Реферат: Налоговая система Украины 2

Название: Налоговая система Украины 2
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение. 2

1. Налоговая система и её характеристика. 3

1.1 Понятие налоговой системы.. 3

1.2 Требования к налоговой системе. 4

2. Состав налоговой службы и налоговой работы в Украине. 7

2.1 Состав налоговой службы и её функции. 7

2.2 Ответственность за нарушение налогового законодательства. 10

2.4 Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия. 16

2.5 Налоговые администрации (инспекции)21

3. Формы налогообложения в Украине. 24

3.1 Косвенные налоги. 24

3.2 Прямые налоги. 34

3.3 Местные налоги и сборы.. 37

4. Объективная необходимость и пути реформирования налоговой системы Украины42

Заключение. 49

Список литературы.. 51


Введение

Система налогообложения Украины представляет собой совокупность

налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в

государственные целевые фонды, взимаемые в установленном порядке. Ее

сегодняшнее состояние можно охарактеризовать как создание основ. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-

экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а

также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью

системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к

эффективному ведению хозяйства в стране.

Исторически налоги являются наиболее давней формой финансовых

отношений между государством и членами общества с целью создания

общегосударственного централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для выполнения государством его функций. Кроме налогов существуют и другие виды платежей в государственный бюджет, плата за использование ресурсов и отчисления в целевые фонды.

В нашей стране взимается общегосударственные налоги и другие

обязательные платежи, а также местные налоги, сборы и другие обязательные

платежи.

В настоящее время налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Украины.

1. Налоговая система и её характеристика

1.1 Понятие налоговой системы

Построение чёткой налоговой системы - одно из главных условий эффективного функционирования экономики и финансов, поскольку через налоги осуществляется связь между государством и её субъектами - юридическими и физическими лицами относительно формирования, распределения и использования их доходов.
Налоговая система Украины прошла определенный период своего становления и сейчас находится на стадии усовершенствования. Поэтому необходимым является научное обоснование основ налоговой системы. В литературе определены критерии научного подхода для создания налоговой системы: системность, установление базы для системы, формирование правовой основы и принципов.
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов. Все элементы системы имеют между собой связи, а через вход в систему и выход из неё связаны с внешней средой. Система постоянно находится в динамике. Выделяют два типа динамики системы: её функционирование и развитие.
В отечественной финансовой науке часто используется термины "налоговая система" и "система налогообложения". Последний термин используется чаще, так как он продекламирован Законом Украины "О системе налогообложения". В статье 2 закона даётся определение: Совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, которые удерживаются в установленном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения.
Полное определение термина "налоговая система" дается в роботе "Налоги" под редакцией В. Бурякосвкого: "Налоговая система - это совокупность налогов, установленных законодательной властью, которые удерживаются исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.
Расширенное определение системы налогообложения даёт С. Онишко: Система налогообложения - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных налогов, сборов, взносов и платежей в бюджет и государственные фонды, механизм их начисления и удержания, права и обязательства налоговых служб и плательщиков налогов, которая даёт возможность достичь поставленной цели относительно конкретного отрезка времени. Это определение наиболее полно характеризует налогообложение как систему. Во-первых, здесь четко отделяются все элементы системы налогообложения. Во-вторых, делается акцент на взаимосвязи и взаимообусловленности элементов системы и на цели функционирования системы.
Влияние на налоговую систему снаружи осуществляется через налоговое законодательство, которое разрабатывается исполнительной властью и принимается Верховной Радой Украины. Комплекс налогового законодательства должен отражать государственную налоговую политику. При этом налоговую политику следует понимать как деятельность государства в сфере установления правового регламентирования и организации направления налогов и сборов в централизованные фонды денежных ресурсов страны. Налоговая политика ведется исходя их принципов, которые отображают ее задачи.
Формирование налоговой политики должно строится на таких принципах:
- стабильность налоговой системы;
- использования одинакового налогового бремени для различных групп плательщиков налогов в зависимости от уровня их доходов;
- создание одинаковых условий налогообложения как предпринимателей, занятых в сфере производства, так и потребителей.
Таким образом, налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы способствовать производственной деятельности, стимулировать формирование средств на приоритетных направлениях экономического и социального развития Украины.

1.2 Требования к налоговой системе


2. Состав налоговой службы и налоговой работы в Украине 2.1 Состав налоговой службы и её функции Государственная налоговая служба Украины создана как единая системауправления и контроля за соблюдением налогового законодательства, заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей,установленных законодательством. Государственное управление налогообложением и налоговый контроль какчасть государственного управления и финансового контроля вообще отличаютсяот других форм управления и контроля тем, что их объектом являютсяразличные виды налогов, организация функционирования системы уплатыналогов. Государственные налоговые органы организуют работу и выполняютосновные функции по обеспечению полноты, правильности и своевременностивнесения налогов в бюджеты, предотвращению налоговых нарушений ипривлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства.Государственная налоговая служба является единой системой органовуправления и контроля за соблюдением налогового законодательства. Основныефункции управления и контроля в налоговой сфере направлены на обеспечениеправильности исчисления, полноты и своевременности внесения всоответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей,установленных законодательством. Вряд ли справедливо видеть главное содержание деятельности налоговыхорганов в контроле или сборе налогов. Как правило, налоги уплачиваютсяплательщиками самостоятельно и налоговые органы лишь управляют этимпроцессом, контролируют его, поэтому непосредственно сбором они незанимаются. Нельзя говорить и исключительно о контрольных функциях,особенно когда речь идет о разработке форм отчетности, разъясненииприменения налогового законодательства. Правильнее определить содержаниедеятельности органов как управление процессом поступления налогов и сборовв бюджеты и целевые фонды. Общей налоговой компетенцией наделены именно налоговые инспекции иадминистрации, которые выступают уполномоченной стороной по поводу уплаты(взыскания) налогов и сборов, осуществляющие налоговый контроль,привлечение плательщиков к ответственности за осуществление налоговогоправонарушения от лица государства. Специальной налоговой компетенцией наделены несколько органов.Налоговая милиция наделена специальными полномочиями в областиналогообложения, которые применяет в случае совершения преступлений,административных правонарушений при уплате налогов; осуществляет защитуработников налоговых органов и расследование случаев коррупции в системеналоговых органов.Функции и полномочия налоговых органов Характеристике функций государственных налоговых органов посвященЗакон Украины от 5 февраля 1998 года. Они дифференцируются в зависимости отуровня налоговых органов. К ним относятся:1. Учет налогоплательщиков.2. Контроль за выполнением налогоплательщиками законодательства.3. Обеспечение бухгалтерского учета.4. Утверждение форм расчетов и отчетности.5. Разработка направлений, форм и методов налоговых проверок и ихосуществление.6. Применение мер ответственности к нарушителям законодательства о налогах. Исходя из функций налоговых органов, можно выделить следующие группыполномочий:1) Полномочия по учету налогоплательщиков.2)Полномочия по контролю за выполнением налогоплательщиками налоговогозаконодательства (например, проверка документов, связанных с исчислением иуплатой налогов и других обязательных платежей на предприятиях, вучреждениях, организациях любых форм собственности и любых организационно-правовых форм, а также гражданами;3) Полномочия налоговых органов по расчету окладных налогов (например,требовать бесплатного предоставления информации, необходимой для исчисленияналогов, от органов, осуществляющих учет и оценку налогооблагаемогоимущества (ведение имущественных кадастров); требовать от органов,осуществляющих юридически значимые действия, которые служат основанием для привлечения плательщиков налогов к уплате налогов, бесплатногосвоевременного предоставления информации об этих действиях, и т. п.);4) Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов идругих платежей.5) Полномочия по применению мер, направленных на прекращение(предотвращение) нарушений налогового законодательства (например,прекращать операции предприятий и граждан по текущим и другим счетам вбанках и других финансово-кредитных учреждениях в случае непредставленияили отказа предоставить государственным налоговым инспекциям и ихдолжностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций идругих документов, связанных с расчетом или уплатой налогов и другихобязательных платежей в бюджет, и т. п.);6) Полномочия по применению мер по предотвращению или ликвидации убытков,нанесенных плательщику налогов или бюджету (например, взимать недоимку поналогам; проводить возврат или зачет в счет будущих платежей излишневзысканной или уплаченной суммы налога, и т. п.);7) Полномочия по применению мер ответственности к нарушителям налоговогозаконодательства (например, налагать административные взыскания, финансовыесанкции на юридические и физические лица и т. п.);8) Полномочия по контролю выполнения субъектами предпринимательскойдеятельности требований законодательства относительно наличного денежногообращения (например, регистрировать контрольно-кассовые аппараты,используемые при осуществлении денежных расчетов с населением; проверятьдокументы, связанные с применением контрольно-кассовых аппаратов, получатьобъяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, и т.п.);9) Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.10) Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенныхдругими государственными инспекциями и контрольными органами.11) Полномочия по изданию инструктивных и методических указаний поприменению законодательства о налогах.

2.2 Ответственность за нарушение налогового законодательства

Административная ответственность

N п/п Вид нарушения Размер штрафа
1. Отсутствие налогового учета или ведение его с нарушением установленного порядка. Непредставление или несвоевременное представление аудиторских заключений, предусмотренных законом, а также платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов, сборов (обязательных платежей) Штраф от 5 до 10 НМДГ - на должностных лиц*. Если нарушение выявлено повторно в течение года - штраф от 10 до 15 НМДГ на должностных лиц
2. Невыполнение требований должностных лиц органов государственной налоговой службы, предусмотренных в п. 2 - 4 ст. 11 Закона N 509 (непредставление справок, копий документов финансово-хозяйственной деятельности, препятствие работникам ГНС в обследовании помещений, неустранение выявленных нарушений налогового законодательства и др.) Штраф от 10 до 20 НМДГ- на должностных лиц
3. Неудержание, неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц; перечисление налога за счет средств предприятия, учреждения, организации (кроме случаев, предусмотренных законодательством); неуведомление или несвоевременное уведомление налоговой инспекции по установленной форме о доходах граждан Штраф 3 НМДГ - на должностных лиц и граждан - СПД. Если нарушение выявлено повторно в течение года - штраф 5 НМДГ на должностных лиц и граждан - СПД
4. Противодействие гражданами - СПД должностным лицам органов ГНС, в частности недопущение их в помещения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности и получения доходов Штраф от 10 до 20 НМДГ - на граждан - СПД
5. Осуществление предпринимательской деятельности гражданами без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством Штраф от 3 до 8 НМДГ на граждан
6. Осуществление гражданами продажи товаров без приобретения одноразовых патентов или с нарушением срока их действия, либо осуществление продажи товаров, не указанных в декларациях Штраф от 1 до 10 НМДГ -на граждан. Если нарушение выявлено повторно в течение года -штраф от 10 до 20 НМДГ - на граждан

Согласно ст. 38 КУоАП административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если оно длящееся - со дня его выявления. Длящимся считается правонарушение, которое происходит в течение определенного периода.

Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 календарных дней со дня получения протокола об административном правонарушении в присутствии лица, которое привлекается к ответственности.

В отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, дело может быть рассмотрено, только если имеются данные о своевременном извещении виновного лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (ст. 268, 277 КУоАП).

Согласно ст. 285 КУоАП постановление о привлечении к административной ответственности объявляется немедленно по завершении рассмотрения дела, копию постановления вручают лицу, привлеченному к административной ответственности, или высылают ему почтой в течение трех дней. Лицо, не согласное с наложением на него административного взыскания, может обжаловать постановление органа, наложившего на него административное взыскание, в его вышестоящем органе или суде.

Уголовная ответственность

N п/п Преступление Наказание Примечание
Статья 212 УК
1 Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или каким-либо другим лицом, которое обязано их уплачивать, если такие действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах (то есть в сумме, которая в 1 000 и более раз превышает НМДГ)* Штраф от 300 до 500 НМДГ или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет Лицо, впервые совершившее подобное деяние, освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности оно уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня)
2 Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц или если они стали причиной фактического непоступления в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в крупных размерах (в сумме 3 000 и более НМДГ) Штраф от 500 до 2 000 НМДГ или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
3 Вышеуказанные деяния, совершенные лицом ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, или если они повлекли за собой фактическое непоступление в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах (в сумме 5 000 и более НМДГ) Лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества Смягчение ответственности не предусмотрено
Статья 367 УК
4 Должностная халатность, то есть невыполнение или ненадлежащее исполнение служебным лицом своих служебных обязанностей в результате недобросовестного отношения к ним, если это причинило существенный вред охраняемым законом правам свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам или интересам отдельного юридического лица Штраф от 50 до 150 НМДГ или исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет Существенным считается вред если причиненный материальный ущерб в 100 и более раз превышает размер НМДГ (п. 3 примечания к ст. 364 УК.
5 Те же действия, если они привели к тяжелым последствиям Лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и наложение штрафа от 100 до 250 НМДГ или без него Тяжелыми последствиями, если они заключаются в причинении материальных убытков, считаются такие, которые в 250 и более раз превышает размер НМДГ (п. 4 примечания к ст. 364 УК Украины).

2.4 Налоговая милиция: задачи, структура и полномочия

После установления Верховной Радой Украины уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, в составе криминальной милиции МВД Украины были созданы подразделения по борьбе с уголовным сокрытием доходов от налогообложения, на которые возлагались задачи оперативно-розыскными мероприятиями способствовать пополнению бюджета. Для осуществления этой работы Кабинетом Министров Украины в 1994 году МВД было выделено 4700 штатных единиц. Таким образом, деятельность органов налоговой службы и вышеуказанных подразделений МВД были направлены на выполнение сложных функций, однако в связи с тем, что они находились в подчинении различных ведомств Минфина и МВД - это негативно сказывалось на конечных результатах работы и их деятельность была недостаточно эффективна. Одним из недостатков в организации деятельности были их разобщенные действия.

Государственной налоговой службой в 1996 году было выявлено примерно 14 тысяч правонарушений с признаками уголовных, однако без надлежащей проведенной проверки только по 3045 материалам возбуждены уголовные дела.

Поэтому вхождение в органы государственной налоговой службы такой структуры как налоговая милиция позволит объединить их усилия в неразрывный процесс - от выявления нарушения налогового законодательства до принятия окончательного решения о направлении дела на рассмотрение суда.

Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе органов государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, а также выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции.

Система и структура налоговой милиции:

1. Главное управление налоговой милиции, в его структуру входят следственное управление налоговой милиции, управление по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины;

2. Управление налоговой милиции, в него входят следственный отдел налоговой милиции, отдел по борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

3. Отделы налоговой милиции, следственные отделения (группы) налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций в районах, городах, районах в городах, межрайонных и объединенных.

Налоговую милицию возглавляет начальник, который является Первым заместителем Председателя Государственной налоговой администрации Украины.

Налоговую милицию в государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе возглавляют начальники управлений налоговой милиции, они же первые заместители председателей соответствующих государственных налоговых администраций.

В соответствии с действующим законодательством перед налоговой милицией стоят следующие задачи:

1. Предупреждение преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование, а также производство по делам об административных правонарушениях;

2. Розыск плательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, других платежей;

3. Предупреждение коррупции в органах государственной налоговой службы и выявление ее фактов;

4. Обеспечение безопасности деятельности работников государственной налоговой службы, защиты их от противоправных посягательств, связанных с исполнением служебных обязанностей.

Для выполнения возложенных задач, налоговой милиции предоставлены определенные полномочия. Так, налоговая милиция:

1. Принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях, отнесенных к ее компетенции, осуществляет в установленном порядке их проверку и принимает по ним предусмотренные законом решения;

2. Осуществляет в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознание и предварительное следствие в пределах компетенции, принимает меры к возмещению нанесенных государству убытков;

3. Выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры к их устранению;

4. Обеспечивает безопасность работников органов государственной налоговой службы и их защиту от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими должностных обязанностей;

5. Предупреждает коррупцию и другие служебные нарушения среди работников государственной налоговой службы;

6. Собирает, анализирует, обобщает информацию по нарушениям налогового законодательства, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.

Налоговая милиция в соответствии с действующим законодательством является органом дознания.

Ей предоставлено право производить дознание по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки.

В структуру налоговой милиции входят следственные подразделения осуществляющие предварительное следствие по таким преступлениям, как сокрытие валютной выручки, уклонение от уплаты налогов, сборов и др. обязательных платежей совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо совершенные лицом ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

В случаях, когда во время расследования дел об указанных выше преступлениях будут установлены (выявлены) такие преступления, как: фиктивное предпринимательство, мошенничество с финансовыми ресурсами, обман заказчиков, фиктивное банкротство, злоупотребление властью или должностным положением, превышение власти или должностных полномочий, халатность, связанные со взяточничеством -предварительное следствие по ним должно вестись следователями налоговой милиции.

На службу в налоговую милицию принимаются на контрактной основе граждане Украины, имеющие соответствующее образование, способные по своим личным, деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять обязанности возложенные на налоговую милицию. Граждане впервые зачисленные на службу, на должности начальствующего состава принимают присягу.

Лица начальствующего состава проходят службу в порядке, установленном Законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел и им присваиваются специальные звания.

Должностные лица налоговой милиции в пределах полномочий, самостоятельно принимают решения и несут за свои противоправные действия или бездеятельность дисциплинарную ответственность согласно дисциплинарному уставу органов внутренних дел или другую предусмотренную законодательством ответственность.

В случае нарушения должностным или служебным лицом прав и законных интересов граждан, соответствующий орган государственной налоговой службы обязан принять меры к восстановлению этих прав, возмещению причиненного материального ущерба, по требованию гражданина публично извиниться.

Должностное или служебное лицо, выполняющее свои обязанности в соответствии с предоставленными Законодательством полномочиями и в пределах закона, не несет ответственность за причиненный ущерб, такой ущерб компенсируется за счет государства.

Должностные или служебные лица, нарушившие требования закона либо ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности, несут ответственность в установленном порядке. Действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в суде или прокуратуре.

Государство гарантирует правовую и социальную защиту лиц начальствующего состава налоговой милиции и членов их семей. На них распространяются гарантии социальной и правовой защиты предусмотренные Законом Украины «О милиции».

2.5 Налоговые администрации (инспекции) Государственная налоговая администрация Украины является органом исполнительной власти, возглавляемым Председателем который по должности является министром. Председатели государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются и освобождаются Президентом Украины.Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины является: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и уплаты налогов; принятие решений по наложению финансовых санкций и административных штрафов; принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения.Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех подразделений Государственной налоговой службы (общие функции налоговых органов):1) обеспечивать учет плательщиков налогов;2) обеспечивать контроль за выполнением плательщиками налогов и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;3) осуществлять расчет окладных налогов;4) вести оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;5) применять меры к прекращению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;6) осуществлять контроль за исполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства относительно наличного денежного обращения;7) применять восстановительные меры по предотвращению или ликвидации убытков, нанесенных бюджету или плательщику налогов;8) применять меры ответственности к нарушителям налоговогозаконодательства;9) осуществлять учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, которое перешло по пра-ву наследования к государству, и кладов;10) выступать агентом валютного контроля:11) выступать исполнительным органом по применению мер взыскания, налагаемых государственными инспекциями и другими контролирующими органами.Государственная налоговая администрация Украины включает три уровня:— высшее звено — Государственная налоговая администрация;—среднее звено — государственные налоговые администрации Автономной Республики Крым, областей и городов с районным делением;— низовое (базовое) звено — государственные налоговые инспекции районов (сельских и городских) и городов областного подчинения.На высшее звено возлагается задача организации, инструктивного иметодического обеспечения налоговой работы в стране, а также контроль за деятельностью налоговых органов. Типичная структура среднего звена — государственных налоговыхинспекций Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отвечает их главным функциям и включает: управление обслуживания плательщиков налогов; управление налогов и сборов; управление аудита; управление налоговых расследований; отдел учета и отчетности; отдел компьютеризации; отдел организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля; юридический отдел; валютную инспекцию; специальный отдел; бухгалтерию; отдел кадров;административно-хозяйственный отдел. Задача отдельных подразделений налоговых администраций этого звена в целом идентична функциям соответствующих подразделений Государственной налоговой администрации. Структурное построение налоговых инспекций базового уровня отражает их основную функцию — ведение налоговой работы. Она имеет два варианта — расширенный и суженный. Расширенный предусматривает наличие как функциональных, так и обеспечивающих подразделении. Этот вариант предназначен для районов в городах, что объясняется значительным объемом работы. Этот вариант предусматривает такую же структуру, как и на уровне среднего звена (без отдела организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля). Суженный вариант типичной структуры государственной налоговойинспекции установлен для сельского района и города областного подчинения (без районного деления) и предусматривает такие подразделения: управление (отдел) обслуживания налогоплательщиков; управление налогов и сборов; управление аудита; отдел учета и обработки данных; отдел налоговых расследований; валютная инспекция. Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами. Инспектора осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками — от приема налоговых расчетов до проведения документальных проверок. Лица вспомогательного состава обеспечивают деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).

3. Формы налогообложения в Украине

3.1 Косвенные налоги

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является видом универсального акциза, который устанавливается по единой ставке ко всему обороту. Это основной вид косвенного налогообложения, который обеспечивает основную массу налоговых поступлений в бюджет. Его налоговая база – стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара.

В результате регулярного поступления в бюджет и универсальности НДС выступает как один из наиболее эффективных фискальных инструментов. Это определяется тем, что НДС присуща высокая эластичность: изменение конъюнктуры рынка и уровня цен мало отражается на налоговой базе, поскольку НДС устанавливается в виде процентной надбавки к цене.

Плательщиком НДС являются все юридические и физические лица, осуществляющие от своего имени производственную или иную предпринимательскую деятельность на территории Украины. Лица, объем продажи которых не превышает 600 необлагаемых минимумов, освобождаются от уплаты НДС.

Объект налогообложения . В НДС различают номинальный и реальный объект налогообложения. Номинальный, по определению законодательством – это выручка от реализации товаров, работ, услуг. Реальным объектом налогообложения является добавленная стоимость – т.е. сумма заработной платы и прибыли, поскольку при уплате налога вычитается та его сумма, которая была уплачена плательщиком своим поставщикам.

В Украине установлена единая ставка НДС. Она имеет два выражения: 20% – включение в цены товаров, работ, услуг; 16,667% – определения суммы НДС в реализации товаров, работ, услуг по ценам включающим НДС. Кроме того, в определенных случаях предусмотрена так называемая нулевая ставка НДС (например при продаже товаров, вывезенных (экспортированных) за пределы таможенной территории Украины).

Порядок исчисления и уплаты . НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется как разница между суммой НДС с реализации товаров, работ и услуг, и суммой НДС в приобретенных материальных ресурсах, энергии, оплаченных услугах и т.п.

НДС уплачивается в бюджет декларациями и месячными платежами в зависимости от среднемесячной суммы налога (НДС может уплачиваться и ежеквартально).

Суммы НДС поступают в Государственный бюджет.

Таможенная пошлина

Таможенная пошлина – это непрямой налог, который взимается с

товаров, перемещаемых через таможенную границу страны, т.е. ввозимых, вывозимых или проходящих транзитом, и который включается в цену товаров и уплачивается за счет конечного потребителя.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через украинскую

таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Украины "О едином таможенном тарифе". Таможенные платежи уплачиваются декларантом или иным заинтересованным лицом.

Таможенные пошлины имеют следующие основные цели: рационализацию товарной структуры ввоза товаров; поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров; защиту экономики страны от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (тарифов) устанавливаются Кабинетом Министров Украины, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через границу. Они служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в

зависимости от страны происхождения товара. Если товар происходит из

страны, в торгово-политических отношениях Украины с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки, в установленном КМУ размере.

Существую следующие виды перемещений через таможенную границу Украины:

. ввоз в Украину и вывоз из Украины – фактическое перемещение через

таможенную границу Украины товаров и других предметов

. транзит через территорию Украины – перемещение товаров и других

предметов через территорию Украины под таможенным контролем между двумя или в пределах одного пункта на ее таможенной границе.

Плательщиками таможенной пошлины являются любые юридические и физические лица, которые осуществляют перемещение через таможенную границу Украины товары либо другие предметы, которые подлежат таможенному налогообложению согласно с действующим законодательством.

Объектом обложения таможенной пошлиной является таможенная

стоимость товаров или других предметов, которые перемещаются через

таможенную границу. Для определения таможенной стоимости товара валюта контракта пересчитывается на национальную валюту Украины по курсу НБУ, действующему на момент предоставления таможенной декларации. Таможенная стоимость товаров определяется исходя из фактически выплаченных цен либо из цен, надлежащих выплате продавцам товаров на момент пересечения таможенной границы страны. При установлении таможенной стоимости товаров в нее включается цена товара, указанная в счетах-фактурах, а также затраты на транспортировку, погрузку, страховку и др. При несоответствии предоставленных данных рыночным ценам на данные товары таможенная стоимость товаров определяется таможенными органами на основе реальных рыночных цен.

Объектом обложения пошлиной могут быть также характеристики товара.

Таможенная пошлина начисляется таможенными органами Украины исходя из таможенной стоимости товаров и существующих ставок.

В Украине применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

Ввозные таможенные пошлины – это пошлины, взыскиваемые таможнями при поступлении иностранных товаров и предметов на внутренний рынок.

Вывозные таможенные пошлины – это пошлины, начисляемые на товары и иные предметы при их вывозе за пределы таможенной территории Украины.

Вывозная таможенная пошлина является одним из инструментов регулирования структуры экспорта; она вводится в целях сокращения перечня товаров, экспорт которых подлежит нетарифному регулированию. Ставки вывозной таможенной пошлины, а также перечень товаров, подлежащих налогообложению, утверждаются Кабинетом Министров Украины. Ставки определяются в процентах к таможенной стоимости товаров, которые вывозятся субъектами предпринимательской деятельности за пределы Украины.

Адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

Специфические, начисляемые в определенном размере (евро) за единицу облагаемых товаров.

Комбинированные, в которых сочетаются первые два вида таможенных пошлин.

Могут применяться по решению Правительства сезонные пошлины; по сроку действия они не должны превышать шести месяцев в течение календарного года.

Для защиты экономических интересов страны по отношению к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины служат защитным средством, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Они могут также применяться в качестве ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины вводятся в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, в случае, если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям или может приостановить расширение производства подобных отечественных товаров. Демпинговые цены нередко применяются для завоевания зарубежного рынка, не защищенного соответствующими торговыми соглашениями.

Компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, для

производства которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Преференциальные – предпочтительные таможенные пошлины, которые устанавливаются государством для создания особого благоприятного режима для одного или нескольких государств при ввозе всех или отдельных групп импортируемых товаров и иных предметов. Применяются:

. к товарам и другим предметам, которые происходят их стран, входящих

вместе с Украиной в таможенные союзы или создающих вместе с ней

специальные таможенные зоны

. при установлении какого-либо специально преференциального

таможенного режима в соответствии с международными договорами при участии Украины

. к товарам и другим предметам, которые происходят из развивающихся

стран, за исключением некоторых товарных групп (например, продукции животноводства и пищевой промышленности, продуктов растительного происхождения и др.).

Льготные – это пошлины, которые создают режим наибольшего

благоприятствования к импорту товаров и иных предметов из стран и

экономических союзов, с которыми Украина заключила соглашение о свободной торговле, либо торгово-экономические соглашения с предоставлением режима наибольшего содействия или национального режима. Применяются к товарам и другим предметам, которые происходят:

. из стран или экономических союзов, пользующихся в Украине режимом наибольшего благоприятствования (Австрии, Великобритании, Италии, Польши, США, Германии, Франции и др.).

Полные (общие) – это пошлины, которые применяются ко всем товарам или иным предметам, ввозимым на территорию Украины (за исключением тех, к которым применяются преференциальные или льготные пошлины).

Таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу,

декларируется его владельцем. Контроль за правильностью определения

стоимости осуществляется таможенным органом, производящим оформление товара. При этом соблюдается полная конфиденциальность информации, так как по сути она содержит коммерческую тайну. Заявляемая в декларации таможенная стоимость товара должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально-подтвержденной информации. Владелец товара

обязан по требованию таможенного органа предоставить все необходимые ему сведения.

Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются Законом Украины «О таможенном тарифе».

Полностью освобождаются от пошлины:

• транспортные средства для международных перевозок пассажиров и

грузов;

• предметы материально-технического снабжения, вывозимые для

обеспечения деятельности украинских судов, ведущих морской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;

• товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного

пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;

• валюта и ценные бумаги, но положение не распространяется на ввоз или

вывоз, осуществляемый в нумизматических целях;

• товары, подлежащие обращению в собственность государства;

• товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

• товары, предназначенные для оказания технического содействия;

• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;

• товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

Законом «О таможенном тарифе» допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с Украиной зону свободной торговли или таможенный союз.

При осуществлении торговой политики Украины допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или в исключительных случаях — освобождения от пошлины.

Акцизный сбор

Акцизы – это вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или

тариф.

В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на

высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно Правительством Украины.

В соответствии с законодательством Украины акцизный сбор определен как непрямой налог с потребителей отдельных видов товаров (продукции), определенных законом как подакцизные, который взимается с них во время осуществления оборотов по продаже (других видов отчуждения таких товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, или при импортировании (везении, пересылке) таких товаров(продукции) на таможенную территорию Украины. Акцизный сбор включается в цену подакцизных товаров.

Акцизы являются налогами, налагаемыми на специальный перечень товаров.

Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары мало эластичен по отношению к уровню дохода.

Плательщики акцизов:

. субъекты предпринимательской деятельности (их филиалы отделения)

производители подакцизных товаров на таможенной территории Украины, в т.ч. из давальческого сырья, на которые установлены ставки АС в твердых суммах, а также заказчики, по поручению которых

изготавливается продукция на давальческих условиях по товарам, на

которые установлены ставки АС в процентах к обороту, которые

уплачивают АС производителю;

. нерезиденты, которые осуществляют изготовление подакцизных товаров на таможенной территории Украины непосредственно или через их постоянные представительства или лиц, приравненных к ним;

. субъекты предпринимательской деятельности (из филиалы отделения),

которые импортируют на таможенную территорию Украины подакцизные товары;

. физические лица, которые ввозят (получают) подакцизные вещи или

предметы на таможенную территорию Украины в объемах или стоимостью, превышающих нормы беспошлинного провоза (пересылки) для таких юридических лиц, определенные таможенным законодательством;

. физические или юридические лица, которые покупают (получают в другой форме владения, пользования или распоряжения) подакцизные товары у налоговых агентов;

Объектом налогообложения являются:

- обороты по реализации изготовленных в Украине подакцизных товаров (продукции) путем их продажи, обмена на другие товары (продукцию, работы, услуги), бесплатной передачи товаров (продукции) или с частичной их оплатой;

- обороты по реализации (передачи) товаров (продукции_ для собственного потребления, промышленной переработки (кроме оборотов по реализации (передаче) для производства подакцизных товаров), а также для своих работников;

- таможенная стоимость импортных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины, в том числе в пределах бартерных (товарообменных ) операций или без оплаты их стоимости или частичной оплатой.

Ставки акцизного сбора:

а) по ставкам в процентах к обороту от продажи:

- товаров, реализуемых по свободным ценам, исходя из их стоимости по этим ценам, установленных с учетом акцизного сбора, без НДС

- товаров, реализуемых по государственным фиксированным и регулируемым ценам, исходя из их стоимости по этим ценам без учета торговых скидок, а также сумм НДС.

При закупке импортных товаров (продукции) облагаемый налогом оборот определяется, исходя и их таможенной стоимости. При определении указанной стоимости иностранная валюта пересчитывается в национальную валюту Украины по курсу НБУ, действующему на день предоставления таможенной декларации;

б) в твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции)

Ставки акцизного сбора являются едиными на всей территории Украины

Товары подлежащие обложению АС:

. табак и табачные изделия

. транспортные средства

. ювелирные изделия

. спирт этиловый, алкогольные напитки и пиво

. горюче-смазочные материалы и бензин

Описание товаров и ставки акцизного сбора

Пиво солодовое 0,14 грн за 1л

Вина виноградные натуральные, включая крепкие 0,8грн за 1 л

Вина игристые (газированные), шампанское 1,6грн за 1 л

Спирт этиловый неденатурированный с содержанием спирта не менее 80% объема 16грн за 1 л 100% спирта

Спирт этиловый и другие спиртные напитки, денатурированные, любой

крепости

Сигары, сигариллы (сигары тонкие), другие 20 грн за 100шт

Сигареты из табака (папиросы) 10 грн за 1000 шт

Табак для курения, в т.ч. с заменителями или без заменителей табака10 грн за 1 шт.

Бензины моторные А-72, А-76, А-80, А-90, А-91, А-93, А-95, А-96, А-98

Бензины А-80ЕК, А-92ЕК, А-93ЕК, А-95ЕК, А-98ЕК

Ювелирные изделия

Транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с зажиганием от искры и с кривошипно-шатунным механизмом объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3, новый и б/у 0,2 € за 1 см3

– с объемом цилиндров двигателя более 1000 см3, но не более 1500 см3, новый и б/ 0,2 € за 1 см3

– с объемом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 3000 см3 0,2 € за 1 см3

– с объемом цилиндров двигателя более 1500 см3, но не более 2200 см3

см3, новый и б/у 0,3 € за 1 см3

Датой возникновения налоговых обязательств с продажи подакцизных товаров (продукции) является дата, которая приходится на налоговый период, на протяжении которого состоялось какое-либо из действий, которое произошло раньше:

- или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет

плательщика акцизного сбора как оплата товаров (продукции), которые

продаются, а в случае продажи товаров (продукции) за наличные деньги – дата их оприходования в кассе плательщика акцизного сбора, за отсутствием такового – дата инкассации безналичных средств в банковские организации, которые обслуживают плательщика акцизного сбора;

- или дата отгрузки (передачи) товаров (продукции).

3.2 Прямые налоги Налог на доходы граждан. Плательщиками подоходного налога (субъектами налогообложения) в Украине являются граждане Украины, иностранные гражданеи лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места проживания в Украине. Объектом налогообложения граждан, постоянно проживающих в Украине, является совокупный доход за календарный год, который складывается из месячных совокупных доходов, полученных из разных источников как на территории Украины, так и за ее пределами. Объектом налогообложения у граждан, не имеющих постоянное место жительства в Украине, является доход полученный из доходов в Украине. При определении совокупного налогооблагаемого дохода учитываются доходы, полученные как в натуральной, так и денежной форме (в национальной или иностранной валюте). Ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан исчисляются,исходя из необлагаемого минимума доходов граждан, размер которогоустанавливается Верховной Радой Украины, и размера месячного совокупного дохода гражданина. Доходы гражданина ниже необлагаемого минимума не облагаются налогом, выше – облагаются согласно шкале ставок в процентах. Налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются субъекты предпринимательской деятельности, бюджетные, общественные предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли. Объектом налогообложения является прибыль предприятия, котороеопределяется путем уменьшения суммы скорректированного дохода: ~ суммы валовых издержек; ~ суммы амортизационных отчислений. Валовой доход – это общая сумма дохода плательщика налога от всехвидов деятельности, полученного в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, так и за ее пределами. Валовой доход включает в себя: ~ общие доходы от реализации товаров (работ, услуг); ~ доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по предоставлению финансовых услуг; ~ доходы от совместной деятельности, а также в виде процента, роялти, дивидендов и т.д ; ~ доходы, не учтенные в исчислении валового дохода периодов,предшествующего отчетному. ~ доходы из других источников и от нереализованных операций. Из суммарного валового дохода исключают сумму акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, сумму средств или стоимость имущества, полученные плательщиком налога по решению суда как компенсация его расходов или убытков, а также некоторые другие суммы. Валовые издержки производства и обращения – это суммы любых расходов плательщика налога в денежной, материальной формах, осуществляемая как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготавливаются) таким плательщиком налога для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности. В состав валовых издержек включаются: ~ суммы расходов, уплаченных в связи с подготовкой, организацией,ведением производства, реализацией продукции (работ, услуг) и охранойтруда; ~ суммы средств или стоимость имущества, добровольно переданных вгосбюджет или местные бюджеты, но не более четырех процентовналогооблагаемой прибыли; ~ суммы средств, перечисленных предприятиям всеукраинскихобъединенных лиц, которые пострадали вследствие Чернобыльскойкатастрофы, но не более десяти процентов налогооблагаемойприбыли; ~ суммы средств, вносимых в страховые резервы финансовымиучреждениями для покрытий риска не возврата кредита; ~ суммы внесенных налогов, сборов и других обязательных платежей; ~ суммы расходов, не учтенных в составе валовых издержек прошлых лет; ~ суммы безнадежной задолженности в случае, когда соответствующие меры по взысканию долгов не дали результата; ~ суммы расходов, связанных с улучшением основных фондов и суммы превышения балансовой стоимости основных фондов и нематериальных активов над стоимостью их реализации. Не включается в состав валовых издержек расходы на нужды, несвязанные с ведением хозяйственной деятельности. Под амортизацией основных фондов и нематериальных активов понимают постепенное отнесение расходов на их приобретение, изготовление и улучшения, на уменьшение скорректированной прибыли плательщика налога в пределах норм амортизационных отчислений. Прибыль предприятий, включая предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица, облагается налогом по ставке тридцать процентов от объекта налогообложения. Сумма налога на прибыль предприятий определяют самостоятельно, исходя из исчисленной величины налогообложения прибыли и ставки налога. Плата (налог) за землю. Объектом платы за землю является земельный участок, который находится в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земли или землепользователь. При этом нужно иметь в виду, что плата за землю на основании законаделится на два вида – налог на землю (платят собственник земли,землевладелец или землепользователь не арендатор) и арендная плата (платят арендаторы). Таким образом, арендаторы, платят только арендную плату, а не земельный налог. Это связанно с тем, что объектом налогообложения является земельный участок, за который налог уплачивается его собственником или владельцем – арендатором, в противном случае – двойное налогообложение. Для того чтобы арендатор действительно считался арендатором, ондолжен иметь договор аренды соответствующего участка (его части). Договор аренды здания, склада, помещения и т. д. не заменяет договора аренды земли, который должен заключаться отдельно. Согласно Земельному кодексу Украины договор аренды земли подлежит регистрации в местных органах власти. Землепользователь (не собственник участка), который не имеет договорааренды, должен платить земельный налог. Таким образом, дляземлепользователя существует два варианта: либо заключать договор аренды и платить арендную плату, установленную арендодателем в соответствующем договоре аренды, либо быть пользователем участка с получением соответствующего свидетельства в местных органах власти и платить земельный налог. Ставки земельного налога определяются по общему правилу в размереодного процента от общей денежной оценки участка. Сама денежная оценка проводится по методикам, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Что касается оплаты за аренду земли, то здесь отношения сторон в основном регулируются нормами Земельного кодекса Украины и самим договором аренды.

3.3 Местные налоги и сборы

Наименование налогов (сборов) Плательщики Ставки налога (сбора) Сроки перечисления и предоставления расчетов
Коммунальный налог Предприятия всех видов и форм собственности (юридические лица), кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий, не получающих дохода от хозяйственной и коммерческой деятельности. Филиалы (отдельные и другие обособленные подразделения), которые не имеют отдельного баланса и расчетного счета в банке, исходя из численности работников в составе предприятия – юридического лица. Бюджетные учреждения, планово-дотационные предприятия, финансирующиеся из местного и государственного бюджетов, но имеющие доход от хозяйственной и коммерческой деятельности. 10% годового фонда оплаты труда, исчисленного исходя из размера необлагаемого минимума доходов граждан (17 грн.) Базовый отчетный (налоговый) период для коммунального налога равняется календарному месяцу. Расчет предоставляется в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного периода по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2003г. № 625. Уплата – в течение 30-ти календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца.
Налог с рекламы Предприятия, СПД всех организационно-правовых форм (юридические лица), в т.ч. предприятия с иностранными инвестициями, филиалы, отделения и др. обособленные подразделения, а также граждане Украины и др. государств, филиалы (отделения и др. обособленные подразделения) которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица или другие граждане, которые проживают постоянно, временно или прибыли в город и распространяют рекламу.

0,1% стоимости услуг за размещение рекламы на срок до 6-ти месяцев и одноразовой рекламы в СМИ;

0,5% стоимости услуг за размещение рекламы на срок от 6 месяцев до одного года и на протяжении одного календарного месяца в СМИ.

В случаях, когда реклама размещается на срок более одного года, налог уплачивается за каждый год отдельно в порядке, предусмотренном выше.

Базовый (отчетный) период – месяц. Предоставление расчета – в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2003г. № 624.

Уплата – в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца.

Сбор за право использования местной символики Юридические лица и граждане, которые используют символику с коммерческой целью.

Юридические лица- 0,1% стоимости изготовленной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг с использованием символики.

Граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью – пять необлагаемых минимумов доходов граждан.

Предоставление расчета – в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) месяца по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2003г. № 622.

Уплата – в течение 30 календарных днем, следующих за последним днем отчетного месяца.

Сбор за парковку автотранспорта

Юридические лица и граждане, которые паркуют автомобили в установленном месте.

Право бесплатной парковки – транспортные средства медицинской помощи, милиции, аварийный специальный автотранспорт.

От уплаты сбора освобождаются: инвалиды 1 и 2 групп всех возрастных категорий на автомобилях с ручным управлением;

инвалиды войны и граждане, имеющие особые заслуги перед Родиной;

участники боевых действий;

родители детей-инвалидов, которые получили в органах соцзащиты автомобиль для обслуживания детей;

депутаты, при исполнении своих депутатских обязанностей.

3% необлагаемого минимума доходов граждан в специально оборудованных местах. 1% необлагаемого минимума доходов граждан в отведенных местах.

Предоставление расчета – ежемесячно, в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного месяца по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2003г. № 629. Уплата – в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем отчетного месяца.

Рыночный сбор

Юридические лица всех форм собственности, их филиалы, отделения, представительства и другие обособленные подразделения, а также физические лица независимо от того, осуществляют они продажу товаров на рынках от своего имени, или от имени и по поручению других физических или юридических лиц, в т.ч. в пределах отношений трудового найма. Освобождаются от уплаты предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, которые расположены в стационарных помещениях (магазинах, киосках, палатках) на территории рынка, а также собственные торгово-закупочные подразделения рынка независимо от занимаемого места.

Льготы по уплате сбора предоставляются инвалидам ВОВ 1, 2 групп и приравненным к ним по льготам лицам.

Ставки сбора дифференцированы в зависимости от товара, который реализуется на рынке юридическими и физическими лицами ( ставки приведены в приложении к Положению о рыночном сборе ).

Предоставление расчета - в налоговые органы – в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2003г. № 627;

– ежемесячно:

- в управление по вопросам торговли и бытового обслуживания населения - в течение 5 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного ( налогового ) месяца по форме, приведенной в таблице приложения к Положению ).


4. Объективная необходимость и пути реформирования налоговой системы Украины

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного

регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы Украины был взят

фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли.

Современная украинская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.

Основной целью украинской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных украинских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация национальной валюты и сокращение бюджетного дефицита.

Основной недостаток налоговой системы Украины состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Налоговая политика Украины строится пока исходя из принципа - “чем

больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”.

В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании

интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в Украине

такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает

социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада.

Украинская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту

функцию, что является существенным ее недостатком.

Налоговая система Украины не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В Украине доля косвенных налогов в налогообложении

возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары.

Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В Украине же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют.

Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).

Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макро- , так и на микроуровне.

Налоговая система Украины неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к

экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике

принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию.

Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система Украины должна быть принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая направленность налогов.

Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа?

Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля над эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита сводного бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления налоговой реформы в Украине в этом общем

контексте видятся следующими:

1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;

2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот,

расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в

соответствии с принципом “налоговой справедливости”;

3) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

4) снижение налогового давления, суммарный уровень налогообложения не должен быть более 45 копеек на 1 грн. дохода

5) обеспечение стабильности налогового законодательства, запретить в

законодательном порядке вносить изменения в налоговое законодательство в течение бюджетного года

6) унификация системы налогообложения, сократить количество налогов на половину, устранить двойное налогообложение

7) придание гибкости системе налогообложения, налоговыми ставками

стимулировать прогрессивные, ограничивать негативные явления

8) структурная перестройка системы налогов, надо провести структурную

перестройку налогов в пользу прямых, а не косвенных, при этом упор

сделать на обложение прибыли, имущества, земли, капитала

9) либерализация и децентрализация налоговой системы, надо расширить

права местных Советов в регулировании ставок налогов и их

использовании на местах

10) снижение налоговых ставок, снизить по некоторым налогам ставки

(НДС, налог на прибыль, подоходный и др.)

На данный момент целесообразно:

- расширить права местных органов при установлении ставок налогов на

имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

- расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

- усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога для лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в

полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Какие стратегические цели в области планирования налогообложения

должно иметь наше государство на ближайший период?

Очевидно, ответ на этот вопрос таков:

1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков;

2) упрощение налоговой системы;

3) налоговое стимулирование производства и реализации

конкурентоспособных отечественных товаров;

4) совершенствование принципов федерализма, развитие в стране

муниципальных налоговых систем.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей

и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.


Заключение

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет.

На настоящий день существует огромный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней Украины, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц, и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым, стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

Поэтому, пока не будет выработана целостная концепция реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых исследований в этой сфере останутся непригодными для использования.


Список литературы

1. Бурденко І.М. Аналіз стану й напрямки розвитку податкової системи України та її вплив на зростання економіки/І.М. Бурденко, О.В. Кравченко - Економіка. Фінанси. Право, 2004.

2. Ожогина Н. Концептуальные основы реформирования налоговой системы Украины на пути к Евроинтеграции. Вестник налоговой службы Украины, 2007 -43.

3. Гридчина М.В. Налоговая система Украины: Учебное пособие, 2001.

4. Онисько С.М Податкова система: Підручник, 2006.

5. Лютый И. Концепция реформирования налоговой системы Украины и конкурентоспособность национальной экономики. Лютый И., Тропина В. Экономика Украины, 2007.

6. Соколовська А.М. Податкова система держави: теорія і практика становлення: Монографія, 2004.

7. Ревун В.И. Про реформування й модернізацію податкової системи. Фінанси України, 2007.

8. Закон України „Про державну податкову службу в Україні”

9. Закон Украины «О системе налогообложения»

10. Концепція реформування податкової системи України: Проект. Урядовий кур’єр, 2005.