Контрольная работа: Значение государственной инвестиционной политики в России на современном этапе

Название: Значение государственной инвестиционной политики в России на современном этапе
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: контрольная работа

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра банковского дела

Контрольная работа

по дисциплине "Инвестиции"

Тема: " Государственная инвестиционная политика "

Выполнил: Студент 4 курса гр 4 ФК

Липицкий А.П.

Проверил:

Южно-Сахалинск

2009

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………3

1. Государственная инвестиционная политика: понятие, значение…..4

2. Методы государственного регулирования инвестиционной активности………………………………………………………………………………………………10

3. Современная инвестиционная политика России………………………….20

Заключение………………………………………………………………..29

Список литературы


Введение

Одна из заметных вех современной системы международных экономических отношений - возрастание роли межгосударственного инвестиционного сотрудничества, что вызвано объективной потребностью усиления глобализации на всех уровнях. Условия, сложившиеся на мировом рынке и в национальных экономиках, адекватно отражают большую заинтересованность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций. Особое значение эта проблема приобретает для России и государств СНГ в связи с активной деятельностью на международной экономической арене и вступлением в ведущие межгосударственные экономические организации, в том числе ВТО. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Даже Куба и КНДР в последние годы становятся на путь привлечения иностранных инвестиций в свою экономику.

В процессах глобализации мировой экономики международные потоки инвестиционного капитала играют более значительную роль, чем международная торговля товарами и услугами. Устойчивое экономическое развитие стран невозможно без их эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного использования преимуществ от привлечения иностранных инвестиций из-за рубежа.

Поэтому цель данной работы – рассмотреть иностранные инвестиции как фактор экономического развития.

1. Государственная инвестиционная политика: понятие, значение.

В деятельности любого хозяйствующего субъекта наступают ситуации, когда текущий доход превосходит текущие потребности. В этом случае у него накапливаются излишки. Эти излишки могут пойти в накопление, а могут быть вложены в какой-либо объект в надежде через какое-то время получить дополнительный доход. Таким образом, происходит отказ от сегодняшнего потребления излишка денег ради получения в будущем большей суммы. Эта ситуация в общем виде объясняет процесс инвестирования.

Чтобы рассмотреть данный вопрос более подробно, необходимо выделить следующие понятия:

1) Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т.ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и/или достижения положительного социального эффекта. Другими словами это то, что вкладывается в инвестиционный объект.

2) Инвестиционный объект – любые объекты, в которые вкладываются инвестиции. Выделяют 4 группы инвестиционных объектов: объекты реального капитала (недвижимость, предприятия), финансовые средства, нефинансовые средства, человеческий капитал.

3) Инвестирование – непосредственный процесс вложения инвестиций в инвестиционные объекты.

4) Инвестиционная деятельность – процесс, включающий как собственно само инвестирование, так и последующее осуществление иных действий с целью получения от инвестиций прибыли или иного положительного эффекта.

С правовой точки зрения инвестиционная деятельность определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

В мировой практике различают прямые, венчурные, портфельные инвестиции и аннуитет.

Прямые инвестиции – это вложения непосредственно в реальное производство – в машины, оборудование, технологии, направленные на увеличение основных фондов как производственного, так и непроизводственного назначения. Прямые инвестиции реализуются путем нового строительства основных фондов, расширения, технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий.

Портфельные инвестиции – это финансовые вложения в акции, облигации, банковские депозиты и другие ценные бумаги, направленные на формирование портфеля бумаг – совокупности собранных различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика.

Венчурные инвестиции – представляют собой вложения в акции новых предприятий или предприятий, осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим риском. Они не направлены в связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств, а обусловлены необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий.

Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном это вложения средств в страховые и пенсионные фонды.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).

Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством. Они могут включать в себя: а) вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства; б) ценные бумаги; в) целевые денежные вклады; г) научно-техническую продукцию; д) права на интеллектуальные ценности; е) имущественные права.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и притоком капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику.

Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции капиталов свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранных инвестиций.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Мировая экономическая наука еще в 1960-х гг. убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешимыми трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов притока капитала в Россию.

Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. К прямым инвестициям относят инвестиции юридических или физических лиц, полностью владеющих предприятием или контролирующих не менее 10% уставного капитала предприятия. Прямые иностранные инвестиции считаются наиболее устойчивыми к колебаниям на финансовых рынках, наиболее привлекательными для обеспечения экономического роста. Прямые инвестиции — это капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль за деятельностью предприятия.

Прямые иностранные инвестиции делятся на две группы:

1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, т. е. тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с головной компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

2) транснациональные вложения — прямые вложения, часто в соседней стране. Цель — минимизация издержек по сравнению с головной компанией.

Необходимо выделить наиболее характерные черты для прямых инвестиций:

- при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями: организация новых предприятий и скупка или поглощение уже существующих компаний.

К портфельным инвестициям относят приобретение акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном капитале. Портфельные инвестиции, особенно на развивающихся рынках, это, как правило, краткосрочные, «горячие деньги» институциональных инвесторов, которые быстро приходят при улучшении инвестиционной привле¬кательности в стране, и также быстро «уходят» при ухудшении конъюнктуры на финансовых рынках, вызванной, например, ухудшением состояния платежного баланса.

Портфельные инвестиции - это вложения в ценные бумаги в целях последующей игры на изменение курса и получение дивидендов, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль за предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, по двум причинам: значительная распыленность акций среди инвесторов и наличие дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной компании.

Имеются в виду лицензионные договоры и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

К прочим инвестициям относят торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, прочие кредиты нерезидентов (в том числе международных финансовых организаций).

Прямые иностранные инвестиции - капитал менее мобильный, чем портфельные инвестиции, которые весьма быстро реагируют на изменения конъюнктуры, могут в короткие сроки заполнить фондовый рынок страны в целях скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения также быстро его покинуть. Попадая в страну, такой капитал увеличивает ликвидность вложений, являясь своеобразным индикатором состояния предприятия или отрасли.

Рост портфельных инвестиций в России в 2006г. эксперты считали одним из показателей выхода страны из кризиса. К тому же увеличение данного вида инвестиций, как правило, влечет за собой рост прямых инвестиций, которые сегодня очень важны для России. Однако в 2007г. удельный вес портфельных инвестиций составил всего 3,5 % (4194 млн долл. США) от общего объема иностранных инвестиций в Россию. В результате в 2007 г. сложилась ситуация, когда иностранцы, с одной стороны, не могли, а с другой — не хотели вкладывать средства в ценные бумаги российских компаний.

Объем поступившего в экономику России иностранного капитала, по итогам 2007г., был равен 120941 млн.долл. США, тогда как инвестиции российских организаций за рубеж равны 74630 млн.долл. США).Таким образом, отток инвестиций из России значительно меньше их поступлений. В период же до 2004 года отток инвестиций из России стабильно превышал их поступление. В то же время на практике эти два противоположных процесса - отток капитала из России и иностранные инвестиции в Россию — достаточно сложно разделить, так как масса формально иностранных инвестиций — те же средства российских компаний, выведенных ранее из страны в целях уменьшения налогообложения. Поэтому за рубежом российский капитал не оседает, а за короткий срок возвращается обратно в Россию.

Следует отметить также положительную динамику инвестиций в основной капитал за период с 2000 года по январь-февраль 2008 гг. К примеру, объем иностранных инвестиций в основной капитал за январь-февраль 2008 года составил 784,1 млрд. руб, тогда как за эти же месяцы 2007 года объем инвестиций был равен 554,2 млрд.руб.

2. Методы государственного регулирования инвестиционной активности.

Государственное регулирование экономики должно осуществляться по различным направлениям, отраслям и проблемам. Одним из направлений является государственное регулирование инвестиционного процесса.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления - снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, прямое участие государства в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитно-финансовые механизмы.

Административные, то есть методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Административные методы государственного управления инвестиционным процессом могут использоваться, когда речь идет об объектах государственной собственности. Они заключаются в непосредственном воздействии на эти объекты и протекающие в них процессы со стороны государственных органов управления, обладающих соответствующими полномочиями.

Косвенное государственное управление инвестиционным процессом заключается во влиянии государства на этот процесс, оказываемом посредством установления правил, норм и ограничений, подлежащих соблюдению в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

В основном инвестиционная деятельность в России со стороны государства регулируется прямым воздействием на структуры государственного сектора и косвенным воздействием на структуры негосударственного сектора экономики. Но есть отдельные формы воздействия на оба сектора одновременно, которые следует отнести к способам косвенного воздействия. Это формы государственного регулирования экономики страны и в том числе инвестиционной деятельности, которые реализуются через институты бюджетно-финансовых и денежно-кредитных систем. Важнейшую роль при этом играет принятие и исполнение бюджета страны и регионов.

Регулирование кредитов, курса национальной валюты, варьирование денежной массы, сокращение или увеличение государственных расходов, таможенное и особенно налоговое регулирование имеют прямую связь с инвестиционной деятельностью в стране. Эти инструментарии используются всеми органами высшего эшелона власти России: Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Центральным Банком РФ.

Можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс. Использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потреблении продукции в народном хозяйстве страны. Они включают также обоснование перспектив социально-экономического развития страны; определение степени инвестиционной активности с выявлением приоритетов, которым отдаст предпочтение правительство страны в предстоящие годы, с разработкой индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части.

Набор активных методов стимулирования инвестиций связан с использованием действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы, таких, как прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот, налоговых каникул для отдельных видов инвестиций.

Методы активного вмешательства государства в инвестиционный процесс следующие.

1. Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет о формировании благоприятной инвестиционной среды, а также о проведении выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, защищающей внутренних и внешних инвесторов. Льготное налогообложение предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики.

2. Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах.

3. Участие государства в создании инфраструктурных объектов как основы эффективного частного предпринимательства.

В зависимости от того, как решаются глобальные проблемы функционирования экономики страны, организуется и государственное регулирование инвестирования. Большая доля инвестиций приходится на первичные и, как правило, на негосударственные организации. Поэтому можно утверждать, что косвенные государственные рычаги управления инвестированием являются преобладающими. Большое значение имеет координация деятельности в этой сфере.

Государственное и местное регулирование инвестированием в России необходимо осуществлять на уровне:

• органов государственной власти РФ (федеральный уровень),

• органов государственной власти субъектов РФ (высший региональный уровень),

• органов местного самоуправления (муниципальные образования или низший региональный уровень).

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы. В процессе перехода РФ на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно-законодательная база в области инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционного процесса строится в соответствии с разработанной инвестиционной политикой государства и осуществляется на основе действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов.

В Российской Федерации в течение долгого времени обсуждалась необходимость принятия нового закона, предусматривающего процедуры контроля за иностранными инвестициями в стратегические отрасли. Результатом стало принятие в прошлом году Парламентом РФ Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон 57-ФЗ»).

Закон 57-ФЗ устанавливает правила, огранивающие участие иностранцев в уставном капитале российских хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, ограничения в части установления любого вида контроля иностранными инвесторами над такими обществами, а также правила и требования к заключению сделок иностранными инвесторами с акциями таких хозяйственных обществ и некоторых иных сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение.

Закон 57-ФЗ не единственный законодательный акт в сфере регулирования порядка осуществления иностранных инвестиций. К другим важным нормативно-правовым актам относятся:

Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

Федеральный закон от 7 июня 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями в части п. 2 ст. 33).

Значение Закона 57-ФЗ как инструмента регулирования инвестиций в стратегические предприятия очевидно. Может создаться впечатление, что остальные из указанных законодательных актов малоприменимы к рассматриваемому вопросу. Тем не менее, это не так.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется в двух направлениях, первым из которых является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, а вторым — прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется путем:

1) совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

2) установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

3) защиты интересов инвесторов;

4) предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

5) расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

6) создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

7) принятия антимонопольных мер;

8) расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

9) развития финансового лизинга в РФ;

10) проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

11) создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Большое влияние на активность частных инвесторов оказывает проводимая государством налоговая политика. В целях стимулирования частных инвестиций необходимо снижение общего уровня налогообложения, с одной стороны, и наличие широкого диапазона собственно инвестиционных налоговых льгот, с другой стороны. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее оптимальным для развития экономики является уровень налогов, который в совокупности не превышает 32-34%.

Именно налоговая политика государства является формой косвенного регулирования и стимулирования частных инвестиций, поскольку она определяет возможности финансирования расширения средств производства за счет собственных источников предприятия, то есть возможности самофинансирования.

Понятие самофинансирование разделяется на чистое самофинансирование и амортизационные отчисления. Чистое самофинансирование — это та часть прибыли предприятия, которая направляется на развитие его материально-технической базы. Кроме того, что прибыль является источником самофинансирования предприятия, она выполняет еще две важные функции развития компаний: ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений и полученная прибыль является одним из центральных показателей, измеряющим экономическую эффективность инвестиционного проекта.

Другим источником самофинансирования является амортизация долгосрочных активов предприятия. Следовательно, важным инструментом регулирования инвестиционной активности является амортизационная политика, проводимая государством. При этом ее эффективность определяется прежде всего степенью учета реальных экономических процессов при обосновании настоящих амортизационных норм, а также своевременностью и взвешенностью их изменения.

Что касается защиты прав инвесторов, то государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

1) обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

2) гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

3) право обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

4) защиту капитальных вложений.

Правительство РФ:

1) устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории РФ;

2) утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;

3) утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

4) осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в установленные сроки.

В случае неисполнения инвестором вышеуказанных обязательств он лишается предоставленных ему льгот.

Государство гарантирует защиту капитальных вложений, которые могут быть:

• национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией России;

• реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.

Одной из задач государства на сегодняшней день является создание условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство, модернизацию и реконструкцию жилищно-коммунальной сферы, а также повышение доступности жилья для населения с использованием рыночных механизмов.

В рамках реализации преобразований в сфере обеспечения условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство и повышения их эффективности предполагается реализация следующих программных мероприятий:

• совершенствование механизмов кредитования массового и индивидуального жилищного строительства, обеспечение застройщику долгосрочных прав на земельный участок (собственности или аренды), которые могут быть использованы в качестве залога для получения кредита на строительство до начала инвестиционного процесса;

• установление базовых принципов территориального зонирования земель поселений с целью регулирования на местном уровне землепользования и застройки;

• завершение перехода к обязательной конкурсной системе отбора поставщиков стройматериалов и строительных организаций для жилищного строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств любого уровня.

Важную роль в сфере регулирования в целом экономики и в том числе инвестиционного процесса играет антимонопольное законодательство и деятельность уполномоченных государственных органов, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции и действий по монополизации рынка.

В число задач государственного антимонопольного регулирования входит:

• выявление и оперативное пресечение актов и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции, а также совершенствование правовых механизмов устранения административных барьеров, повышение ответственности за указанные нарушения;

• выявление и пресечение злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим (в том числе монопольным) положением на товарных и финансовых рынках, направленных на ограничение конкуренции;

• ограничение локального монополизма и развитие конкуренции на аграрных рынках;

• создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках.

Взвешенная антимонопольная политика государства оказывает значительное влияние на развитие инвестиционного процесса в России, поскольку применение мер, направленных на недопущение монополизирования рынка, создает более благоприятные условия для привлечения инвестиций. Что касается субъектов естественных монополий, особенно в сфере энергетики, то они оказывают настолько значительное влияние на уровень цен, стоимость продукции предприятий и в целом на деятельность всех хозяйствующих субъектов, что недостаточное государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий может оказывать самое негативное влияние на инвестиционные возможности предприятий.

3. Современная инвестиционная политика России.

С IV квартала 2008 г. фиксируется усиление спада инвестиций относительно динамики ВВП. При дальнейшем снижении деловой активности в экономике инвестиции в основной капитал за январь–май 2009 г. сократились на 17,7% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, объем работ в строительстве – на 19,2%. Сужение внутреннего рынка и падение доходов определили резкое сокращение объемов и доли собственных средств предприятий и организаций в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал.

Замедление темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основой капитал, более чем на 40%, зафиксировано в сегменте малых предприятий.

Характерным для 2008–2009 гг. явился опережающий рост строительства производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых домов. Однако динамика ввода жилых домов в I квартале 2009 г. сохранилась в области положительных значений и составила 102,4% против 107,6% в I квартале 2008 г., а в январе–мае 104,2% против 106,1%. Следует обратить внимание на сокращение абсолютных объемов инвестиций в строительство жилия по сравнению с I кварталом 2008 г. и на усиление тенденции к снижению доли вложений в строительство жилия в структуре инвестиций в основной капитал в I квартале 2009 г. до 6,0% против 8,1% в аналогичный период предыдущего года. Расходы на строительство зданий и сооружений в структуре инвестиций в основной капитал в I квартале 2009 г. повысились до 51,6% и на 3.1 п.п. превысили показатель аналогичного периода предыдущего года. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: если в I квартале 2008 г. этот показатель был на уровне 34,5%, то в I квартале 2009 г. он снизился до 32,2% (табл. 1). Заметим, что на фоне резкого падения отечественного производства капитальных товаров инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в I квартале 2009 г составили 76,5 млрд руб., или 25,5% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 19,5% в I квартале 2008 г.

Сокращением в текущем году масштабов экономики наблюдается изменение роли бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал. При абсолютном сокращении объема инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объемов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчения негативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий. В январе–марте 2009 г. за счет бюджетных средств было профинансировано 121,5 млрд руб. инвестиций в основной капитал (13,0% от общего объема инвестиций в экономику), в том числе за счет средств федерального бюджета – 37,9 млрд руб. (4,1%) и бюджетов субъектов Федерации – 75,9 млрд руб. (8,1%) (табл. 2).

Государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий поддерживается реализацией запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д. в рамках ФЦП и ФАИП, а также крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда, расходы на которые либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены. Кроме того ведется работа по определению и поддержке приоритетных инвестиционных проектов, направленных на технологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисного роста. В 2009 г. на строительство объектов и реализацию мероприятий, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), с учетом оптимизации объема и структуры расходов федерального бюджета, планируется направить 651,7 млрд руб. из средств федерального бюджета, в том числе на финансирование объектов, включенных в государственный оборонный заказ, предусмотрено 105,1 млрд руб. (16,1% от общего объема ФАИП). Оптимизация расходов позволила сократить объем средств, предусмотренных на реализацию ФАИП, более чем на 55 млрд руб. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. № 604-р). На финансирование объектов, включенных в федеральные целевые программы (программная часть ФАИП), планируется направить средства в размере 442,77 млрд руб. (67,9% от общего объема ФАИП). В том числе размер государственного оборонного заказа составляет 63,09 млрд руб. На строительство объектов и реализацию мероприятий в рамках непрограммной части ФАИП в 2009 г. планируется направить средства в размере 208,97 млрд рублей, что составляет 32,1% от общего объема ФАИП. Из них размер государственного оборонного заказа составляет 42,01 млрд руб. В соответствии с Перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 2058-р, и включенным в федеральную адресную инвестиционную программу на 2009 г., предусматривалось выделение государственных инвестиций на строительство 2444 строек, объектов и проведение мероприятий (табл. 3). Намечено ввести в действие в текущем году 1186 объектов. В 2008 г. финансировался 2821 объект, из них к вводу было предусмотрено 1354 объекта. На 1 мая 2009 г. полностью профинансированы 430 объектов, техническую готовность от 51,0% до 99,9% имели 344 объекта. По данным Росстата, по итогам за 4 месяца 2009 г. осуществлен частичный ввод 4 объектов социального комплекса. В счет годового лимита в январе–апреле 2009 г. из федерального бюджета профинансировано 147,1 млрд руб. государственных инвестиций и из бюджетов субъектов РФ и прочих источников – 16,8 млрд руб. В январе–апреле 2009 г. финансирование бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, продолжение Таблицы 2 составило 27,6% годового лимита, что на 5.1 п.п. выше показателей аналогичного периода предыдущего года. Государственными заказчиками использовано в январе– апреле 71,7 млрд руб. государственных капитальных вложений, или 13,5% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.

Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в агропромышленном и транспортном комплексах. В специальном комплексе бюджетные ассигнования профинансированы в пределах средних значений, а социального комплекса на уровне 21,4%, что заметно ниже среднего уровня. Сужение внутреннего рынка и падение доходов определило резкое сокращение объемов и доли собственных средств предприятий и организаций в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. В I квартале 2009 г. крупными и средними предприятиями на инвестиционные цели было использовано 381,3 млрд руб. против 393,5 млрд руб. в аналогичный период предыдущего года. Острый недостаток собственных средств частично компенсировался привлечением банковских кредитов и заемных средств. Из 552,0 млрд руб. привлеченных средств в I квартале 2009 г. 125,0 млрд руб., или 22,6%, проходилось на банковские кредиты (рис. 3). Структура кредитов банков в источниках финансирования инвестиций в основной капитал претерпела существенные изменения. Если в январе–марте 2008 г. на долю кредитов иностранных банков приходилось 15% от общей суммы кредитов банков, то в I квартале 2009 г. это показатель повысился до 32%. Прирост кредитов иностранных банков в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 2,7 раза превысил прирост кредитов отечественных банков. В результате доля инвестиций поступивших из-за рубежа в общем объеме инвестиций в основной капитал повысилась до 6,7% и составила 62,9 млрд руб. Формирование этой тенденции протекало на фоне усиления чистого оттока капитала и сокращения объемов поступления иностранных инвестиций. По предварительной оценке ЦБ РФ в I квартале 2009 г. чистый вывоз частного капитала составил 38,8 млрд долл. Иностранные инвестиции за I квартал 2009 г. составили 12,0 млрд долл. (69,7% к январю–марту 2008 г.), в том числе прямые инвестиции – 3,3 млрд долл. (57%). Недостаток собственных средств и вялое участие отечественного банковского сектора в финансировании инвестиций в основной капитал обусловили расширение круга предприятий–кредиторов. В I квартале 2009 г. объем заемных средств других организаций на финансирование инвестиций в основной капитал (страховых и инвестиционных компаний, торговых предприятий и др.) составил 85,9 млрд руб. и практически сравнялся с величиной кредитов отечественных банков в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. Финансовый кризис определил особенности инвестиционного поведения инвесторов на рынке жилищного строительства. В январе–марте 2009 г. зафиксировано абсолютное уменьшение средств, направленных на долевое участие в строительстве и организаций, и населения. В январе–сентябре 2008 г. доля средств, полученных на долевое участие в строительстве, составляла 3,5%, от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средства населения – 1,7%, в IV квартале 2008 г., – соответственно, 2,9% и 1,0% и в I квартале 2009 г. – 2,2% и 0,9%.

По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основой капитал, более чем на 40%, зафиксировано в сегменте малых предприятий. При продолжении тенденции к снижению деловой активности в экономике инвестиции в основной капитал в январе–мае 2009 г. составили 82,3% от показателя соответствующего периода предыдущего года. Повышение доли промышленности в структуре инвестиций в основной капитал в целом по экономике по итогам I квартала 2009 г. было обусловлено резким углублением спада инвестиций в сельском хозяйстве (74,8% к I кварталу 2008 г.), в связи (75,0%), в образовании (80,9%), здравоохранении (93,2%), в операциях с недвижимым имуществом (76,0%) (табл. 4).

Инвестиционная активность в отраслях инфраструктуры является одним из индикаторов потенциала роста, поскольку деятельность в этом секторе экономики ориентирована, главным образом, на решение перспективных проблем. Настораживающим моментом динамики инвестиций в транспорт в I квартале 2009 г. явилось сокращение инвестиций в развитие железнодорожного транспорта на 38,4% относительно аналогичного периода предыдущего года. Абсолютное сокращение масштабов инвестиций оказало крайне негативное влияние на сопряженные производства капитальных товаров. С уменьшением заказов ОАО «РЖД» за январь–май 2009 г. производство магистральных тепловозов сократилось относительно аналогичного периода предыдущего года на 16,7%, вагонов грузовых – на 56,1%, вагонов пассажирских – на 26,0%. Вместе с тем, динамика инвестиций в транспорт поддерживалась увеличением объемов финансирования приоритетных проектов по развитию трубопроводного транспорта. Инвестиции в трубопроводный транспорт по сравнению с I кварталом 2008 г. увеличились в 1,47 раза, а их доля в структуре инвестиций в основной капитал в целом по экономике повысилась на 4.9 п.п. до 13,3%. Необходимо отметить, что успешная реализация программ развития трубопроводного транспорта тесно корреспондирует с динамикой развития сопряженных производств металлургического и машиностроительного комплексов. Сохранение спроса на отдельные виды продукции определили меньшую глубину спада инвестиций в металлургическое производство (98,7% к I кварталу 2008 г.) относительно динамики инвестиций в экономику и обрабатывающее производство. На фоне сохранения спроса на услуги торговли в 2006–2008 гг. и I квартале 2009 г. наблюдалось перераспределение инвестиций по видам деятельности на фоне расширения материально-технической базы розничной торговли и торговли автотранспортными средствами. Инвестиции в розничную торговлю по сравнению с январем–мартом 2008 г. увеличились на 11,8%, а в торговлю автотранспортными средствами сохранились на прежнем уровне.

Изменения структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в промышленности определялись сдержанным снижением темпов в обрабатывающем производстве (97,8% к I кварталу 2008 г.) и положительной динамикой в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (100,6%). Спад инвестиционной активности в добыче полезных ископаемых в I квартале 2009 г. был более глубоким и составил 9,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. Несмотря на снижение инвестиций в основной капитал в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых на 12,2% относительно I квартала 2008 г., их доля в структуре инвестиций в основной капитал в промышленность в целом сохранилась примерно на уровне аналогичного периода предыдущего года и составила 40%. При низкой эффективности инвестиционной деятельности последних лет и формировании неблагоприятных тенденций воспроизводства минерально-сырьевой базы и ввода в эксплуатацию новых месторождений усиление спада инвестиций определяет дополнительные ограничения по преодолению негативных последствий кризиса. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что при сложившейся конъюнктуре мировых цен на топливно-энергетические ископаемые рентабельность их добычи в I квартале 2009 г. снизилась до 18,9% против 32,8% в аналогичный период предыдущего года, а рентабельность активов, соответственно, до 2,2% против 4,3%.

Доля обрабатывающих производств в структуре инвестиций в основной капитал в целом по экономике в I квартале 2009 г. составила в 19,1%, в инвестициях в промышленность – 40,6%. Вклад в поддержание инвестиционной активности в обрабатывающем производстве обеспечивался за счет увеличения инвестиций в производство нефтепродуктов (178,1% к январю–марту 2008 г.) в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (119,6%), производство целлюлозы, бумаги и картона (117,2%) и строительных материалов (100,9%) (рис. 4). В число производств с наиболее глубоким спадом инвестиционной деятельности входят химическое производство (65,7% к январю–марту 2008 г.), производство пищевых продуктов (77,6%), производство кожи и обуви (77,7%) текстильное производство (87,6%) и обработка древесины и производство изделий из дерева (88,9%). Анализ динамики и структуры инвестиций показывает, что характерным для российской экономики является низкая доля инвестиций в машиностроение. Доля инвестиций в производства, выпускающие капитальные товары, в I квартале 2009 г. составляла 2,5% и уменьшилась на 0.4 п.п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Изменение доли инвестиций в машиностроение определялось, главным образом, сокращением инвестиций в производство транспортных средств на 21,1% по сравнению с I кварталом 2008 г. и в производство машин и оборудования – на 2,0%. При сложившейся возрастной, технологической и воспроизводственной структуре основного капитала низкие темпы инвестирования в машиностроительные производства остаются фактором, сдерживающим темпы развития производств по выпуску конечных и промежуточных товаров. В ситуации резкого падения выпуска и сложившейся структуры отечественного производства инвестиционных товаров импорт остается одним из основных источников обновления основного капитала, реконструкции и модернизации производства. Заметим, что даже в условиях острой фазы кризиса инвестиции в приобретение импортного оборудования и машин сохранили положительную динамику, что позволило ослабить негативное влияние резкого свертывания производства машин, оборудования и транспортных средств.

Заключение.

Таким образом, в современных условиях одним из ключевых вопросов государственной политики России, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности на мировом рынке является вовлечение в сферу конкуренции не только ее рынков сырья, товаров, услуг, но и сферу обращения капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим возникает проблема оценки позиций России на международном рынке инвестиций.

По оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России - неэффективная система управления; не стабильная и не отвечающая современным требованиям кредитно-финансовая система. Но есть и сильные стороны – научно-технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование их позволит повысить ее конкурентные возможности. Что касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие позиции здесь могут занимать такие сферы экономики, как аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.

Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к ВТО, углубление сотрудничества с ЕС и трансформация экономических связей в рамках СНГ), так и регионально-отраслевых ориентиров.

Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должны быть направлены на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.

Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет уровень социально-экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутрирегиональных источников инвестиций объемы внешних поступлений не позволят регионам выйти из кризиса и обеспечить высокие темпы экономического роста.

Динамика инвестиционных процессов как в стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженностей предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.

Все это формирует неблагоприятный инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.

Чтобы повысить степень экономической свободы России необходимо кардинальная перестройка: торговой политики, налоговой нагрузки, денежной политики через снижение инфляции, банковского и финансового секторов, системы защиты собственности, государственного регулирования (упрощение процедур лицензирования и регистрации бизнеса, снижение коррумпированности чиновников и сокращение требований, порождающих дополнительную нагрузку на бизнес).

Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности РФ характеризует процесс вложения капитала в экономику страны как высоко рисковый, что обуславливает повышенные требования к его доходности. Однако оценки большой группы факторов, определяющих возможности ведения эффективного бизнеса в РФ, политическую ситуацию, защиту собственности и коррумпированность, характеризуют инвестиционный климат в России как неблагоприятный относительно большинства других стран мира. Поэтому пока в стране не будут созданы благоприятные, реально привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли и регионы, зарубежный капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение рынкам развивающихся стран, предлагающих более выгодные условия.

Таким образом, активизация инвестиционного процесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предполагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми и перерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главные отрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировых конкурентов.

Литература

1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : ФЗ № 39-ФЗ от 25.02.1999 г

2. Белоусова О. Государственные инвестиционные программы // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 5. С. 82 – 92.

3. Борисов А. И. Инвестиционная политика государства в рыночной экономике // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 4. С. 325 – 327.

4. Гребенюк А. Новые механизмы формирования региональной инвестиционной политики // Налоги. 2007. № 5. С. 26 – 35.

5. Исабекова О. Инвестиционная политика и её составляющая // Инвестиции в России. 2007. № 9. С. 25 – 31.

6. Рожков Ю. В., Степанова В. С., Сарварова Е. П. Инвестиции : учеб. пособие. – Хабаровск : ХГАЭП, 2007. – 120 с.

7. Три стадии страховых инвестиций: инвестиционная политика // Эксперт. 2007. № 22. С. 110 – 113.