Курсовая работа: Фирменный стиль в рекламе

Название: Фирменный стиль в рекламе
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: курсовая работа

Государственное Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования

Колледж Туризма и Гостиничного Сервиса

Отделение туризма, экономики и предпринимательства

Курсовая работа

Тема:

«Фирменный стиль в рекламе»

Разработала: Корепина Ольга,

студентка группы 327

Руководитель: Березовская Т. В.

Работа допущена к защите:

« ___» ____________ 2009 г.

Санкт - Петербург

2009 – 2010 уч. год

Содержание

Ведение …………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основы создания фирменного стиля предприятий индустрии гостеприимства …………………………………………………………….…5

1.1. Понятие фирменного стиля ………………………………………..5

1.2. История развития фирменного стиля в России …………………7

1.3. Современное понятие фирменного стиля, и его элементы …….10

1.4. Психологические аспекты значения торговой марки и товарного знака ………………………………………………………………..16

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5. Разработка фирменного стиля компании, этапы и методы разработки …………………………………………………………22

1.6. Особенности внедрения фирменного стиля …………………….26

Глава 2. Применения фирменного стиля в сфере туризма и воздействие фирменного стиля на потребителя …………………………………………28

2.1. Область компетенции Комитета по туризму Вологодской области….. ………………………………………………………….…….28

2.2. Анализ фирменного стиля Комитета по туризму Вологодской области …………………………………………………………………….32

Заключение…………………………………………………………...…………..37

Список литературы……………………………………………………..….…….39

Приложения………………………………………………………………………41

Введение

В условиях современной рыночной экономики и конкурентной среды, в ситуации, когда только в одной стране существует более 500 тысяч предприятий, для каждого из них вопрос о фирменном стиле становится наиболее острым, поскольку разработка фирменного стиля – длительный и сложный процесс. Сегодня разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа компаний.

Кто-то разрабатывает фирменный стиль по принципу «иметь фирменный стиль - модно и современно», другие действуют по принципу «и я тоже», кому-то фирменный стиль может понадобиться в предпродажной подготовке по требованию инвесторов. Но настоящая потребность в разработке фирменного стиля возникает лишь тогда, когда осознаются выгоды от его использования.

Фирменный стиль нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант, выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым (идентификация) и хорошо запоминаемым. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие фирменного стиля (хорошего) значительно повышает эффективность рекламы.

Поэтому актуальность данной курсовой работы определяется необходимостью идентифицироваться, индивидуализироваться, повысить узнаваемость своей компании и своего продукта среди конкурирующих предприятий в данном сегменте рынка.

Цель работы заключается в проведении комплексного анализа фирменного стиля Комитета по туризму Вологодской области.

Для достижения данной цели предполагается выполнение ряда задач :

· изучение необходимой литературы по теме курсовой работы;

· определить фирменный стиль в современном его понимании;

· выделить главные составляющие фирменного стиля;

· изучить этапы и методы формирования стиля;

· ознакомиться с особенностями внедрения фирменного стиля;

· проанализировать применение фирменного стиля в сфере туризма на примере Комитета по туризму.

Объектом курсовой работы выступает деятельность Комитета по туризму Вологодской области.

Предметом – фирменный стиль Комитета по туризму.

Основными научными методами, используемыми в работе, являются метод обобщения, описания, анализа, добъяснения, систематизации, классификации и включенное наблюдение.

Данная работа является попыткой научного анализа фирменного стиля Комитета по туризму и представляет собой практическое значение для дальнейшего исследования в области разработки и эффективности использования собственного фирменного стиля.

Глава 1. Основы создания фирменного стиля предприятий индустрии туризма

1.1. Понятие фирменного стиля

Фирменный стиль - это совокупность приемов (графических,

цветовых, пластических, акустических, видео и др.), обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов. [1]

Фирменный стиль, как правило, отражает идеологию компании и ее

подход к бизнесу. Создавая фирменный стиль, всегда следует помнить о том, какое впечатление он должен производить.

Среди основных функций фирменного стиля выделяют:

1. Идентификация - фирменный стиль позволяет потребителю без особых усилий узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам; отражает индивидуальность компании, это своего рода «лицо», определяющее статус компании в ряду ей подобных и в то же время отличающее, идентифицирующее ее стиль;

2. Доверие - если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в значительной степени распространяться на всю остальную продукцию фирмы. Кроме того, наличие фирменного стиля само по себе вызывает доверие.

3. Реклама - наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Помимо этого, все объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой.

Цель фирменного стиля - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью. Таким образом, наличие фирменного стиля косвенного гарантирует высокое качество товаров и услуг, так как оно свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя.

Фирменный стиль обеспечивает организацию следующими преимуществами, выполняя следующие функции:

1) повышение корпоративного духа, единства сотрудников и создание ощущения приобщённости к общему делу, воспитывает фирменный патриотизм;

2) позитивное влияние на эстетический уровень, внешний вид товаров и помещений фирмы

3) помощь потребителю ориентироваться потребителю в потоке рекламной информации, быстро и безошибочно находить нужную фирму;

4) указывает потребителю взятие фирмой ответственности за произведенный товар.

5) указывает обществу на стабильность и долговременность, работы компании.

6) сокращает затраты на рекламу и РR, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный брэнд.

Если же подытожить все преимущества, которые дает использование фирменного стиля, то можно назвать его одним из главных средств формирования благоприятного имиджа фирмы.

Фирменный стиль на предприятии имеет большое значение и наряду с другими важными компонентами маркетинга, составляет отдельную сферу деятельности в области стимулирования продаж и маркетинга. (см. Приложение 1)

1.2. История развития фирменного стиля в России

Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет, но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля использовались довольно часто.[2] Кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.

В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций – формирование фирменного стиля.

В России 60-х годов XX в. никаких объективных, «естественных» причин для возникновения разработок в области фирменного стиля не было, так как конкуренция отсутствовала. И тем не менее фирменный стиль был.

Началось всё с командного вмешательства Совета Министров СССР – постановления «О товарных знаках», вышедшего 15 мая 1962 года, которое вызвало настоящий «взрыв» в прикладной графике.

Дизайнеры 60-х своей задачей видели прежде всего воспитание высокого эстетического вкуса у населения, облагораживание предметного мира, окружающего человека. Предполагалось, что благодаря повседневному общению с предметами массового потребления (продовольственными продуктами в хорошей упаковке, промышленными товарами, снабженными достойно оформленными инструкциями и ярлыками и т.д.), общество усовершенствует культуру, и тем самым ускорится его духовное и эстетическое развитие. [3]

Получалась очевидная диспропорция между «идейной нагрузкой» оформления и оформляемым объектом. Стилистически область графического дизайна в России представляла собой своего рода заповедник традиционализма, последнюю в мире культуры версию того монументального квазиклассического стиля, который впоследствии иронически квалифицировался как «сталинский ампир », или «художественный стиль». (см. Приложение 2)

Сам термин – фирменный стиль – чрезвычайно понравился и очень быстро «прижился», и это при полном отсутствии фирм как таковых. Его стали применять к явлениям, не имеющим прямого отношения к фирменной идентификации, например для обозначения графического оформления городской среды.

К середине 70-х годов на Западе ажиотаж вокруг фирменного стиля несколько улёгся, и это явление вошло в более спокойное «русло».

В России же с большим опозданием началась визульно-коммуникативная модель графического дизайна, господствующего в Европе уже десять лет. Он служил теоретической базой для создания графической части фирменного стиля. Исходя из концепции этой модели, дизайнер-график превращался в связующее звено, преобразующее информацию в визуальные сигналы. Любое графическое изображение должно было однозначно интерпретироваться, мгновенно считываться, быть лаконичным и простым в восприятии.

Классикой визуально-коммуникативной модели графического дизайна стала разработка Рамиза Гусейнова – фирменный стиль «Электромера» (см. Приложение 3). Для него был даже разработан специальный шрифт, названный «Приборным» по его основному назначению. А проект фирменного стиля «ПРОМО» (см. Приложение 4) получил мировую известность и был удостоен Гранпри – на международном бьеннале в Брно.

Однако уже на рубеже 70-80-х годов в графическом дизайне стали происходить определённые трансформации, появились новые стилевые явления, которые можно назвать альтернативными и которые постепенно превратили визуально-коммуникативную модель в свою противоположность.

В первой половине 80-х эти явления приобрели массовый характер и сформировали новый стиль, впоследствии получивший название – «альтернативного стиля », «новой волны », «концептуального стиля » и т.д. (см. Приложение 5)

«Альтернативный стиль», как и «визуально-коммуникативный», пришёл к нам с Запада, его лидером считается англичанин – Невил Броуди, который и сегодня является одним из самых авторитетных в мире дизайнеров-графиков, живой легендой графического дизайна, хотя ему ещё нет сорока. Мировую известность Броуди приобрел, работая дизайнером в журнале «The Face», здесь он получил возможность проводить бесконечные эксперименты в области графического дизайна, здесь формировалась концепция «новой волны».

Вот как характеризует работу Броуди того периода журнал по графике «КАК»: «Агрессивный дизайн, первичный по отношению к тексту, активная работа со шрифтом плюс изменения взгляда на рекламу, периодику и шоу-бизнес вообще совершили революцию в мировом графическом дизайне».

Фирменные знаки, выполненные в стиле «новой волны», меняют саму установку восприятия графической информации: если в «визуально-комму-никативном стиле» основным требованием было мгновенное считывание информации, то в пластически зрелищных знаках «новой волны» предполагалось медленное прочтение. Это сложные остроиндивидуальные графические композиции, которые невозможно превратить в расхожий штамп. «Новая волна» ценит прежде всего неожиданность идеи, её парадоксальность и непредсказуемость, относительность всякого порядка.

Для 90-х годов характерно отсутствие доминирующей позиции у какого-либо одного стиля. Дизайнеры используют в своих разработках весь опыт, накопленный графическим дизайном за время своего существования. Главным событием современного графического дизайна можно считать всеобщую компьютеризацию, открывшую новые широчайшие возможности и перспективы.

Сегодня в связи с определёнными переменами, происходящими в России, фирменный стиль занимает своё «законное» место и служит по своему прямому назначению. А возрастающая конкуренция делает его всё более актуальным и жизненно важным в борьбе за прибыль.

1.3. Современное понятие фирменного стиля и его элементы

Единый фирменный стиль в рекламе предусматривает совокупность художественных приемов, создающих единый характер подачи рекламных материалов, разработанных на базе оригинального графического дизайна.

Внедрение единого фирменного стиля во всей форме рекламной деятельности промышленных предприятий, фирм и торговых организаций будет способствовать узнаваемости их продукции на рынке, внесет порядок в продаваемую ими рекламную работу.

Программа разработки фирменного стиля включает широкий комплекс работ. В каждом случае необходимо создать целый ряд стилеобразующих элементов (своеобразных констант), правильное и последовательное применение которых индивидуализирует фирму, делает ее “лицо” узнаваемым.

Основными стилеобразующими элементами, представляющими систему фирменного стиля являются: [4]

1. Товарный знак;

2. Фирменная шрифтовая надпись (логотип);

3. Фирменный блок;

4. Фирменный лозунг (слоган);

5. Фирменный цвет (цвета);

6. Фирменный комплект шрифтов;

7. Корпоративный герой;

8. Постоянный коммуникант (лицо фирмы);

9. Фирменная одежда;

10. Другие фирменные константы.

Эти элементы должны гарантировать наибольший объем комбинации и быть гибкими в такой степени, чтобы их можно было приспособить к меняющимся требованиям. И главное, они должны производить одинаковое впечатление во всем многообразии их применения в рекламных средствах.

1. Тованый знак

Безусловно, самым сильным визуальным средством, формирующим образ фирмы, является товарный знак (знак обслуживания), поэтому разработке и использованию товарного знака в системе фирменного стиля следует уделять особое внимание.

Торговый знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.

Товарный знак должен отвечать высоким эстетическим требованиям и уровню современной графики, в то же время он должен быть простым для восприятия, а также в изображении и употреблении, то есть должен легко сочетаться с текстом и другими элементами оформления.

Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, фирменный знак; англ. trademark) является центральным элементом фирменного стиля. Не совсем корректным является определение торгового знака как “торговой марки”.

Основные функции товарного знака следующие:

– облегчать восприятие различий или создавать различия;

– давать товарам имена;

– облегчать опознание товара;

– облегчать запоминание товара;

– указывать на происхождение товара;

– сообщать информацию о товаре;

– стимулировать желание купить;

– символизировать гарантию.

2. Логотип

Логотип – это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа. Как и любой другой нормальный идентификатор, логотип - уникален. Что, кстати, имеет и юридическую поддержку. Например, при регистрации знак проверят на предмет уникальности.

3. Фирменный блок - объединенные в общую графическую композицию знак и логотип, которые могут быть дополнены разного рода поясняющими и тому подобными надписями.

Фирменный блок представляет собой традиционное, часто упоминаемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего, это изобразительный товарный знак и логотип. Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда фирменный блок включает в себя и фирменный лозунг.

4. Фирменный слоган - главный рекламный лозунг.

Фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирмой оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки.

Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: “ Just do it!”; Philips: «Изменим жизнь к лучшему!».

В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиента, например Johnson& Johnson: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!».

Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (Rank Xerox: «Мы научили мир копировать!» ) или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: «Это – Sony!» ).[5]

5. Фирменный цвет

Фирменный цвет также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно. При этом можно назвать стойкие ассоциации всей деятельности, связанной с морем и водой, с голубым цветом; авиации – с серебристым; растениеводства и продуктов его переработки – с зеленым и т.п. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов McDonald’ s – красный и желтый ; Kodak – желтый и золотистый .

Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак в цветовом исполнении, то только в этом цвете он будет защищен. При регистрации же товарного знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.

6. Фирменный комплект шрифтов

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля.

7. Корпоративный герой

Корпоративный герой – важная часть формируемого имиджа фирмы. Коммуникатор как бы персонифицирует сам себя, разрабатывая постоянный, устойчивый образ своего представителя.

Очень часто корпоративный герой наделяется некоторыми чертами, которые коммуникатор стремится включить в свой имидж. Шумный кролик Квики призван смешить маленьких любителей какао. Клоун Роналд Макдоналд должен олицетворять в глазах маленьких посетителей ресторана дух веселого праздника с подарками и представлениями.

8. Постоянный коммуникант

Постоянный коммуникатор, в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника при ее коммуникации с адресатом. Более распространены определения этого понятия как «лицо фирмы », «брэнд-имидж », «икона фирмы ».

9. Фирменная одежда

Фирменный стиль в современной спецодежде указывает не только на принадлежность работника к фирме, но и соответствовать параметрам профессии.

Если говорить про банковских служащих, работников торговли, педагогов или врачей, то к их внешнему виду применяются требования, отличные от требований для производственных рабочих.

Деловой костюм должен соответствовать ряду требований:

- использование в одежде фирменного цвета, эмблем;

- соответствие современным тенденциям моды;

- цвет одежды выбирается не слишком светлым и не черным.

В ряде американских фирм пишут специальные кодексы, какую одежду можно носить. Главное требование – элегантность, консерватизм и чувство меры. При этом следует помнить, что элегантность – понятие интернациональное. Достижение единства в разнообразии и разнообразия в единстве – путь развития фирменного стиля в одежде.

Внедряя принципы корпоративной культуры необходимо быть очень осторожным. Нельзя нарушать проявление индивидуальности сотрудника, особенности его личности. Поэтому попытка одеть всех в униформу и даже в строгие классические костюмы может привести к активному противостоянию сотрудников и снижению продуктивности труда. Прежде всего это касается творческих организаций и ряда других.

10. Другие фирменные константы

Перечень других фирменных констант постоянно растет, включая такие экзотические элементы, как:

- фирменное знамя;

- фирменный гимн;

- корпоративная легенда («байка») и многое другое.

Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, играют настолько важную роль в формировании ее образа, что могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. Среди таких констант – различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарными знаками.

Элементами фирменного стиля можно также назвать фирменные особенности дизайна. Например, рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, несмотря на то, что внешний облик машин этой фирмы постоянно меняется.

Таким образом, в индустрии любого бизнеса дизайнер не только разрабатывает товарный знак, логотип, объемно-пространственное решение, фирменные константы - цвет, блок, шрифт, форматы рекламы, документацию, упаковку, - ацидентный набор (визитки, бланки, ручки, конверты и т. д.), но и создает интерьер, декор, посуду, одежду персонала и другие стилеобразующие элементы. «Высокий» фирменный стиль косвенно подтверждает надежность фирмы, формирует ее положительный имидж.

1.4. Психологические аспекты значения торговой

марки и товарного знака

При создании фирменного стиля необходимо учитывать психологические аспекты значения торговой марки и товарного знака. Представляет интерес характеристика психологической функции торговой марки и товарного знака, данная В. И. Шувановым [6] .

Как известно, все человеческие желания и отношения материализуются в знаках и вещах, которые являются предметами потребления. Качество товаров и услуг, безусловно, является основным фактором, определяющим их успешное внедрение на потребительском рынке, но значительное влияние при этом оказывает привлекательность символических образов.

Как никогда ранее, торговая марка, товарный знак, название фирмы становятся объектом значительных материальных вложений, символом деловой репутации и качества, к которому предприятие двигалось, быть может, многие годы. Специалисты знают, что в Великобритании, например, только работа по подбору названия фирмы оценивается суммами в десятки тысяч фунтов стерлингов (если перевести в рубли, то по курсу фунта стерлинга на сегодняшний день это составит 492 100 рублей).

В идеале символы фирмы должны оставаться неизменными многие

десятилетия. В странах с несметным количеством юридических лиц и строгим законодательством о товарных знаках, если речь идет о давно функционирующей на рынке фирме, крайне редко можно говорить о возможности смены товарного знака или названия фирмы, данного ей при «рождении», даже если с точки зрения психологического воздействия оно крайне неблагоприятно.

Как при создании новых фирм, так и при разработке марок для конкретных видов новых товаров определение названий на базе психологических технологий - уже давно не роскошь, а средство продвижения фирмы или товара. Эффективная реклама может создать конкретные символы.

Эффективность товарного знака обусловлена соблюдением ряда важных, чисто психологических требований. Образ, который несут товарный знак и название фирмы, включает несколько ассоциативных уровней.

Первый уровень - содержательные ассоциации. Исследования показывают, что название всегда позволяет строить гипотезы о профиле фирмы, даже тогда, когда оно является бессмысленным, ничего не значащим словом. Другое дело - если степень разброса догадок для разных названий довольно высокая. Одни из них (названий) оставляют безграничный простор для предположений, в то время как другие направляют догадки в определенное русло, прямо или косвенно соответствующее истинному профилю. Некоторые, бывает, направляют и по ложному следу.

Исследования показывают, что часто в названиях фирм фигурируют слова, ничего не значащие, а также слова, значение которых не имеет отношения к роду деятельности фирмы, или слова, совершенно одинаковые для множества разных фирм.

Второй уровень - архетипические и культурные ассоциации. По ним

можно делать выводы о национально-государственной принадлежности

и исторических корнях фирмы. При этом введение в рекламный текст архетипических символов, характеризующих коллективное бессознательное (термин австрийского психолога К. Юнга), позволяет вызвать у потребителей эффективные ассоциативные комплексы. [7]

Третий уровень - эмоциональная окраска звучания. При использовании

в названии иностранных слов, искусственных слов или аббревиатур именно эта сторона выходит на передний план.

Исследованиями влияния звуков установлено, что звуки, из которых

состоит речь, бывают разные: приятные и не очень, быстрые и медленные, мягкие и жесткие и т. д. Понятно, что речь идет не о свойствах самих звуков, а лишь о тех качествах, с которыми они подсознательно связываются в нашем восприятии. Из звуков складываются слова, а в зависимости от преобладания в слове звуков с той или иной эмоциональной окраской, слово в целом тоже приобретает эту окраску.

Аналогичные выводы справедливы и для графических изображений,

эмблем, символов. Графика тоже может быть представлена несколькими разными ассоциативными уровнями: [8]

· первый уровень - это содержательные ассоциации.

Как и названия, эмблемы могут различаться по тому, направляют они ассоциации в нужном или другом направлении или не дают никакой им направленности;

· второй уровень - изобразительные знаки и символы, несущие заряд конденсированного эмоционального опыта, непроизвольно воскрешающие этот опыт в подсознании людей.

Такие элементы могут, в свою очередь, относиться к разным уровням - от непосредственных «чистых» эмоций до символов, воплощающих общекультурные смыслы;

· третий уровень - аналог уровня культурных ассоциаций.

Их носителями выступают, в первую очередь, стилевые элементы. Изображение может быть выполнено в разной стилистике, которая отражает место и время его создания и определенную содержательную область.

· четвертый уровень - эмоциональная нагрузка изобразительных элементов.

Здесь имеет место полная аналогия со звучанием слов. Как и звуки, линии, цвета и другие элементы изображения несут ту или иную эмоциональную нагрузку. За счет тех или иных изобразительных приемов можно сделать знак более или менее устойчивым, динамичным, теплым и т. д.

Наблюдения психологов свидетельствуют о том, что доверие населения к фирме резко понижается, если ее название ассоциируется с какой-либо агрессией, и что наибольшим доверием пользуются названия-аббревиатуры.

Эффективность товарного знака обусловлена соблюдением ряда важных чисто психологических требований:

1. эмоциональность и информационность соответствия знака статусу предприятия, роду его деятельности или отраслевой традиции.

Считается, что любой человек, увидевший тот или иной знак, должен сразу и однозначно понять, какой товар или какую услугу этот знак представляет. Хороший знак, даже впервые увиденный, должен «узнаваться», апеллировать к ассоциациям (недаром в слове знакомиться - корень знак). Тогда такой знак

«укладывается» в сознании, занимает свою нишу и легко запоминается;

2. оригинальность знака , его индивидуальность, что во многом определяет его конкурентоспособность;

3. качество знака , его отточенность и завершенность.

Не случайно художники говорят: знак «сложился»;

4. простота .

Торговая марка для потенциального покупателя - всего лишь один из элементов огромного потока информации. И ее надо запомнить, а легко запоминается весьма простое для восприятия. При этом торговый знак должен нести индивидуальную информацию о товаре, услуге, четко отделяя его на рынке от аналогичного, закрепляя индивидуальные отличия;

5. рекламоспособность ;

6. универсальность .

Товарный знак очень важен для фирмы. Он делает ее продукцию узнаваемой для потребителя, является маяком для покупателя, чье уважительное отношение к товарному знаку приносит фирме прибыль. Вместе с тем существует много проблем, связанных именно с товарными знаками. Очень часто используются или совершенно одинаковые товарные знаки, или незначительно измененные (плагиат).

«Затасканы и затерты» буквы греческого алфавита. В специальной

литературе упоминаются данные (по Москве) о 772 «Альфах», 576 «Омегах», 545 «Дельтах» и т. д. «Заезжены» слова центр, сервис, наименования планет Солнечной системы, мужские и женские имена и т. п. Товарный знак подчиняется группе прикладных требований: запоминаемости, информативности, удобочитаемости, броскости, ощутимой эмоциональности.

Условно символы для знака, эмблемы предприятия, корпорации можно

разделить на три группы:

- интерпретированные начертания букв;

- схематизированные изображения продукции или профессии;

- условно ассоциативные жесты.

Товарные знаки вообще и названия товаров в особенности должны

отражать сущность товара или услуги, а также согласовываться с воображением покупателя, в противном случае производителей ждут затруднения на рынке.

Появилось множество фирм, носящих имена персонажей античной мифологии. Интересно, что многие владельцы этих фирм не смогли дать какого-либо вразумительного ответа на вопрос о мотивах выбора таких имен.

Существует точка зрения, что эмблемы и знаки предприятий и корпораций имеют магическое значение. Так, например, эмблема знаменитой «Мерседес-Бенц» символизирует расщепление мирового порядка надвое: вращательное движение и неподвижный центр.

Считается, что владеющий таким «колесом» как бы участвует в движении изменяющегося мира, пребывая в нем, и одновременно находится в центре, оценивая все, что происходит в круговерти на периферии. С одной стороны, это символ первого древнего двигателя, с другой - мудрости.

Полагают, что эзотерический (скрытый) смысл имеет и эмблема BMW. Разноцветные сегменты несут священное (сакральное) начало - схождение божественного на Землю и стремление к нему. Сегменты соединены в одной точке - это точка успеха предприятия. Вобрав и божественное, и человеческое, эмблема как бы предвосхитила успех. А цвета усиливают воздействие знака.

Буквы любого алфавита также являются своего рода символами и имеют свой потаенный смысл, скрытую энергию. Например, буква греческого алфавита омега олицетворяет конец цикла, что-то завершающее. Использовать ее в аббревиатуре предприятия не рекомендуется. Зато буква А (альфа) символизирует начало, побудительный момент, движение. Латинская S символизирует энергию.

Некоторые специалисты считают, что символ несет энергетический

заряд, который в принципе неустраним. При этом заряд может быть как положительным, так и отрицательным, поэтому к символам в рекламе следует относиться очень осторожно и бережно, так как таинственная, подспудная мощь знака может сработать как на созидание, так и на разрушение. Поскольку реклама воздействует не только на сознание, но и на подсознание человека, большую опасность для воспринимающего ее могут представлять архидревние знаки и символы.

Считается, что с сакральными символами нельзя обращаться легкомысленно, поскольку неизвестно, как они могут действовать. Возможно что некоторые из них разрушительно влияют на психику человека. Полагают, что назрела потребность в исследовании правомерности использования такого рода символов в масштабах массовой рекламы. Другие специалисты считают, что в рекламу стали просачиваться ценности языческие и неоязыческие с их культом тела и материальных вещей и потому в своей потаенной сути такая реклама способна причинить человеку душевную боль.

Таким образом, залогом успешного функционирования фирменного стиля как имиджа любого предприятия является необходимость учитывать вышеприведенные психологические аспекты.

1.5. Разработка фирменного стиля компании, этапы и методы разработки

Дизайн фирменного стиля играет большую роль в восприятии конкретной торговой марки (бренда) производителя или продавца товаров, услуг, поэтому успех создания фирменного стиля во многом зависит от квалификации дизайнеров. Как правило, дизайнерская часть работы выполняется отдельными дизайнерами или агентствами в содружестве с психологами и специалистами по рекламе. Если пожелания предпринимателя совпадают с видением дизайнера, фирменный стиль получается наиболее удачным.

В ряде случаев разработка фирменного стиля компании начинается

«с чистого листа». Она включает следующие этапы: [9]

1. Составление технического задания , т. е. определение информационной нагрузки, которую должен нести фирменный стиль.

Подробно изучается сфера деятельности компании вплоть до исследования сегмента рынка (при необходимости); образ, который должен создаваться в сознании потенциального потребителя. Разрабатываются варианты товарного знака, логотипа, а также пакет фирменного стиля, который включает множество компонентов.

2. Дизайнерская разработка :

- фонотипа (названия) и логотипа (графического исполнения);

- визуальных составляющих фирменного стиля;

- оригинала построения логотипа (знака) в масштабно-координационной сетке;

- цветового решения логотипа (знака);

- фирменного блока;

- цветового решения фирменного стиля;

- типографики фирменного стиля (гаммы шрифтов); в носителей (элементов) стиля (в том числе дизайна фасада здания, интерьера и др.).

3. Проведение патентных исследований .

4. Правовая защита .

Патентные исследования и правовая защита проводятся специалистами-патентоведами. Эти этапы включают экспертизу заявляемого обозначения, проверку на тождество и сходство с уже зарегистрированными обозначениями и разработку рекомендаций по усилению охраноспособности разрабатываемого обозначения, а также оформление заявки в Государственное патентное ведомство РФ на получение охранных документов.

Опыт создания фирменного стиля целого ряда компаний подтверждает, что выполнение работ на всех этих этапах - необходимое и вполне достаточное условие для получения желаемых результатов.

В нашей стране культура фирменного стиля еще очень молода. Далеко не все российские компании вкладывают достаточно средств в разработку концепции фирменного стиля. Некоторые успехи в этой области все же есть, однако, они относятся в большей степени не к фирменному стилю, а к созданию новых торговых марок, что не совсем одно и то же.

В настоящее время наблюдается тенденция отражать в фирменном

знаке специфику деятельности компании. Названия многих российских фирм «работают» и как торговая марка, и как фирменный стиль. Но в некоторых случаях это даже вредит. В знаке как в основном элементе фирменного стиля должно быть нечто, что рождает правильные ассоциации и позволяет домыслить. По мнению руководителей рекламных агентств и дизайн-студий, в фирменном стиле должна быть загадка. [10]

Одним из главных и самых распространенных носителей фирменного

стиля является обыкновенная визитная карточка, которая даже при наличии рекламы сохраняет свое значение. Однако руководители не всегда должным образом относятся к тому, как выглядит визитная карточка их фирмы или компании.

Несомненно, при разработке фирменного стиля важную роль играет

корпоративная философия, ориентированная на конечного потребителя. Успеха добиваются те компании, руководство которых, придя к выводу о необходимости трансформировать характер компании и создать новую корпоративную философию, меняет и рекламный имидж.

Усилия приносят свой результат, когда речь идет не просто об изменении названия, а о создании нового бренда, т. е. когда само название обладает мощнейшим воздействием на человека, окружено широким спектром ассоциаций и трактовок и наполнено смыслом и для клиентов, и для сотрудников компании. В этом заложены возможности развития как внешнего имиджа, так и внутрикорпоративной культуры.

Однако смена фирменного стиля может повлечь за собой провалы в

бизнесе (компанию некоторое время не будут узнавать), если не сопровождать ее мощной PR-кампанией. Если начинать работу над фирменным стилем «с чистого листа», то это - прежде всего работа по названию компании, потом — по знаку и логотипу. Остальные элементы зависят от специфики деятельности компании.

Существует тесная связь между отраслью деятельности компании и

спецификой фирменного стиля. Например, если документация страховой компании будет иметь «легкий, воздушный» стиль с виньетками, это не придаст ей весомости; фирменный стиль авиакомпании не должен вызывать такие же ассоциации, как бренд, принадлежащий компании, производящей продукты массового потребления. Каждому виду бизнеса можно дать свое, конкретное, определение понятия «фирменный стиль».

Согласно определению, данному в словаре-справочнике «Туризм,

гостеприимство, сервис», фирменный стиль - это набор словесных, графических, цветовых, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров и услуг, всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. [11]

Таким образом, фирменный стиль - это не только совокупность приемов, обеспечивающих единство по всем товарам и услугам предприятия, запоминаемость потребителями всех его товаров, но и средство формирования имиджа компании, а также определенный «информационный носитель», так как стилеобразующие компоненты обеспечивают возможность потребителю товаров и услуг идентифицировать и находить именно удовлетворяющие его товары, услуги и предложения, формируя при этом положительное отношение к компании.

Удачно сформированный фирменный стиль повышает конкурентоспособность предприятия.

1.6. Особенности внедрения фирменного стиля

Создание фирменного стиля на предприятии является сложным процессом. Только после того, как сформировалась общая концепция фирмы, можно начать разработку основных составляющих стиля. Правильная разработка фирменного стиля является сложным творческим и организационным процессом. Идентификация организации, единство стильного решения – главная задача дизайнеров, которые работают над созданием внешнего образа фирмы.

Мировая практика может предложить достаточно интересных примеров творческого подхода в решении этой задачи.[12] Так, сеть отелей типа «Хилтон» разработала особый единый дизайн окон, дверных ручек, светильников, а фирменным стилем сети магазинов «MarksandSpenser» является одинаковое оформление всех магазинов, форма продавцов и зеленые пакеты. Зеленый и желтый цвета компании «BritishPetroleum» является неотъемлемой частью дизайна автозаправок.

Фирма «Роул Мейл» для того, чтобы повысить свой статус перекрасила 32000 автомобилей и мотоциклов, 12000 почтовых ящиков, изготовила 16000 едениц новой одежды для почтальонов, разработала 1200 вариантов фирменных бланков. Фирму «Роул Мейл» начали узнавать во всем мире.

Внедрение фирменного стиля в деятельность организации является завершающим этапом в разработке фирменного стиля, поскольку оно требует отдельного плана, состоящего из своих этапов, продуманности и последовательности.

Стандартная деятельность по внедрению фирменного стиля организации может, включает в себя следующее:

1. распространение приказа о соблюдении фирменного стиля;
2. распространение внутренних разъяснительных писем по фирменному стилю;
3. проведение внутренних семинаров по фирменному стилю;
4. тренинги для секретарей ресепшн;
5. оформление офиса компании в фирменном стиле;
6. изготовление в фирменном стиле одежды сотрудников, занятых на производстве или в магазинах компании;
7. оформление дверных табличек и вывесок компании в фирменном стиле;
8. нанесение элементов фирменного стиля на продукцию компании;
9. изготовление сувенирной продукции с элементами фирменного стиля компании;
10. изготовление рекламно-полиграфической продукции с элементами фирменного стиля компании;
11. наружная реклама с элементами фирменного стиля компании;
12. реклама в СМИ с элементами фирменного стиля компании;
13. интернет сайт с элементами фирменного стиля компании;
14. использование фирменного стиля во время участия в конференциях и выставках, проведении специальных мероприятий.

Таким образом, внедрение фирменного стиля компании происходит эволюционно не только в рамках ее общей коммуникационной стратегии по формированию имиджа, но и просто в процессе хозяйственной деятельности компании. Поэтому потребности в целенаправленных действиях по продвижению собственно фирменного стиля нет, гораздо важнее - его соблюдение и правильное применение.

Глава 2. Применения фирменного стиля в сфере туризма

2.1. Область компетенции Комитета по туризму Вологодской области

Комитет по туризму Вологодской области создан на основании постановления Правительства области от 13 июня 2007 года N 714 "О комитете по туризму Вологодской области".[13]

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области и Положением о комитете по туризму Вологодской области, принятым Правительством области. Кроме того является органом исполнительной государственной власти области в сфере туристской индустрии.

Основными задачамидеятельности данной организации являются:[14]

- обеспечение в пределах своей компетенции реализации прав Вологодской области как субъекта Российской Федерации в сфере туризма;

- определение приоритетных направлений развития туризма, повышение эффективности использования существующих объектов инфраструктуры, создание условий для ее развития и обновления;

- проведение мероприятий, направленных на привлечение инвестиций и повышение экономической эффективности сферы туризма;

- контроль и координация туристской деятельности на территории области.

Компетенция (функции и полномочия) комитета: [15]

- разработка проектов постановлений и распоряжений Губернатора области, постановлений Правительства области, законов области, нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности комитета;

- подготовка предложений, изменений и заключений по проектам федеральных и областных законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования сферы туризма и организации туристской деятельности;

- разработка концепций, целевых комплексных программ и мероприятий по развитию туризма в области;

- разработка аналитических и обзорных материалов о состоянии туризма в области для представления Губернатору области, органам государственной власти области, органам местного самоуправления муниципальных образований области;

- разработка и реализация мероприятий поддержки и развития внутреннего, въездного, социального и оздоровительного туризма как приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности;

- разработка, реализация и контроль за исполнением мероприятий областной целевой программы «Великий Устюг-родина Деда Мороза»;

- подготовка предложений по совершенствованию деятельности в сфере туризма в муниципальных образованиях области с учетом их особенностей и состояния экономики территорий;

- комплексный анализ, долгосрочное и среднесрочное планирование и прогнозирование тенденций развития сферы туризма, обоснование целей и приоритетов ее развития;

- проведение экспертной оценки влияния туризма на экономику муниципальных образований и области в целом;

- проведение мониторинга состояния туристской сферы на территории области;

- разработка пакета инвестиционных проектов и предложений по развитию туристской индустрии области и их продвижение на российском и зарубежном туристских и инвестиционных рынках;

- разработка мероприятий по включению туристских маршрутов Вологодской области в единое пространство Европейской части России;

- разработка новых туристских маршрутов и развитие перспективных туристских дестинаций (территории приема, объединенные туристскими ресурсами) на территории области;

- разработка мероприятий по эффективной работе туристских предприятий, внедрению новых технологий;

- разработка и реализация в установленном порядке мероприятий по обеспечению безопасности туристов совместно с соответствующими специализированными службами;

- реализация полномочий Вологодской области как акционера в хозяйственных обществах, созданных в сфере туризма;

- разработка программ и проведение в установленном порядке мероприятий по обучению и подготовке кадров для сферы туризма;

- координация деятельности ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских возможностей Вологодской области (туристско-информационный центр)»;

- проведение семинаров, конференций, туристских выставок, организация издания рекламно-информационных материалов с целью популяризации и продвижения брендов Вологодской области на российский и зарубежные рынки;

- осуществление координации межрегиональных и международных связей в области туризма, содействие их расширению;

- участие в работе международных Ассоциаций, Форумов и Союзов, в реализации международных программ в области туризма;

- участие в составе делегаций, направляемых в российские регионы и иностранные государства, для решения вопросов компетенции комитета;

- участие в работе межведомственных, экскурсионно-методических комиссий, координационных, научно-консультативных и экспертных советов по проблемам туризма.

Изучив вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что сфера деятельности Комитета по туризму Вологодской области довольно широка. Но, не смотря на это, главным и перспективным направлением деятельности остается развитие туристской индустрии области, продвижение турпродукта как на российском, так и на зарубежном туристских и инвестиционных рынках.

2.2. Анализ фирменного стиля Комитета по туризму Вологодской области

Основные направления развития деятельности Комитета по туризму Вологодской области связаны с разработкой и реализацией региональных проектов, их продвижением как на региональном, так и на международном рынках, проведением мероприятий, связанных с поиском инвесторов, повышением экономической эффективности сферы туризма области.

Комитет по туризму уполномочен определять приоритетные направления развития туризма, повышать эффективность использования существующих объектов инфраструктуры, создавать условия для ее развития и обновления, контролировать и координировать туристскую деятельность.

В настоящее время благодаря усиленной работе Комитета из 26 районов в 12-ти область имеет собственные туристские бренды, которые уже становятся известными далеко за пределами Вологодчины.

Исходя из области компетенции и основных направлений деятельности Комитета по туризму, его фирменный стиль должен отражать в себе всю совокупность туристского потенциала области, другими словами, фирменный стиль Комитета по туризму – это есть не что иное, как фирменный стиль всей Вологодской области. Учитывая этот фактор, мы постараемся провести комплексный анализ фирменного стиля данного Учреждения.

С каждым годом российская туристская индустрия все более активно включается в мировой рынок. Важнейшим направлением деятельности предприятий, работающих в туристской сфере, являются продвижение турпродукта на рынок, реклама и реализация подготовленного турпакета.

В настоящее время средства массовой информации, специальные издания, рекламные проспекты буквально переполнены разнообразными туристскими предложениями, и путь туристского предприятия к успеху заключается в том, чтобы довести до потенциального клиента соответствующую информацию и вызвать его ответные действия. Эта задача выполнима, если руководство обладает знаниями в области маркетинга или в организации существует отдел маркетинга и рекламы.

В связи с этим при Комитете по туризму создан ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области»; официальное сокращенное наименование Учреждения: ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области», главной целью работы которого является развитие туристской привлекательности Вологодской области в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках, а так же участие в формировании фирменного стиля Комитета по туризму.

Программа разработки фирменного стиля включает в себя различные элементы, поэтому наиболее целесообразным, на наш взгляд, будет проведение анализа по этим составляющим.

1. Товарный знак (бренд)

Товарный знак Комитета по туризму представлен совокупностью товарных знаков всего региона. Так, например, товарный знак «Настоящий Вологодский продукт» (для предприятий пищевой промышленности) говорит о высоком качестве производимой продукции (см. Приложение 6). Продукция, маркированная данным товарным знаком, пользуется большим спросом на региональном рынке. В то же время это является привлекательным фактором для потенциальных туристов, представляет собой возможность продегустировать экологически чистый, настоящий, без применения вредных примесей продукт.

Благодаря усиленной работе Комитета по туризму в настоящее время в области имеется 12 собственных туристских брендов таких, как:

1) Вологда – «кружевная столица России»

2) Череповец - «город лидеров»

3) Тотьма- «город русских колумбов»

4) Вытегра- «обитель батюшки Онего»

5) Кириллов- «святая земля Руси»

6) Белозерск - «былинный город»

7) Липин Бор-«царство золотой рыбки»

8) Великий Устюг- «родина Деда Мороза»

9) Сизьма – «Самобытный уголок Вологодчины»

10) Тарнога - «Медовая Тарнога»

11) Устюжна - «город кузнецов»

12) Нюксеница - «сокровищница народных традиций»

В общей совокупности Вологодская область представляет собой один единый бренд.

2. Логотип

Совсем недавно у Вологодской области появился собственный туристический логотип.

Логотип — это «клеймо» компании. Он является важнейшим элементом фирменного стиля и играет огромную роль в узнаваемости на туристском рынке.

Логотип "Вологодская область. Туризм " (см. Приложение 7) был создан не давно, его презентация состоялась в дни проведения всероссийской выставки "Ворота Севера" 13-14 апреля 2007 года. Значок логотипа можно было рассмотреть на ручках, канцелярских товарах, платках, значках и т.д.

Форма логотипа данного региона представляет собой круг, на контурной стороне которого отображена основная смысловая нагрузка в виде текста логотипа "Вологодская область. Туризм". Данный круг имеет отчетливый центр сферической формы желтого (золотистого) цвета. Центральный круг логотипа "защищают" две схожие фигуры, по форме напоминающие бумеранг. В этом просматривается перенос на сферу туризма: качественное обслуживание туриста способствует его повторному визиту и привлечению новых групп.

3. Фирменный блок

Зачастую представляет собой традиционное сочетание нескольких элементов фирменного стиля. В данном случае (см. приложение 8, 10) представлен фирменный блок, оформленный в виде календаря с использованием логотипа и указанием наименования Учреждения, полного адреса, номеров телефонов, электронного адреса и изображения на бумажном пакете.

4. Фирменный лозунг (слоган)

«Вологда – столица Русского Севера » - под этим лозунгом (слоганом) проходит продвижение Вологодчины на региональные и международные рынки. Довольно просто, лаконично, созвучно. Использование литературного приема аллитерации (повторение однородных согласных звуков) создаёт ощущение четкости, точности и позволяет без особых усилий запомнить слоган.

5. Фирменный цвет (цвета)

В качестве фирменных цветов используются три основных цвета:

· Зеленый

· Синий

· Оранжевый

Выбор этой цветовой гаммы не случаен, он отражает специфику туризма области, весь его спектр.

Зелёный цвет считается цветом жизни, прежде всего это связано с преобладающим цветом растений (в Вологодской области развиваются и имеют богатое будущее такие виды туризма, как экологический, деревенский, культурный, оздоровительный и др.). Зеленый цвет – символ весны и растительности, победы жизни над смертью, успокаивает нервную систему. Предпочтение зеленого цвета означает самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе.

Синий цвет означает мудрость, верность, бесстрастность, доброта, постоянство и спокойствие (издавна развиты речной, паломнический, круизный виды туризма). У многих народов он символизирует небо и вечность.

Оранжевый цвет — цвет Солнца. Он высвобождает эмоции, поднимает самооценку, способствует хорошему настроению, является отличным антидепрессантом (событийный, активный туризм).

6. Фирменный комплект шрифтов

Вологда – хранительница традиций, обычаев, обрядов. Это религиозный уголок России с множеством соборов и церквей. Всё это находит свое отражение в фирменных шрифтах. (см. Приложение 9)

Начертание букв напоминает силуэты церковных башен (Софийский собор) (см. Приложение 10), заставляет окунуться в прошлое, во времена наших бабушек и дедушек, ощутить присутствие чего-то исконно русского, деревенского. Не зря Вологду называют «большой деревней».

7. Корпоративный герой

Данный элемент в фирменном стиле Комитета по туризму как таковой отсутствует. Но, тем не менее, следует отметить, что свой «корпоративный» герой (представитель) имеется практически в каждом районе области, зарекомендовавшем себя в качестве бренда.

Например, в Великом Устюге – это Дед Мороз; в Липином Бору – Золотая рыбка; Вытегра – батюшка Онего; Тарнога – Пчела; Устюжна – Кузнец и т.д. (см. Приложение 11).

8. Постоянный коммуникант (лицо предприятия)

Лицом (постоянным коммуникантом) Комитета по туризму является его Председатель, избранный для осуществления коммуникации с адресатом, представления интересов Учреждения в государственных органах, организациях.

9. Фирменная одежда

Данная составляющая наименее развита и ограничивается лишь небольшими аксессуарами в одежде: платки, значки, шарфы, футболки с фирменным логотипом, слоганом, с использованием фирменных шрифтов.

10. Другие фирменные константы

В данном случае это герб Вологодской области, песня «Вологда» (см. Приложение 12), известная повсюду, а также официальный сайт Комитета по туризму (см. Приложение 13), старые деревянные вологодские дома, известные своим резным палисадом (см. Приложение 14), которые как нельзя лучше подчеркивают индивидуальность Вологодчины, поддерживают образ «большой деревни».

Таким образом, фирменный стиль Комитета по туризму Вологодской области находится еще в процессе формирования. Высокий уровень профессионализма и творческое использование самого передового опыта в индустрии туризма позволят создать высокий, неповторимый фирменный стиль, который будет всецело отражать индивидуальность всего региона.

Заключение

В заключение, необходимо еще раз подчеркнуть, что фирменный стиль играет неоценимую роль для продвижения отечественного турпродукта (как и любой другой торговой марки, брнеда). В свою очередь, турпродукт с устойчивой репутацией обеспечивает устойчивый объем производства и доходов.

Фирменный стиль - это отличительная черта компании, вынесенная на всеобщее обозрение, один из главных рекламных и маркетинговых инструментов. Учитывая эту важную особенность, в Комитете по туризму был создан ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области». Ведь грамотно разработанный фирменный стиль станет основой успешного выведения на российский и мировой рынок любого товара или услуги в жестких условиях конкуренции. Именно по фирменному стилю запоминают новичка и узнают давно существующую фирму.

Среди основных функций фирменного стиля - функции доверия, идентификации и эффективности рекламы. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциирующиеся с именем и образом предприятия.

Все функции фирменного стиля, так или иначе, связаны с созданием образа предприятия, который должен запоминаться и быть привлекательным для основного типа его потребителей.

Однако если реальный и искусственно созданный образы находятся в противоречии, то маркетинговые мероприятия могут принести больше вреда, чем пользы.

Стремление любого предприятия обрести свой, неповторимый, только ему присущий фирменный стиль, который подчеркнет его уникальность, выделит его из остальной массы подобных компаний того же направления, сделает его узнаваемой как в глазах потребителей, так и в глазах партнеров и конкурентов вполне объяснима. Необходимость такой стратегии ведения бизнеса уже доказана жизнью, потому что наличие фирменного стиля (хорошего) значительно повышает эффективность рекламы.

В процессе решения задач, которые были определены в начале данной работы, было установлено, что в настоящее время Комитет по туризму не имеет чётко разработанного, доведенного до ума фирменного стиля, но тем не менее, ведет активную работу по формированию собственного фирменного стиля, который отличал бы его от других регионов, стал бы опознавательным знаком, своеобразной визитной карточкой.

Таким образом, фирменный стиль важен не только для коммерческих предприятий, действующих в условиях конкурентного рынка, но и для таких государственных Учреждений, как Комитет по туризму, на который возложена большая миссия в сфере туризма.

Список использованной литературы

1. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR: Учеб. пособие. - М.: Фаир-пресс, 2001.

2. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1997.

4. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. - М.: Экономика, 1995.

5. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

6. Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. – М.: Гелла-принт, 2002. – 400 с.

7. Дашков Л. П., Тютюкина Е. В. Как преуспеть в бизнесе. - М.: ИВЦ

«Маркетинг», 1993.

8. Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М: Инфра-М., 1999.

9. Огилви Д. и др. Тайны рекламного двора. Советы старого

рекламиста. - М: Ассоциация работников рекламы, 1993.

10. Положение о комитете по туризму Вологодской области.

11. Раис Э., Траут Д. Позиционирование: битва за узнаваемость. -

СПб.: Питер, 2001.

12. Томипова М. В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и

за рубежом. - 1998. - № 1.

13. Траут Д. Новое позиционирование. - СПб.: Питер, 2000.

14. В.П.Скараманга, Фирменный стиль в гостеприимстве. Учебное пособие, Утверждено научно-методическим советом РМАТ. «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА» - 2005.

Интернет - источники

22. http://www.pravoteka.ru/pst/767/383108.html

23. http://www.pesnyary.ru/songs/vologda.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Фирменный стиль на предприятии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Знаки в стиле сталинского ампира, или квазиклассики, 60 – е гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Визуально-коммуникативный стиль.

Корпоративный стиль ЭЛЕКТРОМЕРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Диффузная версия. Корпоративный стиль ПРОМО

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Знак Н.Броуди в стиле новой волны, или авангарда

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Товарный знак «Настоящий Вологодский продукт»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Туристский логотип Вологодской области

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Фирменный блок (календарь)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Фирменный комплект шрифтов

Комитета по туризму Вологодской области

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Фирменный блок.

Фирменный шрифт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

«Корпоративный» герой (представитель)

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Песня «Вологда»

(Б.Мокроусов - М.Матусовский)

Письма, письма лично на почту ношу.

(Вариант: Письма лично сам я на почту ношу)

Словно, я роман с продолженьем пишу.

Знаю, точно знаю, где мой адресат,

В доме, где резной палисад.

Припев:

Где же моя черноглазая где,

В Вологде-где-где-где,

В Вологде где,

В доме, где резной палисад.

Шлю я, шлю я ей за пакетом пакет.

Только, только нет мне ни слова в ответ.

Значит, значит стоит иметь ей ввиду,

Сам я за ответом приду.

Припев:

Чтоб ни случилось я к милой приду,

В Вологду-гду-гду-гду,

В Вологду-гду,

Сам я за ответом приду.

Вижу, вижу алые кисти рябин.

Вижу, вижу дом её номер один.

Вижу, вижу сад со скамьей у ворот.

Город, где судьба меня ждёт.

Припев:

Вот потому-то мила мне всегда

Вологда-гда-гда-гда

Вологда-гда

Город, где судьба меня ждёт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Сайт Комитета по туризму Вологодской области

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Резной палисад


[1] В.П.Скараманга, Фирменный стиль в гостеприимстве. Учебное пособие, Утверждено научно-методическим советом РМАТ. «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА» - 2005, с. 5

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki

[3] Тот же.

[4] http://www.firmennyi-stil.ru - Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М: Инфра-М., 1999.

[5] http://reklama.rezultat.com

[6] http://revolutionmanagement - Шуванов В, И. Психология рекламы. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

[7] http://revolutionmanagement - Шуванов В, И. Психология рекламы. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

[8] http://revolutionmanagement - Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М: Инфра-М., 1999.

[9] http://revolutionmanagement/00008901_0.html - Добробабенко Н.С. Фирменный стиль: принципы разработки. - М: Инфра-М., 1999.

[10] http://firmstyle.maxcreative.ru/

[11] Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / А. И. Фролов, Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов и др.; Под ред. Л.П.Воронковой, - М.: Аспект Пресс, 2002, с. 234

[12] http://reklama.rezultat.com

[13] http://www.pravoteka.ru/pst/767/383108.html

[14] Положение о комитете по туризму Вологодской области

[15] Положение о комитете по туризму Вологодской области