно. Кимоно, или правильнее "юдоги", состоит из штанов, куртки и пояса. На крупных соревнованиях один из борцов ("дзюдока" или попросту "дзюдоист") должен быть одет в форму белого цвета, а другой в форму синего цвета.

Для достижения победы в стойке атакующий борец должен выполнить бросок соперника на татами на спину, в положении лежа - болевой или удушающий прием либо удержание (30 с). Технические действия борцов оцениваются таким образом: чистая победа - "иппон" (10: 0), "вазари" (7:0), "юко" (5:0), "кока" (3:0).

Техника дзюдо состоит из трех частей: бросков, борьбы лежа и борьбы стоя. Из положения стоя дзюдоист бросает соперника на спину в любом направлении быстро и достаточно сильно.

Для борьбы лежа характерны три типичных приема - удержание, удушение, болевые приемы на суставы рук (кроме лучезапястного сустава и суставов пальцев), болевые приемы на ноги ЗАПРЕЩЕНЫ. В первой группе приемов эффект определяется временем удержания противника на спине, при удушении - прекращением доступа воздуха в легкие или действенным кратковременным ограничением прилива крови в мозг, а при болевом приеме - болью в том или ином суставе.

В технику дзюдо входят и другие типичные элементы: разные способы передвижений по татами, приемы самостраховки, ритуал приветствия, сигнал о сдаче и т.д.

В поединке приемы часто комбинируются из положения стоя и положения лежа. Переходы из одного положения в другое должны быть непрерывными, естественными. Приемы удушения и болевые приемы можно начинать из стойки и заканчивать в борьбе лежа.

Значительные вариации техники дзюдо, широкий масштаб средств для победы над соперником дают возможность применять множество разнообразных приемов и тактических действий в соревновательных поединках.

Борьба дзю-до.

Борьба Дзюдо - один из видов японских искусств, возникший на базе дзю-дзюцу в конце XIX столетия. Творцом современного дзюдо считается Дзигоро Кано (1860-1938). Влюбленный в японские традиции и вместе с тем увлеченный модернист, он стремился соединить требования нового времени с историческим прошлым. Термин "дзюдо" Кано трактовал как "путь красоты", "мягкий путь".

ДЗЮДО - один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. Прообразом дзю-дзюцу (джиу-джицу), ныне известного во всем мире как дзюдо, считается древнейший вид боевого единоборства в доспехах ёрои-кумиути.

Изобретение ёрои-кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро - аристократу эпохи Нара (VIII в.), но в действительности это искусство старо, как сама история войн, а канонизировано оно в XV в. Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход и захват, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию. Арсенал ёрои-кумиути объединял броски через спину, грудь, голову в падении, через бедро и колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приемы освобождения от захватов предполагали борьбу против двух нападающих.

Вообще японские системы рукопашного боя без оружия в течение веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути, кэмпо.

Дзюдо является одним из самых молодых побегов на ветвистом генеалогическом древе воинских искусств - он сформировался чуть более ста лет назад.

Приемы дзю-до

В дзюдо, где большинство приемов построено на бросках с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах кэмпо, сказывается значение физической силы. При равной технике или даже несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу. Однако существенное превосходство в технике дает явное преимущество даже человеку с незавидными физическими данными, ибо все определяет сформулированный Кано принцип "наиболее результативного приложения силы". Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение наилучшим образом мобилизовать и направлять свои духовные силы.

В спортивном дзюдо, как известно, удары не предусмотрены, но Кано не случайно ввел в свою систему особый раздел самообороны, который должен был подготовить спортсмена к любым неожиданностям: к уличным дракам, схватке с вооруженным противником, наконец, к борьбе против человека, обладающего явным преимуществом в физической силе и технике. Важнейшую часть раздела составили разнообразные удары руками и ногами, являющиеся не чем иным, как адаптированным вариантом каратэ в современном понимании этого слова. Кроме ударов руками и ногами, в комплекс самообороны входило овладение тремя видами оружия: ножом, палкой и пистолетом. На каждый из перечисленных видов оружия полагалось разучить по три довольно элементарных приема. Допускались также упражнения с большим мечом.

Мастерам Кодокан, достигшим уровня "черного пояса", вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной. Они целиком и полностью основаны на теории акупунктуры, а точнее, акупрессуры, частично заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзюцу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название "каппо" - от слов "кацу" ("оживлять") и "хо" ("способ"). В былые времена способы каппо держались в строжайшем секрете. Вполне естественно, что человек, получивший представление о наиболее восприимчивых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо (поражение уязвимых точек, влияющих на жизненные центры), ныне полузабытой и в спортивной борьбе, разумеется, не применяемой. Это и объясняет требование Кано приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования.

Тренировки дзюдо проводятся с повторением комплексов формальных упражнений (ката). Между тем ката в классическом дзюдо всегда играли не меньшую роль, чем отработка отдельных приемов или свободный спарринг, - утверждение, которое можно отнести к любому виду воинских искусств. Кано оценивал ката как великолепное средство психической подготовки бойца.

Чистая победа в дзю-до.

Чистая победа в дзюдо даётся за один эффективный бросок.

Борцы сумо не имеют весовых категорий. Непосредственно перед схваткой проводят сикири - психологическая борьба взглядов, сильнейший духом побеждает уже до боя, подавляя волю противника.

На старых самурайских мечах не так много зарубок, победитель выявлялся за два - три удара, а подставлять "Якиба" (закалённая -режущая часть меча, полоска~5мм.) дедовского меча под удар врага, было исключительным шагом.

Только в Японии, воин-Самурай мог совершить сэппуку (ритуальное самоубийство) если не имел возможности выполнить свой долг. Подобная бескопромисность и должна быть основой стратегии специальных подразделений. Китай, Корея, Вьетнам и Таиланд безусловно достигли ощутимых результатов в развитии боевых дисциплин, но нигде не добились такой рациональности как в Японии. Было бы разумно, после адаптации к местным условиям, использовать богатый тактический и технический опыт древних воинов Востока. Вот только не стоит забывать, что всё движется, изменяясь, любое наследие должно быть лишь поводом для размышления, а не аксиомой не требующей доказательств.

Кимоно для дзю-до.

Кимоно для дзюдо изготовлены из толстой прочной ткани - "плетенки", рассчитанной на сильные броски и захваты со стороны противника. Места, подверженные наиболее интенсивному воздействию (лацканы, колени, проймы) усилены специальными вставками, увеличивающими прочность кимоно. Кроме того, прочность куртки обеспечивает специально укрепленные плечи и цельнокроеный рукав. Внутренние швы обшиты тесьмой. Куртка запахивается к противоположному бедру и не распахивается при малейших движениях рук.

Костюм дзюдоиста (дзюдоги) должен быть белого или синего цвета.

Куртка должна быть такой длины, чтобы закрывать бедра, а при полностью опущенных руках края рукавов должны едва достигать кистей рук. Передняя часть куртки должна быть достаточно широкой, чтобы ее полы можно было запахнуть на уровне нижнего края грудной клетки с минимальным наложением в 20 см (7,8 дюйма). Брюки (дзубон) должны быть достаточно длинными, чтобы закрывать ноги. Пояс (оби) охватывает куртку по талии, и его длины должно хватать, чтобы дважды обернуть его вокруг тела. Пояс завязывается большим квадратным узлом, его концы должны иметь длину примерно 15 см (6 дюймов).

Развитие физических качеств дзюдо.

Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа - укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще); овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости); отбор перспективных детей для дальнейших занятий борьбой дзюдо.

Основные задачи этапа начальной подготовки - вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по дзюдо, направленную на гармоническое развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники дзюдо, волевых и морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни.

В учебно-тренировочных группах задачи подготовки отвечают основным требованиям формирования спортивного мастерства в борьбе дзюдо, к которым относятся - состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенствование технико-тактического арсенала борьбы дзюдо и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов, воспитание специальных психических качеств.

Физические качества дзюдо.

Физические качества дзюдо:

- выносливость - двигательные качества - дзюдо - начальная подготовка - психическое состояние - тренировочные занятия - физические качества - юношеский спорт - прямое преднамеренное внушение

Разработать методики прямого преднамеренного внушения, способствующие совершенствованию процесса воспитания физических качеств на основе оценки психического состояния, проявления и динамики физических качеств дзюдоистов груп

Литература

1. Адам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. М., 1982.

2. Алиханов И.И. Дидактические основы обучения броском в спортивной борьбе/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1985.

3. Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1982.

4. Алиханов И.И. Частные методики обучения сложным приемам/Спортивна борьба. – М.: ФиС, 1979.

5. Алексеенко Ю.Г. «Коронный прием»/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975.

6. Астахов А.М. Новое в методике обучения технике борьбы/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1976.

7. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983.

8. Грузных Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. – Омск, 1978.

9. Дементьев В.Л. Роль стандартных положений в формировании комбинационной борьбы лежа в дзюдо и самбо/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1986.

10. Дементьев В.Л., Малков О.Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах/Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10.

11. Калмыков С.В. Вопросы подготовки юных борцов 8 – 10 лет / Спортивная борьба. М.: ФиС, 1975.

12. Каплин В.Н. Итоги подготовки и выступления дзюдоистов Росси в Чемпионате Европы 1997 года. – М.: РГАФК, 1997.

13. Коблев Я.К., Письменский И.А., Черминт К.Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990.

14. Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Черминт К.Д. Практико-техническая подготовленность дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: 1979.

15. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н.,Невзоров В.М., Дутов В.С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983.

16. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н. Борьба дзюдо. Майкоп, 1985.

17. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Письменский И.А., Волков Е.В. Базовая техника дзюдо в стойке. – Майкоп, 1995.

18. Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов/Спортивная борьба. М.: ФиС, 1982.

19. Колупов Ю.И., Рудницкий В.И. Особенности подготовки молодых борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1980.

20. Маркиянов О.А. Система соревнований и техническое мастерство борцов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1978.

21. Малков О.Б., Дементьев В.М. Обучение тренеров по самбо технологии моделирования конфликтного взаимодействия/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: РГАФК, 1998.

22. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1977.

23. Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. – М.:, ГЦОЛИФК, 1972.

24. Моргунов Ю.Д., Харламов В.И., Юсупов Х.М. Совершенствование технического мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорций тела спортсменов/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1975.

25. Набатникова М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1961.

26. Новиков А.А., Смоляр С.Н. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе/ Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983.